ГУДЗОН, ГЕНРИ (Hudson, Henry) (ок. 1565-1611), также Хадсон, английский мореплаватель. Точное место и дата его рождения неизвестны, однако в документах того времени он значится как "Генри Гудзон, англичанин". Достоверные факты его биографии относятся лишь к последним четырем годам жизни — с апреля 1607 по июнь 1611. Впрочем, Гудзон приобрел репутацию опытного мореплавателя еще до 1607, когда ему было поручено возглавить экспедицию для поиска прохода в Китай через Северный полюс. Средства были предоставлены английской Московской компанией, основанной в 1555 Себастьяном Каботом и еще одним Генри Гудзоном (вероятно, однофамильцем). 1 мая 1607 Гудзон отплыл на корабле "Хоупвелл" из Грейвсенда с командой из 10 человек и сыном-подростком Джоном. В июне судно добралось до берега Гренландии; не обнаружив прохода на север, Гудзон поплыл на восток и 27 июня достиг Шпицбергена (Свальбарда). Он безуспешно пытался пробиться дальше на восток через ледяные поля, однако 15 сентября ему пришлось повернуть назад. По пути Гудзон случайно открыл остров Ян-Майен, который назвал Хадсонс-Тачс. Второе путешествие Гудзон совершил также на средства Московской компании с целью открытия прохода в Китай между Шпицбергеном и Новой Землей; однако снова не смог пробиться сквозь льды.
Похоже, эти две неудачные попытки отбили у Московской компании желание найти более короткий торговый путь в Китай. В 1609 Гудзон заключил контракт с голландской Ост-Индской компанией, желавшей найти проход на Дальний Восток севернее Новой Земли. Гудзон вышел из Амстердама в апреле 1609 на корабле "Хаф-Мун". После того как они обогнули мыс Нордкап в Норвегии, команда, не выдержав суровых погодных условий, взбунтовалась, и Гудзон предложил морякам на выбор — искать проход через Девисов пролив либо плыть к американскому побережью вдоль 40° с.ш., где, судя по записям и картам, предоставленным капитаном Джоном Смитом из Виргинии, существовал проход на запад. Команда приняла последний план. Достигнув в начале июля Ньюфаундленда, Гудзон направился на юг до Чесапикского залива, затем повернул на север, вошел в реку Делавэр, но вскоре повернул назад и проследовал вдоль берега Нью-Джерси до бухты Лоуэр-Бей (на побережье которой расположен современный Нью-Йорк). Простояв на якоре у Санди-Хука 12 дней, вошел в пролив Нарроус, поплыл вверх по реке, ныне носящей его имя, и дошел до того места, где теперь находится Олбани. На лодках Гудзон двинулся дальше на север, возможно в район Троя, все еще надеясь найти проход в южные моря. 4 октября 1609 "Хаф-Мун" направился в Англию с намерением ненадолго остановиться там перед возвращением в Голландию. Однако после того, как Гудзон причалил в Дартмуте, ему приказали не покидать Англию. Тем не менее "Хаф-Мун", а также отчеты и карты Гудзона были переданы голландской Ост-Индской компании, которая уже в следующем году развернула торговлю в районе реки Гудзон.
Четвертое и последнее плавание Гудзона было предпринято в интересах группы лондонских купцов и предпринимателей. Отплыв из Лондона 17 апреля 1610 на парусном судне "Дискавери" с намерением открыть Северо-Западный проход в Тихий океан, Гудзон в июне увидел берега Гренландии, а в июле прошел через пролив, названный впоследствии его именем. В августе он открыл Гудзонов залив, где в течение многих недель безуспешно пытался найти проход в Тихий океан. В конце концов его корабль вмерз в лед. Команда организовала заговор против Гудзона. В июне 1611, через три дня после освобождения судна из ледового плена, мятежники посадили Гудзона с сыном Джоном и семью верными ему членами команды в небольшую шлюпку. "Дискавери" вернулся в Англию через два месяца, Гудзон и его спутники погибли.
Литература:
Моуэт Ф. Испытание льдом. М., 1966
Похоже, эти две неудачные попытки отбили у Московской компании желание найти более короткий торговый путь в Китай. В 1609 Гудзон заключил контракт с голландской Ост-Индской компанией, желавшей найти проход на Дальний Восток севернее Новой Земли. Гудзон вышел из Амстердама в апреле 1609 на корабле "Хаф-Мун". После того как они обогнули мыс Нордкап в Норвегии, команда, не выдержав суровых погодных условий, взбунтовалась, и Гудзон предложил морякам на выбор — искать проход через Девисов пролив либо плыть к американскому побережью вдоль 40° с.ш., где, судя по записям и картам, предоставленным капитаном Джоном Смитом из Виргинии, существовал проход на запад. Команда приняла последний план. Достигнув в начале июля Ньюфаундленда, Гудзон направился на юг до Чесапикского залива, затем повернул на север, вошел в реку Делавэр, но вскоре повернул назад и проследовал вдоль берега Нью-Джерси до бухты Лоуэр-Бей (на побережье которой расположен современный Нью-Йорк). Простояв на якоре у Санди-Хука 12 дней, вошел в пролив Нарроус, поплыл вверх по реке, ныне носящей его имя, и дошел до того места, где теперь находится Олбани. На лодках Гудзон двинулся дальше на север, возможно в район Троя, все еще надеясь найти проход в южные моря. 4 октября 1609 "Хаф-Мун" направился в Англию с намерением ненадолго остановиться там перед возвращением в Голландию. Однако после того, как Гудзон причалил в Дартмуте, ему приказали не покидать Англию. Тем не менее "Хаф-Мун", а также отчеты и карты Гудзона были переданы голландской Ост-Индской компании, которая уже в следующем году развернула торговлю в районе реки Гудзон.
Четвертое и последнее плавание Гудзона было предпринято в интересах группы лондонских купцов и предпринимателей. Отплыв из Лондона 17 апреля 1610 на парусном судне "Дискавери" с намерением открыть Северо-Западный проход в Тихий океан, Гудзон в июне увидел берега Гренландии, а в июле прошел через пролив, названный впоследствии его именем. В августе он открыл Гудзонов залив, где в течение многих недель безуспешно пытался найти проход в Тихий океан. В конце концов его корабль вмерз в лед. Команда организовала заговор против Гудзона. В июне 1611, через три дня после освобождения судна из ледового плена, мятежники посадили Гудзона с сыном Джоном и семью верными ему членами команды в небольшую шлюпку. "Дискавери" вернулся в Англию через два месяца, Гудзон и его спутники погибли.
Литература:
Моуэт Ф. Испытание льдом. М., 1966
University of Southern Maine http://usm.maine.edu/maps/exhibit15/15-04.htm
after John Collier (artist), England, 1850-1934
The Graphic (publisher)
The Last Voyage of Henry Hudson
from The Graphic, January 7, 1882
engraving
Courtesy of the Osher Map Library and Smith Center for Cartographic Education at the University of Southern Maine, OML-1882-18
Image: 15.023