Гудзон Генри (Hudson, Henry) (ок. 1565-1611)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Гудзон Генри (Hudson, Henry) (ок. 1565-1611)

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Июнь 2009 19:07

Онлайн Энциклопедия «Кругосвет»

ГУДЗОН, ГЕНРИ (Hudson, Henry) (ок. 1565-1611), также Хадсон, английский мореплаватель. Точное место и дата его рождения неизвестны, однако в документах того времени он значится как "Генри Гудзон, англичанин". Достоверные факты его биографии относятся лишь к последним четырем годам жизни — с апреля 1607 по июнь 1611. Впрочем, Гудзон приобрел репутацию опытного мореплавателя еще до 1607, когда ему было поручено возглавить экспедицию для поиска прохода в Китай через Северный полюс. Средства были предоставлены английской Московской компанией, основанной в 1555 Себастьяном Каботом и еще одним Генри Гудзоном (вероятно, однофамильцем). 1 мая 1607 Гудзон отплыл на корабле "Хоупвелл" из Грейвсенда с командой из 10 человек и сыном-подростком Джоном. В июне судно добралось до берега Гренландии; не обнаружив прохода на север, Гудзон поплыл на восток и 27 июня достиг Шпицбергена (Свальбарда). Он безуспешно пытался пробиться дальше на восток через ледяные поля, однако 15 сентября ему пришлось повернуть назад. По пути Гудзон случайно открыл остров Ян-Майен, который назвал Хадсонс-Тачс. Второе путешествие Гудзон совершил также на средства Московской компании с целью открытия прохода в Китай между Шпицбергеном и Новой Землей; однако снова не смог пробиться сквозь льды.

Похоже, эти две неудачные попытки отбили у Московской компании желание найти более короткий торговый путь в Китай. В 1609 Гудзон заключил контракт с голландской Ост-Индской компанией, желавшей найти проход на Дальний Восток севернее Новой Земли. Гудзон вышел из Амстердама в апреле 1609 на корабле "Хаф-Мун". После того как они обогнули мыс Нордкап в Норвегии, команда, не выдержав суровых погодных условий, взбунтовалась, и Гудзон предложил морякам на выбор — искать проход через Девисов пролив либо плыть к американскому побережью вдоль 40° с.ш., где, судя по записям и картам, предоставленным капитаном Джоном Смитом из Виргинии, существовал проход на запад. Команда приняла последний план. Достигнув в начале июля Ньюфаундленда, Гудзон направился на юг до Чесапикского залива, затем повернул на север, вошел в реку Делавэр, но вскоре повернул назад и проследовал вдоль берега Нью-Джерси до бухты Лоуэр-Бей (на побережье которой расположен современный Нью-Йорк). Простояв на якоре у Санди-Хука 12 дней, вошел в пролив Нарроус, поплыл вверх по реке, ныне носящей его имя, и дошел до того места, где теперь находится Олбани. На лодках Гудзон двинулся дальше на север, возможно в район Троя, все еще надеясь найти проход в южные моря. 4 октября 1609 "Хаф-Мун" направился в Англию с намерением ненадолго остановиться там перед возвращением в Голландию. Однако после того, как Гудзон причалил в Дартмуте, ему приказали не покидать Англию. Тем не менее "Хаф-Мун", а также отчеты и карты Гудзона были переданы голландской Ост-Индской компании, которая уже в следующем году развернула торговлю в районе реки Гудзон.

Четвертое и последнее плавание Гудзона было предпринято в интересах группы лондонских купцов и предпринимателей. Отплыв из Лондона 17 апреля 1610 на парусном судне "Дискавери" с намерением открыть Северо-Западный проход в Тихий океан, Гудзон в июне увидел берега Гренландии, а в июле прошел через пролив, названный впоследствии его именем. В августе он открыл Гудзонов залив, где в течение многих недель безуспешно пытался найти проход в Тихий океан. В конце концов его корабль вмерз в лед. Команда организовала заговор против Гудзона. В июне 1611, через три дня после освобождения судна из ледового плена, мятежники посадили Гудзона с сыном Джоном и семью верными ему членами команды в небольшую шлюпку. "Дискавери" вернулся в Англию через два месяца, Гудзон и его спутники погибли.

Литература:
Моуэт Ф. Испытание льдом. М., 1966



 The Last Voyage 15.023.jpg
University of Southern Maine http://usm.maine.edu/maps/exhibit15/15-04.htm

after John Collier (artist), England, 1850-1934
The Graphic (publisher)
The Last Voyage of Henry Hudson
from The Graphic, January 7, 1882
engraving
Courtesy of the Osher Map Library and Smith Center for Cartographic Education at the University of Southern Maine, OML-1882-18
Image: 15.023
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11084
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Гудзон Генри (Hudson, Henry) (ок. 1565-1611)

Сообщение Иван Кукушкин » 09 Июль 2009 16:14

"Знаменитые мореплаватели" http://famous-seafarers.ru/sitemap.shtml
Видимо это выложенная без указания авторов книга:
"100 великих мореплавателей". Составители: Е.Н.Авадяева, Л.И.Зданович. // "Вече" Москва 2000

Генри Гудзон

О Генри Гудзоне (1550-1611) нам известно очень мало. Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, весьма грамотным и знающим моряком, в противном случае Лондонская "Московитская компания" (также называвшаяся "Русской компанией"; организована в Лондоне Себастьяном Каботом и другими лондонскими купцами для систематической торговли с Россией. Направила несколько экспедиций на поиски Северо-восточного прохода) не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку.

В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в Китай и Индию через Арктику, в обход испанских и португальских владений. Гудзон направился сначала на север вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на ледяной барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (теперь Шпицберген).

Здесь ему удалось пройти до 80° северной широты Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена.

В 1608 году Гудзон совершил второе путешествие в Арктику с той же целью, что и в первый раз открыть Северо-восточный проход в Китай и Индию. В поисках свободной ото льда воды он попал в часть моря между Шпицбергеном и Новой Землей. До него этой дорогой пытался пройти голландский мореплаватель Биллем Баренц. Не сумев прорваться на северо-восток, Гудзон еще раз попытал счастья на северо-западе, но и здесь вынужден был отступить перед грозным фронтом ледяных полей.

Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне "Хальф-Моон". Гудзону была предоставлена свобода выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже снова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали "Хальф-Моон". Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати человек начались ссоры, настроение было возбужденное, готовился бунт. Гудзон предложил два варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, около 60° северной широты имелся пролив, или искать путь севернее, через нынешний пролив Дейвиса. Решили искать дорогу, которую указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался отыскать несуществующую дорогу в Китай.

В июне, когда "Хальф-Моон" был недалеко от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести меновую торговлю, а море богато треской. После этого он еще два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона).

Гудзон обогнул этот мыс и в августе подошел к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива здесь не оказалось, и Гудзон вновь повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город Олбэни, он убедился, что этот путь не ведет в Китай.

В том же году другой европейский исследователь, француз Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озеро, носящее его имя, подойдя к тому же месту, где находился Гудзон, только с другой стороны. Их разделяли всего 150 километров.

У Гудзона опять возникли недоразумения с командой, и он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь "Хальф-Моон" был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их делать в пользу своего собственного отечества.

Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно "Дискавери" ("Открытие") водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром и это недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером "Дискавери" незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком.

17 апрели 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему "наблюдателя". Уже на переходе к Исландии поднялся ропот среди команды, с которой капитан и на этот раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета - Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унга-ва, затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора.

2 августа у 63°20' северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство - свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: "Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.

Остальное через полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, моряк с "Дискавери". За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан На самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер). В конце сентября, пройдя на юг по мнимому проливу более 1200 километров, моряки попали в сравнительно небольшой залив (Джеймс).

Среди команды вспыхнуло недовольство, и Гудзон высадил на берег и оставил там погибать моряка, которого считал главным смутьяном В ноябре у южного берега залива, у 53° северной широты, судно было окружено льдами и выброшено на берег. Зимовка проходила в сносных условиях топлива вполне хватало, а успешная охота на птицу позволяла хорошо питаться.

В середине июня следующего, 1611 года судно спустили на воду и начали медленно продвигаться на север. Через неделю недовольство команды перешло в открытое возмущение, 22 июня бунтовщики бросили в лодку Генри Гудзона, мальчика - его сына, помощника штурмана и еще шесть человек, верных капитану, и оставили их на произвол судьбы - без оружия и без продовольствия. Единственный уцелевший офицер - штурман Роберт Байлот - осенью 1611 года привел "Дискавери" обратно в Англию. На родину вернулись 13 человек, по другим данным - восемь. К капитану-неудачнику пришла редкая посмертная слава. "Большая Северная река", открытая до него, названа его именем - рекой Гудзон, пролив, открытый С Каботом, Гудзоновым проливом, море, ставшее его могилой, - Гудзоновым заливом.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11084
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения