Когда читаешь о зимовке
пилота Кошелева в бухте Тихой на ЗФИ, невольно вспоминаешь Роберта Пири, который в одной из 5-ти попыток покорить Северный полюс отморозил ноги и лишился 8 пальцев, или Роберта Скотта замёрзшего на обратном пути с Южного полюса... А ведь это не художественное произведение, а официальный документ.
РГАЭ. Ф. 9570, оп.2. Д. 1966. 1 банка ф/к.
Отчёт УВС за 1934 год. ...
Л. 27.
Полёты на зимовках. В 1934 году зимовочные авиабазы имелись в б. Тихая, м. Челюскин, м. Шмидта, сел. Уэлен и б. Провидение.
а) ЗФИ (б. Тихая). В б. Тихой с осени 1933г. находились с-ты АШ2 Н-20,
У2 Н-18; пилот Кошелев М.К. и б/м Плосконосов.
Осенью 1934 г. на шхуне «Ленсовет» на смену прибыли пилот Волосюк и б/м Тарковский.
На п/х «Таймыр» 20 августа был доставлен на замену выбывшего самолёта – самолёт У2 опознавательный знак Н-36.
Самолёт Н-18 был собран в ангаре 22.1
(0?), т.к. ангар был в незаконченном виде, то из-за сильных морозов работать в нём было трудно (30-36 градусов мороза) и много времени уходило на вспомогательные работы. …
Регулировка самолёта и мотора закончилась к 12.11.
12.11 был сделан пробный полёт на 20 метров, после чего погода испортилась.
17.11 пилот Кошелев сделал полёт на высоту для испытания самолёта, взяв с собой и метеорограф. Полёт начался в благоприятных условиях погоды, но затем началась пурга и, несмотря на двукратные попытки пилота пройти сквозь пургу, он не мог выйти на б. Тихую. Выждав некоторое время в воздухе, пилот Кошелев пошёл на посадку и сел на южном склоне купола Гуккера, как оставшемся ещё достаточно освещённым.
При посадке самолёт сильным ветром стало разворачивать и из-за попадания одной лыжи в заструг машина развернулась на 180 градусов, причём получила капот.
До вечера 20.11 пилот Кошелев оставался около самолёта, делал дважды попытки идти в б. Тихую, но возвращался из-за пурги. Вечером 20.11 он вышел и, не доходя ½ км. до зимовки встретил людей, которые его уже несколько дней разыскивали.
У т. Кошелева оказались обморожены пальцы на обеих ногах и в последствии были ампутированы там же в б. Тихой.
Самолёт Н-18 был доставлен 5.4 в б. Тихую, причём он как аварийный был исключён из эксплуатации. В июне месяце, оправившийся после операции пилот Кошелев собрал свой второй самолёт АШ2 Н-20.
23 и 24 июня были сделаны пробные и тренировочные полёты. 24-го же были начаты полёты по ледовой разведке и по обслуживанию полярной станции.
Пилотом Кошелевым было сделано всего на АШ2 58 полётов, из них: до 3.7 на лыжах – 37, и с воды с 14.7 до 6.9 – 21 полёт.
15 полётов было сделано по ледовой разведке;
5 полётов с 5-ю посадками на купол Гуккера и в других местах, по связи с санной экспедицией, по вывозке геологических экспонатов и по переброске геодезистов и начальника зимовки к месту работы санной экспедиции;
5 полётов по подысканию в Архипелаге посадочных площадок на местах и попутной заброской запаса продовольствия;
2 полёта для заброски продовольствия на запасные базы;
3 полёта по встрече зверобойной шхуны «Ленсовет» и по переброске с неё в б. Тухую вновь прибывших: пилота, бортмеханика и наблюдателя;
3 полёта по ознакомлению вновь прибывшего пилота с условиями работы и местностью; один из этих полётов вместе с тем произведён и по разведке зверя.
Пилот Кошелев налетал на зимовке 50 часов 28 минут.
4-го августа к ЗФИ подошла шхуна «Ленсовет», на которой прибыла смена экипажа.
После передачи самолёта новый экипаж с 12.8 начал полёты главным образом по обслуживанию «Ленсовета».
(возникли сомнения в датах. То ли дело было в январе-феврале 1934г. - отчёт-то за 1934год, то ли в ноябре 1933г. Я списал, как напечатано, кроме (0?).