Юмашев Андрей Борисович (1902-1988)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Юмашев Андрей Борисович (1902-1988)

Сообщение Иван Кукушкин » 11 Июнь 2009 02:34

Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp

 YumashevAB.jpg
Юмашев Андрей Борисович
31. 3. 1902 - 20. 5. 1988
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 01.09.1937 ( медаль № 54)

Памятники
Надгробный памятник
Мемориальная доска в посёлке Чкаловский

Юмашев Андрей Борисович - лётчик-испытатель Научно-испытательного института Военно-Воздушных Сил (НИИ ВВС).

Родился 18 (31) марта 1902 года в Петербурге в семье служащего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Учился в гимназии, реальном училище, художественной школе.

В 1918 году добровольцем вступил в Красную Армию. Был артиллеристом. Воевал на Южном фронте. В 1923 году окончил Егорьевскую военную авиационную школу лётчиков, в 1924 году - Борисоглебскую и Серпуховскую авиашколах. Во время учения увлёкся планеризмом. Построил планёр собственной конструкции, на котором в 1925 году на соревнованиях в Коктебеле завоевал одно из призовых мест.

С 1927 года работал лётчиком-испытателем в НИИ ВВС. Одним из первых освоил полёты на большой высоте. В 1936 году установил ряд рекордов высоты полёта с грузом.

12 июля 1937 года в 3.23 экипаж в составе М.М. Громова, А.Б. Юмашева и С.А. Данилина стартовал на АНТ-25 с подмосковного аэродрома и взял курс на север. Первым за штурвал сел командир экипажа Громов. Затем его сменил второй пилот Юмашев. Вскоре погода испортилась и лететь пришлось вслепую. При подходе к острову Колгуеву, где находился спортивный комиссар FAI, пришлось снизиться до 400 метров, чтобы выйти из облаков.

Штурман Данилин сбросил вымпел и самолёт продолжил свой путь. Менее, чем через сутки полёта был пройден Северный полюс. Пройдя над территорией Канады, Юмашев взял курс на Тихий океан. Данилин наладил связь с Сан-Франциско, Лос-Ажелосом и другими городами. Для ориентира американские радиостанции начали передавать русские мелодии. Но вскоре погода снова испортилась: побережье окутал туман.

Тогда экипаж принял решение лететь дальше на юг - до Мексики. Но с земли поступила команда садиться в США. Начали искать подходящую площадку. Вскоре в 3 км от города Сан-Джасинто лётчики обнаружили поле, на котором паслось стадо коров. Громов взял управление на себя и с первого захода совершил посадку. Пробыв в воздухе 82 ч. 17 мин. самолёт преодолел 10148 км. Это достижение было зарегистрировано FAI как новый мировой рекорд.

После перелёта экипаж совершил трёхнедельное турне по американским городам, проведя множество официальных и неофициальных встреч с американцами. В Вашингтоне состоялась встреча с президентом Рузвельтом. Мэр Лос-Анжелеса объявил Громова, Данилина и Юмашева почётными гражданами города. О перелёте писали все газеты мира (кроме немецких: Геббельс запретил даже упоминать о перелёте), оценивая перелёт как важное достижение советской авиации.

За этот перелёт Юмашеву Андрею Борисовичу 1 сентября 1937 года присвоено звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ему вручена медаль "Золотая Звезда" № 54.

В 1937 году отважный лётчик избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. В 1940-1941 годах был заместителем начальника ЛИИ.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Служил в авиации ПВО. Во время обороны Московы командовал эскадрильей, затем 237-м истребительным авиационным полком. Летом 1943 года назначен командиром истребительного авиакорпуса. Ему присвоено звание генерал-майор авиации. Участвовал в Курской битве, в освобождении Крыма. Позже был заместителем командующих 1-й и 3-й воздушных армий, командующим ВВС Восточного фронта ПВО. С 1944 года был начальником управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки ВВС.

В 1946 году по состоянию здоровья ушёл в отставку. Жил в Алупке (Крым), занимался художественным творчеством. В 1946 году принят в Союз художников СССР. Вместе с художником Фальком совершил ряд поездок по Средней Азии, изображая исторические памятники Самарканда и Бухары, портреты людей Востока. Организовал четыре персональные выставки своих работ (пятая состоялась уже после его смерти в США в музее города Сан-Джасинто и была посвящена 50-летию перелёта экипажа Громова).

Скончался 20 мая 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды, медалями, в том числе медалью де Лаво (FAI).

Почётный гражданин городов Лос-Анджелес и Сан-Джасинто. Именем Героя названа улица в городе Славянск Донецкой области. В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

Биография предоставлена А.Е.Мельниковым

Источники
Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.
Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. Жуковский, 2001
Герои огненных лет. Книга 7. М.: Московский рабочий, 1984
Герои Советского Союза и России Северного АО г.Москвы. М., 2001
Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988
Громов М.М. На земле и в воздухе.
Данилин А.С. Через Северный полюс с мировым рекордом. - М., 1981.
Захорошко И. Лётчик,Герой,художник: Штрихи к портрету А.Б.Юмашева. Кр.Родины.200
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Юмашев Андрей Борисович (1902-1988)

Сообщение Иван Кукушкин » 04 Июль 2012 12:11

http://www.oldgazette.ru/pravda/15071937/text4.html
"Правда"
15 июля 1937г., №193 (7159), стр.4.

Изображение
АНДРЕЙ ЮМАШЕВ
О. КУРГАНОВ.

"Движение птицы всенгда должно быть над облаками,
дабы крыло не намокало и дабы имелась возможность
открыть больше стран".
(Леонардо да Винчи).


Вот как Андрей Борисович Юмашев стал летчиком, вот как закалил он свою волю.
О своей жизни Андрей Юмашев говорит со свойственной ему скупостью и лаконичностью: "Родился в Питере, воспитан в Красной Армии". В Питере Андрей учился в реальном училище, потом поступил в художественную школу. Он увлекался живописью и готовился в Академию художеств. Пятнадцатилетнему юноше - светловолосому и мечтательному - сулили художественное будущее. Но в годы революции Андрей решил сменить кисть художника на винтовку бойца, добровольно ушел в Красную Армию. Его зачислили в артиллерийский дивизион.

I
Еще будучи юнцом - в тысяча девятьсот девятнадцатом году - Андрей Юмашев уехал на Южный фронт. Жил в окопах, был бойцом, номером в артиллерийской батарее, разведчиком. Он выделялся своей находчивостью, спокойствием, смелостью. Молодой и проворный, он проникал в самые опасные места фронта, наблюдал за противником, всегда возвращался улыбающимся и невредимым. После разгрома Врангеля Андрей остался на Украине. Шла жестокая борьба с бандами Махно. Бойцы жили в состоянии вечной тревоги. Шли по пятам врага, окружали его, дрались, терпели поражения и побеждали. Люди любили свободу, и во имя человеческого счастья они не жалели своих жизней. Красная Армия пробудила в этих людях новые чувства, она привила им крепкую волю, решимость, отвагу, бесстрашие. Эти качества проверялись и оттачивались на войне, на фронте, в окопах, в смертельных схватках.
Он был молод, Андрей Юмашев, ему нехватало знаний. Он уже стал командиром-артиллеристом, ему нравилась математика артиллерийского боя: в одной цифре выражен глубокий стратегический смысл. После гражданской войны Андрей решил учиться. Вечерами он бродил по украинским степям и обдумывал: какое будущее избрать, какую новую цель перед собой поставить? Случай подсказал ему выбор. Андрея Юмашева послали на учебу в артиллерийско-техническую школу. Он приехал в Москву и с огорчением узнал, что в эту школу набор уже окончен. Надо было возвращаться в полк. Андрей стоял в комнате военного комиссара, повторяя про себя: "Какая неудача, какая неудача!"
Комиссар взглянул на этого высокого, светловолосого и загорелого человека, успокоил его:
- Вы еще очень молоды, артиллерийская школа от вас не уйдет... Впрочем, а не хотите ли вы стать авиатором?
Перед ним открывалась новая жизнь.
В школе летчиков инструктора звали Карп. Это был низкорослый и медлительный человек, но у него были легкие крылья. Его прозвали "ласточкой". Карп приучал людей к воздуху, наделял их хладнокровием и выдержкой. Был строг, и придирчив, всегда и всюду требовал точности и точности. Когда Андрей Юмашев в первый раз улетел без "легких крыльев ласточки", без Карпа, сверкало теплое мартовское солнце. Это было в тысяча девятьсот двадцать четвертом году.
Юмашев попросил научить его высшему пилотажу. В те годы это было пределом человеческих дерзаний: "мертвая петля". Учителем был выделен летчик Рейтер. Андрей Юмашев принадлежал к числу людей увлекающихся и страстных, целиком отдающихся своему любимому делу. Вскоре Юмашев умел не только летать, но и "кувыркаться" в воздухе: петлил, описывал глубокие восьмерки, делал боевые развороты, переворачивался через крыло, уходил в штопор, пикировал, скользил вниз, быстро теряя высоту, парашютировал на самолете, удерживая машину на малой скорости.
- Куда бы вы хотели ехать, в какую часть? - спросили Юмашева, когда он окончил школу.
Андрей Юмашев подумал несколько мгновений, улыбнулся и тихо ответил: - Если можно, - в истребительную!

II
Жизнь среди летчиков-"истребителей" оказала большое влияние на формирование характера Андрея Юмашева, "Истребитель" должен отличаться упорством и настойчивостью. Человек, летающий на скоростном истребителе, должен не только мастерски владеть своей машиной, но и в совершенстве владеть своими нервами, сердцем, чувствами. В бою истребитель стремится "прижать к земле" противника, заставить снизиться или разбить его в воздухе, обезоружить или уничтожить. Истребитель должен быстро подняться ввысь над врагом или расстреливать его в упор. Два самолета несутся друг против друга, и побеждает тот, кто крепче волей, кто более смел и настойчив, а погибает тот, кто хоть на сотую мгновения усомнился в своей силе, дрогнул, выпустил "из рук свои нервы". Советские истребители тем сильны и непобедимы, что они управляются летчиками, вооруженными большевизмом, людьми, которые по природе своей, по характеру воспитания не могут дрогнуть, не могут отступить. И в окружении таких людей начал свою авиационную жизнь Андрей Юмашев. Нужно было вместе со всей эскадрильей подниматься на большую высоту. Долго пикировать, приучить себя к быстрой, мгновенной реакции и ориентации. В любых положениях самолета метко стрелять, прекрасно владеть искусством высшего пилотажа. В истребительной авиации были тогда лучшие летчики. Они создали традиции непрестанного совершенствования и движения вперед. У входа в ангар висел лозунг: "Летчик-истребитель, учись!" Не довольствуясь своими знаниями, Юмашев перешел в высшую школу воздушного боя и успешно окончил ее. Он вернулся в отряд, в эскадрилью, возмужалый, серьезный, сосредоточенный. Теперь уже и он учил молодых пилотов. Поднимался с ними в воздух, показывал сложные боевые операции, в воздухе экзаменовал и испытывал летчиков, а на земле говорил им:
- Запомните: у вас есть нервы, но когда нужно, они должны стать железными.
Андрей Юмашев находил еще время для конструкторской работы, вместе с летчиком Грибовским строил планеры. И уже в 1925 году планерист Юмашев выступил на международных планерных состязаниях в Коктебеле. Вскоре после этого Юмашева пригласили в Научно-исследовательский институт военно-воздушных сил Красной Армии.
Здесь он встретился с другим летчиком, человеком большой авиационной культуры и большого мастерства - Михаилом Громовым. Здесь он приобрел новую профессию: летчика-испытателя.

III
Испытание новых машин - дело сложное, опасное и трудное. У летчика-испытателя каждый день жизни равен подвигу. Семьдесят два типа новых самолетов испытывал Андрей Юмашев. Семьдесят две конструкции выдерживали придирчивый экзамен летчика-испытателя. Все самолеты подчинены единым аэродинамическим законам. Но у каждой машины есть свой характер, свои особенности, свои качества. Юмашев поднимал самолет в воздух и оставался с ним наедине. Он разговаривал с самолетом на своем особом языке, оживлял приборы, которые становились чувствительными и послушными, испытывал самолет на скорость, на маневренность, на грузопод'емность, на дальность. Самолет, впервые поднятый в воздух, может развалиться, обнаружив ошибку конструктора или погрешность завода, - и тогда летчик должен спасаться на парашюте. К этому он всегда должен быть приготовлен. В воздухе, во время испытательных полетов, Андрей Юмашев все время находился лицом к лицу с опасностью. И профессия испытателя выработала в нем хладнокровие и самообладание.
Блестящий дальний полет Юмашев совершил на четырехмоторном самолете "АНТ-6". Летчик вел тяжелую машину во время полета Я.И. Алксниса в Прагу. День был дождливый, над Чехословакией полная облачность, Карпаты были закрыты облаками. Но откладывать полет нельзя было, и Юмашев провел свой корабль по приборам, идя по узкому "коридору", который был вычерчен у штурмана Данилина на карте.
В Праге советским летчикам продемонстрировали спортивный самолет. На нем совершались продолжительные полеты вверх колесами. Юмашев сразу заинтересовался этим самолетом. Ему любезно разрешили взлететь. И к всеобщему удивлению советский летчик проделал сразу весь пилотаж, который демонстрировался чехословацкими авиаторами. Впервые он совершил обратную мертвую петлю - вверх колесами.
Во время полета из Праги в Москву - снова в тумане, в облаках, вслепую - Юмашев решил начать высотные полеты. Уходя от тумана, летчик поднял свой самолет на большую высоту. У него мелькнула мысль: значит, на этой машине можно итти вверх с грузом. Надо испытать! И Андрей Юмашев увлекся "высотной идеей".
В Щелкове, на белой, залитой солнцем стене вывешен широкий разграфленный лист. Бесстрастной рукой выписаны в клетки этого листа мировые авиационные рекорды. Здесь сконцентрированы величественные результаты человеческого героизма, мужества и отваги. В этой таблице воля людей, их дерзость и страсть, таланты и знания переведены на язык сухих цифр. Две клетки листа перечеркнуты, и на то место, где значились имена итальянского летчика Антонини и французского летчика Люсиена Купэ, вписано имя майора Юмашева.
Всем памятно это: Андрей Юмашев нагрузил самолет "АНТ-6" пятью тоннами сухого песка и по прямой линии начал набирать высоту. Черный квадрат барограммы сохранил для истории авиации этот блестящий и тщательно продуманный взлет. Юмашев поднялся на высоту 8.102 метра и оставил позади себя французского летчика. Через несколько дней неутомимый и всегда увлеченный авиатор взял на борт самолета уж десять тонн и побил рекорд итальянского летчика. В тот же день товарищ Сталин поздравил Юмашева с достижением рекорда высоты на четырехмоторном самолете. "Желаю вам новых успехов", - писал товарищ Сталин. И летчик Андрей Юмашев вместе с Михаилом Громовым начал готовиться к этим успехам.
Андрей Юмашев переселился в Щелково. Вся жизнь вспомнилась ему. Теперь все способности, данные природой и приобретенные воспитанием, надо было собрать и подчинить их единой цели - перелету. Три дня надо было пробыть в воздухе. Вести самолет, трудиться, пробиваться сквозь циклоны, прокладывать новые пути, нести крылатую славу СССР через полюс, океан, из одного земного полушария в другое, через весь мир. Юмашев готовился к полету, как к самому большому событию в своей жизни. Этот внешне спокойный и сдержанный человек ходил возбужденный; каждый шаг его приобретал особый смысл; жизнь его была яркой и полнокровной, и он это с особой силой чувствовал в дни кануна старта. Человек чувств, но не внешнего их проявления, Андрей Юмашев уезжал отдыхать и успокаиваться в Москву, где его ждали его картины.
Накануне отлета Андрей Юмашев закрыл чехлами картины, начатые и недописанные, простился с родными и уехал в Щелково. Он был спокоен, он верил в успех. Машина испытана и крепка. Путь изучен и продуман. Командир самолета опытен, уверен в своих силах, смел, готов к любым испытаниям. Штурман, этот человек, мыслящий градусами и углами, пользуется славой искусного навигатора. А он сам, второй пилот? Он тоже готов к полету, ведь годами закалялась его воля, вырабатывались в нем черты, характер, которые присущи большевикам. "Желаю вам новых успехов", - писал ему Сталин. На рассвете двенадцатого июля Андрей Юмашев поднялся над землей, "поближе к солнцу", как любит он говорить, чтобы завоевать этот успех, благородно и гордо поднять его над всем миром.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Юмашев Андрей Борисович (1902-1988)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Ноябрь 2012 22:11

Фотография из музея Борисоглебского ВВАУЛ:
Фотография из музея Борисоглебского ВВАУЛ: : vip1934.jpg

Юмашев здесь тоже должен быть
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Юмашев Андрей Борисович (1902-1988)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Ноябрь 2012 22:14

Фотография из Музея Борисоглебского ВВАУЛ:
 IMGP2847.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Юмашев Андрей Борисович (1902-1988)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Ноябрь 2012 20:27

"АВИАЦИЯ И КОСМОНАВТИКА" №7 2002 г.

 20020-07 - 0001.jpg
 20020-07 - 0002.jpg
 20020-07 - 0003.jpg
 2002-7.jpg

Знаменитый летчик, известный художник

Имя Андрея Борисовича Юмашева, участника рекордного перелета из СССР в США через Северный полюс в составе экипажа Михаила Громова, известно сегодня каждому. Однако мало кто знает, что Андрей Борисович еще и профессиональный художник. В этом году авиационной общественностью широко отмечалось 100-летие со дня рождения этого необыкновенного человека.
Родился он в Санкт-Петербурге 31 марта 1902 года в семье Бориса Юмашева - дворянина и государственного чиновника по почтовому ведомству.
Учился в школе Общества поощрения и художеств и закончил ее в 1917 году. В 1918 году Андрей Юмашев доб-ровольно поступает на службу в 1-й мортирный артдивизион Петрограда, а по окончании артиллерийских курсов служит младшим командиром на Южном фронте и в частях Харьковского военного округа.
С 1923 г. начинается авиационная деятельность Андрея Борисовича. В январе 1923 г. он поступил в Егорьевскую теоретическую школу Воздушного флота, которую окончил в октябре того же года. Через эту школу прошли многие известные впоследствии летчики. Практическое обучение полетам он проходил в Липецке и Борисоглебске, а с начала 1925 г. по окончании в Серпухове Высшей авиационной школы “Стрельбом”, дававшей основы военного применения, Андрей Борисович - летчик 3-й истребительной авиаэскадрильи в Киеве.
В 20-е годы в стране большую популярность приобретает планеризм. Не остался в стороне от этого и Юмашев. В 1925 г. он спроектировал и построил одноместный рекордно -тренировочный планер “Ю-1”, на котором принял участие в III Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле, где получил второй приз за полет на дальность - 4, 8 км. В грамоте, врученной А. Б. Юмашеву, говорилось: "Награждая Вас призами и настоящей грамотой за полет дальностью 4, 8 км и за 13 посадок, сделанных без серьезных поломок, Президиум Союза Авиахим СССР приносит Вам искреннюю благодарность за Вашу плодотворную работу и просит продолжить ее в будущем".
И Андрей Борисович продолжил полеты на планерах. В 1928 г. на V Всесоюзных планерных состязаниях на планере "Гамаюн" B. C. Вахмистрова,
А. А. Дубровина и М. К. Тихонравова Юмашев установил два всесоюзных рекорда: дальности по прямой (14 км) и высоты над точкой взлета (375 мм). Им впервые в нашей стране было осуществлено парение в термическом потоке. Ныне планеристы состязаются в полетах на дальность лишь с использованием термических потоков, а в двадцатые годы парение проводилось лишь в горной местности в потоках обтекания.
Еще раз Андрей Борисович выступал на планерных состязаниях в 1929 г. на VI ВПС в Коктебеле, где на планере "Скиф" тех же авторов он установил новый всесоюзный рекорд высоты полета - 1520 м.
С мая 1926 г. по май 1927 г. Андрей Борисович - инструктор воздушного боя Серпуховской школы, а с мая 1927 г. старший лейтенант Юмашев - лётчик-испытатель НИИ ВВС, где он прослужил до 1935 г. Он испытывал самолеты, автопилоты, оборудование для слепых и ночных полетов, проводил испытания на штопор. Он провел государ-ственные испытания самолетов — истребителей И-2 Бис, И-3, И-4, разведчиков P-З, Р-6, бомбардировщика ТБ-3, транспортного самолета АНТ-9, экспериментального самолета Р. Л. Бартини "Сталь-6", на котором была получена скорость 420 км/час. В те годы самолеты-истребители имели скорость лишь 260 -270 км/час. С 1932 г. Андрей
Борисович - командир эскадрильи тяжелой бомбардировочной авиации НИИ ВВС.
В 1933 г. в ЦАГИ был построен самолет АНТ-25РД, предназначенный для установления рекорда на открытую дальность, для чего нужно было побить рекорд французских летчиков Росси и Кодоса - 9104 км. Для проведения ис-пытаний и дальних перелетов в НИИ ВВС были сформированы два экипажа. В первый входили М. М. Громов, А. И. Филин, И. Т. Спирин, во второй - А. Б. Юмашев, П. М. Стефановский, С. А. Данилин. Перед экипажами была постав-лена задача провести всестороннюю подготовку для установления мирового рекорда дальности беспосадочного полета по прямой. Так как протяженности территории нашей страны не хватало, то М. М. Громов и А. Б. Юмашев рассмотрели несколько вариантов маршрута перелета. Один из них - из Москвы через Европу и Атлантику в Северную Америку с посадкой в Нью- Йорке, другой - из Москвы в Австралию, но наиболее реальным казался так называемый "южный" маршрут через Европу, Северную Африку, Атлантику с посадкой в Бразилии. Этот маршрут был одобрен руководством страны, и его выполнение было намечено на осень 1936 г.
Подготовка к рекордному полету входила в решающую стадию, когда главный энтузиаст рекордного перелета М. М. Громов внезапно попадает в госпиталь с язвенным кровотечением желудка, что отстранило его от активной деятельности на целый год. Вот что рассказывает Андрей Борисович Юмашев о дальнейшем развитии этой темы:
"Весной 1935 г. произошли события, изменившие сложившуюся ситуацию. Меня вызвали на совещание к Орджо-никидзе, где было объявлено, что полярный летчик С. А. Леваневский просил разрешить ему лететь через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки на самолете АНТ-25, и правительство удовлетворило его просьбу. Вторым пилотом предложили лететь мне. Это предложение я отклонил, считая для себя невозможным лететь в такой ответственный полете летчиком, которого не знал ни как пилота, ни как человека. Леваневский на самолете АНТ-25 не летал и был не знаком с его особенностями. К тому же самолет в то время не был подготовлен к арктическим условиям. Этот маршрут требовал основательного изучения и разработки. И я высказал мнение, что такой полет в ближайшее время преждевременен. Но вопрос уже был решен... "
В 1936 г. у Андрея Борисовича произошло несколько знаменательных событий. В качестве командира экипажа самолета ТБ-3 он совершил полет в Прагу, сопровождая визит командующего ВВС Я. И. Алксниса. На самолете ТБ-3 Юмашев установил три международных рекорда:

11 сентября с грузом 5 000 кг поднялся на высоту 8102 м,
16 сентября с грузом 10 000 кг поднялся на высоту 6606 м,
20 сентября с грузом 12 000 кг поднялся на высоту 2700 м. После этого Андрей Борисович получил с нарочным большой пакет с сургучной печатью. На большом белом листе - всего четыре строки:
"Поздравляю с достижением рекорда высоты на четырехмоторном самолете АНТ-6.
Желаю Вам новых успехов.
Жму руку.
И. Сталин

За испытание новых самолетов Андрей Борисович был награжден легковым автомобилем "М-1".
Но были и менее радостные вести. В конце 1936 г. ввиду категорического отказа Бразилии пропустить наш самолет над своей территорией был поставлен крест на "южном" маршруте. В. П. Чкалов уже неоднократно обращался к И. В. Сталину с просьбой о перелете через Северный полюс в Америку, и, наконец, 25 мая 1937 г. он получил согласие на этот полет. Через несколько дней после того, как был решен вопрос о перелете В. П. Чкалова, из госпиталя вышел М. М. Громов и тотчас обратился к Сталину по вопросу о полете на побитие рекорда дальности. На этот раз и он также получил согласие на перелет. После кремлевского совещания экипаж Громова ( А. Б. Юмашев и С. А. Данилин) переехал на Щелковский аэродром, где уже в течение месяца на усовершенствованном самолете- дублере АНТ-25 готовился экипаж В. П. Чкалова (Г. Ф. Байдуков и А. С. Беляков).
В процессе ускоренной подготовки "опытного самолета к перелету он получил бортовой номер "No-25-1", в то время как дублер имел "No-25".
Поначалу было решено, что перелет будет осуществляться двумя самолетами. Сперва летит экипаж Чкалова, а через полчаса старт примет самолет Громова. А. Б. Юмашев писал о заключительном этапе так: " Оба экипажа были готовы, Но неожиданно был снят двигатель с самолета М. М. Громова (чье это распоряжение - осталось неизвестным) и переставлен на самолет Чкалова. Экипажу Громова представлялся другой двигатель. Но над ним надо было еще работать. Совместный старт состояться не мог".
Вероятно, во всех этих событиях сыграла роль политическая подоплека. Чкаловский экипаж имел подходящее классовое происхождение, благосклонность вождя, на бортах воздушного корабля оставалась надпись "Сталинский маршрут", все его участники были чле-нами ВКП(б). Члены Громовского экипажа такими анкетными данными не обладали. Двое из них - М. Громов и А. Юмашев - имели дворянское происхождение, а мать С. Данилина воспитывалась в богатой московской купеческой семье. Все трое были беспартийными.
Чкаловский экипаж вылетел в 1 час 04 минуты по Гринвичу 18 июня 1937 г.. Встретившись в полете с огромными трудностями (прохождение трех циклонов в слепом полете, обледенение, недостаток кислорода, большой обход в океан в районе пересечения Скалистых гор). 20 июня в 16. 20 по Гринвичу В. П. Чкалов посадил самолет на северной границе США в городке Ванкувер. Время полета - 63 часа 16 минут. Израсходовано 5658 кг горючего. Остаток - 77 кг. Расстояние по прямой 8582 км. Рекорда не получилось. Несмотря на это, в США прилет летчиков из Советской России произвел настоящую сенсацию.
12 июля 1937 года в 3 часа 23 мин (0 часов 23 мин по Гринвичу) перегруженный до предела самолет АНТ- 25 с бортовым номером "СССР No25-1" оторвался от бетонной полосы Щелковского аэродрома. Взлет продолжался всего 2 минуты, но летчикам они показались бесконечными ( Михаил Михайлович Громов позднее говорил, что такого тяжелого взлета в его жизни никогда больше не было. ) Теперь нужно было точно выдерживать маршрут и режимы полета по высоте и скорости
- от этого зависела дальность полета самолета. Первые сутки полета ушли на достижение Северного полюса. Этот отрезок пути громовский экипаж преодолел на 3 часа 18 мин быстрее экипажа Чкалова.
На шестнадцатом часе вторых суток после пролета Большого Медвежьего озера в Канаде самолет вошел в циклон как раз тогда, когда нужно было пересекать Скалистые горы высотой 3000 м. Три часа слепого полета А. Б. Юмашев боролся с сильной болтанкой и обледенением. Машину швыряло из стороны в сторону, как щепку. Дважды самолет подходил к Сиэтлу и оба раза циклон заставлял менять курс. 14 июля в начале третьих суток полета самолет"СССР No-25-1" снова вышел в район Сиэтла. На этот раз в разрывах облачности летчики увидели залив, на берегу которого раскинулся город. Достигнув Сан-Франциско, громовский экипаж уже устанавливал новый мировой рекорд по прямой. Но командир и его экипаж приняли решение идти на юг к Сан-Диего, несмотря на предупреждение о том, что утром аэродром будет закрыт туманом. Так оно и оказалось. Недалеко от мексиканской границы находились горы, а ближе к Лос-Анжелесу простиралось плоскогорье, на котором в районе Сан-Джасинго было найдено место для посадки. Отсюда Данилин передал последнюю радиограмму "Аэродромы побережья закрыты туманом, находимся в районе Лос- Анжелеса, будем садиться в поле". Когда полет закончился, штурманские часы показывали 14 ч 40 мин по Гринвичу. Самолет "СССР No25 -1" пробыл в воздухе 62 ч 17 мин. Дальность полета составила 10 148 км.
В течение всего трехнедельного пребывания экипажа в США со страниц печатных изданий не сходили описания перелета. Мэр Лос-Анжелеса объявил всех героев почетными гражданами города. В Голливуде их ждал восторженный прием, их экскурсоводом была маленькая кинозвезда Ширли Темпл. Андрею Борисовичу был предложен контракт на миллион долларов за съемку фильма, от которого он отказался за неимением времени. В Белом доме летчики были приняты Президентом США Франклином Делано Рузвельтом. Зная, что Президент увлекается филателией, Андрей Борисович преподнес ему конверт с маркой и спецгашением, посвященный перелету. Присутствующий на беседе Государственный секретарь Хэлл сказал: "Дипломаты за много лет работы не смогли бы сделать то, что сделали вы своим полетом для сближения двух наций".
23 августа москвичи встречали летчиков-героев на площади Белорусского вокзала, их чествовали на правительственном приеме в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. А. Б. Юмашеву и С. А. Данилину было присвоено звание Героев Советского Союза. 20 сентября в Москву пришел официальный документ ФАИ:
Имеем честь известить Вас о том, что, рассмотрев документацию полета летчиков Громова, Юмашева и Данилина, мы включили в официальную таблицу международных и мировых рекордов ФАИ следующий рекорд:

Класс "С"
Дальность по прямой без посадки (СССР).
Полковник М. Громов, майор А. Юмашев и инженер С. Данилин на моноплане АНТ-25-1, мотор АМ-34-860 л. с., Москва -Сан-Джансито (США)
12-13-14 июля 1937 г. 10 148 км.
Примите наши уверения в совершенном почтении.
Генеральный секретарь
Поль Тиссанди".

За выдающееся мировое достижение все члены экипажа самолета "СССР No25-1" были удостоены высшей награды ФАИ - Медали де Лаво. В истории советской авиации это произошло впервые. (Через 25 лет точно такую же награду получит Юрий Гагарин). На долю членов экипажа Громова пришлось немало разочарований и горьких моментов, связанных с задержкой, многократным откладыванием и другими неприятностями, но именно они доказали, что несравненно лучше подготовлены и в совершенстве владели самолетом АНТ-25 РД. В своей стране они стали национальными героями.
В 1938 г. майору А. Б. Юмашеву было присвоено внеочередное звание - полковник.
В декабре 1939 - феврале 1940 гг. Андрей Борисович принимал участие в войне с Финляндией. В марте 1941 г. Юмашев - заместитель по летной службе недавно организованного Летно-исследовательского института, а с началом ВОВ по совместительству - командир эскадрильи истребителей ПВО, в котором по ночам летчики — испытатели ЛИИ охраняли Москву с воздуха. В первые же дни двое из них - Галлай и Байкалов - сбили вражеские самолеты и были награждены орденами. В августе 1941 г. Андрей Борисович в составе делегации летных специалистов был командирован в США для отбора самолетов по ленд-лизу. С января 1942 принимал участие в боях под Ржевом, Великими Луками, Курском, участвовал в операциях по взятию Кенигсберга и Берлина. В июне 1943 г. Андрею Борисовичу присвоено звание Генерал-майора авиации. В октябре 1946 г. Юмашев ушел в запас по болезни. Тогда, наконец, он смог целиком посвятить себя искусству, живописи. И раньше, при всякой возможности, Андрей Борисович рисовал, делал эскизы, писал портреты окружавших его летчиков. Рассказывали, что порученцу доставалось, если он забывал взять с собой небольшой мольберт. Проснувшись рано в первое утро после перелета в США в гостинице Сан-Диего, Андрей Борисович сделал акварельный рисунок домов вокруг гостиницы. Этот рисунок, а также другие рисунки, портреты и картины на авиационную тему, переданы его вдовой К. С. Володиной в дар Научно-мемориальному музею Н. Е. Жуковского. Они экспонировались на выставке художественных произведений Андрея Борисовича Юмашева в Научно-мемориальном музее Н. Е. Жуковского.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию некоторые из работ А. Б. Юмашева, хранящиеся в фондах музея Н. Е. Жуковского.

Материал подготовил директор музея А. П. Красильщиков
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Юмашев Андрей Борисович (1902-1988)

Сообщение ББК-10 » 16 Апрель 2015 21:28

В 1936 г. у Андрея Борисовича произошло несколько знаменательных событий. В качестве командира экипажа самолета ТБ-3 он совершил полет в Прагу, сопровождая визит командующего ВВС Я. И. Алксниса. На самолете ТБ-3 Юмашев установил три международных рекорда:

11 сентября с грузом 5 000 кг поднялся на высоту 8102 м,
16 сентября с грузом 10 000 кг поднялся на высоту 6606 м,
20 сентября с грузом 12 000 кг поднялся на высоту 2700 м.

ВСП 1936 № 219, 22 сентября.
 ВСП 1936 № 219 (22 сент.) ЮМАШЕВ рапорт - фото.jpg
 ВСП 1936 № 219 (22 сент.) ЮМАШЕВ рапорт.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Юмашев Андрей Борисович (1902-1988)

Сообщение ББК-10 » 30 Июль 2015 20:50

Красный Север 1938 № 016 (5596)

 Красный Север 1938 № 016(5596) Депутаты ВС СССР. ЮМАШЕВ.jpg

На снимке: Группа депутатов Совета Союза Верховного Совета СССР. Первый ряд: депутаты Совета Союза, Герои Советского Союза (слева направо) А. Б. Юмашев, И. И. Проскуров, В. С. Хользунов, Д. Г. Павлов, Я. В. Смушкевмч, В. С. Горанов. Второй ряд: Герой Советского Союза И. И. Копец, командующий военно-воздушными силами БВО К. И, Гусев и Герои Советского Союза -М. П. Петров, А. В. Беляков, С. А. Данилин, С. А. Черных, В. Ф. Баланов.
Фото Ф. Кислов (Союзфото).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Юмашев Андрей Борисович (1902-1988)

Сообщение ББК-10 » 05 Декабрь 2015 17:54

 Герои Советского Союза М. М. Громов%2C А. Б. Юмашев%2C С. А. Данилин.jpg
 canvas.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Юмашев Андрей Борисович (1902-1988)

Сообщение ББК-10 » 06 Декабрь 2015 21:37

 ШАЛАГИНОВ. Боевой королевский разворот обл.jpg
ШАЛАГИНОВ. Боевой королевский разворот.jpg

Боевой королевский разворот.djvu [17.13 МБ Скачиваний: 433]
с.200-204 имеют отношение к теме.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Юмашев Андрей Борисович (1902-1988)

Сообщение ББК-10 » 04 Июнь 2016 22:02

Советский Сахалин, 1936 № 219, 22 сентября.
 Советский Сахалин, 1936 № 219 (22, сентябрь) исп.полет ЮМАШЕВА.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения