Из истории Вайгачской экспедиции ОГПУ 1930-1933 (А.Н. Лойко)

Документы, фотографии, воспоминания полярников и о полярниках, на нашем сайте и в сети.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Из истории Вайгачской экспедиции ОГПУ 1930-1933 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Май 2009 12:46

Фотоальбомы с комментариями к фотографиям подготовлены А.Н. Лойко, одним из авторов книги «Неоконченная повесть» (Повесть о русском летчике Иване Лойко).
Фрагменты из книги приведены на сайте «Полярная почта» («Персоналии», Ф.Б. Фарих).
Полностью книга выложена на сайте БВВАУЛ им В.П. Чкалова http://www.bvvaul.ru/articles/text/rasskazi/loyko_povest/34.php




История Вайгачской экспедиции начиналась так…

1930, 12 апреля – заместитель председателя ОГПУ Г.Ягода написал письмо Эйхмансу, Мейеру и др. ответственным работникам аппарата ОГПУ с обоснованием необходимости колонизации новых территорий заключенными: «Вопрос о лагерях надо перевести на другие установки. Сейчас лагерь является только сборищем заключенных, труд которых мы используем, на сегодняшний день, не давая перспектив заключенному, не давая ее и себе. Необходимо в условиях заключения сделать труд более добровольным, дав заключенному возможность жить вне работы более свободно. Надо превратить лагеря в колонизационные поселки, не дожидаясь окончания срока заключения. Филантропический стимул сокращения срока за хорошее поведение не только никуда не годится, но часто даже вреден. Он (этот стимул) дает ложное представление об «исправлении» заключенного, лицемерное послушание, нужное буржуазному государству, а не нам. Весь смысл передачи нам заключенных это уничтожение тюрем, и ясно, что при той системе, которая у нас сейчас, ликвидация их затянется на долгие годы, так как лагерь как таковой хуже тюремного заключения. Нам надо быстрейшим темпом колонизовать Север. И вот мой проект: всех заключенных перевести на поселковое поселение до отбытия срока наказания… Женщин тоже селить и разрешать жениться. Надо это проделать сейчас же, немедленно. Тут надо найти людей, которые увлекутся этой идеей и поставят на голову всю тюремную систему, которая прогнила до корней…».


Уже 1-го мая 1930 года был подписан приказ о создании Вайгачской экспедиции ОГПУ под руководством Ф.И.Эйхманса. А 17 июля 1930 года с началом навигации на севере первый эшелон экспедиции прибыл на остров Вайгач.


В фотоальбоме № 1 представлены фотографии 1930-1936 гг, на которых показаны, как происходила колонизация Севера.
В фотоальбоме № 2 показано, что осталось от активного освоения Севера через 70 лет.

В альбомах использованы фотографии и материалы из архивов УВД АО (г.Архангельск), из фондов Ненецкого краеведческого музея (г.Нарьян-Мар), из фондов НИЦ «Мемориал» (г. Санкт-Петербург), из альбома Томаша Кизны «ГУЛАГ» (РОССПЭН. Москва. 2007 год), из личных архивов и из книги Ю.В.Канева «Вайгачский транзит» (Нарьян-Мар. 2008 год), из воспоминаний К.Г.Архангельского «Дорога жизни», из книги бывшего заключенного Вайгачской экспедиции К.П.Гурского, фотографии А.С.Николаева и В.П.Шадрина, а также материалы из личного архива А.Н.Лойко.

А.Н.Лойко.
Томск. 2009 год.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Из истории Вайгачской экспедиции ОГПУ 1930-1933 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Май 2009 12:53

Фотоальбом №1:

 1.jpg
«Остров Вайгач внутри сплошь покрыт скалами и горами. Кряжи, пересекающие его во всех направлениях, состоят из каменных стержней, едва-едва покрытых скудною почвой… Отсутствие ярких красок, подавляющая тишина производят тяжелое впечатление… Мысль перестает работать, сонливое спокойствие и равнодушие ко всему охватывают душу. А зимою, когда вся окрестность устлана белою пеленою снега, и только черные утесы поднимаются из этой массы – еще тяжелее, еще невыносимее.»
Василий Немирович-Данченко. «Вайгач-остров»

 2.jpg
17 июля 1930 года ледокольный пароход «Сибиряков» тревожно гудел, входя в малоизученную бухту Варнека. Это было первое судно, посетившее Вайгач в навигацию 1930 года. В трюмах и на палубе громоздились снаряжение, штабеля обтесанных и занумерованных бревен: экспедиция собиралась на острове зимовать, она имела с собою все, чтобы устраивать индустриальную жизнь на голом месте. Вслед за «Сибиряковым» вышел «Малыгин» с геологической партией Кузнецова и дополнительными грузами
Викторин Попов. О тех, которые ищут камень.

 3.jpg
«Измученные морской качкой, усталые от бессонницы люди свозили на карбасах грузы к правому берегу, где рубахами из светлого полотна белели походные палатки. Люди с трудом ворочали веслами, сваливали бревна. Выкладывали кирпич, скатывали железные бочки с бензином, керосином, маслами. Под навесы, сколоченные наспех, стаскивались мешки. На холме укреплялся шпиль радио-мачты».
Викторин Попов. О тех, которые ищут камень.

 4.jpg
«Первый индустриальный поселок в полярной пустыне расположился у пресной воды, вблизи будущих разработок…Дома сооружались в расчете на ветры и стужу. Пол делался так: на полуторавершковые доски настилался толь, по толю – в две четверти – слой земли, поверх снова полуторавершковые доски. Жилые постройки экспедиции были собраны в десять дней. Из холодных палаток люди переселились в постоянные жилища. Затем появились баня, конюшня, слесарно-кузнечная мастерская, торговый ларек, склады для обмундирования, продовольствия и взрывчатых веществ. Заговорила радиостанция, связав остров с материком».
Викторин Попов. О тех, которые ищут камень.


 5.jpg
В августе 1930 года в бухте базировался гидросамолет «Дорнье-Валь» полярной авиации. Экипаж проводил ледовую разведку и обеспечивал прохождение судов Карской экспедиции. Пилотировали гидросамолеты «Комсеверпути» впоследствии знаменитые полярные летчики Матвей Козлов и Анатолий Алексеев.

 6.jpg
В сентябре 1930 года были заложены первые шурфы шахт №1 и №2. Мыс Раздельный лежал развороченный, как тело какого-то чудовища на операционном столе. С него содрали наносной слой глины, суглинков, известняка и обнажили продольные жилы свинца и цинка с пучками тонких прожилок.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Из истории Вайгачской экспедиции ОГПУ 1930-1933 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 05 Май 2009 18:10

Фотоальбом №1.

 7.jpg
Начальника экспедиции Ф.И.Эйхманса всегда сопровождала крупная молодая овчарка по кличке Вайгач, подарок самого Арманда Хаммера, очень известного американского бизнесмена и финансиста.

 8.jpg
"Латышские стрелки и латыши-чекисты – акушеры Революции, краса и гордость ЧК" Ф.И.Эйхманс был арестован 22 июля 1937 года и расстрелян 3.09.38 г в Москве. Э.П. Ская был арестован в 1937 году, отбывал срок и скончался в Ухтпечлаге.

А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ»

 9.jpg
«Менее чем за два месяца силами 30-40 рабочих выполнили значительный фронт горных работ: заложили три шурфа с углублением до 20 метров каждый и четыре штольни с боковыми штреками по 800 метров длиной. Попутно добыто 120 тонн руды со средними пробами 20% свинца и цинка».

Ю.В.Канев. «Вайгачский транзит»
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Из истории Вайгачской экспедиции ОГПУ 1930-1933 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Май 2009 06:14

Фотоальбом №1.

 10.jpg
Заключенные работали вручную, ломами и кирками. Во всех шурфах, даже глубиной свыше 50 метров, порода поднималась вручную. Освещались забои самодельными коптилками, так как в декабре 1930 года завхоз Сергей Шундрик при спешной погрузке в Архангельске забыл отправить шахтные лампы. Их доставили на собаках через Печору только в апреле 1931 года.


 11.jpg
«Красота красотой в руднике, но смертельно опасной была свинцовая пыль. Особенно она выявлялась в забое, проходившем в толще мощной жилы. Не следует забывать, что источник красоты – кристаллы цинка и свинца – коварный враг здоровья шахтеров».
К.П.Гурский «Мой Вайгач»

 12.jpg
«Работы были опасными, особенно взрывные: так, 7 апреля 1931 года на 4-м шурфе рудника на мысе Раздельный от взрыва невзорвавшегося ранее заложенного заряда аммонала погиб рабочий П.Ф.Атланов. В холодную землю Вайгача лег первый заключенный».
Ю.В.Канев. «Вайгачский транзит»

 13.jpg
Добытая руда подвергалась сортировке с целью доведения в ней обеих металлов не ниже 20 %. В 1932 году было отсортировано 2745 тонн руды с содержанием свинца и цинка 29,1 %. Отгружено в 1932 году было 2420 тонн в трюмах пароходов, а 325 тонн так и остались на острове.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Из истории Вайгачской экспедиции ОГПУ 1930-1933 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 07 Май 2009 06:50

Фотоальбом №1.

 14.jpg
25 октября 1932 года при загрузке последнего в эту навигацию парохода «Глеб Бокий», быстрое замерзание шуги и угроза ледяного плена заставили пароход, бросив в бухте три карбаса с грузчиками, в панике взять курс на Архангельск. В ста метрах от берега карбасы вмерзли в ледяную кашу, и все попытки спасти попавших в ледяной капкан людей ничего не дали. К вечеру началась сильная метель, крепчал мороз. Этот кошмар продолжался трое суток. 24 грузчика замерзли. Их похоронили в братской могиле, и в день годовщины их гибели в 1933 году был сооружен бетонный памятник.

 15.jpg
В бухте Варнека стало тесно от сновавших шлюпок и карбасов, перевозивших грузы, громады пароходов и ледоколов звучно отрабатывали машинами, дымили трубами и сипло давали гудки. Невольные путешественники-заключенные пели в дороге соловецкую арестантскую песню:
«В трюме тесном и глубоком
Мы плывем на «Глебе Боком»


Ю.В.Канев «Вайгачский транзит»

 16.jpg
6 мая 1932 года самолет полярного летчика Фабио Бруновича Фариха вылетел из поселка Варнек, имея на борту начальника экспедиции Федора Ивановича Эйхманса и его беременную жену Галину Емельяновну, и взял курс на Усть-Цильму. Однако, добрались до Москвы Эйхмансы лишь в июне 1932 года.


 17.jpg
В конце 1933 года в поселке был построен новый клуб. Это было самое большое здание на Вайгаче. Его строили из прибитого к берегу бесхозного леса, собранного заключенными в течение лета и осени. Более 900 заключенных отработали на строительстве этого культурного центра почти 30 000 часов. Объем здания составил почти 6 500 кубометров. В нем расположились актовый зал, библиотека, кинозал, учебные классы, и музей. В 90-х годах клуб был разобран местными жителями на дрова.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Из истории Вайгачской экспедиции ОГПУ 1930-1933 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Май 2009 07:52

Фотоальбом №1.

 18.jpg
Приказом № 182 по Вайгачской экспедиции от 23.11.1932 года механик Лойко И.А. утвержден в состав Бюро Рационализации ВЭ. Приказом № 5 по Вайгачской экспедиции от 08.01.1933 г. он введен в штат работников КВЧ воспитателем. Квалификационной комиссией Вайгачской экспедиции ОГПУ 10.01.1934 года Лойко И.А.присвоена квалификация авиатехника. С 22.05.1934 года Лойко Иван Александрович утвержден председателем Центрального Штаба Ударничества и Соревнования.

Из Архивной справки УВД АО.

 19.jpg
Зимой 1933 года было подготовлено все самое необходимое для переброски в бухту Долгая, где были обнаружены месторождения медной руды. Было сформировано два поезда из тракторов, доставленных на Вайгач в летнюю навигацию. Предстояло преодолеть почти 100 километров вдоль всего Вайгача.
«Трактора то проваливались полностью в снег, то ложились на бок. Их приходилось откапывать, вытаскивать друг друга тросами.
При подъемах поезда приходилось расцеплять и вывозить по частям. Десять дней продолжалась эта титаническая борьба горстки энтузиастов со стихией. И мы победили! Поезда дошли до Долгой».

К.Г.Архангельский. «Дорога жизни».

Начало Амдермы

 20.jpg
9 июля 1933 года к пустынному берегу «лежбища моржей» (амдерма), как называли это место ненцы, мотобот «Вайгач» доставил из Варнека первую партию заключенных в количестве 30 человек. Руководил этой группой горный инженер заключенный Евгений Сергеевич Ливанов. Группа имела в своем распоряжении лошадь, телегу и буровой станок. «Командировка Амдерма» - так называлось это подразделение Вайгачской экспедиции.

 21.jpg
Прибывшие к месту проведения работ командировки профессор заключенный П.В.Виттенбург – зав. геологической частью ВЭ и К.Д.Клыков – главный инженер ВЭ, ознакомившись с результатами геологоразведки, разрешили провести пробное бурение. Первая скважина была забурена 30 июля, а 19 августа мотобот «Вайгач» доставил вторую буровую установку. В районе речки Амдермы выявлены кальцито-флюоритовые жилы, мощностью до одного метра, с содержанием флюорита до 97%. 27 августа пароход «Леонид Красин» доставил 1700 тонн груза и 202 заключенных. За три месяца на диком берегу Карского моря вырос поселок Амдерма.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Из истории Вайгачской экспедиции ОГПУ 1930-1933 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Май 2009 16:49

 22.jpg
«Амдерминское месторождение флюорита, открытое в 1932 году геолого-поисковой партией П.А.Шрубко, уже в 1934 году выдало промышленности 5711 тонн плавика (флюорита), в 1935 году - 8890 тонн, а в 1936 году добыто 15 195 тонн. Благодаря богатейшим запасам амдерминского флюорита страна получила возможность отказаться от импортных закупок этого минерала».

В.В.Лобанов. «Здравствуй, здравствуй, Амдерма моя!».

С октября 1933 года по август 1934 года начальником командировки «Амдерма» был Иван Алексеевич Кокорев. После доклада на Коллегии ОГПУ начальника начальника Вайгачской экспедиции А.Ф.Дицкална приказом № 155 по ГУЛАГ всему составу ВЭ была объявлена благодарность. Приезд Дицкална в Амдерму в канун 1 мая был связан с поздравлением ударников Амдермы.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Из истории Вайгачской экспедиции ОГПУ 1930-1933 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 11 Май 2009 16:56

 23.jpg
Осенью 1933 года на камни в районе мыса Белого плотно сел огромный морской пароход, принадлежащий буржуазной Эстонии. Пароход «Кенник» (в других источниках «Кинник») был полностью загружен первоклассным енисейским лесом. Стащить «Кенник» с банки не смогли даже прибывшие ледокол «Ленин», пароход «Вологда» и «Спасатель №2». Начавшиеся осенние шторма заставили прекратить спасательные работы. Команда «Кенника» покинула пароход с застрахованным грузом. А.Ф.Дицкалн решил разгрузить 2500 тонн леса и сам пароход. Аварийная группа во главе с Дицкалном в конце ноября 1933 года прибыла на мыс Белый для принятия решения на месте.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Из истории Вайгачской экспедиции ОГПУ 1930-1933 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Май 2009 08:56

 File0264.jpg
План разгрузки «Кенника» был утвержден московским руководством ГУЛАГ. В конце декабря 1933 года командировка «Белый Мыс» приступила к работе. Бригадам заключенных, работавших по 12 часов в сутки, предстояло освободить пароход ото льда, толщина которого достигала полутора метров, освободить трюмы и палубу от пиломатериала, демонтировать все палубное оборудование, поднять из трюмов уголь. Аммоналом пробили подъезд к пароходу, и шофер «полуторки» заключенный В.И.Хохлов, делая в день по 20 рейсов, вывез 282
тонны первоклассного угля.

 File0458.копия.-2 .jpg
Особенно ответственным был демонтаж паровой машины «Кенника». Паровой котел диаметром три метра и весом 10.5 тонн домкратами медленно поднимали до уровня палубы 10 дней. По освобожденной от надстроек палубе котел по слегам спустили на лед. Вслед за этим были сняты цилиндры паровой машины весом 6, 7, и 8 тонн каждый. Эту работу вместо погибшего М.Г.Ровнякова возглавил заключенный И.А.Лойко.

 File0460.копия. pg.jpg
В заполненном водой трюме «Кенника» был установлен отличный токарный станок. Отвернуть гайки на анкерных болтах на глубине 4 метра можно было только в водолазном костюме. Скафандр нашли на «Кеннике», но к нему не было шлема. Из головной части вентиляционной трубы и каютного иллюминатора инженер М.Г.Ровняков и слесарь И.Ф.Камышанский изготовили водолазный шлем, испытание которого провел Ровняков, а работу по демонтажу цилиндров и токарного станка выполнил И.Лойко.

 File0471копия-2.jpg
24 марта 1934 года в 21-30 все руководство командировки «Белый Мыс» погибло от рук решившихся на побег заключенных Ануфриева и Кулемина. Были застрелены начальник командировки Ф.И.Николаенко, механик М.Г.Ровняков, воспитатель
Н.Н.Ивановский и заключенный В.Швец. В результате перестрелки при преследовании бандитов погиб боец ВОХР П.А.Лаппо. Все были похоронены на
кладбище поселка Варнек.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фотоальбом №2 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Май 2009 10:02

 File0829 копия jpg.jpg

« Вайгач - одно из самых сакральных мест на планете. Начальник Морской арктической комплексной экспедиции Петр Боярский уверен, что «Вайгач является единственным сакральным островом на Земле, где с древних времен никто не проживал, но, на котором многие столетия располагались главные святилища сменяющих друг друга народов Севера (предков ижемцев - печеры, легендарных сиртя, югры, ненцев и других). Поэтому Вайгач для истории человечества имеет даже большее значение, нежели знаменитый остров Пасхи». К тому же некоторые каменные северные идолы напоминают по форме своих тихоокеанских «собратьев». Популярный исследователь Гипербореи Валерий Демин считает, что Вайгач - одно из мест, где зародилась цивилизация. Правда, климат в те незапамятные времена здесь был значительно теплее».

Артур Артеев. «Таинственный остров Вайгач»
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фотоальбом №2 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Май 2009 10:07

 File0803.копия.jpg
«Нынче в морях Ледовитого океана - пустынно... Всего лишь одно судно - дизель- электроход "Михаил Сомов" уже несколько лет подряд выходит в конце лета в арктические воды, чтобы обеспечить работников полярных станций всем необходимым на долгую зиму. Ледовая обстановка в этом районе продолжает оставаться крайне тяжелой даже для "Михаила Сомова". Использование рейдовых плавсредств в таких условиях просто опасно.

Вертолет, способный перевезти ящики, коробки и мешки с продуктами становится бесполезным, когда речь идет о доставке на берег тяжеловесной техники, оборудования. Обеспечение двадцати полярных станций займет около двух месяцев. В конечных пунктах - Амдерме, на Вайгаче, у Малых Кармакул на Новой Земле "Михаил Сомов" будет работать уже в условиях настоящей зимы».

«Правда Севера» 3 сентября 2003 года
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фотоальбом №2 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Май 2009 13:13

 3.jpg
В 2004 году на Вайгаче компактно, в основном в поселке Варнек проживало 96 человек – 30 мужчин, 29 женщин. 37 детей. Основная часть ребят весь учебный год живет в пришкольном интернате в поселке Каратайка. Варнек, раскинувшийся на берегу одноименной бухты насчитывает сейчас 15 жилых домов и 8 нежелых строений. За последнее десятилетие в поселке возвели всего одну новостройку – клуб (в нем же расположился фельдшерский пункт). Здание клуба постройки 1932 года было разобрано местными жителями на дрова. Работают дизельная, баня, магазин, пекарня.
 4.jpg
«От экспедиции ОГПУ сохранились три здания - старый скособоченный склад, дом начальника и дом специалистов. Именно последнее здание сохранилось в первозданном виде с 1932 года …
Дом Эйхманса тоже не подвергался ремонту - ветер сердито свистит в гнилой крыше. Здание просторное, по сравнению с каморками специалистов и бараками заключенных - просто царский дворец».
Ю.В.Канев «Вайгачский транзит»
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фотоальбом №2 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Май 2009 09:30

 5.jpg
 7.jpg
Современные символы Арктики – белый медведь и пустые бочки из-под ГСМ. За прошедшие 70 лет популяция белых медведей сократилась, а количество пустых бочек на побережье острова резко увеличилось.

«Администрация Ненецкого автономного округа приняла решение организовать государственный региональный комплексный природный заказник «Вайгач». Охрана заказника возложена на управление природных ресурсов…»

«Нарьян вындер» от 29 июня 2007 года.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фотоальбом №2 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Май 2009 09:40

 8.jpg
Карское море образно называют «ледяным погребом», так как более восьми месяцев оно скрыто подо льдом. В отдельные годы устойчивые северно-восточные ветры постоянно прижимают лед к амдерминскому побережью, и море освобождается от ледяного панциря лишь в сентябре. Но тогда оно в любой миг может разразится таким штормом и с такой силой разбивает свои многометровые волны о скалы, что этот грохот слышен во всем поселке.
В.В.Лобанов – почетный полярник.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Фотоальбом №2 (А.Н. Лойко)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Май 2009 16:39

 File0490 копия. .jpg
 File0088 копия-2..jpg
В ноябре 1934 года началось затопление рудника Раздельный, а в марте 1935 года рудник был полностью затоплен. За период эксплуатации рудника с 1930 по 1935 г.было добыто более 50 000 тонн руды, отгружено после сортировки было более 15 000 тонн первосортной руды.

Шахта на мысе Раздельный состояла из 4-х горизонтов. Главный штрек на 3-м горизонте на глубине 80 метров длиной в 3 км. имел 2-е поперечные шахты. На 4-й горизонт на глубине 91 м в 1934 году стала поступать вода, с откачкой которой механизмы не справлялись. Появившаяся напорная вода имела точку замерзания -3 градуса. Хотя специалисты геологи предупредили Москву об опасности при первом появлении воды в забое, пришло нелепое распоряжение продолжать работы в шахте. 16.03.1935г. насосы рудника были не в силах справиться с напорной водой. 17.03.1935г. принято решение о мокрой консервации рудника.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

След.

Вернуться в Личные и семейные архивы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения