Мандалада - восстание против сталинского режима в 1934 и 43

Тема: Все, что не вошло в другие категории
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Мандалада - восстание против сталинского режима в 1934 и 43

Сообщение Polarstern » 28 Июль 2015 09:52

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0 ... 0%B4%D0%B0

Мандалада (также Ямальские восстания 1934 и 1943 гг.) — вооруженное сопротивление коренных народов ямальской и Большеземельской тундр — ненцев — политике советского правительства по ликвидации традиционной социально-экономической структуры этих народов, аккультурации их в пространстве складывающегося советского общества и экономической эксплуатации в годы коллективизации и Второй Мировой войны.

Название

Понятием мандалада в ненецкой традиции обозначаются военное сообщество и его действия. В отличие от мирного сбора (мальёдава), мандалада (мандалава) означает именно сбор в круг вооруженных людей. Военный вождь носит звание саю ерв (войны глава) или, подобно лидеру облавной охоты, серм'пэртя (дела ведущий), нерм' пэртя (вперед идущий). Русские участники событий искажали (в том числе в официальных отчетах) это слово как мандолыда, а группу вооруженных туземцев именовали мандалой.

Восстание 1934 года

Первыми выразили недовольство (оленными и пушными заготовками) надымский кулак Эко Анагуричи (владелец 3000 оленей) и ямальский кулак Май Солинтэр (владелец 3500 оленей). Последний 11 марта 1932 г. "в присутствии ненцев Типчи Сыротэтто и Семена Сыротэтто заявил уполномоченным Ханского кооператива Витязеву и Ануфриеву, что он не признает постановление бедняцкого собрания о контрактации оленей", что бедняки не имеют права обсуждать "вопрос" о нем и его оленях:
Много было у вас разных уполномоченных, ничего они не добились, не добьетесь и в дальнейшем. Я могу жить без русских. У меня есть олени, сыт буду.


24 апреля 1932 г. кулак Май Солинтэр при вручении повестки о явке на суд за эксплуатацию батраков заявил: "Судей ваших и советскую власть не признаю, у меня свои законы". После настойчивого требования со стороны ненца Рогалева принять повестку, он набросился на Рогалева с ножом, но был обезоружен. После этого он организовал 12 человек из ближайших чумов с ножами, одновременно послав гонца для дальнейшего сбора людей с ближайших стойбищ.

В 1934 г. под воздействием слухов о "войнах" на Казыме и Тольке, из-за неприятия все более настойчивых действий советской власти, на Ямале разворачивается масштабное повстанческое движение. В одних случаях "собравшиеся" прибегали к пассивным средствам борьбы - блокаде советских факторий или саботажу на них. Весной 1934 г. с каравана нарт "были сброшены и оставлены в тундре грузы, направленные на фактории Ямальского и Приуральского районов". При других обстоятельствах использовалась более агрессивная тактика.

На северном Ямале участники мандолады в присутствии зам. пред. окрика (окружного исполнительного комитета) Ного, члена президиума окрика Зеленина и инструктора окрика Самбурского устроили "народный суд" над председателем Тамбейского нацсовета Пивичи Окатэтто и членом совета, бедняком Нуми Тусида, категорически отказавшимися идти в группировку. Их раздели догола, катали по снегу, избивали, а затем обязали присоединиться к мандоладе.

2 декабря 1934 г. на собрании ненцев около оз. Яро-то в присутствии бригады окружкома ВКП(б) под страхом избиения кулачеством сдали представителям района свои удостоверения часть членов Щучьереченского нацсовета... Здесь же кулачество потребовало выдачи на суд председателя Приуральского РИКа Хатанзеева, переводчика райотдела НКВД Г. Наричи и члена Щучьереченского нацсовета О. Пиналея. Лишь благодаря значительной численности и энергичным действиям бригады расправа не состоялась.

В декабре мандаладой были распущены Нейтииский, Тамбейский и Тиутейский нацсоветы, блокирована связь окружных властей с североямальскими факториями Главсевморпути (Сеяхинской, Тамбейской и Мыса Дровяного). Группой остяков - участников Казымского восстания во главе с С.Сигильетовым разграблена выездная фактория в верховьях Надыма и убиты Мурашев (уполномоченный УГРО), Дмитрий Лагей (милиционер) и Максим Ануфриев (член правления интегралкооператива и заведующий разъездной факторией).

В докладной записке Ямальского (Ненецкого) окружкома Центральному Комитету, Омскому обкому ВКП(б) "О политическом состоянии округа к концу 1934 г." (от 20 декабря 1934 г.) отмечалось:
С момента организации Ямальского (Ненецкого) национального округа (1931 г ) и организации в тундре национальных советов взамен ранее существовавших родовых советов, в большинстве своем возлавляемых кулаками, развертывается и постепенно активизируется борьба кулацко-шаманской части населения тундры, принимая все более и более обостренные формы.

Если в 1932-1933 гг. только отдельные, еще недостаточно организованные, группы кулаков и шаманов выступали против организации советов и пытались влиять на трудовое население тундры..., то уже с весны 1934 г. эти отдельные кулацко-шаманские группы стали соединяться, а к осени 1934 г. оформились в одну многочисленную группу под названием "Мандолыда", в переводе на русский означает "собравшиеся".


Основным местом деятельности "Мандолыды" является почти весь Ямальский полуостров и восточное побережье Байдарацкой губы, с охватом части территории Приуральского района (вершина Байдарата, оз. Яро-то, р. Яркута). Наиболее сильное скопление чумов, входящих в организацию "Мандолыда", находится в районе оз. Яро-то, по рр. Юрибей и Яркута. Отдельные небольшие группы спускаются южнее указанных мест (Салита, Яда и др.).

Главными организаторами и руководителями кулацко-шаманской группировки в настоящее время являются в северной части Ямала: Ныд Вануйто - организатор группировки на северном Ямале, главным же руководителем в настоящее время является Хатево Окатэтто (кулак), помощником ему Вейсайби Окатэтто (сын кулака Тилянга Окатэтто, осужденного в 1932 г.).

В южной части Ямала (оз. Ней-то и Яро-то) руководителем группы, объединяющей около 250 чумов, является Ютола Серпиу (середняк).

В районе Юрибей во главе группы, объединяющей около 80 чумов, стоят Ямно Окатэтто (шаман), Яното Вануйто, Януюти Вануй-то и Ханзеко Худи (кулак).

В Приуралье главным руководителем является Солинтэр (имя и соцположение не установлено), его заместителем - Илья Пырырко (середняк).

Североямальской частью мандалады были захвачены и поделены стада Нейтинского нацсовета (60 голов), Тамбейского (120 голов) и стадо Главсевероморпути (630 голов). Эти стада были разделены между родами Серпиву и Яптиков.

Мандаладой было полностью захвачено и разложено простейшее производственное объединение "Нарыта Нгэрм" ("Красный Север") в Ямальском районе и другие.

В Надымском оленсовхозе стада были распределены путем методы смешивания совхозных стад с кулацкими либо простой передачей стада (Пантелеймон Канев, Иван Вокуев и др.). Колхоз "Едай Иллер" ("Новая Жизнь") потерял до 50% оленного поголовья. Также повсюду наблюдался массовый убой оленей.

На северном Ямале, а также и на Байдарате был в основном закрыт пушной промысел. Мандолада запретила промышлять зверя. 1934 год руководители мандалады объявили годом переговоров с советской властью.

Мандалада выдвинула последней ультиматум следующего содержания:

    Отменить нормы отоваривания продуктами и промтоварами;
    Покупать по потребности и на деньги;
    Долой кулаков и бедняков - мы все одинаковы;
    Восстановить в правах голоса кулаков и шаманов;
    Не признаем советов и своих выборных, подчиняться им не будем; новые советы выбирать не будем;
    Не надо факторий, потому что стало много ездить русских; уберите русских;
    Мы против советских законов и выполнять их не будем;
    Выдать всех ненцев с факторий и из советов;
    Детей в школу отдавать не будем.

Выполнение этих требований означало бы, что советская власть отказывается от всех проводимых мероприятий. Фактически это означало ликвидацию советской власти в тундре.
К концу декабря восставшие были бескровно разогнаны отрядом ОГПУ в 100 человек. Воспоминания (1993) Эсико Лаптандера, состоявшего в мандаладе в 30-х и 40-х годах:
По моим подсчетам мне сейчас должно быть 90 или 92 года. Я родился в горах, но вся моя жизнь прошла на Ямале. Сейчас я опять живу в горах. Много раз случалось так, что я мог умереть, но я до сих пор живу и не знаю, что будет дальше.

Когда началась мандалада, я кочевал в устье Юрибея. Мандалада пошла с Оби, прошла через горы, Константинов Камень, дошла до моря. Я не знаю по именам, кто были те русские, которые отбирали оленей. Солдаты как солдаты, красноармейцы. Какой был год - тоже не знаю,

Когда началась советская власть, красноармейцы стали ходить по тундре, по чумам. По 10-15 человек ходили с ружьями. Все должны были давать им упряжки оленей. Хоть бедный, хоть богатый - все равно должен дать оленей и нарты, если кто не дает, значит, он за белых, его сразу стреляют. А если дает, то должен отвезти красноармейцев дальше, куда они скажут. Потом уже может вернуться назад на своей упряжке. Красноармейцы людей собирали с каждой тундры по одному, в Салехард на собрание (сабора) увозили.

Потом (какое-то время спустя) пошло другое "дело" (сертавы). Сказали, что надо собрать по нашей (Усть-Юрибейской) тундре 300 оленей и отдать бесплатно. Люди не хотели отдавать оленей. Был тут один, Ермечи Сэротэтто. У него оленей было три тысячи. Он сказал людям: "Это же немного - 300 оленей". И отдал за всех 300 быков из своего стада. Тот год прошел.
Опять "дело" появилось - надо собрать 100 оленей и тоже их бесплатно отдать. А потом стало еще хуже. Красноармейцы стали ездить по чумам, искать золото. Если человек золото не отдавал, его самого увозили. Шаманов всех забирали. Красноармейцев возили ненцы на своих упряжках. Они же отнятых оленей в стадо собирали и куда-то угоняли.

Однажды так приехали к старику Нянги Хороля, у которого было три тысячи оленей. Хотели забрать оленей. А старик уже умер, его на нарту до весны положили. Красноармейцы не поверили, что он умер. Стали нарту развязывать, труп обшаривать. Две шкурки песцов нашли, забрали. Всех оленей у его сыновей угнали. Оставили только сто голов.

На следующий год оленей у всех стали отнимать. У меня оленей было мало, я в то время был пастухом у одного богатого старика. У него было две тысячи оленей. Красноармейцы к нему приехали, с ними ненец Янгасов. Он и собирал оленей, оставил старику только 100 голов. Старику кочевать надо, а у него оленей на одну упряжку не хватает, те что остались - молодые да необученные.

Встретился я тогда же с человеком по имени Епцу Худи. Он сказал: "В этом году мы попались". Я его спросил: "Во что попались?" Он ответил: "Русские пришли. Советская власть на нас напала. Всех оленей отобрали и сделали из них одну кучу. Людей стали назначать. Из кучи сделали несколько стад. Детей и женщин собрали по тундре и, как оленей, погнали, увезли на двух баржах в Яр-Сале (культбазу). На баржах нужду справить некуда, везде воняет".

У всех оленей забрали. Оставили стадо только Намсю Окотэтто, он им много песцов отдал. И одного Вэнга не тронули. Люди новые стали в тундре появляться. Однажды смотрим, едет совсем не знакомый человек. Мы его, как в легендах говорят, спрашиваем: "Какого ты рода? Далеко же ты заехал". Он отвечает: "Я-Понг яв'тер Сэродэта (Обской губы житель- Сэротэтто). Да. Заехал. Теперь время такое. Люди переезжать стали. Нас двое".

Вскоре люди, упряжка за упряжкой, стали подъезжать. По одной, по две нарты. Говорят: "Надо собираться (мандаласъ). Людей в тюрьмы забирают. Без "дела" забирают. Шаманов всех увозят". К нам в стойбище все больше людей приезжает. Недалеко от нас другое стойбище стояло - они ушли на север Ямала, там не "собирались". Они туда, где спокойно, ушли.
Главными на Юрибее мандалада избрала двух людей. Их звали Ямна Сэротэтто и Хатева Худи. Они хорошо умели с людьми разговаривать, "не промахивались".
Прошла весна, лето и осень. Выпал "второй снег", как мандалада стоит. Ямна Сэротэтто и еще пять человек по первому снегу поехали к горам, к озеру То-це-хэ (в Байдарацкой тундре), к священной сопке Теренолва. Ямна Сэротэтто сильным шаманом был. Он "кричал" (камлал) на сопке Теренолва и сказал, что людей надо звать на "священную войну"(хэбидя саю). Людей становилось все больше. А кто-то уезжал: Нюдику Тайбери, Судуку Тайберн, Ваня Валей, Тусида уехали изманда лады.

Пришла весть, что идут красноармейцы бить мандаладу. Их 100 человек. Люди к нам стали приезжать каждый день. Все собрались в чуме у Ямб Явгнада. В наш чум приехали люди На пяти нартах, среди них и великан Ямна Сэротэтто. Он нас спрашивает: "Кто это здесь отдыхает? Где другая половина людей?" Мы отвечаем: "Они по соседним стойбищам поехали". Он давай ругаться: "Вы тут по гостям ездите, а мы о гостеваниях и не думаем. Оленей пасти некому - все в мандаладу собрались. На нас солдаты идут, а вы тут отдыхаете!" Остыл Ямна, и они уехали.
Только их упряжки скрылись, другие едут и среди них опять Ямна Сэротэтто. В нашем чуме они ночевали. Мы спросили: "Едут ли солдаты?" - "Завтра должны приехать". Наутро чаю попили, стали оленей на упряжки ловить. Я отцу говорю: "Если собираться, так всем собираться. Умирать, так всем умирать. Дай мне тоже упряжку". Отец ответил: "Бери, поезжай". Ямна Сэротэтто слышал наш разговор и сказал:
- Этот мальчик помнит мои слова. Задницу бы тебе следовало надрать.
- Если хочешь надрать мне задницу, надери, я тебя не боюсь, - ответил я.
- Крепкое у тебя сердце. Если хочешь ехать, поедешь с нами. Поехали мы. Приехали на стойбище Ямна Сэротэтто. Там пять чумов и людей очень много. Каждый день забивают оленя на мясо. Рогов от забитых оленей кучи. Людей столько, что земля колышется под ногами. Из-под земли гул идет от шагов. Я подумал, что, наверное, 500 или 600 человек собралось. Все знают, что сегодня должны солдаты прийти.

Показалось много нарт. Они спустились с холма к речке. Скрылись в низине, а когда снова появились, то уже разделились на две части и окружили нас. Их 50 нарт, на каждой по два солдата. Остановились нарты. Солдаты с ружьями встали возле нарт. Несколько русских без ружей к нам пошли. С ними был ненец Ного, начальник, он вырос среди русских. Он нам говорит: "Расходитесь, прекращайте мандаладу. С русскими вам все равно не справиться". Наши люди отвечают: "Отпустите тех, кого вы забрали тогда и мы разойдемся".
Стали они искать среди нас главных, конечно, Ямну Сэротэтто. Ямна крикнул: "Я нужен? Я здесь!" Солдаты его забрали. Хатева Худи тоже забрали. Двоих из тех, кого искали, найти не смогли, они на нарты легли, спрятались. Это были Янута Вануйта и Норни Хороля. Всего семь человек арестовали.
Тех, кто привел русских, было три десятка человек (ненцев). Один из них, Порту Худи, говорит нам: "Хватит, расходитесь! Ваших людей забрали не навсегда, они вернутся". Увезли семерых. И началась пурга. Два дня была пурга. Утром просыпаемся, многих нарт уже нет, только "круги" (натоп оленей) от них остались. Люди сказали: "Зачем мы сюда приехали, все равно сделать ничего не сможем". Каждый собрал своих оленей и уехал в свою сторону. Так первая мандалада разъехалась.



Восстание 1943 года

Великая Отечественная война самым непосредственным образом отразилась на жизни ненецких оленеводов. На востоке Ненецкого нациоального округа бежавшие от непосильных советских налогов и непонятных порядков ненцы объявили по Пай-Хойской тундре «Мандаладу» - сбор для решения важных вопросов: что делать с русскими в Усть-Каре и Воркуте и платить или не платить налоги. Военный, мясной, сельскохозяйственный налоги ненцам надо было платить оленями а также рыбой и дичью, «иначе русские не дадут хлеб». Кроме того, с 1939 года ненцы стали служить в Красной Армии, теперь их призывали на фронт. Весной 1943 года пункты кооперации вдруг перестали отпускать ненцам хлеб. Ненцы, естественно, возмутились, поскольку налоги выплачивались ими исправно. В знак протеста начался массовый выход из оленеводческих колхозов - беглецы уводили оленьи стада подальше в тундру. Инициаторами «Мандалады» стали трое ненцев: Е.Сэротетта (Сарадетта) по прозвищу Небтко, С.Неле и Х.Топка, бежавшие из колхоза имени Ворошилова в посёлке Каратайка. Они и кликнули «Мандаладу» по всем стойбищам. Вскоре на территории Щучьереченского тундрсовета, в ста километрах от фактории Яры в предгорьях Приполярного Урала‚ возникло стойбище недовольных советской властью ненцев (больше всего недовольных бежало из колхоза «Няръяна нгэрм»). На сопках поставили сторожевые чумы. Все были вооружены в основном американскими винтовками фирмы «Ремингтон». На общем собрании - соборке - были избраны вожди «Мандалады» - Сергей Ного (Лаптиге) и Василий Лаптандер (Нядма). Они продолжили сбор по тундре недовольных. С.Ного ездил в чумы колхоза «Няръяна Кара», выступал там:
«Вы сами знаете: сколько ни работай, сколько ни выполняй планов, русские все равно ничего не дадут. Поэтому мы и решили объявить Мандаладу: собраться и объединиться! И жить самостоятельно. Не платить налоги, не выполнять планы вылова рыбы и добычи песца. И не служить в армии. В Салехарде уже русских мужчин не осталось - все на войне погибли... Оленей, сданных в счет военного налога, обратно вернуть. Продукты на фактории возьмем... Я давно по чумам езжу, в Мандаладу людей собираю. Даже олени устали... Пойдете? Не желающего идти не пошлешь ведь никуда. Мы в Мандаладу людей открыто собираем! И об этом можете русским рассказывать! Идите к своим хорошим русским, ешьте хлеб и масло, а нам Советов и колхозов не надо! Мы и без них хорошо проживем!»

В тот раз ненцы-колхозники отказались присоединиться к «Мандаладе». Через месяц же, когда отряды НКВД уже подбирались к стойбищу мятежников, С.Ного вновь побывал в чумах «Няръян Кары»:
«Идите в Мандаладу! К нам русские пришли - наверное, убить надо! А если не пойдете, то мы русских убьем, а их кровавую одежду наденем и к вам придем. Ваших оленей заберем, а вас без оленей у озера оставим!..»

На этот раз вождь Лаптиге своего добился - колхозники «Няръян Кары» присоединились к «Мандаладе»...
Непокорное стойбище[править | править вики-текст]
Вооруженные группы ненцев из «Мандалады» останавливали оленьи обозы с мукой в тундре, заворачивали их в свое мятежное стойбище, угоняли колхозные оленьи стада, собранные для выплаты налогов. Председателю колхоза «Няръяна нгэрм» под дулами «ремингтонов» было предложено перейти в «Мандаладу» всем колхозом:
«Срок на раздумье недолгий даем. Нас много. Как только в реках воды меньше станет, мы все придем. Если кто из ненцев не перейдет к нам, их в озере топить будем, а русских - убивать...» К июню 1943 г. в стойбище «Мандалады» находилось уже больше 200 человек.»

Директор Усть-Карской организации «Посзаготживсырье» отправил в адрес НКВД докладную записку:
«Настоящим довожу до сведения о нижеследующем. В мае сего года среди колхозников все чаще стали появляться разговоры о банде, которая существует где-то вблизи... Все было построено на догадках и предположениях, но‚ тем не менее‚ я сообщил об этом в Амдерминский РО НКВД - о существовании в тундре бандитской группы под руководством Ного Сергея... Чумы их стоят километрах в двух-пяти друг от друга, от двух до трех чумов в одном месте. На высоких местах вблизи от чумов есть караульная охрана, которая имеет для оповещения запряженную упряжку. В случае приближения к их местожительству кого-либо из посторонних об этом немедленно оповещают всю банду... Судя по такой предусмотрительности, лично я предполагаю, что их руководитель не только Ного Сергей, но есть кто-то посерьезней, возможно, даже из русских...»

В 20-х числах июня 1943 года два оперотряда НКВД из Архангельска и Воркуты, каждый самостоятельно, выехали в Пай-Хойскую тундру для подавления восстания «Мандалады». 21 июня архангельский отряд прибыл в Усть-Кару, взял там медработника и переводчика и на оленьих упряжках двинулся к Приполярному Уралу. Весть о появлении оперотрядов быстро разнеслась по тундре. Сергей Ного и Василий Лаптандер собрали ненцев, оружие и боеприпасы, решили отбиваться от русских в Уральских горах. Воркутинская опергруппа в составе 14 человек заплутала в тундре и‚ в конечном итоге‚ никакого участия в дальнейших событиях не принимала. Правда, ненцы из «Мандалады» - 32 человека во главе с С.Худя «Ваде» - какое-то время преследовали воркутинцев, но затем оставили их в покое и вернулись в стойбище.

Разгром

23 июня архангельский отряд НКВД под командованием старшего лейтенанта госбезопасности Земзюлина, вооруженный автоматами ППШ, окружил стойбище «Мандалады» у подножия горы Недь-Ю. В стойбище были только женщины и дети, сами мятежники скрывались в скалах на склонах Недь-Ю. При попытке чекистов подняться наверх мятежники открыли огонь, Земзюлин сразу получил ранение в ногу. Началась ожесточенная автоматно-ружейная перестрелка. В течение нескольких часов обе стороны вели непрерывный огонь: восставшие убили одного красноармейца-автоматчика и ранили четверых чекистов. У самих мятежников погибли шесть человек и двое были ранены. Спустя восемь часов боя Земзюлин вызвал из чумов «Мандалады» женщин и отправил их к смутьянам с предложением о прекращении огня и последующей сдаче в плен - в противном случае чекисты угрожали «принять меры для уничтожения». Полтора часа ненцы раздумывали, а затем стали бросать оружие. Прямо со скал вниз полетели винтовки и берданки. Чекисты собрали 37 единиц огнестрельного оружия, 222 патрона, свыше полутора килограммов пороха, 500 капсюлей. 36 мятежников спустились с горы и были арестованы. Их вывезли в Архангельск, где и состоялся процесс по делу «Мандалады». Позднее из в Архангельск из Воркуты доставили еще троих, очевидно, пойманных в тундре воркутинским оперотрядом.

Суд

Судебный процесс выявил «крайне низкий уровень культурного и политического развития обвиняемых, за исключением Лаптандера Василия Ивановича (Нядма), который является одним из руководителей и организаторов Мандалады...» Незадолго до начала суда вожак «Мандалады» Сергей Ного умер в архангельской тюрьме. Из 38 человек, проходивших по делу, 21 получил 10-летний лагерный срок с конфискацией имущества и последующим 5-летним поражением в правах. Остальных получили по 5 и 8 лет лагерей. Два человека были освобождены во время следствия «за недостаточностью улик», а одного оправдали, поскольку он к «Мандаладе» никакого отношения не имел, находился от мест событий далеко в тундре, и как очутился в Архангельске среди подсудимых - суду было непонятно.
Василий Иванович Лаптандер был приговорен к расстрелу, подал ходатайство о помиловании и в январе 1944 года получил вместо расстрела 20 лет каторжных работ. Однако уже в феврале того же года он скончался в архангельской тюрьме «от туберкулеза и сердечной слабости». Сосланные в лагеря участники «Мандалады» пропали без вести.
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 771
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Мандалада - восстание против сталинского режима в 1934 и 43

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Июль 2015 13:03

Мандалада

Еженедельная газета Молодежь Севера

...Великая Октябрьская социалистическая революция большой активности на тундровых задворках былой империи не вызвала. Ненцы по-прежнему в абсолютном большинстве вели кочевой образ жизни, жили в чумах, занимались оленеводством, рыболовством (на море и в реках) и охотой.
Когда в 1929 году грянула коллективизация, ненцы не протестовали. В 1929-1932 годах в округе были организованы товарищества по совместному выпасу оленей (к концу 1934 года их было 15). Первый ненецкий оленеводческий колхоз возник в марте 1929 года. В этом колхозе в следующем году организовали и первую в тундре ячейку ВКП(б). В тридцатых годах в округе стали интенсивнее развиваться промысел рыбы (семги, нельмы, сига и др.) и рыбная промышленность, а также молочное животноводство и земледелие (в основном в долинах рек). Велась работа по ликвидации неграмотности (для справки: в 1914 году грамотой владели только 2 процента ненцев). В общем, тундровые жители, что называется, были вовлечены в строительство новой, социалистической‚ жизни, и, казалось, ничего общего с мятежными разрушителями Пустозерска у этой «запечной» советской народности быть уже не может.
Долой советскую власть!
Великая Отечественная война самым непосредственным образом отразилась на жизни ненецких оленеводов. В устье Печоры появлялись немецкие подводные лодки, в небе над тундрой - вражеские бомбардировщики (обломки некоторых до сих пор могут попасть на глаза пытливым краеведам). Пожалуй, впервые со времен Крымской войны середины XIX столетия (когда ожидалось нападение англо-французской эскадры на печорские селения, и усть-цилемские и ижемские крестьяне построили в устье Печоры укрепления) на крайнем северо-востоке европейской части России пришлось всерьез готовиться к борьбе с неприятелем.
Особенно богатым на сюрпризы для НКВД Коми АССР выдался июнь 1943 г. Сначала высадка немецкого десанта власовцев возле поселка Кедровый Шор на Печоре, а затем - ненецкая «Мандалада» на Югорском полуострове. «Оленно-волчий» угол спустя сто лет после мятежа Вавле Неняги вновь показал характер...
«Мандалада» по-ненецки - это «сбор, созыв». Бежавшие от непосильных советских налогов и непонятных порядков ненцы объявили по Пай-Хойской тундре «Мандаладу» - сбор для решения важных вопросов: что делать с русскими в Усть-Каре (населенный пункт на берегу Карского моря, на самой границе с Тюменской областью) и Воркуте и платить или не платить налоги. Вопросы были не из праздных. Как известно, то было время, когда вся страна жила в соответствии с одним-единственным лозунгом - «Все для фронта, все для победы!» Для малочисленного народа тундры исключений тоже не делалось. Военный, мясной, сельскохозяйственный налоги ненцам надо было платить оленями (всего за годы войны для нужд фронта население округа передало 73 тысячи оленей). Платить также надо было рыбой и дичью, «иначе русские не дадут хлеб». Кроме того, с 1939 г. ненцы стали служить в Красной Армии, теперь их призывали на фронт.
Весной 1943 г. пункты кооперации вдруг перестали отпускать ненцам хлеб. Последние, естественно, возмутились, поскольку налоги до этого выплачивались ими исправно. В знак протеста начался массовый выход из оленеводческих колхозов - беглецы уводили оленьи стада подальше в тундру.
Инициаторами «Мандалады» стали трое ненцев: Е.Сэротетта (Сарадетта) по прозвищу Небтко, С.Неле и Х.Топка, бежавшие из колхоза имени Ворошилова. Они и кликнули «Мандаладу» по всем стойбищам. Вскоре на территории Щучьереченского тундрсовета, в ста километрах от фактории Яра в предгорьях Приполярного Урала‚ возникло стойбище недовольных советской властью ненцев (больше всего недовольных бежало из колхоза «Няръяна нгэрм»). На сопках поставили сторожевые чумы. Все были вооружены (в тундре без оружия нельзя) - в основном американскими винтовками фирмы «Ремингтон». На общем собрании - соборке - были избраны вожди «Мандалады» - Сергей Ного (Лаптиге) и Василий Лаптандер (Нядма). Они продолжили сбор по тундре недовольных. С.Ного ездил в чумы колхоза «Няръяна Кара», выступал там: «Вы сами знаете: сколько ни работай, сколько ни выполняй планов, русские все равно ничего не дадут. Поэтому мы и решили объявить Мандаладу: собраться и объединиться! И жить самостоятельно. Не платить налоги, не выполнять планы вылова рыбы и добычи песца. И не служить в армии. В Салехарде уже русских мужчин не осталось - все на войне погибли... Оленей, сданных в счет военного налога, обратно вернуть. Продукты на фактории возьмем... Я давно по чумам езжу, в Мандаладу людей собираю. Даже олени устали... Пойдете? Не желающего идти не пошлешь ведь никуда. Мы в Мандаладу людей открыто собираем! И об этом можете русским рассказывать! Идите к своим хорошим русским, ешьте хлеб и масло, а нам Советов и колхозов не надо! Мы и без них хорошо проживем!»
В тот раз ненцы-колхозники отказались присоединиться к «Мандаладе». Через месяц же, когда отряды НКВД уже подбирались к стойбищу мятежников, С.Ного вновь побывал в чумах «Няръян Кары»: «Идите в Мандаладу! К нам русские пришли - наверное, убить надо! А если не пойдете, то мы русских убьем, а их кровавую одежду наденем и к вам придем. Ваших оленей заберем, а вас без оленей у озера оставим!..» На сей раз вождь Лаптиге своего добился - колхозники «Няръян Кары» присоединились к «Мандаладе»...
Непокорное стойбище
Вооруженные группы ненцев из «Мандалады» останавливали оленьи обозы с мукой в тундре, заворачивали их в свое мятежное стойбище, угоняли колхозные оленьи стада, собранные для выплаты налогов. Председателю колхоза «Няръяна нгэрм» под дулами «ремингтонов» было предложено перейти в «Мандаладу» всем колхозом: «Срок на раздумье недолгий даем. Нас много. Как только в реках воды меньше станет, мы все придем. Если кто из ненцев не перейдет к нам, их в озере топить будем, а русских - убивать...» К июню 1943 г. в стойбище «Мандалады» находилось уже больше 200 человек.
Директор Усть-Карской организации «Посзаготживсырье» отправил тогда в адрес НКВД докладную записку: «Настоящим довожу до сведения о нижеследующем. В мае сего года среди колхозников все чаще стали появляться разговоры о банде, которая существует где-то вблизи... Все было построено на догадках и предположениях, но‚ тем не менее‚ я сообщил об этом в Амдерминский РО НКВД - о существовании в тундре бандитской группы под руководством Ного Сергея... Чумы их стоят километрах в двух-пяти друг от друга, от двух до трех чумов в одном месте. На высоких местах вблизи от чумов есть караульная охрана, которая имеет для оповещения запряженную упряжку. В случае приближения к их местожительству кого-либо из посторонних об этом немедленно оповещают всю банду... Судя по такой предусмотрительности, лично я предполагаю, что их руководитель не только Ного Сергей, но есть кто-то посерьезней, возможно, даже из русских...»
В 20-х числах июня 1943 г. два оперотряда НКВД из Архангельска и Воркуты, каждый самостоятельно, выехали в Пай-Хойскую тундру для подавления восстания «Мандалады». 21 июня архангельский отряд прибыл в Усть-Кару, взял там медработника и переводчика и на оленьих упряжках двинулся к Приполярному Уралу. Весть о появлении русских отрядов быстро разнеслась по тундре. С.Ного и В.Лаптандер собрали ненцев, оружие и боеприпасы, решили отбиваться от русских в Уральских горах. Воркутинская опергруппа в составе 14 человек заплутала в тундре и‚ в конечном итоге‚ никакого участия в дальнейших событиях не принимала. Правда, ненцы из «Мандалады» - 32 человека во главе с С.Худя «Ваде» - какое-то время преследовали воркутинцев, но затем оставили их в покое и вернулись в стойбище.
Разгром
23 июня архангельский отряд НКВД под командованием ст.лейтенанта госбезопасности Земзюлина, вооруженный автоматами «ППШ», окружил стойбище «Мандалады» у подножия горы Недь-Ю. В стойбище были только женщины и дети, сами мятежники скрывались в скалах на склонах Недь-Ю. При попытке чекистов подняться наверх ненцы открыли огонь, Земзюлин сразу получил ранение в ногу. Началась ожесточенная автоматно-ружейная перестрелка. В течение нескольких часов обе стороны вели непрерывный огонь: ненцы убили одного красноармейца-автоматчика и ранили четверых чекистов. У самих мятежников погибли шесть человек и двое были ранены.
Спустя восемь часов боя Земзюлин вызвал из чумов «Мандалады» женщин и отправил их к смутьянам с предложением о прекращении огня и последующей сдаче в плен - в противном случае чекисты угрожали «принять меры для уничтожения». Полтора часа ненцы раздумывали, а затем стали бросать оружие. Прямо со скал вниз полетели винтовки и берданки. Чекисты собрали 37 единиц огнестрельного оружия, 222 патрона, свыше полутора килограммов пороха, 500 капсюлей. 36 мятежников спустились с горы и были арестованы. Их вывезли в Архангельск, где и состоялся процесс по делу «Мандалады». Позднее из Воркуты доставили еще троих, очевидно, пойманных в тундре воркутинским оперотрядом.
Судебный процесс выявил «крайне низкий уровень культурного и политического развития обвиняемых, за исключением Лаптандера Василия Ивановича (Нядма), который является одним из руководителей и организаторов Мандалады...» Незадолго до начала процесса вожак «Мандалады» С.Ного умер в архангельской тюрьме. Из 38 человек, проходивших по делу, 21 получил 10-летний лагерный срок с конфискацией имущества и последующим 5-летним поражением в правах. Остальных осудили на 8 и 5 лет лагерей. Два человека были освобождены во время следствия «за недостаточностью улик», а одного и вовсе оправдали, поскольку он к «Мандаладе» никакого отношения не имел, находился от мест событий далеко в тундре, и как очутился в Архангельске среди подсудимых мятежников - суду было непонятно.
Василий Лаптандер был приговорен к расстрелу, подал ходатайство о помиловании и в январе 1944 г. получил вместо расстрела 20 лет каторжных работ. Однако уже в феврале того же года он скончался в архангельской тюрьме «от туберкулеза и сердечной слабости». Сосланные в лагеря участники «Мандалады» пропали без вести.
М.Таскаев, И.Жеребцов
В публикации использованы документы Ненецкого окружного краеведческого музея.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Мандалада - восстание против сталинского режима в 1934 и 43

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Июль 2015 13:03

МАНДАЛА-34
Пиманов А., кандидат исторических наук.
Валентина Петрова, кандидат исторических наук,
доцент Тюменского госуниверситета.
...
Существуют две версии относительно того, что произошло в тундре в декабре 1943 года. Первая версия официальная. Она возникла по горячим следам и явно с подачи УНКГБ по Омской области. Эта версия была изложена следующим образом. Официальные документы не скрывают того факта, что к декабрю 1943 года недовольство ненцев дошло до озлобления. В них правдиво были показаны причины, приведшие к такому положению. О них мы говорили в первой главе. Сам ход событий явно фальсифицирован, и события представлены как восстание, которым руководила контрреволюционная организация "Мандала" (более нелепую формулировку трудно было придумать).
Этой мифической организацией руководили, якобы, работники гидрографической экспедиции Архангельского управления Главного управления Северного морского пути (ГУСМП) во главе с ее начальником Н.В. Плюсниным, который был объявлен резидентом германских разведорганов, по заданию которых он и действовал. Организация была задумана для руководства повстанческим населением Тамбеискои и Щучьереченской тундры. Участники повстанческой организации "мандала" будто бы были разбиты на воинские подразделения, вооружены большим количеством гладкоствольного и нарезного оружия. Руководили ими и исполняли приказы Н.В. Плюснина местные кулаки и шаманы. Совместными усилиями они подняли "мандалу" (восстание) коренного населения, жившего на побережье Карского моря.
Ход восстания был представлен так: в конце 1943 года повстанцы арестовали несколько советских работников из ненцев, объявили колхозы распущенными, поделили между собой колхозных оленей. Заставляли население под угрозой оружия идти на восстание. На предложение опергруппы, состоявшей из роты солдат, прибыв ших на нескольких самолетах из Омска и Салехарда в Тамбей, уладить все мирным путем, восставшие открыли огонь. Только после длительной работы среди населения главари при помощи населения были доставлены в Тамбей и арестованы НКВД.
Так представил события I-й секретарь Ямало-Ненецкого окружкома П.И. Гулин в докладной записке в ЦК ВКП(б) в июле 1944 года. Интересно заметить, что П.И. Гулин был в составе опергруппы пресекавшей "восстание" и все видел своими глазами. Тем не менее, описывая события, он лгал. Это выяснилось в сентябре 1947 г., когда Особое совещание МГБ СССР осудило организаторов мистификации. Об этом мы расскажем со слов А.А. Петрушина - автора статьи "Мандала-43" (В "Ямальском меридиане" №1 за 1997 год эта статья дана в изложении).
Инициатором мистификации был начальник Ямальского райотдела МГБ А.М. Медведев. Он родился в бедной крестьянской семье и до призыва в РККА в 1929 г. работал на рыбном промысле. Через 2 года вернулся домой в Тобольск и устроился в окротдел ОГПУ фельдъегерем, в 1937 г. выслужился до оперуполномоченного. Проявил рвение в ликвидации "врагов народа" и получил повышение: стал начальником Ямальского райотдела. Две страсти безраздельно владели крестьянским сыном, выбившимся "из грязи в князи" - маниакальная бдительность и желание любым путем добиться благосклонности начальства. С помощью провокатора из ненцев Езанги Манса ему удалось "разоблачить" две контрреволюционные повстанческие организации в Ямальском районе в 1941 и 1942 годах. Первую группу Езанги Мане "заложил" в конце 1941 года. Тогда он пожаловался А.М. Медведеву на Салиндера Тявака, забравшего за долги его оленей и чум. Ямальский начальник МГБ спросил Е. Манса о других ненцах, имевших много оленей, тот назвал еще семерых. Всех их увезли сначала в Тамбей, потом в Салехард. "Повстанцы" исчезли, а провокатору достались их олени. Вскоре он стал председателем колхоза "Красный октябрь".
Необходимо отметить, что А.М. Медведеву, также как и окружному, и районному руководству было известно о безобразиях, творимых в тундре мелкими "русскими начальниками". Знали они и о том, что недовольство ненцев растет. Вот это недовольство и решил использовать А.М. Медведев, сотрудник райотдела НКГБ Зяблов, старший ветврач района П.А. Шуткин (его взяли в качестве переводчика), секретарь Ямальского райкома ВКП(б) А.Ф. Филиппов по указанию П.И. Гулина вылетели из Яр-Сале в Тамбей для выяснения обстановки в тундре. А.Ф. Филиппов, свободно владевший ненец-ким языком, на следствии показал, что обстановка была неблагоприятная, ненцы были недовольны, озлоблены, однако никаких подтверждений о готовившемся восстании он не получил. Это не помешало А.Ф. Филиппову в 1944 г. присоединиться к общему хору тех, кто клеймил "восставших".
П.А. Шуткин рассказал следователю, что в первых числах сентября 1943 г. он присутствовал во время встречи в школе Тамбея Езанги Манса и А.М. Медведева в качестве переводчика. Медведев предложил Е. Мансу отправиться в чумы Венго Селе и Яптика Сатока, выяснить их настроение и пригласить их в "мандалу", и, если они согласятся, то объехать с ними стойбища колхозников от пролива Малыгина через реки Пяседай, Теутей до Нейтинских озер и призвать их путем антисоветской агитации в "мандалу". Все услышанное П.А. Шуткин хранил в тайне вплоть до сентября 1947 года.
Е. Мансу легко удалось уговорить Венго Селе (его отца репрессировали в 1937 г.) и Яптико Сатоко поделить колхозных оленей. Уговаривая других, Е. Мане обманывал и угрожал. Так, приехав в ноябре 1943 года в чум Вануйто Ныда, стоявший в 150 км от Тамбея, он стал агитировать хозяина идти в "мандалу". В. Ныд спросил:
"Зачем? Ненцам она не нужна". Гость мотивировал такую необходимость тем, что русские постановили судить всех плохо работающих колхозников, а осужденных будут подвешивать за ноги к столбу, обливать керосином и жечь. В. Ныда ответил на это, что надо хорошо работать, и тогда никакого суда не будет. Договориться с другими ненцами не удалось. Не помогли ни вырезанная на палке "тамга" - символ "мандалы", ни обман, ни угрозы. Недовольство и озлобление ненцев не выходили за рамки разговоров, к решительным действиям они были не готовы, и по своей собственной инициативе на раздел оленей они бы не пошли. Тем более, ненцы и в мыслях не держали выступление с оружием в руках против Советской власти.
Провокатору пришлось отправиться в Тамбей ни с чем. Он не знал, что 1 ноября Медведев отправил начальнику окружного отдела НКГБ Кривошеину телеграмму, где говорилось: "В колхозах Калинина, Сталина, Кирова, 1 Мая, Нарьяна Нумги установлена повстанческая "мандала". Руководят Вен-го Селе и Яптик Сатоко. Мандалисты делят колхозные стада. Угрожают вооруженным выступлением".
Выслушав неутешительный отчет Е. Манса, Медведев с опергруппой без всяких причин обстрелял стойбище Венго Селе. П.А. Шуткин показывал, что "эти действия укрепили у ненцев веру в распространенные Езанги Мансом провокационные слухи о том, что русские будут убивать ненцев за невыполнение планов по пушнине и рыбодобыче. Они стали сниматься со своих стойбищ и совместно с колхозными стадами оленей переместились в район реки Пяседай, где приступили к дележу обобществленных оленей".
Вернувшись в Тамбей, Медведев и Филиппов послали в Салехард па-ническую телеграмму о том, что опергруппа имела в тундре 10-минутную перестрелку. Они характеризовали положение как очень тяжелое. Просили выслать самолетом ручные пулеметы. "Терпеть можем три-пять дней. В мандале 200 человек. Захвачено 4 колхозных стада. В 15-20 км от Тамбея установлена ихняя (так в телеграмме) вооруженная разведка в 20 человек".
Начальник УНКГБ по Омской области "полковник Д.Р. Быков,- видимо, не поверил сообщениям Медведева. Но почувствовал, что с этого дела можно будет сорвать генеральские погоны, повышение в должности, поэтому информировал нарко, ма госбезопасности СССР Меркулова именно о готовящемся вооруженном восстании ненцев Северного Ямала. Меркулов не поверил сообщению и поэтому предложил направить в Тамбей во главе опергруппы не Быкова, а его заместителя подполковника Ф.Н. Гаранина и начальника отдела по борьбе с бандитизмом УМВД полковника Хмелева.
Быков и Гаранин знали, что убедить Меркулова можно будет лишь только подавив "мятеж" и показав связь "повстанцев" с германской разведкой. Кроме 1-го секретаря Ямало-Ненецкого окружкома П.И. Гулина в составе опергруппы в Тамбей прилетели секретарь окружкома Иванов, начальник окружного УМВД Захаров, заведующий военным отделом окружкома Тюльков, заместитель председателя окрисполкома М.М. Броднев (все эти местные деятели позднее в один голос поддерживали официальную версию случившегося).
25 декабря 1943 г. опергруппа, проводником у которой был Е. Мане, на 50 оленях с пулеметами двинулась в тундру. Захватили 2 стада оленей и предложили их владельцам явиться на собрание. Через несколько дней у чумов Яптико Сатоко собралось более 150 ненцев. 50 человек из них тут же арестовали. Солдаты стали снимать с них верхнюю одежду и привязывать к нартам. Все эти непонятные действия испугали ненцев. Они бросились врассыпную, но опергруппа открыла по ним огонь из ручных пулеметов. Было убито 7 человек и столько же ранено. Арестованных увезли а Тамбей и держали в неотапливаемой бане.
Когда опергруппа уехала в тундру, оставшийся в Тамбее Гаранин арестовал 4 работников гидрографической экспедиции Архангельского , управления ГУСМП, во главе с ее начальником Н.В. Плюсниным. Не выдержав истязаний, Н.В. Плюснин, в своей работе привязанный к определенному маршруту экспедиции, проходившему iyrie стоянок ненцев, не знавший ненецкого языка, не имевший средств передвижения, вынужден был признать, что он является агентом германской разведки, а поэтому готовил восстание местного населения против Советской власти.
В Тамбее ненцев допрашивали в присутствии 1-го секретаря окружкома П.И. Гулина. К арестованным 51 ненцу применяли меры физического воздействия и таким образом получили от них нужные показания, а также списки еще на 265 ненцев, якобы, участвующих в восстании. Сфальсифицированные показания отправились в Москву. В протоколах А.А. Петрушин встретил совершенно нелепые записи. Например, задавался вопрос: "Куда делись олени, когда вы распустили колхоз?". Ответ: "Когда нами были распущены колхозы, то все мы и олени вступили в контрреволюционную организацию "мандала".
Из 51 ненца, силой лишенных свободы и привычных условий жизни, 41 умер во время следствия. Двоим: Яптику Сатоко и Яунгату Нелико - Особое совещание НКВД определило в феврале 1945 года по три года лагерей. Другие были освобождены...
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Мандалада - восстание против сталинского режима в 1934 и 43

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Июль 2015 13:07

ЯМАЛ: ТАЙНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Ямало-Ненецкий округ в годы Великой Отечественной войны оказался в глубоком тылу. Но, как выяснилось спустя десятилетия после Победы, и здесь, в тысячах километров от линии фронта, была своя война.
№64 (5041)
15.04.2010
Дмитрий Неволин
В ямальских реках появлялись фашистские подводные лодки, немецкие моряки сходили на берег и контактировали с коренными жителями, работники НКВД искали агентов врага, а в тундре гремели ружейные, автоматные и даже пулеметные выстрелы.
Конечно, в этих интересных, но зачастую и трагических историях много белых пятен. Но нам повезло. Недавно в редакцию пришло послание от основателя Ямальского районного музея кандидата исторических наук Геннадия Зайцева. Вот что он написал:
— В Тюмени живет ветеран труда и Ямала В.В.Белоусов, который с 1939 года работал на Ямале радистом. Именно он в 1944 году передавал радиограмму о немецкой подводной лодке, заходившей в речку Дровяная. В 1943 году работники НКВД привлекли его в качестве радиста к операции по так называемой мандале. Встреча с этим человеком стерла многие белые пятна в нашей районной истории...
Разве после такой рекомендации мы могли пренебречь возможностью пообщаться с очевидцем главных событий и тайн военных лет на Ямале?..
Дважды призванный
Василий Васильевич Белоусов родился 9 июля 1921 года в Челябинской области в семье хлеборобов. Но на рубеже 20-30-х годов пришлось менять место жительства. Отца сослали в Тобольск, обвинив как подкулачника, и семья из семи человек (в том числе пятеро детей) погрузилась в сани и под охраной конвоиров в составе обоза двинулась в далекий путь.
Только-только обжились на новом месте, как пришла бумага, в которой Белоусовым... разрешили вернуться домой. Оказалось, что решение о ссылке признано незаконным. Вот только возвращаться было уже некуда — родной дом был разорен. Поэтому семья осталась в Тобольске.
Здесь Василий окончил семилетку, а затем и ФЗУ связи, что и определило дальнейшую судьбу: юношу направили в распоряжение Ямало-Ненецкой окружной конторы связи. В августе 1940 года его впервые призвали в армию. Но вскоре освободили от призыва — по брони. Некоторое время он проработал в Салехардском радиобюро, а в августе 1941 года стал радистом фактории Напалково...
...В 1943 году случилось так, что Василия Васильевича снова едва не отправили в действующую армию. В Напалково в это время находился теплоход «Анастас Микоян», за которым прибыл конвой кораблей, чтобы сопроводить судно в другой пункт назначения. На радиостанцию заявился представитель окружного военкомата.
— Рьяный чиновник с гонором, — так охарактеризовал его В.Белоусов. — Почему, спрашивает, не на фронте? Отвечаю, что мне предоставлена бронь. Он заявляет, что, может быть, я ее сам сочинил. Обидно мне, конечно, стало за такие обвинения. Сдал я радиостанцию и приготовился идти на фронт, даже сухарей насушил. Когда «Микоян» отплыл, пришло подтверждение моей брони. Но я уже был на борту теплохода...
Василия Васильевича высадили в поселке Сеяха, который расположен на противоположном от Напалково берегу Обской губы. И оставили ждать, пока замерзнет губа, чтобы по льду вернуться назад.
Но именно здесь, в Сеяхе, Белоусов стал не только свидетелем, но и непосредственным участником драматичных событий, связанных с восстанием ненцев.
Ненцы не виноваты?
Первые серьезные выступления ненцев против советской власти были отмечены еще в 1934 году. Это восстание получило название мандала (в переводе с ненецкого — восстание, сбор воинов). Тундровики протестовали против коллективизации. Многие из них были арестованы, а зажиточные оленеводы лишились имущества. Случались и другие выступления.
Ямальская мандала вспыхнула вновь в самый разгар войны — в 1943 году.
На вопрос «Что же стало причиной восстания ненцев в Тамбейской тундре?» Василий Белоусов отвечает осторожно:
— Я же молодой тогда был, политикой не интересовался, — говорит он, — но о ненцах до сих пор сохраняю очень теплые воспоминания. Думаю, что восстание было спровоцировано в интересах определенного круга людей... Я уверен, что подавляющее большинство ненцев не намеревалось восставать против советской власти. Это сугубо мирный народ, хотя жизнь у него во время войны была не из легких. Тундровиков облагали многими налогами: сельскохозяйственным, подоходным, военным...
Непосредственным участником этих событий Василий Васильевич стал, можно сказать, случайно. Говорит: «Попал, как кур в ощип». Начальство узнало, что в Сеяхе находится радист, и включило Белоусова в опергруппу. Так он оказался в Тамбее — там было тревожно. Ходили слухи о возможном нападении восставших ненцев, окна и двери домов укреплялись деревянными щитами, обитыми железом.
Радист Белоусов держал связь с Салехардом, следил в эфире за перемещением самолетов. Несмотря на отсталую технику, связь устанавливалась неплохая. Все дело в том, что эфир в те годы был относительно свободным.
Тем временем из Омска прибыли автоматчики. При них был ручной пулемет. В состав опер-группы вошли также несколько советских работников.
Первая вылазка опергруппы в тундру, в район сосредоточения участников волнения, случилась без Василия Белоусова — он в тот момент отслеживал в эфире очередной самолет с начальством.
— Все предложения к оленеводам с требованием прекратить бессмысленное неповиновение властям, выдать зачинщиков мандалы, вернуть колхозам угнанных оленей были отклонены, — рассказывает Василий Васильевич.
Тогда поверх голов ненцев была произведена очередь из пулемета. С другой стороны последовал выстрел. Но какой! Пуля, пущенная из винтовки, точнехонько угодила в ложе автомата, повредив оружие. Опергруппа вернулась на базу.
В следующий раз оперативники выдвинулись ночью, надеясь застать мятежников врасплох. Осторожно окружили стойбище главарей восстания, но... мужчин там уже не было. Оказалось, что ненцы все узнали заранее и
вовремя скрылись.
Трагический финал
Развязка приближалась. На стойбище опергруппа пробыла несколько дней. В один из них представители власти объявили о том, что устраивают общее собрание оленеводов.
— Съехалось человек 100-150, — вспоминает ветеран. — Расположились ненцы за чумами прямо на снегу. Руководители опергруппы потребовали от собравшихся назвать организаторов мандалы, активных участников. По окончании собрания было арестовано около 50 человек, их поместили в отдельный чум, отобрав ножи и пояса. Остальные участники собрания были отпущены и разъехались по своим чумам.
А через несколько часов раздались выстрелы — это арестованные совершили попытку побега. По ним был открыт огонь...
Сохранились более-менее точные сведения о количестве пострадавших. Известно, что погибли семь ненцев, несколько человек получили ранения. По словам Василия Белоусова, были ранения и у сотрудников опергруппы. Первый из них по фамилии Тюльков, работник окружкома, в момент побега охранял чум. На него напали, а подоспевший автоматчик, ведя огонь, прострелил оперативнику кисти обеих рук. Зацепили свои и майора Хмелева. Но легко — пуля по касательной попала ему в руку.
Одному из руководителей мандалы удалось бежать. «Тертый был мужик», — вспоминает радист. Этот ненец к моменту восстания уже скрывался от властей на побережье Байдарацкой губы. И все это время ему, видимо, кто-то помогал. Привозил еду, сообщал новости.
Так получилось, что он же «отличился» в сорок третьем, устроив побег арестованных мятежников. Василий Васильевич даже видел момент, когда оленевод на нартах скрывался в тундре, а в след ему вели огонь автоматчики. Потом непокорного ненца выловили, но во время пересылки в Салехард он опять убежал. И скитался по тундре, скрываясь от преследования до окончательной поимки, еще год или два...
...Чекисты нашли в деле «немецкий след». Ими по обвинению в шпионаже был арестован специалист Главсевморпути. Но позднее его освободили, говорит В.Белоусов. Выяснилось, что ни к какой германской разведке он не причастен. Тем не менее на Ямале во время войны немцы действительно проявляли активность.
Василий Белоусов, вернувшись из тундры в Тамбей, связался со своим начальством в Напалково. И уже скоро снова очутился там, расконсервировал радиостанцию и приступил к своей работе. Но продолжалось это недолго. По воле чекистов Василия Васильевича вернули в Тамбей, назначив радистом местной станции.
Подводная война Ямала
— Я лично передавал радиограмму о появлении немецкой подводной лодки в реке Дровяной. Сообщение на радиостанцию принес первый секретарь Тамбейского райкома Сидоров. Радиограмма была отправлена в Салехард — в окружной комитет партии, — вспомнил Василий Васильевич факт из собственной биографии. Он предполагает, что подводники заходили на Ямал, чтобы пополнить запасы пресной воды.
Есть у ветерана и другое воспоминание. Завоз продовольствия в 1945 году осуществлялся по Северному морскому пути. Приходили два судна — сухогрузы «Иртыш» и «Сура». На кормовой и носовой частях этих кораблей были установлены пушки. Они предназначались для уничтожения мин, которые немцы установили в устье Обской губы. На войне как на войне...
Конечно, история подводных операций германских субмарин в водах Карского моря еще полна белых пятен. Из хорошо изученных событий известно потопление фашистами корабля «Мария Раскова» в 1944 году. На судне было много гражданских, в том числе женщин и детей.
В память об этой трагедии в Салехарде не так давно установлена мемориальная доска. Надпись на ней гласит: «Памяти полярников и моряков, погибших в акватории северного побережья Ямала с теплоходом «Марина Раскова» и минными тральщиками 12 августа 1944 года».
Нападение на конвой Белое море — Диксон (БД-5), в результате которого погибло до четырехсот человек, совершила лодка U-365 под командованием капитан-лейтенанта Хеймара Веде-мейера.
В короткой биографии U-365, кроме потопления теплохода и тральщиков, больших военных удач не значится. Совсем скоро субмарина была потоплена с самолетов глубинными бомбами в Норвежском море. Погиб весь экипаж, а вот Ведемейер, уже не командовавший лодкой, дожил до 1998 года...
Косвенным доказательством контактов германских моряков с коренным населением являются находки пуговиц с немецких мундиров. По одной из версий эти яркие пуговицы являлись чем-то вроде обменной валюты, и тундровики использовали их в качестве украшений.
377 человек погибли у острова Белый. Но и экипажу самой подлодки оставалось недолго жить.
Василий Васильевич Белоусов. Именно он в 1944 году передавал радиограмму о немецкой подводной лодке, заходившей в речку Дровяная.

Мнение эксперта
Александр Петрушин, историк:
— Волнения ненцев в Тамбейской тундре (как и в Большеземельной тундре) в ноябре-декабре 1943 года специально спровоцировали областные, окружные и районные партийные, советские и чекистские органы. Эту ситуацию в докладах в Москву представили как «восстание» (по ненецки — «мандала»), организованное гитлеровской разведкой.
На подавление мандалы из Омска на Ямал на самолётах была отправлена рота автоматчиков. Собрав обманом безоружных ненцев, солдаты открыли по ним огонь: семеро были убиты, столько же ранено. Остальных оленеводов арестовали и увезли в Салехард. Никто из сотрудников НКВД не пострадал.
В Салехарде из 50 ненцев, силой лишённых свободы и привычных условий жизни, 41 умерли от болезней и истощения. А авторов преступного сценария мандалы наградили: начальника Управления НКГБ Омской области полковника Быкова — орденом Красного Знамени, его заместителя подполковника Гаранина — орденом «Знак Почёта», начальника Ямальского райотдела НКВД Медведева — орденом Красной Звезды.
Позднее, в 1949 году, их, а также провокатора Езанги Манса осудили за фальсификацию следственных материалов и лишили наград.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Мандалада - восстание против сталинского режима в 1934 и 43

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Июль 2015 13:11

Дело «Шаманов» в Ненецком АО
Весной 1943 года в районе Диксона, была высажена группа немцев (диверсантов), которые завербовали местное население – ненцев и коми, а так же заключенных лагерей и направлялись вдоль побережья от района Диксона в сторону п. Амдерма. Шли пешком, было несколько оленьих упряжек. Целью, было уничтожение складов продовольствия, топлива, транспорта. Не доходя п. Усть-Кара группа была остановлена и частично ликвидирована. Арестованных доставили в Амдерму, где проводили предварительные допросы и санитарную обработку, затем все были вывезены в Архангельск.
Из рассказа очевидицы Потаповой Александры Николаевны
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Мандалада - восстание против сталинского режима в 1934 и 43

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Июль 2015 13:12

Мало кому известно движение со звучным, но неоднозначным названием «Мандалада». Под этим именем (означающим по ненецки «сбор») известно несколько восстаний против советских порядков, насаждавшихся в ямальской тундре. Самое известное из них случилось в 1943-м и обросло уже множеством легенд (от всплывшей в Обской губе нацистской подлодки, до «неуязвимого» для пуль вождя-шамана).
В России чекисты расстреливали православных священников, а на Ямале охотились за шаманами. И преуспели в своей борьбе. Ее итогом стала тотальная духовная опустошенность.
А трагедия повстанцев была в том, что народы, права которых они с оружием в руках отстаивали, выбрали не их. Даже ямальские оленеводы не желали в большинстве своем присоединяться к «Мандаладе» и бегать по тундре, отстреливаясь от бойцов НКВД.
Из книги Тараторина Дмитрия «Русский бунт навеки. 500 лет Гражданской войны»
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Мандалада - восстание против сталинского режима в 1934 и 43

Сообщение ЧАЙКА СВ » 28 Июль 2015 13:17

«Ямальская Мандалада» Восстание 1943 года.
Весной 1943 г. пункты кооперации перестали отпускать хлеб ненцам Ямала. В знак протеста начался массовый ненцев выход из оленеводческих колхозов - беглецы стали уводить оленьи стада подальше в тундру. Инициаторами выступления стали трое ненцев: Е.Сэротетта (Сарадетта) по прозвищу Небтко, С.Неле и Х.Топка, бежавшие из колхоза имени Ворошилова. Вскоре на территории Щучьереченского тундрсовета, в ста километрах от фактории Яра в предгорьях Приполярного Урала возникло стойбище недовольных советской властью ненцев. На сопках поставили сторожевые чумы. Все были вооружены, в основном американскими винтовками. На общем собрании - соборке - были избраны вожди - Сергей Ного (Лаптиге) и Василий Лаптандер (Нядма). Они продолжили сбор по тундре недовольных. Вооруженные группы ненцев стали захватывать оленьи обозы с мукой в тундре, угонять колхозные оленьи стада, собранные для выплаты налогов.

1943.06.21 Усть-Кара. Оперотряд НКВД, прибывший из г. Архангельск, выехал на оленьих упряжках в Пай-Хойскую тундру для подавления восстания ненцев ("Мандадалы"). Второй отряд НКВД выступил из г. Воркута.

1943.06.23 Архангельский отряд НКВД под командованием ст. лейтенанта Земзюлина, окружил стойбище мятежных ненцев у подножия горы Недь-Ю. При попытке чекистов подняться наверх ненцы открыли огонь, Земзюлин сразу получил ранение в ногу. Началась ожесточенная автоматно-ружейная перестрелка. В течение нескольких часов обе стороны вели непрерывный огонь: ненцы убили одного и ранили четверых чекистов. У самих мятежников погибли шесть человек и двое были ранены. Спустя восемь часов боя Земзюлин вызвал из чумов женщин и отправил их к смутьянам с предложением прекратить огонь и сдаться в плен в противном случае чекисты угрожали "принять меры для уничтожения". Полтора часа ненцы раздумывали, а затем стали бросать оружие. Прямо со скал вниз полетели винтовки и берданки.36 мятежников спустились с горы и были арестованы.


Решающий бой был дан 23 июня 1943 года, когда отряд ОГПУ, прибывший из Архангельска, окружил восставших. Завязалась перестрелка. Потери со стороны чекистов составили 5 человек (1 убитый, 4 раненых), ненцы потеряли шестерых убитыми, а два человека получили ранения. После долгих переговоров они сдались. Многие были арестованы.

М.Таскаев, И.Жеребцов. Мятежная "Мандалада"
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1461
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29


Вернуться в Дополнительно



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения