Александр Кот » 12 Сентябрь 2015 22:52
Во время первой мировой войны по заказу Министерства торговли и промышленности (МТиП) России в декабре 1915 года на верфи «C. Rennoldson & Co, South. Shields» в Ньюкасле началась постройка стального винтового портового ледокола «ЛЕДОКОЛ VII» (строительный № 180). Судно вместимостью 564,06 брт имело длину 41,54 м, ширину 9,42 м и осадку 5,60 м. Вертикальная паровая машина тройного расширения мощностью 1200 л.с. обеспечивала пароходу скорость хода в 12,0 узлов. 14 октября 1916 года он был спущен на воду и в декабре этого же года передан заказчику.
После прихода в Романов-на-Мурмане 11 января 1917 года «Ледокол VII» был мобилизован и и включен в качестве портового ледокольного парохода в состав судов флотилии Северного Ледовитого океана. Он до лета оставался в Кольском заливе и использовался в это время как буксир и спасатель, участвуя в попытках зимнего подъема затонувшего у Иоканьги ледореза «Канада». 1 апреля 1917 года его вернули МТиП. Во время гражданской войны к лету 1918 года ледокол числился во флотилии белых, но 26 февраля 1920 года его в Архангельске захватили красные. 18 апреля 1920 года судно было снова мобилизовано и в качестве ледокола зачислено в состав Беломорской флотилии, а с 24 апреля 1920 года вошло в состав Морских сил Северного моря (МССМ). В ноябре 1920 года ледокол передали Беломортрану. «Ледокол VII» включили в состав судов Управления Архангельского торгового порта. В 1923 году его передали в состав Управления Одесского торгового порта. Из Архангельска он вышел совместно с «Ледоколом V». В декабре 1923 года они прибыли в Одессу. Портом приписки «Ледокола VII» стала Одесса (№ 160). В феврале 1937 года он затонул во время шторма. В мае 1937 года выездная сессия воднотранспортной коллегии Верховного суда СССР установила, что по вине бывшего начальника службы эксплуатации пароходства и начальника Одесского порта ледокол, вернувшийся с тяжелой ледовой кампании, был отправлен в рейс без проверки его мореходных качеств. Виновные были осуждены к длительным срокам лишения свободы. Получил срок также радист ледокола, не передавший сигнал SOS. Вскоре судно подняли и отремонтировали. В 1938 году уже под наименованием «№ 7» он в качестве ледокола числился в составе служебно-вспомогательного флота Николаевского портоуправления. Порт приписки Николаев.
С начала Отечественной войны ледокол использовался для перевозки военных и народно-хозяйственных грузов. Так 28 июля 1941 года «№ 7» в качестве буксира-толкача принял участие в переводе теплоходом «Кубань» пятитысячного нового сварного дока Одесского завода имени Марти из Одессы к Феодосии. Оттуда «№ 7», приняв буксир с «Кубани», с помощью буксиров «Соломбала» и «Снег» увел док в Мариуполь. Позже «№ 7» прибуксировал из Херсона в Одессу корпус четырехтысячного железобетонного дока. 11 сентября 1941 года, приняв на буксир баржу с боеприпасами, ледокол последовал из Севастополя в Одессу. При подходе к порту 12 сентября из-за сильных артобстрелов ледоколу не разрешили заходить в гавань, а пережидать в море. Лишь 13 сентября в 14 часов поступило разрешение на прорыв в порт. С третьего захода ледокол под сильнейшим обстрелом и бомбежкой, получив повреждения корпуса от осколков и потеряв несколько человек убитыми и ранеными, прорвался в Одессу. Этим же вечером, буксируя болиндер с боеприпасами и техникой, ледокол пошел на Тендру. Там он принял участие в спасении людей с потопленного вражеской авиацией теплохода «Молдавия». Ледокол спас 39 человек.
19 сентября «Ледокол № 7» на Тендре принял на буксир поврежденные военные корабли Дунайской флотилии и 24 сентября привел их в Севастополь. Исправив повреждения, ледокол с болиндером груженым боеприпасами снова пошел в Тендровский залив. В 22 часа 26 сентября судно прибыло по назначению. Однако никто из военных властей его не встретил. Сдав болиндер дежурному краснофлотцу, капитан ледокола на свой страх и риск, взяв на буксир две баржи с ранеными и техникой, отбиваясь с помощью сторожевого катера «СК-078» от торпедоносцев, 28 сентября вернулся в Севастополь. После этого в Тендровский залив ледокол с баржами совершил еще два аналогичных рейса. 9 октября 1941 года загруженный до предела ледокол «№ 7» с баржами на буксире навсегда покинул Одессу. Во время обороны Севастополя 19 ноября 1941 года ледокол «№ 7» в качестве спасателя под охраной базового тральщика «Т-412» сопроводил в Севастополь транспорт «Курск», первым доставивший защитникам города 3000 винтовок, 100 пулеметов и боеприпасы. 10 марта 1942 года ледокол «№ 7» был мобилизован в состав ЧФ. Он ходил на линии снабжения Крымского фронта из Новороссийска в Керчь. Следуя очередным рейсом из Новороссийска с баржей на буксире, 20 апреля 1942 года в Керченском проливе (45°08´ N 36°31´ O) ледокол «№ 7» подорвался на магнитной мине, выставленной авиацией противника. Погибло 25 человек, спаслось 11 человек. После войны в 1950 году ледокол был поднят и в 1954 году разрезан на металлолом.