Характеристика М.А.Кошелева, данная д-ром А.Н.Мотненко в приложении к его отчету о зимовке в б.Тихая в 1933-34 гг. (Госфонд ААНИИ, д.О-405). Скорее медицинское заключение, чем характеристика.
Причин упадка на станции в тот сезон было много. Одна из главных – разворачивавшийся на протяжении всей зимовки «конфликт авторитетов» между начальником ПС и начальником ее авиагруппы, желавшим действовать по своему усмотрению. Крови они друг другу попортили порядком. Отсюда хаотичные действия Кошелева, приведшие к потере самолета в феврале 1934го. Отсюда же лихорадочная летная работа в последние месяцы перед приездом нового л/с авиагруппы. Проделанная с полным пренебрежением к его, Кошелева, послеоперационному состоянию. Разумеется, страх перед наказанием за потерю самолета тут тоже наложился, и все же налицо еще одно отражение неврастенической натуры летчика и его пренебрежения указаниями начальника станции (в данном случае бывшего еще и лечащим врачом Кошелева).
Что было потом? Невезучую зимовку признали успешной (об этом есть упоминание у И.Битриха). По-другому и быть не могло, т.к. это была одна из первых смен, формировавшихся целиком по линии шмидтовского ГУСМП. Сходу расписываться в неудачах – это было не в стиле Отто Юльевича. И Мотненко, и Кошелева таскали на партийную чистку, причем М. аж два раза, сначала по линии ГУСМП в столицах, потом где-то в Ростове. За Кошелева пытался заступиться его зимовочный приятель геодезист Н.Н.Загрубский, адресовавший летчику свои записки о происходившем в Тихой. Обвинения в адрес прочих участников эпопеи там не менее резкие, чем у Мотненко. Записки есть в РГАСПИ (ф.475, оп.2, д.111) – там больше 40 листов. Кому интересно – читайте.
По-человечески этого Кошелева жаль. Боевой красвоенлёт, уехал на ЗФИ командиром первой советской авиагруппы, действовавшей к северу от 80й параллели. Мог войти в историю в одном ряду с Водопьяновым, а вернулся инвалидом с разгромной характеристикой. Остался в авиации с травмированными ногами? Честь и хвала. Всю оставшуюся жизнь носил отпечаток пережитой трагедии? Безусловно, достаточно сравнить фото 33го и 40го годов. Командовал авиаполками в начале войны? На безлюдье и Фома дворянин. За полтора года побывал в качестве командира в трех – это говорит все о той же неспособности к взаимной притирке с сослуживцами. Погиб в авиакатастрофе. Точка. Забвение.
Дальнейшее обсуждение личности Михаила Арсентьевича (или Михаила Арсеньевича, если верить Н.Н.Загрубскому) - в узком кругу энтузиастов авиации. Без меня.