Адольф Милованов » 10 Декабрь 2020 19:22
Д. 2969. Приказ №1а УПА об анализе аварийных происшествий. 1939г. 11л.
(по л/пр. в Якутской, Игарской и Московской АГ повторно, первый раз ничего не выписывал, а зря – есть кое-что интересное)
Л. 1. Первый квартал 1939г. в работе ПА, наряду с выполнением плана, характеризуется недопустимо большой аварийностью в лётных подразделениях. …
П. 2. 15 февраля 1939г. самолёт Якутской АГ ПС-7 Н-116 под управлением пилота 3 класса Гурьева Н.Д. вылетел с Усть-Неры в Таскан, для заброски горючего по обеспечению перелёта Н-262, в пути потерял ориентировку и произвёл вынужденную посадку в районе Берелях, в 3-х км от аэродрома Дальстроя. При посадке повреждены шасси, которые были заменены на месте.
Из обстоятельств настоящей поломки самолёта установлено:
1. Пилоту ГурьевуКомандиром Якутской АГ было приказано перед вылетом из Якутска, заброску бензина в Усть-Неру производить только из Крест-Халджая и его полёт в Таскан является самовольным изменением маршрута и невыполнением приказания Коман-ра АГ.
2. Штурман с-та Н-116 тов. Протасов М.Ф. недостаточно серьёзно подошёл к разработке маршрута полёта на Таскан, благодаря чему и была потеряна ориентировка. После потери ориентировки тов. Протасов не смог установить место нахождения самолёта, что и повлекло вынужденную посадку, а затем и поломку самолёта.
П. 3. 31 марта 1939г. с-т Якутской АГ ПС-7 Н-115 под управлением пилота 3 класса Гурьева Н.Д. совершая рейсовый полёт с б. Тикси на Якутск, находясь в р-не Жиганска получил в воздухе по радио приказание нач. а/п Жиганск произвести посадку на аэродроме (на озере в 20 км от Жиганска). Прекращение рейса вызывалось отсутствием сведений о погоде по трассе, вследствие непрохождения радиоволн. После посадки в Жиганске пилот Гурьев не получив сведений о состоянии погоды, зная о непрохождении и не дождавшись прибытия начальника а/п, самовольно вылетел в сторону Сангар-Хая.
Встретив в пути плохую погоду, пилот Гурьев, вместо возвращения в Жиганск, продолжал полёт, надеясь пробиться до Сангар-Хая. Не долетая 140 км до Сангар-Хая, пилот потерял видимость земли и не использовал оборудование самолёта для выполнения слепого полёта. С работающими моторами самолёт ударился об лёд р. Лены и потерпел аварию.
В результате аварии самолёт разбит на 100%. Экипаж самолёта и пассажиры остались невредимы.
Из аварийного материала установлено:
1. Вылет с-та Н-115 из а/п Булун и Джарджан произведён был также при отсутствии сводки о погоде и связи по трассе, что указывает о незнании начальников аэропортов Наставления по лётной службе и своих обязанностей.
2. В условиях непрохождения радиоволн полёты в Якутской АГ имели место и кроме данного случая, что является нарушением пар.14, ст.»б» Наставления по лётной службе.
3. Преступная недисциплинированность пилота Гурьева, приведшая к аварии самолёта Н-115 явилась продолжением его прежней лётной недисциплинированности (2 вынужденные посадки из-за недостачи бензина и поломка с-та Н-116 15 февраля с.г.).
...
ПРИКАЗЫВАЮ:
По самолётам Н-116 и Н-115.
а) Пилота 3 класса т. Гурьева Н.Д. за целый ряд преступных нарушений Наставления по лётной службе, приведших к поломке, а потом и к аварии самолёта – снять с лётной работы, уволить из системы Полярной авиации и привлечь к судебной ответственности через Военную Прокуратуру РККА.
б) Штурману Якутской АГ т. Протасову М.Ф. за потерю ориентировки, явившейся следствием плохой подготовки его к полётам – объявить строгий выговор.
в) К-ру Як АГ дать свои соображения о возможности дальнейшего использования т. Протасова в качестве штурмана.
г) К-ру Як АГ наложить дисциплинарное взыскание на начальников портов в Булуне и Джарджане за выпуск с-та Н-115 без сводки о погоде и при отсутствии р/связи по линии. Об исполнении донести.
д) Обратить внимание заместителя к-ра Як АГ по лётной части тов. Цуркан на недостаточное руководство с его стороны лётной работой.
е) Самолёт ПС-7 Н-115, зав. №3190 выпуска с завода 1933г, принадлежащий Якутской АГ списать с баланса последней со всеми материальными ценностями самолёта и исключить из списков СМП УПА (Основание: Аварийный акт от 1апреля 1939г).
…
Начальник УПА Мазурук.