Страница 1 из 2

Макаров Степан Осипович (1848-1904)

СообщениеДобавлено: 30 Сентябрь 2008 02:24
Иван Кукушкин
Степан Осипович Макаров — русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал. : makarov.jpg
Степан Осипович Макаров (27 декабря 1848 (8 января 1849), Николаев — 31 марта (13 апреля) 1904, близ Порт-Артура) — русский флотоводец, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, вице-адмирал (1896).

Создатель первого в мире линейного ледокола "Ермак"

Основные даты жизни и деятельности С. О. Макарова (1848–1904)
(по изданию: Семанов С. Н. Макаров. — М., «Молодая гвардия», 1972.)

1848, 27 декабря — Родился в городе Николаеве Херсонской губернии.
1858, апрель — август — Переехал в город Николаевск-на-Амуре в связи с переводом его отца в Сибирскую флотилию.
Сентябрь — Поступил в Морское училище в Николаевске-на-Амуре.
1861 — На винтовом клипере «Стрелок» и винтовом транспорте «Манджур» плавал из Николаевска в залив Де-Кастри и пост Дуэ.
1863, июль — 1864, май — В составе эскадры Тихого океана под флагом вице-адмирала А. А. Попова плавал к берегам Северной Америки.
1864, октябрь — Возвратился из плавания в Морское училище (Николаевск-на-Амуре).
1865, 23 апреля — Окончил Николаевское морское училище первым по успеваемости.
1866, ноябрь — 1867 31 мая — На корвете «Аскольд» в составе эскадры контр-адмирала Ф. С. Керна перешел по маршруту Нагасаки — мыс Доброй Надежды — Кронштадт.
1867, 14 июля — За выдающиеся успехи в науках произведен «не в пример прочим» вместо кондукторов корпуса штурманов в гардемарины.
Июль — Назначен в 1-й флотский экипаж Балтийского моря.
1867, 16 сентября — 1868, 28 июня — Плавал на корвете «Дмитрий Донской».
Октябрь — Опубликование в «Морском сборнике» первой научной работы: «Инструмент Адкинса для определения девиации в море».
1868, 17 сентября — 1869, 85 мая — На корвете «Дмитрий Донской» находился в заграничном плавании.
1869, 24 мая — Произведен в мичманы.
1870, январь — март — Изобретение пластыря (шинкованного мата) для заделки пробоин судов.
14 января — Назначен ревизором на винтовую шхуну «Тунгус».
Март — июнь — Опубликовал в «Морском сборнике» статью «Броненосная лодка «Русалка».
1877, 1 января — Произведен в лейтенанты и награжден 200 рублями. [284]
1872, 18 декабря — Назначен в распоряжение вице-адмирала Л. А. Попова.
1873, 17–21 декабря — Находился в командировке в Вене, на Всемирной выставке, где в качестве экспоната был представлен изобретенный Макаровым пластырь.
1874, 24 августа — 25 сентября — Состоял флаг-офицером при вице-адмирале А. А. Попове.
1878, октябрь — Назначен на Черноморский флот.
13 декабря — Вступил в командование вооруженным пароходом «Великий князь Константин».
1877, в ночь с 30 апреля на 1 мая — Произвел атаку четырьмя минными катерами (С. О. Макаров находился на катере «Минер») сторожевого судна на Батумском рейде.
В ночь на 29 мая — Совершил нападение минными катерами парохода «Константин» на турецкие корабли на Сулинском рейде.
12 августа — Совершил нападение минными катерами парохода «Константин» на турецкие корабли, броненосец «Шевкет» у Сухума и повредил его.
В ночь на 16 декабря — Совершил нападение на турецкие броненосцы у Батума; во время атаки были впервые в мире применены торпеды.
1878, в ночь на 14 января — Атаковал торпедами турецкий сторожевой пароход «Интибах» на Батумском рейде и потопил его.
1880, 1 мая — 1881, 21 мая — Участвовал в Ахал-текинской экспедиции в должности заведующего морской частью при войсках, действовавших в Закаспийском крае.
1881, 29 октября — Назначен командиром парохода «Тамань».
1882, 1 января — Произведен в капитаны 1-го ранга.
1883, 21 февраля — Назначен флаг-капитаном Практической шхерной эскадры Балтийского флота.
1884, 14 мая — Назначен флаг-капитаном Практической эскадры Балтийского флота.
1885, 17 сентября — Назначен командиром корвета «Витязь».
1886, 24 мая — 1889, 25 июня — Командуя корветом «Витязь», находился в кругосветном плавании.
1890, 1 января — За отличие по службе произведен в контр-адмиралы и назначен младшим флагманом Балтийского моря.
1891, 8 октября — Назначен и. д. главного инспектора морской артиллерии.
1892, весна — Изобретение приспособления на снаряды — бронебойного колпачка, — вскоре принятого во всех флотах под названием «макаровского колпачка».
1894, 7 ноября — Назначен командующим эскадрой в Средиземном море.
1895, 1 января — 20 мая — Плавал с эскадрой из Средиземного моря в Тихий океан.
1896, 20 августа — Произведен в вице-адмиралы и утвержден в должности старшего флагмана 1-й флотской дивизии.
1897, 30 марта — Прочтение в Географическом обществе лекции «К Северному полюсу — напролом».
29 июня — 19 сентября — Командировка С. О. Макарова к устьям Оби и Енисея. [285]
Декабрь — Опубликован труд С. О. Макарова «Рассуждения по вопросам морской тактики».
1898, 17 октября — Произведен спуск ледокола «Ермак» на реке Тайн в Ньюкасле.
1899, 21 февраля — 4 марта — С. О. Макаров вышел на «Ермаке» в море, совершив на нем первое плавание из Ньюкасла в Кронштадт.
6 декабря — Назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором города Кронштадта.
1901, 27 марта — 30 августа — Экспедиция С. О. Макарова, отправившаяся на «Ермаке» к Новой Земле и Земле Франца Иосифа.
1904, 9 февраля — Назначение командующим флотом в Тихом океане.
24 февраля — Прибытие С. О. Макарова в Порт-Артур.
27 февраля — Перенесение флага на эскадренный броненосец «Петропавловск».
4 марта — Выход С. О. Макарова на миноносце «Боевой» на внешний рейд.
9 марта — Организация С. О. Макаровым перекидной артиллерийской стрельбы через Ляотешан по японскому флоту.
13 марта — Выход эскадры в море под флагом вице-адмирала С. О. Макарова в составе 22 кораблей.
14 марта — Выход эскадры в море для маневрирования.
15 марта — Отражение атаки японских миноносцев.
29 марта — Выход эскадры в море под флагом командующего.
31 марта: 1 часов — Выход на внешний рейд броненосца «Петропавловск», а затем и других броненосцев.
9 часов 39 минут — Гибель «Петропавловска», подорвавшегося на мине. Гибель С. О. Макарова.

Увековечение памяти С. О. Макарова.

1908, 15 апреля — Поднят флаг на построенном в память Степана Осиповича Макарова крейсере «Адмирал Макаров».
1913, 24 июля — Открытие С. О. Макарову памятника в Кронштадте с надписью на постаменте: «Помни войну!» Памятник воздвигнут на добровольные пожертвования.
1948, декабрь — Высшему мореходному арктическому училищу в Ленинграде присвоено имя С. О. Макарова.

Библиографический список сочинений [ http://lib.nuos.edu.ua/knizhnaya-galereya ]

1. Инструмент Адкинса для определения девиации в море // Морской Сборник. - 1867. - № 10.
2. Броненосная лодка "Русалка". Исследование плавучести лодки и средства, предлагаемые для усиления этого качества // Морской Сборник. - 1870. - №№ 3, 5-6.
3. О прекращении подводной течи на судах. Необходимость иметь на судах средства для заделывания пробоин (пластырь) // Морской Сборник. - 1873. - № 5.
4. Трюмы двухдонных судо. // Морской Сборник. - 1874. - № 3.
5. О непотопляемости судов // Морской Сборник. - 1875. - № 6.
6. Средства против потопления судов. Причины потопления фрегата "Vanguard". Недостатки в системе непроницаемости переборок, в самих переборках и дверях и механические недостатки принятых средств. Непотопляемое судно // Морской Сборник. - 1876, № 1.
7. О содержании в исправности непроницаемых переборок и водоотливных приспособлений // Морской Сборник. - 1876. - № 7.
8. Крейсерство парохода "Великий Князь Константин" под начальством Макарова по Черному морю и рапорты его // Морской Сборник. - 1877. - №№ 1-3.
9. Предположения об устройстве морской части в Закаспийском крае // Морской Сборник. - 1882. - № 4.
10. Об обмене вод Черного и Средиземного морей. Исследование флигель-адъютанта капитана 1 ранга С.О. Макарова. - СПб: Изд. Ак. Наук, 1885.
11. В защиту старых броненосцев и новых усовершенствовании (без фамилии автора) // Морской Сборник. - 1886. - №№ 2-3.
12. О двойственных течениях в проливах // Изв. И.Р.Г.О. - 1886. - Т.XXII.
13. Сведения о плавании корвета "Витязь". Замечания командира корвета "Витязь" Макарова по всем частям, по окончании кругосветного плавания с 1886 по 1889 гг. // Морской Сборник. - 1886-1889 гг.
14. Об уменьшении гибельных последствий при столкновении // Морской Сборник. - 1891. - № 6.
15. О трудах русских моряков по исследованию вод Северного Тихого океана // Морской Сборник. - 1892. - № 5.
16. Об изменении удельного веса морской воды (оттиск журнальной статьи). - СПб, 1894.
17. Разбор элементов, составляющих боевую силу судов // Морской Сборник. - 1894. - № 6.
18. О необходимости международного соглашения на опубликование материалов, заключающихся в морских метеорологических журналах // Морской Сборник. - 1894. - № 10.
19. "Витязь" и Тихий океан". Гидрологические наблюдения, произведенные во время кругосветного плавания корвета "Витязь" 1886-1889 гг. В 2 т. - СПб., 1894.
20. О средствах для сохранения целости борта судов при столкновении // Морской Сборник. - 1895. - № 5.
21. На пароходе "City of Peking" торгового флота // Морской Сборник. - 1896. - № 6.
22. Рассуждения по вопросам морской тактики // Морской Сборник. - 1897. - №№ 1,4,7.
23. "Рассуждения по вопросам морской тактики", "Разбор элементов, составляющих боевую силу судов" и др. статьи. Военно-морское изд-во НКВМФ Союза ССР, 1943.
24. Об исследовании Северного Ледовитого океана при помощи ледоколов: Доклад // Морской Сборник. - 1897. - № 7.
25. С. О. Макаров и Ф.Ф. Врангель. Об исследовании Северного Ледовитого океана: Лекция // Изв. Русск. Географического общества. - 1897. - Т.33. - Вып.5.
26. Об однообразии в судовом составе флота // Морской Сборник. - 1898. - № 4.
27. Рассуждения по вопросам непотопляемости судов // Морской Сборник. - 1898. - № 7.
28. Отчет вице-адмирала Макарова об осмотре им летом 1897 г. по поручению министра финансов С.Ю. Витте морского пути на p.p. Обь и Енисей // Изд. департамента торговли и мануфактур. - СПб. - 1898.
29. С. Макаров и Р. Рунеберг. О постройке ледоколов // Морской Сборник. - 1898. - № 10.
30. "Ермак" во льдах". Описание постройки и плаваний ледокола "Ермак" и свод научных материалов, собранных в плавании. В 2 ч. с 152 илл. и 4 картами. - СПб, 1901.
31. С.О. Макаров и завоевание Арктики. - М.: Изд-во Главсевморпути, 1943.
32. Броненосцы или бездонные суда // Морской Сборник. - 1903. - № 4.
33. Без парусов. Морская практика // Морской Сборник. - 1903. - № 7.
34. Извлечения из отчета Главн. командира Кронштадтского порта вице-адмирала Макарова и собрание его же приказов, обязательных постановлений и циркуляров по Кронштадтскому порту, городу и гарнизону 1900-1904 года. - Кронштадт, 1904.
35. Секретная записка С.О. Макарова о 20-летней судостроительной программе // Морской Сборник. - 1913. - № 9.
36. Влияние ледоколов на военно-морские операции. Лекция Макарова, прочитанная 04.12.1899 г. // Морской Сборник. - 1941. - № 4.
37. Океанографические работы / Под ред. и со вступ. ст. Н.Н. Зубова и А.Д. Добровольского. - М.: Географгаз, 1950.

Литература о адмирале Степане Осиповиче Макарове

Книги и статьи, изданные до 1917 г.
1. Врангель Ф.Ф. Памяти С.О. Макарова //Морской Сборник. - 1904. - № 7.
2. Врангель Ф.Ф. Вице-адмирал С.О. Макаров. Биографический очерк. - СПб: Изд. Главн. Морского Штаба. - Ч.1. - 1911; Ч.2. - 1913.
3. Грибовский В.Ю. Катастрофа 31 марта 1904 г.: [Гибель броненосца "Петропавловск"] // Гангут. - 1992. - Вып. 4.
4. Ислямов И.О. Пробное плавание "Ермака" на север в 1899 г. // Записки по гидрографии. - 1901. - т. XXIII.
5. Бутаков. Памяти С.О. Макарова // Морской Сборник. - 1904 г. - № 9.
6. Житков К. Светлой памяти Макарова // Изв. общества офицеров флота. - 1912. - №№ 5, 7.
7. Семенов В.И. Вице-адмирал Степан Осипович Макаров: [О рус. флотоводце С.О. Макарове (1849-1904)] // Мор. сборник. - 1994. - № 1-3.
8. Семенов В.И. Дедушка минного флота // Воен. Вестник. - 1909.
9. Семенов В.И. Адмирал Макаров // Вестник Европы. - 1910. - № 3.
10. Шторре А. Памяти С.О. Макарова // Вестник Европы. - 1910. - № 3.
11. Шмидт В.П. Гибель эскадренного броненосца "Петропавловск" // Морской Сборник. - 1911. - № 9.
12. Шмидт В.П. Из воспоминаний минного офицера на броненосце "Петропавловск". - СПб, 1913.
13. Деятельность адмирала Макарова в Тихом океане // Морской Сборник. - 1912. - №№ 7, 9.
14. Вице-адмирал Макаров. Биограф. очерк. - Кронштадт, 1912.
15. Шокальский Ю. Памяти адмирала С.О. Макарова // Записки по гидрографии. - 1914. - Т.XXXVIII. - Вып.2.

Книги и статьи, изданные после 1917 года
  1. Деятельность вице-адмирала С.О. Макарова в судостроении /Под общ. ред. А.И. Дубравина. - Л.: Судостроение, 1977. - 253 с.
  2. Лурье А.Я. С.О. Макаров (1848-1904). - М.: Воениздат, 1949. - 304 с.; ил.
  3. Макаров С.О. Документы. Т.1-2 / Под ред. А.А. Самарова. - М.: Военмориздат, 1953.
  4. Макаров С.О. Рассуждения по вопросам морской тактики. - М.: Воениздат, 1943. - 516 с.; ил.
  5. Морские сражения русского флота: Воспоминания, дневники, письма / Сост. В.Г. Оппоков. - М.: Воениздат, 1994.
    Осипов К. О. Адмирал Макаров. — М.: Огиз, Госполитиздат, 1943.
  6. Островский Б.Г. Адмирал Макаров. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Воениздат, 1954. - 343 с.; ил.
  7. Потапов Ю.П. Степан Осипович Макаров: 1848-1904. - Л.: Наука; Ленингр. отд-ние, 1982. - 213 с.; ил.
  8. Семанов С.Н. Макаров. - 2-е изд., испр. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 287 с.; ил. - (Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 1(515)).
  9. Шишов А.В. Флотоводец и ученый вице-адмирал Степан Осипович Макаров. - М.: Знание, 1989. - 64 с. (Новое в жизни, науке и технике. Сер. "Защита Отечества"; № 7).

Макаров Степан Осипович (27.XII.1848 [8.I.1849]-31.III.[13.I

СообщениеДобавлено: 30 Сентябрь 2008 02:27
Иван Кукушкин
Изображение
Валерий Шиляев.
Портрет адмирала Макарова орг,м,100Х70,2005г

[ персональный сайт художника-мариниста Валерия Шиляева http://www.shilaev.info ]

Макаров Степан Осипович (1848-1904)

СообщениеДобавлено: 30 Сентябрь 2008 02:42
Иван Кукушкин
Изображение
Гибель адмирала Макарова.
Японская гравюра эпохи Мэйдзи.

“A Great Victory for the Great Japanese Imperial Navy, Banzai!” by Ikeda Terukata, April 1904

[2000.466] Sharf Collection, Museum of Fine Arts, Boston
[ http://ocw.mit.edu/ans7870/21f/21f.027/throwing_off_asia_03/toa_essay04.html ]


Изображение
Гибель "Петропавловска" и адмирала Макарова:

“Picture of the Eighth Attack on Port Arthur. The Flagship of Russia Was Destroyed by the Torpedo of Our Navy and Admiral Makaroff Drowned” by Yasuda Hampō [2000.070] Sharf Collection, Museum of Fine Arts, Boston

Макаров Степан Осипович (27.XII.1848 [8.I.1849]-31.III.[13.I

СообщениеДобавлено: 30 Сентябрь 2008 02:58
Иван Кукушкин
Изображение
Портрет адмирала С.О. Макарова. Художник Евстигнеев А.В. 1993 г. (холст, масло)

[ "Степан Осипович Макаров" http://lib.nuos.edu.ua/links/for_innovat/Makarov.html ]

Макаров Степан Осипович (27.XII.1848 [8.I.1849]-31.III.[13.I

СообщениеДобавлено: 30 Сентябрь 2008 03:10
Иван Кукушкин
Изображение
Столица Евгений Иванович / "Вице-адмирал С.О. Макаров и художник-баталист В.В. Верещагин в каюте броненосца "Петропавловск" в 1904 году." 1904

[ "Энциклопедия живописи и графики" http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=13345 ]

Макаров Степан Осипович (27.XII.1848 [8.I.1849]-31.III.[13.I

СообщениеДобавлено: 15 Январь 2009 02:33
Иван Кукушкин
100-летие со дня рождения адмирала С.О.Макарова : 196238.jpg
Оригинал почтовой марки, утвержденный.
СССР. 1949.
100-летие со дня рождения адмирала С.О.Макарова. Портрет С.О.Макарова.
40 коп.
Автор: Андреев В.


[ Центральный Музей Связи им. А.С. Попова ]

Макаров Степан Осипович (1848-1904)

СообщениеДобавлено: 03 Июнь 2009 22:54
Иван Кукушкин
Гибель броненосца "Петропавловск", подборка публикаций прессы на сайте "Газетные старости"
http://starosti.ru/key_article.php?keyw ... 2%F1%EA%E0

14 (01) апреля 1904 года

"Правительственный вестник"

ВСЕПОДДАННЕЙШАЯ ТЕЛЕГРАММА
на имя Его Императорского Величества от 31-го марта: командира порта Артур контр-адмирала Григоровича

    №1 Броненосец "Петропавловск" наскочил на мину, взорвался, опрокинулся. Наша эскадра под Золотой горой; японская приближается.
    №2 Адмирал Макаров, по-видимому, погиб.
    №3 Великий Князь Кирилл Владимирович спасен, легко ранен.<...>


«Русский Листок» ("Русский Голос")

ПО МОСКВЕ
Сообщение о смерти вице-адмирала Макарова произвела вчера громадное впечатление во всей Москве. Вечером в театрах во время антрактов публика собиралась группами для чтения горестной телеграммы. В театре Солодовникова по требованию публики был исполнен национальный гимн. Многие уезжали из театров в половине спектакля.


15 (02) апреля 1904 года

«Новый Край. Газета издающаяся в Порт-Артуре»

Морской бой 31 марта

На рассвете 31 марта, около 5 час., державшиеся в море наши миноносцы, открыв противника, немедленно атаковали его.

Произошло жестокое сражение.

Во время боя надвинулся отряд японцев, состоявший из двух броненосцев и четырех крейсеров и, поддерживая свои миноносцы, начал окружать наших, громя их страшным огнем с целью их истребить.

Но спешил уже на помощь "Баян" и, приблизившись на расстояние выстрела к японской эскадре, вступил один в бой, спасая расстреливаемые миноносцы. Миноносец "Страшный" уже погибал; спущенные с "Баяна" вельботы могли и успели подобрать под дождем снарядов лишь пять человек.

Неприятель, открыв убийственный огонь по "Баяну", осыпал миноносцы из пулеметов. Все спасенные сильно изранены.
"Баян", приняв на себя всю силу огня противника и продолжая наступать, отвлекал этим внимание противника от наших миноносцев и тем дал возможность благополучно им уйти.

Опасность же для "Баяна" с каждой минутой увеличивалась; огонь шести больших судов и отряда миноносцев сосредоточился на нем одном.

Эскадра наша спешила на помощь. "Петропавловск", а за ним в кильватере вытянувшиеся суда летели на подмогу. Выстроившись в боевой порядок и приняв в строй "Баяна" эскадра погнала противника, открыв по нем огонь. Когда она скрылась за видимостью горизонта Артура - на "Петропавловске" заметили на С.-В. надвигающуюся неприятельскую эскадру в числе 12 вымпелов; обе эскадры противника шли на соединение по направлению Ляотэшана.

Повернув обратно и став под защиту наших батарей, эскадра начала разворачиваться, строясь в боевой порядок; в это время выходили на внешний рейд последние суда.

Вдруг у носа "Петропавловска" показывается огромный столб воды, слышится мягкий звук взрыва мины, непосредственно за ним второй взрыв более интенсивный - вся средняя часть огромного броненосца объята пламенем и тучей желто-бурого дыма, корма поднялась кверху, винты беспомощно вертятся в воздухе и через 2 минуты броненосца не стало, на его месте плескались волны, да подоспевшие миноносцы и шлюпки спасали выгребавших в ледяной воде людей. <...>

"Правительственный вестник"

ВСЕПОДДАННЕЙШАЯ ТЕЛЕГРАММА
контр-адмирала князя Ухтомского на имя Его Императорского Величества из Порт-Артура от 1-го апреля.

<...> Спасены: Великий Князь Кирилл Владимирович, командир Яковлев, лейтенант Унковский, Иениш и Дукельский, мичманы Владимир Шмидт и Шлиппе и 52 матроса. <...>


«Русь»

ЛОНДОН, 1 (14) апреля. Английские газеты единодушно высказывают сожаление о трагической смерти Макарова. Даже японцы, торжествуя по случаю гибели "Петропавловска", сожалеют о Макарове. Общи голос, что гибель Макарова для России печальнее гибели многих броненосцев <...>
ПАРИЖ, 1 (14) апреля. Весть о катастрофе с броненосцем "Петропавловском" произвела тяжелое впечатление в Париже и в остальной Франции. Все газеты поместили статьи, в которых оплакивают злой рок, преследующий русский флот с начала войны.


17 (04) апреля 1904 года

«Новости дня»

ХРОНИКА

Трогательный характер носила вчерашняя панихида по вице-адмирале С.О.Макарове, офицерам и нижним чинам, погибшим с броненосцем "Петропавловск" и на броненосце "Стерегущий", совершенная в кафедральном храме Христа Спасителя.

<...> Молящихся было так много, что в громадном храме, вмещающем несколько тысяч человек, было тесно. К началу богослужения в собор прибыли Их Императорские Высочества Августейший Генерал-Губернатор Великий Князь Сергей Александрович и Великая Княгиня Елизавета Федоровна. <...>


«Московский Листок»

Из Парижа "Руси" телеграфируют: "как в военных, так и в морских кругах гибель "Петропавловска", разумеется, нисколько не поколебала уверенности в победном для России исходе кампании, зависящем, по общему мнению специалистов, от сухопутных операций, в которых как качественное, так и численное преимущество целиком на стороне русских.


19 (06) апреля 1904 года

«Русь»

ТЕЛЕГРАММЫ

ТОКИО, 4 (17) апреля. (Рейтер). Все выражают сожаление по случаю смерти Макарова. Командор Огасавара, пишущий эти строки от имени главного морского штаба, говорит, что смерть эта является потерей для флотов всего мира. Он заявляет, что Макарова следует считать одним из лучших адмиралов всего света.


20 (07) апреля 1904 года

«Новости дня»

К гибели В.В. Верещагина
Вчера в училище живописи ваяния и зодчества служили панихиду по В.В. Верещагине. Семья его, однако, до сих пор не объявляла о его смерти и не созывала знакомых и почитателей его на панихиду, потому что вдова его все еще живет надеждой, что известие о гибели знаменитого художника будет опровергнуто. Л.В.Верещагина обратилась с телеграммой к А.Н.Куропаткину, с которым В.В.Верещагин был связан узами многолетней службы. В телеграмме Л.В. спрашивает, здоров ли В.В. Но от А.Н.Куропаткина до сих пор нет ответа. Как полагают окружающие, А.Н.Куропаткин не отвечает, боясь категоричным ответом поразить вдову художника, тогда как окружающие, вероятно, могут ее подготовить к этому. Но вчера вечером пришло известие, не оставляющее мест сомнениям: В.В.Верещагина, телеграфировавший в день катастрофы своему отцу, вчера прислал телеграмму Л.В. Верещагиной, бесспорно устанавливающую безвременную кончину славного художника. <...>


04 мая (21 апреля) 1904 года

«Русь»

ВСЕПОДДАННЕЙШАЯ ТЕЛЕГРАММА
НАМЕСТНИКА ГЕНЕРАЛ-АДЬЮТАНТА АЛЕКСЕЕВА
на имя
ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА

от 17 апреля 1904 года.

Произведенное особой комиссией расследование причин крушения броненосца "Петропавловск" выяснило, что броненосец коснулся без сомнения, мины, поставленной неприятелем в пределах обычного маневрирования флота, при его выходах на рейд, на встречу неприятелю. Последствием взрыва таковой мины под носовыми аппаратами и погребами "Петропавловска", по разделяемому мной мнению комиссии из специалистов, были последовательные взрывы от детонации пироксилина в судовых минах и в 12-тидюймовых снарядах, воспламенение и взрыв пороховых и патронных погребов и взрыв цилиндрических котлов; все эти взрывы наблюдались в течение двух минут, после которых объятый пламенем броненосец скрылся под водой.

Телеграмма генерала-адъютанта Куропаткина на имя Его Императорского Величества от 17-го апреля 1904 г.

Генерал Засулич доносит: вечер 15-го и ночь на 16-е апреля прошли спокойно Японцы в небольших силах переправляются на правый берег Ялу. В устье реки Ялу пребывают пароходы. <...>
Активных действий японцы пока не проявляли.

Re: Макаров Степан Осипович (1848-1904)

СообщениеДобавлено: 05 Июнь 2009 01:27
Иван Кукушкин
Изображение
Библиотека «Вехи» http://www.vehi.net/brokgauz/index.html
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами

Макаров Степан Осипович

— контр-адмирал, род. в 1848 г.; с 1865 г. на морской службе; в 1872-76 гг., состоя при адмир. Попове, был занят устройством непотопляемых приспособлений на наших броненосных судах. В турецкую войну 1877 г. отличился, командуя кораблем "Вел. кн. Константин". В 1881 г. производил исследование течений Босфора. О результатах этих исследований М. напечатал в соч. "Об обмене воды Черного и Средиземного морей" (1883). В друг. соч., "Витязь и Тихий океан" (1893), М. изложил результаты исследований температуры и удельного веса морской воды в Сев. Тихом океане, произведенных М. во время кругосветного путешествия (1886-89) на корвете "Витязь". С 1891 по 1894 г. М. состоял главным инспектором морской артиллерии, а в 1895 г. командовал тихоокеанской эскадрой во время китайско-японской распри. В 1896 г. назначен командующим первой дивизией балтийского флота, в 1899 г. — комендантом Кронштадтского порта. В 1901 г. совершил экспедицию на Землю Франца Иосифа на выстроенном им ледоколе "Ермак". После открытия военных действий с Японией назначен командующим русским тихоокеанским флотом. По его прибытии в Порт-Артур, в гавани которого был заперт японцами русский флот, последний обнаружил энергичную деятельность; М. начал выходить с ним на разведки в открытое море. 31 марта 1904 г. он вышел в море с эскадрой, находясь на броненосце "Петропавловск". Когда эскадра возвращалась, "Петропавловск" наткнулся на мину и затонул; погиб почти весь его экипаж, и М. в том числе.

В. В — в.

Re: Макаров Степан Осипович (1848-1904)

СообщениеДобавлено: 16 Июнь 2009 15:36
Иван Кукушкин
Николай II и вдова адмирала Макарова во время открытия памятника С.О.Макарову в Кронштадте : 0_3100d_1d90b70_orig.jpeg
Найдено в альбоме rolmts Листая старые журналы
Фото из журнала "Всемирная панорама", № 31 за 1913 год.

Николай II и вдова адмирала Макарова во время открытия памятника С.О.Макарову в Кронштадте

Re: Макаров Степан Осипович (1848-1904)

СообщениеДобавлено: 24 Июнь 2009 22:35
Иван Кукушкин
100 лет со дня рождения адмирала Степана Осифовича Макарова : 1285-1286.jpg
1949. 15 марта. 100 лет со дня рождения адмирала С.О. Макарова (1849-1904).
Печать глубокая
Перфорация линейная 12½
Портрет С.О. Макарова
Художник В. Андреев
№ 1285 40к. синяя, т. 3000,0 тыс.
№ 1286 1 р. красно-коричн., т. 1000,0 тыс.

[ Каталог почтовых марок 1857-1991. Россия, РСФСР, СССР. // Под общей редакцией В.Б. Загорского. Санкт-Петербург, Стандарт-Коллекция, 2007 - 496 с ]

Макаров Степан Осипович (1848-1904)

СообщениеДобавлено: 07 Июль 2011 15:32
Иван Кукушкин
 Степан Осипович Макаров.jpg
«Военная литература» http://militera.lib.ru/bio/jzl_makarov/index.html
Издание: Семанов С. Н. Макаров. — М.: «Молодая гвардия», 1972.
Книга на сайте: http://militera.lib.ru/bio/jzl_makarov/index.html
Иллюстрации: http://militera.lib.ru/bio/jzl_makarov/ill.html
OCR, правка, HTML: Андрей Мятишкин (amyatishkin@mail.ru)
Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)

Семанов С. Н. Макаров. — М., «Молодая гвардия», 1972. — 288 с., с илл. («Жизнь замечательных людей». Серия биографий. Вып. 8 (515). 150000 экз.

Аннотация издательства: Книга рассказывает о жизни и деятельности выдающегося флотоводца, ученого, кораблестроителя, путешественника, изобретателя — Степана Осиповича Макарова. Макаров разработал теорию непотопляемости корабля и был создателем знаменитого ледокола «Ермак», он изобрел оригинальный бронебойный снаряд, его перу принадлежит книга о морской тактике и географические исследовательские работы. Адмирал Макаров погиб во время русско-японской войны.

Макаров Степан Осипович (1848-1904)

СообщениеДобавлено: 19 Июль 2011 21:53
[ Леспромхоз ]
М а к а р о в ы.
Судьба семьи прославленного адмирала
Источник: http://nikolaev-moscow.at.ua/index/sudb ... rova/0-136
© Николаевское землячество в Москве

 Makarov-1.jpg
Имя Степана Осиповича Макарова известно каждому жителю Николаева и буквально с пеленок вызывает закономерную гордость и уважение. Его заслуги в мореплавании непререкаемы и являются национальным достоянием как Украины, где он родился и прожил первые годы своей жизни, так и России, которой он верой и правдой служил до последнего своего вздоха. Рассказывая о Макарове, нет смысла повторять и повторяться о его научной деятельности, сказать что-то новое вряд ли возможно, а вот поговорить о его семейной жизни любопытно. Хотя бы потому, что большинство из нас о ней практически ничего не знает.

Степан Осипович холостяковал до тридцати лет – за учебой да войнами было не до женитьбы. А, может, не встретилась та, которая согласилась бы сменить спокойную светскую жизнь на неопределенный статус жены морского офицера, проводившего больше времени в море, чем дома. Ведь известное выражение Макарова «в море – значит дома» имеет знаменательное продолжение: «на берегу – значит в гостях». Это как раз о Степане Осиповиче.
В 1878 году закончилась русско – турецкая война и многие корабли российского флота были задействованы для перевозки из Европы в Россию сначала войск, а затем и гражданских пассажиров. Капитаном одного из таких кораблей – парохода «Великий князь Константин» - был Степан Осипович Макаров. Нельзя сказать, что ему нравилось плавать по Черному морю и перевозить людей из одного порта в другой. Скорее, это его утомляло и раздражало, ведь он к тому времени уже был известным ученым и мореплавателем, и задачу свою видел несколько иной. Но долг есть долг, а воинскую дисциплину никто не отменял. Макаров ценил долг и уважал дисциплину.

Но вот однажды в Константинополе на борт его корабля поднялась миловидная девушка с изысканными манерами – Капитолина Николаевна Якимовская, возвращавшаяся с семьей из Европы домой. При виде пассажирки капитан сначала остолбенел, а затем сердце его забилось в такт паровому двигателю корабля, и Степан Осипович понял, что влюбился сразу и безоглядно. Он не расставался с Капитолиной Николаевной целыми днями, рассказывал ей о тех морях, в которых он плавал, и приключениях, которые ему пришлось пережить. Якимовская была благодарной слушательницей, к тому же ей льстило внимание такого известного человека, каким был Макаров. К концу рейса он сделал ей предложение, и она его приняла. Кому-то может показаться, что нынешним стандартам красоты она и не соответствовала, но восприятие этой самой красоты – дело сугубо субъективное… Они обвенчались в Одессе 2 сентября 1879 года.

Капитолине Якимовской было девятнадцать лет. Она происходила из родовитой дворянской семьи и очень гордилась этим. Отец Капитолины Николай Федорович Якимовский – капитан 1-го ранга. Одна из сестер – Юлия – имела замечательный голос, училась пению в Италии, но на сцене стеснялась выступать из – за полноты. Вторая сестра – Александра – была женой инженера Карышева. Воспитание Капитолина Николаевна получила в Бельгии в иезуитском монастыре. Остается загадкой, как потомственная дворянка, свято соблюдавшая все правила и традиции своего сословия, решилась выйти замуж за человека известного, но не богатого, дворянина, но не родовитого, ведь отец Макарова, Осип Федорович, получил дворянство не по наследству, а по заслугам буквально за несколько месяцев до рождения Степана. Как бы то ни было, но Макаров получил согласие на брак, высадил невесту в порту и тут же отправился в очередной рейс. Свадьбу они ждали больше года, ибо влюбленный капитан ни на секунду не забывал о своей службе и своем долге. Он пишет невесте в Париж: "Тебе, вероятно, удастся увидеть в Париже электрическое освещение Яблочкова... Я пишу ему сегодня письмо и прошу выслать несколько его свечек для опыта и, если можно, то и наставление к употреблению".
 Makarova_2.jpg
О чем это говорит? Наверное, о том, что в супруге Степан Осипович хотел видеть прежде всего помощника и единомышленника. Биографы адмирала на вопрос «был ли Макаров счастлив в браке?» дают однозначные ответы. И Сергей Николаевич Симанов и Борис Генрихович Островский утверждают, что не был: « Степан Осипович Макаров познакомился со своей будущей женой Капитолиной Николаевной Якимовской, брак с которой не принес ему счастья». Ей в вину ставится ветреность, непостоянство, огромные долги и даже супружеская неверность, чему есть документальные доказательства. Сохранилась любовная переписка Капитолины Николаевны с одним известным адмиралом, имя которого в печати не называется. Но кто возьмет на себя смелость обвинять или оправдывать по сути еще девчонку, искавшую в замужестве любовь и обожание, а получившую томительное ожидание отсутствующего подолгу супруга?

На мой взгляд, Макаров не был в браке ни счастливым, ни несчастным. Он был удовлетворен. Жизнь у него складывалась согласно его представлениям о положении мужчины в обществе. У него было все, что он считал самым важным и необходимым: безбрежное море науки и тихая семейная гавань, где можно на время укрыться и согреться душой от жизненных штормов и потрясений. Он радуется каждой возможности пообщаться с супругой, несмотря на проблемы, которые она создает: «Слава богу, долги наши к июлю будут уплачены... - с нескрываемой радостью пишет Макаров в одном из писем. - Я со своей стороны тоже буду откладывать сколько можно, и, бог даст, по возвращении жизнь наша так сложится, что мне не придется высунув язык бегать по городу искать 25 рублей». Кто знает, может быть, долги, которые успевала делать Капитолина Николаевна, и были одним из тех стимулов, которые подвигали его на все новые и новые открытия?

Любопытно, что он знает все недостатки и пороки своей жены и понимает, что их уже не исправить. Главное, чтобы дочери росли не такими, как мать: «Приучай детей к труду и не говори им ничего такого, что бы могло сделать из них пустых франтих. Пожалуйста, не наряжай очень Олю. Я не хочу, чтобы из нее вышла франтиха, которая будет жертвовать мужем для того, чтобы на балах блистать своей талией. Я надеюсь, что тебе удастся сделать из нее разумную женщину». Привыкший с детства к труду, Макаров хотел, чтобы и дети его знали и ценили труд. Ведь только то, что заработано своим трудом, имеет ценность и приносит если не счастье, то удовлетворенность. Но супруга не внемлет просьбам мужа.

В феврале 1904 года Макарова на русско-японскую войну провожает вся семья: жена, дочь Александра, которую все называют Диной, и двенадцатилетний сын Вадим. Сын серьезен, дочь в слезах. Серьезен и Степан Осипович. Он вполголоса дает последние указания Капитолине Николаевне. Их суть становится ясной из письма, отправленного адмиралом 19 февраля 1904 года из Харбина: "Я телеграфировал Федору Карловичу (морской министр адмирал Авелан – Н.П.) о выдаче тебе 5400 руб. Получив столько денег, ты прежде всего захочешь подновить туалеты, и таким образом деньги эти быстро исчезнут... Очень прошу тебя быть благоразумной, у нас уже было много примеров, что мы сидели без денег... Теперь неприлично тебе и Дине наряжаться в большие шляпы. Вы гораздо более выиграете, если будете держать себя скромнее. Пожалуйста, еще раз прошу тебя поберечь деньги, имей в виду, что, если ты истратишь 5400 р. или часть их, то я тебе ничего не переведу впоследствии. В первые два месяца с меня будут вычитывать все увеличение жалованья, так как я оставил тебе доверенность на 1200 р. Месяц я не получу здесь береговых почти ни копейки. Только потом начнет кое-что оставаться, но надо приберечь". Вняла ли она его просьбам – неизвестно, но то, что по прошествии многих лет тосковала о своем безвременно погибшем муже, совершенно очевидно. В марте 1930 года во французском городе Ментон скончался последний морской министр царского правительства адмирал Иван Константинович Григорович. На отпевании адмирала вместе со многими русскими офицерами присутствовала едва ли не единственная женщина - Капитолина Николаевна Макарова. И вряд ли это была только обычная дань вежливости по отношению к усопшему соотечественнику…
Об этом написал издававшийся в Праге русскими эмигрантами «Морской журнал».

В 1882 году у Макаровых родилась старшая дочь, Ольга. В это время Степан Осипович в должности флаг- офицера отряда шхерных кораблей балтийского флота участвует в перевозке войск из Петербурга и его окрестностей в различные районы финского побережья. Зимой того же года обрабатывает доставленный с Босфора гидрологический материал. Едва закончив одно дело, он тут же принимается за другое. На семью времени нет. В 1888 году в возрасте шести лет Ольга умирает.
В 1886 году родилась вторая дочь – Александра. Макаров отправляется в кругосветное плаванье на корвете «Витязь». Он возвращается в Кронштадт в мае 1889 года, когда дочери исполнилось три года. Ее судьба сложилась благополучно, если считать благополучием пропажу первого мужа и эмиграцию после Октябрьской революции. После гибели Степана Осиповича в 1904 году Александра Степановна была назначена фрейлиной при дворе Николая II, а в 1906 году вышла замуж за ученого – агронома Льва Викторовича Голубева – представителя известной фамилии промышленников и меценатов. Семья Голубевых владела недвижимостью в Петербурге, Брянске и Киеве, имела большое загородное поместье в Пархомовке на территории современной Днепропетровской области. Сам Лев Викторович был человеком незаурядным. Камергер двора Николая II, он мало интересовался жизнью высшего света. Зато имел дипломы Королевской Прусской земледельческой академии, Рейнского Университета, и многих других аграрных заведений.

 makarov-3.jpg
В Петербурге Александра Степановна с 1906 по 1914 годы жила в доме №10 по Большому проспекту Васильевского острова. Все вокруг знали, что она дочь знаменитого адмирала, и дом, в котором она жила, назывался «макаровским». До 1929 года в этом доме находился бронзовый бюст адмирала Макарова, выполненный немецким скульптором Шлейфером. Бюст этот был свадебным подарком Льва Викторовича Голубева.

Жизнь ее складывалась безоблачно, пока в 1918 году при невыясненных обстоятельствах бесследно не исчез Лев Викторович. Александра Степановна находилась в то время в Швейцарии, где лечила сына Вадима. После пропажи мужа возвращаться в Россию она не решилась, переехала во Францию, где вышла замуж за графа Капниста. Скончалась графиня Капнист в Париже в 1982 году в возрасте девяноста шести лет. Как сложилась судьба ее сына Вадима, сказать трудно, данных об этом нет. Известно только, что и он вместе с матерью и бабкой Капитолиной Николаевной жил во Франции.
Вот как сложилась судьба у сына Степана Осиповича Макарова – Вадима, в честь которого назвала своего сына старшая сестра Александра. Вадим родился в семье военного моряка, и вопрос о выборе профессии перед ним не стоял. В 1906 году он без всякой протекции поступил в Морской корпус. Отсутствие в свое время мужского воспитания в семье сказывалось на усвоении им азов воинского воспитания, но со временем Вадим Макаров стал одним из лучших курсантов корпуса. В 1912 году он заканчивает корпус и в звании корабельного гардемарина отправляется в учебное плаванье на крейсере «Россия». Через полгода был произведен в мичманы и направлен для прохождения службы на крейсер «Адмирал Макаров». Здесь Вадим прослужил четыре года, получил звание лейтенанта и многочисленные знаки отличия за личное мужество. Совершенно случайно интернете я обнаружил предсмертное письмо С.О. Макарова сыну:

«Дорогой мой сыночек! Это мое первое письмо, посланное именно тебе, а не в отрывках в письмах к маме, как бывало ранее. Ты уже подросток, почти юноша. Но я обращаюсь к тебе с другого конца России, как уже взрослому мужчине. Письмо посылаю своему старому другу в Кронштадт. Он найдет способ передать тебе в руки. Тут идет жестокая война, очень опасная для Родины, хотя и за пределами ее границ. Русский флот, ты знаешь, творил и не такие чудеса, но я чувствую, о чем ты пока никому не скажешь, что нам, и мне в том числе, словно бы мешает — не адмирал Того, нет, а как бы сбоку подталкивают, как бы подкрадываются сзади. Кто? Не знаю! Душа моя в смятенье, чего я никогда не испытывал. Начинаю уже чего-то улавливать, но смутно пока. Вот Верещагин Василий Васильевич что-то пытается объяснить, но сбивчиво, как все художники и поэты... Вот такое у меня настроение, сынок. Но знаешь об этом пока ты один. Молчи, как положено мужчине, но запомни. И еще объясняю тебе, почему адресуюсь помимо нашей любимой мамы. Запомни на всю жизнь: на женщин никогда нельзя перекладывать тяготы нашей мужской доли. Иной болван и трус может заявиться домой чуть ли не в слезах и супруге своей с порога: «Вот на войну посылают вроде. Стоит ли?» Что скажет тут любящая мать, жена, сестра? «Ни за что погибнешь. Ты у нас один. Отклонись уж как-нибудь». По-женски понятно, что с них взять. Но настоящий мужчина должен явиться домой бодрым и сказать: «Ну, дорогая, собирай меня в дорогу. Тут на границе веселое дело предстоит». Она поплачет, соберет тебя и успокоится, положившись на волю Божью. Обнимаю тебя, сынок. Учись старательно. Помогай маме и сестре. Бога бойтесь, царю служите. Твой Макаров - старший».

Сын оказался достойным своего отца.
Февральскую революцию 1917 года лейтенант Макаров не принял. В мае того же года он уехал в Соединенные Штаты Америки помощником военного агента. Вскоре он возвратился в Россию и воевал в армии Колчака. После ее разгрома окончательно вернулся в Америку и занялся там бизнесом. Илья Куксин, написавший монографию о Вадиме Макарове, рассказывает о нем, как о талантливом изобретателе и удачливом бизнесмене: «В 1923 году Вадим переезжает в Нью-Йорк и учреждает фирму Makaroff & Со, которая просуществовала до 1946 года. На счету Вадима было двадцать патентов на изобретения. Затем до конца жизни посвятил себя финансовым и нефтяным делам, нажив при этом весьма приличное состояние (после него осталось три миллиона долларов)». Кроме того, он увлекался теннисом и яхтами. По своим чертежам он построил в Германии яхту «Vamarie», которая принимала участие во многих океанских гонках.
Известно об обширной благотворительной деятельности В.С.Макарова. В 1934 году он на свои деньги издал книгу о своем знаменитом отце. Уже можно было бы издать ее и на родине адмирала Макарова, ведь идеологические препятствия, мешавшие этому, давным – давно устранены.

В 1962 году Вадим Степанович тяжело заболел, а в 1964 скончался в Нью – Йорке. Похоронен в Бирмингеме, штат Алабама, где упокоилась его жена. Данных о его потомках я не нашел, как не нашел и данным о другом Вадиме – Голубеве, сыне сестры Александры.
Капитолина Николаевна Макарова скончалась в феврале 1946 года в городке Антаб, неда¬леко от Ниццы в возрасте восьмидесяти семи лет.
На этом можно было бы и закончить рассказ о семье великого ученого и отважного флотоводца, волею судьбы разбросанной по всему миру, если бы не одна давняя история. В студенческие годы я одно лето подрабатывал инструктором на турбазе «Южный Буг» в Варваровке. Встречал группы со всего Союза, организовывал им экскурсии и досуг, возил по городу. В общем, ничего особенного, если бы однажды мой институтский приятель Даня Кит не спросил меня, указав на одну из экскурсоводов тогдашнего экскурсионного бюро: «Ты знаешь, кто это? Внучка адмирала Макарова»! Тогда я не придал этому значения, а теперь вот вспомнил и решил выяснить что возможно о потомках знаменитого адмирала. Я подумал, что в нашем городе просто никаким образом не может быть ни одного родственника адмирала. Но вот в книге Б.Г.Островского «Адмирал Макаров», изданной еще в 1954 году, нашел фотографию, подпись под которой гласила: «Кораблестроительный институт имени С.О. Макарова в г.Николаеве. Кабинет имени С.О. Макарова. В центре внучка С.О. Макарова – М.И. Орлова». Попытки установить, что это за внучка, успехом не увенчались. Единственное, что удалось найти в одной из статей Вячеслава Чунихина, так это упоминание со ссылкой на газету «Бугская зоря» от 5 января 1949 года о посещении СШ №15 внучкой С.О. Макарова. Внучка ли? Вряд ли дети адмирала Макарова, покинувшие Родину, оставили здесь своих детей. Может быть, внучка одной из сестер Степана Осиповича - Анны или Елизаветы? Анна вышла замуж за морского офицера Николая Прокофьевича Скрынникова, служившего на Дальнем Востоке. Возможно, что во время войны России с Турцией Н.П. Скрынников с семьей тоже переехал в Николаев, ведь он был человеком военным. На сайте http://www.dag.com.ua/article.php?id=55 обнаружил, что неподалеку от современного Музея истории судостроения и флота некогда проживали родственницы С.О. Макарова – М.Н. Орлова и З.Г Потомьянова. Можно предположить, что М.Н. Орлова – имеет отношение к старшей сестре адмирала – Анне Осиповне, которая в статье названа Анастасией: мужа Анны Осиповны звали Николай Прокофьевич, хотя это только мое предположение..

 SO_Makarov.jpg
О том, была ли замужем младшая сестра - Елизавета, и были ли у нее дети, я упоминаний не встречал. Знаю только, что она была болезненной и капризной. Старший брат - Иван – умер молодым, и детей у него, как считают биографы, не было. Но одно сообщение в интернете от некоего Евгения ставит это утверждение под сомнение: «С ранних лет мне моя бабушка говорила, что мы исходим из рода адмирала Макарова, ее дед Иван Осипович Макаров - брат вице – адмирала Макарова…». Был еще брат Яков. Сын Якова – Василий Яковлевич Макаров – был священником, протоиереем, кроме того – корреспондентом Николаевской физической обсерватории, что говорит о его образованности. Жена Василия – православная писательница Александра Ивановна Макарова – Мирская. У Василия была дочь. Внучку Василия Яковлевича зовут Нина Сухорукова, она разыскивает в интернете потомков адмирала С.О. Макарова, следовательно, своих дальних родственников. Она живет в Москве. Скорее всего, это журналистка и поэтесса Нина Ландышева. Почему «скорее всего»? Да потому, что один и тот же текст о родстве с Василием Макаровым на разных сайтах подписан Ниной Сухоруковой и Ниной Ландышевой. Похоронен В.Я. Макаров в Красноярске на Троицком кладбище.

Еще одна находка в интернете: МАКАРОВА ЕВГЕНИЯ ГЕОРГИЕВНА 1896, г. Калиш (Западная Польша) - 1981, г.Киев. Родилась в семье офицера. Племянница адмирала Макарова. Работала школьной учительницей. Во время войны участвовала в партизанском движении. Имела награды. После войны жила в г.Киеве. Муж ЖИВЛЮК НИКОЛАЙ ИОСИФОВИЧ 1886-1936. Ее сын и внуки проживают в настоящее время в Москве. Попытка связаться с ними по электронному адресу, указанному в интернете, ни к чему не привела: сервер сообщил, что адресат не может принять мое письмо. Загадочной пока остается судьба младшей сестры Степана Осиповича – Елизаветы. Известно, что Осип Федорович Макаров в 1876 году вернулся из Николаевска – на – Амуре в Николаев, где и умер в 1878 году. Скорее всего, с ним вернулась и Елизавета. Здесь она, вероятно, вышла замуж. Но дальнейшая ее судьба мне неизвестна
В близком родстве с С.О. Макаровым состоял И. А. Макаров – известный российский яхтсмен, неоднократный победитель регат крейсерских яхт в Санкт – Петербурге в 80-х годах 19-го века. Знакомством с И.А. Макаровым гордились члены царствующей фамилии…
Также в Санкт – Петербурге, а, вернее, в Ленинграде, проживал еще один родственник С.О. Макарова – племянник В.А Тихонов с внучатой племянницей М.В. Тихоновой.
Пока это все, что на сегодняшний день удалось узнать о родственниках и потомках адмирала Степана Осиповича Макарова.

Пономаренко Н.В.
http://www.bazar.nikolaev.ua/print/473

Макаров Степан Осипович (1848-1904)

СообщениеДобавлено: 19 Июль 2011 22:21
[ Леспромхоз ]
http://port-arthur.ucoz.ru/photo/fotografija_2/97-0-5422 : Капитолина Николаевна Якимовская (вдова С.О. Макарова).jpg
Капитолина Николаевна Якимовская (вдова С.О. Макарова)

Сайт Вячеслава Данилова "Русско-японская война 1904-1905 гг."
http://port-arthur.ucoz.ru/photo/fotogr ... /97-0-5422

Макаров Степан Осипович (1848-1904)

СообщениеДобавлено: 05 Январь 2012 12:51
Иван Кукушкин
Изображение
Макаров, С. О.
"Ермак" во льдах : Описание постройки и плаваний ледокола "Ермак" и свод науч. материалов, собран. в плавании : В 2 ч. / С. О. Макаров
XXI, [3], 507 с., 1 л. фронт. (портр.), 29 л. ил., карт: ил.; 26.

Опубликована: Санкт-Петербург, тип. Спб. акц. о-ва печ. дела в России Е. Евдокимов, 1901
Каждая часть имеет отд. тит. л.
Экз. РНБ (132/1782): [4] с. посвящение.

Онлайн: библиотека ЕМА http://www.emaproject.com/lib_about.html?id=pb00003030
Файл PDF 122.74 МБ: viewtopic.php?p=34877#p34877

Макаров С.О., Документы. В 2-х томах

СообщениеДобавлено: 28 Июль 2012 12:44
VicSer
 Макаров - документы в 2т.jpg
С.О. Макаров. Документы. В 2 томах
Год: 1953-1960
Жанр: сборник документов
Издательство: Воениздат
Серия: Русские флотоводцы
Формат: DjVu
Количество страниц: 619+830
Описание: Адмирал русского флота Степан Осипович Макаров — представитель замечательной плеяды крупнейших отечественных ученых и флотоводцев, выдающиеся заслуги которых высоко оценены. Горячий патриот, неутомимо боровшийся с косностью сановных бюрократов и их низкопоклонством перед заграницей, Макаров прокладывал новые пути в военно-морском искусстве, продолжая и развивая лучшие традиции русского флота.
Жизнь Макарова явилась ярким образцом сочетания научного творчества с боевой деятельностью и неустанным трудом по строительству флота. Теоретическая и практическая деятельность Макарова при зрелости его мысли, новизне взглядов и отличном знании потребностей флота имела большое значение для развития русских военно-морских сил. Макарову принадлежит неоспоримый приоритет в разработке важнейших вопросов морской тактики, океанографии, кораблестроения, артиллерии и минного дела.

Настоящий сборник документов «С. О. Макаров», издаваемый в двух томах, является продолжением издания серии публикаций документов «Русские флотоводцы».
Первый том содержит документы, отражающие деятельность С. О. Макарова в 1862—1890 гг.
Во второй том включены документы, относящиеся к 1891—1904 гг. Кроме того, ко второму тому будет приложена библиография печатных трудов С. О. Макарова и литературы о нем.