Кузнецов Александр Алексеевич (1906—1966)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Кузнецов Александр Алексеевич (1906—1966)

Сообщение Александр Андреев » 30 Июль 2008 01:26

Изображение

Руководитель ГУСМП А. А. Кузнецов
в экспедиции "Север-2" 1948.
На заднем плане по номерам на
крыльях и на борту различим

"Н-464"
Кузнецов Александр Алексеевич – начальник Главного управления Северного морского пути (Севморпути) при Совете Министров СССР, генерал-майор авиации.

Родился 23 апреля 1904 года в селе Щербово ныне Торжокского района Тверской области в семье рабочего. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1925 года. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров.

В Военно-Морском Флоте с 1923 года. В 1927 году окончил Военно-морское училище, в 1932 году – Ейскую школу морских лётчиков ВВС РККА имени И.В. Сталина.

Участник национально-революционной войны испанского народа 1936-39 годов, советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

В 1938—39 годах - начальник штаба ВВС Краснознамённого Балтийского флота. В 1940 году окончил курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии. С ноября 1939 года командовал ВВС Северного флота.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Являясь командующим ВВС Северного флота генерал-майор авиации Кузнецов А.А. совершил 70 боевых вылетов.

С января 1943 года – помощник командующего ВВС Тихоокеанского флота по лётной части, с марта 1945 года - начальник Военно-морского авиационного училища, с марта 1946 года – начальник Высших офицерских лётно-тактических курсов.

С сентября 1946 года генерал-майор Кузнецов А.А. – первый заместитель начальника, а затем с 1948 года по 1953 год – начальник Главного управления Севморпути при СМ СССР. Отличился при проведении высокоширотных воздушных экспедиций 1948-1949 годов.

За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, генерал-майору авиации Кузнецову Александру Алексеевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6612).

С 1953 года до 1956 года – командующий ВВС 4-го ВМФ, затем старший военный советник командующего авиацией ВМФ Китайской Народной Республики, а по возвращении на Родину - сотрудник научно-исследовательской группы при Главнокомандующем ВМФ СССР.

С августа 1959 года генерал-лейтенант авиации Кузнецов А.А. - в запасе. Скончался 7 августа 1966 года. Похоронен в городе-герое Москве на Введенском кладбище.

Награждён 4-я орденами Ленина, 4-я орденами Красного Знамени, медалями.



С сайта "Герои страны"
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1726
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Кузнецов Александр Алексеевич (1906—1966)

Сообщение Александр Андреев » 30 Июль 2008 01:28

«ЗАСЕКРЕЧЕННЫЙ ГЕРОЙ АРКТИКИ»

«... есть Герой Советского Союза, чей подвиг по-прежнему окутан ореолом таинственности и чьё имя, ввиду былой засекреченности, до сих пор не упоминается ни в одном официальном списке североморцев - Героев Советского Союза. Это генерал-лейтенант авиации А. Кузнецов, первый (с 1939 по 1942 гг.) командующий ВВС Северного флота, удостоенный звания Герой Советского Союза в 1949 г.

Александр Алексеевич Кузнецов родился 10(23) апреля 1904 г. в селе Щербово, ныне Торжокского района Тверской области в семье рабочего. До 17 лет он учился и работал в родном селе, потом Тверским губкомом комсомола направлен на учёбу в Петроградский институт гражданских инженеров.

Спустя год, по спецнабору ЦК комсомола, юношу направили в Военно-морское подготовительное училище, а позднее - в Военно-морское училище, ставшее впоследствии ВМУ имени М.В. Фрунзе.

В 1927 году, после окончания училища, А. Кузнецов назначен помощником вахтенного начальника на линкор «Парижская Коммуна» Морских Сил Балтийского моря (МСБМ). Но вскоре его судьба делает первый крутой вираж: Александр Алексеевич принимает решение стать... морским летчиком (!) и поступает в Севастопольскую школу летчиков-наблюдателей. Окончив школу, он почти четыре года служит летчиком-наблюдателем, командиром звена в авиации Морских Сил Черного моря (МСЧМ).

Затем - вновь учеба: Кузнецов становится слушателем Ейской школы морских летчиков ВВС РККА имени И.В. Сталина, после окончания которой его, как одного из лучших выпускников, оставляют инструктором.

Через год - возвращение на Балтику, где он начинал службу флотским командиром. Командир отдельной авиаэскадрильи, отдельного авиаотряда, 20-й дальнеразведывательной эскадрильи...

Годы репрессий конца 30-х отличались не только человеческими трагедиями и кадровыми чистками, но и неожиданными стремительными служебными взлётами для многих военнослужащих.

В 1937 г. краскома Кузнецова, участника боёв в Испании, награждённого орденом Ленина (первым, а всего их у него будет четыре!), неожиданно назначают с должности командира эскадрильи сразу же начальником штаба ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Затем, более года, он исполняет должность командующего балтийскими ВВС.

В ноябре 1939 г. лётные части и подразделения Северного флота были организационно оформлены в Военно-воздушные силы флота. И первым командующим ВВС СФ назначают Александра Алексеевича Кузнецова. Было ему тогда 35 лет.

Под руководством своего первого командующего североморские авиаторы успешно прошли серьезную боевую проверку во время советско-финляндской войны. В состав ВВС СФ тогда входили: 118-й морской ближнеразведывательный авиаполк, состоящий из трёх эскадрилий морских ближних разведчиков МБР-2, а также 72-й смешанный авиаполк, который состоял из двух эскадрилий истребителей И-153, И-15 бис и И-16 и эскадрильи скоростных бомбардировщиков СБ-2.

Авиация флота вела разведку, прикрывала морские коммуникации, наносила бомбовые удары по объектам противника, перебрасывала различные грузы десантным отрядам и сухопутным войскам.

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу группа авиаторов-североморцев была награждена орденами Красного Знамени, Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги». Командующему авиацией флота, неоднократно участвовавшему в боевых вылетах, в числе первых в Военно-Морском Флоте 4 июня 1940 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР присвоил только что введенное воинское звание «генерал-майор авиации».

И вновь учеба, но теперь уже на Курсах усовершенствования высшего начальствующего состава (КУВНАС) при Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова, которую Александр Кузнецов окончил накануне войны, в мае 1941 г.

Так уже получилось, что авиацией молодого Северного флота генералу А. Кузнецову довелось командовать в самое нелегкое время Великой Отечественной - до конца 1942 г.

К началу Великой Отечественной войны состав авиации СФ практически не изменился. Только к уже морально устаревшим самолетам добавились 7 современных гидросамолетов ГСТ, которые могли вести разведку не только в Баренцевом море, но и в самых отдаленных районах Карского моря. Однако торпедоносцев и бомбардировщиков у Северного флота вообще не было.

По воспоминаниям ветеранов, из-за малочисленности авиационного парка бывало порой некому охранять с воздуха выходившие в море боевые корабли и транспорты или прикрывать высадку советских десантов. Да и базировались североморские самолеты на двух аэродромах: сухопутном - в поселке Ваенга и морском - в губе Грязная, и лишь с началом войны - на нескольких оперативных площадках.

Эти объективные недостатки летчики-североморцы стремились с лихвой перекрыть мужеством и отвагой, мастерством и дерзостью. Только с июля по октябрь 1941 г. авиация флота совершила 8131 самолёто-вылет, из них более 3 тысяч - на бомбардировку и штурмовку наступающих войск противника.

Родина высоко оценила боевую работу североморских авиаторов. 16 сентября 1941 г. 72-й смешанный авиаполк первым в ВМФ и единственным из флотских авиаполков (в 1941 г.) награжден орденом Красного Знамени. А уже в январе 1942 г. ему присвоили гвардейское наименование. Только за первый год войны в Заполярье североморцы в воздушных боях сбили около трехсот вражеских самолетов, потопили восемь боевых кораблей и транспортов, семь - повредили. При этом, 70 боевых вылетов совершил лично командующий ВВС СФ.

«Хороший моряк, талантливый организатор и великолепный пилот, он пользовался авторитетом у подчиненных, умел заражать их своим энтузиазмом и вдохновить на подвиг» - такую оценку генералу А. Кузнецову дает хорошо его знавший адмирал Василий Платонов, с 1939 по 1944 гг. командовавший ОВРом главной базы Северного флота, а затем - начальник штаба и командующий СФ. Не менее высокую оценку личным качествам командующего ВВС СФ дал и командир английского крыла подполковник Н. Ишервуд. (Осенью 1941 г. на Север прибыли английские летчики-истребители, которые вступили под непосредственное командование к генералу Кузнецову).

Но вскоре - новый крутой поворот, а скорее, - «пике» в служебной карьере А. Кузнецова: в январе 1943 года его назначают на далёкий Тихоокеанский флот помощником командующего ВВС по лётной части. Потом, с марта 1945 г. Александр Алексеевич в течение года возглавляет Военно-морское авиаучилище, а затем - полгода командует Высшими офицерскими лётно-тактическими курсами.

Новый взлёт в его жизни начался в сентябре 1946 г. Генерала Кузнецова, оставив в кадрах Военно-морских сил, назначают сначала первым заместителем начальника (1946-1948 гг.), а затем (1948-1953 гг.) - начальником Главного управления Севморпути при Совете Министров (СМ) СССР.

На этих необычных для военного человека постах особенно ярко проявились высокие организаторские и человеческие качества Александра Алексеевича, его профессионализм и компетентность.

Отлично знающий авиацию, Север и флот, генерал Кузнецов с энтузиазмом взялся за решение важнейших государственных задач, непосредственно связанных не только с глубоким и основательным изучением Северного Ледовитого океана, но и повышением обороноспособности страны.

Сейчас уже мало кто помнит, что в первые послевоенные годы в США, наряду с другими агрессивными планами, была разработана так называемая "арктическая стратегия". Она предусматривала освоение и подготовку Арктики к военным действиям с учетом того, что над Арктикой проходят кратчайшие воздушные пути для нанесения бомбовых и ракетных ударов по различным центрам Советского Союза.

По мнению американских военных специалистов, Центральный полярный бассейн тогда (да и сейчас) мог стать важным театром военных действий в любом глобальном конфликте, а Северный полюс - стратегическим центром третьей мировой войны. Принимая адекватные (или хотя бы снижающие) этой угрозе меры, Советский Союз также начал ускоренно и широкомасштабно изучать самые малоизвестные районы Арктики. В обстановке строжайшей секретности на вечные льды высаживались специальные группы ученых, создавались посадочные площадки для авиации. Самое активное участие в этой работе принимал и Александр Кузнецов.

По заданию правительства им были организованы высокоширотные арктические воздушные экспедиции Главсевморпути Центральном полярном бассейне Арктики. Он не только успешно руководил работой по подготовке совместных операций военной и полярной авиации в Арктике, но и сам неоднократно вылетал на разведку, для определения районов будущих ледовых аэродромов и полярных станций показывая, при этом, образцы мужества и героизма.

Об этом красноречиво свидетельствуют факты, приведённые в недавно рассекреченном его представлением к званию Героя Советского Союза. Вот они:

«Кузнецов А.А. умело и мужественно проводил ледовую разведку по изучению районов, пригодных для ледовых аэродромов и организации на них научных станций. В самый критический момент работы экспедиции на Северном полюсе, когда сжатием разломало лед и поставило под угрозу потери находившихся там самолетов и научного оборудования, Кузнецов лично вылетел в этот район и произвел посадку на колесном самолете на неподготовленную льдину и своим смелым руководством обеспечил вылет самолетов на спасение научного оборудования. По окончании работы экспедиции на 32 аэродромах он покинул район работ последним и совершил, при этом, беспосадочный перелет Северный полюс – Москва».

Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 г. генерал-майору авиации Александру Алексеевичу Кузнецову, лётчикам полярной авиации В. Задкову, И. Котову, И. Черевичному и начальнику отделения геофизики Арктики НИИ Главсевморпути М. Острекину, были присвоены звания Героя Советского Союза. В открытых же источниках формулировка звучала проще: «За умелое руководство войсками и героизм в Великой Отечественной войне» или «За мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга...»

Каким был в жизни герой Арктики? Думается, лучше всего об этом расскажут свидетельства его современника - известного врача-испытателя и полярника Виталия Воловича:

- Будучи начальником одной из экспедиций под кодовым названием "Север" (1949 г.), А. Кузнецов носил китель морского летчика с золотыми генеральскими погонами, ладно сидевший на его атлетической фигуре. Его моложаво-обветренное лицо и ярко-синие глаза странно контрастировали с густыми, слегка вьющимися, совершенно седыми волосами. Ходил он присущим только ему уверенным шагом, что придавало его походке некую весомость и неповторимость. Особой отличительной чертой было то, что при всей мужественности и решительности облика говорил он, никогда не повышая голоса, сохраняя внешнее спокойствие даже "снимая стружку". Видно поэтому полярные летуны между собой называли Александра Алексеевича «тишайшим»... Чего стоило ему быть таким, пройдя столько испытаний и по-прежнему неся на плечах груз высочайшей ответственности за порученное дело государственной важности - знал только он один...

В январе 1951 г. А. Кузнецову присваивается очередное воинское звание генерал-лейтенант авиации. В этом не было бы ничего особенного, если бы не тот факт, что в это время он занимал «штатскую» должность начальника Главсевморпути. Это событие становится еще более значимым, если вспомнить биографию знаменитого полярника Ивана Дмитриевича Папанина.

Дважды Герой Советского Союза, И. Папанин возглавлял Главсевморпуть с 1939 по 1946 г., но имел воинское звание лишь «контр-адмирал», присвоенное ему в 1943 г.

Контр-адмиралом, всю свою службу в Арктике, остался и сменивший в 1953 г. Александра Алексеевича на посту начальника ГУ СМП Василий Бурханов. Его воинское звание не изменилось и при его назначении заместителем министра морского флота СССР.

По-видимому, присвоением Александру Кузнецову очередного генеральского звания руководство страны особо отметило его заслуги в укреплении обороноспособности страны и повышении боеготовности ВС СССР.

В мае 1953 г. генерала А. Кузнецова назначают командующим ВВС 4-го ВМФ (с 1946 по 1956 гг. КБФ был «разделён» на 4-й и 8-й ВМФ. - прим. авт.).

Примечательно, что в 1952-1956 гг. этим же, 4-м ВМФ, командовал адмирал А. Головко, хорошо знавший Александра Алексеевича по совместной службе на Северном флоте в 1940-1942 гг.

После «слияния» 4-го и 8-го ВМФ в единый Балтийский флот, в 1956 г. военная судьба А. Кузнецова делает последний вираж: его назначают старшим военным советником командующего авиацией ВМФ КНР.

После возвращения из Китая он несколько месяцев работает в научно-исследовательской группе при Главнокомандующем ВМФ, а в августе 1959 г. - увольняется в запас.

Заслуги генерала А. Кузнецова перед страной и Вооруженными Силами были отмечены четырьмя орденами Ленина и четырьмя орденами Красного Знамени, многими медалями и именным оружием. Герой Арктики избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва и Верховного Совета Литовской ССР.

Умер Александр Алексеевич 7 августа 1966 г. в Москве, где и похоронен на Введенском кладбище. В апреле 2004 г. ему исполнилось бы сто лет...

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Мы справедливо гордимся и считаем североморцем дважды Героя Советского Союза, прославленного разведчика Виктора Леонова. Хотя свою вторую «Золотую Звезду» он получил будучи командиром разведывательного отряда Тихоокеанского флота. Во всех списках североморцев - Героев Советского Союза послевоенного времени также упомянуты имена адмиралов флота Владимира Касатонова и Георгия Егорова, которые в свое время были командующими Северным флотом, но звания Героя Советского Союза они, тем не менее, были удостоены, занимая должности 1-го заместителя ГК ВМФ и начальника Главного штаба ВМФ соответственно.

А потому будет справедливо включить (и числить героем-североморцем!) в эти списки и имя генерал-лейтенанта авиации Александра Алексеевича Кузнецова, первого командующего ВВС СФ.

Вероятнее всего, он всё же первым из североморцев 6 декабря 1949 г. был удостоен звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в послевоенное время.


Капитан 1 ранга запаса А. Буглак, Мурманская Ассоциация исследователей Арктики (см. журнал ВМФ «Морской сборник», 2005, № 4 (1901), стр. 73-77.)


С сайта "Герои страны"
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1726
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Кузнецов Александр Алексеевич (1906—1966)

Сообщение Иван Кукушкин » 30 Июль 2008 02:08

Скопировано их "Хронологии ПА - 1948"

Еще при появлении Ла-11 возникла идея использовать истребитель для защиты наших полярных районов от непрошенных гостей.

Одна из первых экспедиций состоялась в 1948 г. В это время в районе Северного полюса работали несколько научных экспедиций АН СССР. Выло решено совершить перелет группы Ла-11 на одну из льдин, используемых учеными. Возглавлял экспедицию генерал-майор, начальник главного управления Северного морского пути (ГУСМП) А.А. Кузнецов. Обеспечивали экспедицию экипажи самолетов Ли-2 650-го отдельного транспортного авиаполка, Си-47 1-го транспортного авиаполка 2-й авиационной дивизии особого назначения и Ил-12 708-го транспортного авиаполка особого назначения.

Двухмоторный бомбардировщик Ту-6 (модификация Ту-2) в качестве лидера и три Ла-11 осуществляли тренировочные полеты в полярных условиях, базируясь на мысе Шмидта и острове Врангеля. Вначале с острова Врангеля на разведку вылетел бомбардировщик Ту-6, имевший достаточно хорошее навигационное оборудование. Он совершил посадку на льдину в районе Северного полюса (82 градуса 51 минута северной широты и 172 градуса 30 минут восточной долготы). Затем вернулся на "большую землю" и при появлении благоприятной погоды 7 мая 1948 г. три Ла-11 в сопровождении лидера Ту-6 вылетели на льдину, совершив благополучную посадку. 8 мая. выполнив несколько полетов со льдины, они вернулись назад. Позже было еще несколько таких экспедиций в разных районах Заполярья и лишь затем Ла-11 стати регулярно нести вахту по охране наших северных границ.

К работе в районе Северного полюса в разное время привлекались истребители Ла-11 1-й НАД и 53-го ИАП. В декабре 1949 г. некоторым участникам экспедиции присвоили звание Героев Советского Союза. Среди награжденных были командир эскадрильи В.Д.Боровков и штурман С.А.Скорняков (командир группы) 1-й над. а также заместитель командира 53-го иап В.А.Попов.

[ Ла-11 на airwar.ru http://airwar.ru/enc/fww2/la11.html ]

Изображение

Фотография: Пе-8 Н-396 и Ту-2 (Ту-6 ?) на заднем плане.
Спасём нашу «Арктику»! arktika.polarpost.ru
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Кузнецов Александр Алексеевич (1906—1966)

Сообщение Бабай » 22 Декабрь 2008 01:46

Изображение

1976г. Москва. Встреча трех руководителей ГлавСевМорПути. АА. Кузнецов - генерал-майор, А.А.Афанасьев - адмирал, И.Д. Папанин - полярный исследователь, д-р географических наук, контр-адмирал, Герой Советского Союза, Ю.А. Сенкевич с сыном Колей

http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=7490
Бабай
 
Сообщения: 210
Зарегистрирован: 20 Июнь 2008 02:03

Кузнецов Александр Алексеевич (1906—1966)

Сообщение Иван Кукушкин » 27 Май 2009 00:53

В. М. Лурье, Адмиралы и генералы Военно-Морского флота СССР в период Великой Отечественной и советско-японской войн (1941-1945), СПб.: Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 2001. - 280 с. ISBN 5-86789-102-Х

Кузнецов Александр Алексеевич [10(23).2.1904, с. Щербово, ныне Торжокского р-на Тверской обл. — 7.8.1966, Москва]. Русский; генерал-лейтенант авиации (27.1.1951); Герой Сов. Союза (6.12.1949); в ВМФ с 1923; член компартии с 1925. Окончил Военно-мор. подготовит, уч-ще (10.1923-9.1924), Военно-мор. уч-ще им. М. В. Фрунзе (9.1924-5.1927), школу мор. летчиков и летнабов ВВС РККА им. Сталина в Ейске (10.1927-2.1929; 6.1931-2.1933), КУВНАС при Военно-мор. акад. им. К. Е. Ворошилова (12.1940-5.1941).

Корабельный курсант, пом. вахтенного нач-ка (5-10.1927) ЛК «Парижская Коммуна» МСБМ. Мл. (2-9.1929), ст. (9.1929-7.1930) летнаб, ком-р звена (7.1930-4.1931) 65-го отд. авиаотряда ВВС, КР «Червона Украина» (4-6.1931) МСЧМ, 62-й отд. АЭ (2-12.1933), отряда 121-й АЭ (12.1933-3.1934), 51-го отд. авиаотряда (3.1934-4.1935), 20-й мор. дальнеразведывательной АЭ (4.1935-2.1938), нач-к штаба (2-7.1938), исполн. должн. командующего (7.1938-10.1939) ВВС КБФ. Командующий ВВС СФ с окт. 1939. Участник сов.-финл. войны 1939-40. Под. руководством К. авиация СФ активно участвовала в боях. Боевые вылеты в основном носили характер воздуш. разведки. Сложные погодные условия требовали особого умения, выдержки. Кроме обеспечения информацией, ВВС СФ выполняли спецзадания штаба флота, перебрасывали продовольствие, медикаменты, боеприпасы десант, отрядам и сухопутным войскам на фронте. Лично К. неоднократно совершал боевые вылеты.

В Вел. Отеч. войну вступил в прежней должности. Под командованием К. летчики-североморцы в первые же дни войны встретили пр-ка в полной боевой готовности. На Мурманском направлении в условиях тяжелой воен. стратегич. обстановки сдерживали натиск врага, отражали круглосуточные налеты на охраняемые объекты и сами уничтожали захватчиков в небе, на море и на суше. Авиацией под командованием К. за год войны в воздуш. боях было сбито около трехсот немецких самолетов, потоплено восемь военных кораблей и транспортов, в т. ч. две ПЛ, повреждено семь боевых кораблей.

Из боевой характеристики: «Лично К. любит летать и постоянно тренируется, как летчик. Летает почти на всех типах машин...»

Пом. командующего ВВС ТОФ по летной части (1.1943-11.1944). В распоряжении нач-ка ВВС ВМФ (11.1944-3.1945). Нач-к 4-го Военно-мор. авиац. уч-ща ВВС ВМФ с марта 1945.

После окончания войны в той же должности. Нач-к Высш. офицерских летно-тактич. курсов авиации ВМС (4. — 9.1946). 1-й зам. (9.1946-9.1948), нач-к (10.1948-5.1953) Гл. упр. Сев. мор. пути при СМ СССР, оставаясь в кадрах ВМС.

Из наградного листа на присвоение К. звания Героя Сов. Союза: «К. умело и мужественно проводил ледовую разведку по изучению районов, пригодных для ледовых аэродромов и научных станций. Лично проводил посадки на эти аэродромы. В самый критический момент работы экспедиции на Северном полюсе сжатием разломало лед, что поставило под угрозу потери находившихся там самолетов и научного оборудования. К. лично вылетел в этот район и произвел посадку на колесном самолете на неподготовленную льдину... Своим смелым руководством обеспечил вылет самолетов на спасение научного оборудования... Лично совершал разведывательные полеты и первый совершил посадку в наиболее трудных ледовых районах для организации на них станции научных работ. По окончании работы экспедиции на тридцати двух аэродромах последним покинул район работы и совершил беспосадочный перелет Северный Полюс—Москва».

По заданию правительства организовал и руководил высокоширотными арктическими воз-душ, экспедициями Главсевморпути и Вооруженных сил в Центральном полярном бассейне Арктики, провел в этих экспедициях воен. и науч. изучение Центрального полярного бассейна. В высокоширотной арктической воздуш. экспедиции 1950 К. продолжил организаторскую работу по подготовке совместных операций воен. и полярной авиации в Арктике. Командующий ВВС 4-го ВМФ (5.1953-3.1956), в распоряжении командующего авиацией ВМФ (3-6.1956), ст. военный советник командующего авиацией ВМС Китайской Народной Республики (6.1956-11.1958), прикомандирован к научно-исслед. группе при главкоме ВМФ (11.1958-8.1959). С авг. 1959 в запасе.

Генерал-майор авиации (4.6.1940). Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва.

Награжден 4 орд. Ленина (1936, 1949 — 2, 1952), Красного Знамени (1941, 1944, 1945, 1954), медалями, именным оружием (1954).

Похоронен на Введенском кладбище.

Некролог: Красная звезда. 12.8.1966.

Лит.: На страже Заполярья. 11.8.1976; Симонов К. Разные дни войны. Дневник писателя. Т.1. М., 1977. С. 410-412; Долгов И. А. Золотые звезды калининцев. Кн. 1. 3-е изд., доп. и перераб. М., 1983. С. 359-361; Казашвили В. Получено по ленд-лизу // Авиация и космонавтика. 1991. № 10. С. 34; Русский архив: Великая Отечественная. Т. 21 (10). М., 1996. С. 103, 157; Т. 12 (1-2). М., 1997. С. 445-446.

Архив: ЦВМА, личные дела № 246, 247; ф. 3, оп. 11, д. 6, л. 178; оп. 028554, д. 260, л. 113; ф. 14, оп. 53, д. 20, л. 155.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Кузнецов Александр Алексеевич (1906—1966)

Сообщение Александр Андреев » 05 Декабрь 2010 18:48

 kuzn_1.jpg
А. А. Кузнецов, начальник ВВЭ "Север-5", 1950 г.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Кузнецов Александр Алексеевич (1906—1966)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 25 Август 2014 11:37

Красный Север 1950 № 042 (9745)
 Красный Север 1950 № 042(9745) Кузнецов А.А..jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Кузнецов Александр Алексеевич (1906—1966)

Сообщение Александр Андреев » 06 Март 2015 12:40

 Кузнецов_А_А.jpg
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Кузнецов Александр Алексеевич (1906—1966)

Сообщение Большой » 06 Март 2015 21:49

Бабай пишет:Изображение

1976г. Москва. Встреча трех руководителей ГлавСевМорПути. АА. Кузнецов - генерал-майор, А.А.Афанасьев - адмирал, И.Д. Папанин - полярный исследователь, д-р географических наук, контр-адмирал, Герой Советского Союза, Ю.А. Сенкевич с сыном Колей

http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=7490


Конечно же, на встрече в 1976 году не могло быть А.А.Кузнецова. Это не он, а начальник АСМП Кирилл Николаевич Чубаков.
Аватара пользователя
Большой
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1238
Зарегистрирован: 22 Декабрь 2007 02:10

Кузнецов Александр Алексеевич (1906—1966)

Сообщение ББК-10 » 06 Март 2015 22:01

Красный Север 1950 № 054 (9757)

 Красный Север 1950 № 054(9757) Фото. Кузнецов.jpg
 Красный Север 1950 № 054(9757) Кузнецов.jpg
Северный избирательный округ

Александр Алексеевич Кузнецов

ИЗБРАН ДЕПУТАТОМ СОВЕТА НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

Вчера. 14 марта, состоялось заседание Северной Окружной избирательной комиссии но выборам в Совет Национальностей Верховного Сонета СССР от РСФСР.
На заседании присутствовали представители общественных организаций. обществ трудящихся и печати.
Председатель Окружной избирательной комиссии тов. А. В. Розанов сказал присутствующим:
— В состав Северного избирательного округа входят Вологодская, Архангельская, Кировская области и Коми АССР. На их территории было создано 4561 избирательный участок. Подсчет голосов показал, что на выборы явились 99.99 процента избирателей. Депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР избран Александр Алексеевич Кузнецов, начальник Главсевморпути при Совете Министров СССР.
На основании статьи 103 «Положения о выборах в Верховный Совет СССР» тов. А. А. Кузнецову будет вручено Удостоверение об избрании его депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР по Северному избирательному округу № 16.
Тов. А. В. Розанов отметил четкую и слаженную работу органов связи. Все материалы от Участковых избирательных комиссий доставлялись в Окружную избирательную комиссию своевременно. Благодаря этому Окружная избирательная комиссия значительно сократила сроки подведения итогов голосования.

 Красный Север 1950 № 054(9757) Депутаты ВС Вол_обл.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения