Шамарин Андрей Николаевич (1901-1972)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Шамарин Андрей Николаевич (1901-1972)

Сообщение ББК-10 » 20 Февраль 2017 15:40

Шамарин Андрей Николаевич (1901-1972)
конструктор-изобретатель.

«Белозерье», краеведческий альманах. Вып.3. Вологда.-"Русь".-2007

© М. Н. Соснина
Братья Шамарины

 17 Семья Шамариных - отец Николай Петрович - мать Александра Ивановна с детьми.jpg
Белозерск – один из древнейших городов России. Славится Белозерье не только своей историей и старинной архитектурой, но и талантливыми людьми, созидавшими славу Отечества. Среди них – конструкторы-изобретатели братья Шамарины. Четыре брата Шамарины – авторы целой серии изобретений в области машиностроения и военной промышленности.
В русском народе нередко встречаются талантливые самородки, а иногда и целые семьи, где страсть к изобретениям, к поискам нового, неизведанного передается из поколения в поколение, становится жизненной необходимостью.
Такой была семья Шамариных, где росли четыре сына – Андрей, Николай, Борис, Владимир – и самая младшая из детей – дочь Татьяна. Работающим в семье был только отец, Николай Петрович. Талантливый и трудолюбивый, он многие годы работал машинистом на спичечной фабрике в Белозерске, впоследствии – механиком на винокуренном заводе в селе Благовещенье Кирилловского уезда Новгородской губернии, куда он был приглашен помещиком Маркеловым как одаренный специалист. Свой талант, любовь к творческому труду передавал Николай Петрович своим сыновьям, которые с раннего детства жадно впитывали все то, чему учил их отец. И неудивительно, что на вопрос, как могло случиться, что в одной семье все четыре сына выросли талантливыми изобретателями, в свое время был высказан однозначный ответ всеми братьями: в их становлении, развитии, любви к технике и, как следствие, к изобретательству исключительную роль сыграл отец – Николай Петрович Шамарин.

 Шамарин Андрей Николаевич.jpg
Андрей Николаевич Шамарин родился в Белозерске в 1901 году. Он прожил трудную, но интересную жизнь. Окончив высшее начальное училище, в 1918 году поступил на работу в Прионежское районное управление водного транспорта кочегаром парохода «Ошта». В дальнейшем работал помощником механика на пароходах, а при расширении Белозерского затона в 1920 году Андрей Николаевич был переведен в механические мастерские токарем, где проработал до 1931 года. Уже в эти годы А. Н. Шамарин проявляет творчество и инициативу в поиске нового, более совершенного. В 1928 году Андрей Николаевич был участником Всесоюзного соревнования водителей маломерных судов, так называемого «звездного похода». В нем участвовало четырнадцать катеров и глиссеров из Москвы, Белозерска, Ярославля, Костромы, Казани и Пензы. На изготовленной своими руками лодке «Пионерка» А. Н. Шамарин через 84 часа финишировал в Нижнем Новгороде. В журнале «Катера и яхты» земляки прочитали: «Наибольшее расстояние – 935 км – пришлось пройти мотолодке А. Н. Шамарина из Белозерска. Интересно, что мотор на лодке был самодельным».
В 1931 году Андрей Николаевич создает первый самопишущий прибор для фиксации ходового и простойного времени судна, получивший в дальнейшем известность как «судовой контрольно-измерительный прибор системы Шамарина (ША-1)». В навигацию 1931 года прибор был подвергнут испытаниям на различных пароходах и получил положительную оценку. Прибором заинтересовались в Управлении Северо-Западного пароходства в Ленинграде, и уже в 1935 году А. Н. Шамарина пригласили на работу в Ленинград в Центральный научно-исследовательский институт водного транспорта (позднее ЦНИИМФ), где ему были созданы условия для продолжения работы над изобретением. В 1940 году приборы системы Шамарина уже эксплуатировались в двенадцати пароходствах морского и речного флота. Андрей Николаевич был очень увлеченным человеком. Кропотливая и настойчивая работа над прибором не мешала ему быть активистом во многих массовых и культурных мероприятиях, он прекрасно читал стихи. Своей энергией заражал окружающих, к нему всегда тянулась молодежь.
В 1935 году А. Н. Шамарин получил патент на первое свое изобретение под названием «чешуйчатое амортизирующее днище гидросамолета». В 1937 году разрабатывает сверхскоростной аэроглиссер с чешуйчатым амортизирующим крылом. Предлагаемый аэроглиссер по своей идее являлся в то время наиболее совершенным судном для обслуживания почтовых и пассажирских перевозок, а также для специальных целей.
 19.jpg
В 1941 году А. Н. Шамарин был переведен на должность руководителя экспериментально-производственных мастерских ЦНИИМФ. Круг его обязанностей резко возрос. Но, несмотря на большую загруженность, Андрей Николаевич не прекращал работы над своим прибором. Опыт эксплуатации приборов на морских и речных судах давал новый материал, позволивший значительно улучшить приборы последующих выпусков.
Великая Отечественная война прервала работу над прибором, которому было отдано десять трудовых лет. С первых дней войны коллектив экспериментально-производственных мастерских института стал выполнять заказы Ленинградского фронта, Краснознаменного Балтийского флота. В тяжелейших условиях ленинградской блокады А. Н. Шамарин разработал станок-полуавтомат для обработки корпусов мин, траншейный перископ – простой и удобный солдатский прибор, спасший тысячи бойцов от снайперских пуль противника, и многое другое.
В 1942 году командование Балтийского флота обратилось к ленинградцам с просьбой освоить производство и выпуск остродефицитных деталей к дизелям тральщиков. И уже зимой 1942/1943 года, благодаря предложенным приспособлениям на имеющемся оборудовании, а также разработанному методу искусственного старения материалов, мастерские ЦНИИМФ не только освоили, но и наладили производство ответственных деталей к дизелям тральщиков, обеспечив их нормальное боевое использование. За выполнение этого ответственного заказа командования А. Н. Шамарин был награжден орденом Красной Звезды.
После войны Андрей Николаевич, продолжая работу над усовершенствованием судового измерительного прибора, занимается автоматизацией и механизацией судовых паросиловых установок. Им был разработан и внедрен целый ряд полезных предложений и усовершенствований, многие из которых были направлены на повышение обороноспособности нашей Родины. Тридцать три года проработал А. Н. Шамарин в институте.
В заключение хочется рассказать еще об одном замечательном качестве Андрея Николаевича. С детских лет и до конца своей жизни он очень любил детей. Эта любовь проявлялась в желании что-то рассказать или показать детям, помочь что-либо сделать или просто поиграть с ними. В 1960 году Андрей Николаевич передал из своих личных средств десять тысяч рублей на приобретение двух пианино для подшефных институту детских садов. Скромность и трудолюбие, творческий поиск и обширный круг интересующих его вопросов, доброта сердечная и кристально чистая нравственность – таковы отличительные черты этого замечательного человека. Умер Андрей Николаевич Шамарин в 1972 году.
...
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Шамарин Андрей Николаевич (1901-1972)

Сообщение ББК-10 » 20 Февраль 2017 15:43

За рулем, №5, август 1928 год, стр. 29
http://sergeyhry.narod.ru/zr/zr1928_05_18.htm
http://www.zr.ru/archive/zr/1928/05/fin ... ssierov#29

 ЗР-1928-5-29.jpg
ФИНИШ ЗВЕЗДНОГО ПОХОДА МОТО-ЛОДОК и ГЛИССЕРОВ

5 АВГУСТА в Н.-Новгороде состоялся финиш первого звездного похода моторных лодок и глиссеров, организованного моторно-водной подсекцией Автодора.
В 13 часов, под вымпелами и агитационными лозунгами Автодора, в кильватерной колонне, встреченные оркестром музыки, прибыли моторные лодки с верховьев Волги: из Костромы, Ярославля и Белозерска.
Вслед за ними с низовьев Волги прибыли лодки из Казани и Пензы.
Особое внимание привлекла колонна костромских лодок, которая организованно, под командою учредителя и члена президиума Костромского отделения Автодора тов. Вольского покрыла расстояние 328 км. в 25 час. 48 мин., и моторная лодка, "Пионерка", принадлежащая т. Шамарину, законченная постройкой им и его помощником тов. Кичаговым и снабженная малосильным мотором. Лодка, имевшая старт в г. Белозерске, в тяжелых метеорологических условиях (сильный дождь и ветер) прошла 955 км. в 84 час. 25 мин.
Из ярославских лодок обратила на себя внимание лодка т. Пискунова, крейсерского типа, с стационарным лодочным мотором, с комфортабельно построенной каютой, имеющей 3 спальных и 15 сидячих мест. Лодка, постройки Ярославской верфи, прошла расстоянне 409 км. в 27 час. 20 мин.
Казанская лодка, принадлежащая тов. Орлову, типа американского гидроплана, постройки инженера Солонина, с постоянным автомобильным мотором, прошла расстояние 450 км. в 24 час 20 мин.
Пензенская лодка, принадлежащая Пензенскому отделению Автодора и лесоскладу Средне-Волжского лесного треста, под водительством тов. Тельнова, при тяжелых условиях судоходства по р. Суре (пороги и мелководье) прошла расстояние 826 км.
К финишу из 14 записавшихся прибыли 10 участников (около 72%).
Все участники похода чувствовали себя бодро и с восторгом отзывались о походе.
После прибытия лодок состоялась торжественная часть финиша.
С приветствием от Центрального совета Автодора к прибывшим обратился председатель комитета похода тов. И. Фельдман, который огласил и приветственные телеграммы: от тов. С. С. Каменева, от почетного председателя комитета тов. Баранова, от ЦАГИ, НАМИ и ряда других организации и лиц.
Затем участникам похода были розданы значки "Первого звездного похода 1928 г." и были произведены скоростные испытания на два километра вниз и вверх по течению, в которых приняли участие как прибывшие из похода, так и местные лодки и глиссеры. Наибольшую скорость (37 км в час) показала лодка "Шторм", построенная ярославским судовым надзором.
Как указал в своей приветственной телеграмме тов С. С. Каменев, этот небольшой по количеству участников поход должен положить начало будущим большим походам, что послужит к развитию и укреплению технических средств речного транспорта, необходимого для народного хозяйства и обороны страны.
Н. В.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Шамарин Андрей Николаевич (1901-1972)

Сообщение ББК-10 » 20 Февраль 2017 15:45

Советская Арктика, 1936, №5, с.111.

 КИП Шамарина.jpg
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРИБОР ШАМАРИНА

Ленинградский изобретатель т. А. Н. Шамарин сконструировал оригинальный прибордля постоянного контроля и учета работы парохода.
Прибор автоматически регистрирует ходовое и простойное время судна, давление пара в котле, работу главной машины, передний и задний ход и т. д. Кроме того, он дает возможность судить о расходе топлива.
Одним из механизмов прибора являются астрономические часы, которые используются одновременно для передвижения ленты, где автоматически записываются все основные показатели работы судна.
К прибору, устанавливаемому на капитанском мостике, присоединяются трубки от парового котла и от золотниковой коробки
главной машины.
Прибор позволяет точно учитывать работу не только судна, но и отдельных работников судовой команды (кочегаров, механиков и др.).
Последний усовершенствованный вариант прибора т. Шамарина продемонстрирован недавно в Москве на отраслевом совещании работников пристаней и флота речного транспорта. Участники совещания устроили изобретателю продолжительную овацию.
Первый серийный контрольно-измерительный прибор Шамарина будет установлен на нефтевозе „Степан Разин" на мостике прославленного стахановца водного транспорта капитана Чадаева.
Последний раз редактировалось ББК-10 04 Март 2017 21:30, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Шамарин Андрей Николаевич (1901-1972)

Сообщение ББК-10 » 20 Февраль 2017 17:57

Медаль «За трудовую доблесть»
Шамарин Андрей Николаевич 1901 г.р.
в РККА с 1924 года
Место службы: ЦНИИ МФ
№ записи: 18956293

Указ Президиума Верховного Совета от 25.09.1944
Архив: ЦАМО фонд: 33 опись: 686043 ед.хранения: 93
№ записи: 18956157

 1.jpg
 5.jpg
 202.jpg
 203.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Шамарин Андрей Николаевич (1901-1972)

Сообщение ББК-10 » 21 Февраль 2017 10:18

Орден Красной Звезды
Шамарин Андрей Николаевич 1901 г.р.
в РККА с 1922 года
Место службы: эскперимент.-производ. мастерские ЦНИИ ВМФ БФ
№ записи: 7904728

Архив: фонд: 88 опись: 2 ед.хранения: 616
№ записи: 7904043

 472.jpg
 473.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 20

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения