Лассениус Питер (ок.1700–1735)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Лассениус Питер (ок.1700–1735)

Сообщение fisch1 » 24 Апрель 2016 18:35

Арктический поиск

Сегодня мы продолжаем публикацию материалов, посвященных историко- археологической экспедиции Клуба "Приключение" и "Московской правды" на севере Якутии.

Участники экспедиции

Сергей Епишкин - начальник экспедиции, историк-географ Клуба "Приключение". Окончил географический факультет МГУ. Участвовал в организованной Клубом "Приключение" российско-датской археологической экспедиции на Командорские острова (1991), которая обнаружила захоронение Витуса Беринга. Руководил совместными археологическими экспедициями Клуба "Приключение" и "Московской правды": поиск места гибели Георгия Седова (Земля Франца Иосифа, 1995), "Земля Прончищева" (Усть-Оленек, 1999) и "Тайна отряда Лассиниуса" (устье реки Хара-Улах, 2001).
Анатолий Мельников - заместитель начальника, радиоинженер. Окончил МЭИС. Заслуженный мастер спорта. В составе полярной экспедиции газеты "Комсомольская правда" совершил лыжные переходы СССР - Северный полюс (1979), СССР - Северный полюс - Канада (1988). Участвовал в поиске места зимовки Фритьофа Нансена (1990) и места гибели Георгия Седова (1995) на Земле Франца Иосифа, в раскопках захоронения Витуса Беринга на Командорских островах (1991), историко-археологических экспедициях "Земля Прончищева" (1999) и "Тайна отряда Лассиниуса" (2001).
Вадим Старков - научный руководитель, археолог, доктор исторических наук, профессор. Заведующий группой полярной археологии Института археологии Российской академии наук. окончил исторический факультет МГУ. Участвовал в раскопках древнего поморского поселения Мангазея в устье реки Таз (1967 - 1971), места зимовки Вильяма Баренца на Новой Земле (1993, 1995). С 1978 г. руководит археологическими работами на Шпицбергене. Руководил археологическими поисками в экспедициях "Земля Прончищева" (1999) и "Тайна отряда Лассиниуса" (2001).
Свенд Эрик Альбрехсен, Дания - археолог, магистр гуманитарных наук, куратор датского агентства по культурному наследию. В качестве участника и руководителя археологических экспедиций провел 20 летних сезонов в Западной и Северной Гренландии. Руководил 4 археологическими экспедициями на Шпицбергене. Участвовал в раскопках захоронения Витуса Беринга на Командорских островах (1991), в поиске места гибели Георгия Седова на Земле Франца Иосифа (1995).
Сергей Никитин - судебно-медицинский эксперт высшей категории, главный специалист Московского бюро судебной экспертизы. Окончил Медицинский институт им. Пирогова. Участвовал в экспертизах останков семьи Николая II. В общей сложности выполнил около 800 портретных реконструкций. В частности, восстановил облики летописца Нестора, богатыря Ильи Муромца, русских цариц: Софьи Палеолог (бабушки Ивана Грозного), Елены Глинской (матери Ивана Грозного), Евдокии Донской (жены Дмитрия Донского), Ирины Годуновой (родной сестры Бориса Годунова). Создал несколько приборов и измерительных инструментов для антропологической реконструкции.
Кроме того, в экспедиции участвовали: технический эксперт Константин Смольников, начальник Дома офицеров гарнизона Дальней авиации в Тикси Сергей Рыжий, географ Николай Караваев, завхоз Игорь Хощь, биолог Елена Киричок, фотограф Виталий Мурашко.

«Московская правда» 10 авг. 2002
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Лассениус Питер (ок.1700–1735)

Сообщение fisch1 » 24 Апрель 2016 19:25

В июле-августе 2010 года Клуб "Приключение" провел масштабную экспедицию "Арктика – 2010". Перед четырьмя исследовательскими группами, которые работали от Новой Земли до Новосибирских островов и Якутии, ставились задачи научно-производственного, мемориального, историко-географического и спортивного характера.
1. Вокруг Новой Земли (морской отряд)
2. Депо Эдуарда Толля (Таймырский отряд)
3. Могила доктора Вальтера (Новосибирский отряд)
4. Лагерь Лассиниуса (Хара-Улахский отряд)
В устье реки Хара-Улах (Якутия) группа под руководством Сергея Епишкина продолжила поиск следов зимовки одного из отрядов Великой Северной экспедиции Витуса Беринга (1733-1743), которым командовал лейтенант Питер Лассиниус.
http://www.shparo.ru
Вторая группа экспедиции «Арктика-2010» занималась поисками следов отряда лейтенанта Питера Лассиниуса из Великой Северной экспедиции Витуса Беринга. Исследователи искали, где располагалась зимовка отряда в 1735-1736 годах, тогда 36 из 45 членов отряда погибли, и место их захоронения также неизвестно. «Бот Лассиниуса, который вышел в море в июле 1735 года, практически сразу был остановлен льдами, - рассказывает руководитель группы Сергей Епишкин. - Для зимовки участники отряда заготовили 750 бревен из тех деревьев, которые река Лена выбрасывает на берег. Они построили казарму с баней, кухней, двумя печами и камином. Такой большой комплекс не может быть окончательно разрушен временем».
В течение двух недель группа исследователей, предварительно рассчитав с помощью судового журнала Питера Лассиниуса участок для поисков, обследовала всю дельту реки Хара-Улах. Исследователи использовали металлоискатель и георадар, который позволяет сканировать соленый песок на глубину до 2,5-3 м, надеясь обнаружить под землей остатки зданий и обожженных камней от печей и камина. В результате, по словам Сергея Епишкина, было найдено место, похожее на зимовочный комплекс отряда Питера Лассиниуса.
В следующей экспедиции к дельте реки Хара-Улах примут участие профессиональные полярные археологи, которые проведут раскопки. Им предстоит доказать, что казарма Лассиниуса стояла именно в этом месте. Путешественники надеются найти могилы 36 погибших моряков, среди которых был и Питер Лассиниус, и восстановить внешность этого выдающегося полярного исследователя по его черепу.
http://www.ug.ru/archive/36425
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Лассениус Питер (ок.1700–1735)

Сообщение fisch1 » 24 Апрель 2016 19:29

Епишкин С.В дельте Хара-Улаха

В 1735 году отряд Второй Камчатской экспедиции под командой Питера Лассиниуса приступил к описанию побережья Северного Ледовитого океана от дельты реки Лены на восток. В первую зимовку в устье реки Хара-Улах из пятидесяти двух человек сорок умерли от цинги. Место зимовки и могилы погибших моряков не сохранились. Клуб «Приключение» на протяжении многих лет ведет поиск лагеря Лассиниуса. Продолжаем рассказ, начатый в номере «МП» от 21 сентября.
Вертолет завис на стометровой высоте. Штурман спросил:

- Река Хара-Улах. Где будем садиться?

Вопрос сложный. Здесь сразу три реки впадают в море, образуя обширную треугольную дельту, шириной в 13 и протяженностью вглубь материка 7 километров. На огромном пространстве видны многочисленные протоки и озерца. Надо было быстро определиться с местом базового лагеря: оно должно быть сухим, с обилием выброшенного морем плавника и удобным для проведения работ.
На подготовительном этапе мы наметили два варианта. С высоты первый нас разочаровал, зато второй подходил во всех отношениях.
Два вертолета авиации ФСБ аккуратно приземлились и, высадив нас, не задерживаясь, ушли в небо. В Тикси шел дождь, а здесь, всего в 70 километрах, - солнце и умеренный ветер. Последнее особенно радует - ветер разгоняет комаров.
Впервые экспедиция Клуба «Приключение» и газеты «Московская правда» побывала здесь, в дельте реки Хара-Улах, в 2000 году. Тогда все казалось простым и ясным. По историческим документам лагерь Лассиниуса представлял собою большой комплекс: казарма размером 25 на 9 метров с пристроенной кухней, туалетом и прихожей, баня на 10 человек с предбанником. В казарме топились 3 печи и камин. Печь была и в бане, возможно, на кухне. Спустя 90 лет здесь побывал лейтенант Анжу, развалины сооружений Лассиниуса еще существовали, стало быть, должны сохраниться и сейчас. Куда им деваться в безлюдной тундре?

Архивные изыскания позволили найти нужные фрагменты из отчета Лассиниуса и судового журнала бота «Иркутск», где указывались азимут и расстояние от мыса Хара-Улах до места зимовки. Из-за непостоянства магнитного склонения азимут мог измениться, но расстояние от мыса должно остаться прежним: 1,125 голландской мили. Голландская миля равна четырем морским, то есть - 7408 м. Задача казалась легко исполнимой: найти остатки древних строений на удалении 2 км от моря и 8,3 км от мыса Хара-Улах.
Но все прекрасные планы 2000 года разрушились о реальность. Главное - никаких старых развалин в дельте мы не обнаружили. К тому же места оказались хоть и безлюдные, но активно посещаемые. В конце 40-х годов прошлого века здесь работала гидрографическая экспедиция: измеряла со шлюпок прибрежные глубины, через 20 лет - геодезисты и топографы. В зимнее время по дельте проходит трасса на реку Омолой. И практически круглый год отсюда вывозят бревна жители поселка Найба, расположенного в 45 км к востоку.
Тогда, десять лет назад, мы осмотрели всю территорию, измерили глубины в протоках, но ответить на вопрос, где же стоял лагерь Лассиниуса, не смогли. Все три речки немноговодны, обрушения берегов незначительны. Теоретически можно допустить изменение уровня моря, но тогда получаемая картина местности не согласуется с найденными в архивах привязками.
На картах 1952 и 1969 годов присутствует знак «могила Лассиниуса». Правда, он удален от мыса Хара-Улах на 15 км и в разных редакциях карт его местоположение меняется, но оставлять данный факт без внимания не хотелось.
Исследования 2000 года были продолжены следующим летом. В 2001-м мы добиралась из Тикси до дельты Хара-Улаха на моторной лодке. Море сплошь было забито битым льдом, цели удалось достичь лишь на третий день.
У подножья невысокой сопки, где по карте 1969 года должен стоять крест, мы не нашли ничего, в том числе и следов каких-либо захоронений. На вершине той же сопки, в соответствии с картой 1952 года, действительно нашлась заваленная камнями могила, а рядом с ней упавший крест. Могила, очевидно, современная, XX века, так что мы только подняли и укрепили крест.
Получается, зимовочный комплекс Лассиниуса исчез бесследно? Его разобрали на дрова? Разобрать могли, но бесследно ничего не исчезает. Должны остаться подо мхом полусгнившие венцы деревянного фундамента, вмерзшие в мерзлоту камни от печей и камина, огромное количество щепы, какие-то металлические предметы.

Перед нынешней поездкой в Якутию мы обзавелись более совершенными металлодетекторами, которые позволяли зондировать грунт на значительную глубину, отличать черный и цветной металлы, фиксировать обожженные камни. Последнее особенно ценно, так как мы надеялись обнаружить остатки каменных печей. Самое удивительное новшество - георадары. Прибор посылает импульс в землю на несколько метров и фиксирует отражение. На экране монитора видны все неоднородности почвы: включения деревьев, камней, нарушение целостности залегания почвенных слоев.
Расписание жизни подчинено работе. Подъем в 8 утра. В 9 часов - завтрак. Еще через час все должны выйти к намеченным для исследования участкам. У каждого с собою термос и бутерброды. Возвращение в лагерь - в 20 часов. Общий ужин, обсуждение итогов дня, планирование следующего. Если утром дождливо и подъем сдвигается на 2 часа, то сдвигается и весь распорядок. Над тундрой царит полярный день, так что работать можно хоть круглосуточно.

- С чего начнем? - спрашивает Константин Смольников.

Он опытный поисковик и сейчас работает со своим оборудованием: георадаром и двумя металлоискателями. Еще два металлодетектора предоставило Русское географическое общество. Пятый детектор взял с собой прокурор-криминалист Владимир Соловьев. Технически наша группа обеспечена отлично, но реальный опыт работы с подобными приборами имеют только Смольников, Соловьев и старый полярный ас Анатолий Мельников - один из семерки Дмитрия Шпаро, покорившей в 1979 году Северный полюс.

- Начнем, естественно, с самого перспективного по описанию места.
Самое перспективное место находится в пяти километрах от лагеря. Добираемся на байдарках. Когда отчаливали, был штиль. Через четверть часа подул северный ветер и нагнал воды из океана. Во время прилива протоки разливаются до пятисот с лишним метров, поднимается волна, грести трудно.
Кстати, о ветре. Его поведение здесь довольно любопытно. Он может дуть день, а то и два в одном направлении, потом мгновенно стихнуть и через полчаса с удвоенной силой включиться с противоположной стороны. Южный ветер несет тепло и осадки, северный - прохладу и ясное небо.
Через час работы веслами высадились на берег. Разбились на две группы, начали изучать берег протоки в разных направлениях.

Уточняю задачу:
- Весь плавник, который мы видим, принесен с моря. Он не имеет отношения к стоянке Лассиниуса. Все внимание на землю. Там, где под грунтом щепа или остатки фундамента, характер растительности изменится. Мох будет другого цвета, появится стелящийся кустарник. Если подобная аномалия имеет прямоугольную форму и размеры 25 на 10 метров - это предмет тщательного осмотра. Также обращаем внимание на возвышения и бугры до 10 м диаметром. Возможно, тут была яма, где вываривали смолу.
- Как понять, что перед нами: результат мерзлотного вспучивания или «смоляной бугор»?
- Опять же по растительности. В первом случае, она не отличается от окружающей. Во втором - отличие будет, так как под верхним слоем находится значительный пласт углей. Мы допускаем, что там может быть и захоронение самого Лассиниуса.
Тундровые мхи очень разнообразны по своим оттенкам. К этому многоцветью надо привыкнуть. Первые шаги даются с трудом. Металлоискатели работают постоянно: вероятность найти исторический гвоздь небольшая, а скопление печных камней - очень даже возможно.
Вот «подозрительная» площадка. Начинаешь ее шаг за шагом тщательно прощупывать металлодетектором, и спустя 10 минут становится очевидным - ничего нет. Но участок необходимо отработать до точки. А хочется уже на другое место, которое совсем рядом и кажется куда более интересным и многообещающим.
Увлекшись, мы постепенно двигались от протоки на восток, в сторону мыса. В какой-то момент бывший оперативник МУРа Илья Баденков спросил:

- Так на каком удалении от мыса должен быть лагерь по документам?

- Восемь километров триста метров.

- А сейчас мы где стоим?

И правда, в погоне за «подозрительными» точками мы прошли значительно дальше расчетного места. Получилось как в анекдоте. Один что-то ищет на улице у фонаря. Прохожий спрашивает:

- Что ищешь?

- Ключи.

- Где потерял?

- Там, за углом.

- Почему здесь ищешь?

- Тут светлее.
Вернулись к лодкам и переправились на другой берег протоки. Он обрывистый, рядом хорошие глубины, значит, могло стоять судно. Еще раз попросил всех быть предельно внимательными:

- Этот берег по результатам архивных вычислений является наиболее вероятным местом.
Да, тут много интересных мест. Но к некоторым не подойти: придется форсировать небольшие озера и ручьи - шириной метра в два, глубиной до полутора, но их не переступишь и не перепрыгнешь.
К вечеру пришло разочарование. Самое ожидаемое место ощутимых результатов не дало. Ни на одной из нескольких подходящих по внешним признакам площадок не удалось обнаружить ни металла, ни камней. Заодно открылись два обстоятельства, осложнившие работу.
Во-первых, в почвах большое содержание железа (болотной руды), металлоискатели фонят, поэтому часть территории тщательно изучить не удалось. Во-вторых, мы проверили наше оборудование на найденном камне, который явно побывал в костре. Из пяти металлодетекторов среагировали только два.

На следующий день приступили к методическому осмотру всей дельты. Обнаружили еще два места, подходящие для стоянки судна и зимовки. Сутки потратили на их обследование. Разделились на две группы. Костяк одной составляли Константин Смольников, Сергей Бочкарев и Алексей Соколов, работавшие с металлоискателями. Им помогали Алексей Карпухин, Евгений Самарский и фотограф Олег Караджа. Во второй - главными прибористами стали Анатолий Мельников и Владимир Соловьев, а лопаты достались Борису Смолину, Илье Баденкову и автору этих заметок.
Особенностью арктических поисков является невозможность применения основного археологического метода - закладки разведочных шурфов. Выкопать в мерзлоте небольшую траншею (шурф) очень трудно и, главное, долго. Приходится полагаться только на приборы. А для правильного понимания их показаний в условиях мерзлоты нужен опыт, которого пока ни у кого нет. Получается замкнутый круг.
Большие надежды возлагались на георадар. Аппарат уникальный и в условиях мерзлого грунта работает надежно. Но что он видит под слоем почвы: камни или деревья, и какие деревья? Во время паводка Лена ежегодно выносит сотни тысяч стволов. Паводок существенно поднимает уровень воды, свежий плавник лежит повсюду, даже в пяти километрах от моря. Иногда стволы навалены так плотно друг к другу, что напоминают древнерусскую улицу. Постепенно древесина обрастает мхом, разлагается. Как отличить естественно лежащие бревна от фундаментов построек? Мы опять упираемся в необходимость закладки разведочных шурфов.
Дельта Хара-Улаха имеет четыре основные протоки, где глубины достаточны для прохода судна с осадкой 1,5 - 2 метра. Только одна из них попадает в указанные в архивных документах расстояния. На всякий случай мы проверили и другое русло, участок которого удален от мыса Хара-Улах на 7 км. Одно из мест привлекло наше внимание.
На площади 110 на 35 м у самой воды находятся порядка десяти бугров высотою от 1 до 2 метров. Они необычны по внешним признакам, других подобных мы не встречали. Место расположено к западу от мыса ровно в двух километрах от устья, и от него можно выйти в море. Берег обрывистый, вода подмывает грунт, и бугры постепенно обрушаются. Благодаря подмыву видны концы бревен, торчащие из земли. Но являются ли они частью фундамента или обычным плавником, замытым грунтом, - сказать невозможно. Нужны раскопки.
Наши мнения разделились.

- Думаю, все-таки мерзлотные вспучивания, - полагает Смольников.

- Непохоже на лагерь, - соглашается Соловьев.

- Как знать, возможно, и нет, - не разделяет их позицию Мельников.

Бугры сфотографировали, зарисовали, положили на план и прозвонили металлоискателями. Нашли один старый гвоздь. Смольников внимательно осмотрел его:

- Кованый, явно восемнадцатый век. Но одного гвоздя мало. В зимовочном лагере металла должно быть много.

Мне захотелось возразить:

- Но и другого места, подходящего для зимовки нет. Сейчас мы полностью осмотрели всю дельту.

- Значит, не всю... Или просмотрели. Но, согласен - несколько раскопов на этих буграх обязательно надо сделать.
Этот диалог состоялся в предпоследний день нашего пребывания в дельте реки Хара-Улах. Мы ждали вертолеты из Тикси, а оттуда бортом авиации ФСБ возвращались домой.
Неожиданно поиски получили новый толчок. В Москве нас ждали космические фотографии высокого разрешения, любезно предоставленные фирмой «СканЭкс». Заказаны они были давно, но месяц за месяцем высокая облачность мешала спутникам отснять район. Кропотливое изучение позволило по строению верхнего почвенного слоя выявить три новых интересных места. Два находятся на значительном удалении от моря, а одно... одно - прямо там, где мы работали в первый день, то есть в самом ожидаемом районе.
Когда нанесли на снимки маршруты своих передвижений, оказалось, что не раз мы были совсем рядом. Именно там, всего в полусотне метров, мы нашли камень из костра. И обидно, и радостно!
На одной из пресс-конференций, посвященных комплексной экспедиции «Арктика-2010», частью которой были и наши поиски, представители НПО «Простор» показали уникальное оборудование, позволяющее в полевых условиях долбить, резать и растапливать лед или вечную мерзлоту.

Возник вопрос:
- А будет все это работать в дельте реки Хара-Улах?
Василий Дворецкий, заместитель генерального директора, заверил, что будет. Выяснилось, что он мой однокашник - выпускник географического факультета МГУ, и он вызвался участвовать в продолжении поисков. Вместе со своими гидравлическими пилами, стамесками и прочими отбойными молотками.
Итак, экспедиция 2010 года еще не успела завершиться, как экспедиция 2011 года уже начала свою подготовку.
Экспедиция посвящалась 165-летию Русского географического общества, была осуществлена при поддержке Управления авиации ФСБ России.


«Московская правда» 4 окт. 2010 г.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Лассениус Питер (ок.1700–1735)

Сообщение fisch1 » 24 Апрель 2016 19:34

Епишкин С. Тайна Черной речки
Отряд Питера Лассиниуса
Хара-Улах – так называется небольшая река на севере Якутии, впадающая в море Лаптевых. В переводе с якутского – «Черная речка». Термин «черный», как правило, вызывает тягостные ассоциации. И данный случай – не исключение. Это единственная река на сотни километров вокруг, куда не заходит с моря рыба. И главное – тут часто случаются трагедии. Одна из крупнейших произошла в 1736 году, когда во время зимовки в устье реки от холода и болезней почти полностью погиб отряд Второй Камчатской экспедиции под командой лейтенанта Питера Лассиниуса. Прошло более двух с половиной веков, а многие обстоятельства тех печальных событий до сих пор не имеют объяснений.
Море Лаптевых от Камчатки отделяет не одна тысяча километров. Поэтому работа «камчатской» экспедиции в этих местах кажется на первый взгляд странной. И тем не менее нет ничего реальнее. Это «самая дальняя, и трудная, и никогда прежде небывалая» – так определяли Вторую Камчатскую экспедицию под командой Витуса Беринга в XVIII веке. Можно добавить – определение не изменилось до сего дня. Она так и остается самой крупной в истории научной экспедицией, предпринятой силами одного государства и по длительности, и по составу участников, и по результатам.
Экспедиция работала десять лет – с 1733-го по 1743 год. Ее главным достижением стала первая достоверная карта страны. Были описаны все северное и восточное побережье России от Северной Двины до Амура, огромные внутренние пространства Восточной Сибири, Курильские и Алеутские острова, разведаны пути в Японию и Америку. Собраны уникальные сведения о природе и истории Сибири и Дальнего Востока. И важнейший политический итог: владения Российской империи распространились на три части Света: Европу, Азию и Америку. Во время экспедиции российские корабли «Св. Петр» и «Св. Павел» под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова впервые в отечественной истории пересекли океан.
Исследовательские работы потребовали огромных материальных и людских ресурсов. Тринадцать кораблей, построенных в Архангельске, Тобольске, Якутске и Охотске, обслуживали шесть морских отрядов, которые в достаточной степени были обеспечены оборудованием и провиантом. Экипажи судов полностью укомплектованы. По особой программе работала группа профессоров и студентов Академии наук. Затраты составили астрономическую по тем временам сумму – почти 5% годового бюджета государства.
Число участников основных и вспомогательных отрядов составило порядка 5000 человек. Точную цифру назвать невозможно, так как к работе по перевозке грузов привлекалось местное население.
Работы велись в исключительно трудных условиях. В Сибири практически отсутствовало промышленное производство и зерновое хозяйство. Стало быть, требовалось везти с собою из европейской России за Урал абсолютно все: пушки, якоря, канаты, паруса, паклю, мачтовый лес, железо, порох, инструменты, бумагу, продовольствие (в основном муку). Где могли, использовали водный путь, а так – на лошадях, собаках, иногда сами впрягались вместо животных.
Мешали и административные препоны. Формально границы империи достигали Тихого океана. Реально – правительство оперативно контролировало ситуацию лишь до Западной Сибири. Тобольск был крайним городом, где заканчивался Сибирский тракт, обеспечивающий надежное сообщение со столицей. Здесь же были последние атрибуты центральной власти: таможня, почта, регулярные войска. Далее на восток страна жила по своим законам, завися больше от местных чиновников, чем от Петербурга. Охрану территории и сбор дани осуществляли казаки, письма и указы приходили с оказией. Произвол чиновников не имел границ, они не боялись никого и ничего, обворовывали и местное население, и казну. Экспедиция была им досадной помехой, поэтому, несмотря на сенатские указы, местные администрации часто вместо помощи создавали дополнительные проблемы.
Два года потребовалось, чтобы добраться до Якутска, заложить верфь и построить судно. Наблюдая современные «долгострои», можно только удивляться темпам ХVIII века. Но в Петербурге считали иначе: Беринга упрекали за медлительность и постоянно торопили.
Наконец в июле 1735-го бот «Иркутск» отправился в путь. На проводы пришли начальник экспедиции Витус Беринг и его помощник Алексей Чириков. Все было очень торжественно: палили пушки, кричали: «Ура!»
Экипажу «Иркутска» под командой лейтенанта Питера Лассиниуса надлежало за два года положить на карту пространство от устья Лены до Камчатки. Сегодня понятно, что это не реально, но тогда никто об этом не знал.
Питер Лассиниус родился в Западной Норвегии, на территории, входившей в XVIII веке в состав королевства Дании. Точная дата рождения неизвестна. В 1725 году принят на русскую службу. Исполнял должность штурмана, видимо, хорошо, так как в 1732 году его зачислили в экспедицию Беринга.

По рекомендации Сената командный состав Второй Камчатской экспедиции формировался из изъявивших желание россиян. Из-за недостатка добровольцев Беринг предложил допустить нескольких иностранных подданных, среди которых был и Лассиниус. Последнего пожаловали в чин «лейтенанта майорского ранга» и назначили начальником отряда. Это характеризует его как высокого профессионала, ибо отбор был весьма строг. Действительно, из выпускников Морской академии у Беринга оказались самые лучшие офицеры и штурманы.
Плавание по реке на парусном судне – непростая задача. В данном случае она усугублялась отсутствием карт и лоций. Конечно, на судах имелись лоцманы, но они не имели опыта проводок кораблей с осадкой два метра.
Бот «Иркутск» представлял собой одномачтовое судно длиной 18,3 метра, шириной 5,5 метра. На нем находились 52 человека, снаряжение и запас продовольствия на два года. Объем груза превышал возможности корабля. Поэтому часть припасов везли на малом боте (большая шлюпка) и дощаниках – плоскодонных речных судах. В устье дощаники пришлось отпустить.
Выход в море серьезно осложнил «жилищный вопрос». После перегрузки всех припасов на борт и заполнения бочек пресной водой теснота стала невероятной. Десять человек не помещалось ни в жилых помещениях, ни в трюме. Они ночевали на палубе. На широте 73 градуса в августе холодно даже днем, а ночью вполне реальны заморозки. Перегруженное судно плохо держалось на волне, в шторм вода захлестывала палубу. Часть экипажа – солдаты сибирских гарнизонов – не имела запасной одежды, люди мерзли.
Самым крупным препятствием на пути стали льды. Они встретили моряков сразу по выходе в море. День ото дня ледовая обстановка осложнялась. Стала очевидной необходимость выбора места зимовки. Никто не ожидал, что это случится всего в 100 километрах от дельты Лены.
Несколько дней ушло на поиск подходящего места. Идеального не нашлось, поэтому выбор пал на устье небольшой реки Хара-Улах.
Сегодня мы знаем, что место было выбрано неудачно – река безрыбна.
А чуть восточнее – устье реки Омолой, где с незапамятных времен вели лов казаки и промышленники.
Но лоцман Иван Кудрин заявил, что далее «годных для отстоя мест не имеется». Не верить ему оснований не было. О безрыбье никто не знал, а очевидные плюсы у речки Хара-Улах были. Во-первых, широкая дельта защищала от морских штормов, во-вторых, в ней не опасен весенний ледоход и, наконец, на берегу лежал выброшенный морем лес, плавник, что решало вопрос строительства жилья и дров на зиму.
В предпоследний день августа вошли в устье. На шлюпке завозили якоря, закрепляли их и подтягивали корабль, помогая веслами, по возможности, парусами. Окончательно остановились в двух километрах от моря, где лежал плавник, и имелась возможность надежно закрепить судно.

Позже, уже в XX веке, Лассиниусу поставили в вину ошибку при выборе места для строительства казармы. Будто бы это был низкий затопляемый участок дельты. Но это мнение не подтверждается документами.
В рапорте указано наличие большого числа нор леммингов, значит, казарма строилась не на болоте.
Подготовка к зимовке началась с первого дня. Таскали бревна, пилили доски. Всего было заготовлено порядка пятисот бревен. Из них сделали казарму размером 25 на 9 метров, разделенную перегородками на 4 части: для лейтенанта, священника, унтер-офицеров, нижних чинов. К ней примыкали кухня, нужник и сени. В казарме сложили 3 печи и для священника камин. Печи топились из одного помещения. Срубили баню, где могли мыться одновременно десять человек.
Сразу стали подготавливать к зимовке судно. Сняли такелаж, мачту, укрепили руль, готовили лес для выварки смолы, для чего пытались выкопать яму. Копать в мерзлоте трудно, осенью почти невозможно, поэтому ложе для выварки решили не выкапывать, а выложить дерном наподобие кратера вулкана.
Казалось, все складывается благополучно. Лассиниус написал Берингу бодрый рапорт и отправил его в Якутск с нарочным и лоцманом Кудриным, присутствие которого далее считал бессмысленным.
Лассиниус уже думал над планами следующего года. Но судьба распорядилась по-своему.
Экипаж бота был по своей структуре неоднороден: здесь и добровольцы из Петербурга, и сибирские солдаты, и ссыльные. Начали возникать конфликты.
Историк Дориан Романов утверждал, что во время попытки выдолбить в мерзлоте яму нижние чины воспротивились непосильному труду. Унтер-офицер Борис Рассилиус проявил настойчивость и наткнулся на неповиновение. Позже матросы уличили его в воровстве рыбы, и противостояние приняло открытый характер. Лассиниусу пришлось отправить унтер-офицера под арестом в Якутск.
Удивительно, но практически ничего из вышеизложенного не соответствует реальности. Рыбу действительно воровали, воров трижды ловили и били плетью. Рассилиус к этому никакого отношения не имел. Но он имел отношения к другому событию, гораздо более серьезному. Неожиданно, без видимых причин, геодезист Дмитрий Баскаков, подлекарь Симон Гренер, иеромонах Феофил и упомянутый Борис Рассилиус заявили на лейтенанта «слово и дело». Это страшное обвинение в государственной измене. По закону следующий старший по чину, подштурман Василий Ртищев, должен был отстранить командира от исполнения обязанностей и всех отправить под арестом в Якутск для дознания. Однако этого не произошло. Судя по журналу, Лассиниус продолжал командовать отрядом, а в Якутск под арестом отправили одного Рассилиуса.
Факт необъяснимый. Возможно, это было связано с началом повальной цинги. Лассиниус был к этому времени уже серьезно болен. Он все время мерз и никак не мог согреться. Рядом с ним постоянно стоял котел с углями, но ничего не помогало.

Романов считает, что тяжелая форма цинги стала результатом уменьшения рациона питания. Но и это не так. Из рапорта мы знаем, что рацион не уменьшался, более того, из-за отсутствия свежей рыбы матросам дополнительно выдавался рыбий жир.
Причина болезни могла быть в другом. Несмотря на обилие печей, большая казарма прогревалась плохо. Пол был постоянно влажный, на стенах – иней. Мерзли все. Наступившая полярная ночь, холод, пурги и конфликты действовали на людей угнетающе. Сегодня известно, что при стрессовых ситуациях организм человека не усваивает витамин С, что может вызвать цингу, причем в самой опасной ее форме.
Без сомнения, командир сильнее других переживал напряженность в отношениях участников отряда, а подчас и открытую враждебность.
И вполне могло быть, что именно в его организме болезнь протекала быстрее и интенсивнее. Судовой врач Симон Гренер оставил ее описание: «…поначалу были боли в разных местах, не хватало воздуха, на теле появлялись синие пятна, слабость, дрожание в ногах. Больные сильно чихали, и при чихании у них были острые колющие боли в крестце. Зубы шатались, рты источали плохой запах».
Командир Питер Лассиниус умер первым. Это случилось 30 декабря 1735 года. Ему единственному сделали вскрытие, подробное описание которого сохранилось до наших дней. Именно на этой основе судмедэксперт профессор В.Н. Звягин пришел к выводу, что причиной смерти Лассиниуса стала уремия, то есть самоотравление организма ядовитыми продуктами обмена веществ. Это часто случается при остром нефрите. Нефрит – болезнь почек, которая обычно возникает при переохлаждении. Тяжелая форма цинги усугубляла положение.
После лейтенанта люди умирали один за другим. За судном уже давно перестали присматривать. Морозы стояли лютые, ветры валили с ног. Порою больные не могли вынести на улицу тела умерших, и их трупы по несколько дней лежали в казарме.
Такую жуткую картину застал прибывший от Беринга курьер. Он немедленно отправился за 500 километров на реку Оленек за помощью в другой отряд экспедиции Беринга. Вскоре пришла подмога, смерть отступила. Но 40 человек не пережили зиму.
В живых осталось только 8. Беринг собрал новый состав, который под командой лейтенанта Дмитрия Лаптева и подштурмана Михаила Щербинина приняли «Иркутск» и продолжили плавание.
А в деле Лассиниуса осталось очень много неясного. Удивляет сохранившаяся копия судового журнала, лично заверенная подштурманом Василием Ртищевым. Она кончается записью о передачи командования прибывшему Щербинину. Но нигде нет записи о принятии командования самим Ртищевым. В журнале отмечена гибель 38 человек, хотя теперь точно известно – умерли 40. Это важный момент, так как касался выплаты жалования. Наконец, что же за конфликт возник между Лассиниусом и его ближайшими помощниками? И какую позицию в этом вопросе занял сам Ртищев?
Часто многие ответы удается получить, исследуя само место прошедших событий. Но возможно ли разыскать последнюю стоянку отряда Лассиниуса? Ответить на данный вопрос решили в Клубе «Приключение», возглавляемым известным полярным путешественником Дмитрием Шпаро.

Отряд Клуба «Приключение»
Поиск начался с изучения всех доступных документов. Важное замечание: надо работать только с оригинальными текстами, так как в пересказах третьих лиц может меняться смысл или не упоминаться детали, имеющие для нас важное значение.
В течение года подробно исследовались фонды Российского государственного архива Военно-Морского Флота и Библиотеки Академии наук. В судовом журнале и рапортах Лассиниуса от 14 октября 1735 оказались довольно подробные описания положения стояночного лагеря. Интересные подробности зимовки изложены в воспоминаниях участников экспедиции Беринга профессоров И. Гмелина («Reise durch Sibirien. Zweiter Teil», Gottingen, 1752) и Г. Миллера («Описаниях морских путешествий по Ледовитому и по Восточному морю с Российской стороны учиненных», СПб., 1758). Описание печального положения команды и болезни сделано на основе этих работ.
Для определения места зимовки наиболее информативным оказался журнал бота «Иркутск»:
«Вторник, 19 августа (все даты в цитируемых документах приводятся по старому стилю). 2 часа по полудни…Скорость 2 узла… В начале часа вошли в устье Караулахи… В исходе сего часа вышли в речку Караулах для зимовья и закрепили бот с носу и кормы к берегу…
Четверг, 28 августа. Пришла шлюпка, ответствовали… от 3 сажен воды новопостроенная казарма на ZtW1/2W разстоянием 3/4 мили галанских, на высоком камне маяк на ZO1/2O разстоянием 11/4 мили галанских, от казармы маяк на OtZ1/2O разстоянием 11/8 мили галанских, а маяк состроен высотою со флаштоком 28 фут».
Такие же данные приводятся самим Лассиниусом в рапорте Берингу от 14 октября 1735 года. Можно добавить, что в XVIII веке голландская миля составляла 7403 метра.
По указанным пеленгам (погрешность определения 1/4 румба) и расстояниям можно построить треугольник, восточная вершина которого – маяк на «высоком камне», северная – изобата 6 метров, юго-западная – казарма. Для привязки данного геометрического построения к карте мы интерпретировали «высокий камень» как обрывистый мыс Хара-Улах на правом берегу одноименной реки. Из-за изменения величины магнитного склонения положение других вершин указать однозначно нельзя, но казарма находилась недалеко от моря, Миллер и Гмелин говорят о расстоянии в две версты. Это соответствует записям журнала, откуда следует, что в течение одного часа бот прошел от устья до стоянки со скоростью 2 узла (2 морские мили в час). Следовательно, район поисков должен находиться на расстоянии 8,3 километра к западу от мыса на удалении 2 километров от моря. Так как зимовка проходила в незаселенных местах, что-то должно сохраниться и сегодня. Развалины казармы видели через 90 лет участники Усть-Янской экспедиции лейтенант П. Анжу и штурман П. Ильин. В самом деле, куда могут деться такие крупные постройки в безлюдной тундре? Остается только поехать и найти их.
В 2000 году экспедиция Клуба «Приключение» отправилась на поиски. Устье реки Хара-Улах – необычное. Здесь сразу три речки впадают в море, образуя обширную треугольную дельту, длиной вдоль побережья 13 километров и вглубь материка 7 километров. На огромном пространстве видны многочисленные протоки и озерца – в первый момент можно растеряться и потерять ориентирование.

За три недели обследовали всю дельту. Никаких старых развалин не обнаружили. К тому же места оказались хоть и безлюдные, но активно посещаемые. В конце 40-х годов прошлого века здесь работала гидрографическая экспедиция: измеряла со шлюпок прибрежные глубины, через 20 лет – геодезисты и топографы. В зимнее время по дельте проходит трасса на реку Омолой. И практически круглый год отсюда вывозят бревна жители поселка Найба, расположенного в 45 километрах к востоку.
Тогда, десять лет назад, мы осмотрели всю территорию, измерили глубины в протоках, но ответить на вопрос: где же лагерь – не смогли. Все три речки немноговодны, обрушения берегов незначительны. Теоретически можно допустить изменение уровня моря, но получаемая при таком допущении гипотетическая картина местности не согласуется с найденными в архивах привязками.
На картах 1952-го и 1969 годов присутствует знак «Могила Лассиниуса». Правда, он удален от мыса Хара-Улах на 15 километров и в разных редакциях карт его положение меняется, но оставлять данный факт без внимания не хотелось.
У подножия невысокой сопки, где по карте 1969 года должен стоять крест, не нашли ничего, в том числе и следов каких-либо захоронений. На вершине той же сопки, в соответствии с картой 1952 года действительно была заваленная камнями могила, а рядом с ней упавший крест. Могила, очевидно, XX века, так что мы только подняли и укрепили крест. Таким образом, топографические знаки никакого отношения к Лассиниусу не имеют, они лишь свидетельствуют об уважении людей к имени.
Получается, зимовочный комплекс исчез бесследно? Его разобрали на дрова? Разобрать могли, но бесследно ничего не исчезает. Должны остаться подо мхом полусгнившие венцы деревянного фундамента, вмерзшие в мерзлоту камни от печей и камина, огромное количество щепы, какие-то металлические предметы. Найти все это в земле без специального снаряжения невозможно.
За прошедшие годы арсенал поисковиков существенно изменился. Более совершенные металлодетекторы позволяют на значительную глубину зондировать грунт, отличают черный и цветной металлы, фиксируют обожженные камни. Последнее особенно отрадно, так как мы ищем остатки каменных печей.
Самое удивительное новшество – георадары. Прибор посылает импульс в землю на несколько метров и фиксирует отражение. На экране монитора видны все неоднородности: включения деревьев, камней, нарушение целостности залегания почвенных слоев. Вот эти новые технические средства мы и решили использовать в 2010 году.
Снова, как и 10 лет назад, экспедиция Клуба «Приключение» высадилась в дельте Хара-Улаха. Снова квадрат за квадратом обследовали всю центральную часть. И опять – неудача. Ничего серьезного, что однозначно определило бы положение казармы, обнаружить не удалось. Не помогли и замечательные приборы.
В почве дельты Хара-Улах много железа (болотная руда), поэтому металлоискатели часто «фонили», не давая возможности обследовать тот или иной участок местности. Большие надежды возлагались на георадар. Аппарат уникальный и в условиях мерзлого грунта работает надежно. Но что он отражает: камни или деревья, и какие деревья? Река Лена ежегодно во время паводка выносит сотни тысяч стволов. Паводок существенно поднимает уровень воды, свежий плавник лежит повсюду, даже в пяти километрах от моря. Иногда стволы уложены так плотно друг к другу, что напоминают древнерусскую улицу. Постепенно древесина обрастает мхом, разлагается. Как отличить естественно лежащие бревна от фундаментов построек?
И еще одна сложность. При арктическом поиске невозможно применить основной археологический метод – закладку разведочных шурфов. Заложить шурф (то есть выкопать небольшую траншею) в вечной мерзлоте очень трудно. Приходится полагаться только на приборы. А для правильного понимания показаний приборов в условиях мерзлоты нужен опыт, который нельзя получить без раскопок. Получается замкнутый круг.
Так можно ли найти стоянку бота «Иркутск»? Крест на поисковых работах ставить рано. Грунт, где велось строительство, по обилию дерева и щепы должен отличаться от окружающего. Стало быть, он имеет другую плотность, влажность и, как следствие, растительность. Хорошо бы осмотреть дельту с высоты птичьего полета.
Оказывается, такая возможность существует. Инженерно-технологический центр «СканЭкс» любезно предоставил космические снимки высокого разрешения на всю интересуемую часть дельты. Сейчас они в обработке, но первые обнадеживающие результаты уже есть. В одном месте хорошо прослеживается контур, похожий на фундамент здания нужного размера. Как оказалось, в этом году мы начали поиски именно с этого района, и прошли от данного места всего в полусотне метров.
Если найдутся следы казармы, можно будет ответить еще на один вопрос: где похоронены погибшие? Архивные документы не дают ответа. Предположительно, хоронили погибших тогда, когда приходила помощь из отряда Прончищева (квартирмейстер Тол-мачев и 10 якутов) в период с 11 по 26 мая 1736 года. Раньше это просто некому было делать. Пришедшие временем особенно не располагали. Поэтому следует ожидать, что погибших похоронили рядом с казармой. Однако вечная мерзлота не позволяет в холодное время закапывать тела в землю. Нами принята рабочая гипотеза: для захоронения использовалась «яма» для выварки смолы. В нее, возможно, и были положены тела. Во всяком случае, первое – тело Лассиниуса. Подразумевается, что захоронение должно представлять собой незначительное возвышение до 4 метров в диаметре. Сведений о перезахоронении погибших после прихода нового командира Дмитрия Лаптева – нет.
А недобрая слава реки Хара-Улах продолжает оправдывать себя.
В 1939 году у мыса высадили группу репрессированных финнов, около 40 человек. Они все погибли к 1942 году. Их могилы тоже отсутствуют. Поражает и обилие современных захоронений. Одинокие холмики с крестами и звездами окружают всю дельту и сопки вокруг нее. Впечатление такое, что тут не безлюдная тундра, а поселковое кладбище.
Но, может быть, если хоть одна загадка будет решена, то и пелена мистического мрака развеется. Ведь история этих мест – не только страдания и смерть, но и героическая борьба за жизнь, борьба, где сильнейшие, несмотря ни на что, победили обстоятельства и выжили.


ЗС 09/2011

Тайна Черной речки.pdf [495.85 КБ Скачиваний: 321]
Вложения
 r52-09_10 М 1 200 000 мог.Лосиниуса.gif
 r52-1_2 М 1 500 000 мог.Лосиниуса.gif
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Лассениус Питер (ок.1700–1735)

Сообщение fisch1 » 08 Август 2016 14:51

Поисковая экспедиция. Георадиолокация в Заполярье.



Лаборатория неразрушающего контроля NDT Laboratory стала участницей экспедиции в заполярье. Целю иследователей был поиск следов "2-ой Камчатской экспедиции Лассиниуса"
Фильм Сергея Епишкина.
Море Лаптвых, дельта реки Хара-Улах, июль 2010г.
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Лассениус Питер (ок.1700–1735)

Сообщение fisch1 » 08 Август 2016 15:04

Лагерь отряда Лассиниуса
 Хара-Улах.jpg
10.07.2011 – 02.08.2011 г.,
Республика Саха (Якутия), Булунский улус, устье Хара-Улаха.

Задачи отряда – продолжение поисков следов отряда Питера Лассиниуса из состава Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга; в случае успеха – идентификация останков начальника отряда и проведение подготовительных работ для восстановления прижизненного облика лейтенанта Лассиниуса методом пластической реконструкции (по черепу).

Продолжение исследований в устье Хара-Улаха, проведенных в августе 2010 года. Прежде всего, группа исследует "бугры", обнаруженные на одном из участков дельты реки. Будет заложено два раскопа до 5 м длиной. Цель – определить характер находящихся под грунтом бревен: хаотический (случайный) или упорядоченный (остатки постройки).

Кроме того, георадаром и металлоискателями будет проверен новый перспективный участок, выделенный с помощью спутниковых фотограий в инфракрасном диапазоне, предоставленном компанией "СканЭкс". После составления подробного плана местности с указанием инородных включений, находящихся в грунте, на участке заложат четыре разведочных шурфа. Это позволит проверить гипотезу о нахождении в данном месте казармы, в которой зимовал отряд Лассиниуса.

Экспедиция не ставит перед собой задачу начала полномасштабных раскопок. Важно установить местоположение казармы. Есть основания думать, что захоронение погибших участников отряда Лассиниуса производилось в непосредственной близости от казармы.

Обнаружить данное захоронение – главная цель экспедиции. Существуют признаки, по которым можно персонально идентифицировать останки Питера Лассиниуса, поэтому, в случае успеха, станет возможным проведение реконструкции его прижизненного облика. Таким образом, современники увидят лицо еще одного участника экспедиции Витуса Беринга.

Из 5 тысяч человек, работавших во Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции 1733-1743 годов, в настоящий момент имеются изображения лишь нескольких человек: исторические портреты Степана Крашенинникова, Иогана Гмелина, Людовика Делиль де ла Кройера и Герарда Миллера. В результате исследований Клуба "Приключение" в 1991-2000 годах методом пластической реконструкции по черепу были созданы портреты Витуса Беринга и супругов Василия и Татьяны Прончищевых.

Поисковая группа оснащена техническими средствами для поиска следов разрушенных объектов в грунте (георадар и новейшие металлоискатели), а также оборудованием для производства раскопок в условиях вечной мерзлоты (предоставлено НПО "Простор").

http://www.shparo.ru
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Лассениус Питер (ок.1700–1735)

Сообщение fisch1 » 08 Август 2016 20:07

"Экспедиция Арктика 2011 (Хара-Улах), по поиску погибшего отряда Лассиниуса "

Экспедицию Арктика 2011 (ХараУлах), по поиску погибшего отряда Лассиниуса организовал клуб Д.Шпаро <Приключение> http://www.shparo.ru/ , совместно с РосРезервом, ФСБ и НПО <ПРОСТОР> http://www.npo-prostor.ru/ которое поставило спецоборудование.

Состав экседиции:
Епишкин С.
Соколов А.
Смольников К.
И. Клюева
А.Карпухин
Д. Смирнов
Шкрябач С. (из прокуратуры)
Петриков С. (из фирмы, которая делает гидроинструмент)
Мельников С. (НПО «ПРОСТОР»)

В 1735 году в районе устья реки Хара-Улах, север Якутии, остановился на зимовку один из отрядов Великой Северной экспедиции под руководством лейтенанта Питера Лассиниуса. Задача отряда состояла в том, чтобы нанести на карту побережье России от реки Лена до пролива, разделяющего Азию и Америку. По исторической версии все члены отряда болели цингой. Из 45 человек умерло 36. Их могила утеряна.



 1.jpg
Красный крест есть предполагаемое место гибели экспедиции.
 1 Мыс Хара-Улах.jpg
Мыс Хара-Улах.
На мысе стоит памятник экспедиции Лассиниуса .
 2 Памятник экспедиции Лассиниуса.jpg
 3 Памятник экспедиции Лассиниуса на мысе Хара-Улах.jpg

 4 Памятник экспедиции Лассиниуса на м. Хара-Улах.jpg
 5 Памятник эксп. Лассиниуса.jpg


Фото Serjant http://forum.guns.ru/forum_light_messag ... 52205.html
Вложения
 0 Хара-Улах.Карта работ 2011.jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 32

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения