Илаев Хаджи-Умар Ахмедович (1908–01.10.1947)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Илаев Хаджи-Умар Ахмедович (1908–01.10.1947)

Сообщение fisch1 » 24 Ноябрь 2015 17:31

Илаев Хаджи-Умар Ахмедович (1908–01.10.1947)

 Илаев Хаджи.jpg
 Илаев Хаджи..jpg
 Илаев Хаджи1.jpg
Советский гидрограф, почетный полярник.
Родился в селе Ардон Ардонского района Северо-Осетинской АССР. С 1920 года работал в родном селе, в 1925 году переехал в Алаир, где был сельскохозяйственным рабочим.
В конце 1928 года Илаев по комсомольской путевке с группой товарищей уехал в Ленинград и поступил на учебу в Горный рабфак при ЛГУ. Отучившись один год в университете, он перешел в Гидрографический институт, который окончил в 1939 году. В том же году началась его работа в ГУ ГУСМП инженером-гидрографом на г/c «Зюйд», а с 1940 года начальником зимовочного гидроотряда на мысе Шелагский в Восточно-Сибирском море.
В годы войны Илаев трудился в Провиденческой гидробазе, в 1946 году был старшим гидрографом зимовочной экспедиции на о. Новая Сибирь.
В январе 1947 года Илаев возглавил промерную партию Алазейско-Индигирской экспедиции, а с 10 апреля – промерную партию Учебно-производственной экспедиции на Новой Земле. Именно здесь и произошла трагедия. 1 октября Илаев после строительства навигационного знака на мысе Воронина восточного побережья северного острова вывозил на гребной шлюпке людей на г/с «Моздок». В наступивших сумерках со снежными зарядами неожиданно сорвавшимся с гор ветром перегруженную шлюпку снесло на рифы и мощной волной перевернуло. Из девяти человек спаслись лишь трое, причем тела Илаева и еще двух человек не нашли. Остальных похоронили у становища Лагерное на северо-западном берегу прол. Маточкин Шар.

Бухта на о. Земля Александры арх. ЗФИ.Название утверждено Архангельским облисполкомом в 1963 году (Решение №651).

http://www.gpavet.narod.ru/Names1/ilaev.htm
......................................................................................................................




Фото с http://www.rvad.ru/011047.aspx
fisch1
 
Сообщения: 2995
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Илаев Хаджи-Умар Ахмедович (1908–01.10.1947)

Сообщение fisch1 » 24 Ноябрь 2015 17:36

"30 сентября 1947 г. ЧП произошло на восточном побережье Новой Земли. Начальник партии X. А. Илаев вывозил на гребной шлюпке после строительства навигационного знака на мысе Воронина людей на гидрографическое судно «Моздок». Берег в этом месте, как выражаются поморы, костистый — много рифов, подводных камней. На Новой Земле часто бывает, что ветер срывается с гор совершенно неожиданно. Так случилось и в тот раз. В наступивших сумерках и снежных зарядах не заметили, как шлюпку снесло на буруны, а так как она была перегружена, один из валов перевернул ее. Люди оказались в воде. Часть спасательных нагрудников смыло волной. Живыми до берега добрались лишь курсант ВАМУ Костюков, рабочие Фетисов и Борисов. Погибли шесть человек. Тела начальника партии Хаджи Ахмедовича Илаева , маячного мастера Вениамина Игнатьевича Долгобородова и матроса Валентина Петровича Проплетина так и не нашли. Исполнявших в экспедиции обязанности техников-гидрографов курсантов ВАМУ Якова Сергеевича Трескунова, Сергея Петровича Щербакова и матроса Якова Антиповича Бугаева похоронили у становища Лагерное, расположенного на северо-западном берегу Маточкина Шара.
Опять вроде бы стихия, ничего не поделаешь. Но дело не только в стихии. Остался в живых, кроме названных товарищей, еще и курсант Н. М. Алеев, отказавшийся сесть в перегруженную шлюпку. Человек он не робкого десятка — доказал это и в боях во время войны, и в многочисленных переделках в Арктике в последующем. Но сколько мужества, благоразумия, самостоятельности потребовало от него это решение: ведь экстремизм молодости беспощаден — легко прослыть в курсантской среде перестраховщиком. Конечно, удержать товарищей от рискованного шага он не мог в силу отсутствия у него на то полномочий. Но сколько раз в будущем, став руководителем, этот человек пресекал ненужную браваду и предотвращал беду! Убежден, что это ценное качество благоразумной смелости воспитала в нем война…"

Попов С. А. Автографы на картах. Северо-Западное книжное издательство .1990

http://www.polarpost.ru/Library/Popov-a ... karte.html
fisch1
 
Сообщения: 2995
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Илаев Хаджи-Умар Ахмедович (1908–01.10.1947)

Сообщение fisch1 » 24 Ноябрь 2015 17:41

Из воспоминаний Дремлюги В. В.

«Но вернемся к нашему плаванию на гидрографическом судне «Моряна» в 1957 году. После посещения губы Черной выходим мы из Карских Ворот и идем на север к проливу Маточкин Шар. Немного волнуюсь, скоро будем в районе полуострова Гусиная Земля. Именно здесь, 13 июля 1942 года, довелось мне увидеть последствия немецкого морского разбоя. Об этом речь была, когда я рассказывал о плавании на гидрографическом судне «Мурманец» в 1942 году.
Продолжается наше плавание на «Моряне» которая следует в Маточкин Шар. Трудно представить себе, более чудесное место, чем Матшар. На фоне голубого неба сверкают окрашенные снегом вершины, черными пятнами выделяются крутые откосы скал. Вода в проливе зеленовато-голубая, и в ней, как в зеркале, отражаются горы. Непрерывные повороты создают впечатление, что судно идет прямо на скалистый берег. Но вот неожиданный поворот, и снова мы видим кусочек пролива. Подходим к поселку Лагерный. Здесь нам предстоит посетить могилы двенадцати погибших в 1947 году курсантов Высшего арктического морского училища и их руководителя практики X. Илаева. А история эта весьма поучительна.
На рейде около поселка Лагерное стояло одно из гидрографических судов. Погода была штормовая. Не знаю уж зачем, но вдруг решили на судовой шлюпке высадиться на берег, хотя капитан предупреждал, что у берега значительный прибой, шлюпку может развернуть и выкинуть на берег. Но достаточно опытный полярный гидрограф Илаев сказал, что он сам пойдет с курсантами, и всё будет благополучно. Все внимательно наблюдали с судна за их продвижением к берегу, и, когда остались буквально считанные метры, подошла большая прибойная волна. Шлюпку развернуло, а затем опрокинуло, и все, кто находился в шлюпке, оказались в ледяной воде. Все, оказавшиеся в воде, пытались плыть к берегу, но, увы, до берега добрался только курсант Костюков. Здоровый парень и опытный пловец, он оказался на берегу единственным, а все его остальные товарищи погибли. Потом были спасательные работы по поиску.
И вот у поселка Лагерное огражденная цепями и якорями с четырех сторон покоится могила 12 наших товарищей."


Дремлюг В. В. Морские дороги. От Чукотки до Канарских островов. - СПб.: Издательство «ГеоГраф», 2006. - 328 c., 24 с. ил.
fisch1
 
Сообщения: 2995
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 11

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения