Радоминов Евгений Гаврилович (1912 - 2004)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Радоминов Евгений Гаврилович (1912 - 2004)

Сообщение Александр Кот » 04 Ноябрь 2015 15:34

radominov.jpg

Радоминов Евгений Гаврилович (15.05.1912 - 15.12.2004)


Евгений Гаврилович Радоминов родился 15 мая 1912 года в Санкт-Петербурге, в семье служащего. В 1935 году окончил Инженерно-техническую академию связи в Москве, получил специальность авиационного радиоинженера и был направлен в Научно-исследовательский институт связи РККА. Вскоре был назначен ответственным за модернизацию штатного радиооборудования трех самолетов ТБ-3, предназначенных для знаменитой папанинской экспедиции «Северный полюс-1».
По возвращении из экспедиции в июне 1937 года был награжден орденом Трудового Красного Знамени и денежной премией. Находился среди героев экспедиции во главе с О.Ю. Шмидтом, которых на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе встречали лично И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов и другие руководители страны.
В начале Великой Отечественной войны служил в управлении заказов ВВС Красной Армии. В 1942 году был назначен в группу специалистов по приемке американских самолетов на созданной для этой цели советской авиабазе в Ираке. В сентябре того же года был откомандирован для этой же цели на Аляску. В качестве специалиста по приемке радиооборудования на поставляемой из США авиатехнике провел проверку около 1000 самолетов.
С 1944 года - начальник 169-й авиабазы особого назначения под Полтавой, на которой дислоцировались бомбардировщики и истребители союзников, осуществлявшие сквозные полеты из Англии и Италии в СССР с попутными бомбардировками объектов противника.
В послевоенное время продолжил работу в управлении заказов ВВС. В марте 1950 года был направлен помощником военно-воздушного атташе при Посольстве СССР в Канаде. По возвращении на Родину в марте 1953 года продолжил службу в научно-техническом комитете ВВС. В 1970 году вышел в отставку.
Награжден орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почета», многими медалями.
Умер 15 декабря 2004 года в Москве.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 597
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Радоминов Евгений Гаврилович (1912 - 2004)

Сообщение Александр Кот » 04 Ноябрь 2015 15:39

Е.Г. Радоминов.jpg

На снимке: ст. помощник военно-воздушного атташе в Канаде полковник Е. РАДОМИНОВ (справа) и военный атташе полковник ГОЛОВЕШКИН. Оттава, 1951 г.

Газета «Красная звезда», 2 июня 2001 года
Андрей ПОЧТАРЕВ

«Нас встречало все Политбюро и лично Сталин...»

Когда этот почтенного вида пожилой мужчина вошел в редакционный кабинет в сопровождении ветерана АЛСИБа (трассы Аляска - Сибирь) Николая Яковлевича Почтаря и после короткого знакомства протянул мне почти истлевшую газету "Известия" за 28 июня 1937 года, я не сразу поверил своим глазам - с пожелтевшей фотографии на меня смотрело в числе прославленных полярников во главе с Героями Советского Союза Отто Шмидтом и Иваном Папаниным то же самое лицо, но только моложе. А внизу подпись: военный инженер 3 ранга Радоминов Евгений Гаврилович. Еще ниже - строки из постановления ЦИК СССР: "За образцовое выполнение задания Правительства и героизм наградить участников Северной экспедиции, достигшей Северного полюса и основавшей полярную станцию на дрейфующем льду у полюса: Орденом Трудового Красного Знамени: ...4. Радоминова Е.Г. - военинженера 3 ранга. Выдать денежную премию в размере 5.000 рублей..." Оказалось, что для того, чтобы описать жизненный и боевой путь полковника в отставке Е. Радоминова, не хватит и целого номера нашей газеты. Ведь в будущем году ему исполнится 90 лет, из них 38 он отдал Вооруженным Силам. А география мест службы еще более впечатляет: Ирак, Иран, США, Румыния, Канада...

- В экспедицию на Северный полюс, - вспоминает прославленный ветеран, - я попал радиоинженером после окончания Военной инженерно-технической академии связи им. Подбельского из Научно-исследовательского института связи РККА, где служил в авиационном отделе. Готовились к ней с лета 1936 года. На следующий год, 22 марта, на четырех ТБ-3 с Центрального аэродрома им. Фрунзе мы во главе с академиком Отто Юльевичем Шмидтом стартовали через Архангельск - Нарьян-Мар - Маточкин Шар к острову Рудольфа. 21 мая флагманский корабль, пилотируемый Героем Советского Союза М. Водопьяновым, с этого острова достиг Северного полюса. Через несколько дней туда перелетели еще три самолета: Героя Советского Союза В. Молокова, А. Алексеева и И. Мазурука. По заданию М. Шевелева - заместителя начальника экспедиции по летной части - я обеспечивал ее на о. Рудольфа, что на Земле Франца-Иосифа. 25 июня, оставив одну машину Мазурука для подстраховки станции Папанина, мы возвратились в Москву. Нас встречало все Политбюро, и лично Сталин, Ворошилов всех целовали.

Это было одновременно и романтическое, если не помнить репрессии 1937-го, и трагическое время. Советские люди впервые в мире высадились на полюсе, экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова на знаменитом АНТ-25 пролетает над ним и покоряет Америку. Газеты пестрят заголовками: "Героизм и отвага советских летчиков вызывают восхищение во всем мире", "Смелые завоеватели Северного полюса", "Большевистский привет носителям славы сталинской эпохи!", "В семью славнейших сынов нашей Отчизны вошли новые Герои Советского Союза - участники Северной экспедиции"... А вот что писала в те дни "Красная звезда": "Вчера (25 июня. - Авт.) Москва торжественно встречала славных сыновей Родины, завоевателей Северного полюса. На Центральном аэродроме на встрече отважных присутствовали великий вождь народов товарищ Сталин, руководители партии и правительства...

От Центрального аэродрома до Кремля - по Ленинградскому шоссе, по улице Горького проложена триумфальная трасса. Портреты героев, флаги, гирлянды. С окон сыплется снег приветственных листовок. На тротуарах тысячи празднично одетых москвичей. Гремят оркестры. Льются песни..." Читатели старшего поколения могут помнить эти картинки по сохранившимся кадрам документальной кинохроники. А Евгений Гаврилович - живой свидетель тех памятных для него и страны дней.

Великую Отечественную войну военинженер Е. Радоминов встретил в должности начальника радиоотдела Службы заказов и вооружения ВВС Красной Армии. Уже в марте 1942 года он с готовностью принимает ответственное предложение кадровых органов и убывает в правительственную командировку в Ирак - Иран. В иракском порту Басра был создан союзнический авиазавод по сборке и приемке ленд-лизовских истребителей и бомбардировщиков. Самолеты доставлялись в порт морскими транспортами в разобранном виде, после чего американцы и англичане их собирали и передавали русским авиаспециалистам. В задачу Евгения Гавриловича входило принять от союзников бортовую связную технику, проверить ее работу в воздухе и дать "добро" на дальнейшую эксплуатацию. Только после окончательной приемки американские "Бостоны", "Митчеллы", "Аэрокобры" и "Дугласы" формировались в отдельные авиаотряды, которые поэтапно перегонялись советскими летчиками специального авиаполка в Кировабад, а затем их путь лежал на действующий фронт.

- Условия для работы, - рассказывает Евгений Гаврилович, - были адскими. Чужая, полуфеодальная страна, невыносимый для нас климат и жесткий график приемки - фронту позарез нужны были боевые самолеты. Жили в палатках. Из-за жары трудились только с 4 до 8 утра. Соответственно взлет наши ребята могли производить только с 7 до 8 часов. Позже уже все живое и неживое на солнце просто плавилось. И хотя темнело около 16 часов, вылетать днем было нельзя еще и потому, что вплоть до границ Советского Союза под крылом лежали сплошные горы. В таких условиях и погиб наш командир базы полковник Муравьев, вылетевший в штаб, в Тегеран и разбившийся вместе с экипажем и переводчицей.

Наработанный опыт Е. Радоминова заметили в Москве, в Импортном управлении штаба ВВС. Более того, в нем остро нуждались на другом направлении - на АЛСИБе. В ноябре 1942-го заработала новая перегоночная воздушная трасса союзнических самолетов - из Фербенкса, что на Аляске, в Красноярск. И Евгения Гавриловича перебрасывают в США, в распоряжение начальника советской военной приемки полковника Мачина. Из тропиков да в суровую Арктику. Здесь офицеру предстояло прослужить более года. За это время через его руки и руки его боевых товарищей прошли около 3 тысяч (из 8 тысяч принятых всего здесь за войну. - Авт.) ленд-лизовских истребителей, бомбардировщиков и транспортников, которые были направлены на советско-германский фронт. Не один десяток часов в небе Аляски в ходе испытательных полетов вместе с нашими и американскими экипажами провел радиоинженер Е. Радоминов. Судьба хранила его. Только по счастливой случайности в декабре 1942 года он не попал на тот злополучный бомбардировщик Б-25, что разбился во время контрольного полета в Фербенксе перед отправкой в СССР вместе с американским экипажем и его другом еще по Ираку - инженером майором Борисом Кисельниковым. Вечным пристанищем Бориса Васильевича стала могила на Аляскинском мемориальном кладбище близ Анкориджа.

Но Евгению Гавриловичу хотелось настоящего дела - он рвался на действующий фронт. Тем более что к тому времени у него появился достойный сменщик Роман Покровский (после войны - генерал-полковник, бывший начальник 5-го ГУ МО СССР. - Авт.). И Мачин, и Москва пошли Е. Радоминову навстречу. Правдами и неправдами в апреле 1944 года его назначают начальником связи 169-й базы особого назначения в Полтаву к генералу Перминову. На украинском аэродромном узле Полтава - Миргород - Пирятин стали базироваться "челноки" - американские бомбардировщики -"Летающие крепости", что осуществляли сквозные бомбардировки Германии и Румынии на маршрутах из Англии в Италию и обратно.

- В Полтаве была очень интересная совместная с союзниками боевая работа, - говорит Евгений Гаврилович. - Помню хорошо, как мы случайно вдруг раскрыли, что отступающие немецкие части заблаговременно подготовили к взрыву все жилые казармы - и наши, и американцев. А сколько было "прыгающих" противопехотных мин противника на аэродроме - и не счесть. Там же, в Полтаве, я встретил и свое счастье - будущую жену, переводчицу Серафиму...

Но война неумолимо подходила к своему логическому завершению. И Е. Радоминова назначают на более ответственный участок работы - представителем ВВС в Союзную контрольную комиссию по репарациям в Румынию. В должности помощника начальника отдела этой комиссии он и встретил долгожданный День Победы.

Безупречная служба и работа за границей, опыт общения с американцами, знание английского языка и крепкий семейный тыл - к тому времени у Евгения Гавриловича с Серафимой Сергеевной рос годовалый сынишка - вот те критерии, по которым его отобрали на военно-дипломатическую работу. После подготовки в феврале 1950 года Е. Радоминова направляют старшим помощником военно-воздушного атташе при посольстве СССР в Канаде. В Оттаве он провел долгих три года. Одновременно пришлось достойно представлять нашу страну в Международной Ассоциации гражданской авиации, участвовать в работе Монреальской конференции ИКАО.

По возвращении в Союз полковник Е. Радоминов уволился из армии в 1970 году, последовательно послужив старшим военпредом на авиазаводе в Лианозово и председателем радиосекции в Научно-техническом комитете ВВС. Но и после ухода на пенсию Евгений Гаврилович не смог оставаться без любимого дела. В течение двенадцати лет он бессменно трудился научным сотрудником по авиарадио-тематике в НИИ Приборостроения Министерства радиопромышленности.

Стареть же фронтовику некогда - ведь у него трое внуков и самый забавный - правнук Иван. С ними да со своими товарищами из секции АЛСИБа и отдыхает душой заслуженный авиатор.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 597
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Радоминов Евгений Гаврилович (1912 - 2004)

Сообщение Александр Кот » 04 Ноябрь 2015 15:44

 ВСП 1937 № 149 %2829 июня%29-2 - 0001.jpg
 Инженер по радиооборудованию Е.Г. Радоминов и летчик-перегонщик П.П. Гамов%2C Иран%2C конец марта 1942г.jpg
Инженер по радиооборудованию Импортного управления ВВС капитан Е.Г. Радоминов и летчик-перегонщик ст. лейтенант П.П. Гамов у принятого американского бомбардировщика В-25С, Иран, конец марта 1942г

Ссылки на форуме по Е.Г. Радоминову:
Управление трассы http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=55&t=2057
1-я перегоночная Краснознаменная авиационная дивизия ГВФ http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic ... 2&start=15
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 597
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Радоминов Евгений Гаврилович (1912 - 2004)

Сообщение Historik » 13 Ноябрь 2015 10:47

 РадоминовЕГ.jpg
Предлагаю поправить и дополнить биографию Евгения Гавриловича, которого знал лично. Тем более, что есть ошибка по Полтаве: не начальник базы, а начальник связи базы.

Родился 15 мая 1912 г. в г. Санкт-Петербурге в семье служащего. В 1935 г. окончил Военную инженерно-техническую академию связи им. В.Н. Подбельского в г. Москве, получив специальность авиационного радиоинженера. Направлен в авиационный отдел Научно-исследовательского института связи РККА.
Вскоре был назначен ответственным за модернизацию штатного радиооборудования трёх самолетов АНТ-6 «Авиаарктика» (Г-2) для ВВЭ «Северный полюс-1». Принимал участие в экспедиции и обеспечивал её на о. Рудольфа.
В июне 1937 г., будучи военинженером 3 ранга, находился среди героев экспедиции во главе с О.Ю. Шмидтом, которых на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе встречали лично И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов и другие руководители страны. Награждён орденом Трудового Красного Знамени и денежной премией.
Начало Великой Отечественной войны застал начальником радиоотдела Службы заказов и вооружения ВВС Красной Армии.
В марте 1942 г. был назначен в группу специалистов Инженерного отдела НКВТ СССР по приёмке американских самолётов на созданной для этой цели советской авиабазе в Ираке.
В сентябре того же года инженер-майором откомандирован в США, на Аляску. В качестве специалиста по авиационному радиооборудованию Военного представительства ВВС РККА в г. Фербенксе (аэродром Лэдд филд) провёл проверку около 3 тыс. ленд-лизовских самолётов, отправленных на советско-германский фронт.
С апреля 1944 г. – подполковник, начальник связи 169-й авиабазы особого назначения (АБОН) ВВС РККА под Полтавой, на которой дислоцировались бомбардировщики и истребители ВВС США, осуществлявшие сквозные полёты из Англии и Италии в СССР с попутными бомбардировками объектов противника в Румынии и Германии (база просуществовала до 22 июня 1945 года).
Затем до конца войны работал представителем ВВС - помощником начальника отдела в Союзной контрольной комиссии по репарациям в Румынии.
В послевоенное время продолжил службу в Управлении заказов ВВС.
В феврале 1950 г. полковником был направлен старшим помощником военно-воздушного атташе при посольстве СССР в Канаде. Одновременно представлял Советский Союз в Международной Ассоциации гражданской авиации, участвовал в работе Монреальской конференции ИКАО.
По возвращении на родину с марта 1953 г. служил старшим военпредом на авиазаводе в Лианозово, председателем секции в Научно-техническом комитете ВВС.
В 1970 г. вышел в отставку и в течение двенадцати лет трудился научным сотрудником по авиарадиотематике в Научно-исследовательском институте приборостроения Министерства радиопромышленности СССР.
Избирался председателем секции ветеранов «Алсиб» Советского комитета ветеранов войны.
Награждён орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 2-й ст., двумя - Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями.
(верхнее фото - 1954 год.)
Кроме того, выкладываю ряд ещё фото из его архива.
На обратной стороне подпись: "Маме на память из г.Фербенкса. Женя. Октябрь 1943 г. Аляска, США".

 РадоминовЕГ1.jpg
 РадоминовЕГ2.jpg
Удостоверение инженер-майора
Радоминова Е.Г., выданное на авиабазе
в Фербенксе американским командованием. 1942-1943 гг.
 РадоминовЕГ3.jpg
 РадоминовЕГ4.jpg


Из Алскинского альбома: служба, отдых и быт. Май 1943 г. - 1944 г.
 РадоминовЕГ5.jpg
 РадоминовЕГ6.jpg
 РадоминовЕГ7.jpg
 РадоминовЕГ8.jpg


 РадоминовЕГ9.jpg



Алсибовцы. Полковник в отставке Е.Г. Радоминов с полковником в отставке Героем Советского Союза, бывшим командиром иаэ 2-го пап 1-й КПад А.А. Липилиным на встрече с американскими коллегами. Фербенкс, июль 1992 г.
 РадоминовЕГ10.jpg
Historik
 
Сообщения: 301
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Радоминов Евгений Гаврилович (1912 - 2004)

Сообщение Polarstern » 13 Ноябрь 2015 19:34

Спасибо за замечательную подборку фото, к сожалению, если не ошибаюсь, форумный движок опять часть фоторграфий перепутал (удостоверение должно быть первым, а попало последним). Может быть стоит пронумеровать фотографии и попробовать их еще раз загрузить? У меня была подобная проблема в теме про П.А. Молчанова, автора знаменитого радиозонда.
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 745
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Радоминов Евгений Гаврилович (1912 - 2004)

Сообщение Александр Кот » 19 Ноябрь 2015 18:48

 Инженер по радиоборудованию Е.Г. Радоминов%2C американский механик и переводчик Е.А. Макарова у принимаемого С-47%2C конец сентября 1942г - копия.jpg
Инженер по радиооборудованию Е.Г. Радоминов, американский механик и переводчица советской военной миссии (приемки) Е.А. Макарова у принимаемого С-47, конец сентября 1942 года, аэр. Ладд-Филд, Фэрбенкс, Аляска
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 597
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения