ИЗДАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА
Адрес статьи: http: //pnp. ru/newspaper/20120720/9535. html
№27(2567) от 20. 07. 2012
СУДЬБА СИБИРЯКАРубрика: Страницы истории
Автор: Антон Приходов
Золотопромышленник, путешественник-первооткрыватель, энциклопедист, депутат, политик, член Правительства Колчака, писатель, беллетрист, меценат и историограф - все эти ипостаси воплотились в известном сибирском общественном деятеле, бывшем главе города Енисейска Степане Васильевиче Востротине.
Степан Васильевич Востротин происходил из династии крупнейших купцов и золотопромышленников Восточной Сибири конца XIX -начала XX века. Предки рода Востротиных были крепостными, приписанными к знаменитому Каслинскому заводу, находившемуся в Екатерининской губернии. Дед Востротина - тоже Степан - в середине XIX века отправился в Сибирь за золотом, и так и осел в Енисейске.
Слава о богатствах енисейской тайги и золотых промыслах тогда гремела далеко за пределами Сибири. Вскоре к отцу переехал его сын - Василий Степанович. Бывшие крестьяне оказались талантливыми предпринимателями: взяли в аренду Питское зимовье на Новонифонтовской дороге и занялись торговлей продуктами для работников таежных золотых приисков. А в середине 60-х годов Василий Востротин уже выкупил в разработку по добыче золота один из приисков.
Встав на ноги, Востротины купили в Енисейске дом, записались в мещане и переманили с Урала всю свою многочисленную семью. Золотопромышленное дело открыло широкие перспективы для семейного бизнеса. Так появилось «Товарищество Востротиных», занимавшееся и торговлей, и золотопромышленным производством. В то время в Енисейской губернии насчитывалось 9 из 27 сибирских крупных компаний с годовой добычей свыше пяти пудов золота каждая. Востротины добывали порядка 14 пудов золота в год. Разбогатев, Востротины записались во вторую, а затем и в первую гильдию купцов, и к началу XX века стали крупнейшими купцами и золотопромышленниками в Енисейской губернии.
Степан Васильевич Востротин родился 18 декабря 1864 года в Енисейске. В семь лет поступил в приходское училище, изучал науки у частного преподавателя Максимилиана Осиповича Маркса - ссыльного поляка, осужденного в 1866 году по делу революционера-террориста Д. В. Каракозова за подготовку покушения на императора Александра II.
Ярким впечатлением детства для Востротина стало посещение в 1875 году Енисейска Нильсом Норденшельдом. Знаменитый шведский путешественник и ученый - исследователь Арктики на средства норвежского купца Диксона и русского золотопромышленника Сибирякова на судне «Превен» совершил плавание Северным морским путем в устье Енисея (остров Диксон). Именно это событие пробудило интерес у Востротина к полярным исследованиям. С этого времени он начал следить по газетным сообщениям и литературе за событиями по освоению Арктики.
После занятий с частным преподавателем Востротин продолжил обучение в Томске, а затем поступил в Казанский ветеринарный институт. Его привлекло новое направление в медицине - микробиология. Для продолжения образования Степан поехал во Францию - в Парижскую медицинскую школу. Вернувшись в 1889 году в Енисейск и получив крупное наследство, включающее 17 золотых приисков, Степан Востротин продолжил семейную традицию - занялся предпринимательством. С этого же времени начинается карьера С. В. Востротина в качестве государственного и общественного деятеля.
В родном Енисейске Востротин финансировал строительство нового здания амбулаторной лечебницы и ночлежного дома, открыл дешевую столовую и детские ясли, создал благотворительное общество для больных и бедных горожан. С 1891 по 1895 год был председателем Общества попечения о начальном образовании в Енисейске; одновременно был начальником Вольно-пожарного общества. С 1890 года Востротин состоял членом попечительского совета Енисейской женской гимназии, в 1892 был утвержден в звании директора Енисейского тюремного отделения, с 1896 года - председатель Енисейской окружной переписной комиссии. В 1895 году Востротин прошел на выборах в гласные городской Думы, а затем в том же году был выбран городским головой Енисейска (1895-1899 гг. ). В течении 6 лет (два срока по три года) был почетным мировым судьей Красноярского окружного суда.
В 1893 году в Енисейск прибыл Северным морским путем английский капитан Иосиф Виггинс, привезший рельсы для восточных участков Сибирской железной дороги. Востротин решил тщательно изучить вопрос о морских сообщениях Сибири с Западной Европой по Северному морскому пути. Женившись на Екатерине Кытмановой, во время свадебного путешествия совершил плавание на корабле Виггинса из Ньюкасла в Великобритании до родного города - Енисейска. Это плавание сподвигло Востротина к организации регулярных торговых связей Европы с Сибирью через Карское море.
По инициативе Востротина енисейские и красноярские купцы организовали Товарищество пароходства по реке Енисею, в основном для торговли с заграницей, где он принял самое активное участие. Востротин вложил свои деньги в покупку нескольких пароходов и стал совладельцем Енисейского пароходства. Но когда министр финансов Сергей Витте отменил беспошлинность всех товаров, Товарищество енисейских пароходчиков-экспортеров понесло большие убытки и дело их разбилось о преграды таможенного устава. Затем правительство решило совсем закрыть северо-сибирский торговый путь. Востротин, защищая интересы сибирской буржуазии на государственном уровне, выступал против введения так называемого «Челябинского тарифа», ограничивающего хозяйственные связи Сибири с европейской Россией. Он отмечал, что главная проблема торговли Енисейской губернии и Сибири заключается в огромных расстояниях и слабо развитых путях сообщений. А Северный морской путь мог не только освободить сибирскую железную дорогу от наплыва грузов, но и уменьшить давление дешевого сибирского хлеба на внутренние рынки Европейской России. Автор подчеркивал необходимость для экономики Енисейской губернии установить прочные торгово-экономические связи с Европой по Северному морскому пути.
В 1900 году Востротин принял участие в подготовке закона об организации военно-морских баз для российского флота на севере страны: в Екатерининской гавани (город Полярный) и в Порт-Александровске-на-Мурмане (Кольский полуостров). В революционном 1905 году вступил в партию «Народной свободы» (впоследствии - кадеты).
На выборах в III Государственную Думу Востротин состоял выборщиком от Енисейской губернии, однако первоначально избран не был. 22 мая 1911 г. в ходе дополнительных выборов, проведенных в связи со смертью В. А. Караулова, Степана Востротина
избирают в Думу от общего состава выборщиков Енисейского губернского избирательного собрания. В Думе Востротин вошел в Конституционно-демократическую фракцию. Участвовал в работе комиссий - финансовой (бюджетной) и о мерах борьбы с пожарами. 25 октября 1912 года был избран в IV Государственную Думу. Стал членом комиссий: финансовой, об охоте, продовольственной, о мерах к прекращению вздорожания предметов первой необходимости, о торговле и промышленности, по местному самоуправлению. Состоял членом Прогрессивного блока. Выступал по вопросам, связанным с использованием Северного морского пути. Благодаря содействию министра путей сообщения Рухлова добился открытия первых русских радиостанций на Югорском Шаре, Маточкином Шаре (Новая Земля) и на полуострове Ямал.
В 1913 г. Степан Васильевич Востротин участвовал
в экспедиции по Северному морскому пути в устье Енисея и далее по Сибири со знаменитым норвежским ученым-путешественником Фритьофом Нансеном.
К началу войны и революционных событий в России Востротин стал видным государственным и общественным деятелем, возглавил Красноярский комитет партии кадетов. Во время первой мировой войны был избран в качестве представителя Думы в Особое совещание для обсуждения и координирования мероприятий по продовольственному вопросу, а также в Главный комитет Союза городов и Центрального Военно-промышленного комитета. Активно участвовал в осуществлении Февральской буржуазнодемократической революции в Петрограде. В мае - июле 1917 года занимал пост товарища министра земледелия в первом коалиционном правительстве (Временное правительство).
Октябрьскую революцию Степан Востротин не принял: расценивал её как политическую авантюру и незаконный захват власти. Многие тогда считали, что восстановление законной власти в стране начнется и пойдет с окраин, где имеется еще запас национальных и государственно-настроенных сил, и откуда в годины тяжких испытаний для России приходила творческая и созидательная помощь и поддержка своей стране.
В январе 1918 года Востротин приехал в Красноярск, где встретился с английским консулом, оказавшимся проездом в Сибири, который поставил вопрос о возможности перевода активной борьбы с большевиками на иную, реальную почву. Такое предложение совпадало с тактикой партии кадетов.
В конце февраля 1918 г. Востротин прибыл в Иркутск и попал под бомбардировку и обстрел города большевиками. В марте уехал во Владивосток, где должна была состояться конференция делегатов конституционно-демократической партии. Присутствие в городе военных крейсеров, консульского корпуса союзных и нейтральных держав, а также иностранной колонии создавали невольную обстановку сдерживания для действий большевистской власти. Из Харбина на конференцию прибыл Николай Митаревский, командированный ЦК партии кадетов в Сибирь, который сообщил, что в Китае работа по объединению усилий для организации борьбы с большевиками значительно продвинулась вперед. Востротин поехал в Маньчжурию в так называемую «полосу отчуждения» Китайско-Восточной железной дороги и вошел в ближайшее окружение управляющего КВЖД генерала Дмитрия Хорвата. По его поручению Востротин принял самое активное участие в подготовке переговоров с Японским правительством в лице Министра иностранных дел Японии барона Гото и консулами союзных европейских держав, обеспокоенных надвигающейся анархией, об оказании военной помощи в борьбе с большевистской властью. Возглавить военную компанию против большевиков было предложено адмиралу Александру Васильевичу Колчаку.
С ноября 1918 года был организован Восточный отдел ЦК партии кадетов, куда вошли члены ЦК, находившиеся в Сибири, и Степан Востротин стал в нём одной из центральных фигур. Состоял в Правительстве Колчака председателем Комитета Северного морского пути.
В начале 1920 года Степан Васильевич Востротин переехал в Маньчжурию (Китай). Сохранилось мало подробностей об эмигрантском периоде его жизни. Известно, что он был редактором-издателем газеты «Русский голос» — ежедневной антибольшевистской газета, которая играла важную роль в защите интересов русских в Китае. В 1929 году эмигрировал в Париж.
В Париже сотрудничал с Русским Народным университетом, был членом кружка «К познанию России» и Национальной организации русских скаутов. Выступал на собраниях этих организаций с докладами по истории Сибири. Был активным деятелем Сибирского землячества в Париже и входил в его правление, выполнял обязанности казначея, читал публичные лекции.
В годы эмиграции Востротин активно занимался беллетристикой - писал статьи, очерки, мемуары - воспоминания о пережитом, использовал при этом различные документы, переписку, газеты, сохранившиеся у него. Свое литературное наследие Востротин завещал передать на родину, в Россию.
Умер Степан Востротин 1 мая 1943 года, похоронен на русском кладбище Кокад в Ницце. В 1946 году через посольство Советского Союза во Франции вдова С. В. Востротина передала его материалы в Академию наук СССР. В декабре того же года они поступили в Московское отделение Архива АН СССР. 24 ноября 2011 года по просьбе потомков прах С. В. Востротина был перезахоронен на его родине в Енисейске - в стенах Спасо-Преображенского мужского монастыря.
© «Парламентская газета»
Телефон редакции: (495) 661-03-05 Электронная почта: pg@pnp. ru
Использование материалов сайта без согласования с редакцией не допускается.