Ануфриев Иван Петрович (1865–1937)
Добавлено: 24 Апрель 2015 20:25
АНУФРИЕВ Иван Петрович, (28.08.1865–25.06.1937), капитан дальнего плавания, полярный исследователь. Родился в д. Куя Патрекеевской волости Архангельской губ. С 14 лет ходил в море на лодье «Святой Николай»: юнга, матрос, кок. Окончил штурманские курсы в Архангельске (1896). Ходил штурманом, капитаном (с 1903) на судах Архангельско-Мурманского срочного пароходства, в 1909–1913 капитан ледокольного судна «Святой Николай», на котором совершил несколько плаваний в Карское море в зимнее время. С 1914 капитан экспедиционного судна «Герта», участвовал в поисках экспедиции Г. Я. Седова. С 1915 капитан ледокольных и промысловых судов. Ледовый лоцман ряда научных экспедиций. Автор более 30 статей о практике ледовых плаваний, мурманских рыбных промыслах, по истории мореходства на Севере, в том числе «О льдах Белого моря» (1909), «Из истории мореходства на Севере» (1913), «О ледокольном флоте» (1923) и др. Умер и похоронен в Архангельске. Именем А. названа бухта и река на Новой Земле.
Лит.: Масленников Б. Морская карта рассказывает. — М., 1986; Химаныч О. Пророчество капитана Ануфриева // Северная неделя (Северодвинск). 2002. 26 февраля.
http://lexicon.dobrohot.org/index.php/% ... 0%B8%D1%87
Сочинения:
- Новоземельская зима (1909—1910 гг.)//Изв. Арханг. О-ва изучения Русского севера. - 1911. - №2. - С. 119-125
Из монографий Аветисова Г.П. Имена на карте Российской Арктики. СПб.: Наука, 2003; Арктический мемориал. СПб.: Наука, 2006; Имена на карте Арктики. СПб.: ВНИИОкеангеология, 2009.
http://www.gpavet.narod.ru/Names/anufriev.htm
Ануфриев Иван Петрович
(1865–1937)
Известный ледовый капитан, большой знаток морского зверобойного промысла и плавания в ледовых условиях.
Родился в деревне Куи, расположенной на берегу Белого моря, в семье потомственного помора. Его жизнь складывалась трудно, и только природное дарование, энергия, трудолюбие и целеустремленность помогли ему достичь успеха. До поступления на Архангельские шкиперские курсы он не имел никакого школьного образования и всю подготовку прошел самоучкой.
С двенадцати лет Ануфриев начал участвовать в зимнем зверобойном промысле. Он был юнгой и кашеваром на малых парусных судах, в т.ч. и на старинных поморских ладьях, достигнув восемнадцати лет, служил матросом на пароходах Мурманского общества. После окончания в 1896 году шкиперских курсов, а затем мореходных классов Петербургского яхтклуба (впоследствии Морское училище дальнего плавания имени Петра I) получил диплом капитана дальнего плавания, плавал штурманом, командиром спасательного бота на Мурмане, капитаном частного грузового парохода. С юных лет определились два главных направления его деятельности: плавание в ледовых условиях и работа по развитию морского зверобойного промысла.
Еще в начале ХХ века Ануфриев указал на возможность зимней навигации, в которой он стал пионером. Его идеи не сразу получили признание у моряков-практиков. Однако нашелся частный предприниматель Масленников, на средства которого был построен небольшой и несильный пароход «Николай». В октябре – декабре 1910 года он под командованием Ануфриева совершил первый пробный рейс к Канинскому побережью за грузом наваги. Этот удавшийся во всех отношениях рейс положил начало ледовой промысловой навигации этого парохода в Баренцевом и Карском морях.
В знании условий ледовой навигации Белого моря Ануфриеву не было равных, великолепно знал он ледовые условия и других морей.
Среди поморов и моряков Севера известны его плавания в качестве капитана на судах «Николай» и «Герта» с целью поисков экспедиций Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова к ЗФИ в 1914 году. Активно действовал Ануфриев в составе Карской экспедиции 1920 года, успешно командуя торговыми и ледокольными судами. После революции плавал еще почти 20 лет до выхода на персональную пенсию.
Cдержано воспринял Ануфриев известие о рейсе «Александра Сибирякова». Конечно, он разделял радость со всеми, но, прекрасно зная качества парохода, которым командовал четыре навигации, понимал, какой ценой достался этот прорыв в Берингово море, считал ее слишком высокой, а результат плавания – той счастливой случайностью, что бывает в Арктике не слишком часто.
Через год согласно правительственной директиве в плавание готовился «Челюскин». Царила оптимистическая атмосфера, в чем-то даже праздничная. Ануфриев трезво оценивал шансы «Челюскина» и всей экспедиции. Судно, не приспособленное к плаванию во льдах, зачастую не могло следовать даже за ледоколом из-за своего широкого корпуса, а отсутствие долгосрочного прогноза на трассе перехода, внушительное отдаление части маршрута от баз ледовой разведки вообще поставили эксперимент в опасные условия.
Интуиция и опыт подсказывали Ануфриеву: на этот раз триумфа не будет. Ему предложили идти в рейс капитаном, но он отказался. Организаторы похода обратились к его ученику – Владимиру Ивановичу Воронину, тот подумал и тоже отказался. Тогда его попросили привести «Челюскин» из Ленинграда в Мурманск, надеясь, что найдут ему замену, но не нашли...
Ануфриев известен как автор статей по истории мореплавания на Севере и зверобойного промысла в Белом море, статей по ледоведению и судовождению во льдах. Основываясь на своих многолетних наблюдениях за льдами, он доказывал реальность расширения навигации в Белом море и Архангельском порту.
Ряд статей Ануфриев посвятил истории формирования Северной ледокольной флотилии, созданной в Архангельске в годы Первой мировой войны. Обобщению опыта работы флотилии посвящена большая статья Ануфриева «Ледовая практика и полярные ледовые плавания в Северном Ледовитом океане», опубликованная в 1925 году. Прекратив практическую судоводительскую деятельность, Ануфриев много сил отдавал общественной работе, был редактором полярного справочника «Спутник помора».
Умер в Архангельске.
Бухта и река в южной части зал. Шуберта на восточном побережье южного острова Новой Земли. Названы в сентябре 1924 года Новоземельской экспедицией под руководством Р. Л. Самойловича.
(1865–1937)
Известный ледовый капитан, большой знаток морского зверобойного промысла и плавания в ледовых условиях.
Родился в деревне Куи, расположенной на берегу Белого моря, в семье потомственного помора. Его жизнь складывалась трудно, и только природное дарование, энергия, трудолюбие и целеустремленность помогли ему достичь успеха. До поступления на Архангельские шкиперские курсы он не имел никакого школьного образования и всю подготовку прошел самоучкой.
С двенадцати лет Ануфриев начал участвовать в зимнем зверобойном промысле. Он был юнгой и кашеваром на малых парусных судах, в т.ч. и на старинных поморских ладьях, достигнув восемнадцати лет, служил матросом на пароходах Мурманского общества. После окончания в 1896 году шкиперских курсов, а затем мореходных классов Петербургского яхтклуба (впоследствии Морское училище дальнего плавания имени Петра I) получил диплом капитана дальнего плавания, плавал штурманом, командиром спасательного бота на Мурмане, капитаном частного грузового парохода. С юных лет определились два главных направления его деятельности: плавание в ледовых условиях и работа по развитию морского зверобойного промысла.
Еще в начале ХХ века Ануфриев указал на возможность зимней навигации, в которой он стал пионером. Его идеи не сразу получили признание у моряков-практиков. Однако нашелся частный предприниматель Масленников, на средства которого был построен небольшой и несильный пароход «Николай». В октябре – декабре 1910 года он под командованием Ануфриева совершил первый пробный рейс к Канинскому побережью за грузом наваги. Этот удавшийся во всех отношениях рейс положил начало ледовой промысловой навигации этого парохода в Баренцевом и Карском морях.
В знании условий ледовой навигации Белого моря Ануфриеву не было равных, великолепно знал он ледовые условия и других морей.
Среди поморов и моряков Севера известны его плавания в качестве капитана на судах «Николай» и «Герта» с целью поисков экспедиций Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова к ЗФИ в 1914 году. Активно действовал Ануфриев в составе Карской экспедиции 1920 года, успешно командуя торговыми и ледокольными судами. После революции плавал еще почти 20 лет до выхода на персональную пенсию.
Cдержано воспринял Ануфриев известие о рейсе «Александра Сибирякова». Конечно, он разделял радость со всеми, но, прекрасно зная качества парохода, которым командовал четыре навигации, понимал, какой ценой достался этот прорыв в Берингово море, считал ее слишком высокой, а результат плавания – той счастливой случайностью, что бывает в Арктике не слишком часто.
Через год согласно правительственной директиве в плавание готовился «Челюскин». Царила оптимистическая атмосфера, в чем-то даже праздничная. Ануфриев трезво оценивал шансы «Челюскина» и всей экспедиции. Судно, не приспособленное к плаванию во льдах, зачастую не могло следовать даже за ледоколом из-за своего широкого корпуса, а отсутствие долгосрочного прогноза на трассе перехода, внушительное отдаление части маршрута от баз ледовой разведки вообще поставили эксперимент в опасные условия.
Интуиция и опыт подсказывали Ануфриеву: на этот раз триумфа не будет. Ему предложили идти в рейс капитаном, но он отказался. Организаторы похода обратились к его ученику – Владимиру Ивановичу Воронину, тот подумал и тоже отказался. Тогда его попросили привести «Челюскин» из Ленинграда в Мурманск, надеясь, что найдут ему замену, но не нашли...
Ануфриев известен как автор статей по истории мореплавания на Севере и зверобойного промысла в Белом море, статей по ледоведению и судовождению во льдах. Основываясь на своих многолетних наблюдениях за льдами, он доказывал реальность расширения навигации в Белом море и Архангельском порту.
Ряд статей Ануфриев посвятил истории формирования Северной ледокольной флотилии, созданной в Архангельске в годы Первой мировой войны. Обобщению опыта работы флотилии посвящена большая статья Ануфриева «Ледовая практика и полярные ледовые плавания в Северном Ледовитом океане», опубликованная в 1925 году. Прекратив практическую судоводительскую деятельность, Ануфриев много сил отдавал общественной работе, был редактором полярного справочника «Спутник помора».
Умер в Архангельске.
Бухта и река в южной части зал. Шуберта на восточном побережье южного острова Новой Земли. Названы в сентябре 1924 года Новоземельской экспедицией под руководством Р. Л. Самойловича.