* Поспеловы

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

* Поспеловы

Сообщение dimas_p » 11 Ноябрь 2014 09:08

Прадед - с Седовым, дед - на «Седове» Опубликовано: «Мурманский вестник» от 11.11.2014

Что ни день, идут сейчас в области юбилейные мероприятия в честь 70-летия разгрома фашистов в Заполярье. Для нашей семьи это тоже важная дата, и я хочу рассказать - почему. Решил попробовать даже сделать это со страниц газеты, поскольку вижу - истории Кольского края «Мурманский вестник» уделяет много внимания. Вот и подумал, что семейная история - часть общей.

Мои прадед и дед были моряками, полярниками, мой отец родился на корабле, который шел из Мурманска в Архангельск… И хотя ни отец, ни я моряками не стали, главное, я считаю, мы - северяне, так что для нас все это не чужое.

А если по порядку, то начинать нужно c моего прадеда, Григория Ивановича Поспелова, который был потомственным мореплавателем, помором. Уже в 11 лет он ходил на мурманские промыслы вместе с отцом, потом был юнгой, матросом на каботажных судах, потом учился в Архангельском торгово-мореходном училище. В 1902 году ему удалось приобрести в личное пользование парусное судно, их тогда массово списывали, потому что на смену им на флот пришли паровые. В 1906-м его судно было затерто льдами в Карском море, капитану вместе со своей командой зверобоев еле удалось спастись.

С тех пор он нанимался капитаном на коммерческие суда, «капитанил» и на шхуне «Дмитрий Солунский» у рыбопромышленника Масленникова. Именно это судно владелец безвозмездно передал Владимиру Русанову для второй Новоземельской экспедиции. Этот поход оказался очень удачным: впервые за одну навигацию удалось обойти весь Северный остров Новой Земли. В той экспедиции Григорий Иванович познакомился со штабс-капитаном Георгием Седовым, который работал в Крестовой губе по заданию Морского министерства. Подружился он и с проводником Тыко Вылкой, с которым потом еще не раз встречался в Арктике. К стыду своему, почерпнул я эти сведения не из семейных рассказов (отец рассказывал, правда, кое-что, но в общих чертах), а из публикаций архангельского краеведа Татьяны Мельник. Она собирала их по крупицам и опубликовала в одной из местных газет в 2005 году. В тот год на родине капитана Поспелова, в деревне Ворзогоры, это недалеко от города Онеги, его потомки и земляки поставили памятный камень. А в нынешнем ноябре, кстати, исполняется 145 лет со дня рождения прадеда! Наша мурманская «ветвь» тогда ничего не знала о происходящем, связь была утрачена уже давно. Именно Татьяна Мельник нашла нас через Интернет, рассказала обо всем, что удалось узнать, переслала свои публикации. Это было… оглушительно. Не знаю, почему так сложилось, но нас, мурманских, как-то «оторвало» от поморской родни, мы знали, конечно, что прадед был полярным капитаном, но не думали, что его память так чтут на родине, да и не бывали там.

Но это как раз тот случай, когда лучше узнать поздно, чем никогда. Кстати, на Мурмане капитана Поспелова тоже хорошо знали. Сюда он переехал после Гражданской войны и интервенции, стал капитаном промысловых судов. У него был свой, «поспеловский», метод: для ускорения темпов добычи матросы занимались разделкой туш зверя прямо на борту судна, пока оно переходило к новому месту промысла, чтобы не терять время. Потом этот метод переняли все промысловые экипажи.

В начале 1933 года на зверобойной шхуне «Смольный» Григорий Иванович познакомился с Иваном Дмитриевичем Папаниным. Через три года на мурманской судоверфи были построены две однотипные зверобойные шхуны - «Папанин» и «Капитан Поспелов»…

Во время зверобойной кампании в том же году прадед тяжело заболел во время промысла, но отказался вернуться в порт и тем, видимо, усугубил положение дел… По возвращении в Мурманск его отправили на операцию в Ленинград, однако было уже поздно. В Ленинграде он умер, там и похоронен. К сожалению, могилу его потомкам найти не удалось. Именем капитана Поспелова названы залив и мыс на Новой Земле, а также мыс на острове Хейса Земли Франца-Иосифа.

Горжусь я и дедом - Руфом Григорьевичем Поспеловым. Он тоже был моряком и настоящим героем. Благодаря публикациям капитана-директора плавмастерской Мурманского пароходства А. Избицкого в «Арктической звезде», которые хранятся у нас в семье, я знаю его историю.

В свою первую арктическую навигацию, как сообщает Избицкий, бывший не только начальником деда в 60-е годы, но и внештатным корреспондентом «Арктической звезды», Руф Поспелов отправился в 1941 году - на ледоколе «Георгий Седов» (носящем имя полярника, с которым его отец, Григорий Поспелов, был знаком лично). По окончании навигации первого военного года молодой моряк вновь попадает из Архангельска в Мурманск.

Там в ожидании наших транспортов он работал в порту лебедчиком. Торговому порту, как известно, особенно доставалось от налетов вражеской авиации - они изо всех сил старались, чтобы поставки союзников не дошли до фронта. Так что работники порта ощущали себя почти как на передовой, такова была степень опасности.

А потом, весной 42-го, он получил направление на теплоход «Ашхабад» матросом - участвовать в караванах судов, доставлявших грузы из США в Мурманск. «У берегов Северной Америки «Ашхабад» был торпедирован немецкой подводной лодкой. Моряки успели спустить шлюпки на воду, теплоход же на их глазах ушел под воду. Среди спасшихся был и Руф Поспелов. Два английских спасательных судна сняли наших моряков со шлюпок и доставили их в США», - сообщает Избицкий.

Вскоре дед попал на танкер «Азербайджан», который направлялся в Советский Союз с льняным маслом. В составе того самого каравана PQ-17, который окончательно был сформирован в Исландии. 4 июля три торпедоносца атаковали танкер «Азербайджан», затем еще шесть. Одна торпеда нашла свою цель, танкер накренился на правый борт и стал погружаться кормой в воду. Благодаря усилиям команды и капитана судно осталось на плаву и продолжило путь, но взрывной волной и столбом масла сбросило в воду спасательный бот и плот, а также восьмерых членов экипажа. И снова среди них был мой дед. Вторично его сняло с воды английское судно.

А караван конвоем союзников в тот день, 4 июля, был брошен на растерзание врагу. Из 34 судов каравана было потоплено 23.

Через двое суток английское судно, подобравшее моряков с «Азербайджана», погибло от прямого попадания авиационной бомбы. Наши моряки вместе с англичанами оказались опять в море, на спасательных шлюпках, с которых их снял английский корвет и доставил в Архангельск. Отсюда уже в августе Руф Поспелов был призван в армию. Он прибыл в Мурманск. Направили его в 12-ю морскую бригаду, защищавшую полуостров Рыбачий.

«Красноармеец Поспелов служит в роте автоматчиков 2-го батальона с сентября 1942 года. За этот период трижды участвовал в боевом охранении в оборонительных боях, где действовал смело и отважно. Участвуя в разведке на переднем краю и в тылу противника, проявил себя как смелый до дерзости автоматчик. Неизменно он выполнял самые ответственные боевые задачи по разведке, обеспечению флангов и ходил всегда направляющим в опасных проходах скал Муста-Тунтури. Товарищ Поспелов 11 раз ходил в разведку на передний край и в тыл противника и своими отличными действиями в разведке путей предстоящего наступления содействовал успешному выполнению задачи по прорыву обороны противника. 10 октября 1944 года при штурме опорного пункта на хребте Муста-Тунтури тов. Поспелов действовал в составе взвода автоматчиков по блокировке ДЗОТа противника. Хорошо зная местность, тов. Поспелов одним из первых сблизился с противником и завязал бой. В ходе этого боя был тяжело ранен в руку и эвакуирован в госпиталь». Так сказано в сопроводительных документах к приказу о награждении деда медалью «За боевые заслуги».

А после войны он окунулся в родную стихию: ходил на ледоколах «Ленин» и «Сталин» судовым механиком, старшим машинистом, в 60-е годы перешел работать мастером производственного участка на базу технического обслуживания.

В 84-м деда не стало. С каждым годом я все больше понимаю, как много не знаю. Мне он ничего не рассказывал - мал я был еще. Впрочем, и старшие родственники вспоминают, что о войне он говорил мало и неохотно. Наверное, на работе, среди таких же бывших фронтовиков, все было несколько иначе. Хотя и публикации в «Арктической звезде» о деде не изобилуют подробностями и эмоциями. Наверное, это не было принято тогда. Это само собой разумелось. Надо было воевать - и воевали. Не утонул, пуля не взяла - вот и хорошо.

Отец мой, Владимир Руфович, как я уже сказал, по стопам отца и дедов-прадедов не пошел. Работал он в геологоразведке. У меня тоже своя дорога. Но как же здорово, что нашлись люди, которые сохранили историю моих предков.

Эдуард ПОСПЕЛОВ, спасатель Мурманского поисково-спасательного отряда
dimas_p
 
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 07 Ноябрь 2014 08:15
Откуда: Кола

* Поспеловы

Сообщение Молибога » 03 Март 2015 09:09

Григорий Поспелов - капитан и пароход. К 145-й годовщине со дня рождения.
Аватара пользователя
Молибога
 
Сообщения: 195
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2013 16:14
Откуда: С Большой Земли


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения