Гинце Владимир Александрович (1902-1986)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Гинце Владимир Александрович (1902-1986)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Октябрь 2014 22:46

 2.jpg
Гинце Владимир Александрович (1902-1986)
Летчик-испытатель.

© В.Н. Семенов
АВИАЦИЯ И АВИАТОРЫ УХТЫ

Летчик-испытатель - заключенный пилот Владимир Александрович Гинце

Владимир Александрович Гинце родился 5 (18) ноября 1902 года в городе Харьков (Украина). В 1919 окончил 7 классов реального училища в городе Бердянск (Запорожская область, Украина). В армии с сентября 1922. В 1923 окончил Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу, в 1924 - Качинскую ВАШЯ, Московскую высшую ВАШЯ и Серпуховскую школу воздушной стрельбы и бомбометания. С сентября 1924 служил в строевых частях ВВС, с 1925 был лётчиком-инструктором. С 1928 по май 1930 - лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях. В 1930-1931 - лётчик-инструктор Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. С 1931 - в запасе. В 1931-1938 - пилот Московской авиационной экспедиции НКВД, в 1938-1939 - пилот авиационной экспедиции Наркомата путей сообщения.
Это официальная биография В.А. Гинце. Здесь все верно, кроме того, что в 1931-1938 гг. он был пилотом загадочной Московской экспедиции НКВД. На самом деле Владимир Гинце был осужден 4 декабря 1930 г. коллегией ОГПУ на 3 года концлагерей. Так Гинце оказался в Вишерлаге - одном из первых лагерей СССР.
Упоминания о пилоте-заключенном Вишерлага Гинце встречаются в рассказах Варлаама Шаламова. «Пилотом Берзина был Володя Гинце, летчик, осужденный за вредительство, но с «детским» сроком в три года. Берзин был слишком опытен и умен, чтобы заглядывать в «дело» Гинце, когда брал летчика-вредителя своим личным пилотом».....«Берзин принял строительство Вишерского комбината в 1928 году. Уехал с Вишеры на Колыму в конце 1931 года. Я, пробывший на Вишере с апреля 1929 года до октября 1931 года, застал и видел только берзинское. Личным пилотом Берзина (на гидроплане) был заключенный Володя Гинце - московский летчик, осужденный за вредительство в авиации на три года. Близость к начальнику давала Гинце надежду на досрочное освобождение, и Берзин при своем презрении к людям это хорошо понимал. В своих поездках Берзин всегда спал где придется - у начальства, разумеется, не стремясь обеспечить себя какой-то охраной. Его опыт подсказывал, что в русском народе любой заговор будет выдан, продан, добровольные доносчики сообщат даже о тени заговора - все равно. Доносчики эти -обычно коммунисты бывшие, вредители, или родовитые интеллигенты, или потомственные блатари. Донесут, не беспокойтесь. Спите спокойно, гражданин начальник. Эту сторону лагерной жизни Берзин понимал хорошо, спокойно спал, спокойно ездил и летал и был убит, когда пришло время, своим же начальством».
В 1931 г. Соловецкая и Вишерская авиалинии были переданы Ухтпечлагу. Вместе с самолетами проследовали на новые места дислокации и заключенные пилоты и механики. В.А.Гинце стал первым в истории Ухтпечлага пилотом-заключенным, которому, по инициативе начальника лагеря Я.М.Мороза, был доверен штурвал самолета. Первые полеты Гинце совершал с конвоиром, однако быстро была осознана бессмысленность и затратность таких полетов, и Гинце стал летать с бортмехаником С.П.Курлышевым. Вскоре Я.Мороз оказал ему высокое доверие, совершив с ним первый полет на Воркуту.
После освобождения В.А.Гинце еще 6-7 лет проводит на Севере. На 1936 г. он - вольнонаемный старший летчик авиалинии Ухтпечлага. Его по праву считали лучшим летчиком воздухолинии Ухтпечлага. Высокие лагерные начальники доверяли свои жизни только лучшим пилотам. Приказом начальника Ухпечлага Я.М.Мороза от 8 июня 1936 г. пилот Владимир Гинце был награжден нагрудным знаком «Ударник-ухтинец».
В феврале 1937 г. Владимир Гинце принял участие в розысках пилота Сущинского в Ненецком округе уже как представитель ГВФ.
О Гинце тепло вспоминал сыктывкарский пилот Юрий Бобылев. Встречался Бобылев и с другими летчиками- «зэками» - Гинцевичем, Костюковым (Костиковым?). Многие пилоты получили путевку в небо от этого опытного полярного летчика.
В 1940 г. Гинце удалось вернуться к любимой вольной летной работе в качестве летчика-испытателя. Вот официальный краткий послужной список В.В. Гин-це за 1940-1950-е гг. С 1940 по 1941 - лётчик-испытатель Московского авиационного института. С 1941 по 1942 - лётчик-испытатель авиазавода № 292 (г. Саратов). Испытывал серийные истребители Як-1 и их модификации. С 1942 по 1945 г. - лётчик-испытатель и одновременно начальник ЛИС авиазавода № 464 ( Московской области). Испытывал серийные транспортные самолёты Як-6 (1942-1943 гг.), По-2 (1943-1945 гг.) и их модификации. С 1945 по 1946 г. - лётчик-испытатель НИИ-1. Участвовал в испытаниях реактивных двигателей на летающих лабораториях Ту-2 и Пе-8. С 1946 по 1950 г. -лётчик-испытатель авиазавода № 293 (г. Химки Московской области). На самолёте-носителе М.Р. Бисновата. Лётчик-испытатель 1-го класса (1950), капитан (1948). В 1950-1953(?) гг. - лётчик-инспектор Управления лётной службы Министерства авиационной промышленности СССР. Награждён орденами «Знак Почёта» (26.07.1942) и Красной Звезды (29.04.1944) (за испытания), медалями.
Его спокойствие и психическая устойчивость особенно пригодились, когда Гинце было доверено пилотирование самолета-носителя Пе-8, к которому подвешивали то экспериментальные самонаводящиеся ракеты, то макеты летательных аппаратов, предназначенных для преодоления звукового барьера. Некоторые эпизоды этого периода его жизни описаны в книге И. Шелеста «С крыла на крыло»:
«Странное ощущение испытывает летчик в маленьком самолетике, подвешенном под громадным телом тяжелого бомбардировщика. По бокам огромные колеса, впереди, почти соприкасаясь, вращаются пятиметровые винты. Кажется, что острый нос «малютки» прокалывает их прозрачные диски.
Носитель выруливает на старт. Огромные винты становятся прозрачнее, прибавляют обороты, стригут воздух всего в полуметре от кабины «малютки».
Поначалу летчику не так уж сладко. Особенно беспомощно он себя чувствует, пока громадина, несущая его в своих «лапах», как коршун цыпленка, не наберет безопасную высоту - этак метров семьсот.
Но вот начинается разбег. Большой корабль трясет колесами, вздрагивает, стучит по неровностям поля, а мысли испытателя в «малютке» сосредоточены на замке. Сейчас все дело в нем: «Возьми да и откройся непрошено! Ведь замок всего один... Что за конструкторы! Могли бы не поскупиться. Да нет... Что там, выдержит... Спокойней...». Носитель медленно набирает скорость.
«Тьфу ты, черт, а шасси? Что, как подломится стойка? - думает летчик. - Или Гинце уберет шасси раньше времени? Раздавит тогда махина, как комара...»
Четырехмоторный ПЕ-8 начинает уже подпрыгивать, просясь в воздух. Дует боковой ветер, и самолет сносит в сторону от направления взлета. Спокойный, даже несколько флегматичный Владимир Александрович Гинце, пилотирующий носитель, почти не реагирует на отклонение: «Все равно взлетит, места хватит»,
- думает он.
Одновременно под брюхом машины Георгий Михайлович Шиянов, с трудом втиснутый за полчаса до полета в кабину «малютки», обливаясь потом, думает:
«Милейший человек, опытный, а черт знает куда лезет! Сносит... сносит... прямо на здание... ну, так и есть...»
Правая рука Шиянова и ноги инстинктивно жмут на управление.
Да что там! Его старания напрасны. Махина прет и прет, сносимая ветром.
Наконец-то оторвались!
— Смотреть всем, убираю шасси, - спокойно говорит Гинце по внутреннему телефону, извещая экипаж.
— Уф!.. - Шиянов вздыхает облегченно, все еще подсознательно продолжая втягивать в себя живот и приподнимать ноги, будто они могут задеть за крышу, промелькнувшую под ним в нескольких метрах.
«Ему хорошо там лениться на втором этаже, - продолжает Шиянов прерванный монолог. - Нет, с меня хватит! Вот предложу ему поменяться хоть на поле-тик местами. Ха! ха! ха! Поди, проснется, освежится!»
Оба самолета - большой, а с ним маленький - медленно ползут вверх, и, хотя сжатые плечи, подогнутые ноги устали и ноют от неудобной позы, Георгию Михайловичу становится веселей. Близка свобода.
«Теперь бог с ним, пусть спит, в любой момент отцеплюсь!»
Носитель делает большой круг и выводит «малютку» к мнимой цели. Теперь хозяин положения он сам. Георгий запускает двигатель. Еще полминуты, и его «малютка» сначала проваливается вниз, а затем устремляется вперед. Через секунду Пе-8 остается где-то позади.
Георгий не держит управление. Его самолет идет на автоматике. Сначала вперед по прямой, горизонтально. Потом энергично переходит в пикирование и направляет свой нос в цель... Включена аппаратура записи, идет киносъемка. Стучат секунды. Электроника чутко подправляет курс. Темная в барашках вода, скалистый берег, цель - все мчится навстречу.
— Ведет правильно, - передает Шиянов на командный пункт. - Начинаю выводить! Несколько секунд молчания. В репродукторе на командном пункте слышится только гудение и потрескивание. Вдали видно, как черная точка, описав дугу над целью, низко выходит из пикирования.
И вновь заговорил репродуктор: - Задание выполнил! Я «Птенчик-пятый», прошу посадку с прямой!»
26 декабря 1948 г. впервые в Советском Союзе самолет официально достиг числа М=1,0 в полете со снижением. Была преодолена скорость звука. Впереди намечались новые рубежи. Второй экземпляр самолета «5-2» конструктора Бисновата построили и в 1949 г. состоялись его полеты в планерном варианте (летчик-испытатель ЛИИ Г.М. Шиянов, носитель Пе-8 пилотировали В.А.Гинце и Чистяков). Однако дальнейшие работы по нему потеряли актуальность. Понимая, что моторные полеты ракетного самолета достаточно рискованны, руководство МАП решило тихонько закрыть эту разработку проверенным способом - в 1949 г. прекратило ее финансирование.
В 1960-е гг. В.А.Гинце присутствовал на открытии музея планеризма в Коктебеле и до 1970-х гг. его часто видели там отдыхающим. Из всех осужденных пилотов европейского российского севера 1930-х гг. только В.А.Гинце дожил до старости. Он скончался в 1986 г. и похоронен в пос. Коктебель (Крым).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Гинце Владимир Александрович (1902-1986)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Октябрь 2014 22:26

От Александра Кириндаса: viewtopic.php?f=31&t=794&p=53667#p53667

 Крушение Ю-20. Ухтпечлаг НКВД 1.jpg
 Крушение Ю-20. Ухтпечлаг НКВД 2.jpg

Авария самолета Ю-20.
Летчик Гинце, б/мех. Курлышев.
Причина аврии пурга.
дер. Мирн. Материк.


ИМХО деревня Мутный Материк :)
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Гинце Владимир Александрович (1902-1986)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 06 Октябрь 2014 23:13

ПОМЕСТЬЕ ИРИНЫ И СЕРГЕЯ СЕЧЕННИКОВЫХ В КОКТЕБЕЛЕ

 house.jpg
Ирина Сеченникова: Наш покойный дедушка – заслуженный летчик – испытатель, историческая личность. Он основатель дельтапланеризма и нашей улицы тоже. У нас есть фото, где стоит только наш дом, а улицы нет. И из нашего дома даже видно море.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения