Аблязовский Николай Всеволодович1899-1935
Летчик-испытатель.
Родился 4 января 1899 года.
С 193? – летчик-испытатель НИИ ГВФ. Участвовал в испытаниях «Сталь-6».
Погиб 29 ноября 1935 года при выполнении испытательного полёта на самолёте ЗИГ-1 (ПС-89).
Проектирование двухмоторного пассажирского самолета на 14 мест в 1933 году было поручено французскому конструктору А.Лявилю, работавшему тогда в НИИ ГВФ. Производство предусматривалось на ремонтном авиазаводе ГВФ № 89, ненадолго получившем имя А.З.Гольцмана (ЗИГ) в память о старом большевике, первом начальнике ГУ ГВФ, погибшем 5 сентября 1933 в авиакатастрофе cамолета Р-6 под Лопасней (ныне г.Чехов) вместе с начальником ГУ АП НКТП П.И.Барановым (5). Из-за последовавшего в 1937-1938 гг. причисления Гольцмана к заговорщикам его останки были извлечены из могилы у Кремлевской стены и сожжены, прах развеян по ветру (6), а имя надолго исчезло из истории авиации.
К весне 1935 г. самолет вывели на аэродром и начали его испытания. К этому времени Лявиля заменил инженер А.В.Кулев. Заводские испытания шли успешно, но в последнем полете перед сдачей на госиспытания 29 ноября из-за разрушения в полете горизонтального оперения произошла катастрофа. Предположительной причиной сочли бафтинг (автоколебания хвоста), вполне возможный в низкопланной схеме, но отмечались и производственные дефекты в клепке узлов стабилизатора. По одним источникам (2,3) произошло это на высоте 50 м при планировании на посадку, но наиболее убедительна версия М.Л.Галлая (4):
«Пассажирский опытный самолет ЗИГ-1 заканчивал программу летных испытаний. Одно из последних заданий заключалось в серии пролетов на высоте 80-100 м над специально размеченным участком – так называемой «мерной базой». Каждая последующая пара пролетов отличалась от предыдущей некоторым увеличением скорости, вплоть до последней, наибольшей, которую сумеет развить самолет при работе моторов на режиме полной мощности. И вот дело дошло до этих последних заходов. Летчик-испытатель Аблязовский издалека развернулся в сторону мерной базы и перевел сектора управления моторами в положение «полного газа». Для ускорения он чуть-чуть снизился – «прижал» машину, – самолет понесся вперед, с каждой секундой увеличивая скорость, и вдруг… разрушился в воздухе.» Часть самолета упала на территории плодоовощного комбината у Хорошевского шоссе.
В катастрофе погибли: командир экипажа – Н.В.Аблязовский, 2-й пилот – Г.В.Жиркович, ведущий инженер НИИ ГВФ И.Д.Меламед, бортмеханик Н.С.Смирнов, начальник опытного цеха а/завода N89 А.Н.Сперанский, инженер-конструктор этого самолёта А.В.Кулёв.
Однако, самолет показался настолько удачным, что испытания решили закончить на дублере, а заложенную серию из шести машин – достроить. Эти 7 ПС-89 в предвоенное время несколько лет успешно использовались в ГВФ для регулярных пассажирских перевозок на линии Москва-Симферополь и других, налетав по несколько тысяч часов.
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Источники информации:
Семейная история, но не только / О.Куприн, «Гражданская авиация» №3 2005 /
История конструкций самолетов в СССР до 1938г. (В.Б.Шавров. Москва, “Машиностроение”, 1986)
Самолетостроение в СССР 1917-1945 г.г. (Изд. отдел ЦАГИ, 1992)
Через невидимые барьеры (М.Л.Галлай. Москва, “Молодая гвардия”, 1960)
На земле и в небе (М.М.Громов. Жуковский, “Печатный двор”. 1999)
Туполев (Л.Л.Кербер. Санкт-Петербург, “Политехника”, 1999)