Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Март 2014 10:14

Томашевский Аполлинарий Иванович
(23.06.1890 - 02.11.1926)


 369.jpg
Томашевский Аполлинарий Иванович - Заслуженный лётчик СССР (1925).
Родился 23 июня 1890 г. В 1914 г. окончил Петербургский аэроклуб. В 1916 г. – школу морских лётчиков в городе Баку, оставлен инструктором.
Участник Первой Мировой войны, службу закончил в чине унтер-офицера.
В августе 1916 г. командирован на завод Щетинина ПРТВ (г. Петроград), где провёл испытания первого в мире бронированного морского истребителя — летающей лодки М-11 Д.П. Григоровича.
С сентября 1918 г. в Красной Армии, военный лётчик 2-го Советского авиаотряда в Саратове. Участник боев с белогвардейцами и белочехами на Восточном фронте. 18 октября 1918 года из-за поломки двигателя совершил вынужденную посадку на территории врага. Попал в плен, и был заключён в Уральскую тюрьму. Освобождён Красной Армией 24 февраля 1919 г.
С февраля 1919 г. – военный лётчик разведывательного авиаотряда Южной группы войск Восточного фронта. С июля 1919 по март 1920 г. – командир 30-го авиаотряда 4-й Армии. Участник боев с белоказаками. В июле – сентябре 1920 служил военным лётчиком в Славненской сводной авиагруппе Западного фронта.
После гражданской войны работал на Севере. Вернувшись в Москву, начал деятельность лётчика-испытателя в ГВФ. Испытал один из первых советских экспериментальных самолётов — тяжёлый триплан «КОМТА» (1923). Поднял в небо (8 февраля 1924) и провёл лётные испытания первого советского пассажирского самолёта АК-1, первого цельнометаллического многомоторного моноплана со свободнонесущим крылом АНТ-4 (26 ноября 1925), второго АНТ-3 (Р-3, 1926).
Участник первых советских перелётов. С экипажем на АК-1 выполнил перелёт по маршруту «Москва—Нижний Новгород—Казань» и обратно (10-22 июля 1924). Участник первого советского группового сверхдальнего перелёта по маршруту «Москва—Улан-Батор—Пекин» на самолёте АК-1 (июнь 1925).
В июле 1926 года на самолёте АНТ-4 установил 2 мировых рекорда продолжительности полёта с грузом: 2 июля – полёт с полезной нагрузкой 2054 кг длился 4 ч 15 мин, 10 июля – за 12 ч 4 мин самолёт пролетел 2000 км с грузом 1075 кг.
Первым из лётчиков участвовал в зверобойных промыслах на Белом море – на самолёте Юнкерс J-13 «Промбанк» выполнил разведку стойбищ тюленей и моржей (4 марта 1926).
В 1926 г. застрелился (по словам его дочери, его очень мучили головные боли – последствие ранения).
Награждён 2 орденами Красного Знамени (1919, 1925).
Почётный гражданин города Самары. В Самаре именем Томашевского назван тупик.

Источники информации:
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Март 2014 20:24

Красный Север 1926 № 073 (2060)

 Красный Север 1926 № 073(2060) 1-я разведка ТОМАШЕВСКИЙ.jpg
Первая воздушная разведка на Белом море.

Первая воздушная разведка залежки тюленя и моржей во льдах Белого моря была произведена пилотом Томашевским на самолете "Промбанк" 4 марта.
Интересны следующие подробности.
По предложению экспедиции судов Совторгфлота, самолет, поднявшись на высоту 800 метров, направился к месту, где предполагали обнаружит зверя. Но там его не оказалось. Забрав большую высоту, специальный наблюдатель с самолета сразу обнаружил громадное скопление тюленей и моржей, но в совершенно другом
направлении, дальше в море. Одновременно было замечено, что в нескольких милях дальше, к этому же месту направлялись норвежские суда. Известив по радио судам Совторгфлота, последние, во главе с ледоколом направились к месту залежки тюленя, опередив норвежцев.
Улов был весьма удачный. По словам работников зверобойного промысла такой удачи давно не было А главное какая экономия времени.
Первая разведка дала свыше 10 тысяч пудов добычи.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Март 2014 08:04

Бабушкин М. С. Записки летчика М. С. Бабушкина. 1893-1938. — М-Л.: Издательство Главсевморпути, 1941.

Пассажир летчика Томашевского

Три дня я прожил в Архангельске. Погода стояла скверная. Снегопад перемежался с туманами. Скорее бы на промысел!
Помню, проснулся рано. Смотрю на небо — у нас, пилотов, это профессиональная привычка: как проснешься, первым делом поглядеть, какая погода. Небо яркоголубое. На востоке золотятся солнечные лучи. Штиль. Ветра нет. Я заключаю это по тому, что дым из труб поднимается кверху столбом.
Быстро одеваюсь, на скорую руку завтракаю и спешу в Совторгфлот. Через два часа над городом появляется самолет. Это — Томашевский. Я встречаю его на аэродроме. Мой товарищ вылезает из машины. У меня десятки вопросов.
Поехали в гостиницу. За чаем Томашевский рассказал любопытную историю:
— Летал я на остров Моржовец не один. Вместе со мной отправился представитель Совторгфлота. Он хотел познакомиться с промыслами. Перед полетом мы позавтракали. Я ознакомил своего пассажира с маршрутом. Он все уговаривал меня разрешить ему сидеть рядом со мной — на месте бортмеханика. «Не могу,—говорит, — лететь в кабине, все впечатление портится: как будто в закрытом товарном вагоне».
Я согласился, посадил пассажира рядом с собой, но сказал ему в назидание: «Сиди смирно, на педали не становись и за штурвал не хватайся, а то гроб нам с тобой будет».
Он закивал головой. Сидит — не шелохнется. В руках крепко держит портфель. Предложил я ему убрать портфель в кабину, но он стал доказывать, что этот маленький предмет не помешает.
Я вырулил на старт и взлетел. Погода чудная — ясное небо, попутный ветерок. Набрал высоту 1 500 метров. Внизу сплошной лес, изредка только попадаются маленькие полянки. С левой стороны море с пловучими льдинами. Мой пассажир наслаждается прекрасными видами. Прошел час. Вдруг, чувствую, он наклоняется ко мне: «Холодно... Но у меня есть кое-что для обогревания».
Открывает свой заветный портфель, вынимает сверток, а в нем бутылка коньяку. Приложился он к горлышку и так не отрывался, пока больше половины не высосал. Минут через двадцать моего пассажира развезло — орет во всю глотку: «Пусти прочь, я сам буду править...» Вырывает из рук штурвал, хочет сесть на мое место. Вижу — дело плохо. «Давайте сюда шарф!» крикнул я бортмеханикам, сидевшим в кабине. Они быстро сообразили, в чем дело, и передали мне шарф. Я накинул шарф пассажиру на шею, а бортмеханики втащили его в кабину. Только тут он успокоился. Вскоре я сделал посадку.
На другой день мы вылетели на первую разведку. Теперь уже я, наученный опытом, усадил своего пассажира в кабину. Да и у него, видимо, пропала охота «обогреваться» прежним способом. Разведка получилась удачная: зверя нашли. Но скажу тебе: летать над морем — штука безотрадная. Как подумаешь, что машина сухопутная и мотор может сдать, становится не по себе. Правда, море почти целиком покрыто льдом, но он весь измельченный, искрошенный. Вряд ли возможна вынужденная посадка на такой лед... Пожалуй, и костей не соберешь.
— Нет, летать над морем хорошо летом и на гидроплане! — закончил Томашевский свой рассказ.
Хотя я и не из трусливых, все же беседа с товарищем оставила у меня неприятный осадок. О «пассажире с коньяком» я не беспокоился — таких у меня не будет. А вот льды, сознаюсь, смущали меня. Но любовь к природе, стремление увидеть новые края и изучить своеобразный зверобойный промысел быстро побороли это смущение, и мне еще сильнее захотелось полететь туда, где ходят во льдах корабли и люди среди свирепых штормов, густых туманов и суровых льдов ведут свой опасный промысел, добывая, подобно отцам и дедам, драгоценного морского зверя.
Вечером я пошел пройтись, посмотреть старый северный город, от которого еще веяло былью времен Петра Первого и Ломоносова. Шел по набережной и смотрел на Северную Двину. Она тихо спала под снежным покровом, скованная льдом. Около пристаней стоял лес из пароходных мачт, кое-где из труб вился слабый дымок. Казалось, все уснуло...
Через два дня рано утром, чуть занялась заря, я покинул Архангельск и направился к горлу Белого моря, в село Койду. Летел я на самолете «Ю-13».
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 14 Август 2014 20:01

Бурят-Монгольская правда, №253 (926). Среда 10 ноября 1926 г.

 Томашевский.jpg
Смерть летчика Томашевского.

Умер один из лучших летчиков СССР.

Москва. 3. (Т). 2 ноября в Москве скончался заслуженный летчик СССР Томашевский. Он являлся одним из лучших летчиков Советского гражданского воздушного флота, а также участником великого перелета Москва — Пекин, за который он получил звание заслуженного летчика и второй орден Красного Знамени.

Тов. Томашевский.

Тов. Томашевский, бывший моряк Балтийского флота, поступил борт-механиком в авиацию в 1910 году. В гражданской войне, на западном фронте, командовал авиоотрядами. За боевые подвиги был награжден орденом Красного Знамени.
Почти все летчики Добролета проходили испытания на знание гражданских пилотов под его наблюдением. Деятельность т. Томашевского в гражданской авиации была самой разнообразной. Он первый предложил использовать авиацию для разведок моржей в северных морях.
Томашевский известен также и по перелету Москва — Пекин, который был им совершен на самолете советской конструкции. Потерпев аварию в глубине пустыни Гоби, Томашевский, сам исправив самолет, продолжал перелет. За перелет он получил орден Красного Знамени и звание заслуженного летчика Республики.
Томашевский в гражданской авиации налетал свыше 200,000 километров.
Томашевский состоял шеф-пилотом Центрального Аэродинамического Государственного Института. В нынешнем году Томашевский предполагал из Камчатки вылететь на остров Врангеля, но преждевременная смерть не дала ему осуществить этого замечательного, героического перелета.
В лице покойного военная и гражданская авиация потеряла не только выдающегося мастера своего дела, но и хорошего, честного боевого товарища.

Соболезнование о смерти т. Томашевского.

Управление Бурят-Монгольской воздушной линии послало в правление Добролета телеграмму с соболезнованием по случаю кончины т. Томашевского.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение Кара » 24 Июнь 2017 19:15

М. А. Хайрулин, В. С. Пешков
АВИАЦИОННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ УРАЛЬСКОЙ АРМИИ 1918-1919 гг. - Альманах «Белая гвардия», №8. Казачество России в Белом движении. М., «Посев», 2005, стр. 171-179.
http://a-pesni.org/grvojna/bel/a-aviaural.php

В ходе Таловской операции с 13 по 18 октября Соболевский фронт генерал-майора М.Ф. Мартынова окружил и наголову разгромил 2-ю Николаевскую дивизию Чапаева, советские войска потеряли до 1700 убитыми, много пленными, 22 пулемета и 6 орудий. Уже после отступления остатков частей Чапаева из-под Талового, 18 октября здесь появился советский самолёт «Вуазен» из состава 2-го Саратовского авиаотряда. В полётном задании лётчику А.И. Томашевскому и помощнику моториста Шмакову предписывалось совершить перелет Покровск — Самара и поступить в распоряжение начальника авиации 4-й армии.8 Трудно понять, почему вместо полёта на северо-восток, Томашевский и Шмаков отправились на юго-восток и оказались над контролируемой белыми территорией в районе Талового, лежащего далеко в стороне от прямого направления Покровск — Самара. Возможно это было вызвано навигационной ошибкой и потерей ориентации, хотя нельзя исключать, что в Покровске, где располагался штаб 4-й армии, советскому лётчику дали дополнительное задание выяснить положение на фронте и установить связь с окруженными частями Чапаева. Наконец, нельзя полностью отвергать и предположение о попытке заранее спланированного перехода на сторону белых. Начальник советского 2-го Саратовского авиаотряда Ласкин лишь 4 ноября своим приказом исключил из его списков Томашевского и Шмакова.
О событиях, связанных с его захватом, в эмиграции вспоминал войсковой старшина (в описываемое время — есаул) Уральского сводно-пешего учебного полка А.И. Потапов: «... нам доставили ручные гранаты для борьбы с броневыми автомобилями. Метанию этих гранат полк здесь и обучался. Во время занятий в поле мы заметили аэроплан противника, летящий на село Таловую; описав над селом круг, он сел прямо ко второй сотне. Лётчики, их было двое, заговорили с казаками, называя их «товарищами»: «Что, товарищи, как дела? Далеко ли казаки и много ли их?» В это время подошел в серебряных погонах есаул Албин, обругал их за слово «товарищи» и сейчас же обезоружил».9
По советским данным, 18 октября при перелёте из Покровска в Самару «пропали без вести» лётчик А.И. Томашевский с мотористом на «Вуазене» №4217. Любопытно, что с советским экипажем обошлись довольно мягко и позже ему удалось бежать из плена в свою часть. Самолёт «Вуазен» №4217 с мотором «Сальмсон» №1740 в 150 л.с., видимо, оказался в наилучшем техническом состоянии, так как позднее он в единственном экземпляре находился на вооружении Уральского авиаотряда. Самолёт представлял из себя модификацию «Вуазен-LAS» (сокращенно назывался «Вуалас», выпущенный в 1915 г. двухместный биплан-разведчик с толкающей силовой установкой и пулеметом на турели спереди.10

О работе уральской авиации свидетельствует телеграмма командира 30-го авиаотряда лётчика-наблюдателя Баулина от 14 ноября 1919 г. «Неприятельские самолёты появлялись над Уральском: 22 и 26 сентября — Фартри, 4 и 5 октября — Сопвич, 11 и 14 октября — Фартри, 14 октября Фартри противника был атакован и прогнан военлётом Столяровым, после чего самолёты противника не появлялись.»
14 октября 1919 г. Томашевский с Баулиным на «Сопвиче» и Столяров на «Ньюпоре-23» в 12 часов 35 минут вылетели из Уральска для преследования самолёта противника. Томашевский вскоре вернулся из-за плохой работы мотора. Столяров же писал в своем донесении: «В момент подъема показался Фартри противника, сбросивший в город бомбы. Я немедленно направился преследовать неприятеля. Несмотря на то, что заел пулемет - я преследовал противника и заставил повернуть на юг, после чего направился на разведку.»49
8 РГВА. Ф. 11892. Оп. 1. Д. 64. Л. 45.
9 ГА РФ. Ф. 5881. Оп. 2. Д. 581. Л. 9об.
10 Полетный вес 1250 кг, полезная нагрузка 350 кг, максимальная скорость 105 км/ч при продолжительности полета 4 часа.
49 РГВА. Ф. 11914. Оп. 1. Д. 1. Л. 12
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение Кара » 04 Сентябрь 2017 17:09

О бакинском периоде учёбы и службы Аполлинария Ивановича
http://www.ourbaku.com/index.php5/%D0%A ... 1%82%D0%B0.
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение Кара » 03 Сентябрь 2019 16:02

На сайте Оренбургского ВВАУЛ Самурай ссылается на документ, в котором упоминается Томашевский.

По предписанию Петроградского Управления ВУЗ № 195/с от 26.12.1921 г. из состава школы было выделено авиационное звено (2 самолёта) под командованием морвоенлёта А. И. Томашевского в состав авиагруппы войск РККА для участия в боевых действиях в Карелии. Здесь на ряде территории было поднято восстание против советской власти, активно поддержанное со стороны Финляндии. Звено на самолётах Ansaldo A.1 «Balilla» ВШЛН было направлено на станцию Кемь и должно было осуществлять разведывательные полёты и аэрофотосъёмку в период 27.01-10.02.1922 г. Из-за очень сильных морозов, непогоды и плохого технического снабжения самолёты обледеневали, постоянно ломались, из-за этого действия всей авиагруппы оказались мало эффективными. Но личный состав работал самоотверженно и, к счастью, все вернулись живыми.

http://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/forum?v ... start=3660
Из этого следует, что в 1921-1922 гг. Аполлинарий Иванович проходил службу в петроградской Военной Школе Лётчиков-наблюдателей. В то время она располагалась на Петроградской стороне, ул. Большая Ружейная, д. 15а (ныне ул. Мира, д. 15), а её самолёты базировались на Комендантском аэродроме.
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение Кара » 04 Сентябрь 2019 12:29

Кара пишет:О бакинском периоде учёбы и службы Аполлинария Ивановича
http://www.ourbaku.com/index.php5/%D0%A ... 1%82%D0%B0.

Ссылка перестала работать. Вот её тест:
Томашевский Аполлинарий Иванович
Выпускник Бакинского Отделения Офицерской Школы
Морской Авиации Отдела Воздушного Флота
1890 — 1926

” За все время деятельности Школы ( 22. 11. 1915 г. – 28. 04. 1916 г. ) в ней было обучающихся
40 офицеров и 17 нижних чинов, имеющих право на производство в офицеры, а также 6 нижних чинов этого права не имеющих.
По день окончания полетов и занятий ( 27. 04. 1916 г. ) Школа окончательно выпустила 20 морских летчиков офицеров и 1 нижнего чина.” (Начальник Бакинского Отделения Офицерской Школы Морской Авиации капитан 1-го ранга Янович А.А.)

Нижний чин, выпущенный Школой — это авиационный унтер-офицер 1-й ст. Аполлинарий Томашевский, одним из первых успешно сдавший полетный экзамен на звание морского летчика, но так и не получивший его.

Но все по-порядку...
Апполинарий родился в 1890 году в крестьянской семье.

Участник Первой Мировой войны, службу закончил в чине унтер-офицера.

В 1915 году по заявке военного ведомства командирован в Императорский Всероссийский аэроклуб (ИВА) из Гельсингфорса Службой Связи Воздушного района Балтийского моря.

ИВА 15 июня 1915 г. открыл отделение (Школу) для подготовки лётчиков.
Томашевский выпускался из Аэроклуба на летающей лодке Ф.Б.А. (F.B.A., тип С).

Получил диплом пилота-авиатора и направление в Петроградскую Офицерскую Школу Морской Авиации (ПОМША).

Осенью 1915 г. ПОШМА переехала в Баку, т.к. погодные условия Балтийского моря мешали круглогодичной планомерной работе по подготовке морских летчиков.

3 ноября 1915 года первый эшелон с личным составом и оборудованием был отправлен из Петрограда в Баку.

12 ноября 1915 года эшелон благополучном прибыл на станцию Баладжары.

«Все оборудование Школы было закончено к 22 ноября 1915 года, когда и было произведено торжественное освящение Школы.»

23-го ноября Школа приступила к работе – полеты, теоретические и практические занятия, несение службы и т.д.

Курсант - авиационный унтер-офицер 1-й ст. Аполлинарий Томашевский одним из первых был допущен к самостоятельным полетам на гидроаппаратах М-5.

В первые дни января 1916 г. успешно сдал полетный экзамен, что подтвердил 07.01.1916 г. Учебный Совет Школы , а затем МГШ.

Копия Акта приёмной комиссии и Постановление Учебного Совета , копия экзаменационного листа и сопроводительное письмо-ходатайство с наилучшими характеристиками, отправили в Воздухоплавательный отдел МГШ .

Однако отправленные в ОВФ документы на представление к званию "морского лётчика" в отношении унтер-офицера Томашевского не прошли.

Приказ НШ № 239 от 4 февраля 1916 года.
При сём объявляю постановление Учебного Совета Школы от 4- го сего февраля за № 18.
« Учебный Совет Школы на заседании своём 3 февраля 1916 года заслушав отношение Высочайше учреждённого Особого Комитета от 2 января 1915 года за № 11 из коего яствует, что звание "военного лётчика", а следовательно и "морского" могут быть удостаиваемы только чины офицерского звания, постановил постановление своё от 7 января 1916 года за № 5 по отношению к авиационному унтер- офицеру Томашевскому отменить и редактировать так:
/параграф/5 Авиационный унтер-офицер Апполинарий Томашевский успешно выполнил на гидроаэроплане Щетинина типа М5 практические испытания по исскуству летания в объёме, установленном для получения звания "морского лётчика"... »

Тем не менее, Томашевский после сдачи экзамена был оставлен в Школе в должности Помощника руководителя полётов, т.к. « его никак нельзя отпустить из Школы без большого ущерба для процесса обучения...»
Он не только обладал отличными летными навыками управления гидроаппаратами, но был и прекрасным механиком по авиамоторам. (Фото № 1.)

С начала января и до конца апреля 1916 г. служил полноправным инструктором полетов для охотников из нижних чинов, а так же много работал в мастерских Школы. (Фото № 2.)

Согласно сводки полётов за первые восемь дней января 1916 г. унтер-офицер Томашевский летал с многочисленными учениками в качестве руководителя, хотя числился помощником руководителя.

Приказ № 288 от 12 февраля 1916 года:

IV-я группа — нижние чины

Помощник руководителя ав.унт. оф. Iст. Томашевский.
Примечание: Помощник руководителя ав.унт. оф. I ст. Томашевский назначается помощником к Штабс- Капитану Грузинову, под присмотром которого и ведётся обучение этой группы.

Приказ № 385 от 1-го марта 1916 года:(Фото № 3.)
Помощник руководителя:
Авиационный Унтер-офицер I-й ст. Томашевский.

Фото № 1.



Фото № 2.


Фото № 3.

Во время ПМВ летчики и особенно морские летчики на ТВД Балтийского моря и Черноморском ТВД были остро необходимы, поэтому судьба Томашевского волновала многих.

Из телеграммы Начальника Службы Связи района Балтийского моря Б.П. Дудорова в Ревель от 01.02.1916 года.

«...Что касается производства в кондуктора Томашевского и Скульского то /неразборчиво/ они выдержали экзамен в комиссии назначенной командиром Бакинского порта, надо или дать Школе возможность их представить к производству или что правильнее затребовать от Школы представление и аттестат о выдержании экзамена и представить Командующему.»
Наконец весной 1916 года вопрос о производстве Томашевского в кондукторы флота решился положительно.
В сохранившейся в Архиве записке от 18 апреля 1916 года говорилось, что вскоре должно состояться это событие, согласованное с руководством Отдела Воздушного флота.

В апреле 1916 года старший лейтенант Тучков А.А. от имени ВОФ МГШ запросил у Начальника Бакинской Школы капитана 1-го ранга Яновича А.А. список особо отличившихся за время первого Бакинского периода работы работников, выпускников и учеников Школы для представления их в следующий чин и к наградам.

В ответном письме от 19.04.1916 г. в первую очередь Янович А.А. отметил штабс-капитана Грузинова, штабс-капитана Энгельса, прапорщика по морской части Быкова, Лейб–Гвардии Преображенского полка прапорщика Яковлева, мичманa Петрова, авиационного прапорщика Горячева и авиационного унтер-офицера 1-й статьи Томашевского.

В письме Янович А.А. подробно пишет о заслугах каждого из перечисленных офицеров.
«Авиационный Унтер-офицер 1-й статьи Томашевский в числе первых курсантов освоил лётное дело, был отличным механиком и много работал в Мастерских. После сдачи экзаменов на звание “Морской лётчик” Томашевский был оставлен в Бакинской Школе Помощником Руководителя для обучения полетам нижних чинов, т.к. “…его никак нельзя отпустить из Школы без большого ущерба для процесса обучения ”.»

В начале мая 1916 года Школа переехала в Петроград и уже 12 мая 1916 года курсанты приступили к систематическим занятиям.

Томашевский продолжает свою службу в Школе в качестве помощника Руководителя.

Осенью 1916 года Школа вновь переезжает, и первый эшелон с командою офицеров и нижних чинов прибыл в Баку 26 сентября 1916 года. .

До 25 августа 1916 года Томашевский много и результативно работает с курсантами Школы, обучая их полетам на гидроаппаратах.

9 августа 1916 года во время тренировочного полета на гидроплане инструктор Томашевский и его ученик-курсант Блуменфельдт получили различной степени увечья при падении аппарата в воду.
В Архивах сохранились их больничные листы:
Томашевский получил ушибы и ссадины поясницы, спины, плеча, лица, причём был выбит левый верхний клык.
Блуменфельдт получил ушибы груди и лица, причём имёл серьёзные кровоподтёки левого глаза и века.

Приказом № 294 от 25.08.1916 г. авиационный унтер-офицер Томашевский откомандирован в распоряжение завода Щетинина ПРТВ «с августа 25 сего года ».

На заводе Щетинина занимались разработкой истребителей конструкции Григоровича, в том числе и для гидроавиации. Томашевский потребовался в качестве испытателя как опытный летчик .

В августе-сентябре 1916 г. провел испытания первого в мире бронированного морского истребителя - летающей лодки М-11 Д.П.Григоровича.

До 1918 г. продолжал службу на заводе Щетинина в Петрограде.

После событий 1917 г. без колебаний встал на сторону новой власти.

С сентября 1918 года в Красной Армии, военный лётчик советского 2-го Саратовского авиаотряда.

Участник боев с белогвардейцами и белочехами на Восточном фронте.

"18 октября 1918 г. после отступления остатков частей Чапаева из-под Талового здесь появился советский самолёт «Вуазен» из состава 2-го Саратовского авиаотряда.
В полётном задании лётчику А.И. Томашевскому и помощнику моториста Шмакову предписывалось совершить перелет Покровск — Самара и поступить в распоряжение начальника авиации 4-й армии.
Трудно понять, почему вместо полёта на северо-восток, Томашевский и Шмаков отправились на юго-восток и оказались над контролируемой белыми территорией в районе Талового, лежащего далеко в стороне от прямого направления Покровск — Самара. Возможно это было вызвано навигационной ошибкой и потерей ориентации, хотя нельзя исключать, что в Покровске, где располагался штаб 4-й армии, советскому лётчику дали дополнительное задание выяснить положение на фронте и установить связь с окруженными частями Чапаева.
Начальник советского 2-го Саратовского авиаотряда Ласкин лишь 4 ноября своим приказом исключил из его списков Томашевского и Шмакова.
Войсковой старшина (в описываемое время — есаул) Уральского сводно-пешего учебного полка А.И. Потапов вспоминал в эмиграции: «... нам доставили ручные гранаты для борьбы с броневыми автомобилями. Метанию этих гранат полк здесь и обучался. Во время занятий в поле мы заметили аэроплан противника, летящий на село Таловую; описав над селом круг, он сел прямо ко второй сотне. Лётчики, их было двое, заговорили с казаками, называя их «товарищами»: «Что, товарищи, как дела? Далеко ли казаки и много ли их?» В это время подошел в серебряных погонах есаул Албин, обругал их за слово «товарищи» и сейчас же обезоружил».
По советским данным, 18 октября при перелёте из Покровска в Самару «пропали без вести» лётчик А.И. Томашевский с мотористом на «Вуазене» №4217.
Любопытно, что с советским экипажем обошлись довольно мягко и позже ему удалось бежать из плена в свою часть." [1]

По другим данным - экипаж освобождён Красной Армией 24 февраля 1919 г.

Уже через несколько дней Томашевский продолжил боевую работу.

13)Томаш)Copy of GetAttachment.aspx - Copy.jpg
С февраля 1919 года служил военным лётчиком разведывательного авиаотряда Южной группы войск Восточного фронта.

За боевые отличия при освобождении Уфы в июне 1919 года награжден Орденом Красного Знамени(РСФСР). [2]
Как сказано в приказе по Самаро-Уфимскому фронту от 12 августа 1919 года за "...проведенные по заданию штаба фронта глубокие разведки в тылу противника, доставку о нем ценнейших сведений, за смелые налеты и умелую бомбежку..." [3]

С июля 1919-го по март 1920-го Томашевский командовал 30-м авиаотрядом 4-й Армии. Участник боев с белоказаками.

«14 ноября 1919 г. советские летчики Томашевский с Баулиным на самолете «Сопвиче» и Столяров на истребителе «Ньюпор-23» в 12 часов 35 минут вылетели из Уральска для атаки уральского самолета (белых) «Фарман-30», сбросившего на город бомбы. Томашевский вскоре вернулся из-за плохой работы мотора.»

В июле-сентябре 1920 года служил военным лётчиком в Славненской сводной авиагруппе Западного фронта.

После гражданской войны работал на Севере.

Вернувшись в Москву, Томашевский стал одним из первых советских лётчиков — испытателей.

Весной 1922 года испытал один из первых советских экспериментальных самолётов - тяжёлый двухмоторный триплан «КОМТА», получивший своё название от Комиссии тяжелой авиации.

13) Томашевский2 - Copy (2).jpg

08.02.1924 г. А.И. Томашевский поднял в небо и провёл лётные испытания первого советского четырёхместного пассажирского самолёта "АК-1" конструкции В.Л. Александрова и В.В. Калинина.

Участник первых советских перелётов.

С 10 по 22 июля 1924 г. А.И. Томашевский с экипажем на "АК-1" выполнили перелет Москва - Нижний Новгород - Казань и обратно.

Имя Томашевского прогремело по всей стране во время знаменитого группового сверхдальнего перелета советских самолетов с 10.06 по 13.07. 1925 года по маршруту Москва — Улан-Батор — Пекин (с посадками; 6476 км за 52 лётных часа).

А.И. Томашевский на самолете АК-1 «Латышский стрелок», несомненно, проявил себя великолепным летчиком в этом перелете.

По итогам перелета награждён вторым орденом Красного Знамени.
Присвоено звание «Заслуженный летчик СССР». [4]

13)Томаш1.JPG
13)Томаш)3f095eaefcd7.jpg
26 Ноября 1925 года на Центральном аэродроме Томашевский поднял в воздух первый советский тяжелый двухмоторный бомбардировщик ТБ-1 (АНТ-4) конструкции Туполева А.Н.

Государственные испытания АНТ-4 продолжались до 15 июля 1926 г.
В ходе испытаний летчик А.И. Томашевский установил на АНТ-4 два мировых рекорда продолжительности полета с грузом: первый полет с полезной нагрузкой 2054 кг длился 4 ч. 15 мин, а во втором-за 12 ч. самолет пролетел 2000 км с грузом 1000 кг.

В этот день коллегия ЦАГИ получила поздравительную телеграмму от председателя ВСНХ Ф.Э. Дзержинского:
"Сердечно приветствую ЦАГИ! Рекорды вашего самолета АНТ-4 выдвигают советское авиастроение в ряды последних достижений мировой техники. Желаю дальнейших успехов".[5]

В 1926 году Томашевский успешно провел летные испытания второго бомбардировщика АНТ-3 (Р-3).

В 1926 году начались полеты над Белым морем по заданию Совторгфлота для обслуживания зимних зверобойных промыслов.

4 марта 1926 года Томашевский впервые выполнил на самолете Юнкерс J-13 «Промбанк» разведку стойбищ тюленей и моржей. [6]

13) Томашевский6. jpg - Copy.jpg
В 1926 году Томашевский А.И. застрелился.
По словам дочери, его очень мучили головные боли - последствие ранения.

Память:

13) Томаш2.JPG
* М.М.Громов: «На земле и в небе».
В главе 11-й «Перелёт Москва-Пекин-Токио» Громов пишет:
«На АК-1 летел А.И.Томашевский , человек-богема, но сильный духом и решительный.» [7]

** А.И. Томашевский - Почётный гражданин города Самары.

*** В Самаре именем Томашевского назван тупик.
Томашевский тупик расположен в Промышленном районе Самары.
Тупик назван в честь Томашевского Аполлинария Ивановича (1890−1926) — летчика-испытателя, заслуженного лётчика СССР. [8]

Примечания:

[1]
Приказ РВСР № 233, 1919 г.
«В дни Уфимской операции(июнь 1919 г.) летчики совершили за неделю 113 боевых вылетов. Особенно отличились военлеты Аполлинарий Томашевский, Иван Савин, Артемий Коваленко, Андрей Казенной, Иосиф Железное, Александр Кравцов, Михаил Шпак, Сергей Байер, летнабы Казимир Жакевич, Леонид Петров, механики Алексей Миронов, Василий Ленкин и другие авиаторы. Многие из них были награждены орденами Красного Знамени.»
« По итогам перелёта Москва-Пекин было принято решение Президиума ЦИК СССР.
В нём говорилось: «Экспедиция одержала блестящую победу над огромным расстоянием и преодолела чрезвычайные трудности пути длиной почти в 7000 километров. Ею пересечены Урал, сибирская тайга, озеро Байкал, горы Забайкалья и Монголии, пустыня Гоби и горный хребет Калган... Советская авиация и авиапромышленность дали новые доказательства своей технической мощи, а советские лётчики — новое подтверждение своей доблести и искусства».
Постановлением ЦИК СССР участники перелёта Москва-Пекин были награждены орденами Красного Знамени, а лётчикам, кроме того, были присвоены звания заслуженных лётчиков СССР.[2]
[3]
[4]
[5]
[6]


В статье использованы материалы из открытых источников INTERNET'а.

При использовании любых материалов данной статьи ссылка на сайт "НАШ БАКУ"
ОБЯЗАТЕЛЬНА !

--Sibor 03:05, 5 февраля 2012 (CET)
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение Кара » 06 Сентябрь 2019 20:43

Картинки с бакинского сайта
 Screenshot_2019-09-06-20-15-23.png

 Screenshot_2019-09-06-20-32-58.png

 Screenshot_2019-09-06-20-33-28.png

 Screenshot_2019-09-06-20-42-31.png
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Томашевский Аполлинарий Иванович (1890-1926)

Сообщение Кара » 08 Сентябрь 2019 22:35

Заметка о действиях Карельского авиазвена. Журнал "Красные крылья", 1925 г.
 1925-1925-03002.jpg


4-го февраля 1925 года Карельская республика и Высшая военная школа лётчиков-наблюдателей приняли взаимное культурное шефство. Но ещё четыре года тому назад было положено начало смычки между школой и Красной Карелией.
Для отпора финским белобандам, вторгшимся в пределы Карелии, боевое звено Школы было переброшено на фронт. 1 января 1922 года звено с самолётами, имуществом и личным составом прибыло в город Кемь (на берегу Белого моря). Надо было найти аэродром и это оказалось очень нелегко. Пришлось выбрать единственную ровную площадку, имевшуюся вблизи - на заливе. Лёд покрывал его плотной корой без торосов, давая гладкую поверхность. Одно было плохо - палатки для людей, жильё пришлось поставить на берегу -на льду их нельзя было укрепить.
Боевые операции звена начались 20-го января. Личному составу (всего-навсего 26 человек) пришлось напрячь все усилия, чтобы боевая работа не прерывалась ни на минуту. Мотористы зачастую работали всю ночь, даже при лунном освещении. В этом им помогали слушатели Школы, выполнявшие обязанности лётчиков-наблюдателей и вместе с тем работавшие и по ремонту самолётов.
А летать было нелегко. Прежде всего, топографические карты, составленные в дореволюционное время, оказались очень неправильными. Из-за этого в полёте легко было сбиться в пути.
Вся местность была совершенна непригодна для посадки самолёта, поэтому каждая небольшая авария в полёте грозила вынужденной посадкой на неудобном месте - леса, незамёрзшие болота... и, в результате, катастрофой.
Наконец, самые полёты очень ограничивались кратким северным днём. Светлое время составляло, обычно, не больше трёх часов в сутки. И атмосферные условия - туманы, низкие облака, снег - всё это часто мешало производству полётов.
Несмотря на все затруднения операции звена развивались. Удалось заснять воздушной съёмкой громадный для того времени маршрут длиной в 90 вёрст. Командование каждый день аккуратно получало донесение звена о состоянии дел на фронте. Нередко совершались дальние полёты - на 200 вёрст от Кеми (полёт к ст. Ухтинская на северо-западном берегу озера Ср. Кунто).
В общей сложности, звено совершило несколько десятков полётов. Надо отметить, что за время работы звена ни разу не произошло встречи в воздухе красных самолётов с финскими аппаратами. Белые летали, но очень далеко от нашего аэродрома и, по-видимому, тщательно избегали нас.
Таким образом Карельская республика ещё в 1922 году видела на своих полях самолёты Петроградской школы лётчиков-наблюдателей. Тогда и зародилась связь между республикой и школой.

Взято с форума ОВВАУЛ
http://xn--80ada7afn3b.xn--p1ai/forum?v ... &start=360
Оригинал -
https://zen.yandex.ru/media/aero/karels ... 00a99259b3
В нём авторство приписывают командиру звена, т.е. Томашевскому
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 625
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения