Демин Леонид Александрович (1897–1973)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Демин Леонид Александрович (1897–1973)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Август 2013 18:48

 deminla.jpg
Демин Леонид Александрович
(17.05.1897–04.12.1973)
гидрограф-геодезист, инженер-контр-адмирал, доктор географических наук.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Демин Леонид Александрович (1897–1973)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Август 2013 18:52

от корифеев :)
Из монографий: © Аветисов Г.П. Имена на карте Российской Арктики. СПб.: Наука, 2003; Арктический мемориал. СПб.: Наука, 2006; Имена на карте Арктики. СПб.: ВНИИОкеангеология, 2009.
http://www.gpavet.narod.ru/demin.htm

 Дёмин_Леонид_Александрович.jpg
Демин Леонид Александрович
(17.05.1897–04.12.1973)

Русский моряк, гидрограф-геодезист, инженер-контр-адмирал, доктор географических наук.
Родился в Козлове в семье железнодорожника, окончил Козловское коммерческое училище. Уже в период учебы в Херсонском училище дальнего плавания в течение 1914–1917 гг. Демин плавал на торговых судах, а по окончании училища был зачислен гардемарином в школу мичманов военного времени.
Революцию Демин встретил в должности вахтенного начальника на крейсере «Аврора». В 1918 году принял участие в знаменитом ледовом походе кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Петроград.
После перевода в Гидрографическое управление плавал на гидрографических судах, учился в штурманском классе Соединенных классов специалистов командного состава флота, командовал гидрографическим судном «Орел».
В 1924 году Демин окончил гидрографический факультет ВМА и был направлен на Дальний Восток, где под руководством Б. В. Давыдова подключился к работе по восстановлению гидрографической службы на Тихом океане. До 1937 года он возглавлял гидрографическо-штурманский отдел Убекодальвоста, Отдельный гидрографический отряд, Гидрографическую экспедицию. Под его руководством, как правило, в тяжелых, опасных для людей и судов условиях был выполнен большой объем гидрографических работ в Японском, Охотском, Беринговом морях и нижнем течении Амура от устья до впадения Уссури. В 1947 году за многолетние исследования дальневосточных морей и лоцию Берингова моря Географическое общество наградило Демина золотой медалью имени Ф. П. Литке.
В 1939–1940 гг. Демин преподавал на кафедре гидрографии в Высшем военно-морском училище имени Г. К. Орджоникидзе.
Во время войны Демин служил в Наркомате ВМФ, а с 1942 года в течение 22 лет возглавлял главную редакцию Морского атласа. Под его руководством было выпущено фундаментальное трехтомное картографическое издание по общей и физической географии океанов и морей и военно-морской истории. За создание первого тома «Морского атласа» коллективу была присуждена Сталинская премия 1 степени.
В 1964–1966 гг. Демин заведовал кафедрой военной гидрографии и океанографии ВМА.
Среди многочисленных наград Демина орден Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1 степени и орден Трудового Красного Знамени.
Умер в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.
Бухта в Чукотском море западнее мыса Сердце-Камень. Названа советскими гидрографами.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Демин Леонид Александрович (1897–1973)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Август 2013 18:56

От историков-библиотекарей :)

Гидрограф Леонид Демин - исследователь дальневосточных морей
© Л. А. Барканова

Среди ученых-моряков имя доктора географических наук, профессора, контр-адмирала-инженера Леонида Александровича Демина занимает достойное место.
Леонид Александрович родился 17 мая 1887 г. в г. Козлове (ныне Мичуринск) Тамбовской области в семье служащего. Отец - Александр Николаевич Демин служил на железной дороге, мать - Агриппина Николаевна Демина занималась домашним хозяйством и воспитывала детей. До 1906 г. Леонид Александрович учился дома, в 1906 г. поступил в подготовительный класс Козловского коммерческого училища, затем после 3 класса перешел в гимназию. Учился на "отлично" и с ранних лет мечтал стать ученым моряком-путешественником. "Моими любимыми книгами в тот период жизни были описания различных морских путешествий. Поэтому, когда в 1913 году в связи с тяжелым материальным положением семьи после смерти отца мне пришлось начать самостоятельную жизнь, я пошел плавать на суда торгового флота с тем, чтобы заработать средства и продолжить образование уже по морской специальности" (1).
В 1914 г. Леонид Демин поступил в Херсонское училище дальнего плавания. До 1917 г. летом плавал на судах торгового флота, а зимой занимался в училище и давал частные уроки гимназистам по математике, физике и немецкому языку, зарабатывая средства для своего существования.
21 марта 1917 г. он окончил училище с большой серебряной медалью, уже в мае был призван во флот, зачислен гардемарином в школу мичманов военного времени и назначен на должность вахтенного начальника на крейсер "Аврора". Вместе с его командой принимал участие в Октябрьской социалистической революции. Затем в должности штурмана участвовал в ледовом походе кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Петроград. В 1918 г. был переведен в Гидрографическое управление, плавал на гидрографическо-исследовательских судах. В 1918-1919 гг. учился в штурманском классе Соединенных классов специалистов командного состава РККФ, после окончания которых в 1920 г. был назначен командиром ГИСУ "Орел".
Когда в 1920 г. возобновились прерванные в 1914 г. в связи с начавшейся первой мировой войной занятия в Военно-Морской академии, Л. А. Демин стал слушателем первого набора (всего 5 человек) гидрографического факультета. Перед факультетом были поставлены задачи: "готовить лиц, умеющих самостоятельно ставить и решать вопросы по исследованию морей, а также руководителей штурманского дела, которые смогут разобраться во всех технических его сторонах" (2, с. 155).
Еще учась в академии, Леонид Александрович в начале 1924 г. получил от начальника Управления по обеспечению безопасности кораблевождения Дальнего Востока (УБЕКО ДВ) известного гидрографа-геодезиста Бориса Владимировича Давыдова приглашение приехать к нему после окончания учебы работать на Тихий океан, где разворачивались огромные по размаху гидрографические работы. В 1924-1925 гг. Гидрографическое управление составило первый пятилетний план гидрографических работ, утвержденный Госпланом СССР, в котором было положено начало систематическому обследованию морей Советского Союза. Однако во многих районах систематическое обследование еще не выходило за пределы морской описи. Особенно это относилось к малообжитым районам Дальнего Востока. Причиной тому была слабая материально-техническая база, недостаточная мощность экспедиционных подразделений и отсутствие развитой геодезической сети.
Зиму 1924-1925 гг. Демин работал в УБЕКО ДВ непосредственно с Б. В. Давыдовым в качестве его помощника по гидрографическо-штурманскому делу. Борис Владимирович с большим увлечением рассказывал о морской съемке, которой он посвятил много лет жизни, и Демин многому у него научился.
Весной 1925 г. Дёмин занимался восстановлением навигационных ограждений Амурского лимана, уничтоженных во время интервенции японцами. За успешно выполненные работы приказом по РККФ № 498 от 1925 г. ему была объявлена благодарность (1). Летом 1925 г. Леонид Александрович руководил гидрографическими работами по съемке и промеру бухт на побережье Японского моря. Было определено 10 астрономических пунктов, для чего сделаны специальные хронометрические рейсы между основными пунктами, расположенными во Владивостоке, в заливе Ольга и Николаевске-на-Амуре.
В ту же кампанию осенью по совету знаменитого ученого-гидрографа Ю. М. Шокальского были произведены гидрологические разрезы в заливе Петра Великого по меридианам 131°, 132°, и 133°, на которых в дальнейшем должны были производиться сезонные наблюдения. Весной 1926 г. эти наблюдения были повторены на тех же разрезах, а летом и осенью несколько раз производились на сторожевом корабле "Воровский" по параллелям через все Японское море (3, с. 166).
В мае 1926 г. Демин был откомандирован в Пулковскую обсерваторию для прохождения специального курса по подготовке руководителей астрономо-геодезическими работами в гидрографических экспедициях и отрядах.
"Таким образом, с 1918 г. по 1928 г. мне удалось получить высшее гидрографическо-штурманское и астрономо-геодезическое образование, пройдя наиболее высокую профессиональную школу, какая существует в нашем государстве" (1).
В марте 1928 г., после успешной защиты диплома, Демину присваивают ученое звание гидрографа-геодезиста, и он снова едет на Дальний Восток, получив должность начальника гидрографическо-штурманского отдела УБЕКО ДВ (1).
Летом 1928 г. из Ленинграда во Владивосток приезжает начальник Океанографической экспедиции Академии наук СССР и Гидрографического управления Л. Ф. Рудовиц. На эту экспедицию было возложено производство гидрологических разрезов в Японском море, и для этой цели командованием выделяется сторожевой корабль "Воровский". Демин принимает участие в экспедиции в качестве помощника Л. Ф. Рудовица. Под его руководством гидрологическими разрезами по параллелям была покрыта вся северная часть Японского моря от параллели м. Поворотного до Амурского лимана. Погода благоприятствовала работам, и удалось выполнить много гидрологических станций. Затем осенью эти работы Демин продолжит на сторожевом корабле "Красный вымпел" в южной части Японского моря.
В 1929 г. перед УБЕКО ДВ была поставлена задача произвести гидрографические работы в Беринговом море от залива Корфа до м. Дежнева и в ряде районов Охотского и Японского морей, т. к. к этому времени выяснилось, что карты Охотского и Берингова морей, составленные по материалам гидрографических работ XIX в., имели большие расхождения в положении береговой черты и глубин, ввиду несовершенства технических средств и методов, которыми ранее велась морская съемка. Эти карты совсем не удовлетворяли требованию безопасного плавания, поэтому имелась настоятельная необходимость возобновить прерванные в 1921 г. работы по морской съемке Берингова моря.
Командованием флота для возобновления работ по морской съемке Берингова моря на кампанию 1929 г. был выделен сторожевой корабль "Красный вымпел" и сформирована Гидрографическая экспедиция УБЕКО ДВ. Леонид Александрович был назначен начальником экспедиции. "29 мая вышли из Владивостока и 7 июня пришли в Петропавловск-на-Камчатке. По пути в Японском море был выполнен ряд заданий по маячному строительству, а в Охотском начато производство гидрологических и метеорологических наблюдений, определение течений при помощи бросания бутылок" (1). В Петропавловске за время стоянки были произведены астрономические и магнитные наблюдения, пополнены запасы угля и пресной воды. 15 июня вышли из Авачинской губы на север вдоль берега с попутным промером, 20 июня пришли в залив Корфа и приступили к морской съемке. "Работа была для меня новой, и я, руководствуясь инструкцией Б. В. Давыдова, сразу же начал ходить близко от берега. Корабль дважды садился на мель, на своем примере показав, насколько опасно плавание в малоизученных водах" (1). К 22 июля была закончена морская съемка берегов Корфа и зал. Олюторского от м. Ильпинского до м. Олюторского. Но вскоре экспедиция вынуждена была вернуться в Петропавловск, так как "Красный вымпел" должен был идти на Аляску в связи с перелетом самолета "Страна Советов" из Москвы в Америку.
А Леонид Александрович на пароходе Совторгфлота вместе с другими членами экспедиции вышел на Командорские острова, где за время с 10 августа по 28 сентября был обследован съемкой и промером Никольский рейд и северо-западная часть о. Беринга. 28 сентября "Красный вымпел" пришел с Алеутских островов на о. Беринга, забрав экспедицию, вышел в Петропавловск. Погода в это время года стояла штормовая, продолжать работы не имело смысла, и из Петропавловска пошли во Владивосток, куда и прибыли 19 октября (3, с. 117). По возвращении из этой экспедиции и доклада в Совете Народных комиссаров о состоянии гидрографических исследований Берингова моря Демин в мае 1930 г. был назначен начальником вновь сформированного Отдельного гидрографического отряда Дальнего Востока. В этой должности ему удалось развернуть на Дальнем Востоке гидрографические работы большого масштаба:

1) в 1930 г. специально организованными триангуляционными партиями было начато проложение основного ряда триангуляции 2-го класса по побережью Японского моря как основы для систематической описи этого моря;
2) в 1930-1933 гг. продолжена топографическая съемка и промер большинства бухт Берингова моря, Анадырского лимана, Авачинской губы и нижнего течения р. Камчатки от устья до с. Ключи;
3) в 1932 г. была закончена опись нижнего течения р. Амур от г. Хабаровска до г. Николаевска-на-Амуре;
4) в этом же году были начаты гидрографические работы в зал. Петра Великого;
5) в 1930-1933 гг. произведена морская опись всего западного и северо-западного берега Берингова моря и Берингова пролива от бух. Карага до с. Уэллен.

"На мою долю выпало счастье довести эту историческую географическую работу до конца: положить правильно на карты северо-восточные берега Азии, производя морскую съемку от бухты Карага до мыса Дежнева", - напишет впоследствии Леонид Александрович в своей автобиографии (1).
Для дальнейшего изучения морей Дальнего Востока в более широком масштабе Отдельный гидрографический отряд был переформирован весной 1934 г. в Гидрографическую экспедицию Тихого океана с подчинением Гидрографическому отделу ТОФ, и в апреле 1934 г. Демин был назначен начальником экспедиции. Под его руководством экспедицией были выполнены следующие гидрографические работы:
1) в 1934 г. впервые в истории гидрографии на Дальнем Востоке была произведена аэрофотосъемка береговой линии зал. Петра Великого и северо-западного побережья Японского моря (4, с. 102);
2) в 1935-1936 гг. произведена систематическая гидрографическая опись западного берега Японского моря от зал. Петра Великого до Амурского лимана и о. Сахалин до параллели 50° с. ш.;
3) в 1935-1937 гг. произведена систематическая гидрографическая опись Амурского лимана;
4) в 1937 г. было начато детальное картографирование на основе триангуляции п-ва Камчатка со съемкой берега методом аэрофотосъемки и промером эхолотом.
К концу 1937 г. удалось закончить опись советского побережья Японского моря (1). "За 12 лет руководства гидрографическими работами на Дальнем Востоке Демин написал 8 подробных технических отчетов о выполненных работах, из которых каждый стоит иной научной работы" (из аттестации за 1944 г.) (1).
Произведенные в 1929-1937 гг. военными гидрографами под руководством Л. А. Демина исследования позволили устранить все несоответствия в положении береговой черты дальневосточных морей, ранее имевшихся на картах, и издать по результатам проведенных работ новые карты.
В связи с развитием мореплавания и усилением экономических связей с зарубежными странами в 30-х гг. ХХ в. одной из важнейших сторон деятельности Гидрографической службы ВМФ стало издание лоций. Новые морские карты, составленные по результатам работ, проведенных в экспедициях, заметки, собранные во время плавания в Беринговом море, послужили основным материалом для написания Л. А. Деминым "Лоции Берингова моря. Ч. 1. Восточный берег Камчатки от м. Лопатка до м. Олюторский и Командорские острова". (Лоция была издана в 1938 г.) (5, с. 4-5).
Исследования на Дальнем Востоке были приостановлены почти на два года: по доносу Леонид Александрович с ноября 1937 г. находился во Владивостоке под следствием, которое было прекращено прокурором ТОФ в октябре 1939 г. ввиду отсутствия состава преступления. Демина восстановили в воинском звании, и в декабре 1939 г. по личному желанию он был назначен старшим преподавателем кафедры гидрографии Высшего военно-морского гидрографического училища им. Г. К. Орджоникидзе, где читал лекции и вел практические занятия по геодезии (1).
Большой опыт Л. А. Демина как ученого исследователя, гидрографа-практика и прекрасного знатока картографического производства не остался незамеченным. Более двадцати лет, с 1941 по 1964 г., Леонид Александрович был занят созданием и выпуском "Морского Атласа". Это фундаментальное картографическое произведение по богатству содержания, основательности разработки тем не имело равных в мире и во многом подтверждало статус Советского Союза как великой морской державы. Первый том - Навигационно-географический (создан в 1950 г.); второй - Физико-географический (1953 г.); а третий - Военно-исторический в двух частях (1958 г. и 1963 г.), в нем истории войн, в которых участвовали отечественные вооруженные силы с IX до середины XX в. Специальный том - Указатель географических названий, причем с точными географическими координатами всех обозначенных объектов и с написанием всех названий в официальной местной форме.
Все эти годы Леонид Александрович бессменно возглавлял Главную редакцию Морского Атласа. "Свои организаторские способности умело применяет по руководству Главной редакцией по созданию Морского Атласа. В эту работу им вложено все то новое, что имеется в науке. Прекрасно знает картографическое производство" (из аттестации за 1959 г.) (1).
За создание первого тома "Морского Атласа" Постановлением Совета Министров СССР от 14 марта 1951 г. № 981 Демину была присуждена Сталинская премия (1).
В 1942-1945 гг. Леонид Александрович продолжил работу по написанию лоции Берингова моря. Доработал изданную в 1938 г. I часть лоции, защитил в 1944 г. по этой теме диссертацию на соискание ученой степени кандидата географических наук. А в 1947 г. была издана "Лоция Берингова моря. Часть II. Северо-западная часть моря от мыса Олюторского до Берингова пролива. Остров Св. Лаврентия и Берингов пролив.1946 г.".
За многолетние исследования дальневосточных морей, в том числе за лоцию Берингова моря, Всесоюзное географическое общество в 1947 г. присудило Л. А. Демину золотую медаль им. Ф. П. Литке.
В ноябре 1960 г. Демин защитил докторскую диссертацию.
Работы по изданию Морского Атласа были закончены в 1964 г., и Демина назначают начальником кафедры военной гидрографии и океанографии факультета радиоэлектроники Военно-Морской академии, а в июне 1966 г. он занимает должность профессора-консультанта Ученого Совета академии.
С февраля 1968 г. Леонид Александрович в отставке.
За время службы в Военно-морском флоте Л. А. Дёмин был награждён орденом Ленина (1945 г.), двумя орденами Красного Знамени (1944, 1947 гг.), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1944, 1968 гг.), медалями.
4 декабря 1973 г. Леонид Александрович Демин умер. Похоронен в Ленинграде на Серафимовском кладбище.
Именем Демина названы бухта в Чукотском море, группа островов малой Курильской гряды (по предложению участников Курильской научно-исследовательской экспедиции 1946 г.), подводная гора в Курильской гряде (1957 г.) (6, с. 95).
На доме, где он жил, установлена мемориальная доска (Санкт-Петербург, ул. Савушкина).
В 1978 г. было спущено на воду экспедиционно-океанографическое судно "Леонид Демин", производившее гидрографические работы в водах Мирового океана до 1987 г.
На его родине, в г. Мичуринске, в СОШ № 23 создан школьный музей имени Л. А. Демина. Среди экспонатов музея форма контр-адмирала с наградными планками, рабочие варианты "Морского Атласа".

1. ЦВМА. Личное дело № 20680. Автобиография.
2. Сорокин А. И. Подготовка гидрографов и штурманов высшей квалификации / А. И. Сорокин, О. П. Смирнов // Записки по гидрографии, 1977. № 198-199. С. 153-157.
3. Демин Л. О работах на Дальнем Востоке // Записки по гидрографии. 1957. № 2. С. 114-118.
4. Баранов Г. Ф. Гидрографическая служба Краснознаменного Тихоокеанского Флота // Записки по гидрографии, 1977. № 198-199. С. 100-109.
5. Седов Н. Е. Советская коллекция лоций Мирового океана // Записки по гидрографии. 1968. № 2. С. 3-14.
6. Справочник по истории географических названий на побережье СССР. Министерство обороны СССР, Главное Управление навигации и океанографии М. 1985. 431 с.

© Барканова Л. А. Гидрограф Леонид Демин - исследователь дальневосточных морей // "Камчатка: события, люди" : материалы XXV Крашенник. чтений / М-во культуры Камч. края, Камч. краевая науч. б-ка им. С. П. Крашенинникова. - Петропавловск-Камчатский, 2008. - С. 20-24.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Демин Леонид Александрович (1897–1973)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Август 2013 19:03

От внука :)
http://memoclub.ru/author/dl/

Леонид Александрович Демин, мой дед
© Демин Леонид

Петроград 17-го года
Мой дед закончил училище 1 марта 1917-го года, получил первый офицерский чин Мичман и прибыл по назначению на место службы – крейсер Аврора. Это совпало по времени с отречением царя, после чего власть вообще потерялась. Старших командиров не было, — кого убили, другие разбежались, команда выбрала себе новых начальников. Командиром корабля стал старший лейтенант, деда избрали командиром роты. Как он мне рассказывал, наступила полная анархия. Хочешь – пожалуйста, иди домой. Но многие остались. Здесь кормят, есть ночлег, да и живешь не где-нибудь, — в столице. Но тот, кто хотел, ушел к себе в деревню, прихватив с собой подчас и оружие.
Петроградский гарнизон, еще до всех этих событий был специфический. На исходе «царского режима» людей, активно возражавших против отправки на фронт, или публично высказывавших какие-то оппозиционные взгляды, в армию призывали, но отправляли в тыловые гарнизоны. Петроградский гарнизон был одним из таковых. Здесь, в частности служил впоследствии знаменитый матрос Дыбенко, активно выступавший против войны. Его не судили «по законам военного времени», не отправили в ссылку, а отправили служить в тыловой гарнизон.
После февральской смены власти наступила полная анархия. Дед рассказывал: «Сегодня один агитатор придет, — его слушают, кричат «Ура!», завтра другой – ему тоже кричат «Ура». Что происходит, естественно, никто не понимал. В таких условиях у Временного правительства была какая-то власть, но не было силы, а у Советов уже была сила, но еще не было власти.
Потихоньку большевики, используя механизм отзыва депутатов, начали занимать большинство в Советах. Первая попытка захватить верховную власть случилась в июле. Но в Петрограде тогда еще оставалось достаточно верных правительству частей, они расстреляли сопровождавшую эти действия демонстрацию.
Выступление было подавлено, Ленин уехал в Разлив. Как говорила моя бабушка, все знали, что он где-то здесь живет. Не знали конкретно, но знали, что здесь. Впрочем, его никто особо и не искал. Ленин не пошел на суд. Вот, Троцкий пошел, и его через месяц выпустили. Триумфально!
Потом, когда Корнилов, пытаясь остановить процесс разрушения России, затеял государственный переворот, Керенский заметался. В результате большевикам фактически все простили. Они вышли из подполья, вернулись, и начали создавать собственные вооруженные силы – Красную гвардию.
С другой стороны, многие офицеры так и не простили Керенскому то, что он их предал, — в армии это называли так. Поэтому в решающий момент, в октябре, многие воинские части заявили о своем нейтралитете и не исполняли какие-либо приказы.
Как говорил мой дед, реально власть к большевикам перешла не 25-го октября, раньше. По крайней мере, 23-го. В этот день Военно-революционный комитет (ВРК) разослал по всем воинским частям директиву о том, что не следует выполнять никаких приказов без согласования с ВРК. Директивы разносили представители ВРК. Это еще не были комиссары, но эти люди хорошо знали, что делается в «подведомственных» им частях.
Реально, революцию сделали тысяч 15 человек, и основным ее моментом был нейтралитет воинских частей.

Крейсер Аврора
Крейсер Аврора стоял на ремонте. Когда корабль ставят на ремонт, из него выгружается все оружие и топливо (тогда это был уголь). Стоял он в доке, и для того чтобы крейсер привести в боевое состояние, требуется примерно неделя, чтобы загрузить бункеры углем. Кроме того, чтобы он просто сошел с места, надо было угольные топки сутки топить. И, конечно, надо загрузить оружие, боеприпасы. Т.е. чтобы использовать крейсер по назначению, надо было дней за десять отдать соответствующее распоряжение. Кто его мог отдать? – В архивах этого нет.
Скорее всего, это был тот самый ВРК. И поскольку возглавлял его Троцкий, все эти документы впоследствии были тщательно подчищены или уничтожены, практически ничего не осталось.
Итак, в октябрьское противостояние было вовлечено не более 15 тыс.человек. Это была Красная гвардия, а с другой стороны, — юнкерские училища. Октябрьская революция была одной из самых бескровных, поскольку офицеры не простили Керенскому его поведение при выступлении Корнилова. 2-3 человека были убиты за все это время, практически никто не стрелял.
Из моих разговоров с военными моряками складывается такая картина, что крейсер Аврора играл роль запасного командного пункта и в случае поражения, он должен был вывести лидеров большевиков за границу. И другого здесь никак не просматривается. Так, если бы назначение крейсера было – опорный пункт, — есть Петропавловская крепость, где это удобнее было бы сделать. Гарнизон крепости выступал за большевиков, и удержаться там было бы гораздо легче, чем в Смольном. И нужен был вот такой подвижный объект, автономный, — со своими системами перемещения, жизнеобеспечения, со своим оружием, связью, который мог бы в случае каких-то осложнений, сыграть роль запасного командного пункта, а в случае поражения восстания, вывести лидеров большевиков. Организаторы этого не исключали,
Интересна роль Ленина и Сталина. Есть легенда, что Ленин был на квартире некоего рабочего, и поздно вечером прибыл в Смольный… — Почему до самого последнего момента он находился чуть ли не в подполье, а не под охраной уже существовавшей Красной гвардии?
Сталина в Смольном вообще не было, он был тогда курьером. Согласно официальной версии, был сформирован второй (параллельный) партийный центр, куда входил Сталин. Никакого активного участия в захвате власти он не принимал. Об этом многие знали, и потом активно вспоминали, пока еще можно было вспоминать. Сталин изобрел легенду о параллельном партийном центре, который руководил восстанием. Но реальным организатором и руководителем был, конечно, Троцкий.
В октябре 17-го Аврора была в Петрограде, а основные силы Балтийского флота располагались в Гельсингфорсе (Хельсинки). Это была реальная боевая единица, которая находилась в столице, и надо искать документы о том, кто приказал привести ее в боевую готовность. Для этого надо было задействовать различные военные и хозяйственные службы, а также штабные механизмы, — просто так, «под свою ответственность» никто ничего не сделает и не даст. А надо было еще выдать оружие из арсенала. И совсем неизвестно, как все это произошло, кто отдавал приказы…
Существует версия, что в настоящее время настоящей Авроры давно уже нет, и есть для этого такие основания. Когда закладывается корабль, делается так называемая Закладная доска. Это как паспорт корабля, куда заносится вся информация о нем. Когда делается киль, туда и закладывается эта доска. Так вот, на Авроре ее искали, но так и не нашли. Предположение есть такое.
В 1923-ем году перегоняли в Германию на разделку металлолома крейсер Диана, построенный по тому же проекту, что и Аврора. Есть версия, что погнали туда Аврору. А здесь осталась Диана. Но архивов тех времен и событий нет, они уничтожены в угоду чьим-то мнениям.

Демины
В январе 1918-го Балтийский флот из Гельсингфорса пришлось выводить, потому что немцы могли его захватить, они высадились в Финляндии. Мой дед участвовал в этом знаменитом ледовом переходе. Туда посылали всех, кто был полезен для перегона флота в Кронштадт…
Дед много рассказывал про те времена…
Демин Леонид Александрович, 1893 – 1973. Закончил Херсонское морское училище. По окончании им всем присвоили офицерские звания и по случаю войны, мобилизовали. Это был 1917-ый год. Первое место службы – Аврора. Но недолго дед служил…
Надо отдать должное женам, они часто играют большую роль в судьбе своих мужей. Так было и тут. Его жена (моя бабушка), Демина Валентина Матвеевна училась в Смольном институте благородных девиц. Была она, как говорили, из «худородного» дворянства. Т.е. к высшему сословию не принадлежала, но получила прекрасное образование. Имела широкий кругозор, а потом и колоссальный жизненный опыт. От многих негативных моментов она спасала моего деда…
Началась Гражданская война, но дед не участвовал в этой войне. Он учился. Потом начались «разборки», сначала в центральной России и на Украине. Бабушка настояла на том, что дед получил назначение на Дальний Восток. Здесь были разборки, а он тогда в море ходил. Потом, конечно эта волна и до туда докатилась, но все обошлось для него вполне благоприятно.
Всю жизнь моя бабушка помогала деду. Хотел он когда-то уйти со своей службы, но она сказала: «не надо», и во время второй мировой он работал в гидрографии, создавал карты. Много чем он обязан бабушке, но это отдельная тема для разговора.
К сожалению, уже многое потеряно. Когда-то мы передавали материалы деда в Военно-исторический музей, но где они сейчас, сказать трудно. Мне звонили люди, которые пытались их найти, но уже многих вещей нет. Материалы передавались в 1974-75 г., есть список того, что передано.

Белышев Александр Викторович
Комиссар Авроры, кто он? Я выяснил следующее.
Паренек из Псковской губернии (в 1917-ом было 24 года). Он, конечно, не играл большую роль на корабле, крейсером управлял командир. Но когда началась гражданская война…
Война началась после того, как разогнали Учредительное собрание. До этого многие партии и их лидеры считали, что не очень важно, кто сейчас у власти – было Временное правительство, теперь эти там, месяца два посидят, да и уйдут. Вот, Учредительное собрание… И только когда разогнали собрание, стало понятно, что «эти» просто так не уйдут.
Дед рассказывал, и я потом читал, что в выборах участвовали все народы России, кроме Польши, она была под оккупацией. Прибалты, Средняя Азия, Украина, Финляндия, — все надеялись на решение своих проблем, ждали и верили в Учредительное собрание. И только когда его разогнали, тогда и началась вооруженная борьба.
В это время Белышев «порвал свой партбилет» и бежал к себе в деревню. Только в 21-ом году снова вступил в партию. Жизнь свою закончил как простой инженер Ленэнерго.
На 50-летие Октября он приезжал к нам. Дед ему говорил: «Ну что ты врешь! Не было этого, зачем ты все это говоришь? – В одной газете статья, в другой. Зачем говоришь ерунду?» Человек ответил, это было при мне: «Леонид Александрович, в чем ты меня упрекаешь, мне, грубо говоря, пенсию надо зарабатывать». И сказал: «Все маршалы врут, что ты от меня-то хочешь?». – Такая фраза прозвучала.

Кронштадтский мятеж
Белышев снова вступил в партию, когда был Кронштадтский мятеж. Для подавления формировали тогда сборные воинские части, потому что боялись, что многие моряки и солдаты гарнизона присоединятся к восставшим. Подавляли, не считаясь ни с какими потерями, потому что лед мог растаять, и тогда взять Кронштадтскую крепость было бы очень трудно. А пока еще по льду можно было туда дойти.
По своей работе я часто бывал в Кронштадте, и там слышал такую версию. Кронштадт чистили вплоть до 1946-го года. Т.е. под любым предлогом — паспортный режим, в войну это была эвакуация и т.д. Из Кронштадта постепенно выселили все население, которое было там в 22-ом году и которое еще могло что-то помнить.

Дальний Восток
Дед родом из Тамбовской губернии. Родители его были землевладельцы. Не помещики, они сады разводили. Отец его рано умер, В детстве много читал, увлекся морем и потому поступил в Херсонское училище. Практику они проходили каждый год, дед много где был. Потом учился в Пулковской обсерватории , принимал участи в картографировании Каспийского моря. С 23-го года он на Дальнем Востоке.
В свое время была создана экспедиция Витуса Беринга. Дед рассказывал, что есть бумаги, которые говорят о том, что целью экспедиции была Америка. Прошел он по морям Дальнего Востока, составил карту. Сенат был первой экспедицией очень недоволен, но все-таки выделил деньги на вторую экспедицию. Беринг дошел до Аляски, основал там поселение
Аляска стала русской. Но было понятно, что защитить свои владения на Тихом океане Россия не может. Небольшие военные силы, снабжения нет, все эти территории легко могут быть завоеваны. Через много лет это хорошо показало поражение в русско-японской войне.
После того, как Аляска была продана, торговые пути резко переместились на юг. Камчатка, Чукотка, побережье Охотского моря в хозяйственном отношении пришли в упадок. Если раньше там была торговля, вплоть до того, что из Калифорнии завозили продукты, то теперь этого не стало. Интерес к этим местам пропал, и в результате оставались еще те карты, которые готовил Беринг.
В 20-е годы мой дед занимался тем, что участвовал в составлении новых карт побережья Японского, Охотского и Чукотского морей. За 15 лет они составили новую карту. Они работали, а снабженцы, как рассказывал дед, и тогда работали чрезвычайно плохо. Как в фильме «начальник Чукотки», стреляли песцов, приходилось самим себя обеспечивать. Японцы, американцы, канадцы, — все, кто угодно, ходили туда как к себе домой, границы не было. Иностранцы привозили им, когда это было нужно, горючее, продовольствие и даже оружие, если это требовалось.
Так вот они и работали, делали свое дело. Некоторые офицеры удивлялись потом, — за один год они делали то, на что впоследствии уходило года три. Территория считалась советской, но каких-то войск там не было. После русско-японской войны, на Тихом океане осталось немного кораблей, а после гражданской, и те, что остались, практически все ушли в Шанхай, там было много русских эмигрантов. Дед шутил: «У меня находилось в подчинении 50% тихоокеанского морского флота – канонерская лодка». Японцы ходили на Камчатку. Во Владивостоке их, быть может не было, — там все-таки были форты, береговые укрепления, а на Камчатке не было ничего. И ходили туда корабли японские, не только гражданские, но и военные. Нормально ходили, спокойно, — фактически открытый порт. Приходили, закупали продовольствие у местного населения, заправлялись водой и шли дальше. Не пускать их туда никаких сил не было.
Потом, в 33-ем году появился погранотряд в Петропавловске-Камчатском. Но это были только два самолета и береговые укрепления. А море было свободным, там ничего не было. На острове Врангеля находилась канадская фактория, несколько лет они занимались охотой на морского зверя. В то время даже ставился вопрос о присоединении острова Врангеля к Канаде.
ВМФ создавался плохо, побережье оставалось открытым. Японцы тоже осваивали земли. У них было много конфессий на северном Сахалине. Южный тогда принадлежал им, но они и на север продвигались. На побережье конфессий было немного, старались все-таки их туда не пускать, а на Камчатке и на Чукотке никто ничего с этим сделать не мог, чукчи довольны были. Во всяком случае, так было до 39-го года, дед там до этого времени работал.
Вернувшись с Дальнего Востока, дед служил в Центральной Гидрографии. В войну ее эвакуировали из Ленинграда в Омск, где и создавали карту. «Атлас океана», 5 томов — это его основной труд. Подготовкой занималась отдельная воинская часть. Ответственный редактор – Главнокомандующий Морским флотом, дед был исполнительным редактором.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Демин Леонид Александрович (1897–1973)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Август 2013 19:22

от СССР :)
Демин Леонид Александрович
год рождения __.__.1897
инженер-капитан 1 ранга
в РККА с __.02.1918 года

Орден Красного Знамени (представлялся на Орден Ленина)
Приказ или указ: Архив ЦВМА фонд 3 опись 1 единица хранения 776
 3-1-776-00000416.jpg
 3-1-776-00000418.jpg
 3-1-776-00000451.jpg

Наградной лист: фонд 3 опись 1 единица хранения 827
http://www.podvignaroda.ru/?n=50648137
 3-1-827-00000137.jpg
 3-1-827-00000138.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Демин Леонид Александрович (1897–1973)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Август 2013 19:39

Орден Трудового Красного Знамени
Приказ или указ: Архив ЦВМА фонд 3 опись 1 единица хранения 769
 3-1-776-00000416.jpg
 3-1-776-00000418.jpg
 3-1-776-00000451.jpg

Наградной лист: фонд 3 опись 1 единица хранения 829
http://www.podvignaroda.ru/?n=50627872
 3-1-827-00000137.jpg
 3-1-827-00000138.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Демин Леонид Александрович (1897–1973)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Август 2013 19:46

Орден Ленина
Приказ или указ: Архив ЦВМА фонд 3 опись 1 единица хранения 1202
 3-1-1202-00000004.jpg
 3-1-1202-00000022.jpg
 3-1-1202-00000076.jpg

Наградной лист: фонд 3 опись 1 единица хранения 1141
http://www.podvignaroda.ru/?n=50603364
 3-1-1141-00000959.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Демин Леонид Александрович (1897–1973)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Август 2013 19:49

Орден Отечественной войны I степени
Приказ или указ: Архив ЦВМА фонд 3 опись 1 единица хранения 769
 3-1-769-00000388.jpg
 3-1-769-00000389.jpg
 3-1-769-00000390.jpg

Наградной лист: фонд 3 опись 1 единица хранения 1260
http://www.podvignaroda.ru/?n=50630859
 3-1-1260-00000146.jpg
 3-1-1260-00000147.jpg
 3-1-1260-00000148.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Демин Леонид Александрович (1897–1973)

Сообщение Георгий Паруирович » 05 Декабрь 2019 13:23

Адрес статьи о Демине на сайте "Арктическая топонимика" http://www.gpavet.narod.ru/Names1/demin.htm
Фото могилы на Серафимовском кладбище http://www.gpavet.narod.ru/Places/photomog/demin.jpg
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 214
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения