Чернявский Григорий Максимович (1907-1936)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Чернявский Григорий Максимович (1907-1936)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Май 2013 13:49

 214-№5-1936 - фото.jpg
Чернявский Григорий Максимович
(1907-1936)
Полярный летчик.

Упоминанияв темах форума "Полярная почта":
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Чернявский Григорий Максимович (1907-1936)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 27 Май 2013 13:50

Окрыленная Игарка
http://igarka-permafrostmuseum.ru/index ... garka.html

2 апреля 1936 года из Дудинки на мыс Нордвик вылетела группа самолетов Р-5, пилотируемая летчиками: Купчиным, Поповым и Чернявским. На самолете Г. М. Чернявского находились бортмеханик Д. И. Багряшов и два инженера Нордвикстроя – И. К. Федотов и П. А. Кабанов. Попав в снежный заряд, самолет Чернявского перешел в штопор и рухнул на землю. Командир корабля и инженер Федотов скончались на месте крушении. Тяжело раненых механика и инженера Кабанова увезли в Дудинскую больницу. Кабанов П.А. стал инвалидом, но продолжал работать и жить в Ленинграде, а Багряшов поправился и продолжал летать. Погибших похоронили в Игарке. В то время начальником Красноярского политотдела Главсевморпути фактически руководителем нашего города была Валентина Петровна Остроумова. Она приняла решение о захоронении первопроходцев северных воздушных трасс на площади у стен городского совета и городского комитета ВКП(б) и установлении на могиле памятника погибшим. В.П.Остроумова после Великой Октябрьской Социалистической революции работала секретарем во ВЦИКе, затем в ЦК РСДРП(б), стенографировала выступления В.И.Ленина, поэтому в ней всегда оставался столичный и кремлевский дух. В тридцатые годы в Москве началось новое веяние - крупных политических деятелей хоронить у кремлевской стены. И в Игарке по указу Остроумовой летчики были похоронены на городской площади. С течением времени в нашем городе появилась улица, названная именем Г. М. Чернявского.

И.В. Шинова, научный сотрудник отдела истории
7 февраля 2013 г.

© Copyright 2010,- Музей Вечной Мерзлоты
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Чернявский Григорий Максимович (1907-1936)

Сообщение ББК-10 » 01 Октябрь 2015 16:05

 18.jpg
Братская могила Чернявского Григория Максимовича (1907–1936 гг.), лётчика, и Федотова Ивана Кузьмича (1896–1936 гг.), инженера, погибших в авиакатастрофе при выполнения государственного задания

Адрес: г. Игарка, ул. Большого театра, 20
Датировка: 1936, 1990-е гг.
Типология: Памятники истории
Категория охраны: Региональная
Документ о принятии на государственную охрану: Решение исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 05.11.1990 № 279


Описание объекта

Могила находится около стадиона города. Могильный холм обшит досками. Надмогильное сооружение представляет собой обелиск с трапециевидными сторонами с пирамидальным завершением на 2-ступенчатом постаменте в форме параллелепипеда. Обелиск и постамент деревянные, обшиты жестью. В верхней части обелиска на фасадной стороне закреплен пропеллер от самолета «П-5», на котором погибли захороненные.
Высота обелиска – 2,5 м, площадь основания – 1 x 1 м; высота каждой ступени постамента – 0,15 м, площадь основания 1-й ступени – 1,6 х 1,6 м, 2-й – 1,3 х 1,3 м. Длина пропеллера – 2 м. Могильный холм размером 3,5 х 3,5 м. На лицевой стороне обелиска мемориальная доска из жести (0,25 х 0,5 м) с выгравированной надписью: «Инженер Нордвикстроя Федотов Иван Кузьмич. 1896 – 1936.2.4. Полярный летчик Чернявский Григорий Максимович. 1907 – 1936.2.4».
Первый памятник был установлен 10 апреля 1936 г. Он был деревянным, в дальнейшем имел разные формы. В 90-е годы обелиск был выполнен из жести, на фасадной стороне был закреплен пропеллер самолета «П-5». Трехлопастной пропеллер, который красовался на памятнике длительное время, был похищен в 2006 г., при этом одна из стенок памятника повреждена. В 2009 г. начаты работы по благоустройству памятного места.

Историческая справка

В середине 30-х гг. в районе устья р. Хатанги были обнаружены залежи соли и каменного угля. Главное управление Северного морского пути (ГУСМП) нуждалось в угле для буксировки судов, идущих Северным морским путем, а север Сибири и Дальний Восток в еще большей степени нуждались в соли для рыбных промыслов. В те годы соль сюда приходилось возить с берегов Черного моря.
Для уточнения запасов соли и угля, а также практической возможности их разработки в вышеуказанном районе ГУСМП обратилось в один из геологических институтов в Ленинграде с просьбой направить 4-5 геологов для обследования этого района, а также в ленинградский институт Гипроводтранс с просьбой направить специалистов для выяснения возможности строительства морского порта в этом районе (мыс Нордвик или бухта Кожевникова). Таким образом была образована экспедиция в составе 6 инженеров, которую возглавил инженер Пономарев (инициалы не установлены) из ГУСМП. Сотрудники экспедиции к началу апреля 1936 г. собрались в Дудинке. Для перелета сотрудников экспедиции в район мыса Нордвик было выделено звено полярной авиации в составе трех небольших самолетов «П-5», пилотируемых летчиками Г.М. Чернявским, Купчиным и Поповым.
2 апреля 1936 г. самолеты с участниками экспедиции на борту вылетели из Дудинки. На самолете Г.М. Чернявского с бортмехаником Д.И. Богряшевым летели инженеры И.К. Федотов и П.А. Кабанов. При попадании самолетов в очередную сильнейшую полосу метели ведущий самолет Купчина был отброшен на курс движения самолета Чернявского. Во избежание столкновения Чернявский отвернул влево, но при этом пришлось сделать губительно крутой поворот, отчего самолет перешел в «штопор» и врезался в лед. Пилот Г.М. Чернявский и инженер И.К. Федотов погибли. Их похоронили в Игарке у школы № 4 (сейчас рабочее общежитие). Полярный летчик Григорий Максимович Чернявский (1907 –
2.04.1936) с 1929 г. работал пилотом Красноярской группы полярной авиации ГУСМП, был одним из лучших авиаторов, прошедший школу в качестве второго пилота у полярных летчиков Чухновского и Молокова. В 1933 г. он вместе с полярным летчиком Леваневским принимал участие в поисках погибшего американского летчика Матгерка, а затем в вывозе тела Маттерка на Аляску. Иван Кузьмич Федотов (1896 – 2.04.1936) в 1930-е гг. работал инженером Нордвикстроя.
Герои освоения северных авиалиний были похоронены в центре Игарки с почестями перед стенами «местного Кремля» – зданием горкома партии и горсовета (ул. Большого Театра, 20). Похороны состоялись 11 апреля 1936 г. в 15 часов местного времени На могиле установлен памятник. Сообщение об этих событиях было размещено в газете «Большевик Заполярья» за апрель 1936 г. Кроме того, этот факт получил отражение в документах архивного фонда горисполкома, где было принято специальное Решение о захоронении героев севера (городской архив, фонд Р-1, опись1 за 1936 г.).
В 2011 г. в апреле проведен митинг на месте захоронения в честь юбилейной даты.

Материалы

Воспоминания Петра Александровича Кабанова // Игарский городской дом пионеров. Краеведческая комната.
История открытия и освоения Северного морского пути. Т. 3. Л., 1959. С. 41, 139.
Львов А. Две легенды Норильлага // Красноярский рабочий. 1992. 8 мая.
Наумов Т.В. Русские географические исследования Сибири в XIX – начале XX вв. М., 1965.

Источники:
Памятники истории и культуры Красноярского края : [сборник : в 4 вып.]. Вып. 3 / науч.-производ. центр по охране и использ. памятников истории и культуры [и др. ; сост. Г. Ф. Быконя ; редкол.: Г. Л. Рукша (гл. ред.) и др.]. Красноярск : Красноярское книжное издательство, 1995. – С. 32-33.
Достопримечательности и памятные места города Игарки (на сайте Игарского краеведческого комплекса "Музей вечной мерзлоты")


Страница памятника на сайте "Памятники истории и культуры Российской Федерации"

© «КУЛЬТУРА 24» Информационный портал о культуре Красноярского края. 2014 г.
http://культура24.рф/legacy/detail/1323/
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5442
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Чернявский Григорий Максимович (1907-1936)

Сообщение ББК-10 » 01 Октябрь 2015 16:11

 181.jpg
Достопримечательности и памятные места города Игарки

18. Братская могила лётчика Григория Максимовича Чернявского и инженера Нордвикстроя Ивана Константиновича Федотова.
Объект культурного наследия Красноярского края.

Оба члена экипажа погибли в авиакатастрофе 2 апреля 1936 года при выполнении рейса Дудинка - мыс Нордвик на самолете П-2. Герои освоения северных авиалиний были похоронены в центре Игарки с почестями перед стенами «местного Кремля» - зданием горкома партии и горсовета (ул. Большого Театра,20). Похороны состоялись 11 апреля 1936 года в 15 часов местного времени На могиле установлен памятник. Сообщение об этих событиях было размещено в газете «Большевик Заполярья» за апрель 1936 года. Кроме того, этот факт получил отражение в документах архивного фонда горисполкома, где было принято специальное Решение о захоронении героев севера (городской архив, фонд Р-1, опись1 за 1936 г.)
Первый памятник был установлен 10 апреля 1936 г. Он был деревянным, в дальнейшем имел разные формы, но всегда выглядел достойно. В 90-е годы обелиск был выполнен из жести, на фасадной стороне был закреплен пропеллер самолета «П-5». Трехлопастной пропеллер, который красовался на памятнике длительное время, был похищен несовершеннолетними в 2006 г., при этом одна из стенок памятника повреждена. В 2009 г. начаты работы по благоустройству памятного места. В 2011 году в апреле проведен митинг на месте захоронения в честь юбилейной даты.


© Copyright 2010,- Музей Вечной Мерзлоты
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5442
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Чернявский Григорий Максимович (1907-1936)

Сообщение ББК-10 » 01 Октябрь 2015 16:19

18 - копия.jpg
Вот только не очень понятно почему Музей Вечной Мерзлоты именует ФЕДОТОВА ИВАНА КУЗЬМИЧА - Константиновичем ?
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5442
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Чернявский Григорий Максимович (1907-1936)

Сообщение ББК-10 » 02 Апрель 2016 10:37

Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л., 1936, с. 214.

 214-№5-1936.jpg
ГИБЕЛЬ ЛЕТЧИКА ЧЕРНЯВСКОГО

2 апреля 1935 г. из Дудинки вылетело звено, состоявшее из трех самолетов „Р-5", имевших на борту группу инженеров, направлявшихся в Нордвик для строительства соляных рудников.
Когда самолеты находились в районе р. Пясины, с одним из них произошла авария, в результате которой, погибли пилот т. Чернявский и геолог т. Федотов.
Являвшийся учеником славного полярного летчика Б. Г. Чухновского, Чернявский был известен нам как участник перелета в 1933 г. героя Советского Союза С. Леваневского из Анадыря на Аляску, во время которого был доставлен в Ном американский летчик Маттерн, совершавший свой неудачный кругосветный перелет.
Оставшись после этого полета на зимовку на Чукотском п-ве, Чернявский 4 ноября 1933 г. совершал разведку льдов в Беринговом проливе, где в то время находился зажатый льдами п/х „Челюскин".
Г.
Последний раз редактировалось ББК-10 02 Апрель 2016 10:41, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 5442
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Чернявский Григорий Максимович (1907-1936)

Сообщение Адольф Милованов » 10 Февраль 2019 15:15

РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 2. Д. 1940. Отчёты о работе Воздушной службы ГУСМП по основной деятельности за 1931-1933гг
Л. 93. Отчёт о деятельности Авиаслужбы КСМП за 1932 год.

16. Состав экипажей самолётов: …
Сам. Н-4: к/с Молоков В.С, пилот Чернявский Г.М, б/м Артамонов П.И.

Положительные стороны: …
Самолёт Н-4, будучи 2-й категории, обязывал личный состав самолёта относиться к последнему с большим вниманием и большой работой по содержанию его в исправности.
Означенный самолёт производил главным образом полёты по заданиям Начальника Объединения Комсеверпуть т. Лаврова Б.В.
8. За лётную деятельность 1932г Авиаслужба дала 3-м пилотам подготовку, из коих: [b]б/м Чернявский работает в настоящее время 2 пилотом на тяжёлом речном с-те[/b]; к/с-та Алексеев А.Д. и б/м Косухин В.В. в настоящее время проходят вывозную лётную тренировку в одной из школ Осовиахима.
Выводы: ... 9. Вынести поощрение экипажам самолётов Н-2, Н-1 и Н-4.
8.1.1933г. Нач. Авиаслужбы Шевелёв.

РГАЭ. Ф. 9570. Оп. 2. Д. 1943 (ф/к 1б) Годовой отчёт УВС за 1933 год на 44л.

Лётно-технические кадры Воздушной Службы обеспечили выход на работу всех машин:
Н-4 к-р Гаранин, 2п Чернявский, летнаб Траутман, б/м Шадрин и Демидов. …
III. Экспедиции по обследованию новых районов. …
в) Перелёт пилота Левоневского на Аляску и по Северному побережью.
… За весь свой перелёт лётчик Левоневский покрыл свыше 37.000 км, пробыв в воздухе 222 часа (включая и перегон самолёта Н-4). Самолёт Н-8 пробыл в воздухе 196 часов. В состав экипажа входили: летнаб Левченко В.И., мл. инж. Крутский Б.Г. и б/м Моторин В.С., вторыми пилотами частично: Куканов и Чернявский. …

4. Полёты по обслуживанию зимовок. …
в). Полёты на зимовке на м. Северный и в Уэлене. …
В Уэлене к 1.11, с целью оказания помощи, имевшему вынужденную посадку с-ту Н-4 был собран самолёт СССР Н-15, но т. Куканов справился сам.
3.11 этот самолёт с пилотом Чернявским сделал разведочный полёт к п/х Челюскин, а 4-го вылетел в б. Провидения для разведки посадочных площадок для прибываемых туда больших самолётов. При посадке в б. Провидения самолёт сломал шасси и винт, после чего был отправлен для ремонта во Владивосток. (так кто же был пилотом 4.11? Чернявский или Ляпидевский, как написано ниже???)

7. Служебные полёты. …
Данные по эксплуатации самолётов УВС за 1933г.
Л. 32. Таблица происшествий в 1933г. …
Аварии: а) в полёте: 1… 2. Пилот Ляпидевский на самолёте СССР Н-15 4.11 при посадке в б. Провидения выскочил на берег, сломал шасси, винт и повредил плоскости (виноват пилот).
ИО. Нач. УВС Главсевморпути … (Волобуев).
Инж. диспетчер … (Карамышев).
27 мая 1934г.
РГАЭ. Ф. 9570. Д. 1117. Годовой отчёт Енисейской АГ по основной деятельности за 1935г. и объяснительная записка к нему. 219л.
Для повышения квалификации лётного состава в середине 1935 года при авиагруппе был создан тренировочный отряд …
Налетав 263 часа тренотряд ввёл в строй 6 пилотов (Афонин В.В., Смирнов, Иванов П.Г, Попов В.А., Кацитадзе А.П, Чернявский Г.М). …
Командир Енисейской АГ Минин.
Чернявский.docx [639.07 КБ Скачиваний: 18]
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1242
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения