Страница 1 из 1

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 18 Апрель 2013 12:32
[ Леспромхоз ]
 16.jpg
Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович
Полярный летчик (штурман, радист)
[1904, Калининская обл. - 06.02.1938, Мурманская обл.]

Участие в экспедициях/событиях: Перелеты Молокова В.С. на самолете «СССР Н-2» (1935, 1936), ВВЭ «Север» (1937), Воздушная экспедиция по поиску самолета «СССР Н-209» Леваневского С.А. (1937),
Перелет дирижабля «СССР В-6» Москва-Мурманск (1938)-погиб при катастрофе.

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 18 Апрель 2013 12:40
[ Леспромхоз ]
Материалы с сайта "Энциклопедия Долгопрудного"
http://www.info.dolgopa.org/library/04_00.htm
Дирижабль В-6 «Осоавиахим»


Ритслянд Алексей Александрович
Первый штурман дирижабля

Алексей Александрович Ритслянд заслуженно пользовался репутацией лучшего штурмана Союза. В историческом полете на Северный полюс он находился на самолете «СССР Н-171». За участие в этой экспедиции т. Ритслянд был награжден орденом Ленина. В 1936 г. т. Ритслянд вместе с Героем Советского Союза Молоковым В. С. совершает большой арктический перелет на самолете «СССР Н-2». Правительство награждает его тогда орденом Трудового Красного Знамени.
Тов. Ритслянд родился в 1904 г. в семье крестьянина в селе Александрове Кудиревского района, Калининской области. В 1922 г. он оканчивает среднюю школу. В 1923 г. работает в сельском хозяйстве. Осенью этого года он поступает курсантом в Ленинградскую артиллерийскую школу, откуда в 1926 г. командируется в школу летчиков-наблюдателей. Кончив школу в 1928 г., Алексей Александрович назначается летнабом в Н-скую авиа-эскадрилью. Затем его командируют в школу специальных служб на отделение инструкторов связи. Окончив ее, он снова работает в своей части летнабом, а также инструктором связи. В 1929 г т. Ритслянд назначается начальником связи авиапарка а в следующем году - начальником электро-радиослужбы экадрильи. На этой работе Алексей Александрович - до 1932 г. В 1933 г он поступает в Главсевморпуть штурманом-радистом и работает до последнего времени в полярной авиации.
В золотые страницы истории завоевания Арктики навсегда вписано имя замечательного советского пилота, гордого сокола нашей родины - Алексея Ритслянда.

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 13 Ноябрь 2013 16:26
Адольф Милованов
Поправка. Упоминаемый полёт с Молоковым В.С. на Н-2 был в 1935г, а не в 1936.

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 13 Ноябрь 2013 16:31
Иван Кукушкин
исправлено

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 13 Ноябрь 2013 16:49
[ Леспромхоз ]
Спасибо!
Я указал перелет 1936 года как более известный и протяженный.
Наверное справедливости ради надо указать оба перелета и 1935 и 1936 гг., поскольку Алексей Ритсланд
участвовал в обоих.
 молоков.JPG

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 13 Ноябрь 2013 16:50
[ Леспромхоз ]
Переисправьте плиз :)
http://militera.lib.ru/memo/russian/molokov_vs/05.html

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 13 Ноябрь 2013 17:16
Иван Кукушкин
fixed

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 25 Февраль 2014 11:54
Адольф Милованов
Весь экипаж -13 человек похоронен на Новодевичьем кладбище, колумбарий уч.4-5.
 06.2009 Новодевичье кл. 112.jpg
 06.2009 Новодевичье кл. 113.jpg

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 22 Октябрь 2018 10:40
Historik
 Ритслянд.jpg

 Ритслянд2.jpg

 Молоков и экипаж.jpg

Крайний слева.
 Молоков и экипаж2.jpg

Крайний справа.
 эк Молокова4.jpg

 Эк Молокова2.jpg

Экипаж АНТ-6 (Г-2) "Авиаарктика" Н-171 В.С.Молокова в период ВВЭ "Север" (22 марта-25 июня) 1937 г.: командир - В.С.Молоков, второй пилот - Г.К.Орлов, штурман и радист (до о. Рудольфа) - А.А.Ритслянд (на двух последних фото - в центре), бортрадист (на период полёта на СП-1 и обратно - до Москвы) - Н.Н.Стромилов, 1-й бортмеханик - В.Л.Ивашина, 2-й бортмеханик - С.К.Фрутецкий.
Снимки фотокора Вдовенко Бориса Евгеньевича (1909-1995) - из коллекции ФГБУК «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя» - http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12125369

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 15 Декабрь 2018 13:02
Historik
 экипаж Н-2.jpg

Члены экипажа Н-2 В.С.Молокова после полёта в Арктику: Г.Т.Побежимов, В.И.Мишенков, А.А.Ритслянд. 1936 г. - http://www.krskstate.ru/pobeda/heros/0/ ... 9?eyes=yes

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 08 Декабрь 2019 18:40
Георгий Паруирович
Статья о Ритсланде на сайте "Арктическая топонимика" http://www.gpavet.narod.ru/Names3/ritsland.htm
Фото могилы Ритсланда в колумбарии Новодевичьего кладбища в Москве http://www.gpavet.narod.ru/Places/photomog/ritsland.jpg

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 08 Ноябрь 2022 10:24
pilpav
[ Леспромхоз ] пишет:
16.jpg
Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович
Полярный летчик (штурман, радист)
[1904, Калининская обл. - 06.02.1938, Мурманская обл.]

Участие в экспедициях/событиях: Перелеты Молокова В.С. на самолете «СССР Н-2» (1935, 1936), ВВЭ «Север» (1937), Воздушная экспедиция по поиску самолета «СССР Н-209» Леваневского С.А. (1937),
Перелет дирижабля «СССР В-6» Москва-Мурманск (1938)-погиб при катастрофе.


Нет информации об участии в спасательной экспедиции дирижаблей «В-2» и «В-4» в начале 1934 года. Об этом была заметка в «Советской Арктике», но не помню номер журнала. На этом форуме тоже есть газетная заметка, но в газетной заметке другое написание фамилии. Известно, что Ритслянд не входил в штатный экипаж дирижаблей, а был командирован для участия в спасательной операции. Но не совсем понятно, кто командировал Ритслянда в 1934 году (ГУСМП или ВВС). В некрологе написано, что Ритслянд работал в ГУСМП с 1933 года. Но тогда непонятно, где он работал в летнюю навигацию 1933 года.

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 08 Ноябрь 2022 11:19
pilpav
Юрий Сальников в 2017 году выложил на YouTube небольшой сюжет «Интервью с Галиной Галковской» (Галина Галковская - дочь радиста экипажа Н-209 Николая Галковского).

Галина Николаевна вспоминает, что они с мамой Лидией Степановной каждый год ходили на могилу экипажа дирижабля «В-6» (памятник экипажу «Н209» в Москве появился только в 2000-х годах). Причём из всего погибшего экипажа «В-6» мама выделяла Ритслянда (мама говорила, что он был другом отца). Интересно было бы проверить эту информацию. Дело в том, что о Николае Яковлевиче Галковском мало точной информации, поэтому приходится изучать косвенные факты.

В принципе, Галковский и Ритслянд могли познакомится ещё в 20-е годы в Севастополе. Но проблема в том, что у них не совсем совпадают направления службы. Галковский почти чистый «радист», он как минимум на 90% занимался радиосвязью (возможно, Галковский даже не учился на курсах летнабов). А Ритслянд известен в основном как «штурман». Конечно, Ритслянд тоже занимался радиосвязью (скорее всего, Ритслянд был основным радистом в больших перелётах Молокова 1935 и 1936 годов), но запомнился Ритслянд как «штурман». Было бы интересно уточнить историю знакомства Николая Галковского и Ритслянда, это позволит уточнить обе биографии.

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 08 Ноябрь 2022 12:47
ББК-10
На этом форуме тоже есть газетная заметка, но в газетной заметке другое написание фамилии.

Оригинал публикации: Известия, 1934, №71 (5319) 24.03.1934
 Известия, 1934, №71 (5319) 24.03.1934.jpg

Ритслянд (Ритсланд) Алексей Александрович (1904-1938)

СообщениеДобавлено: 13 Январь 2023 15:40
Дирижаблист
В кн.: Белокрыс А. Девятьсот часов неба. Неизвестная история дирижабля «СССР-В6». – М.: Паулсен, 2017. С. 460–462.

Ритсланд [в документах также встречались написания «Ритслянд», «Рислянд», «Рисланд». В собственноручно составленных документах сам он всегда писал только «Ритсланд»] Алексей Александрович
Первый штурман дирижабля "СССР-В6" в последнем перелёте (05-06.02.1938).
Родился 16 октября 1904 г. в с. Аксёново Кудеверской волости Новоржевского уезда Псковской губернии (ныне – в Кудеверской волости Бежаницкого района Псковской области) в семье крестьянина – мелкого торговца.

В 1911–1915 гг. учился в четырёхклассной сельской школе, затем в 1915–1922 гг. в высшем начальном училище, впоследствии реорганизованном в школу II ступени. До 1923 г. работал в домашнем хозяйстве, после чего уехал в Ленинград, где поступил курсантом во 2-ю Артиллерийскую школу. В 1926 г., ещё до её окончания, был командирован в Военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА. Будучи не уверен в своей способности летать самостоятельно, просил возвратить его обратно в артиллерию, но вместо этого получил направление в школу лётчиков-наблюдателей (лётнабов), по окончании которой в 1928 г. был назначен в ВВС Чёрного моря – 60-ю отдельную разведывательную авиаэскадрилью, базировавшуюся в Севастополе (гидроавиация). Вскоре был направлен для продолжения учёбы в Военную школу спецслужб ВВС РККА на отделение инструкторов связи, которую окончил в апреле 1929 г. и вернулся в свою часть, где занимал должности лётнаба, инструктора связи. В конце 1929 г. авиаэскадрилья вошла в состав 9-й авиабригады, где Ритсланд продолжил службу в должности начальника связи авиапарка.
В конце 1929 г. заявил начальнику ВВС РККА Алкснису о своём желании продолжить лётную работу и, подыскав себе заместителя, был переведён обратно в 60-ю авиаэскадрилью, где служил лётнабом, инструктором связи, начальником электрорадиослужбы до сентября 1932 г. Во время службы в ВВС Чёрного моря одно время числился в составе ночных экипажей, неоднократно выполнял ночные разведки и бомбометание. Получал денежные награды «за образцовое руководство, способствующее успешному проведению УБП [учебно-боевой подготовки. – А. Б.], и личные примерные показатели по владению техникой, элементами в УБП».
В 1922 г. стал кандидатом в члены комсомола, куда был принят в 1924 г., затем в 1926 г. кандидатом в члены ВКП(б). В октябре 1929 г. во время партийной чистки был разоблачён ячейкой авиаэскадрильи и исключён из кандидатов в члены ВКП(б) «за связь с чуждым элементом». Чуждым элементом коммунисты сочли отца Ритсланда, как бывшего торговца – на том основании, что тот до 1917 года вёл в деревне мелкую торговлю, пусть и подсобную к крестьянскому хозяйству. Самого А. Ритсланда квалифицировали как сына торговца и обвинили в том, что скрыл своё социальное происхождение (указывал в документах: «из крестьян») и не порвал связи с отцом. С первым обвинением Ритсланд не соглашался, говоря, что ранее неоднократно официально объяснял ситуацию с отцовской торговлей и ничего не скрывал, однако доказать это документально не сумел. Второго обвинения не отрицал. В результате парткомиссия ВВС военного округа утвердила решение первичной ячейки об исключении его из кандидатов в члены ВКП(б). Как следствие, 1 сентября 1932 г. А. Ритсланд был освобождён от занимаемой должности старшего лётнаба 9-й авиабригады ВВС Чёрного моря и уволен в долгосрочный отпуск – как сын кулака*, а затем и вовсе уволен из РККА.
Приехав в Москву, в феврале 1933 г. поступил во Всесоюзное объединение «Комсеверпуть» штурманом-радистом. После того, как «Комсеверпуть» в марте 1933 г. был передан в систему Главсевморпути, продолжил работу в Управлении воздушной службы (с января 1936 г. – Управление полярной авиации) Главсевморпути, где и оставался до 1938 г., став одним из лучших полярных штурманов СССР.
В 1933 г. работал в экипаже полярного лётчика Матвея Козлова на самолёте «СССР-Н9» по обслуживанию ледовой разведкой морских экспедиций в западном секторе Арктики. В 1934 г. участвовал в качестве прикомандированного штурмана первого состава экипажа дирижабля «СССР-В4» в экспедиции Дирижаблестроя, направленной на Дальний Восток для спасения челюскинцев.
Летом 1935 г. в составе экипажа Героя Советского Союза Василия Молокова в качестве штурмана-радиста совершил на летающей лодке Дорнье «Валь» с опознавательным знаком «СССР-Н2» перелёт Красноярск – Якутск – Магадан – устье Колымы – мыс Медвежий – мыс Шмидта – Ванкарем – Уэлен, оттуда вдоль арктического побережья через Тикси, Нордвик и Дудинку обратно в Красноярск. За 144 часа было пройдено 23 тысячи километров. Всего за 1935 год Ритсланд налетал 250 часов.
В 1936 г. с Молоковым участвовал в большом арктическом перелёте вдоль трассы Северного морского пути. Маршрут начался в Красноярске и прошёл через Якутск, Магадан, Камчатку, Берингов пролив и далее вдоль всего арктического побережья до Архангельска, с остановками на полярных станциях. Молоков характеризовал Ритсланда как «великолепного мастера своего дела», «немногословного, всегда сдержанного и деликатного штурмана… удивлявшего… своей поистине ювелирной работой с картами и приборами». За этот перелёт Ритсланд был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1936 г. окончил радиотехническое отделение курсов повышения квалификации в Ленинграде.
За время службы в Главсевморпути имел несколько вынужденных посадок из-за неисправности техники. Одна из таких посадок, случившаяся 27 октября 1934 г. в тайге из-за неподачи топлива к обоим моторам самолёта, закончилась потерей воздушного судна, а лично для Ритсланда – переломом правой руки.
В 1937 г. был одним из штурманов в экспедиции по высадке папанинцев на Северном полюсе. «За образцовое выполнение задания Правительства и героизм, проявленный во время Северной экспедиции (открытие Северного полюса и основание полярной станции на дрейфующем льду у полюса)» был награждён орденом Ленина и денежной премией в размере 15 тыс. рублей (Постановление ЦИК СССР от 27 июня 1937 г.).
Осенью того же года летал с Молоковым на самолёте «СССР-Н171» в составе экспедиции по розыску пропавшего самолёта Сигизмунда Леваневского («СССР-Н209»). По возвращении ушёл в очередной отпуск с 14 декабря 1937 г. по 13 февраля 1938 г., откуда был вызван и прикомандирован к экипажу дирижабля «СССР-В6».
Имя Ритсланда носит одна из улиц Луганска.
Бывш. Архив Главсевморпути, ф. 100, оп. 7, дд. 19, 54
РГАВМФ, ф. Р-463, дд. 45, 60–62, 70, 73
РГАЭ, ф. 9574, оп. 1, д. 169

Становится понятно, почему в многочисленных материалах, посвящённых высадке на Северном полюсе, Ристланда "чуть меньше, чем нет": сын торговца, к тому же имевший смелость отказаться от публичного разрыва с отцом.