Петенин Павел Павлович (1913-1941)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Петенин Павел Павлович (1913-1941)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Апрель 2013 20:15

 Петенин П.П.jpg
Петенин Павел Павлович
Полярный летчик (бортмеханик)
[1913-10.08.1941]
Участник: ВВЭ "Север" (1937), Экспедиция по поиску самолета "Н-209" Леваневского С.А. (1937), Первый трансарктический рейс "Н-171" (1941) и др.

Упоминания в темах форума "Полярная почта":

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Петенин Павел Павлович (1913-1941)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Апрель 2013 20:27

О чем писал "Рабочий край"

В составе экипажа самолета, доставившего в 1937 году на Северный полюс группу советских полярников, был и наш земляк владимирец Петенин Павел Павлович. Впервые в истории после американского путешественника Роберта Пири люди снова стояли на полюсе...

Люди на льдине
Петенин входил в состав экипажа самолета "СССР- Н-170" и на тот момент действительно считался нашим земляком. Удивительного здесь ничего нет, ибо в 1937 году Владимирская область входила в состав Ивановской промышленной области.
Родился он в 1913 году во Владимирской губернии, рано лишился матери. В деревне пришлось жить недолго, и вскоре семья переехала во Владимир. Учился в школе ФЗУ при фабрике "Пионер", работал шлихтовальщиком, ткачом. В 1931 году Павел поступает в летную школу города Вольска Саратовской области, а в 1933 году получает звание бортмеханика и потом военного техника первого ранга.
Выпускник летной школы привлек внимание Героя Советского Союза Водопьянова, который взял его в экипаж самолета "СССР-Н-170".

Поселок героев
23 мая 1937 года газета "Рабочий край" вышла под шапкой "На Северном полюсе гордо реет флаг Советского Союза". Самолет, пилотируемый Михаилом Васильевичем Водопьяновым, совершил посадку на дрейфующую льдину у Северного полюса и высадил группу полярников: И. Д. Папанина (руководителя экспедиции), Е. К. Федорова и П. П. Ширшова. На Северном полюсе был установлен Государственный флаг Советского Союза. Так начала работу полярная станция "Северный полюс-1". Вся первая полоса "Рабочего края" была посвящена этому событию: здесь радиограмма товарищу И. В. Сталину и товарищу В. М. Молотову, радиограмма начальника экспедиции О. Ю. Шмидта о том, как прошли первые сутки новой полярной станции, репортаж с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе...
Павел Павлович Петенин на всем протяжении экспедиции вел дневник, который был впоследствии опубликован в "Рабочем крае" под заголовком "Страницы из дневника". Некоторые записи достаточно любопытны. Вот одна из них, сделанная в день высадки на льдину.

"21 мая. Совершили посадку в 11 часов 34 минуты, в полете пробыли 6 часов 24 минуты. Радости было много, все друг друга поздравляли, жали друг другу руки. Первым вышел на лед станции "Северный полюс-1" товарищ Шмидт, за ним Водопьянов, а затем все остальные. Достали бутылку коньяку, кружки и выпили на радостях. Провозгласили тост за товарища Сталина и крикнули "Ура!"...
По расчетам флагштурмана Спирина... мы находились в 20 километрах за полюсом".


За этот полет Петенин был награжден орденом Красной Звезды и денежной премией в 10000 рублей. Летом И.Д. Папанину было присвоено звание Героя Советского Союза, а Кренкелю, Федорову и Ширшову вручили ордена Ленина. Вступавших в комсомол в тот год спрашивали: "Назовите поселок, где все жители орденоносцы, а один Герой Советского Союза?" Имелся в виду "поселок"-станция "Северный полюс-1". По первоначальному плану экспедиция должна была продолжаться полтора года. Однако непредвиденная скорость дрейфа внесла свои коррективы. Раньше, чем предполагалось, послали полярникам весть о подготовке кораблей для встречи их в Гренландском море. Экспедиция длилась 9 месяцев (274 дня), льдина прошла более 2000 километров. Ледоколы "Таймыр" и "Мурман" сняли четверку зимовщиков за 70-й широтой, всего в нескольких десятках километров от берегов Гренландии. Работа на станции "Северный полюс-1" была завершена 19 февраля 1938 года.
В те дни редакция газеты "Рабочий край" получала много писем со стихами в честь героев-полярников. Люди стремились выразить чувство патриотизма, чувство любви к Родине, порой не задумываясь о литературном достоинстве своих сочинений. Судите сами. Пишет рабкор Обозов:

Беречь людей
Великий Сталин нас учил,
Счастливой жизнью и веселой
Отвагу в нас он породил...


Таинственный штемпель
Прошло совсем немного времени, как станция "Северный полюс-1" прекратила свою работу, и появилась легенда о "почтовом штемпеле". До сих пор остается загадкой и будоражит умы филателистов всего мира вопрос, имела ли экспедиция на дрейфующей станции свой почтовый штемпель. Ни в дневниках И. Д. Папанина, ни в записях других участников экспедиции нет упоминаний о каком-либо штемпеле для обработки почты. И лишь известный полярный летчик М. В. Водопьянов в своих книгах об экспедиции не раз писал о штемпеле, который будто бы имелся в экспедиционном имуществе. Впервые упоминание об этом штемпеле появилось уже год спустя после завершения экспедиции. В книге "К сердцу Арктики" 1939 года издания Водопьянов указывал: Папанин "штемпелевал все письма, которые предстояло доставить на Большую землю". Двенадцать лет спустя в другой книге "Полюс" летчик снова говорил о штемпеле.
Но вот что интересно: никто из участников дрейфа не подтвердил приведенного факта.
Быть может, ивановские филателисты дадут ответ на эту загадку?
Правда, кое-что с помощью местных коллекционеров разгадать удалось. В 1938 году были выпущены конверты с надписью "Северный полюс", являвшийся официальным изданием Народного комиссариата связи. Однако значительная их часть использовалась населением для обычной переписки (см. фото). В этом же году выпущено несколько художественных открыток в память об экспедиции на Северный полюс. Может быть, существовала и открытка с изображением нашего земляка Петенина Павла Павловича? Хотелось бы надеяться, что и здесь последнее слово будет за ивановскими филателистами.

© Михаил КУЗЬМИН


© 2012 Рабочий край
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Петенин Павел Павлович (1913-1941)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Апрель 2013 20:35

 ГОДЫ В ОГНЕННОМ НЕБЕ.jpg
Бочкарев П. П., Парыгин Н. И. Годы в огненном небе. — М.: Воениздат, 1991.
...
8 августа в 81-ю авиадивизию, которой командовал М. В. Водопьянов, поступил приказ Ставки: «Обязать 81-ю авиадивизию во главе с командиром дивизии т. Водопьяновым с 9.VIII на 10. VIII или один из следующих дней, в зависимости от условий погоды, произвести налет на Берлин. При налете кроме фугасных бомб обязательно сбросить на Берлин также зажигательные бомбы малого и большого калибра. В случае если моторы начнут сдавать по пути на Берлин, иметь в качестве запасной цели для бомбежки г. Кенигсберг...» {51}.
10 августа на аэродроме Пушкин, под Ленинградом, приземлилось восемь самолетов ТБ-7 из этой дивизии. В экипажах групп ДБА находились бывалые, обстрелянные воины с большим опытом длительных полетов. Летчик капитан Н. В. Крюков и штурман капитан X.М. Муратбеков получили боевое крещение в 1940 г. на Карельском перешейке, а в боях с фашистами успели отличиться при бомбардировке объектов Данцига и Кенигсберга. Полярные летчики М. В. Водопьянов, З. К. Пусэп имели солидный опыт полетов в сложных условиях погоды. Летчики гражданской авиации А. А. Курбан, А. Н. Тягунин, М. М. Угрюмов, В. Д. Бидный, [46] С. А. Асямов являлись мастерами полетов на тяжелых самолетах. Например, Александр Панфилов был одним из первых пяти летчиков-»миллионеров» гражданской авиации. Старший лейтенант Максим Антипов за участие в советско-финляндской войне был удостоен ордена Красного Знамени.
Удар по Берлину экипажами 81-й дивизии должен был наноситься вслед за экипажами ВВС Балтийского флота и групп дбап В. Щелкунова и В. Тихонова. Взлет экипажей 432-го дбап этой дивизии начался в 20 ч 40 мин 10 августа.
Первым на задание взлетел командир эскадрильи майор А. Н. Тягунин. Не обошлось без нелепых случайностей. У северной оконечности восточного мыса Лужской Губы корабль был дважды атакован советскими истребителями, а затем обстрелян своей зенитной артиллерией. Попадание снарядов в левую плоскость и мотор вызвало пожар, корабль начал разрушаться. Командир приказал экипажу покинуть самолет. Пять членов экипажа погибли (П. И. Василенко, Б. И. Ануфриев, П. П. Петенин, А. М. Андреев, А. М. Будяк).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Петенин Павел Павлович (1913-1941)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Апрель 2013 20:47

 058-0818884-0040-00000189.jpg
Номер донесения 1191
Тип донесения Донесения о безвозвратных потерях
Дата донесения 13.10.1941
Название части 81 ад

 058-0818884-0040-00000190.jpg
Фамилия Петенин
Имя Павел
Отчество Павлович
Дата рождения/Возраст __.__.1913
Место рождения г. Владимир
Дата и место призыва ГСМП,
Последнее место службы 81 ад
Воинское звание воен. инженер 3 ранга
Причина выбытия убит
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 58
Номер описи источника информации 818884
Номер дела источника информации 40
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Петенин Павел Павлович (1913-1941)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Апрель 2013 20:54

 056-0012220-0010-00000151.jpg
Номер донесения 151
Тип донесения Приказ об исключении из списков
Дата донесения 05.05.1942
Название части ГУФ и УВ КА

Фамилия Петенин
Имя Павел
Отчество Павлович
Последнее место службы 81 ав. див.
Воинское звание военинженер 3 ранга
Причина выбытия погиб
Дата выбытия 10.08.1941
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 56
Номер описи источника информации 12220
Номер дела источника информации 10
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Петенин Павел Павлович (1913-1941)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 17 Апрель 2013 20:56

 033-0744826-0121-00000067.jpg
Номер донесения 2311
Тип донесения Донесения послевоенного периода
Дата донесения 30.07.1947
Название части УК ВВС

 033-0744826-0121-00000074.jpg
Фамилия Петенин
Имя Павел
Отчество Павлович
Воинское звание военинженер 3 ранга
Причина выбытия погиб (пропал без вести)
Название источника информации ЦАМО
Номер фонда источника информации 33
Номер описи источника информации 744826
Номер дела источника информации 121
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Петенин Павел Павлович (1913-1941)

Сообщение Historik » 22 Октябрь 2018 15:08

Экипаж флагманского АНТ-6 (Г-2) "Авиаарктика" Н-170 командира отряда М.В.Водопьянова в период ВВЭ "Север" (22 марта-25 июня) 1937 г.: командир - М.В.Водопьянов, второй пилот - М.С.Бабушкин, штурман - флаг-штурман экспедиции И.Т.Спирин, бортрадист - С.А.Иванов, 1-й бортмеханик - Ф.И.Бассейн, 2-й бортмеханик - П.П.Петенин, 3-й бортмеханик - инженер моторостроительного завода № 24 им. М.В.Фрунзе К.Н.Морозов:
 Водопьянов и экипаж.jpg

Экипаж Н-170.
Снимок фотокора Вдовенко Бориса Евгеньевича (1909-1995) - из коллекции ФГБУК «Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя» -
http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=12614622
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 26

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения