Нагурский Ян Иосифович (1888-1976)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение Historik » 19 Март 2015 19:34

В августе 1916 г. лейтенанта Я.И.Нагурского назначили начальником отряда «Л» 2-го воздушного района Службы связи Балтийского моря, который базировался на о.Дегерё (Аландский архипелаг). В зону ответственности района входили Ботнический залив и его побережье. А уже в следующем месяце Ян Иосифович возглавил воздушный отряд в Цереле на Эзеле.
К этому периоду и относится данное фото (оно есть в начале раздела, но с неточностями).

 1915-1916-Нагкрский и товарищи.jpg

На снимке сослуживцы Я.И.Нагурского - морские лётчики-балтийцы (слева-
направо): сам лейтенант Я.И.Нагурский, мичман В.А.Корольков, мичман
О.Н.Зайцевский, лейтенант В.А.Литвинов и подпоручик по Адмиралтейству
П.Г.Ерёменко. 1916 г.

Об их судьбах несколько ниже.
За пять месяцев 1916 г., к 20 сентября балтийские лётчики совершили 163 самолёто-вылета преимущественно на разведку Рижского залива, Ирбенского пролива и побережья от Риги до Либавы, занятого немецкими войсками. Кроме того, проводилась разведка в Балтийском море и устье Финского залива. В отдельные дни морские лётчики выполняли до 10 самолёто-вылетов.

 мнВАКорольков-1916.jpg
 Разведснимки.jpg


Мичман В.А.Корольков оказывал помощь сухопутным лётчикам 12-й А в классификации морских целей при полётах над Рижским заливом. На снимке: у гидросамолёта М-9. Кильконд, 1916 г.

 Аэрофотограф.jpeg
 Фотодело.jpg
Проведение воздушной аэрофотосъёмки требовало кропотливой подготовки.

В то же время балтийцы наносили авиационные бомбовые удары по кораблям и населённым пунктам противника Лизерорт, Виндава, а также по гидроаэродрому на оз.Ангерн.

 Свидеьтельство авиамеханика-унтер-офицера1916.jpg

Образец Свидетельства унтер-офицеру об окончании 6-го авиационного парка (совр. – Школы младших авиационных специалистов). 14.11.1917 г.


В этот период, 17 сентября, возвращаясь с боевого задания из Ревеля в Кильконд, в районе полуострова Ундва (о.Эзель) лейтенант Я.И.Нагурский вместе с механиком унтер-офицером Годовиковым и выполнил на летающей лодке М-9 две исторические «мёртвые петли», установив мировой рекорд.

 Bagde_to_Order_St_Stanislav_2ст-главный.jpg


«За самоотважение, мужество, а также за отличные труды в обстановке военного времени» 8 октября 1916 г. лейтенант Я.И.Нагурский был награждён очередным орденом Св.Станислава 2-й степени с мечами.

 лтБерг-1916.jpg

Лейтенант Б.П.Берг у летающей лодки ФБА. Кильконд, 1916 г.

 СвВладимир2ст.jpg

Относительно пятого боевого ордена Я.И.Нагурского - Святого Владимира 2-й степени (за боевые действия на Балтике), то пока он не подтверждается.
30 ноября 1916 г. было утверждено новое Положение «О Службе морской авиации и воздухоплавания» вместо Положения «О Службе авиации и Службы связи» от 14.08.1914 г. №269. Кроме того, документ отменял прежнюю организацию. Взамен неё были сформированы 2 воздушные дивизии (по одной на Балтийском и Чёрном морях).
Балтийская Воздушная дивизия (просуществовала с декабря 1916 г. по лето 1917 г.), начальником которой стал капитан 1 ранга Б.П.Дудоров со штабом в Ревеле, состояла из отряда корабельной авиации на «Орлице» (с 4-мя аппаратами) и 2-х бригад:
-1-й (начальник – капитан 2 ранга Б.А.Щербачёв, Ревель): из 3-х воздушных дивизионов (3 воздушных отряда по 6 самолетов в каждом); 3-х воздушных станций и 6-ти воздушных постов.
-и 2-й: из 3-х воздушных дивизионов (2 - из 3 и 1 - из 2-х воздушных отрядов); 3-х воздушных станций и 6 воздушных постов (начальник - капитан 2 ранга С.Ф.Дорожинский, Або).
Лейтенант Я.И.Нагурский командовал отрядом «Г» («Глаголь»), который базировался на воздушной станции в Кильконде (начальник – штабс-капитан Вавилов) и вместе с отрядами «Д» («Добро») и «Е» («Есть») вошёл во 2-й воздушный дивизион 1-й бригады дивизии БФ. Каждый из отрядов имел по 6 действующих аппаратов.

 M-1_ИИКульнев09.14-Кильконд.jpg

Лейтенант И.И.Кульнев с подчинёнными у летающей лодки М-1. Кильконд.


Всего к декабрю 1916 г. Воздушная дивизия Балтфлота насчитывала 83 летающих лодки, включая 18 - М-5, 53 - М-9 и 12 - М-11.
 М9-Балтфлот.jpg

До конца года авиацией флота всего было совершено 1022 самолёто-вылета, в ходе которых она сбросила на врага около 200 бомб. Потери противника составили 6 самолётов, наши - 3 машины.
В декабре 1916 г. Нагурский возглавил 5-й воздушный дивизион 2-й бригады. Под его начало попали отряды «О», «П» и «Р», базировавшиеся в Юнгфрузунде, Юрмо и Лапвике. Дивизион прикрывал подступы к передовой минно-артиллерийской позиции. Главная его боевая задача заключалась в поиске подводных лодок противника и эсминцев. При этом полёты на перехват были редкостью. Ян Иосифович не только руководил подчинёнными, но и сам вылетал на разведку.

 Корольков-Эзель1916.jpg

Мичман В.А.Корольков.

Ввиду суровой зимы 1917 г. лётчики с обеих сторон практически не летали. Льдом покрылись не только заливы и восточный прибрежный район моря, но также и большая часть южного района. Вскоре в России произошли существенные перемены. После отречения царя от престола произошли волнения матросов в Ревеле, Гельсингфорсе, выступавших за «окончание войны», «демократизацию флота», «отставку Временного правительства» и т.д. 4 марта в Гельсингфорском порту был убит неизвестными командующий Балтфлотом адмирал А.И.Непенин. Февральская революция повлияла и на авиационные части Балтийского моря. Всё начало разлагаться (кто не смотрел новый худ.фильм «Батальон» (2014 г.), рекомендую, там есть эпизоды о ситуации в армии в то время). Неспокойно было в Або. В Аренсбурге 5 марта заработал Совет депутатов воинских частей Моонзундской укрепленной позиции, а через три дня – и Або-Аландской. Началась пропаганда матросов против офицеров. 30 августа 1917 г. был убит «позабывшей свой долг и совесть командой» начальник авиастанции 2-й воздушной бригады в Або лейтенант А.И.Макаревич.
В Кильконде среди тех, кто был против такой ситуации, складывавшейся на флоте, оказался и лейтенант Я.И.Нагурский. Это не могло не понравиться «революционерам».
С апреля морская акватория начала очищаться ото льда, и боевые действия в воздухе возобновились и, прежде всего, в районе Моонзунда, который являлся «ключом» к Финскому заливу.

 ОНЗайцевский-отрядНагурского1917.jpg

Лейтенант О.Н.Зайцевский у «Фармана». Эзель, 1917 г.


Возможно, тогда и произошёл тот самый воздушный бой 12 летающих лодок под командованием лейтенанта Я.И.Нагурского с группой немецких «Таубе», в ходе которого он получил ранение ноги и вместе с механиком приводнился, после чего их спасла русская подводная лодка.

 Орлица-слева-ПЛ.jpg

Гидроавиатранспорт «Орлица» (крайний слева) в походе.


Поскольку уже в марте, по свидетельству исследователя Владимира Иванова, согласно приказу начальника Береговой обороны Ботнического залива генерал-майора флота Г.Н.Мазурова, Я.И.Нагурского освободили от занимаемой должности и направили в штаб Воздушной дивизии Балтийского моря «…для принятия надлежащих мер». А вскоре и отчислили в резерв чинов. Больше он, судя по всему уже не летал: «Это событие вызвало большое недоумение среди офицеров морской авиации и командования флота. «Дело» Нагурского оказалось настолько засекреченным, что даже в Главном морском штабе, ведающем боевой подготовкой и кадровыми вопросами, не знали причины отчисления и за разъяснениями обратились в Морской Генеральный штаб. Причина крылась в том, что на Нагурского «вышла» агентура немецкой разведки, резко активизировавшая свою деятельность на территории Финляндии. И хотя явных улик сотрудничества с врагом не имелось, на всякий случай заслуженного авиатора отстранили от боевой работы. За Нагурского вступился капитан 1-го ранга Б.М.Дудоров, ставший в то время товарищем (заместителем) морского министра.
 БПДудоров.jpg

Контр-адмирал Б.П.Дудоров ( с апреля 1916 г. - капитан 1 ранга, 13 января 1917 г. сдал Воздушную дивизию капитану 2 ранга Б.А.Щербачёву и вступил в должность первого помощника морского министра, а 16 сентября 1917 г. указом Временного правительства был назначен морским атташе в Японию с одновременным присвоением звания контр-адмирал. В 1923 г. эмигрировал в США и в 1965 г. был похоронен в Пало-Альто, Калифорния.
В письме командованию флотом он отметил, что ценный опыт Нагурского нужен морской авиации. Яна Иосифовича не уволили с флота, но отправили в тыл, в Петроград, где он выполнял различные поручения. Например, в июне 1917 г. проводил испытания самолёта «Лебедь-1»" и сделал заключение, что «аппарат для боевой работы не пригоден вследствие малой нагрузки и плохой аэродинамики». Летом 1917 г. Нагурский преподавал тактику морской авиации на Офицерских теоретических курсах авиации и воздухоплавания при Петроградском политехническом институте - но недолго, в течение месяца, так как вскоре последовала реорганизация всей военной авиации и теоретические курсы закрыли.
В июле 1917 г. было создано Управление морской авиации, которому подчинялась авиация всех флотов. Яна Иосифовича 9 августа 1917 г. назначили на должность штаб-офицера в этом Управлении. Однако через месяц отчислили и направили в Ревель, в распоряжение штаба Воздушной дивизии.
Между тем сразу после революции усиливалась деморализация флота и армии. Пьянство, неподчинение приказам, убийства командиров стали почти повседневным явлением, поэтому многие офицеры прохладно относились к своим обязанностям или вовсе не являлись на службу. Центробалт издал даже специальное воззвание, осуждавшее употребление спиртных напитков на кораблях и в частях «без разрешения Центрального Комитета Балтийского флота». Нагурский не скрывал своего отрицательного отношения к происходившим на флоте событиям и не принес присягу на верность идеалам Февральской революции.
Второй съезд гидроавиации Балтийского флота, проходивший в Ревеле 26-27 сентября 1917 г., констатировал случаи убийства офицеров, но отказывался принимать решение по этому вопросу, сославшись на общую резолюцию Центробалта, осуждавшую подобную практику. В материалах съезда имеется и следующее постановление, имеющее непосредственное отношение к герою моего рассказа: «Исходя из единогласных обвинений, вынесенных на заседании по делу лейтенанта Нагурского, Гидроавиационный съезд Балтийского флота постановил: категорически предложить лейтенанту Нагурскому оставить службу в Морской авиации, а по предъявленным к нему обвинениям просить Центробалт назначить следствие». История эта служит подтверждением тому, что честных офицеров изгоняли из флота в сложное и опасное для государства время.
Нагурский, вновь оказавшийся в Петрограде не у дел, пытался добиться хоть какой-то определённости в своей судьбе.
После Октябрьской революции 20 декабря 1917 г. Управление Военно-воздушного флота было объединено с Управлением морской авиации, что завершило процесс её организационного становления. В целом новая власть с некоторым сочувствием отнеслась к Яну Иосифовичу, как к пострадавшему от прежних режимов. Его назначили на должность «делопроизводителя высшего оклада», а 10 января 1918 г. приказом по флоту - на должность «старшего делопроизводителя V класса низшего оклада» в испытательный отдел.
Однако 30 января 1918 г. Нагурский, сказавшись больным, получил разрешение отправиться в двухмесячный отпуск для поправки здоровья и уехал в Польшу. Назад он не вернулся…. Ввиду неявки на службу его исключили из списков Управления Морской авиации 11 апреля 1918 г. Позже в своих воспоминаниях Нагурский объяснял отъезд болезнью матери, а решение остаться в Польше невозможностью перебраться через границы и фронты. Но в самом конце марта 1918 г. в Москву в Управление морской авиации прибыли вернувшиеся из немецкого плена лётчики Галибин (мичман, пленён после воздушного боя 26.07.1915 г. – Авт.) и Кавелин, (старший офицер «Орлицы» старший лейтенант С.Л.Кавелин был пленён после воздушного боя вместе с инженер-механиком лейтенантом В.Е.Зверевым 20.08.1915 г. – Авт.) пройдя через те же преграды. Значит, причина иная.
В Польше Нагурский предпочёл утаить своё прошлое. Первое время он работал на лесопилке, а потом перебрался в Варшаву, пережил немецкую оккупацию в годы Второй мировой войны. Его молчание можно объяснить по-разному. Очевидно, тут и нежелание служить в армии Пилсудского, и попытка скрыть факт пребывания в Красном воздушном флоте (что в довоенной Польше расценивалось как национальное предательство)…».//
В.Иванов. Страницы биографии лётчика Нагурского.// Самолёты мира, 2000. №1 - http://litrus.net/book/read/73993?p=11
Жаль только, что автор не приводит ссылок на архивные данные и иные источники. Вот такой вот печальный конец лётной карьеры одного из пионеров морской авиации России и пионера Полярной авиации нашей страны.
Теперь что касается сослуживцев Я.И.Нагурского по Балтике и непосредственно по Кильконду. Эта русская гидроавиабаза на Эзеле была занята немцами 29 сентября (12 октября) 1917 г. во время высадки в заливе Тагалахт в рамках операции «Альбион». А 2 декабря того же года в Брест-Литовске между германо-австрийским и российским командованием было заключено соглашение о месячном перемирии на всём Восточном фронте.
 Эзель1917.gif

Следует отметить, что большинство из морских авиаторов не приняли Советскую власть, а те, кто приняли – были репрессированы.
Так, лейтенант В.А.Литвинов поддержал Белое движение, воевал на Чёрном море, стал капитаном 2 ранга и эмигрировал во Францию.
О.Н.Зайцевский стал лейтенантом, вместе с братом Игорем (тоже морским лётчиком, мичманом), а также со старшими лейтенантами М.И.Сафоновым (с женой) и В.А.Парфёненко 11 апреля 1918 г. на четырёх самолётах перелетел от большевиков с Комендантского аэродрома в Петрограде в Финляндию (г.Васа), к генералу К.Г.Э.Маннергейму. Был произведён в капитаны и под именем Отто Илмаринен в составе отряда морских лётчиков участвовал в боях на стороне белых, за что был награждён финским орденом Белой Розы с мечами. Потом вместе с братом был осуждён за грабежи. После отбытия наказания через Швецию, где и остался И.Н.Зайцевский, эмигрировал во Францию, затем в США и Мексику.

ЗайцевскийОН-стар.jpg

О.Н.Зайцевский. Мексика, апрель 1964 г.


М.И.Сафонов из Финляндии перебрался в Новочеркасск к генералу А.И. Деникину. Потом через Иран и Индию переехал в Китай, где служил у правителя Манчжурии Чжан Цзо Линя и воевал против Гоминьдана.
В.А.Парфёненко в апреле 1933 г. эмигрировал в Парагвай и два года служил в национальных ВВС под именем майора Леонардо Апонте, потом - лётчиком-инструктором в авиашколе.
Судьба мичмана В.А.Королькова пока неизвестна.
Старший лейтенант С.Л.Кавелин поддержал Белое движение, командовал на Северо-Западе пехотным батальоном, потом проживал в США, где до конца Второй мировой войны работал в фирме И.И. Сикорского, а затем перешел в «Emerson Radio & Photograph Corporation».
Лейтенант В.А.Штральборн воевал начальником авиационного отдела и инспектором авиации Северо-Западной армии в белых войсках. Жил в Германии, потом во Франции, где работал в отделении американской компании «General Motors». В 1942 г. был вывезен немцами на принудительные работы в лагерь близ Штутгарта. В 1949 г. переехал в Сан-Франциско (США).
Старший лейтенант И.С.Краевский воевал командиром гидроавиаотряда Мурманского авиадивизиона в белых войсках на Северном фронте. Но остался в СССР. К 1930 г. был жив, но дальнейшая судьба неизвестна.
Капитан 2 ранга С.А.Лишин перешёл на сторону Советской власти. Был командующим Противовоздушной обороной Петрограда и Кронштадта, начальником Морской воздушной бригады особого назначения РККФ. В 1920 г. арестован Петроградским отделом ВЧК, осуждён и расстрелян.
Второй командир «Орлицы» капитан 1 ранга С.Ф.Тыртов стал командующим Народно-революционным флотом Дальневосточной Республики (ДВР) и в 1931 г. был арестован.
И, наконец, морской лётчик П.Г.Ерёменко в 1916 г. стал поручиком, после революции служил в советской гидроавиации лётчиком-инструктором в Петроградской Школе морской авиации им Л.Д.Троцкого, а также ряда других подразделений. Дальнейшая судьба его пока неизвестна.
А вот на этом, последнем фото авиаторов-балтийцев периода примерно 1917-1919 гг. вполне можно идентифицировать крайнего правого (сидит), как бывшего механика Я.И.Нагурского Е.В.Кузнецова. Уж очень похож, правда, о снимке более ничего, к сожалению, неизвестно.
 Авиаторы Балтфлота-Кузнецов.jpg
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение Historik » 20 Март 2015 09:59

Уважаемые редакторы, просьба вернуть на место подписи под фото, ведь всё перепутали с такой правкой :x
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Март 2015 10:26

Это не с правкой перепутали.
Если картинки загружать одномоментно скопом, а не по одной, то им присваиваются номера по какой-то внутренней логике программного обеспечения. Не совпадающей с порядком в списке добавлений.
Надеюсь, что в более свежих версиях эта проблема решена.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение Historik » 20 Март 2015 10:32

В общем беда...:oops:
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Март 2015 10:57

Не то, чтобы уж прям беда. Но сильное неудобство - точно.
Такого не случается, если файлики подгружать по одному, по мере развития текста.

А эти - поправим сегодня, в течении дня.
Прям сейчас просто нет времени.
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение Historik » 20 Март 2015 12:13

ОК, спасибо ;)
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение RUS » 20 Март 2015 13:11

 Farman.jpg
Спасибо за свод информации о Нагурском! Очень интересно!

Historik пишет:Известно, что уже в июне на Опытную станцию, которую возглавил Дмитрий Николаевич, поступил заказанный в апреле гидросамолёт типа «Анри Фарман». С этого времени и начались практические полёты на ней под руководством Д.Н.Александрова. С большой вероятностью можно предположить, что именно эту летающую лодку он и взял собой в экспедицию на Дальний Восток.
Там же «Анри Фарман» ХФ.19 и завершил свой «лётный путь» (за исключением мотора и отдельных элементов фюзеляжа, использовавшихся в марте-июне 1915 г. на Таймыре для самодельных аэросаней экспедиции).
Вложение Farman.jpg больше недоступно


А откуда информация о том что у Александрова был самолет Фарман-19, а не Фарман-16? Такой вывод сделан только по двухкилевому оперению на сомнительном рисунке?
В книге М. Маслова "Корабельные самолеты-разведчики СССР" самолет Александрова однозначно идентифицирован как H.F. XVI (Фарман-16) Есть даже фотография самолета, где виден только один киль.
Аватара пользователя
RUS
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 06 Май 2008 19:36

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение Historik » 20 Март 2015 13:30

Cпасибо за источник, коллега. Я это фото ранее не видел. Если оно поддинное, то это меняет дело. Конечно же, на снимке однокилевой поплавковый "Анри Фарман" ХФ.16. :)
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение Historik » 20 Март 2015 13:50

Добавлю одно фото: один из семейства однокилевых поплавковых "Фарманов" (скоре всего "Анри Фарман" ХФ.22), принадлежавший Офицерской школе авиации Отдела воздушного флота на Чёрном море (Кача), 1914 г.
 Кача-Моранф6-1913.jpg
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение fisch1 » 23 Апрель 2015 23:18

 «Огонек», 1956, № 26..jpg
«Огонек», 1956, № 26
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение Historik » 24 Апрель 2015 10:39

Хорошая статья, спасибо.
Ценное в ней то, что:
- автор не упоминает о ранении Я.И. Нагурского в 1917 г. А м.б. его и не было?
- что Я.И.Нагурский, очевидно, переписывался и имел связь с известными полярными исследователями - Амундсеном, Свердрупом и Нансеном;
- что скрывался от режима Пилсудского, а затем от фашистов - по деревням;
- и, наконец, его домашний адрес в Польше (на 1956 г.): Варшава, 89, Анин. Улица Лесна, дом №30.
Интересно, что там теперь? Знают ли поляки, кто жил в том доме, на той улице?
Вот бы мемориальную доску открыть там в честь Я.И.Нагурского - воздушного пионера Арктики! Как никак в прошлом году 100 лет исполнилось полётам его.
По крайней мере, улицы, якобы названной в честь этого российского лётчика, на карте польской столицы я не нашёл.
Historik
 
Сообщения: 497
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение Kirindas » 24 Апрель 2015 14:25

Historik пишет: Уж очень похож, правда, о снимке более ничего, к сожалению, неизвестно.
Авиаторы Балтфлота-Кузнецов.jpg

снимок из архива Г. Петрова, публиковалось как минимум в "Личное дело. Авиация на Балтике" Александрова
Аватара пользователя
Kirindas
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 845
Зарегистрирован: 08 Декабрь 2008 02:24

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение fisch1 » 24 Апрель 2015 17:58

Первый в небе Арктики

 Первый в небе Арктики. НиЖ 1974г. №09 с.84.jpg

 Первый в небе Арктики. НиЖ 1974г. №09 с.85.jpg


 Первый в небе Арктики. Н и Ж 1974г. №09 с.86.jpg



Уже долгое время не подавала никаких вестей полярная высокоширотная экспедиция, возглавляемая старшим лейтенантом Г.Я. Седовым. К началу 1914 года в печать просочились слухи о том, что корабль экспедиции — «Св. Фока», видимо, раздавлен льдами, а ее участники либо погибли, либо вынуждены зимовать где-то к югу от Земли Франца-Иосифа и западнее берегов Новой Земли.
Для поисков пропавшего «Св. Фоки» снарядили спасательную экспедицию, которой предлагалось выяснить также судьбу других затерявшихся полярных исследователей: Брусилова, Русанова и их спутников.
Предстояло тщательно обследовать обширный район Арктики, те места, где, как предполагалось, можно было встретить если уж не саму экспедицию Седова, то хотя бы следы ее.

Полярное лето коротко. За арктическую навигацию трудно подробно осмотреть и прибрежную линию Новой Земли, и прилегающие острова, и проливы между ними. Справиться с такой нелегкой задачей мог бы только гидроплан, способный садиться на сушу, на лед и на воду. Но опыта таких полетов над Арктикой не было, не было и приспособленного самолета. Предстояло найти храброго и опытного летчика, готового выполнить столь ответственное поручение.

Выбор пал на военного летчика поручика Нагурского, который охотно принял предложение участвовать в спасательной экспедиции.
Ян Иосифович Нагурский сам выбирал летательный аппарат и после недолгих споров остановился на гидроплане Мориса Фармана. Летно-технические данные самолета, считавшегося по тем временам первоклассной машиной, с нынешних позиций, конечно, были очень низки. Главные данные аппарата таковы: мотор Рено в 70 лошадиных сил; охлаждение мотора воздушное; грузоподъемность 300 килограммов, скорость около 100 верст в час.
24 мая 1914 года летчик Нагурский прибыл в Париж, чтобы лично наблюдать за постройкой гидроаэроплана, а также изучить детали мотора и потренироваться в полетах на самолете этого типа.
К 14 июня гидроаэроплан был готов. Его упаковали в 8 ящиков и доставили в порт Александровск на Мурмане, там стояли суда «Грета» (на ее борту был начальник спасательной экспедиции капитал 1-го ранга Ислямов) и «Печора».
Ящики с гидропланом перегрузили на «Печору», туда же перешел и Нагурский вместе со своим мотористом, матросом Е. Кузнецовым. 31 июля «Печора» вышла в сторону Крестовой Губы на Новой Земле, где предполагалось разместить базу полетов.
Неприветливо встретила Арктика участников экспедиции. Тяжелые облака низко зависли до самого горизонта, ледяные волны беспрерывно обрушивались на корабль. Но уже 3 августа пароход благополучно прибыл к цели. На берегу тотчас же начался монтаж гидроаэроплана. Работы велись в тяжелых условиях на совершенно необжитом, каменистом и открытом всем ветрам берегу, в тумане, часто под дождем и снегом. Однако, несмотря ни на какие трудности, сборка аппарата прошла успешно и в полночь 7 августа гидроаэроплан был окончательно смонтирован.

Двух небольших пробных полетов оказалось достаточно, чтобы отрегулировать мотор, испытать конструкцию летательного аппарата. И вот настал долгожданный исторический момент — в небе Арктики зарокотал мотор первого в мире самолета, проникшего в высокие полярные широты. Летчик Нагурский с пассажиром-наблюдателем матросом Кузнецовым вылетели осматривать западный берег Новой Земли. Летели, ориентируясь только по компасу и очертаниям берегов Новой Земли. Вскоре с севера зловеще потянулись густые, низкие облака, берегов не стало видно, тут же, как нарочно, вышел из строя заводской компас — положение становилось критическим. Выручил морской шлюпочный компас, который Нагурский случайно захватил с собой.
Более часа летели в сплошном тумане, а когда облака начали редеть, невдалеке стали вырисовываться очертания Горбовых островов. Ледяные торосы, глыбы льда не позволяли совершить посадку, пришлось лететь дальше до мыса Литке. И здесь ледовая обстановка не способствовала посадке. Повернули обратно, в сторону Панкратьевых островов — к месту последней зимовки Седова. Здесь тоже были сплошные ледяные торосы и туман. Лишь возле мыса Борисова отыскали более менее благоприятное для посадки место. Весь полет продолжался 4 часа 20 минут, за это время самолет преодолел примерно 420 верст на высоте от 800 до 1 ООО метров.
Вдоль всего побережья острова тянулись гряды торчавших из воды камней, поэтому подрулить к берегу не удалось. При посадке гидроплан зацепил левым поплавком за камень. Пришлось подтягивать самолет к берегу, стоя в ледяной воде. Потом, надежно укрепив самолет, отважные воздухоплаватели развели на берегу большой костер из плавника. Обогрелись и быстро уснули, видно, сказалось нервное напряжение и сильное переутомление.
Проснувшись, они увидели на горизонте корабль, и выстрелами из ракетницы стали привлекать внимание к себе. Скоро их заметили. Судно, это была шхуна «Андромеда», которая тоже входила в состав спасательной экспедиции, приблизилось к острову.
На борту «Андромеды» был запас бензина и масла, взятый специально для нужд самолета.
Закончив необходимый ремонт и заправив самолет, ранним утром 9 августа Нагурский с Кузнецовым полетели опять на север для повторного осмотра берега. По просьбе капитана «Андромеды» намечалось еще провести ледовую разведку у Горбовых островов. Туда же должна была подойти и шхуна, чтобы оборудовать склад провизии, специально предназначенный для потерпевших бедствие арктических экспедиций.
Погода благоприятствовала полету: в голубом небе холодное солнечное сияние, на море — штиль. В 6 часов 30 минут утра гидроплан благополучно приводнился у Архангельской губы. К вечеру сюда подошла шхуна «Андромеда». В каюте Нагурский доложил результаты ледовой разведки, которые, однако, не порадовали: проливы Горбовых островов забиты льдами, пройти туда «Андромеда» не сможет.
На другой день, который едва не стал последним для гидроплана, разразился сильнейший шторм. Лишь 12 августа представилась возможность совершить небольшой полет для осмотра Горбовых островов. Здесь Нагурский увидел, что шторм разогнал льды и путь шхуне свободен.
Штурман «Андромеды» Поспелов хотел лично проверить ледовую обстановку. Он поднялся в воздух вместе с Нагурским. Этот полет едва не закончился трагически — в воздухе сломался мотор. Нагурский хладнокровно совершил вынужденную посадку в районе Архангельской губы.
... Трижды пришлось разбирать и собирать мотор, прежде чем удалось устранить все неполадки. 19 августа к месту посадки подошла шхуна «Грета», которая успела побывать и обследовать южное побережье Земли Франца Иосифа. Начальник экспедиции сообщил, что, по имеющимся у него сведениям, «Св. Фока» следует в сторону Белого моря и, вполне возможно, находится где-то недалеко от Новой Земли. Необходимо было максимально ускорить ремонт. Работали практически без сна и отдыха. 30 августа удалось поднять самолет в воздух. Нагурский полетел на запад в открытое море.
Дул свежий встречный ветер, пролетев более 100 верст на запад, Нагурский повернул в сторону мыса Литке, а от него к Панкратьевым островам. Лишь к вечеру гидроплан вернулся к шхуне «Грета». «Св. Фоку» Нагурский так и не увидел.
Полет позволил определить ледовую обстановку, которая была крайне неблагоприятна — приближалась сплошная ледяная полоса.
Времени на раздумья не оставалось. Нагурский вместе с Кузнецовым полетели на юг в Крестовую Губу, где их ожидал пароход «Печора». С каждой минутой погода портилась, задул западный ветер, видимость ухудшилась, ориентиров в полете не было, самолет очень скоро сбился с курса. И лишь когда немного прояснилось, Нагурский заметил внизу Новую Землю, а вдали на востоке виднелось уже Карское море.
Встречные сильные порывы ветра трясли и кидали самолет, скорость резко упала, возникла угроза оледенения. С трудом и риском удалось добраться до Крестовой Губы, где ожидал пароход «Печора».
Немного времени заняла разборка гидроплана, его упаковка и погрузка. 10 сентября пароход прибыл в Александровск на Мурмане.
Так началось авиационное освоение просторов Арктики.
Отчитываясь о своих полетах, Нагурский писал так: «Летать в арктических странах хотя и тяжело, но вполне возможно, и авиация в будущем может оказать гидрографии большую услугу ... при рекогносцировках льдов, в открытии новых земель, нахождением и нанесением на карту подводных преград, препятствующих судоходству. С высоты хорошо видны все рифы, банки, отмели». Уже тогда Нагурский правильно считал, что в освоении Арктики, в научно-исследовательских работах, проводимых в высоких широтах, в осуществлении давней мечты полярных исследователей всего мира о достижении Северного полюса важнейшую роль будут играть самолеты. «Авиация, — утверждал он, — как колоссально быстрый способ передвижения, есть единственный способ для разрешения этой задачи».
В заключение хочется привести слова, сказанные в 1914 году первым биографом Нагурского М. Е. Жданко, по материалам которого написана эта статья: «... нельзя не сказать с отрадным чувством для русского человека, что не только на поприще мореходства, как с целью промышленной, так и с целью научной, но и на поприще авиации в высоких широтах полярных стран первенство принадлежит русским людям: русским поморам-промышленникам, русским гидрографам и, наконец, русскому же офицеру-летчику».

Кандидат экономических наук М. АДЖИЕВ "Наука и жизнь" 1974 №9
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение fisch1 » 24 Апрель 2015 17:59

 К истории полетов Я.Нагурского..jpg
fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

НАГУРСКИЙ Ян Иосифович (1888-1976)

Сообщение RUS » 24 Апрель 2015 18:17

Ранее обсуждавшееся "фото" Нагурского возле Фармана скорее всего рисунок по мотивам.
Вложения
 uuu.jpg
Аватара пользователя
RUS
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 139
Зарегистрирован: 06 Май 2008 19:36

Пред.След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения