Ратманов Георгий Ефимович (1900–1940)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Ратманов Георгий Ефимович (1900–1940)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Август 2012 20:52

 Ратманов ГЕ.jpg
Ратманов Георгий Ефимович (1900–1940) — известный российский океанограф, внесший заметный вклад в изучение Берингова и Чукотского морей.

Родился в 1900 году на острове Жижгине в Белом море в семье работников маячной службы.
На Белом море во время работы в Архангельском гидрометцентре были выполнены и его первые научные изыскания. Еще в 1924 году ему удалось получить интересные данные о гидрологическом режиме своеобразного "сухого моря", расположенного на острове Мудьюг в Двинском заливе.
В 1926 году Г. Е. Ратманов окончил Ленинградский университет. В 1929 году в качестве гидролога принимал участие в походе на ледорезе "Ф. Литке" из Владивостока через Берингов пролив к острову Врангеля, где проводил разнообразные научные работы. Именно во время этого первого в его жизни большого плавания у Георгия Ефимовича зародился интерес к Берингову и Чукотскому морям, изучению которых он и посвятил себя целиком.
Перейдя на работу в Государственный гидрологический институт (ГГИ), в 1932–1933 годах он принял активное участие в Тихоокеанской экспедиции ГГИ — ТИРХ под руководством К. М. Дерюгина по изучению морей северной части Тихого океана. Г. Е. Ратманов был начальником северного отряда экспедиции, ведшего исследования на тральщиках "Дальневосточник" и "Красноармеец" в Беринговом и Чукотском морях. Провел первые обстоятельные исследования течений Берингова моря и водообмена через него, гидрологического режима Берингова и Чукотского морей.
В 1935 году Г. Е. Ратманов участвовал в комплексной экспедиции Главсевморпути в Чукотское море на легендарном ледоколе "Красин", во время которой к северу от острова Врангеля ему удалось обнаружить следы промежуточных атлантических вод. В связи с большим опытом работы в арктических водах ученый был утвержден дублером П. П. Ширшова по дрейфующей станции СП-1 в 1937–1939 годах.
Перед самым началом Великой Отечественной войны, в 1940 году, Г. Е. Ратманов возглавил крупную экспедицию Главсевморпути на ледоколе "Малыгин" (в ее состав входило около 20 научных сотрудников), которая должна была углубить сведения по гидрологии Чукотского и Берингова морей. Экспедиция успешно провела запланированные исследования, Георгию Ефимовичу удалось получить точные гидрологические данные о наличии атлантических промежуточных вод к северу от острова Врангеля.
На обратном пути во Владивосток в Беринговом море на траверзе острова Карагинский судно попало в сильнейший шторм, получило серьезные повреждения (были сорваны палубные люки, вода начала поступать в машинное отделение), дало сигнал SOS и вскоре затонуло. Г. Е. Ратманов и все остальные участники экспедиции погибли. По условиям предвоенного времени, вся информация об этой трагедии сохранялась в тайне, не было даже проведено траурного собрания.
Г. Е. Ратманов прожил короткую, но яркую жизнь. Его именем назван один из островов Диомида {*}, расположенных в районе Берингова пролива (остров Ратманова— самая восточная точка России), а также редкий тихоокеанский представитель бельдюговых рыб — многопорый лиценхел Ратманова Lycenchelys ratmanovi и обитающий в прибрежных водах Берингова моря у берегов Камчатки разноногий рак Stenothoides ratmanovi.

Источники
Биографический словарь деятелей естествознания и техники / Зворыкин А. А. (отв. ред.). — М.: БСЭ, 1959. — Т. 2. — 467 с.
Ушаков П. В. Из воспоминаний о прошлом // Отечественные зоологи: Тр. Зоол. ин-та РАН. — 2002. — Т. 292. — С.98–139.


© А. М. Токранов
на основе указанных источников

http://www.kamchatsky-krai.ru/lichnosti ... tmanov.htm
© 2006–2010 http://www.kamchatsky-krai.ru

{*} Автор ошибается. Остров Ратманова назван в 1816 г. О.Е. Коцебу в честь Ратманова Макара Ивановича (1772-1833), участника первой русской экспедиции на шлюпе "Надежда" (1803-1806).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ратманов Георгий Ефимович (1900–1940)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 29 Август 2012 21:14

"Победа"
Газета Феодосийского городского совета
22.08.2012 10:38 Служба новостей
Музей презентует книгу об учёном-океанографе.

 musej_presentuet_knigu.jpg
В будущую среду, 29 августа, в 14 часов, в Феодосийском музее древностей пройдёт презентация новой книги Марины Юркевич «Георгий Ефимович Ратманов – океанограф-гидролог». Автор издания, кандидат географических наук – дочь Георгия Ратманова.
Как рассказал директор музея Андрей Евсеев, в книге рассказывается о жизненном пути и научной деятельности известного ученого-океанографа, исследователя арктических морей.
«1927-1932 гг. Г.Е.Ратманов работал в Гидрометеоцентре в Феодосии, участвовал в гидрологических экспедициях в Феодосийском заливе и в Керченском проливе, проводил ледовые работы в Азовском море. Книга иллюстрирована картами экспедиций, фотографиями Феодосии 20-30-х годов двадцатого столетия, фотографиями из семейного архива Ратмановых.
Г.Ратманов погиб в 1940-м году у восточного берега Камчатки на затонувшем во время шторма ледоколе «Малыгин». Именем Ратманова названа подводная гряда в Охотском море вблизи Курильских островов. Имя океанографа носит учебный парусник «Георгий Ратманов», – отмечается в пресс-релизе Музея древностей.
Вход на презентацию свободный.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Ратманов Георгий Ефимович (1900–1940)

Сообщение ББК-10 » 12 Май 2015 14:02

© Константин Виноградов
25.4 2015 Феодосия. Океанолог-гидролог Георгий Ефимович Ратманов( 1900-1940) Фильм 1


25.4 2015 Феодосия. Океанолог-гидролог Георгий Ефимович Ратманов( 1900-1940) Фильм 2


25.4 2015 Феодосия. Океанолог-гидролог Георгий Ефимович Ратманов( 1900-1940) Фильм 3


25.4 2015 Феодосия. Океанолог-гидролог Георгий Ефимович Ратманов( 1900-1940) Фильм 4


25.4 2015 Феодосия. Океанолог-гидролог Георгий Ефимович Ратманов( 1900-1940) Фильм 5


25.4 2015 Феодосия. Океанолог-гидролог Георгий Ефимович Ратманов( 1900-1940) Фильм 6
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6370
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Ратманов Георгий Ефимович (1900–1940)

Сообщение ББК-10 » 12 Август 2019 14:59

Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л. 1931 с. 86-87

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л. 1931 с. 86-87 Ратманов-Визе - 0001.jpg
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ—REVIEWS

Ратманов, Г. Е. К гидрологии Восточно-Сибирского моря. — Исследования морей СССР, вып. 13, 1930. (1—103).

Реферируемый труд является отчетом о произведенных автором гидрологических работах во время экспедиции на л/к „Литке“ к о-ву Врангеля в 1929 г., в которую он был командирован Институтом по изучению севера и Гос. Гидрологическим институтом. Работа Г. Е. Ратманова весьма ценна, так как в ней впервые дается сравнительно большой материал по гидрологии Чукотского моря, для которого мы до этого имели только отрывочные и очень скудные данные (Свердруп, 1922; Давыдов, 1924). Всего экспедицией на „Литке" было сделано в Чукотском море 37 глубоководных станций, из которых автор соединяет 16 станций в разрезы, тогда как остальные, сделанные преимущественно во время ледового дрейфа „Литке“ около о-ва Геральд, являются одиночными. Хотя автор и прилагает усилия, чтобы на основании полученного материала представить общую гидрологическую картину Чукотского моря, в частности его течений, однако для этого материал все же недостаточен. Теплое течение, направленное из юговосточной части моря на NNW и NW, равно как и холодное течение, прижимающиеся к Чукотскому берегу и идущее на SE, выявляются по полученным материалам довольно отчетливо. Существование намеченного автором циклонического вращения вод, с центром около 69 1/2° N и 175 1/2° W, также весьма вероятно. В общем схема Г. Е. Ратманова довольно хорошо согласуется со схемой течений в Чукотском море, данной Г. Свердрупом, работы которого автор в своем труде не упоминает. Приходится пожалеть, что гидрологические наблюдения во время рейса „Литке“ могли быть выполнены только попутно; поэтому; гидрологические разрезы не могли быть расположены так, как это необходимо для получения ясной картины господствующих в Чукотском море течений. Линия от Берингова пролива к о-ву Геральд или о-ву Врангеля является в этом отношении мало удачной.
В заключение несколько замечаний, имеющих для внутреннего содержания работы второстепенное значение. Г. Е. Ратманов называет в своем труде Чукотское море Восточно-Сибирским морем, причем под последним он понимает не водоем, ограниченный с запада Ново-Сибирскими о-вами и с востока меридианом Берингова пролива (или Аляской), как это принимало до недавнего прошлого большинство русских океанографов, а водоем, лежащий к востоку от о-ва Врангеля (это ясно вытекает, напр., из того, что, говоря о вышеупомянутом центре циклонического вращения автор указывает, что он находится „в середине Восточно-Сибирского моря“).

 Бюллетень Арктического института СССР. № 5. -Л. 1931 с. 86-87 Ратманов-Визе - 0002.jpg
— 87 —
Казалось бы, что для такой новой, уже третьей по счету, терминологии оснований нет.
Наряду со словом „изогалины“ автор употребляет слово „гомохалинность". Крайне досадной является применяемая автором в его резюме немецкая транскрипция фамилии Литке (Litke вместо Lűtke). Если такая транскрипция не обращает особенного внимания в сообщениях корреспондентов о походе „Литке" к о-ву Врангеля, то в научной работе, написанной притом автором, уже не раз работавшим на севере, в частности на Новой Земле, она вызывает недоумение.
В. ВИЗЕ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6370
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Ратманов Георгий Ефимович (1900–1940)

Сообщение ББК-10 » 10 Ноябрь 2019 20:49

«ГЕОРГИЙ РАТМАНОВ»

Это было более 30 лет назад. Закон­чив первый курс мурманской мореход­ки, мы, курсанты, поднялись на борт баркентины «Георгий Ратманов», что­бы пройти на ней морскую практику. Встретил нас капитан дальнего плава­ния Н. И. Тюрин, окончивший наше учи­лище еще до войны. Николай Иванович прекрасно знал парусное дело и спор­том увлекался соответствующим — ходил на яхте и буере. Получив диплом судоводителя, он попросился не на крупнотоннажный сухогруз или танкер, а на небольшие парусно-моторные суда. На одном из них он встретил Ве­ликую Отечественную войну. Говорят, при мобилизации в военный флот на вопрос офицера-артиллериста «Какое имеете вооружение?», Николай Ива­нович простодушно ответил: «Двух­мачтовая, гафельная шхуна...»
Маленькие, тихоходные, имевшие от силы один-два пулемета, парусно­моторные шхуны и боты в 1941 — 1944 годах доставляли защитникам Заполярья пополнения, боеприпасы, вывозили на Большую землю раненых. И каждый рейс — под обстрелом вра­жеских береговых батарей, под бом­бами нацистской авиации. Немало парусно-моторных судов навсегда ос­талось на дне Баренцева моря...
Через пять лет после Победы наш капитан поднял флаг на баркентине «Георгий Ратманов». Николай Ивано­вич рассказал, что судно, названное в честь видного советского океанографа Георгия Ефимовича Ратманова (1900— 1940), построили в Финляндии в 1950 году. Тогда, в 1946—1953 годах, на финских верфях по заказу министерств морского флота и рыбной промышлен­ности СССР построили более двух де­сятков учебных парусников. У них были одинаковые корпуса, надстройки, внут­ренние помещения. Отличались они частично размерами, а главным обра­зом типом парусного вооружения. Например, «Альфа» и «Капелла» были баркентинами, с прямыми парусами на фок-мачте и косыми на остальных, а «Зюйд» и «Кодор» — бермудскими шхунами, имевшими, кроме косых, еще и брифок — прямой парус на фок-мачте.
...Первые дни морской практики ушли у нас на изучение судна. Мы уз­нали, что корпус «Георгия Ратманова» был деревянным и разделялся водо­непроницаемыми переборками на семь отсеков. Подводную часть покры­ли листами красной меди для защиты от обрастаний.
Якорное устройство—два полутонных якоря Холла и брашпиль с приво­дом от дизеля находились на полуба­ке. Но якоря мы обычно поднимали вручную: Николай Иванович считал, что на паруснике никаких скидок на механизацию делать не следует.
В носовой надстройке размещались камбуз, столовая и каюты для команды и судовой лазарет.
Вся центральная надстройка пред­назначалась для нас — в ней был обо­рудован учебный класс. Ниже, под главной палубой, располагались сто­ловая и наши кубрики.
Наш парусник был оснащен 225-сильным дизелем, но капитан пользовался силовой установкой только в портах и на сложных фарватерах.
В кормовой рубке были каюта капи­тана, кают-компания комсостава и преподавателей, радиорубка. Дальше к корме, на небольшом полуюте, на­ходилась рулевая рубка и выносной штурвал.
Рангоут, изготовленный из клееной древесины, обладал повышенной проч­ностью, но вместе с тем был эласти­чен. Стоячий такелаж финские судо­строители выполнили из оцинкованных (от коррозии) стальных тросов, а бе­гучий — из традиционных для парус­ников манильского и сизальского тро­сов, выделанных соответственно из многолетнего прядильного банана и пряжи агавы.
...Одно за другим шли учения — парусное, шлюпочное, аварийное. Че­рез несколько дней мы привыкли к высоте и по команде старшего помощ­ника О. С. Баянуса легко и быстро, как заправские марсофлоты, разбегались по мачтам, ставили и убирали паруса. Правда, пока все это происходило на мурманском рейде, где «Георгий Рат­манов» стоял на якоре.
Наконец, капитан Тюрин решил, что мы достаточно натренировались. Сбро­сив бушлаты, работаем у брашпиля. Якорь поднят, над рейдом звучат про­щальные гудки — «Георгий Ратманов» выходит в море.
«Уничтожили» девиацию (ввели по­правки на магнитное склонение и мас­су металла, влияющие на показания компаса), пополнили запас пресной воды и направились к выходу в Барен­цево море.
Оно встретило баркентину крупной зыбью и сильным встречным ветром, из-за которого мы не могли поставить паруса. «Георгий Ратманов», поскри­пывая, переваливается с борта на борт, мерно «кланяется» волне. Дизель работает вовсю, однако баркентина никак не может миновать траверз мая­ка Летинский. Тогда мы впервые узна­ли, что значит настоящая качка...
К ночи ветер стих, и «Георгий Рат­манов» выбрался, наконец, в открытое море. Лишь теперь поставили все па­руса, остановили дизель. Стало тихо, только шипела за бортом вода, да в снастях посвистывал ветер.
Наша баркентина оказалась легкой на ходу. При пятибалльном ветре ско­рость в 9—10 узлов была для нее нор­мой, а когда ветерок крепчал, то счет­чик лага показывал 1 2 узлов, а то и больше. Так, под всеми парусами, с лихим креном, мы влетели в Белое море.
...Иногда капитан Тюрин направлял «Георгия Ратманова» в пустынные за­ливчики или к необитаемым островам. Там отдавали якорь, и по команде «Шлюпки на воду!» мы спускали два весельных вельбота, живо рассажива­лись на банках и налегали на весла. Ходили на шлюпках и под парусами. В том и другом случае курсанты по очереди управляли этими суденыш­ками.
Потом баркентина вновь выходила в открытое море, и вновь мы, мальчиш­ки, разбегались по мачтам, занимали посты на верхней палубе, работали с тяжелыми, в свежую погоду мокрыми парусами. Как тут не вспомнить слова адмирала С. О. Макарова:
«Воистину говоря, это была чудная школа,— писал он о практических за­нятиях под парусами.— Природа на каждом шагу вам ставит препятствия, и тот, кто много плавал, привыкал ве­рить, что нет работы без препятствий и что всякое препятствие надо тотчас же устранять».
...«Георгий Ратманов» закончил служ­бу в октябре 1972 года. В этот период вывели из эксплуатации и большинство других учебных шхун и баркентин по­стройки 1946—1953 годов. Они отрабо­тали положенный им срок.
Эти сравнительно небольшие дере­вянные суденышки более четверти века прослужили на Беренцевом, Бал­тийском, Черном, Азовском, Каспий­ском морях, в дальневосточных водах. На их палубах приобщалось к морской службе не одно поколение судоводи­телей. При этом многим курсантам до­велось участвовать и в дальних плава­ниях. Например, баркентина «Альфа» (кстати, «сестра» нашего парусника) в свое время прошла вокруг Европы из Балтийского моря в Черное, а потом в Азовское.
В заключение хотелось бы подчерк­нуть еще одно немаловажное обстоя­тельство. Пожалуй, впервые в истории кораблестроения была построена столь крупная серия почти однотипных учеб­ных парусников. Недаром представи­тели финских фирм еще в 1946 году называли советский заказ «заказом века»...
Виктор ШИТАРЕВ, капитан дальнего плавания
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 6370
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения