Страница 4 из 9

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 16 Июнь 2014 22:43
Кара
Позвольте вставить свои пять копеек по вопросу прохождения службы Фёдором Кузьмичём. Аббревиатура В-МШ К, на мой взгляд, может означать сокращение Военно-Морская Школа Командная, в отличие от существовавшей тогда Военно-Морской Школы Техников, в которой начинал учёбу И.В.Доронин. После закрытия этой Школы Техников, он был переведён в Военно-Морское Командное Училище, (впоследсвие ВВМУ) им. Фрунзе. Полагаю, что именно ему и принадлежит это сокращение. А попасть в авиацию Фёдор Кузмич мог точно таким же образом, как и Иван Васильевич. В 1924 году было решено улучшить подготовку кадров лётного состава морской авиации и лётные школы стали направлять выпускников и курсантов старших курсов ВМКУ им Фрунзе. Именно таким образом стал лётчиком Иван Васильевич Доронин. И на мой взгляд вполне логичным является предположение и о Фёдоре Кузьмиче Куканове

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 19 Декабрь 2014 23:07
Всеволод Куканов
удалось найти ещё пару фотографий 34-35 гг. в старых альбомах родственников.
 Куканов Федор Кузьмич 4.jpg
 Куканов Федор Кузьмич 1934.jpg
Фёдор Кузьмич Куканов

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 20 Декабрь 2014 09:50
Василий Гоголев
Про работу Куканова в Якутии, у меня есть выписка из документа, который храниться в фонде 841 "Якутское аэрогеодезическое предприятие ГУГК" Национального архива Республики Саха (Якутия).

НА РС(Я). Ф. 841. Оп. 5. Д. 20. Л. 36.

АВАРИЙНЫЙ АКТ.
Составлен 16 апреля 1943 г., с. Неленское.

Наименование происшествия
(катастрофа, авария самолета,
особое происшествие).......................Авария самолета

Организация, которой
принадлежит самолет.......................Якутское аэрогеодезическое предприятие ГУГК

Ф.И.О. пилота и его классность,
какую школу окончил.......................Куканов Федор Кузьмич, II-го класса. Военную школу им. Сталина.

Год рождения и стаж
самостоятельной летной работы..........1904 г. Стаж летной работы с 1928 г.

Должность и фамилия
других членов экипажа.....................б/м II-го класса Добровольский Георгий Маркович

Ответственное лицо, в ведении
которого находится самолет
(должность и фамилия).....................Командир аэрофотосъемочного отряда ЯАГП – т. Илле

Фамилии пассажиров........................Пассажиров не было

Тип самолета, заводской номер,
опознавательный знак......................У-2, зав. № 5591, Ф-129

Место происшествия........................Олекминский район ЯАССР. 4 км южнее с. Неленское, 35 км южнее аэродрома Олекминск

Время происшествия........................10 апреля, 7 ч. 12 мин московского вр.

Цель полета..................................Перегонка из Красноярска в Якутск

Краткое описание происшествия..........Авария произошла вследствие отказа мотора в полете, между Витимом и Олекминском, примерно в 90 км от последнего на высоте 700 м. После отказа самолет теряя высоту и скорость снизился и упал на край небольшой поляны окруженный со всех сторон горелым лесом, в расстоянии примерно 4-5 км от трассы и в 700 м. от р. Лена. При падении самолет цеплялся за верхушки деревьев. Самолет получил повреждение, экипаж не пострадал.

Причины происшествия....................Причиной аварии явилось нарушение подачи горючего вследствие замерзания воды в трубке бензопроводки верхнего бака. В результате чего, после выработки нижнего бака, подача горючего прекратилась и мотор прекратил работу. Вода попала при небрежной заправке, вероятнее всего в аэропорту Витим.

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 19 Январь 2015 00:18
Всеволод Куканов
 Куканов Федор Кузьмич.jpg
обнаружил ещё одно фото.
здесь Фёдор Кузьмич Куканов - уже пожилой.
вероятно фото сделано уже в начале 60-х годов.

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 19 Январь 2015 09:55
Historik
Уважаемый Всеволод, добрый день! Вы сделали большое дело, опубликовав снимки перелёта 1929 г. Дело в том, что на большинстве из них присутствует Михаил Николаевич Моросанов, который с 29.01.1951 г. по 24.12.1955 г. являлся начальником УПА (командующим Полярной авиацией - так с марта 1953 г. по январь 1960 г. называлась должность начальника УПА) ГУСМП Министерства морского и речного флота (ММРФ) (Министерства морского флота - ММФ) СССР.
Фотографий его, к большому сожалению, почти не сохранилось. И это находка!
Представляется, что Вы просто обязаны написать для сайта полную биографию Ф.К.Куканова. А пока, можно предложить Вам небольшую её часть:
"Фёдор Кузьмич Куканов родился в 1904 г. в Царском Селе (после 1917 г. – Детское Село, ныне железнодорожная станция г.Пушкин Ленинградской области), получил среднее образование и с 16 лет начал работать. В 1922 г. был призван на службу в РККФ. Обучался в Петроградском (Ленинградском) Военно-морском командном училище (с осени 1922 г. – ВВМУ, с 07.01.1926 г. - им.М.В.Фрунзе). Здесь у юноши зародилась мечта о небе. И в 1926 г. его переводят в Севастопольскую Военную школу морских лётчиков (начальник и комиссар - старший лётчик Букан, помощник начкома по политчасти Гайлис) (с 08.1930 г. - Военная школа морских лётчиков и летнабов ВВС РККА им.И.В.Сталина).
Интересно, что под командованием командира эскадрильи Голубкова его однокашником в то время был Борис Николаевич Агров (1906 г.рожд.), также ставший впоследствии полярным лётчиком (в марте 1928 г. – январе 1930 г. – лётчик 65-го оао ВВС Чёрного моря, в январе 1930 г. – январе 1933 г. - старший лётчик, командир корабля, командир отряда тяжёлых кораблей 4-й авиабригады ВВС Балтийского моря (г.Ленинград), с декабря 1933 г. - в резерве ВВС РККА, с января 1933 г. по 1937 г. - пилот, начальник Лётно-испытательной станции Особого Конструкторского Бюро Всесоюзного Треста (Объединения) Точной Индустрии наркомата тяжёлой промышленности – ОСКОН Бюро «ВОТИ» НКВТ СССР (г.Ленинград), в 1937-1938 гг. - пилот МАОН УПА ГУСМП, в 1938-1939 гг. - командир корабля Игарской авиагруппы, в 1939-1940 гг. - командир корабля Ленской авиагруппы, в мае-ноябре 1940 г. - командир корабля МАГОН, в 1940-1943 гг. - командир корабля, заместитель командира Чукотского авиаотряда (группы), с декабря 1943 г. по март 1946 г. - командир Чукотской авиагруппы, с 1947 г. – и.о. командира отряда МАГОН по лётной части, командир отряда, освоивший 16 типов самолётов и налетавший более 5134 час.).
В 1927 г. Севастопольская Военная школа морских лётчиков перебазировалась из Килен-бухты в бухту Голландия, где с 15 января Ф.К.Куканов в числе 350 учлётов (курсантов) под руководством начальника лётной части Б.Л.Бухгольца и инструктора А.И.Мартынова-Марова осваивал новый курс учебно-лётной подготовки. Летать пришлось на самолётах МУ-1, МР-1, Р-1, летающих лодках С-16, Дорнье «Валь» и др.
20 марта 1928 г. состоялся 5-й выпуск Севастопольской Военной школы морских лётчиков, и молодой командир получил назначение в 51-й разведывательный авиаотряд ВВС Балтийского моря. Там он прослужил пять лет, летая в т.ч. на машинах Р-2, Р-6, ЮГ-1, Ю-20. Дослужился до старшего лётчика. В 1929 г. отличился при перегонке авиагруппы из 4 самолётов (2 - МР-1 и 2 – Ю-20) на Чёрное море по маршруту Ленинград-Новгород (оз.Ильмень)-Витебск-Киев-Николаев-Севастополь, где он выполнял роль командира авиазвена МР-1. Символично, что старшим летнабом у него был Михаил Николаевич Моросанов, который в то время служил младшим лётчиком-наблюдателем в 66-м оао ВВС Балтийского моря (г.Ленинград), а в 1951-1955 гг. уже в звании полковника командовал Полярной авиацией.
Тем не менее, служба молодого командира не проходила гладко. Так, в 1931 г. за «злоупотребление властью» Ф.К.Куканов был осуждён Военным трибуналом Балтфлота к одному году лишения свободы условно.
В феврале 1933 г., после демобилизации судьба привела Фёдора Кузьмича в Полярную авиацию, где он начал службу пилотом-инструктором, командиром отдельного звена УВС ГУСМП при СНК СССР с базированием в период зимовки на мысе Ир-Каппея (Чукотка, с 1934 г. – Отто Шмидта)..."
И ещё, предлагаю везде на фото, относящихся к перелёту 1929 г., поправить и сделать подписи по М.Н.Моросанову (через "а" - на первом фото - ошибка фотографа), он с усиками (опознать можно легко на всех по снимках, их он носил и в пору командования ПА).

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 19 Январь 2015 23:53
Всеволод Куканов
Уважаемый Historik.
Боюсь, Вы так подробно всё изложили, что в этой части и добавить более нечего. Мне лично не известны были такие подробности его службы, как номера отрядов Балтфлота и т.п.

В остальном - Фёдор Кузьмич Куканов был четвёртым сыном в семье довольно состоятельного царскосельского предпринимателя Кузьмы Петровича Куканова, который владел производством обуви и зеркал в Царском Селе, в следствие чего Фёдор Кузьмич обучался в самом престижном среднеобразовательном учреждении Царской России (в то время) - в Царскосельской Николаевской Гимназии (70 рублей в год - стоимость обучения). В итоге блестяще знал французский и латынь (французскую классику читал в оригинале, даже будучи на пенсии после лётной карьеры). В Царском Селе проживали по адресу "Оранжерейная улица, дом Куканова" (после революции - дом №57). Фёдор был женат два раза. Первая жена - Альдона Вячеславовна Карпинская (1915 г.р.) (зарегистрировали брак в январе 1935-го), погибла на фронте под Ригой в октябре 1944-го. Вторая супруга - Анастасия Ивановна Куканова (1922 г.р.) скончалась относительно недавно, в 2005 году. От первой супруги была дочь, которая погибла во время войны в Москве при бомбёжке, будучи в школьном возрасте. Со второй супругой уже детей не было.
Кстати, вспомнил, что в сборнике статей - Ларьков, Романенко: "Враги народа за Полярным Кругом" упоминалось, что Куканов числился, как "ненадёжный", видимо из-за не "рабоче-крестьянского" происхождения...

Старший брат Фёдора Кузьмича - Михаил Кузьмич (мой прадед, 1896 г.р.), скончался в 1942-м, в Ленинграде, во время блокады.

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 20 Январь 2015 22:14
Всеволод Куканов
 60.JPG
вот ещё два "поздних" фото, примерно конца 50-х - начала 60-х годов.
видимо, запечатлено некое застолье, в "Доме Полярников" на Суворовском (ныне - Никитском) бульваре, в Москве.
справа от Фёдора Кузьмича Куканова - его вторая супруга Анастасия Ивановна Куканова (Кушнарёва).
(юноша и женщина - неизвестны, вероятно, какие-то гости, либо соседи).

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 22 Январь 2015 20:21
Кара
Так всё-таки
Historik пишет:с января 1933 г. по 1937 г. - пилот, начальник Лётно-испытательной станции Особого Конструкторского Бюро Всесоюзного Треста (Объединения) Точной Индустрии наркомата тяжёлой промышленности – ОСКОН Бюро «ВОТИ» НКВТ СССР (г.Ленинград),

или же
Historik пишет:В феврале 1933 г., после демобилизации судьба привела Фёдора Кузьмича в Полярную авиацию, где он начал службу пилотом-инструктором, командиром отдельного звена УВС ГУСМП при СНК СССР с базированием в период зимовки на мысе Ир-Каппея (Чукотка, с 1934 г. – Отто Шмидта)..."

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 22 Январь 2015 20:38
ББК-10
Historik-ческая солянка :)
Предыдущие 3 страницы темы автора не интересовали. Главное на-гора выдать.
viewtopic.php?f=8&t=4352#p32922
viewtopic.php?f=8&t=4352&start=15#p34175

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 22 Январь 2015 21:11
ББК-10
Historik!
Хочу карту с мысом Ир-Каппея и Отто Шмидта...
:x
Мыс Отто Шмидта
из сборника «В Арктику мы еще вернемся»
Валерий Купецкий.
http://www.polarpost.ru/Library/Kupetsk ... hmidt.html

До 1934 года мыс Шмидта назывался мыс Северный или Кап Норд, как его обозначил на своих картах Джеймс Кук в августе 1778 года, найдя здесь небольшое поселение аборигенов. Ровно 200 лет назад в 1791 году русский путешественник Иосиф Биллингс нанес на карту в этом месте «селение сидячих чукоч — Рыркайпий», что означает в иероглифическом, многозначном чукотском языке примерно «где-кончается-проход-моржей». Следы неолитической стоянки Древних морских охотников-зверобоев возрастом в несколько тысячелетий и сейчас видны в мерзлоте береговых обнажений, подмываемых летом морскими волнами в бухте Северной между двумя утесами. Остатки древних землянок заметны на западном берегу у подножия утеса Кожевникова. На вершине скалы находилась чукотская крепость, где древние охотники укрывались от вражеских набегов.
В 1823 году Ф. Врангель на своей карте поместил двойное название «Рыркайпий — Северный». И это, пожалуй, самое верное наименование для двойного мыса.
Таким образом, не умаляя заслуг О. Шмидта, но отдавая должное (старому — старое, новому — новое), целесообразно западную часть мыса с утесом Кожевникова именовать Рыркайпием, восточную часть с утесом Вебера и расположенными восточнее поселком, портом и аэропортом — мысом Шмидта, а все вместе — двойным термином Рыркайпий -Шмидт.
Окончательную транскрипцию полезно обсудить с чукотской интеллигенцией, с краеведами и старожилами.

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 22 Январь 2015 22:51
ББК-10
Historik пишет: Лётно-испытательной станции Особого Конструкторского Бюро Всесоюзного Треста (Объединения) Точной Индустрии наркомата тяжёлой промышленности – ОСКОН Бюро «ВОТИ» НКВТ СССР (г.Ленинград)

Расшифруйте пожалуйста :yes:
НКВТ СССР это что?

Оно чтоль?
Всесоюзное объединение точной индустрии (ВОТИ) Главного управления точного машиностроения (Главточмаша) НКТП СССР. 1931 - 1935**

Фонд: 8352
Категория: 3
Опись: 1
Дело: 26
Дата: 1931 - 1935

созд . 1931 г., лик . 1935 г.
Предыдущие названия и подчиненность
Сектора машиностроения ВСНХ СССР (1931)
Главного управления машиностроения и металлообработки ВСНХ СССР (1931 - 1932)
НКТП СССР (1932 - 1933)
Главного управления точного машиностроения (Главточмаша) НКТП СССР (1933 - 1935)
НКТП (1935)
с 1936 г. в ведении Наркомата оборонной промышленности СССР (ф. 7515)

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 23 Январь 2015 03:47
Василий Гоголев
ББК-10 пишет:НКВТ СССР это что?

1. Наркомат внешней торговли СССР
2. Наркомат внутренней торговли СССР
3. Наркомат водного транспорта СССР

но, Всесоюзное объединение точной индустрии вероятно, к ним не имеет никакого отношения. Опечатка.

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 23 Январь 2015 08:07
Historik
Cори, коллеги! Спасибо за подсказку - опечатки. Конечно же поправим и мыс, и наркомат тяжёлой промышленности - НКТП. 8)

из архива Ф.К. Куканова

СообщениеДобавлено: 16 Март 2015 02:12
MarkBDalex
Всеволод Куканов пишет:...
 DornierWal2.jpg

Alexander Belov пишет:На снимках - летающая лодка "Дорнье Валь", причем машина, закупленная в первых партиях, с моторами "Лоррен-Дитрих" 12Е. Эти моторы были W-образными, жидкостного охлаждения. Блоки цилиндров (в отличие от моторов М-17 или BMW-VI) не выступали за габариты капотов. На снимках видны 4 выхлопных патрубка. Дополнительные радиаторы, установленные сверху на мотогондоле, хорошо видны на снимках.

Вот такой Бюллетень (из коллекции Юрия Комболина - Архангельск) имеет непосредственное отношение к гидросамолёту Дорнье-Валь с №1 (см. фото) и судя по бюллетеню этот самолёт имеет заводской номер 129.
 Бюллетень.jpg

Вопрос: Имеет ли Фёдор Кузьмич Куканов отношение к описываемому в Бюллетене перелёту?

Куканов Фёдор Кузьмич (04.02.1904 - 28.04.1964)

СообщениеДобавлено: 16 Март 2015 14:31
Dobrolet
Cамолет №1 с ЛД имел заводской №56.
За номером 129 был Wal с BMW-VI
 Dornier Wal №1 1эск ЧФ (6) Ейск.jpg