9 от 24.V-41г.
II. Заявление КУКАНОВА Фёдора Кузьмича о помиловании.
Военным трибуналом 94 стрелковой дивизии 30.XI-1936г.
по ст.59-3 п. "г" УК РСФСР приговорён к 6 г. л/свободы с 30.XI-1936г.
ЛТ–13765
КУКАНОВУ Ф.К. срок заключения в ИТЛ сократить до пяти лет.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР - /А.Горкин/
Заявление КУКАНОВА Фёдора Кузьмича о помиловании.
Рождения 1904 года, служащий, беспартийный, женат. В 1931 г. судим Военным Трибуналом Балтфлота по
ст. 113 УК РСФСР к 1 году л/свободы условно. В ВВС РККА служил с 1922 по 1933 год. Награждён орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды. В момент совершения преступления – пилот Енисейской авиагруппы Главного Управления Севморпути.
Военным трибуналом 94 стрелковой дивизии 30.XI-1936г.
по ст.59-3 п. "г" УК РСФСР приговорён к 6 г. л/свободы с 30.XI-1936г.
Согласно приговора, Куканов во время рейса грубо нарушил правила лётной службы. Несмотря на благоприятную погоду, вёл самолёт на высоте 200-225 метров. Во время смазывания водопомп надавил туловищем на штурвал, вследствие чего ввёл самолёт в пикирующее положение и упустил момент вывода самолёта из пикирования. С большой скоростью самолёт врезался в реку и затонул. При катастрофе погибли два бортмеханика и девять пассажиров. Двое пассажиров и сам Куканов, после погружения самолёта в воду, выплыли и были спасены колхозниками.
В деле имеется производственный бюллетень управления строительства № 105 НКВД СССР (где Куканов частично отбывал наказание), из которого видно, что он работал помощником начальника по тяге и за образцовую самоотверженную работу по строительству ж.д. магистрали Кандалакша–Куолаярви включён в список кандидатов на правительственные льготы.
Депутаты Верховного Совета СССР т.т.
Молоков и
Шевелёв характеризуют Куканова как честного и добросовестного работника и ходатайство о помиловании поддерживают.
В Комиссию частных амнистий при Президиуме Верховного Совета СССР.
Заявление
30 Ноября 1936 года, я осуждён Военным Трибуналом 94 стрелковой дивизии в гор. Красноярске, по
ст. 59-3 п "г" к шести годам лишения свободы, с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях НКВД, за аварию самолёта с человеческими жертвами.
Авария явилась не результатом моего отношения к лётной работе, а результатом ошибки, вызванной переутомлением (авария произошла на 5-м часу полёта в этот день и на 4-ый день нахождения в рейсе), также как и тяжёлые последствия аварии вызваны не размерами (тяжестью) самой аварии, а отсутствием спасательных средств, т.к. авария произошла на заполярной линии, на реке Енисее, в тайге. Не умаляя своей ответственности даже при этих обстоятельствах, я прошу принять во внимание: что вся моя сознательная жизнь прошла в рядах РККФ и ВВС РККА, куда я поступил добровольно с 18-летнего возраста, т.е. с 1922 года, а затем в ВВС с 1926 по 1933 год; с 1933 по 1936 год я работал в полярной авиации Главсевморпути, где был дважды награждаем Правительством орденами Союза ССР, – за спасение челюскинцев и за работу на севере, каковые Военный Трибунал, при вынесении приговора, нашёл возможным сохранить за мной;
что эта ошибка явится единственной и неповторимой, чему поручительством вся моя предыдущая лётная работа и тяжёлое сознание ответственности за жизнь людей, неизгладимое никаким сроком.
Я отбыл уже три четверти календарного срока, будучи на строительстве вторых путей Карымская–Хабаровск, на строительстве № 206 – Приморской железной дороги, и на строительстве № 105 Кандалакша–Куолаярви; на всех стройках был представляем к Правительственным льготам, и я прошу освободить от остающегося срока наказания и предоставить мне возможность работой в своей родной профессии снова завоевать почётное право быть в среде людей пользующихся заслуженным уважением всего народа.
ФКуканов /Куканов Фёдор Кузьмич/
В настоящее время я работаю на строительстве Северо-Печорской магистрали.
Севжелдорлаг НКВД. 4-ое Отделение. станц. "Иоссер"
25 Февраля 1941 года.
Дело № 47–36 г. Копия
ПРИГОВОР № 36ИМЕНЕМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК.
1936 года Ноября 30-го дня. Гор. Красноярск, Военный Трибунал 94-й стр. дивизии в составе:
Председательствующего - Военного Юриста 3 ранга ВАГАНОВА,
членов: Старшего Лейтенанта УШАКОВА и Авиатехника СВИРИДЕНКО при секретаре - технике-интенданте 2 ранга ТЮРНЕВЕ, с участием государственного обвинения в лице Помощника Военного Прокурора СибВО - Бригадного Комиссара тов. НИКОЛАЕВА и члена коллектива защитников ПРОЗОРОВСКОГО.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело пилота Енисейской Авиагруппы ГУСМП – КУКАНОВА, Фёдора Кузьмича, 1904 года рождения, женатого, со средним образованием, окончившего в 1928 году военно-морскую школу лётчиков им. СТАЛИНА, беспартийного, служащего, ранее с 1922 по 1933 год служившего в ВВС РККА, награждённого двумя орденами: орденом Красная Звезда и Трудового Знамени, ранее в 1931 году судимого Военным Трибуналом Балтфлота по
ст. 113 УК – к одному году лишения свободы условно, уроженца Детского Села, Ленинградской области, обвиняемого по ст. 59-3 пн "г" УК Р.С.Ф.С.Р.
Данными судебного следствия и материалами дела Военный Трибунал установил: 23-го Августа 1936 года в 8 часов московского времени во время рейса Дудинка–Красноярск, на перегоне Подкаменная Тунгуска – Красноярск в 8 километрах ниже села Никулино, Туруханского района, Красноярского края потерпел катастрофу управляемый обвиняемым КУКАНОВЫМ
самолёт АНТ-7 с опознавательным знаком Н-28, принадлежащий Енисейской авиагруппе ГУСМП. При катастрофе погибли бортмеханики ЗУБОВ и ЛУКЬЯНОВ и пассажиры: врач ДЕМИНА, секретарь Таймырского окружкома ВЛКСМ ПЕРВУШИН, инженер Полярсектора Игарки ГУМАНОВ, начальник Эвенкийского Окротдела НКВД СОКОЛОВСКИЙ, директор дудинского банка ЧАШИН, Председатель Таймырского окрсовета ОСО – КАНТОР, радист Норильстроя ВЕДЕРНИКОВ и жена начальника Хатейской культбазы ДУРНОВА с ребёнком 2-х лет. Остальные пассажиры – начальник экспедиции Красноярского КрайЗУ МУРАВИН и начальник культбазы ДУРНОВ, а также и обвиняемый КУКАНОВ после погружения самолёта в воду выплыли на поверхность воды и были спасены подоспевшими колхозниками.
Судебным следствием установлено, что основными причинами происшедшей катастрофы названного выше самолёта явились:
1) Что обвиняемый КУКАНОВ, несмотря на благоприятную погоду для полёта, самолёт вёл на высоте только 200–220 метров, что не имел права согласно § 189 наставления по лётной службе на воздушных линиях СССР; 2) Что минут через 45–50 после вылета из Подкаменной Тунгуски, он, КУКАНОВ, во время смазывания водопомп штауферами, своим туловищем надавил на штурвал, отжав его "от себя", вследствие чего ввёл самолёт в пикирующее положение с прогрессирующим углом и увеличением скорости полёта, и 3) Что КУКАНОВ, ведя самолёт на такой небольшой высоте как 200–220 метров, по своей преступной халатности не следил за показаниями приборов, а следовательно и положением самолёта, вследствие чего и упустил момент своевременного вывода самолёта из того критического положения, в котором он находился. Всё это в результате и повлекло за собой то, что названный выше самолёт со скоростью в 220 – 250 километров в час с работающими моторами врезался в реку Енисей.
По заключению аварийной комиссии самолёт и моторы как вышедшие из строя подлежат списанию в расход.
На основании вышеизложенного виновность КУКАНОВА, таким образом, установлена в том, что он 23-го августа 1936 года во время рейса допустил грубое нарушение правил лётной службы относительно высоты полёта, при благоприятных условиях погоды вёл самолёт на высоте 200–225 метров, а затем безответственно-халатно отнёсся к управлению самолётом, что в результате и повлекло за собой катастрофу: гибель самолёта, двух бортмехаников и 9 пассажиров, т.е. КУКАНОВ названными выше действиями совершил преступление, предусмотренное
ст. 59-3 пн. "г" УК РСФСР, а потому Военный Трибунал, руководствуясь ст.ст. 45 УК и 319 и 320 УПК,
ПРИГОВОРИЛ :
КУКАНОВА Фёдора Кузьмича подвергнуть лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях сроком на ШЕСТЬ (6) лет, без поражения в правах.
Начало отбывания меры наказания исчислить осуждённому КУКАНОВУ с сего числа, т.е. с 30-го Ноября 1936-го года.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Военный Трибунал Сибирского Военного Округа в течение 72-х часов с момента вручения копии приговора осуждённому, через Трибунал, его вынесший.
Председательствующий – Военюрист 3 ранга – ВАГАНОВ.
Члены : Старш. Лейтенант УШАКОВ. СВИРИДЕНКО.
С подлинным ВЕРНО :
Секретарь Воен. Трибунала – Техн.–Инт-нт 2 ранга .... : (ТЮРНЕВ)
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬОрган Культурно-воспитательного Отдела Управления Строительства № 105 НКВД СССР
9 июня 1940 г. № 40. Выходит 10 раз в месяц. Не подлежит распространению за пределами лагеря
ДОСКА КАНДИДАТОВ НА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ЛЬГОТЫ
За образцовую самоотверженную работу по строительству железнодорожной магистрали КАНДАЛАКША – КУОЛАЯРВИ, Штабами "О" представлены на доску кандидатов на правительственные льготы:
...
Куканов Фёдор Кузьмич – помощник начальника по тяге 19 колонны...
ЛТ–13765
24.3-41 г.
В КОМИССИЮ ПРИ ПРЕЗИДИУМЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ О ПОМИЛОВАНИИ.
Представляя ходатайство гр-на КУКАНОВА Фёдора Кузьмича о сокращении в порядке помилования срока назначенного ему наказания, просим рассмотреть это ходатайство и по возможности его удовлетворить.
Гр. КУКАНОВА Ф.К. мы знали лично. Он всегда был честным и добросовестным работником и в военной и в полярной авиации. Мы помним его смелым, преданным Родине лётчиком.
Несчастье, которое произошло по его вине, он искупил четырьмя годами заключения.
По месту отбытия наказания он имеет хорошие отзывы. Это говорит о том, что он сохранил стойкость и выдержку честного советского гражданина.
Считаем, что понесённое наказание послужило ему достаточным уроком и имело нужное воспитательное значение для всего лётного состава.
Поддерживаем ходатайство гр. КУКАНОВА о помиловании его и представления ему возможности возвратиться в семью советских лётчиков.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Заявление гр. Куканова, копия приговора № 36, газета "Производственный бюллетень".
на 5 листахДепутат Верховного Совета СССР Герой Советского Союза Генерал-майор
Молоков /
МОЛОКОВ В.С./
Депутат Верховного Совета СССР Герой Советского Союза Полковник
Шевелев /
ШЕВЕЛЕВ М.И./
г. Москва.
"17/19" марта 1941 г.
№093-м