Страница 1 из 1

Аршеневский Александр Юрьевич (1940 - 2011)

СообщениеДобавлено: 12 Ноябрь 2011 19:36
insp2
Обращение к Ивану Кукушкину.
Прошу Вас рассмотреть вопрос о размещении некролога на смерть Саши Аршеневского разместить здесь из газеты АЗ № 10 за 2011 год.

Аршеневский Александр Юрьевич

СообщениеДобавлено: 12 Ноябрь 2011 20:23
[ Леспромхоз ]
 Октябрь 2011-7.jpg
Верный товарищ, настоящий моряк
Ушел из жизни бывший старший механик судов Мурманского морского пароходства Александр Юрьевич Аршеневский, отдавший торговому флоту страны свыше сорока лет.
Феликс Цыганенко.

Когда в мурманском порту я впервые прочитал название теплохода на оранжевом борту - «Юрий Аршеневский», то невольно вздрогнул. Неужели это имя отца моего товарища и напарника по вахте, механика Саши Аршеневского? Да. именно так и оказалось! Современное арктическое судно, построенное в 1986 году в Финляндии, назвали в честь бывшего главного инженера Администрации Северного морского пути Юрия Александровича Аршеневского. Сашин отец внес большой вклад в научное исследование и практическое обеспечение судоходства в Арктике и Антарктике.

Прошли годы... И вот на днях из Питера пришла плохая весть: 24 сентября 2011 года скончался и похоронен на Южном кладбише Санкт-Петербурга Александр Юрьевич Аршеневский, мой друг и соплаватель. Как же так? Это ужасно несправедливо! Ведь он прожил всего три года, после того как оставил флот... В памяти пронеслись яркие страницы нашей молодости и лучшие годы жизни, отданные совместной работе в Мурманском морском пароходстве...

Впервые мы встретились с Сашей в далеком 1969 году на дизель-электроходе «Куибышевгэс». Вместе обеспечивали ходовую вахту четвертых механиков: Саша - как механик, автор этих строк - как электромеханик. Благодаря совместной вахте мы подружились и в обыденной жизни. Александр был надежным товарищем как в море, так и на берегу. С отличием он окончил Ленинградское арктическое училище (ЛАУ) и по сокращенной программе - Высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова. После «Куйбышсвгэса» мы работали с ним на разных судах, но дружбу сохранили навсегда. По возможности встречались у Саши в Питере или у меня в Мурманске...

Окончив ЛАУ, Александр Аршеневский получил направление на флагманский экспедиционный дизель-электроход «Обь». По его рассказам, то было замечательное время, а какие интересные люди, настоящие моряки работали на «Оби»! Судно-легенда первым из советских исследовательских кораблей под командой капитана Мана подошло в 1956 году к берегам Антарктиды. С тех пор «Обь» участвовала в девятнадцати антарктических экспедициях, с ее борта сделаны десятки географических открытий!

В начале 80-х годов постаревшая «Обь», более двух десятков лет сокрушавшая лед Арктики и Антарктики, покорно и сиротливо ждала своей участи на отстойном причале Мурманского торгового порта. Люди, что отдали судну лучшие годы жизни, были вынуждены смириться с тем, что «Обь» навсегда покинет мурманский порт. Увы, печальная история легендарных судов-первопроходцев повторялась. Не смогла общественность Мурманска защитить «Обь» как музейную реликвию. А ведь ее место должно было быть у причальной стенки родного порта, и навечно! Не сберегли мы частичку истории. А какая прекрасная возможность была - создать музей освоения Антарктиды на плаву! Ни одно государство мира не имело такого антарктического судна-ветерана!

Если государство не в состоянии было сберечь для потомков теплоход как память о героическом груде полярных исследователей и моряков, они позаботились об этом сами. В своей ленинградской квартире Александр создал небольшой домашний музей. Среди фотографий и моделей судна там был уголок полярной фауны. Особый интерес у мальчишек, соседей по дому, вызывало чучело королевского пингвина, которое Саша доставил из Антарктиды. Юные романтики, не исключено, что будущие моряки, трепетно осматривали далеких посланцев фауны Арктики и Антарктики...

Находясь в арктическом рейсе на одном из судов пароходства. Аршеневский получил трагическую весточку о смерти отца, Юрия Александровича, которого беззаветно любил и уважал. Он тяжело переживал его кончину. Саша приложил титанические усилия, чтобы отдать последний долг отцу и проводить его в последний путь. Добраться из Арктики в Москву за сутки, находясь в рейсе, - дело весьма непростое! Слава Богу, что на его пути попадались душевные и чуткие люди. Именно такими людьми всегда был славен Север! Первым откликнулся капитан, который помог выбраться с судна. На оленях, вездеходах и транспортных самолетах Саша успел-таки добраться из Арктики в столицу на похороны...

Жизнь моряка продолжалась. Александр Аршеневский накапливал опыт судового механика на различных судах арктического флота. В технической службе пароходства его ценили и уважали как современного классного механика, не посрамившего памяти отца.

Фамилия отца и сына приумножила славную традицию преемственности в деле освоения Севера. Планы и практические дела главного инженера Администрации Северного морского пути Юрия Аршеневского воплощал в жизнь на ледовых трассах его сын - судовой механик. А в Ленинграде подрастал внук Аршеневского-старшего, названный в честь деда Юрием.

Следуя в заполярный порт Дудинка, или напротив, покидая его, Александр Юрьевич, старший механик теплохода «Кузьма Минин», иногда расходился встречным курсом с теплоходом «Юрий Аршеневский». Он долго провожал его задумчивым взглядом, вспоминая отца, давшего ему путевку в этот интересный мир морского странника. Пребывая в нем около четырех десятков лет. Александр Юрьевич никогда, ни на мгновение, не жалел о выбранном пути.

Память о Саше, чутком и верном товарище, настоящем моряке, преданном выбранной профессии, навсегда останется в памяти автора этих строк, друзей и со-плавателей...

Аршеневский Александр Юрьевич (1940 - 2011)

СообщениеДобавлено: 12 Ноябрь 2011 22:39
Иван Кукушкин
insp2 пишет:Прошу Вас рассмотреть вопрос о размещении некролога на смерть Саши Аршеневского разместить здесь из газеты АЗ № 10 за 2011 год.

Это совершенно не "вопрос", это подразумевается как само собой разумеющееся.

Аршеневский Александр Юрьевич (1940 - 2011)

СообщениеДобавлено: 17 Сентябрь 2012 10:29
insp2
Был вчера на Южном кладбище на могиле Саши Аршеневского - сын его Юрий устанавливает надгробную плиту из черного гранита ГАБРО. К годовщине смерти обещают закончить работы.Положил 2 гвоздички от Феликса Цыганенко....

Аршеневский Александр Юрьевич (1940 - 2011)

СообщениеДобавлено: 29 Октябрь 2012 18:58
insp2
Посетили могилу Саши Аршеневского с Тагиром - его сменщиком на тх КУЗЬМА МИНИН

Аршеневский Александр Юрьевич (1940 - 2011)

СообщениеДобавлено: 01 Ноябрь 2012 20:56
Alfia
Выражаю соболезнование семье Александра Аршеневского.Я- вдова его товарища Хабибуллина Вилара.Они учились вместе в Макаровке,пересекались их пути и в дальнейшем во время плаваний в Мурманском пароходстве.Потом пути разошлись.В 1982 году мой муж вернулся на родину в Татарстан,работал здесь в "нефтянке"до выхода на пенсию.Вилар много рассказывал о Саше,очень уважал его.В конце 80-х довелось побывать в гостях у Александра.Ездили мы в Ленинград втроем-муж, 12 летний сын и я.Хорошо помню эту встречу.Он и его супруга ,сын Юрий-семья настоящих ленинградских интеллегентов.У нас в книжном шкафу все эти годы стоит небольшая репродукция,подаренная Александром на память,на обороте его автограф.Изображена на ней церковь, где венчались Пушкин и Наталья Гончарова.
В 1989 году Вилар ездил в Ленинград на встречу со своими сокурсниками.Его приглашали и в 2009 году на 40 летие выпуска,но поехать он уже не смог,тяжело болел.

Узнала о кончине Аршеневского совершенно случайно,через интернет.А может и не случайно:что-то подтолкнуло меня набрать в поисковике это имя...
Вилар Хабибуллин тоже скончался в прошлом году,чуть раньше Саши-16 июля 2011 года. Пусть земля им будет пухом!

Аршеневский Александр Юрьевич (1940 - 2011)

СообщениеДобавлено: 20 Июль 2013 18:39
insp2
Преемственность
Феликс Цыганенко
Когда в мурманском порту я впервые прочитал название теплохода на оранжевом борту (арктические суда принято красить в яркие цвета) – «Юрий Аршеневский», то невольно вздрогнул. Неужели это имя отца моего товарища и напарника по вахте, механика Саши Аршеневского? Да, именно так и оказалось! Современное арктическое судно, построенное в Финляндии, назвали в честь бывшего главного инженера администрации Северного морского пути, Юрия Александровича Аршеневского. Сашин отец внёс большой вклад в научное исследование и практическое обеспечение судоходства в Арктике и Антарктике.

Впервые мы встретились с Сашей на дизель-электроходе «Куйбышевгэс». Благодаря совместной вахте, подружились и в обыденной жизни. Александр был надёжным товарищем, как в море, так и на берегу. С отличием он окончил Ленинградское арктическое училище (ЛАУ) и по сокращённой программе – Высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова. После «Куйбышевгэса» мы работали с ним на разных судах, но дружбу сохранили навсегда.

Закончив ЛАУ, Александр Аршеневский получил направление на флагманский, экспедиционный дизель-электроход «Обь». По его рассказам, то было замечательное время, а какие интересные люди, настоящие моряки работали на «Оби»! Судно-легенда, первым из советских исследовательских кораблей, под командой капитана Мана, подходило к берегам Антарктиды. С тех пор, «Обь» участвовала в девятнадцати антарктических экспедициях, с её борта сделаны десятки географических открытий!

Находясь в арктическом рейсе на одном из судов пароходства, Аршеневский получил трагическую весточку о смерти отца, Юрия Александровича. Он тяжело переживал его кончину, которого беззаветно любил и уважал. Саша приложил титанические усилия, чтобы отдать последний долг отцу и проводить его в последний путь. Добраться из Арктики в Москву за сутки, находясь в рейсе – дело весьма непростое! Слава Богу, что на его пути попадались душевные и чуткие люди. Именно такими людьми всегда был славен Север! Первым откликнулся капитан, который помог выбраться из судна. На оленях, вездеходах и транспортных самолётах Саша успел таки добраться из Арктики в столицу, на похороны…

Фамилия отца и сына, приумножила славную традицию преемственности в деле освоения Севера. Планы и практические дела главного инженера Администрации Северного морского пути Юрия Аршеневского, воплощал в жизнь на ледовых трассах его сын – судовой механик. А в Ленинграде подрастал внук Аршеневского-старшего, названный в честь деда – Юрием, который также мечтал связать жизнь с морем.

Следуя в заполярный порт Дудинка или напротив, покидая его, Александр Юрьевич, старший механик теплохода «Кузьма Минин», иногда расходился встречным курсом с теплоходом «Юрий Аршеневский». Он долго провожал его задумчивым взглядом, вспоминая отца, давшего ему путёвку в этот интересный мир морского странника. Посвятив жизнь Северу и флоту, Саша никогда, ни на мгновенье, не жалел о выбранном пути.


© Copyright: Феликс Цыганенко, 2011
Свидетельство о публикации №211102000314

Аршеневский Александр Юрьевич (1940 - 2011)

СообщениеДобавлено: 24 Сентябрь 2013 11:11
insp2
Сегодня исполнилось 2 года, как Александра Юрьевича нет с нами. Планирую завтра с коллегами-мурманчанами посетить Южное кладбище и могилку Саши, независимо от погоды.

Аршеневский Александр Юрьевич (1940 - 2011)

СообщениеДобавлено: 20 Сентябрь 2017 20:43
insp2
Сегодня 20 сентября 2017 года Мы еще живы. : 2017-09-20 10-22-08.JPG
Посетили могилку Саши Аршеневского с коллегами по работе в ММП - Борей Исаевым и Валерой Самоделовым.