Верный товарищ, настоящий морякУшел из жизни бывший старший механик судов Мурманского морского пароходства Александр Юрьевич Аршеневский, отдавший торговому флоту страны свыше сорока лет.Феликс Цыганенко.Когда в мурманском порту я впервые прочитал название теплохода на оранжевом борту - «Юрий Аршеневский», то невольно вздрогнул. Неужели это имя отца моего товарища и напарника по вахте, механика Саши Аршеневского? Да. именно так и оказалось! Современное арктическое судно, построенное в 1986 году в Финляндии, назвали в честь бывшего главного инженера Администрации Северного морского пути Юрия Александровича Аршеневского. Сашин отец внес большой вклад в научное исследование и практическое обеспечение судоходства в Арктике и Антарктике.
Прошли годы... И вот на днях из Питера пришла плохая весть: 24 сентября 2011 года скончался и похоронен на Южном кладбише Санкт-Петербурга Александр Юрьевич Аршеневский, мой друг и соплаватель. Как же так? Это ужасно несправедливо! Ведь он прожил всего три года, после того как оставил флот... В памяти пронеслись яркие страницы нашей молодости и лучшие годы жизни, отданные совместной работе в Мурманском морском пароходстве...
Впервые мы встретились с Сашей в далеком 1969 году на дизель-электроходе «Куибышевгэс». Вместе обеспечивали ходовую вахту четвертых механиков: Саша - как механик, автор этих строк - как электромеханик. Благодаря совместной вахте мы подружились и в обыденной жизни. Александр был надежным товарищем как в море, так и на берегу. С отличием он окончил Ленинградское арктическое училище (ЛАУ) и по сокращенной программе - Высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова. После «Куйбышсвгэса» мы работали с ним на разных судах, но дружбу сохранили навсегда. По возможности встречались у Саши в Питере или у меня в Мурманске...
Окончив ЛАУ, Александр Аршеневский получил направление на флагманский экспедиционный дизель-электроход «Обь». По его рассказам, то было замечательное время, а какие интересные люди, настоящие моряки работали на «Оби»! Судно-легенда первым из советских исследовательских кораблей под командой капитана Мана подошло в 1956 году к берегам Антарктиды. С тех пор «Обь» участвовала в девятнадцати антарктических экспедициях, с ее борта сделаны десятки географических открытий!
В начале 80-х годов постаревшая «Обь», более двух десятков лет сокрушавшая лед Арктики и Антарктики, покорно и сиротливо ждала своей участи на отстойном причале Мурманского торгового порта. Люди, что отдали судну лучшие годы жизни, были вынуждены смириться с тем, что «Обь» навсегда покинет мурманский порт. Увы, печальная история легендарных судов-первопроходцев повторялась. Не смогла общественность Мурманска защитить «Обь» как музейную реликвию. А ведь ее место должно было быть у причальной стенки родного порта, и навечно! Не сберегли мы частичку истории. А какая прекрасная возможность была - создать музей освоения Антарктиды на плаву! Ни одно государство мира не имело такого антарктического судна-ветерана!
Если государство не в состоянии было сберечь для потомков теплоход как память о героическом груде полярных исследователей и моряков, они позаботились об этом сами. В своей ленинградской квартире Александр создал небольшой домашний музей. Среди фотографий и моделей судна там был уголок полярной фауны. Особый интерес у мальчишек, соседей по дому, вызывало чучело королевского пингвина, которое Саша доставил из Антарктиды. Юные романтики, не исключено, что будущие моряки, трепетно осматривали далеких посланцев фауны Арктики и Антарктики...
Находясь в арктическом рейсе на одном из судов пароходства. Аршеневский получил трагическую весточку о смерти отца, Юрия Александровича, которого беззаветно любил и уважал. Он тяжело переживал его кончину. Саша приложил титанические усилия, чтобы отдать последний долг отцу и проводить его в последний путь. Добраться из Арктики в Москву за сутки, находясь в рейсе, - дело весьма непростое! Слава Богу, что на его пути попадались душевные и чуткие люди. Именно такими людьми всегда был славен Север! Первым откликнулся капитан, который помог выбраться с судна. На оленях, вездеходах и транспортных самолетах Саша успел-таки добраться из Арктики в столицу на похороны...
Жизнь моряка продолжалась. Александр Аршеневский накапливал опыт судового механика на различных судах арктического флота. В технической службе пароходства его ценили и уважали как современного классного механика, не посрамившего памяти отца.
Фамилия отца и сына приумножила славную традицию преемственности в деле освоения Севера. Планы и практические дела главного инженера Администрации Северного морского пути Юрия Аршеневского воплощал в жизнь на ледовых трассах его сын - судовой механик. А в Ленинграде подрастал внук Аршеневского-старшего, названный в честь деда Юрием.
Следуя в заполярный порт Дудинка, или напротив, покидая его, Александр Юрьевич, старший механик теплохода «Кузьма Минин», иногда расходился встречным курсом с теплоходом «Юрий Аршеневский». Он долго провожал его задумчивым взглядом, вспоминая отца, давшего ему путевку в этот интересный мир морского странника. Пребывая в нем около четырех десятков лет. Александр Юрьевич никогда, ни на мгновение, не жалел о выбранном пути.
Память о Саше, чутком и верном товарище, настоящем моряке, преданном выбранной профессии, навсегда останется в памяти автора этих строк, друзей и со-плавателей...