Тягин Евстафий Алексеевич (1844-1898)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Тягин Евстафий Алексеевич (1844-1898)

Сообщение Инспектор » 28 Сентябрь 2011 13:12

ЕFK: Новоземельская спасательная станция. В 1876 году инициатор её строительства - промышленник Федор Иванович Воронин при материальной поддержке известного ревнителя Севера М.К. Сидорова купил в родном Сумском Посаде избу и доставил ее в разобранном виде на своем судне в Малые Кармакулы. На следующий год поручик корпуса флотских штурманов Евстафий Алексеевич Тягин по поручению Гидрографического департамента собрал её. В 1878 году он согласился возглавить работы по достройке и оборудованию спасательного приюта в Малых Кармакулах, начатые им годам раньше, а главное - перезимовать в нём. Он же и начал обживать приют. Для того, чтобы рассеять утвердившуюся за Новой Землей репутацию гибельного края, Тягин отправился туда с женой Александрой Ивановной, двухлетним сыном Платоном, старухой-няней, девушкой - кухаркой и шестнадцатилетним пареньком. Они высадился со шхуны «Бакан» на неприветливый новоземельский берег. Зимовавшие здесь русские промышленники и ненцы, за исключением двух старух, находились на промысле. Почти полтора месяца артель рабочих мыла, убирала, строила поселение. Первого сентября Тягин начал метеорологические наблюдения. 17 сентября проводил шхуну и рабочих. Впрочем, семья Тягиных недолго оставалась в одиночестве: выпавший снег и начавшиеся морозы вскоре согнали в приют промышленников. В нём и его окрестностях осталось на зимовку небывалое их число - 42 человека. Среди них было и семейство ненца Фомы Вылки, первого постоянного жителя Новой Земли, промышлявшего здесь девятый год. Зимовка все же оказалась тяжелой. Из-за недостаточных запасов свежего мяса среди ненцев зимой началась цинга. Несмотря на медицинскую помощь, котoрую Евстафий Алексеевич самоотверженно оказывал промышленникам, за зиму умерли четверо взрослых и трое детей. В ноябре на метеорологических наблюдениях простудился и сам Тягин. С высокой температурой он принимал роды у своей жены, сам же крестил дочь - первую русскую уроженку архипелага - Нину. В апреле начался массовый прилет птиц, и промышленники получили свежее мясо в изобилии. Тогда Евстафий Алексеевич с двумя ненцами с двумя ненцами предпринял первую в истории попытку пересечь Новую Землю на Карскую сторону. Эта попытка не удалась из-за нехватки корма для собак и снежной слепоты участников перехода. Им пришлось вернуться с полпути. Тяжелая зимовка и советы Тягина многому научили промышленников. Для следующей зимы они заготовили мяса даже с избытком. Командир Архангельского порта Л. Ухтомский, 23 июля 1879 года снимавший с острова семейство Тягина, донес в Гидрографический департамент: «Зимовка Тягина служит ясным доказательством возможности оседлой там жизни...». Через три года в постройках приюта разместился персонал первой русской полярной станции, которая начала действовать осенью 1882 гада по программе Первого Международного полярного года. Тягин же еще долго занимался гидрографическими работами на Севере. Удивительна привязанность этого человека, родившегося в херсонских степях и начинавшего службу на Черном и Каспийском морях, к Северу. Тягин семь лет выполнял метеорологические наблюдения в Архангельске, делал промеры нa Мезени и Печоре, плавал штурманом на Белом море. Занимаясь гидрографическими работами на Севере, Е.А. Тягин не раз возвращался к берегам ставшей для него родной Новой Земли. В июне 1880 года он восстанавливал построенный им же навигационный знак на острове, который вскоре получил его имя. Бывал Тягин на Новой Земле в 1887 и 1890 годах, и доставляла его туда неизменно винтовая шхуна «Бакан». О жизни и деятельности Евстафия Алексеевича на Севере напоминает остров Ближний или Тяги¬на в заливе Моллера. Скончался Тягин в 1898 году в Лиепае в чине полковника корпуса флотских штурманов. Здесь на морском кладбище до сих пор сохраняется скромное надгробье, на котором написано: «Корпуса флотских штурманов полковник Евстафий Алексеевич Тягин родился 5 марта 1844 - скончался 1898 г. Основатель колонии на Новой Земле».
Использов. лит.: Попов С.В. Архангельский полярный мемориал. – Архангельск: СЗКИ, 1985. С.85-86; Попов С.В. Автографы на картах. – Архангельск: СЗКИ, 1990. С.63.
Dirk: Небольшая мозаика по Тягиным. Извините, если где повторю то, что уже было выше.

ТЯГИН ЕВСТАФИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ. из дворян Херсонской губ.
Жена: Александра Ивановна, ур. Антуфьева, дочь архангельского купца.

Платон Евстафьевич (1875*, Архангельск – до 27 февраля 1952, Канны). Полковник артиллерии. Сын основателя колонии на Новой Земле, в детском возрасте участвовал в экспедициях отца. Участник мировой и Гражданской войн. Георгиевский кавалер. В эмиграции жил на юге Франции. Член Каннского отдела Союза русских военных инвалидов, Союза Георгиевских кавалеров и др. воинских объединений.

НИНА ЕВСТАФЬЕВНА. Род. 06.12.1878 (ст. Малые Кармакулы, о. Новая Земля).
Её муж (с 05.07.1900): Прохоров Константин Викторович (22.10.1873-22.05.1915), МК (1894), капитан 1 ранга (06.12.1914), погиб на МЗ "Енисей". АЛЕКСАНДР ЕВСТАФЬЕВИЧ. Родился в Архангельске. С авг. 1893 г. учился в Либавской Николаевской гимназии. В МКК с 1897 своекоштным, в 1898 переведён на казённый счёт.
БОРИС ЕВСТАФЬЕВИЧ. Родился в Архангельске. Крещён в Соломбальском Преображенском соборе 29.05.1880. Восприемники: командир Архангельского порта капитан 1 ранга князь Леонид Алексеевич Ухтомский и Надежда Гавриловна Серкова, жена статского советника, старшего врача Архангельской флотской роты (РГАВМФ. Ф. 432. Оп. 5. Д. 7846. Л. 2).


В 1877 году в становище Малые Кармакулы, расположенном на западном побережье архипелага Новая Земля, поручиком флотских штурманов Евстафием Алексеевичем Тягиным по поручению Гидрографического департамента была построена первая гидрометеорологическая станция.
В период с 1 сентября 1878 года по 23 июля 1879 года он проводил на ней гидрометеорологические наблюдения.

http://www.chas-daily.com/win/2011/06/2 ... .html?r=32 (ссылка не рабочая)
«Ничья земля»
Рассказывает председатель Рижского славянского исторического общества Олег Пухляк:

- Вплоть до XIX века архипелаг Новая Земля был необитаемым, и у него вели рыбный промысел и охотились норвежцы и русские поморы. Из-за крайне сурового климата ни те ни другие поселиться и жить на Новой Земле не могли. Время от времени возникали мелкие дипломатические конфликты между Норвегией и Россией, в которых Российская империя неизменно заявляла, что «архипелаг Новая Земля является во всей целостности российской территорией».

Ситуация изменилась к концу XIX века. В результате потепления климата в Северном полушарии у берегов Новой Земли начали вести промысел норвежцы. Архипелагом заинтересовались исследователи из разных стран. Вопрос стоял предельно просто: претензии на остров и примыкавшее к нему морское пространство может заявить та страна, которая подтвердит наличие на нем постоянного поселения своих граждан.

В конце XIX века норвежские промысловые суда из-за истощения стад морского зверя в районе Шпицбергена устремились к берегам Новой Земли. Русские поморы отправлялись на промысел, когда горло Белого моря освобождалось ото льда, то есть позже норвежцев, и к их приходу зверь был если и не добыт, то распуган. Плавания русских к Новой Земле стали убыточными и практически прекратились. Считая Новую Землю «ничейной землей», норвежские шкиперы, а также экспедиции обследовали и картографировали ее восточные берега. Потеря этих островов для России, помимо прочего, означала бы потерю Северного морского пути, о необходимости которого для страны все чаще и чаще поднимали вопрос русские ученые.

Нина на Новой Земле
- В 1872 году на постоянное жительство на Новую Землю переселилось несколько ненецких семей, однако назвать это удачной попыткой заселения архипелага было нельзя, - продолжает Олег Пухляк. - Чтобы рассеять утвердившуюся за островами репутацию гибельного края, Евстафий Тягин отправился на Новую Землю с женой Александрой Ивановной, двухлетним сыном Платоном, старухой няней, девушкой-кухаркой и шестнадцатилетним пареньком. Видя это, 42 живших здесь летом промышленника также решились на зимовку.

Усилиями Тягина на острове была устроена метеостанция. С 13 октября 1878 года по 13 августа 1879 года Тягин три раза в день производил метеорологические измерения. Они были полностью опубликованы в «Летописях Главной физической обсерватории» за 1879 год и стали достоянием как русской, так и мировой науки.

Однако зимовка оказалась тяжелой. От недостатка свежих продуктов люди стали болеть цингой. Сам Тягин простудился и, будучи совершенно больным, принимал роды у своей жены. Первую русскую новорожденную на Новой Земле назвали Ниной.

Остров имени Тягина
- В апреле Евстафий Алексеевич с двумя ненцами предпринял первую в истории попытку пересечь Новую Землю на собачьих упряжках, - говорит Олег Пухляк. - Через несколько дней стала чувствоваться нехватка мяса - собак уже кормили хлебом, смоченным в мясном бульоне. Две лучшие собаки так выбились из сил, что их решили не запрягать, почти у всех собак стерлась до мяса кожа на кистях лап. Пришлось вернуться с полпути.

Тяжелая зимовка и советы Тягина многому научили промышленников. Зная не в теории, каковы потребности в еде для следующей зимы, они заготовили столько мяса, что даже остался запас. Таким образом экспедиции удалось доказать возможность существования постоянного поселения на Новой Земле. Это было замечено не только российскими научными кругами. В итоге к лету 1880 года с Балтики пришлось перебрасывать для охраны северных земель России вооруженную парусную шхуну «Бакан». С этого же года были установлены регулярные пароходные рейсы из Архангельска в Малые Кармакулы на Новой Земле. Наконец, в 1881 году было утверждено положение о колонизации Новой Земли.

 n140_tyagin_grave_liepaja_novaya_zemlya_iv-01.jpg
Евстафий Тягин же еще долго занимался гидрографическими работами на Севере. Скончался он в 1898 году в городе Лиепае в чине полковника корпуса флотских штурманов. В этом же городе он похоронен на Северном кладбище. Именем Тягина был назван остров в Баренцевом море у Новой Земли.
 n121_tyagin_grave_liepaja_novaya_zemlya_iv-02.jpg
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 733
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Тягин Евстафий Алексеевич (1844-1898)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Июнь 2014 21:47

Жаль, что нет указания на источник.
Видимо с "Кортика"?
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Тягин Евстафий Алексеевич (1844-1898)

Сообщение Инспектор » 20 Июнь 2014 21:54

http://www.gpavet.narod.ru/Names4/tiagin.htm
Тягин Евстафий Алексеевич
(05.03.1844–1898)

Русский арктический гидрограф, полковник корпуса флотских штурманов.

Выходец из дворян Херсонской губернии.

tjaginface.jpg
В 1877 году, находясь в звании поручика корпуса флотских штурманов, по поручению Гидрографического департамента собрал в Малых Кармакулах на западном берегу южного острова Новой Земли избу, доставленную туда промышленником Федором Ивановичем Ворониным при материальной поддержке известного ревнителя Севера М.К. Сидорова. Решено было организовать в Малых Кармакулах Новоземельскую спасательную станцию. Тягин согласился возглавить ее строительство и оборудование и остаться там на зимовку. Для того, чтобы рассеять утвердившуюся за Новой Землей репутацию гибельного края, он отправился туда с женой, двухлетним сыном, старухой-няней, девушкой - кухаркой и шестнадцатилетним пареньком. Летом 1878 года группа Тягина и артель строителей были доставлены в Малые Кармакулы шхуной «Бакан». Полтора месяца потребовалось на строительство и обустройство станции и поселения, и уже 1 сентября Тягин начал метеорологические наблюдения.

В общей сложности вместе с промышленниками на зимовку осталось 42 человека.

Зимовка оказалась тяжелой. Из-за нехватки свежего мяса среди ненцев зимой началась цинга, которая, несмотря на медицинскую помощь, которую Тягин оказывал промышленникам, унесла жизни четверых взрослых и троих детей. В декабре у Тягиных родилась дочь, Нина, первая русская уроженка архипелага. Тягин, будучи больным, с высокой температурой сам принимал роды, сам же крестил дочь. Лишь в апреле, когда начался массовый прилет птиц, положение с продовольствием наладилось. Набравшись сил, Тягин с двумя ненцами предпринял первую в истории попытку пересечь Новую Землю на Карскую сторону. Эта попытка не удалась из-за нехватки корма для собак и снежной слепоты участников перехода. Им пришлось вернуться с полпути. Тяжелая зимовка и советы Тягина многому научили промышленников. Для следующей зимы они заготовили мяса даже с избытком. Командир Архангельского порта Л. Ухтомский, 23 июля 1879 года снимавший с острова семейство Тягина, донес в Гидрографический департамент: «Зимовка Тягина служит ясным доказательством возможности оседлой там жизни...». Через три года в постройках приюта разместился персонал первой русской полярной станции, которая начала действовать осенью 1882 года по программе Первого МПГ.

Тягин долго занимался гидрографическими работами на Севере: семь лет выполнял метеорологические наблюдения в Архангельске, делал промеры нa Мезени и Печоре, плавал штурманом на Белом море, несколько раз возвращался к берегам ставшей для него родной Новой Земли. В июне 1880 года он восстанавливал построенный им же навигационный знак на острове, который вскоре получил его имя. Бывал Тягин на Новой Земле в 1887 и 1890 годах, и доставляла его туда неизменно винтовая шхуна «Бакан».

Умер в 1898 году в Лиепае в чине полковника корпуса флотских штурманов и похоронен на морском кладбище. На надгробье надпись: «Корпуса флотских штурманов полковник Евстафий Алексеевич Тягин родился 5 марта 1844 - скончался 1898 г. Основатель колонии на Новой Земле».

Остров (Ближний или Тягина) в зал. Моллера у западного берега южного острова Новой Земли. Первое название дано новоземельскими промышленниками с учетом его расположения.
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 733
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Тягин Евстафий Алексеевич (1844-1898)

Сообщение Инспектор » 20 Июнь 2014 21:59

http://rasstrel.ru/bortovoy-zhurnal/otn ... ogilam.htm
 9abbec946344.jpg
И еще об одной могиле. О могиле Евстафия Алексеевича Тягина (1844-1898) - корпуса флотских штурманов полковника, гидрографа, первопроходца, основателя колонии на Новой Земле, человека большого личного мужества. Благодаря таким людям Россия отстояла свои права на Новую Землю перед норвежцами. Эта могила на Северном (Морском) кладбище в городе Лиепая, что в Латвии (если кто не знает). И что Латвии до могилы русского офицера? Но вы сможете сравнить отношение к людям, взглянув на это.
Аватара пользователя
Инспектор
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 733
Зарегистрирован: 07 Август 2008 11:17
Откуда: г. Архангельск

Тягин Евстафий Алексеевич (1844-1898)

Сообщение fisch1 » 23 Февраль 2018 13:49

К.А. Шерафетдинова.Исследователь Крайнего Севера Евстафий Алексеевич Тягин//Елагинские чтения. Выпуск 6. – СПб.: ООО «ИТД «ОСТРОВ», 2013 с.49-54

Новая Земля – крупнейший архипелаг в Северном Ледовитом океане, расположенный между Баренцевым и Карским морями – была открыта новгородцами в XI в. Ее западные берега русские поморы изведали задолго до того, как к ним впервые приблизили
сь англичане, а затем – голландцы. В начале XIX в. интерес к далекому арктическому острову усилился и в русских правительственных кругах. Первыми русскими исследователями Новой Земли считаются Ф.П. Литке, П.К. Пахтусов, А.К. Циволько, К.Н. Посьет, В.А. Русанов. Фамилия Тягин в этом списке звучит незаслуженно реже, хотя его деятельность – это яркая, удивительная страница истории изучения края.

Из хранящегося в фондах РГАВМФ послужного списка известно, что Евстафий Алексеевич Тягин, выходец из дворян Херсонской губернии, родился 5 марта 1844 г. В 11 лет был определен кадетом в Черноморскую роту. С 1860 г. состоял в действительной службе сначала кондуктором на Черноморском флоте, затем, с 1862 г., в Каспийской флотилии. К 1869 г. он дослужился до звания подпоручика.1

В 1871-м Тягина перевели в Архангельскую флотскую роту и направили помощником начальника Гидрографической экспедиции по исследованию бассейнов рек Мезени и Печоры. Это было необходимо, так как сюда «ежегодно приходили иностранные корабли (до 700 в год) за лиственничным лесом, торговля которым может развиваться в громадных размерах, и останавливается единственно по случаю опасности входа с океана в неописанное, непромеренное, и не огражденное предостерегательными знаками устье реки Печоры»2, – сообщал в Министерство внутренних дел архангельский губернатор Н.А. Качалов. На Новой Земле так-

– 49 –

же необходимо было установить знаки и нанести их на карты для безопасного подхода к берегам промысловиков. Подпоручику корпуса флотских штурманов Тягину выдали инструкцию, предписывающую подробно расспрашивать местных жителей о наличии ископаемых, в частности, каменного угля; выяснить, возможно ли выращивать хлеб в тех климатических условиях; «расположены ли жители к мореплаванию и судостроению».3 А также, передав местным лоцманам общие правила обозначения фарватера, собрать все сведения о наличии безопасного входа с моря в устье рек Мезени и Печоры. По возвращении из экспедиции 1872 г. Евстафий Алексеевич представил в Морское министерство и командиру Архангельского порта подробный отчет. В отчете он выделил ряд причин, по которым охота и рыбный промысел находились у печорцев в упадке. Во-первых, используемые поморами суда-карбасы были приспособлены только к прибрежному и речному плаваниям.

«Постройка хорошего моржепромышленного судна потребовала бы знакомых с этим делом специалистов, которых приходилось бы выписывать, по крайней мере, из Мезени»4, – отмечал Тягин. «Затем, – продолжал он, – понадобились бы на постройку судна капиталы, для капиталов – общество, а общества здесь нет, каждый пытает счастье сам по себе, от чего образовалось здесь два класса жителей – бедных и богатых. Богатым, разумеется, не расчет поднимать бедных, как необходимого им рабочего класса».5

Отрицательно сказывалось на промыслах и то, что русские поморы отправлялись на охоту в конце июня, когда Печорский залив освобождался ото льда. Иностранцы же, в особенности норвежцы, имея лучшие суда, появлялись здесь раньше. И к приходу русских зверь был если не добыт, то распуган. Ружья поморцев, «даже собственно так называемые моржовки, кремневые, дают осечки, – описывал Тягин, – у иностранцев же новейшие системы, которые не боятся сырости, часто бывающих в северных морях туманов, и самый способ промышленности более улучшен».[6]

Подробно изучил Евстафий Алексеевич и причины частых болезней печорцев, особенно цингой. Промышленники, отправляясь на промыслы, брали с собой минимальный запас мяса, рыбы, хлеба, рассчитанный только на обратный путь. А между тем, Тягин слышал от иностранцев, что «употребление картофеля, чернослива, перца и кофе, в незначительных даже размерах, сберегает от этого серьезного бича».7

Столь подробно составленный Тягиным отчет о командировке в район устья рек Печоры и Мезени был тщательно изучен в Мор-
– 50 –
ском министерстве. Из отчета однозначно следовало, что плавания русских промысловиков в северных водах во многом были убыточными, суда и карты уступали норвежским. В целом все это создавало угрозу потери влияния России на этом важном направлении.

Остро чувствовалась необходимость проведения новых научных исследований и на Новой Земле. Для этого Общество подания (оказания) помощи при кораблекрушениях при содействии Морского министерства открыло на Новой Земле спасательную станцию, переселив туда несколько семей самоедов (ненцев).

25 июня 1877 г. Е.А. Тягин был командирован на Новую Землю для наблюдения за постройкой спасательной станции и проведения гидрографических работ в заливе Моллера. В сентябре, по возвращении в Архангельск, он доложил командиру порта Л. Ухтомскому о проделанной работе, а именно: о промерах южного входа в Мало-Кармакульскую бухту, описании берегов и островов. Обозначив южный фарватер вехами, Тягин поручил наблюдение за ними поселенной в Малых Кармакулах артели промышленников и самоедов.

В следующем году Тягина вновь командировали на Новую Землю, чтобы продолжать начатое дело. Принимая во внимание тяжелые условия быта на острове, «так же и ввиду того, что в число поручений от Общества, возлагаемых на г. Тягина, входят также и некоторые гидрографические исследования», ему было выдано «морского содержания, определенного для распорядителей по постановке вех и баканов по заграничному положению»8, то есть столовых 540 рублей в год и морского довольствия 120 рублей в месяц.

Командировка была рассчитана на год. «Архангельские Губернские ведомости» и «Известия Русского географического общества» сообщали следующие подробности: «Тягин приехал на Новую Землю в конце лета 1878 года. Русских промышленников, зимовавших при станции, и самоедов, за исключением двух старух с детьми он не застал. Сломав замки приютской избы, Тягин нашел избу крайне грязной; даже постели после умерших в течение зимы двух промышленников не были убраны, что произвело крайне неприятное впечатление в особенности на прислугу Тягина, состоящую их старухи-няни, девушки-кухарки и мальчика 16 лет; баня, которую зимой занимали самоеды, была значительно чище».9 Приведя в порядок жилье и завершив ремонтные работы на станции, Евстафий Алексеевич оборудовал помещение для метеорологических наблюдений. «17 сентября, помолившись в преобразованной из караулки часовне, проводили артель рабочих на
– 51 –
отправившейся обратно в Архангельск шхуне. Возвратившись на берег с грустной мыслью, что с этой минуты порвалась на целый почти год всякая связь со всем, что осталось на материке, семья Тягина долго еще следила за уходившею шхуной, крестясь и призывая себе в помощь и покровительство Бога».10 Е.А. Тягин, чтобы опровергнуть утвердившуюся за Новой Землей репутацию гибельного края, отправился туда с женой и двухлетним сыном. Всего же вместе с промышленниками и самоедами-поселенцами на зимовку осталось 42 человека. Зимовка оказалась тяжелой. Уже с октября не хватало соленого и свежего мяса. Появились первые заболевшие цингой. Несмотря на обработку полов известковой водой и ароматическим уксусом, началась эпидемия. В таких сложных условиях,страдая от ревматизма и простуды, Тягин лично оказывал медицинскую помощь, даже сам принимал роды. 6 декабря его жена Александра Ивановна родила дочь. Первую русскую уроженку архипелага назвали Ниной.

Весной, когда начался массовый прилет птиц, положение с продовольствием наладилось. И в первых числах апреля, Евстафий Алексеевич предпринял попытку пройти Новую Землю с юга на восток. Он хотел установить возможность пересечения гор в глубине острова, и выяснить, где в большем количестве водится морской промысловый зверь. «Двое саней, – писал Тягин, – запряженные пятью собаками, нагружены были так: в одних провизия …, керосиновая кухня с принадлежностями, шесть поленьев дров и запасные для починки саней колья, топоры и заступ. На других санях – инструменты и моего устройства палатка, состоящая из трех дуговидных деревянных обручей,...обтянутых полотном».11

Сначала шли на юг вдоль гор, по соединяющимся друг с другом четырем озерам, а затем по долине горной речки Кармакулки.

В первый день путешественники прошли пешком 15 верст и остановились на ночлег. «Здесь я испытал как свою палатку, устроенную на санях, так и кухню, очень интересовавшую самоедов», – вспоминал Тягин. «Самоеды ели щи прямо из кастрюли, я же налил щи в металлическую тарелку, что при 15-градусном морозе оказалось не практично»12, – продолжал он. Ночью спастись от холода в палатке можно было, лишь спрятав голову внутрь малицы, согреваясь собственным дыханием. Самоеды же спали, постелив на снег парус, им же и накрывались. На двадцатой версте Кармакулки путешественники оставили часть своих запасов у подножия гор.
Впрягая поочередно всех собак в одни сани, они поднялись на вы-
– 52 –
сокую гору, предполагая, что за ней откроется более удобный, короткий путь к Карскому морю. Подъем был тяжелым. На горе сломались сани, при падении Тягин разбил очки и хронометр, потерял шомпол от ружья. «Горой несчастья» назвал он эту гору. С трудом спустившись в долину, путешественники заночевали у противоположного хребта. На следующий день, 15 апреля, не рискуя сделать вчерашнюю ошибку, оправились в обход горы и заночевали на берегу озера. Утром, поднявшись на вершину водораздела и наблюдая горизонт при ясной погоде, Тягин установил, что пространство между заливами Моллера и Литке представляет собой низменность. «Здесь был замечен более рыхлый снег, и на глубине двух аршин, мы находили под снегом[…] частью сухой мох, но преимущественно мелкий щебень аспида», - записывал он. «Я не могу, объяснить себе следующего явления: ночью туман занимал все низменности, а утром стал подниматься не всей массой, а частями, в виде столбов, быстро удлинявшихся»13, – продолжал Евстафий Алексеевич. Еще несколько дней путешественники пробирались на восток, ночевали в ледяной пещере. Не найдя вокруг признаков близкого присутствия оленей, самоеды не советовали идти дальше из-за нехватки продовольствия. Несколько собак выбились из сил, почти у всех стерлась до мяса кожа на лапах. «Самоедские собаки, – заметил Тягин, – не смотря даже на голод, не дотрагиваются до хлеба, да и для нас самих хлеб составлял очень неудобную пищу. Промерзая, хлеб как лед крошился под топором, и нам приходилось свою дневную порцию оттаивать за пазухой, укладывая его туда заблаговременно»14. По его расчетам и наблюдениям, до восточного берега Новой Земли им оставалось еще 35 верст. Сил и продовольствия не хватало. Решив ограничить путешествие этим пунктом, Тягин, с помощью команды, водрузил здесь в камни шест и отправился обратно. Когда позади осталась последняя гора и открылись берега Малой Кармакулки, путешественники почувствовали себя как дома. Добравшись до продовольственного запаса, они накормили собак, отдохнули и благополучно возвратились в становище. Несмотря на то, что им пришлось вернуться с полпути, Тягин не считал эту попытку неудачной, поскольку были сделаны важные выводы. Он считал вполне возможным пересечение Новой Земли с запада на восток в весеннее время – с середины марта до середины мая. Для этого нужны были сильные собачьи упряжки и достаточный запас провизии и корма для животных. Остров следовало пересекать не через горы, а по долинам рек. Во время похода
– 53 –
вглубь Новой Земли Евстафий Алексеевич сделал ряд интересных наблюдений. «Хотя горы, озера и долины были покрыты сплошною пеленою снега, писал он, – видимый на западном побережье наклон пластов острова имеет такой же характер и внутри[…]и весь остров представляется как бы наклонившимся к востоку. В минералогическом отношении на всем пространстве встречается тот же аспид, черный плитняк, прожиленный кварцем молочного цвета; в руслах рек и под тундрой черного цвета глина и песок, часто попадаются тут и куски какого-то минерала хрустального вида».15
Проводя все время метеорологические наблюдения, он пришел к выводу, что по мере удаления на восток температура воздуха значительно понижается. Так, в ходе этой поездки вглубь острова он составил новые сведения о рельефе и климате Новой Земли.
Еще более важным вкладом в изучение Новой Земли явилось создание Тягиным метеорологической станции в Малых Кармакулах. Физическая обсерватория снабдила его всеми необходимыми инструментами. Обустроив станцию, он начал вести метеорологические наблюдения и продолжал их до 13 августа 1879 г. Деревянную психометрическую будку соединил с домом с помощью особого мостика, чтобы в непогоду снимать показания приборов через стеклянное окошечко. Приборы были установлены на высоте 5,4 м.
над землей. На отдельном столбе, на высоте 12,5 м. стоял малый флюгер с указателем силы ветра. Станция также была снабжена двумя приборами – дождемерами и анероидом. Наблюдения велись по среднему местному времени. Опубликованные в Летописи Главной физической обсерватории за 1879 год, они стали достоянием как русской, так и мировой геофизики.
В июле 1879 г. за ними отправили военную шхуну «Бакан».
Тягин передал станцию со всеми запасами и принадлежностями самоедскому старосте. «1-го августа, – как сообщали «Известия Русского географического общества», – Тягин с семейством и сиротами: мальчиком и девушкой, оставшимися после умершего зимой самоеда, перебрался на шхуну и после молебна шхуна снялась с якоря, а 5-го августа ошвартовалась в Архангельске».16
На основании личного опыта Е.А. Тягин пришел к заключению, что проживание на Новой Земле вполне возможно. Его отчет, план становища в Малых Кармакулах и чертеж малокармакульского знака были занесены в архив Гидрографического департамента.
В Морской музей была отправлена на хранение модель палатки «лагеря промышленников на Новой Земле, с ее описанием».17
– 54 –
В чине штабс-капитана Е.А. Тягин еще долго занимался гидрографическими работами на Севере. В 1880 г. его вновь направили на Новую Землю для осмотра знаков в заливе Моллера. С 1881 г. Тягин командовал Северо-Двинским плавучим маяком. Высочайшим приказом по морскому ведомству 24 апреля 1888 г. произведен в подполковники. За доблестную службу Е.А. Тягин был награжден орденами Св. Станислава 2-й и 3-й степени и Св. Владимира 4-й степени с бантом. Имел пожизненный серебряный знак Общества спасения на водах и золотую медаль Географического общества.18

В 1890 г. Тягин подал рапорт об отставке по болезни. Скончался он в 1898 г. в Лиепае, похоронен на Северном кладбище. На надгробье высечена надпись: «Корпуса флотских штурманов полковник Евстафий Алексеевич Тягин родился 5 марта 1844г. – скончался 6 мая 1898г. Основатель колонии на Новой Земле». Один из островов у Новой Земли был назван именем Тягина.

Примечания
1 РГАВМФ. Ф. 406. Оп. 7. Д. 469. Л. 187-194.
2 Там же. Ф. 402. Оп. 2. Д. 2963. Л. 6об.
3 Там же. Л. 50.
4 Там же. Л . 63.
5 Там же. Л. 63об.
6 Там же. Л. 64.
7 Там же. Л. 65.
8 Там же. Д. 3365. Л. 4об. -5.
9 Известия Русского географического общества. 1879 г. Т. 15. Вып. 3.
С. 225.
10 Там же. С. 226.
11 Известия Русского географического общества. 1883 г. Т. 19. Вып. 4.
С. 266.
12 Там же. С. 267.
13 Там же. С. 269.
14 Там же. С. 270.
15 Там же. С. 273.
16 Известия Русского географического общества. 1879 г. Т. 15. Вып. 3.
С. 230.
17 РГАВМФ. Ф. 402. Оп. 2. Д. 3365. Л. 18.
18 Там же. Ф. 417. Оп. 4. Д. 4665. Л. 5-6 об.
fisch1
 
Сообщения: 1618
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Тягин Евстафий Алексеевич (1844-1898)

Сообщение fisch1 » 24 Февраль 2018 17:03

 Морской альманах... на 1867_67.jpg


Прапорщик КФШ Евст. Ал-ев Тягин

Морской альманах на 1867.СПб.: Типография Морского министерства, 1867.с.103
fisch1
 
Сообщения: 1618
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Тягин Евстафий Алексеевич (1844-1898)

Сообщение fisch1 » 24 Февраль 2018 17:12

С 1881 г. Тягин командовал Северо-Двинским плавучим маяком. Высочайшим приказом по морскому ведомству 24 апреля 1888 г. произведен в подполковники.


 Памятная книжка Морского ведомства... Текст на 1889 год_13.jpg

Памятная книжка Морского ведомства... Текст на 1889 год
fisch1
 
Сообщения: 1618
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Тягин Евстафий Алексеевич (1844-1898)

Сообщение fisch1 » 25 Февраль 2018 15:17

Возле старой заброшенной часовни на Северном кладбище в Лиепае расположена могила основателя первой русской колонии на Новой Земле.


 2.jpg
 1.jpg


http://kirill-lunjov.livejournal.com/89430.html

Возле старой заброшенной часовни на Северном кладбище в Лиепае


Летом 2015 года было документально установлено, что заброшенное строение из красного кирпича на Северном кладбище является православной церковью, названной в честь святителя Петра митрополита московского. Местные историки обходили стороной сам факт существования необычного здания на кладбищенской земле. Дискуссия краеведов на исторической ветке известного в свое время лиепайского форума сайта e–liepaja.net закончилась категорическим утверждением о том, что строение из красного кирпича – семейный склеп.
Действительно, малые размеры здания наталкивают на мысли о часовне или склепе. Ответ о принадлежности здания к православной церкви дала расчистка алтарной части летом 2015 года. Под полуметровым слоем мусора, сухих листьев и пыли сохранился деревянный настил амвона и алтарной части. В алтаре – в восточной части храма – были обнаружены четыре канонических углубления прямоугольной формы, с которых начинается сооружение Престола в каждом православном храме. В алтарной части на стенах также сохранились крючки для паникадил и икон. Какова история столь необычной православной церкви, заброшенной и забытой? Собранные в библиотеках и архивах Санкт–Петербурга документы рассказывают о ее судьбе.

https://port-alexandra3.livejournal.com/32621.html

 3.jpg

https://yandex.ru/maps/11473/liepaya/?l ... =sat%2Cskl
fisch1
 
Сообщения: 1618
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Тягин Евстафий Алексеевич (1844-1898)

Сообщение fisch1 » 02 Март 2018 15:47

БЛИЖНИЙ или ТЯГИНА — остров в з. Моллера, на западе острова. Второе название появилось на картах в 1889 г. в честь штабс-капитана Евстафия Алексеевича Тягина, который в 1877-1878 гг. зимовал в Малых Кармакулах с женой.

Топонимика морей Советской Арктики / С. В. Попов, В. А. Троицкий ; Геогр. о-во СССР. Гидрогр. предприятие ММФ. - Ленинград : [б. и.], 1972.

 Окрестности становища Малые Кармакулы,1896 г.Из отчета об экспедиции Академии наук на Новую Землю летом 1896 года  (Доложено в заседании Физ.-матем. отд-ния 10 дек. 1897 г.).jpg
Окрестности становища Малые Кармакулы,1896 г.//Отчет об экспедиции Академии наук на Новую Землю летом 1896 года (Доложено в заседании Физ.-матем. отд-ния 10 дек. 1897 г.)

На советских картах о.Тягина нет,есть о.Ближний.

 s39-129,130 (фрагмент).jpg
fisch1
 
Сообщения: 1618
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения