Булава И. Два капитана // Красноярский рабочий.
В ту пору я работал инструктором в крайкоме партии и по долгу службы частенько бывал на партсобраниях в коллективе Красноярского судоремонтного завода. Помню, однажды зал такого собрания притих, услышав от старейшего работника пароходства Александра Николаевича Здорова: "Скоро мы дойдем, наверное, до того, что очередное судно назовем именем Александра Васильевича... Колчака", - немного помолчав, изрек он.
Это было короткое время андроповщины, и дух подозрительности, анонимных доносов и всего, что связано с этим, начал возрождаться. Здоров начал развивать свою мысль далее: слышал, мол, что новому ледоколу присвоено имя "Капитан Мецайк".
- Так знаете ли вы, что главным образом Константин Мецайк - капитан одного из пароходов, на котором бежали на север первые руководители советской власти в Красноярске, - был виноват в том, что их догнали в Туруханске и всех уничтожили? На этом пароходе,- говорил Здоров, - работал мой отец, который рассказывал мне все подробности.
Зал замолчал. Нельзя было понять, одобряет он это сообщение или осуждает. Мне казалось, что взгляды всего зала были направлены на меня. Но я тоже никак не отреагировал, однако на другой же день тправился в архив, где нашел личное дело Мецайка.ПАРЕНЬ ИЗ СЕЛА КОЛАВокруг имени Константина Александровича Мецайка ходили разные домыслы и легенды - то ему приписывали дворянское происхождение, то он значился белым офицером. На самом же деле родился Константин Мецайк в 1886 году, в селе Кола на Мурмане, во флотской семье - отец его был судовой механик; всего в семье было восемь детей. Не от хорошей жизни десяти лет от роду пошел юнгой на крейсер "Наездник", затем был матросом на шхуне "Биенда", пароходе "Андрей Первозванный", барке
"Св. мученик Фока". В 1906 году поступил в мореходную школу, а по ее окончании в 1908 году был назначен штурманом барка "Св. мученик Фока". В 1909 году гидрограф Исаченко пригласил Мецайка на Енисей, на должность капитана шхуны "Омуль", и с этого времени началась его "енисейская" биография.
Константин Александрович продолжил свое образование - окончил Либавское мореходное училище и получил диплом штурмана дальнего плавания. В 1913 году его назначили капитаном самого мощного на Енисее парохода "Туруханск", на котором он прослужил до 1917 года. В 1913 году на этом судне капитан Мецайк встретил в низовьях Енисея пароход "Коррект", на котором в Сибирь прибыл
Фритьоф Нансен.
Великий норвежский исследователь Арктики отметил точность, с которой к месту встречи прибыл пароход "Туруханск", обратил внимание на подтянутость и форменную одежду капитана Мецайка, который действовал четко и профессионально, выводя "Коррект" на глубокое место, организуя работы по перебазированию груза с этого парохода на речные баржи. Подобная четкость в работе, подтянутость, профессионализм, честность и преданность флотскому делу сопровождали Константина Александровича на протяжении всей его жизни.
В 1918 году его как члена комитета по национализации флота направили в Москву, чтобы он добился выделения средств на ремонт и восстановление флота. И Мецайк привез на Енисей один миллион рублей. Будучи начальником транспортного отдела Енисейского пароходства, Константин Александрович возглавил Карские экспедиции, когда речные суда доставляли до низовьев Енисея хлебные грузы для голодающей России, далее их перегружали на морские пароходы. В 1921 году под руководством Мецайка на Енисей из Архангельска был осуществлен перегон пароходов "Амстердам" ("Полярный") и "Вильгельмина" ("Северный"), которые потом долго служили на Енисейском севере.
Когда в 1933 году организуется
Южно-Таймырская транспортная экспедиция, в ее соcтав включается и Мецайк. Вклад Константина Александровича в это успешное дело был отмечен: одна из проток на реке Пясина стала называться протокой Мецайка. Потом вплоть до 1936 года Пясинские экспедиции решали задачи снабжения Норильского региона всеми необходимыми грузами.
Осваивая водные пути Красноярья, капитан-наставник Мецайк изучал притоки Енисея и собственноручно составлял лоцманские карты. Лебединой песней его деятельности в этом направлении стало составление в 1953 году лоции Енисея от Енисейска до Дудинки.
С 1951 года Константин Александрович занимался экспериментальной работой по внедрению нового метода вождения судов - путем их толкания. Это была его любимая, всепоглощающая работа. При всем при том активная деятельность Мецайка по развитию судоходства на Енисее не мешала ему быть хорошим семьянином. Он с женой вырастил двоих сыновей. Старший, Юрий, закончил речной техникум и собирался, как и отец, стать капитаном. Но началась Великая Отечественная война, и в первые же ее дни Мецайкам пришлось провожать своих сыновей на фронт. Судьба распорядилась так, что оба их сына в начале войны погибли смертью храбрых.
Трудовые заслуги Константина Александровича Мецайка были отмечены орденом Ленина и другими наградами. Енисейские речники ходатайствовали о присвоении имени Мецайка одному из судов еще при его жизни, однако это не было разрешено. Но когда в 1984 году на Енисей пришел мощный речной ледокол, построенный в Финляндии на верфи Вяртсиля, на его борту красовалась надпись: "Капитан Мецайк".
И это было достойное имя для корабля, потому что всю свою жизнь Константин Александрович без остатка посвятил любимому Енисею, которому никогда не изменял.