Мецайк Константин Александрович (1886-1962)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Мецайк Константин Александрович (1886-1962)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Сентябрь 2011 20:00

Фото из архива Енисейского пароходства<br />http://www.enisey-live-history.ru/gallery/Foto_iz_arhiva_Eniseyskogo_parohodstva/Kapitan_Mecayk_KA/ : p024.jpg
Капитан Мецайк Константин Александрович. 1886-1962 гг. На Енисее работал с 1909 г., сначала в научно-промысловой экспедиции, потом в Срочно-казенном пароходстве и Енисейском пароходстве. В разное время занимал должности помощника начальника Срочно-казенного пароходства, Енисейского райуправления водным транспортом, Пясинских экспедиций. С 1946 работал капитаном-наставником пароходства. на этой должности написал учебник по специальной лоции Енисея. Руководил переоборудованием флота для вождения составов толканием. За свою работу был награжен орденом Ленина, почетными грамотами Министерства речного флота, званием "Лучший работник речного флота".

Фото из архива Енисейского пароходства
http://www.enisey-live-history.ru/galle ... Mecayk_KA/
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мецайк Константин Александрович (1886-1962)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Сентябрь 2011 20:04

Мецайк Константин Александрович
Род. в 1886 в г. Кола Архангельской губ. Русский, окончил мореходное училище. Из крестьян. Беспартийный. Капитан Енисейского пароходства. В 1911–1917 командовал пароходом «Туруханск». В 1918 принимал участие в продвижении по р. Енисей карательной экспедиции армии Колчака полковника Мальчевского. Штурман. По заданию Ленина возглавлял экспедицию по проводке Севморпутем в г. Архангельск каравана с хлебом для голодающих России. Привлекался к судебной ответственности за несдачу госимущества. По суду оправдан. Арестован 02.03.1931. Обвинение по ст. 58-7 УК РСФСР, освобожден из-под стражи на подписку о невыезде, дело прекращено 08.06.1932 ТОО ПП ОГПУ, подписка аннулирована. Проживал в г. Красноярске. Нач. эксплуатации конторы водного транспорта системы ГУСМП. Арестован, с 08.05.1938 в Красноярской тюрьме. Обвинение в КРО, вредительстве, Ш. Дело прекращено 08.08.1939 и.о. прокурора Енисейского бассейна по реабилитирующим обстоятельствам (ст. 204 п. «б» УПК РСФСР), освобожден из-под стражи. Осваивал Севморпуть. С его участием издан ряд практических пособий для судоводителей по безопасности плаванья, а также лоцманских карт Подкаменной Тунгусски, Большого Пита, Вельмо, Ангары. Автор книги «Лоция Енисея от Енисейска до Дудинки» (1953). Его именем названо ледокольное судно на Енисее. Награжден орденом Ленина (1953). (П-3647, П-6016).

Источник: Книга памяти Красноярского края
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мецайк Константин Александрович (1886-1962)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Сентябрь 2011 20:06

Булава И. Два капитана // Красноярский рабочий.
URL: http://www.krasrab.com/archive/2004/08/ ... ew_article

В ту пору я работал инструктором в крайкоме партии и по долгу службы частенько бывал на партсобраниях в коллективе Красноярского судоремонтного завода. Помню, однажды зал такого собрания притих, услышав от старейшего работника пароходства Александра Николаевича Здорова: "Скоро мы дойдем, наверное, до того, что очередное судно назовем именем Александра Васильевича... Колчака", - немного помолчав, изрек он.
Это было короткое время андроповщины, и дух подозрительности, анонимных доносов и всего, что связано с этим, начал возрождаться. Здоров начал развивать свою мысль далее: слышал, мол, что новому ледоколу присвоено имя "Капитан Мецайк".
- Так знаете ли вы, что главным образом Константин Мецайк - капитан одного из пароходов, на котором бежали на север первые руководители советской власти в Красноярске, - был виноват в том, что их догнали в Туруханске и всех уничтожили? На этом пароходе,- говорил Здоров, - работал мой отец, который рассказывал мне все подробности.
Зал замолчал. Нельзя было понять, одобряет он это сообщение или осуждает. Мне казалось, что взгляды всего зала были направлены на меня. Но я тоже никак не отреагировал, однако на другой же день тправился в архив, где нашел личное дело Мецайка.


ПАРЕНЬ ИЗ СЕЛА КОЛА

Вокруг имени Константина Александровича Мецайка ходили разные домыслы и легенды - то ему приписывали дворянское происхождение, то он значился белым офицером. На самом же деле родился Константин Мецайк в 1886 году, в селе Кола на Мурмане, во флотской семье - отец его был судовой механик; всего в семье было восемь детей. Не от хорошей жизни десяти лет от роду пошел юнгой на крейсер "Наездник", затем был матросом на шхуне "Биенда", пароходе "Андрей Первозванный", барке "Св. мученик Фока". В 1906 году поступил в мореходную школу, а по ее окончании в 1908 году был назначен штурманом барка "Св. мученик Фока". В 1909 году гидрограф Исаченко пригласил Мецайка на Енисей, на должность капитана шхуны "Омуль", и с этого времени началась его "енисейская" биография.
Константин Александрович продолжил свое образование - окончил Либавское мореходное училище и получил диплом штурмана дальнего плавания. В 1913 году его назначили капитаном самого мощного на Енисее парохода "Туруханск", на котором он прослужил до 1917 года. В 1913 году на этом судне капитан Мецайк встретил в низовьях Енисея пароход "Коррект", на котором в Сибирь прибыл Фритьоф Нансен.
Великий норвежский исследователь Арктики отметил точность, с которой к месту встречи прибыл пароход "Туруханск", обратил внимание на подтянутость и форменную одежду капитана Мецайка, который действовал четко и профессионально, выводя "Коррект" на глубокое место, организуя работы по перебазированию груза с этого парохода на речные баржи. Подобная четкость в работе, подтянутость, профессионализм, честность и преданность флотскому делу сопровождали Константина Александровича на протяжении всей его жизни.
В 1918 году его как члена комитета по национализации флота направили в Москву, чтобы он добился выделения средств на ремонт и восстановление флота. И Мецайк привез на Енисей один миллион рублей. Будучи начальником транспортного отдела Енисейского пароходства, Константин Александрович возглавил Карские экспедиции, когда речные суда доставляли до низовьев Енисея хлебные грузы для голодающей России, далее их перегружали на морские пароходы. В 1921 году под руководством Мецайка на Енисей из Архангельска был осуществлен перегон пароходов "Амстердам" ("Полярный") и "Вильгельмина" ("Северный"), которые потом долго служили на Енисейском севере.
Когда в 1933 году организуется Южно-Таймырская транспортная экспедиция, в ее соcтав включается и Мецайк. Вклад Константина Александровича в это успешное дело был отмечен: одна из проток на реке Пясина стала называться протокой Мецайка. Потом вплоть до 1936 года Пясинские экспедиции решали задачи снабжения Норильского региона всеми необходимыми грузами.
Осваивая водные пути Красноярья, капитан-наставник Мецайк изучал притоки Енисея и собственноручно составлял лоцманские карты. Лебединой песней его деятельности в этом направлении стало составление в 1953 году лоции Енисея от Енисейска до Дудинки.
С 1951 года Константин Александрович занимался экспериментальной работой по внедрению нового метода вождения судов - путем их толкания. Это была его любимая, всепоглощающая работа. При всем при том активная деятельность Мецайка по развитию судоходства на Енисее не мешала ему быть хорошим семьянином. Он с женой вырастил двоих сыновей. Старший, Юрий, закончил речной техникум и собирался, как и отец, стать капитаном. Но началась Великая Отечественная война, и в первые же ее дни Мецайкам пришлось провожать своих сыновей на фронт. Судьба распорядилась так, что оба их сына в начале войны погибли смертью храбрых.
Трудовые заслуги Константина Александровича Мецайка были отмечены орденом Ленина и другими наградами. Енисейские речники ходатайствовали о присвоении имени Мецайка одному из судов еще при его жизни, однако это не было разрешено. Но когда в 1984 году на Енисей пришел мощный речной ледокол, построенный в Финляндии на верфи Вяртсиля, на его борту красовалась надпись: "Капитан Мецайк".
И это было достойное имя для корабля, потому что всю свою жизнь Константин Александрович без остатка посвятил любимому Енисею, которому никогда не изменял.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мецайк Константин Александрович (1886-1962)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Сентябрь 2011 20:32

Публикации:
Мецайк Константин Александрович (1886-1962) — капитан, составитель лоции р. Енисей

1. Козаченко В.А. 120 лет со дня рождения капитана-наставника, составителя лоции реки
Енисей Константина Александровича Мецайка / В.А. Козаченко // Край наш Красноярский:календарь знаменательных и памятных дат на 2006 год / Гос. универс. науч. б-ка Краснояр.края. - Красноярск, 2005. - С. 97-98.
URL: http://www.kraslib.ru/index.html?page=6 ... =08&day=00

2. Чумаченко В. Лоция капитана Мецайка / В. Чумаченко // Сто знаменитых красноярцев. -Красноярск: ИД «Издательские проекты», Красноярское книжное изд-во, 2003. - С. 183-187.

3. Булава И. Два капитана / И. Булава // Красноярский рабочий.
URL: http://www.krasrab.com/archive/2004/08/ ... ew_article

4. Щипко Л. Большой корабельный фарватер / Л. Щипко // Вокруг света.
URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3844/
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мецайк Константин Александрович (1886-1962)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 01 Сентябрь 2011 21:02

Бред, из периода когда я под стол пешком ходил.

http://smena-online.ru/stories/na-dalnikh-faktoriyakh-0
СМЕНА №756, Ноябрь 1958

На дальних факториях
© К. Вачнадзе
 22_-_195813копирование.jpg
 22_-_195814копирование.jpg
Может быть, дружные взрывы смеха и заставили подняться на мостик сухощавого седого речника в защитном плаще. С невольным волнением вслушивался я в его по - военному лаконичную речь, наблюдал за скупыми, энергичными движениями: ведь это живая легенда Енисейского флота - капитан - наставник Константин Александрович Мецайк.

Десяти лет пришел он юнгой на крейсер, потом с ватагами бесстрашных поморов промышлял на парусниках нерпу в Белом и Баренцевом морях. Под командованием Георгия Седова служил матросом на шхуне «Св. Фока», вместе с Седовым принимал участие в беспримерном походе на Северный полюс. В годы первой мировой войны, когда у берегов Таймыра льды затерли суда гидрографической экспедиции Вилькицкого «Таймыр» и «Вайгач», Мецайк возглавил организацию им помощи. После Октябрьской революции он участвовал в первых экспедициях Главсевморпути, водил речные караваны из Енисея через Карское море в устье Пясины и вверх по этой реке, провел первые суда по рекам Питу и Вельмо. Итогом его многолетней неутомимой деятельности явился капитальный труд большого народнохозяйственного значения - лоция Енисея, которая лежит сейчас в рубке каждого судна, курсирующего по этой реке. И сейчас, как только открывается навигация, Константин Александрович спешит на Подкаменную и, пока держится на ней большая вода, руководит здесь движением судов. Около семидесяти лет Мецайку. Много пришлось пережить ему в жизни, не раз смотрел он смерти в глаза, но с прежней неутомимостью старый речник продолжает служить любимому делу...
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Мецайк Константин Александрович (1886-1962)

Сообщение ББК-10 » 15 Январь 2016 21:40

Булава И. Флотская судьба. АООТ «Енисейское речное пароходство» Красноярск. Красноярское книжное издательство. 2001 г. 495 с., ил.

 S-46-XXV%2CXXVI. Усть-Тарея протока Мецайк.jpg
Когда в 1933 году организуется Южно-Таймырская транспортная экспедиция, в ее состав включается и Мецайк. Вклад Константина Александровича в это успешное дело был отмечен: одна из проток на реке Пясина стала называться протокой Мецайка. Потом вплоть до 1936 года Пясинские экспедиции решали задачи снабжения Норильского региона всеми необходимыми грузами.

Осваивая водные пути Красноярья капитан-наставник Мецайк изучал притоки Енисея и собственноручно составлял лоцманские карты. Лебединой песней его деятельности в этом направлении стало составление в 1953 году лоции реки Енисей от Енисейска до Дудинки.

С 1951 года Константин Александрович занимался экспериментальной работой по внедрению нового метода вождения судов — путем их толкания. Это была его любимая, всепоглощающая работа. При всем при том активная деятельность Мецайка по развитию судоходства на Енисее не мешала ему быть хорошим семьянином. Они с женой вырастили двух сыновей. Старший, Юрий, закончил речной техникум и собирался, как и отец, стать капитаном. Но началась Великая Отечественная война, и в первые же ее дни своих сыновей Мецайкам пришлось провожать на фронт. Судьбе было угодно распорядиться так, что оба их сына в начале войны погибли смертью храбрых.

Трудовые заслуги Константина Александровича Мецайка были отмечены орденом Ленина и другими наградами. Енисейские речники ходатайствовали о присвоении имени Мецайка одному из судов еще при его жизни, однако это не было разрешено. Но когда в 1984 году на Енисей пришел мощный речной ледокол, построенный в Финляндии на верфи Вяртсиля, на его борту красовалась надпись “Капитан Мецайк”. И до сих пор этот мощный ледокол выполняет ответственную задачу продления навигации на Енисее, работает в северных морях, идя путями легендарного капитана Мецайка, имя которого навсегда вписано в историю енисейского и арктического судоходства.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Мецайк Константин Александрович (1886-1962)

Сообщение fisch1 » 22 Июнь 2016 12:49

Кублицкий Г.И.Моряк речного плавания //Все мы - открыватели... М., «Мысль», 1968. с. 231-255

fisch1
 
Сообщения: 2867
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения