Воробьев Всеволод Иванович (1898–1984)
Арктический гидрограф, почетный полярник.
Родился в Петербурге в семье служащих. После окончания в 1918 году Морского кадетского корпуса Воробьев начал свою гидрографическую деятельность, которая практически полностью была связана с Арктикой. Лишь в первые пять лет он работал по плану ГОЭРЛО на реках Северо-Запада. Его руководителем в эти годы был И. Е. Бялокоз, сын первого при Советской власти начальника ГГУ Е. Л. Бялокоза.
В 1923 году Воробьев вошел в состав Убекосибири и был назначен помощником капитана г/с «Иней», проводившего гидрографические работы в Карском море и устьях рек Сибири. Он был одним из первых, кто начал осваивать новое средство определения местонахождения судна – радиопеленг. Между навигациями Воробьев много сил отдавал повышению своей квалификации: изучал девиацию, освоил астрономические наблюдения. За время работы в Убекосибири он определил на побережье Карского моря более 30 астрономических пунктов. Многое случалось в эти годы. Однажды в сентябре 1926 года из-за шторма его в течение 5 суток не могли снять с астропункта. В 1929 году при высадке на северную оконечность о. Белый шлюпку накрыло волной и затопило. Гидрографам пришлось на руках выносить остатки снаряжения и продовольствия. Воробьев в это время уже командовал «Инеем» и мог бы не высаживаться на берег для проведения астрономических наблюдений. Но он знал, что быстрее и лучше его никто их не выполнит.
В 1931 году Воробьев возглавил гидрографический отдел Убекосибири и одновременно Обский, а затем и Енисейский отряды. При нем для уточнения береговой линии впервые стали использовать самолет.
В 1933–1934 гг. экспедицией под руководством Воробьева были обследованы и впервые нанесены на карту многочисленные неизвестные острова в шхерах Минина в Карском море, у Западно-Таймырского побережья найдены представляющие большой исторический интерес следы пропавшей экспедиции В. А. Русанова.
В 1935 году Воробьева перевели на работу в ГУ ГУСМП. В то же время он был назначен начальником гидрографической экспедиции в Карском море, а в 1937–1938 гг. – заместителем начальника гидрографической экспедиции моря Лаптевых на л/п «Г. Седов». Во время зимовки из специалистов экспедиции был организован «дрейфующий вуз», который возглавил Воробьев. Обучение студентов-практикантов, оставшихся на судне, вели такие крупные специалисты, как И. Д. Жонголович, Н. И. Евгенов, С. А. Янченко, Ю. К. Чернявский и другие.
В последние предвоенные годы Воробьев возглавлял экспедиции на ледокольных пароходах «Садко» и «Г. Седов». На последней должности его и застала война. Через несколько дней капитан 3 ранга Воробьев прибыл в Таллинн для продолжения службы в гидрографическом отделе Балтийского флота. На судне «Геркулес» он участвовал в драматическом Таллиннском переходе, гидрографическом обеспечении действий флота при обороне п-ова Ханко. В течение всей блокады Воробьев был в Ленинграде и в Кронштадте, участвовал в гидрографическом обеспечении боевого траления и минных постановок, аэрофотосъемке минных заграждений, артиллерийской инструментальной разведке. В 1944 году после выхода из войны Финляндии его назначили в новую военно-морскую базу Поркалаудд, где он руководил навигационным оборудованием шхерных фарватеров.
По окончании войны Воробьева перевели в Ленинград в Главную редакцию Морского Атласа ВМФ на должность заведующего отделом навигационно-оперативных карт. После выпуска первого тома атласа Воробьев в составе коллектива сотрудников был удостоен Сталинской премии 1 степени.
Боевые заслуги Воробьева отмечены орденами Ленина, Красной Звезды (дважды), Красного Знамени, Отечественной войны 2 степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Умер в Ленинграде, похоронен на Большеохтинском кладбище.
Пролив между островами Западный и Восточный Каменный в группе Каменных островов в Карском море западнее Пясинского залива. Назван в 1990-е годы.
Родился в Петербурге в семье служащих. После окончания в 1918 году Морского кадетского корпуса Воробьев начал свою гидрографическую деятельность, которая практически полностью была связана с Арктикой. Лишь в первые пять лет он работал по плану ГОЭРЛО на реках Северо-Запада. Его руководителем в эти годы был И. Е. Бялокоз, сын первого при Советской власти начальника ГГУ Е. Л. Бялокоза.
В 1923 году Воробьев вошел в состав Убекосибири и был назначен помощником капитана г/с «Иней», проводившего гидрографические работы в Карском море и устьях рек Сибири. Он был одним из первых, кто начал осваивать новое средство определения местонахождения судна – радиопеленг. Между навигациями Воробьев много сил отдавал повышению своей квалификации: изучал девиацию, освоил астрономические наблюдения. За время работы в Убекосибири он определил на побережье Карского моря более 30 астрономических пунктов. Многое случалось в эти годы. Однажды в сентябре 1926 года из-за шторма его в течение 5 суток не могли снять с астропункта. В 1929 году при высадке на северную оконечность о. Белый шлюпку накрыло волной и затопило. Гидрографам пришлось на руках выносить остатки снаряжения и продовольствия. Воробьев в это время уже командовал «Инеем» и мог бы не высаживаться на берег для проведения астрономических наблюдений. Но он знал, что быстрее и лучше его никто их не выполнит.
В 1931 году Воробьев возглавил гидрографический отдел Убекосибири и одновременно Обский, а затем и Енисейский отряды. При нем для уточнения береговой линии впервые стали использовать самолет.
В 1933–1934 гг. экспедицией под руководством Воробьева были обследованы и впервые нанесены на карту многочисленные неизвестные острова в шхерах Минина в Карском море, у Западно-Таймырского побережья найдены представляющие большой исторический интерес следы пропавшей экспедиции В. А. Русанова.
В 1935 году Воробьева перевели на работу в ГУ ГУСМП. В то же время он был назначен начальником гидрографической экспедиции в Карском море, а в 1937–1938 гг. – заместителем начальника гидрографической экспедиции моря Лаптевых на л/п «Г. Седов». Во время зимовки из специалистов экспедиции был организован «дрейфующий вуз», который возглавил Воробьев. Обучение студентов-практикантов, оставшихся на судне, вели такие крупные специалисты, как И. Д. Жонголович, Н. И. Евгенов, С. А. Янченко, Ю. К. Чернявский и другие.
В последние предвоенные годы Воробьев возглавлял экспедиции на ледокольных пароходах «Садко» и «Г. Седов». На последней должности его и застала война. Через несколько дней капитан 3 ранга Воробьев прибыл в Таллинн для продолжения службы в гидрографическом отделе Балтийского флота. На судне «Геркулес» он участвовал в драматическом Таллиннском переходе, гидрографическом обеспечении действий флота при обороне п-ова Ханко. В течение всей блокады Воробьев был в Ленинграде и в Кронштадте, участвовал в гидрографическом обеспечении боевого траления и минных постановок, аэрофотосъемке минных заграждений, артиллерийской инструментальной разведке. В 1944 году после выхода из войны Финляндии его назначили в новую военно-морскую базу Поркалаудд, где он руководил навигационным оборудованием шхерных фарватеров.
По окончании войны Воробьева перевели в Ленинград в Главную редакцию Морского Атласа ВМФ на должность заведующего отделом навигационно-оперативных карт. После выпуска первого тома атласа Воробьев в составе коллектива сотрудников был удостоен Сталинской премии 1 степени.
Боевые заслуги Воробьева отмечены орденами Ленина, Красной Звезды (дважды), Красного Знамени, Отечественной войны 2 степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Умер в Ленинграде, похоронен на Большеохтинском кладбище.
Пролив между островами Западный и Восточный Каменный в группе Каменных островов в Карском море западнее Пясинского залива. Назван в 1990-е годы.