Смургис Евгений Павлович (19.08.1938-14.11.1993)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Смургис Евгений Павлович (19.08.1938-14.11.1993)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Июнь 2011 19:04

«КиЯ» 1 (223) 2010

В Липецке открыт музей Евгения Смургиса

 122.jpg
 123.jpg

 МД Смургис.JPG
12 ноября в Липецке был открыт музей Евгения Смургиса, знаменитого гребца. На открытие музея прибыла мадам Эни Эраль-Виё, вице-президент Морского музея в городе Ла-Тремблад (Франция), где уже 15 лет экспонируется историческая лодка «МАХ-4»* этого путешественника.

Я познакомился с Евгением Павловичем Смургисом вначале заочно по публикациям в журнале «Катера и Яхты», ставшем информационным куратором гребца, а затем лично — в 1981 г. в Иркутске, на завершающем этапе сверхмарафона через Байкал, Забайкалье, по Амуру, Охотскому и Японскому морям, где присоединился к нему в качестве представителя журнала «Вокруг света».

В 1983 г. мы финишировали во Владивостоке. Здесь его лодку «МАХ-4» принял на вечную стоянку краеведческий музей им. В. А. Арсеньева. Именно на этой гребной лодке Е. П. Смургис в одиночку, а иногда с сыном Александром или спутниками-друзьями за 13 летних отпусков прошел почти всю страну (тогда — Советский Союз), начав свою эпопею в 1967 г. из Тулпана, глухой деревушки в Пермской области, откуда он направился к своим родителям в Липецк. С тех пор за кормой «МАХ-4» он оставил 40 рек, 25 крупных водохранилищ и озер, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское, Карское и другие моря. Владивостокский музей стал первым местом памяти Смургиса, но не последним. (Забегая вперед, замечу, что таких мест уже шесть: три — в России, два — во Франции, одно — в Ирландии.) Здесь нами была задумана программа кругосветного плавания на гребной лодке для Евгения и его сына Александра, которому в тот год исполнилось 12 лет. Журнал «Вокруг света» взял шефство над задуманным проектом, и редакция назначила меня координатором кругосветки. Еще четыре года ушло на строительство 4-метровой лодки-коротышки на Ленинградском заводе «Пелла» и на два тренировочных похода с сыном. Это — еще два труднейших марафона.

Старт кругосветки Евгения Смургиса на лодке «Пелла-фиорд» состоялся в июне 1988 г. в порту Тикси. Ледовые маршруты в Арктике до Диксона Евгений решил пройти в одиночку — для 17-летнего сына Александра это стало бы тяжелым испытанием.
В августе 1990 г. на маршруте к порту Диксон Евгений Смургис обогнул «верхушку» Евразии мыс Челюскин и впервые в истории достиг на гребной лодке 77° 44’ с. ш. Его достижение было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Для выхода в океан нужна была настоящая океанская лодка. В 1991 г. на верфи клуба «Полярный Одиссей» в Петрозаводске вместе с Евгением и его сыном я принял участие в строительстве новой 7.5-метровой лодки «МАХ-4», которую доставили на Диксон попутным теплоходом в начале лета 1992 г. Из Диксона в августе того же года Евгений с Александром взяли старт уникального маршрута до Мурманска через Карское и Баренцево море. Новое достижение отца и сына Смургисов снова отмечено в Книге рекордов.

В Мурманске в июне следующего года произошла «битва» за выход в океан. Впервые в истории страны гребная лодка уходила в океан и за пределы ее территориальных вод. Но вначале граница для путешественника оказалась закрыта на том основании, что «скорлупа — не судно». Лишь вмешательство администрации Морского порта Мурманск помогло: портовики вручили пограничникам выписку из Кодекса торгового мореплавания, в котором сказано, что «гребная лодка, используемая для спортивных целей, является судном».
4 июня 1993 г. отец и сын Смургисы, наконец, стартовали и прошли Баренцевым, а затем Норвежским и Северным морями до Лондона. Героический 4000-километровый маршрут гребцы преодолели за 88 суток, и 1 сентября я встречал их в устье Темзы. В тот же день Смургисы стали героями лондонского ТВ и газет. Благодаря доброте и вниманию британцев мы сумели собрать средства для ремонта лодки и даже поучаствовать в знаменитой гонке гребных судов на Темзе от Ричмонда до Гринвича. За 25-летнюю историю этих гонок Смургисы тогда впервые представляли Россию.

29 сентября 1993 г. я провожал отважных путешественников у знаменитого моста Тауэр в Лондоне. Евгений взял курс на испанский порт Кадис, откуда после паузы должно было состояться пересечение Атлантики до Панамы. Однако из Дувра в проливе Ла-Манш Евгений Смургис продолжил плавание в одиночку. Александр отказался от идеи кругосветного плавания в связи с предстоящей женитьбой и вернулся в Липецк.
У побережья Франции в Бискайском заливе Евгений попал в полосу затяжных штормов. Перед очередным штормом он после короткого захода в Ла-Рошель за продуктами укрылся в проливе у о. Олерон. Вертолеты Береговой охраны Франции кружили над лодкой, зазывая Евгения в многочисленные прибрежные каналы укрыться от 12-балльного шторма, надвигающегося с запада. Евгений Павлович проявлял присущее ему упрямство и упорство, но налетевшая волна сорвала лодку, и в неистовом водовороте путешественник погиб поздно вечером 14 ноября 1993 г. Лодку его целой и невредимой потом обнаружили в отлив на пляже, а тело Евгения нашли через неделю и отправили в Липецк. Похоронен он рядом со своим отцом, известным летчиком…

К памяти Смургиса и в Липецке, и за рубежом относятся с должным почтением. В феврале 1994 г. постановлением администрации Липецка именем Смургиса названа улица в новом микрорайоне. В апреле 1994 г. делегация, которую возглавляла вице-мэр города Людмила Куракова, официально передала правительству Франции лодку Евгения Смургиса «МАХ-4» в качестве экспоната для Морского музея в городе Ла-Тремблад, где позднее имя Смургиса было также присвоено одной из улиц. Морская общественность Франции, Англии, США и других стран отдает должное подвигу Евгения Смургиса, который прошел на веслах 48 тыс. км за 727 ходовых дней! На маршрутах кругосветки в Северном Ледовитом океане и в Атлантике Евгений прошел за 236 дней 11 300 км, что сравнимо с двойным пересечением Атлантики!
По числу дней, проведенных за веслами, он уступает лишь британскому гребцу Питеру Бёрду, погибшему в Тихом океане на маршруте Владивосток-Сан-Франциско, который провел за веслами в океане 937 дней. А знаменитый французский гребец Эммануэль Куандр, который пять раз пересекал Атлантику и Тихий океан на гребной лодке, на пяти океанских маршрутах прогреб 236 дней и прошел на веслах 22 279 км! Именно поэтому имя Е. П. Смургиса выбито на монументе памяти погибшим гребцам из Англии, США и России, установленном в марте 2003 г. на обрывистом берегу Ирландии, обращенном к Атлантическому океану.

В мае 2008 г. общественность Липецка торжественно открыла памятную доску на доме № 5 по улице Смургиса, а 19 августа широко отметила его 70-летие. Наконец, 12 ноября 2009 г. в здании Центральной библиотеки Липецка состоялась пресс-конференция с участием руководителей города и области, на которой выступили друзья и соплаватели Смургиса: Николай Песляк, Вячеслав Лыков и ваш покорный слуга, а также родственники Евгения Павловича, в том числе его внучка, 15-летняя студентка Маргарита Смургис.
Затем прошла церемония официального открытия музея Евгения Смургиса, и его директор Валентина Савушкина приняла новые экспонаты от мадам Эни Эраль-Виё, родственников и друзей отважного мореплавателя. Торжества завершились возложением цветов к памятной доске на улице Смургиса и на его могиле на местном кладбище. В заключение хочется поблагодарить липчан за столь уважительное отношение к памяти своего земляка, а также мэра города Ла-Тремблад господина Жана-Пьера Талье, президента Морского музея в Ла-Трембладе господина Ива Чарльза и вице-президента мадам Эни Эраль-Виё, которые прибыли в Россию специально на церемонию открытия липецкого музея Е. П. Смургиса.

О плаваниях Е. П. Смургиса на этой гребной лодке и ее конструкции, как и о его океанском марафоне, журнал рассказывал в № 51-62, 64, 81-84, 100, 103, 107, 109 и др. — Прим. ред.

© Василий Галенко,
член Общества океанских гребцов.
Фото автора
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Смургис Евгений Павлович (19.08.1938-14.11.1993)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Июнь 2011 19:16

История одного музейного экспоната
И.Н. Клименко, ст. н. сотр. ПГОМ имени В.К. Арсеньева


Солнечным сентябрьским днем 1983 года в водах залива Петра Великого появилась простая весельная лодка с не совсем обычным названием - "Мах - 4". Лодка вошла в бухту Золотой Рог и остановилась у парадного причала бухты, напротив старого здания музея им. В.К.Арсеньева. В этот день она не только закончила свой маршрут, но и свою "жизнь на воде". Лодка стала новым экспонатом музея. Моряки-тихоокеанцы легко подняли "Мах - 4" из воды и так, на руках, она совершила свой последний почетный этап 31000-километрового путешествия, оставшись навсегда во Владивостоке, пополнив эскадру знаменитых кораблей-памятников. А привел лодку во Владивосток Смургис Евгений Павлович. С детства Смургис мечтал отправиться в большое путешествие, а чтобы реализовать свои мечты он уехал из родного Липецка в Приморье. В Бейцухинском леспромхозе Красноармейского района он устроился вальщиком леса, чтобы заработать деньги на путешествие. Мечтал же Евгений Павлович о необычном путешествии - пройти на весельной лодке по рекам, озерам, морям нашей страны от Липецка до Владивостока. Путешествие расчитывал на несколько лет во время летних отпусков и в основном на свои средства. Долгожданный день наступил 15 июля 1967 года, когда Е.П.Смургис со своим другом Валерием Ивановичем Лютиковым, тоже вальщиком леса, отправился из Тулпана, глухой деревушки в Пермской области, в г.Липецк. За 16 долгих лет и 13 летних отпусков, которые в общей сложности составили 374 дня , путешественники прошли практически всю страну - вдоль и поперек. За это время лодка "Мах - 4" оставила за своей кормой 40 рек, 25 озер, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское, Карское, Охотское и Японское моря. Эта лодка, ставшая ныне знаменитой, была построена в 1967 году по заказу Евгения Павловича на Северном Урале, на реке Колве, 78-летним мастером Андреем Павловичем Миковым. Построена в расчете на движение с одним кормовым веслом-гребком или шестом, из кедровой и еловой плахи, и четырех весел. Нос и корма ее до поперечных перекладин были закрыты палубой из фанеры и образовывали два полутораметровых багажника. Название же лодки - "Мах - 4" Евгений Павлович объяснял так: "Оно означает, что лодка имеет четыре весла, что с одного гребка проходит ровно четыре метра и что всеми четырьмя веслами надо махать и махать - иначе далеко не уплывешь". Лодка стала экспонатом, но Евгений Павлович и не думал ставить на этом точку. В 1986 году у него появилась новая лодка, "Пелла - Фиорд", и новый маршрут - вверх по реке Лене, к берегам Тикси, в котором он был со своим повзрослевшим сыном Сашей. Последние 11300 км от заполярного Тикси до устья Жиронды во Франции Смургис шел по программе кругосветного плавания 225 дней на новой лодке, но со знакомым названием - "Мах - 4". За время своих путешествий Смургис поменял много напарников - в этом, последнем, он снова был со своим сыном Сашей. Однако в Лондоне между отцом и сыном произошла размолвка - Евгений Павлович к берегам Франции ушел один.
К сожалению, путешествие закончилось трагично. В ночь с 14 на 15 ноября 1993 года во время шторма у западного побережья Франции лодка перевернулась. Лодку без видимых повреждений обнаружили близ городка Ла-Трамблад и только через 6 дней там же нашли тело Е.П.Смургиса. В Морском музее Ла-Трамблада - на самом пороге бурной Атлантики - под крытым навесом стоит еще одна лодка "Мах - 4" как памятник мужеству русского путешественника из далекого города Липецка, где покоится прах отважного первовопроходца. На скромной табличке, прикрепленной к лодке - надпись на французском языке, говорящая о многом даже искушенным в мореплавании людям: с 1967 по 1993 год на трех гребных лодках Евгений прошел 48000 км за 710 ходовых дней. Суммарная протяженность гребного марафона нашего соотечественника - 48000 км - еще не перекрыта даже теми, кто покорил на веслах по два океана. В сентябре этого года музей стал собственником новых материалов о Смургисе Евгении Павловиче. Во-первых, это подлиный сертификат о внесении в российское издание книги рекордов Гиннесса достижения Евгения Павловича Смургиса и его сына Александра, совершивших непрерывное плавание на гребной четырехвесельной лодке в заполярных водах по маршруту порт Диксон - порт Мурманск и преодолевших расстояние в 2500 километров с 18 августа по 30 сентября 1992 г. Во-вторых, пишущая машинка, принадлежавшая Смургису Евгению Павловичу, на которой он записывал после обработки свои путевые заметки. Далее, копия машинописной рукописи Евгения Павловича о его последнем путешествии от заполярного Тикси до устья Жиронды. Материал в музей передали бывшие напарники Смургиса по гребным путешествиям - Лютиков Валерий Иванович и Чепелев Виктор Иванович.


Все замечания и предложения присылайте на Лапшин А. А. arseniev@bk.ru
Все права защищены © 2001-2003 Приморский Государственный Объединенный Музей им. В. К. Арсеньева, (4232) 41-38-96
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Смургис Евгений Павлович (19.08.1938-14.11.1993)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Июнь 2011 19:24

 Смургис_Евгений_Павлович.jpg
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EC%F3% ... E%E2%E8%F7
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Смургис Евгений Павлович (19.08.1938-14.11.1993)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Июнь 2011 11:51

 0.jpg
http://www.max-4.ru/
На сайте собраны отрывки из путевых дневников известного путешественника - Евгения Павловича Смургиса. Первая часть описывает плавание на гребной лодке «МАХ-4» по европейской части СССР в 1967-1969 годах. Вторая часть описывает путешествие во Владивосток в 1971-1984 годах.

Некоторые статьи взяты из журнала «Катера и Яхты»:
КиЯ 51. 16000 километров на веслах
КиЯ 52. 16000 километров на веслах, продолжение
КиЯ 64. «МАХ-4» снова в пути. Оренбург-Кустанай
КиЯ 66. «МАХ-4» снова в пути. Кустанай-Тобольск
КиЯ 81. К морю студеному. Тобольск-Ханты-Мансийск
КиЯ 82. К морю студеному. Ханты-Мансийск-Мыс Каменный
КиЯ 83. Полторы тысячи полярных километров
КиЯ 84. Полторы тысячи полярных километров, продолжение
КиЯ 103. «МАХ-4» снова в пути. Покорение Енисея
КиЯ 107. С Ангарой один на один
КиЯ 109. «МАХ-4» на вечной стоянке. Лодка, как она есть
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Смургис Евгений Павлович (19.08.1938-14.11.1993)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 08 Ноябрь 2013 19:36

Отрывки из путевых дневников известного путешественника - Евгения Павловича Смургиса. Первая часть описывает плавание на гребной лодке «МАХ-4» по европейской части СССР в 1967-1969 годах. Вторая часть описывает путешествие во Владивосток в 1971-1984 годах.

Смургис.МАХ-4.pdf [Смургис. МАХ-4, 4.96 МБ Скачиваний: 973]
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 8

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения