В Липецке открыт музей Евгения Смургиса
Я познакомился с Евгением Павловичем Смургисом вначале заочно по публикациям в журнале «Катера и Яхты», ставшем информационным куратором гребца, а затем лично — в 1981 г. в Иркутске, на завершающем этапе сверхмарафона через Байкал, Забайкалье, по Амуру, Охотскому и Японскому морям, где присоединился к нему в качестве представителя журнала «Вокруг света».
В 1983 г. мы финишировали во Владивостоке. Здесь его лодку «МАХ-4» принял на вечную стоянку краеведческий музей им. В. А. Арсеньева. Именно на этой гребной лодке Е. П. Смургис в одиночку, а иногда с сыном Александром или спутниками-друзьями за 13 летних отпусков прошел почти всю страну (тогда — Советский Союз), начав свою эпопею в 1967 г. из Тулпана, глухой деревушки в Пермской области, откуда он направился к своим родителям в Липецк. С тех пор за кормой «МАХ-4» он оставил 40 рек, 25 крупных водохранилищ и озер, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское, Карское и другие моря. Владивостокский музей стал первым местом памяти Смургиса, но не последним. (Забегая вперед, замечу, что таких мест уже шесть: три — в России, два — во Франции, одно — в Ирландии.) Здесь нами была задумана программа кругосветного плавания на гребной лодке для Евгения и его сына Александра, которому в тот год исполнилось 12 лет. Журнал «Вокруг света» взял шефство над задуманным проектом, и редакция назначила меня координатором кругосветки. Еще четыре года ушло на строительство 4-метровой лодки-коротышки на Ленинградском заводе «Пелла» и на два тренировочных похода с сыном. Это — еще два труднейших марафона.
Старт кругосветки Евгения Смургиса на лодке «Пелла-фиорд» состоялся в июне 1988 г. в порту Тикси. Ледовые маршруты в Арктике до Диксона Евгений решил пройти в одиночку — для 17-летнего сына Александра это стало бы тяжелым испытанием.
В августе 1990 г. на маршруте к порту Диксон Евгений Смургис обогнул «верхушку» Евразии мыс Челюскин и впервые в истории достиг на гребной лодке 77° 44’ с. ш. Его достижение было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Для выхода в океан нужна была настоящая океанская лодка. В 1991 г. на верфи клуба «Полярный Одиссей» в Петрозаводске вместе с Евгением и его сыном я принял участие в строительстве новой 7.5-метровой лодки «МАХ-4», которую доставили на Диксон попутным теплоходом в начале лета 1992 г. Из Диксона в августе того же года Евгений с Александром взяли старт уникального маршрута до Мурманска через Карское и Баренцево море. Новое достижение отца и сына Смургисов снова отмечено в Книге рекордов.
В Мурманске в июне следующего года произошла «битва» за выход в океан. Впервые в истории страны гребная лодка уходила в океан и за пределы ее территориальных вод. Но вначале граница для путешественника оказалась закрыта на том основании, что «скорлупа — не судно». Лишь вмешательство администрации Морского порта Мурманск помогло: портовики вручили пограничникам выписку из Кодекса торгового мореплавания, в котором сказано, что «гребная лодка, используемая для спортивных целей, является судном».
4 июня 1993 г. отец и сын Смургисы, наконец, стартовали и прошли Баренцевым, а затем Норвежским и Северным морями до Лондона. Героический 4000-километровый маршрут гребцы преодолели за 88 суток, и 1 сентября я встречал их в устье Темзы. В тот же день Смургисы стали героями лондонского ТВ и газет. Благодаря доброте и вниманию британцев мы сумели собрать средства для ремонта лодки и даже поучаствовать в знаменитой гонке гребных судов на Темзе от Ричмонда до Гринвича. За 25-летнюю историю этих гонок Смургисы тогда впервые представляли Россию.
29 сентября 1993 г. я провожал отважных путешественников у знаменитого моста Тауэр в Лондоне. Евгений взял курс на испанский порт Кадис, откуда после паузы должно было состояться пересечение Атлантики до Панамы. Однако из Дувра в проливе Ла-Манш Евгений Смургис продолжил плавание в одиночку. Александр отказался от идеи кругосветного плавания в связи с предстоящей женитьбой и вернулся в Липецк.
У побережья Франции в Бискайском заливе Евгений попал в полосу затяжных штормов. Перед очередным штормом он после короткого захода в Ла-Рошель за продуктами укрылся в проливе у о. Олерон. Вертолеты Береговой охраны Франции кружили над лодкой, зазывая Евгения в многочисленные прибрежные каналы укрыться от 12-балльного шторма, надвигающегося с запада. Евгений Павлович проявлял присущее ему упрямство и упорство, но налетевшая волна сорвала лодку, и в неистовом водовороте путешественник погиб поздно вечером 14 ноября 1993 г. Лодку его целой и невредимой потом обнаружили в отлив на пляже, а тело Евгения нашли через неделю и отправили в Липецк. Похоронен он рядом со своим отцом, известным летчиком…
К памяти Смургиса и в Липецке, и за рубежом относятся с должным почтением. В феврале 1994 г. постановлением администрации Липецка именем Смургиса названа улица в новом микрорайоне. В апреле 1994 г. делегация, которую возглавляла вице-мэр города Людмила Куракова, официально передала правительству Франции лодку Евгения Смургиса «МАХ-4» в качестве экспоната для Морского музея в городе Ла-Тремблад, где позднее имя Смургиса было также присвоено одной из улиц. Морская общественность Франции, Англии, США и других стран отдает должное подвигу Евгения Смургиса, который прошел на веслах 48 тыс. км за 727 ходовых дней! На маршрутах кругосветки в Северном Ледовитом океане и в Атлантике Евгений прошел за 236 дней 11 300 км, что сравнимо с двойным пересечением Атлантики!
По числу дней, проведенных за веслами, он уступает лишь британскому гребцу Питеру Бёрду, погибшему в Тихом океане на маршруте Владивосток-Сан-Франциско, который провел за веслами в океане 937 дней. А знаменитый французский гребец Эммануэль Куандр, который пять раз пересекал Атлантику и Тихий океан на гребной лодке, на пяти океанских маршрутах прогреб 236 дней и прошел на веслах 22 279 км! Именно поэтому имя Е. П. Смургиса выбито на монументе памяти погибшим гребцам из Англии, США и России, установленном в марте 2003 г. на обрывистом берегу Ирландии, обращенном к Атлантическому океану.
В мае 2008 г. общественность Липецка торжественно открыла памятную доску на доме № 5 по улице Смургиса, а 19 августа широко отметила его 70-летие. Наконец, 12 ноября 2009 г. в здании Центральной библиотеки Липецка состоялась пресс-конференция с участием руководителей города и области, на которой выступили друзья и соплаватели Смургиса: Николай Песляк, Вячеслав Лыков и ваш покорный слуга, а также родственники Евгения Павловича, в том числе его внучка, 15-летняя студентка Маргарита Смургис.
Затем прошла церемония официального открытия музея Евгения Смургиса, и его директор Валентина Савушкина приняла новые экспонаты от мадам Эни Эраль-Виё, родственников и друзей отважного мореплавателя. Торжества завершились возложением цветов к памятной доске на улице Смургиса и на его могиле на местном кладбище. В заключение хочется поблагодарить липчан за столь уважительное отношение к памяти своего земляка, а также мэра города Ла-Тремблад господина Жана-Пьера Талье, президента Морского музея в Ла-Трембладе господина Ива Чарльза и вице-президента мадам Эни Эраль-Виё, которые прибыли в Россию специально на церемонию открытия липецкого музея Е. П. Смургиса.
О плаваниях Е. П. Смургиса на этой гребной лодке и ее конструкции, как и о его океанском марафоне, журнал рассказывал в № 51-62, 64, 81-84, 100, 103, 107, 109 и др. — Прим. ред.
© Василий Галенко,
член Общества океанских гребцов.
Фото автора
12 ноября в Липецке был открыт музей Евгения Смургиса, знаменитого гребца. На открытие музея прибыла мадам Эни Эраль-Виё, вице-президент Морского музея в городе Ла-Тремблад (Франция), где уже 15 лет экспонируется историческая лодка «МАХ-4»* этого путешественника.
Я познакомился с Евгением Павловичем Смургисом вначале заочно по публикациям в журнале «Катера и Яхты», ставшем информационным куратором гребца, а затем лично — в 1981 г. в Иркутске, на завершающем этапе сверхмарафона через Байкал, Забайкалье, по Амуру, Охотскому и Японскому морям, где присоединился к нему в качестве представителя журнала «Вокруг света».
В 1983 г. мы финишировали во Владивостоке. Здесь его лодку «МАХ-4» принял на вечную стоянку краеведческий музей им. В. А. Арсеньева. Именно на этой гребной лодке Е. П. Смургис в одиночку, а иногда с сыном Александром или спутниками-друзьями за 13 летних отпусков прошел почти всю страну (тогда — Советский Союз), начав свою эпопею в 1967 г. из Тулпана, глухой деревушки в Пермской области, откуда он направился к своим родителям в Липецк. С тех пор за кормой «МАХ-4» он оставил 40 рек, 25 крупных водохранилищ и озер, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское, Карское и другие моря. Владивостокский музей стал первым местом памяти Смургиса, но не последним. (Забегая вперед, замечу, что таких мест уже шесть: три — в России, два — во Франции, одно — в Ирландии.) Здесь нами была задумана программа кругосветного плавания на гребной лодке для Евгения и его сына Александра, которому в тот год исполнилось 12 лет. Журнал «Вокруг света» взял шефство над задуманным проектом, и редакция назначила меня координатором кругосветки. Еще четыре года ушло на строительство 4-метровой лодки-коротышки на Ленинградском заводе «Пелла» и на два тренировочных похода с сыном. Это — еще два труднейших марафона.
Старт кругосветки Евгения Смургиса на лодке «Пелла-фиорд» состоялся в июне 1988 г. в порту Тикси. Ледовые маршруты в Арктике до Диксона Евгений решил пройти в одиночку — для 17-летнего сына Александра это стало бы тяжелым испытанием.
В августе 1990 г. на маршруте к порту Диксон Евгений Смургис обогнул «верхушку» Евразии мыс Челюскин и впервые в истории достиг на гребной лодке 77° 44’ с. ш. Его достижение было занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Для выхода в океан нужна была настоящая океанская лодка. В 1991 г. на верфи клуба «Полярный Одиссей» в Петрозаводске вместе с Евгением и его сыном я принял участие в строительстве новой 7.5-метровой лодки «МАХ-4», которую доставили на Диксон попутным теплоходом в начале лета 1992 г. Из Диксона в августе того же года Евгений с Александром взяли старт уникального маршрута до Мурманска через Карское и Баренцево море. Новое достижение отца и сына Смургисов снова отмечено в Книге рекордов.
В Мурманске в июне следующего года произошла «битва» за выход в океан. Впервые в истории страны гребная лодка уходила в океан и за пределы ее территориальных вод. Но вначале граница для путешественника оказалась закрыта на том основании, что «скорлупа — не судно». Лишь вмешательство администрации Морского порта Мурманск помогло: портовики вручили пограничникам выписку из Кодекса торгового мореплавания, в котором сказано, что «гребная лодка, используемая для спортивных целей, является судном».
4 июня 1993 г. отец и сын Смургисы, наконец, стартовали и прошли Баренцевым, а затем Норвежским и Северным морями до Лондона. Героический 4000-километровый маршрут гребцы преодолели за 88 суток, и 1 сентября я встречал их в устье Темзы. В тот же день Смургисы стали героями лондонского ТВ и газет. Благодаря доброте и вниманию британцев мы сумели собрать средства для ремонта лодки и даже поучаствовать в знаменитой гонке гребных судов на Темзе от Ричмонда до Гринвича. За 25-летнюю историю этих гонок Смургисы тогда впервые представляли Россию.
29 сентября 1993 г. я провожал отважных путешественников у знаменитого моста Тауэр в Лондоне. Евгений взял курс на испанский порт Кадис, откуда после паузы должно было состояться пересечение Атлантики до Панамы. Однако из Дувра в проливе Ла-Манш Евгений Смургис продолжил плавание в одиночку. Александр отказался от идеи кругосветного плавания в связи с предстоящей женитьбой и вернулся в Липецк.
У побережья Франции в Бискайском заливе Евгений попал в полосу затяжных штормов. Перед очередным штормом он после короткого захода в Ла-Рошель за продуктами укрылся в проливе у о. Олерон. Вертолеты Береговой охраны Франции кружили над лодкой, зазывая Евгения в многочисленные прибрежные каналы укрыться от 12-балльного шторма, надвигающегося с запада. Евгений Павлович проявлял присущее ему упрямство и упорство, но налетевшая волна сорвала лодку, и в неистовом водовороте путешественник погиб поздно вечером 14 ноября 1993 г. Лодку его целой и невредимой потом обнаружили в отлив на пляже, а тело Евгения нашли через неделю и отправили в Липецк. Похоронен он рядом со своим отцом, известным летчиком…
К памяти Смургиса и в Липецке, и за рубежом относятся с должным почтением. В феврале 1994 г. постановлением администрации Липецка именем Смургиса названа улица в новом микрорайоне. В апреле 1994 г. делегация, которую возглавляла вице-мэр города Людмила Куракова, официально передала правительству Франции лодку Евгения Смургиса «МАХ-4» в качестве экспоната для Морского музея в городе Ла-Тремблад, где позднее имя Смургиса было также присвоено одной из улиц. Морская общественность Франции, Англии, США и других стран отдает должное подвигу Евгения Смургиса, который прошел на веслах 48 тыс. км за 727 ходовых дней! На маршрутах кругосветки в Северном Ледовитом океане и в Атлантике Евгений прошел за 236 дней 11 300 км, что сравнимо с двойным пересечением Атлантики!
По числу дней, проведенных за веслами, он уступает лишь британскому гребцу Питеру Бёрду, погибшему в Тихом океане на маршруте Владивосток-Сан-Франциско, который провел за веслами в океане 937 дней. А знаменитый французский гребец Эммануэль Куандр, который пять раз пересекал Атлантику и Тихий океан на гребной лодке, на пяти океанских маршрутах прогреб 236 дней и прошел на веслах 22 279 км! Именно поэтому имя Е. П. Смургиса выбито на монументе памяти погибшим гребцам из Англии, США и России, установленном в марте 2003 г. на обрывистом берегу Ирландии, обращенном к Атлантическому океану.
В мае 2008 г. общественность Липецка торжественно открыла памятную доску на доме № 5 по улице Смургиса, а 19 августа широко отметила его 70-летие. Наконец, 12 ноября 2009 г. в здании Центральной библиотеки Липецка состоялась пресс-конференция с участием руководителей города и области, на которой выступили друзья и соплаватели Смургиса: Николай Песляк, Вячеслав Лыков и ваш покорный слуга, а также родственники Евгения Павловича, в том числе его внучка, 15-летняя студентка Маргарита Смургис.
Затем прошла церемония официального открытия музея Евгения Смургиса, и его директор Валентина Савушкина приняла новые экспонаты от мадам Эни Эраль-Виё, родственников и друзей отважного мореплавателя. Торжества завершились возложением цветов к памятной доске на улице Смургиса и на его могиле на местном кладбище. В заключение хочется поблагодарить липчан за столь уважительное отношение к памяти своего земляка, а также мэра города Ла-Тремблад господина Жана-Пьера Талье, президента Морского музея в Ла-Трембладе господина Ива Чарльза и вице-президента мадам Эни Эраль-Виё, которые прибыли в Россию специально на церемонию открытия липецкого музея Е. П. Смургиса.
О плаваниях Е. П. Смургиса на этой гребной лодке и ее конструкции, как и о его океанском марафоне, журнал рассказывал в № 51-62, 64, 81-84, 100, 103, 107, 109 и др. — Прим. ред.
© Василий Галенко,
член Общества океанских гребцов.
Фото автора