Страница 1 из 1

Показанов Николай Павлович (1923-1992)

СообщениеДобавлено: 20 Март 2011 21:35
Иван Кукушкин
 Показанов Николай Павлович (1923-1992).jpg
Показанов Николай Павлович (1923-1992)
Почетный работник морского флота. В 1942 г. был призван в Советскую Армию и до ранения (1944) воевал в морской пехоте в звании лейтенан­та, командира пулеметно­го взвода. За три отбитые атаки во время Великой Отечественной войны был награжден орденом Крас­ной Звезды.
В 1951 г. окончил Ле­нинградское Высшее Арк­тическое училище имени адмирала С.О. Макарова с присвоением квалифика­ции инженера-судоводителя. Работал по направлению в Мурманском морском арк­тическом пароходстве третьим, вторым помощником ка­питана на теплоходе «Ржев», ледокольных пароходах «Г. Седов», «Леваневский», ледоколе «И. Сталин». С февра­ля 1958 г. - капитан парохода «Илья Репин». Много лет экипаж судна признавался лучшим среди пассажирских судов пароходства. В 1969 г. был утвержден капитаном-наставником пассажирского флота. Оказывал большую помощь комсоставу флота в улучшении организации службы, укреплении трудовой дисциплины, в обеспечении безопасности мореплавания. Подготовил большую группу судоводителей.
В 1986 г. ушел на пенсию, но продолжал работать об­щественным капитаном-наставником. Много писал и пуб­ликовал материалы об истории пароходства, моряках. Только в 1988 г. на страницах газеты «Арктическая звез­да» были опубликованы 20 его материалов.
Был награжден орденом «Знак Почета», многими ме­далями.

"Арктическая Звезда" № 1 (7562) Январь 2005 года http://press.msco.ru/newspaper/index.shtml

Показанов Николай Павлович (1923-1992)

СообщениеДобавлено: 20 Март 2011 22:13
Иван Кукушкин
"Арктическая Звезда" № 2 (7563) Февраль 2005 годаа http://press.msco.ru/newspaper/index.shtml

Капитанский характер
Вячеслав КИСЛЯКОВ. Капитан-наставник СБМ.

Службу безопасности мореплавания (СБМ) нельзя представить без такой должности как капитан-наставник. Но наставниками не рождаются — ими становятся постепенно, с осознанием своей основной функции — взращивания молодых судоводителей, развития в них ответственности, профессионализма, честности и добросовестности в выполнении своих обязанностей. Работа эта трудная, не сиюминутная, требующая много времени, терпения, знания психологии человеческого характера. Воспитать хорошего капитана — это примерно 10 лет непрерывного труда по обучению молодого судоводителя и отслеживанию его профессионального роста на всех ступенях движения по служебной лестнице.

Для меня таким «ведущим» был мой первый капитан — Николай Павлович Показанов, который работал в должности капитана-наставника СБМ с 1969-го по 1985 годы. Все, кто его знал, вспоминают Показанова как человека и капитана с большой буквы, высокообразованного профессионала, любящего море и моряков, воспитателя и действительного наставника судоводителей и капитанов. За годы работы в пароходстве Николай Павлович был награжден орденом «Знак Почета», многими медалями, удостоен звания «Почетный работник ММФ».

А мое знакомство с ним начиналось так. В 1963 году я поступил в Ленинградское мореходное училище. Все свое свободное время проводил в библиотеке училища, где было много не только учебной, но и художественной литературы, посвященной морю. Но мне запомнилась именно эта небольшая книжица — «Анализ аварийности судов ММФ». Впервые наугад открыв ее где-то в самой середине, я прочитал об аварии в 1958 г. парохода «Илья Репин», где капитаном был Н. П. Пока-занов. Это событие запечатлелось в памяти сразу и навсегда. Почему сразу — не знаю, а вот навсегда — потому что этот человек вскоре сыграл в моей жизни очень большую роль, ведя меня от третьего помощника до капитана, а в дальнейшем и до капитана-наставника СБМ.

В 1966 году более 20 курсантов ЛМУ были направлены на годичную практику в Мурманское морское пароходство в должностях матросов 2-го и 1-го класса, для того чтобы получить необходимый ценз. Я оказался на пароходе «Илья Репин», капитаном там по-прежнему был Николай Павлович Показанов. А в 1968 году, после окончания ЛМУ, меня направили на работу 3-м помощником капитана на все тот же знаменитый пароход, который мурманчане и жители побережья с любовью называли «дедушкой» пассажирского флота. К сожалению, судну оставалось работать в составе пассажирского флота ММП совсем немного. В ноябре 1968 года экипаж коммунистического труда во главе с капитаном Н. П. Показановым совершил свой последний рейс на славном пассажирском судне из Мурманска в Беломорск. Затем по системе Беломоро-Балтийского канала и рекам «Илью Репина» перегнали в Запорожье, где долгие годы он был испытательным судном, на котором проверялись навигационные приборы Запорожского завода. А закончил «Репин» свою жизнь, как и подобает настоящему «развеселому» пассажиру, плавучим рестораном.

После передачи парохода Запорожскому заводу Николаю Павловичу и предложили должность капитана-наставника СБМ Мурманского пароходства по пассажирскому флоту.

Н. П. Показанов родился 27 ноября 1923 года в селе Кама Новосибирской области в крестьянской семье. Когда Коле было 7 лет, умер его отец, и мальчик остался старшим мужчиной в доме. В тяжелые тридцатые годы приходилось каждое лето работать вместе с матерью в колхозе «Коммуна». После окончания в 1941 году 10-ти классов Николай остался работать в родном колхозе до призыва в армию. 15 мая

1942 года его направили разведчиком на Ленинградский фронт в 48-ю Краснознаменную дивизию Приморской оперативной группы. Видимо, здесь он впервые узнал, что такое море. Молодого разведчика быстро заметили и направили на курсы младших лейтенантов, которые он закончил в январе 1943 года. Пока-занов стал командиром пулеметного взвода 123-й морской бригады, а через год ему было присвоено очередное звание — лейтенант. 18 февраля 1944 года в тяжелом бою Николай Показанов получил тяжелое ранение в руку и попал в госпиталь. Больше на фронт он не вернулся, закончив войну старшим лейтенантом и имея боевые награды: орден Красной Звезды и две медали.

После излечения (рука осталась изувеченной навсегда) Николай Павлович начал работать на заводе «Электроаппарат» в Ленинграде. Но мечта о море преследовала его, и Николай решил связать себя с ним навсегда, поступив в сентябре 1945 года в Высшее Арктическое морское училище им. Макарова. В 1951 году, успешно окончив учебу, он получил направление на работу в должности 3 штурмана в Архангельское Арктическое пароходство.

Первым судном Николая Показанова стал пароход «Ржев». Большая радость охватила молодого штурмана: здесь он может приложить свои знания, впервые выйдет в море. И Николай старался показать себя с лучшей стороны: уже в четвертом квартале 1951 года ему было присвоено звание ударника-стахановца.

Потом был знаменитый ледокольный пароход «Георгий Седов». Но капитан «Седова» Ушаков попытался избавиться от 2-го помощника Показанова, написав рапорт о его профнепригодности в должности грузового помощника, хотя ранее сам давал ему лестные характеристики. Вот здесь и проявился боевой дух разведчика и пулеметчика. Чтобы найти справедливость, 2-й штурман пишет рапорт на имя начальника МГМАП Фомина:

«Довожу до Вашего сведения и прошу обратить внимание на безобразное бюрократическое отношение к молодым специалистам со стороны капитана л/п «Г. Седов» Ушакова Б. Е., а также попустительство моринспекции нашего пароходства. До настоящего времени соблюдается принцип подбора кадров родства и приятельства. Кадры за судами по вине капитана не закрепляются, получается постоянная текучесть не только рядового, но и комсостава. Так например, с л/п «Г. Седов» капитаном был неожиданно снят старпом Хлебников Б. К. Затем новый старпом Ивасенко А. Н. начал уговаривать капитана о замене меня на его приятеля Березовского И. Н. Капитан пошел на уговоры старпома и дал согласие списать меня с судна, мотивируя недостаточным практическим опытом, хотя на протяжении 3-х лет я был в арктическом плавании и работал с капитаном Ушаковым в должности 2-го штурмана. Моя вахта была признана стахановской, мне объявлена благодарность, занесен на доску стахановцев и вдруг неожиданное решение о моей замене. Бесконечные переводы с судна на судно отбивают всякое желание работать. Прошу принять меры». В этом — весь Показанов. Смелость говорить правду и чувство справедливости были в нем всегда.

С 6 июня 1956 года морская судьба связала Николая Павловича с пароходом «Илья Репин». Десятки тысяч пройденных миль и перевезенных пассажиров, тысячи заходов на побережье, многие тонны груза и багажа, бессонные ночи и штормовые мили — этому была посвящена жизнь Показанова. Только по маршруту Мурманск-Архангельск было 24 пункта: каждые полтора-два часа новый заход, и не в оборудованные порты, а в различные по своей сложности бухты и фьорды на побережье Мурмана и Белого моря. Здесь ковался капитанский характер, здесь приобретался неоценимый опыт воспитателя и наставника молодых штурманов. Не зря «Илья Репин» и ему подобные пассажирские суда назывались кузницей кадров. Практически все судоводители в те далекие годы проходили эту закалку. Здесь воспитывался капитанский корпус Мурманского морского пароходства.