Сибиряковы

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Сибиряковы

Сообщение [ Леспромхоз ] » 13 Август 2010 21:18

Московский журнал. №6-2001 г.

Промышленники и предприниматели Сибиряковы
© Н. Вехов

О династии купцов, промышленников, меценатов, много сделавших в XVIII-XIX веках для экономического и культурного развития Восточной Сибири и Русского Севера.
Основателем династии купцов, промышленников, меценатов Сибиряковых, много сделавших в XVIII-XIX веках для экономического и культурного развития Восточной Сибири и Русского Севера, был Афанасий (1676-1754), выходец из крестьян Устюжского уезда Архангельской губернии. В поисках лучшей доли он переселился в Сибирь, на Байкал, приобрел несколько парусных судов, занимался рыбным промыслом, перевозкой людей и грузов. Скопив первоначальный капитал, перебрался в Иркутск, где и осел окончательно.
Дети и внуки Афанасия Сибирякова пошли по его стопам - вели торговлю, осуществляли грузоперевозки, разрабатывали серебряные и золотые рудники, получив звания купцов 1-й и 2-й гильдий.
Одному из сыновей, Михаилу (около 1726-1799), за открытие серебряных приисков в Нерчинском округе было пожаловано дворянство. Внук Афанасия Сибирякова, Михаил Васильевич (1744-1814), стал первым иркутским городским головой. Его предпринимательская деятельность охватывала всю Восточную Сибирь. Он держал пушные промыслы на Тихоокеанском побережье и торговлю на Кяхте, владел наследными рудниками, поставлял свинец и медь с нерчинских казенных заводов в Барнаул и Екатеринбург, осуществлял грузоперевозки по Охотскому тракту, являлся крупным винным откупщиком. Михаилу Васильевичу принадлежал на Байкале целый флот - шесть больших судов, а также карбазы и лодки. Его имя значится в анналах организованной Г.И.Шелиховым в Северной Америке торгово-промысловой компании, позже вошедшей в Российско-Американскую компанию на Аляске{1}.
М.В.Сибиряков известен как один из первых в Восточной Сибири собирателей предметов духовной культуры: картин, редких книг и рукописей, старинных карт, монет. Начало его живописной коллекции положил огромный портрет Г.Р.Державина кисти итальянского мастера С.Тончи - так поэт отблагодарил своего поклонника за преподнесенные ранее соболью шубу и шапку (в них Державин и запечатлен на полотне). В 1805 году Михаил Васильевич приобрел набор гравюр с видами городов России и уникальный гобелен XVIII века - "Портрет Елизаветы и Филадельфии Уортон", тканный шелком с оригинала Ван Дейка из Эрмитажа на императорской мануфактуре. До сих пор эти художественные произведения хранятся в Иркутском художественном музее{2}.
М.В.Сибиряковым построено и самое красивое здание в Иркутске - так называемый Белый дом: "Между всеми зданиями в Иркутске дом городского головы на набережной Ангары <...> занимает первое место. Фасад оного величественен, и средний портик коринфского ордера очень пропорционален, причем нужно заметить, что купец Сибиряков строил по чертежам, проектированным в Петербурге (архитектор Дж. Кваренги. - Н.В.)"{3}. В 1837 году потомки М.В.Сибирякова из-за финансовых затруднений вынуждены были продать Белый дом казне. С 1838 года он служил резиденцией генерал-губернаторов Восточной Сибири. Сегодня здесь находится научная библиотека Иркутского государственного университета.
Следующее поколение Сибиряковых значительно расширяет масштабы своей торгово-промышленной деятельности. Ксенофонт Михайлович (1772- 1825), иркутский купец 1-й гильдии, владел морскими и речными судами, торговыми предприятиями в ряде городов Сибири и Европейской части России, занимался поставкой свинца из Нерчинска на Алтай, торговал вином, солью, провиантом и другими товарами в Забайкалье. Его дети получили почетное гражданство. Ксенофонт Михайлович был первым в династии Сибиряковых благотворителем: деревянная церковь в селении Никола на Байкале, построенная по его завещанию, сохранилась до сих пор{4}.
Постепенно фамильный капитал Сибиряковых растет, достигнув к середине XIX века огромных размеров. Именно тогда меценатство и благотворительность становятся неотъемлемой частью их жизни. В этом смысле наиболее заметны фигуры Михаила Александровича Сибирякова (1815- 1874), крупного золотопромышленника, и его детей - Александра, Константина, Иннокентия и Анны.
В начале 1860-х годов М.А.Сибиряков вместе со своими компаньонами И.И.Базановым, И.Н.Трапезниковым и Я.А.Немчиновым создает Желтуковское золотопромышленное товарищество, к 1863 году насчитывавшее 25 приисков. В 1864 году они основывают Прибрежно-Витимскую компанию, которой к 1865 году принадлежало около 30 новооткрытых приисков. После смерти И.Н.Трапезникова в 1865 году учреждается "Компания Промышленности в разных местах Восточной Сибири", добывавшая в течение более тридцати лет до 273 пудов золота ежегодно. Именно М.А.Сибиряков и его компаньоны положили начало судоходству по сибирским рекам Лене и Витиму (компания "Ленско-Витимское пароходство Базанова и Сибирякова"{5}.
М.А.Сибиряков, удостоенный звания "именитого гражданина", был одним из виднейших деятелей городского самоуправления Иркутска в 1860-1870-х годах: заседатель в магистрате, а также в суде, директор губернского попечительства о тюрьмах, староста Вознесенской церкви; четыре срока избирался городским головой.
В начале XIX века он возглавлял купеческую партию, отстаивавшую права предпринимателей, коммерсантов и купеческого сословия. Большие средства перечислял Михаил Александрович в попечительства о раненых и больных воинах (1869), в помощь пострадавшим от наводнения (1870), на нужды Вознесенского монастыря и возведение часовни в честь св. Иннокентия (1872), на строительство в Иркутске богадельни. Попечением промышленной компании Сибирякова, Базанова и Немчинова восстанавливалось деревянное здание театра, полностью сгоревшее в 1879 году во время самого крупного за всю историю Иркутска пожара{6}.
Крупными меценатами стали и дети М.А.Сибирякова, которые впоследствии практически весь фамильный капитал потратили на благотворительность. Сегодня они практически забыты. В последнем издании Большой Советской Энциклопедии (1976) упомянут лишь Александр Михайлович, да и то годы его жизни перепутаны.
 Alexander_Sibiriakoff.jpg
Александр Михайлович Сибиряков (1849-1933) окончил Иркутскую мужскую гимназию, затем Федеральную высшую политехническую школу в Цюрихе. После смерти отца в 1875 году он получил свою долю активов Прибрежно-Витимской компании и "Компании Промышленности в разных местах Восточной Сибири", а к концу XIX века большую часть фамильных паев в этих компаниях ему добровольно уступили братья и сестра, что сделало Александра Михайловича одним из богатейших золотопромышленников в Сибири. Однако он не ограничивался одной Сибирью: в начале 1870-х годов приобрел Александро-Невский стекольный завод в Санкт-Петербурге и писчебумажную фабрику, одновременно делал значительные капиталовложения в развитие транспортных связей Сибири с российскими регионами и с заграницей. В 1885 году Александр Михайлович организует Ангарское пароходство, функционирование которого, однако, затрудняли непроходимые пороги у Братского острога. С 1890-х годов А.М.Сибиряков основное внимание обращает на Дальний Восток: ликвидировав малоприбыльное пароходство на Ангаре, в августе 1894 года вместе с А.И.Петровым он учреждает Амурское общество пароходства и торговли{7}.
На рубеже XIX-XX веков А.М.Сибиряков отходит от активной предпринимательской деятельности, обращает капиталы в процентные бумаги и облигации, покидает Иркутск, подолгу живет на юге России, в своем Батумском имении Ангара, и за границей. Умер Александр Михайлович Сибиряков в 1933 году в Ницце. В дело культурного развития, изучения и освоения Сибири он вложил более 1,5 миллионов рублей. В 1880 году Александр Михайлович жертвует 200 тысяч рублей на создание Томского университета, для которого приобрел уникальное собрание книг - более 6400 томов из библиотеки В.А.Жуковского. Через шесть лет А.М.Сибиряков передает Иркутску 50 тысяч рублей на учреждение здесь Высшего технического училища. Ранее, в 1876 году, он подарил Иркутской мужской гимназии скульптуру Ивана Грозного работы М.М.Антокольского и три полотна И.К.Айвазовского, до сих пор составляющие гордость Иркутского художественного музея. В 1882 году в сибиряковском доме открывается бесплатная народная школа на 80 учащихся, в 1884-м - Троицкое отделение школы. Всего же на устройство народных школ Александром Михайловичем пожертвовано 800 тысяч рублей. Значительные суммы перечислялись в фонд Общества вспомоществования учащимся Восточной Сибири и сибирякам, учащимся в Санкт-Петербурге. Проценты с капитала в 50 тысяч рублей шли на выплаты премий за лучшее научное исследование о Сибири. В 1899 году, например, такой премии был удостоен историк Н.Н.Оглоблин за капитальный труд "Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592- 1768)"{8}. В 1886 году А.М.Сибиряков жертвует 12 тысяч рублей типографии газеты "Сибирь". Семь лет (1885-1892) на средства Александра Михайловича возводилась церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в Ремесленной слободе Иркутска, два года (1896- 1898) - жилые здания для вдов и сирот лиц духовного звания (Тихоновская богадельня)9. 10 тысяч рублей серебром - таков вклад А.М.Сибирякова в строительство церкви на Валааме.
А.М.Сибиряков был также неутомимым исследователем Сибири и Русского Севера. При этом Александр Михайлович не являлся профессиональным географом. Первое путешествие он совершил в 1880 году - на своем пароходе "Оскар Диксон" и пешком от Норвегии до Тобольска{10}. Достигнув проливов Карские Ворота и Югорский Шар, участники экспедиции обнаружили, что они забиты льдом. Решили двигаться дальше Маточкиным Шаром, но дважды в Карском море пароход останавливали льды. Спустившись на юг, от Новой Земли к Вайгачу, все же прорвались в Карское море. От Хабарова шли с буксиром, тянувшим зафрахтованное А.М.Сибиряковым норвежское судно "Nordland". В конце сентября оба судна оказались затертыми льдами у берега на пути в Енисейский залив. Часть экипажа осталась их охранять, а часть - двинулась на юг за помощью. Два месяца по сибирской тундре на оленьих упряжках добирались до Надыма, сначала делая по 10-15 верст в сутки. От Надыма отправились по льду, и дневные переезды увеличились до 30-35 верст. Тридцатиградусный мороз, метели, отсутствие теплой одежды, топлива, дефицит продовольствия - и так более 60 дней. К 1 января 1881 года достигли самого северного города Сибири - Обдорска. 4 сентября А.М.Сибиряков со спутниками оказались в Березове. До Тобольска их везли по льду на почтовых лошадях. Прибыли в тогдашнюю столицу Западной Сибири 11 февраля. Через два дня Александр Михайлович выехал в Санкт-Петербург.
В августе-сентябре 1884 года А.М.Сибиряков, двинувшись от устья Печоры, перевалил через Уральский хребет и на лодке спустился мимо сел Ляпин и Сортынья (Сосьвинского) в Березов. Пройдя этот маршрут, Сибиряков оказался единственным крупным предпринимателем, самолично обследовавшим функционирующий уже несколько лет зимний торговый путь из Сибири, по которому снабжался Печорский край и который впоследствии получил название "Сибиряковский тракт"{11}.
В августе-сентябре 1885 года был обследован другой вариант маршрута - по снегу оленьими караванами из Западной Сибири через Урал. От Архангельска до Печоры шли пароходом, по Печоре до ее верховьев - на большой лодке. После Урала по пути в Самарово (пристань на Иртыше, откуда ходят пароходы до Тобольска) Александр Михайлович знакомился с бытом населения края{12}. В декабре того же года А.М.Сибиряков путешествовал по восточным склонам Уральского хребта, изучая обычаи и хозяйство остяков, русских и зырян{13}.
В 1890-е и 1900-е годы внимание А.М.Сибирякова привлекает Восточная Сибирь и Дальний Восток как перспективные районы для организации здесь портовых терминалов, обеспечивших бы наиболее дешевый экспорт и импорт. В начале 1890-х годов Александр Михайлович совершил поездку от Березова до устья Таза на пароходе "Енисей", обследуя рыбные промыслы на Оби и в Обской губе. Через год с первым весенним рейсом он направился на пароходе "Анна" в Туруханск, отсюда на своем катере поднялся к устью Русской, опять же обследуя здешние рыбные и пушные промыслы{14}.
Летом 1907 года достигнув на пароходе "Алдан" Нелькана, А.М.Сибиряков верхом на лошадях проехал по старинному тракту, ведущему из континентальной Якутии через тайгу, горные перевалы и речные долины к Охотскому морю{15}. Это было необходимо, чтобы выбрать наиболее рациональный маршрут торговых перевозок к побережью Охотского моря. По возвращении Александр Михайлович опубликовал несколько статей с экономическим обоснованием выгодности торговли через дальневосточные порты.
Понимая, что без надежных транспортных путей невозможно развитие Сибири, А.М.Сибиряков в 1870-1890 годах активно финансировал все экспедиции, изучавшие возможность организации морского сообщения между Сибирью и Европой через арктические моря. В Швеции он подружился с известным полярным исследователем Н.А.Э. Норденшельдом и позже выделял деньги на оснащение участников его экспедиций 1875, 1876 и 1878 годов. На средства А.М.Сибирякова закупались суда "Превен" для первой и "Имер" для второй енисейских экспедиций Норденшельда. В 1878 году вместе со шведским предпринимателем Оскаром Диксоном, русским купцом М.К.Сидоровым и под патронажем шведского короля Оскара II он построил и оснастил суда "Вега", "Лена", "Экспресс" и "Фразер" для экспедиции своего друга с целью поиска пути из Европы в Тихий океан по арктическим морям. В 1878-1879 годах впервые в истории мореплавания в арктических широтах Норденшельду удалось пройти из Норвегии в Тихий океан{16}. Этот уникальный опыт был учтен через 50 лет при организации в нашей стране движения судов по трассе Северного морского пути.
В 1878 году А.М.Сибиряков снарядил экспедицию действительного члена Императорского Русского географического общества А.В.Григорьева, предоставив свой пароход "А.Э.Норденшельд". Маршрут пролегал через Суэцкий канал в Тихий океан - навстречу судам Норденшельда для оказания им, если это потребуется, помощи{17}.
Имя А.М.Сибирякова носил один из первых отечественных ледоколов, построенный в 1910-х годах. Норденшельд в честь своего друга назвал крупный остров у входа в Енисейский залив.
О двух братьях А.М.Сибирякова - Константине и Иннокентии - и сестре Анне известно значительно меньше.
Константин Михайлович (1854 - после 1908) служил кассиром Иркутского губернского казначейства, награжден орденом святой Анны III степени.
Иннокентий Михайлович (1860-1901) окончил Иркутское промышленное училище и Петербургский университет. Он близко стоял к кружку сибирских литераторов, возникшему в 1860-х годах. Финансировал издание книг о Сибири - Д.М.Головачева, В.И.Межова (три тома "Сибирской библиографии"), Н.М.Ядринцева ("Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношениях"), П.А.Словцова ("Историческое обозрение Сибири"), В.И.Семевского ("Рабочие на сибирских золотых приисках"), Н.А.Худякова ("Верхоянский сборник"), сборника "Сибирские мотивы". Собрал богатую библиотеку. В 1894-1896 годах выделял средства на научные экспедиции Восточно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества: Г.Н.Потанина в Сы-Чуань, В.Г.Богораза - в Якутию и других; учредил капитал в 420 тысяч рублей для выдачи пособий приисковым рабочим Витимской системы (1894); перечислял крупные суммы анатомическому музею, биологической лаборатории профессора П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге, Томскому университету, школам и музеям Иркутской губернии, Иркутскому театру, а также фондам различных благотворительных организаций. У Иннокентия Михайловича было много стипендиатов и стипендиаток. Во время неурожая в Тобольской губернии он устраивал бесплатные столовые и медицинские пункты, куда направлял работать студентов медицинской академии. Закупил для Иркутской городской библиотеки собрание книг покойного писателя С.С.Шашкова (1886), финансировал строительство зала музея Восточно-Сибирского отделения Императорского Русского географического общества, который впоследствии назвали его именем{18}.
Анна Михайловна Сибирякова (1862 - после 1902) пожертвовала более миллиона рублей на борьбу с голодом и эпидемией тифа в Томской губернии (1880-1891). На эти огромные по тем временам деньги были открыты 45 хлебопекарен, 3 народные столовые, 10 чайных, сформированы врачебно-санитарные отряды. Большие средства она перечисляла Обществу для вспомоществования нуждающимся переселенцам и учащимся сибирякам{19}.

Автор выражает глубокую признательность А.М.Лавровой за ценные советы при подготовке рукописи и предоставление фотографий из личного архива.

1. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск, 1997. Т.4. Кн.1 (С-Я). С.46-47.
2. Фатьянов А.Д. Художники, выставки, коллекционеры Иркутской губернии. Иркутск, 1995. С.109-110.
3. Там же. С.108-109.
4. Краткая энциклопедия... С.48-49.
5. Там же. С.48-50.
6. Там же.
7. Там же. С.51.
8. Краткая энциклопедия... С.51; Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск, 1993. С.67, 105, 417.
9. Романов Н.С. Указ.соч. С.120, 261, 372, 387.
10. Описание плавания парохода "Оскар Диксон" к устьям рек Оби и Енисея в 1880 году // Известия Императорского общества содействия русскому торговому мореходству. 1881. Вып.10, приложения. С.3-24.
11. Сибиряков А.М. О путях сообщения Сибири и морских сношениях с другими странами. СПб., 1907. С.90-120.
12. Сибиряков А.М. Указ.соч. С.15-39.
13. Там же. С.121-145.
14. Там же. С.39-54.
15. Там же. С.63-75.
16. Пасецкий В.М. Нильс Адольф Эрик Норденшельд (1832-1901). М., 1979. С.296.
17. Экспедиция действительного члена А.В.Григорьева на пароходе "Норденшельд" // Известия Императорского Русского географического общества. Т.15. Вып.1. С.46-48.
18. Краткая энциклопедия... С.52-53; Романов Н.С. Указ.соч. С.138, 238, 268, 469.
19. Краткая энциклопедия... С.53.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Сибиряковы

Сообщение Polarstern » 13 Август 2010 23:14

Хорошая статья в Википедии:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% ... 0%B8%D1%87
Аватара пользователя
Polarstern
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 726
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00
Откуда: Москва/Виннипег

Сибиряковы

Сообщение Георгий Паруирович » 23 Июнь 2014 14:53

Фото могилы А.М. Сибирякова Франция, Ницца, кладбище Кокад (фото Н.К. Евдокимовой) http://www.gpavet.narod.ru/Places/photo ... rjakov.JPG
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Сибиряковы

Сообщение fisch1 » 22 Сентябрь 2016 19:23

 Нива 1901, N 49 с.741.jpg
 222.jpg
Нива 1901, N 49 с.741-742
fisch1
 
Сообщения: 1554
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Сибиряковы

Сообщение ББК-10 » 24 Май 2017 21:47

Бюллетень Арктического института СССР. № 1. -Л., 1934, с.15-16

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1. -Л., 1934, с.15-16 Сибиряков - 0001.jpg
 Бюллетень Арктического института СССР. № 1. -Л., 1934, с.15-16 Сибиряков - 0002.jpg
А. М. СИБИРЯКОВ
Некролог


В ноябре 1933 г. в Ницце (Франция) скончался Александр Михайлович Сибиряков, с именем которого связан ряд полезных предприятий, касающихся русского севера. А. М., происходивший из семьи сибирских золотопромышленников, родился в 1849 г. в Иркутске; образование получил в Цюрихском политехникуме. Летом 1876 г. английский капитан Виггинс на средства, данные А. М. Сибиряковым и Гарднером (по 1000 фунтов стерлингов), отправился на пароходе „Темза“ к устьям сибирских рек и благополучно прибыл с грузом товаров к устью р. Курейки.
В том же году А. М. Сибиряков, вместе со шведским купцом О. Диксоном, дал средства для экспедиции А. Норденшельда на пароходе „Имер“ к устью Енисея. Именем Сибирякова, „горячего и великодушного организатора различных сибирских экспедиций этого года“, как писал в своем отчете А. Норденшельд, был назван им остров в Енисейском заливе. В 1878 г. с помощью А. М. Сибирякова и О. Диксона была снаряжена также экспедиция Норденшельда на пароходе „Вега“, совершившая первое сквозное плавание Северным морским путем до Берингова пролива. Для розысков Норденшельда, о котором долго не получалось сведений, А. М. отправил в 1879 г. в Берингов пролив свой пароход „А. Э. Норденшельд“, который, однако, потерпел крушение у берегов Японии. А. М. Сибиряков передал в Русское Географическое общество необходимые средства для экспедиции А. В. Григорьева в Северное Ледовитое море. До этого А. М. обращался в Русское Географическое общество с предложением исследовать водные сообщения Сибири, пожертвовав на это 7000 рублей (в 1878 г. были исследованы течение р. Ангары и водораздел рек Оби и Енисея). В 1880 г. А. М. сам сделал попытку, не совсем удачную, пройти к устью Енисея через Карское море. В 1881 г. появилось в печати описание этого путешествия. {1} В 1890 г.

{1} А. М. Сибиряков. Плавание парохода „Оскар Диксон“ в 1880 году к устьям Енисея. — Изв. Русск. Геогр. общ., XVII, вып. 1. СПб., 1881.
То же. Описание плавания парохода „Оскар Диксон" к устьям Оби и Енисея в 1880 году. Перевод со шведского. — Труды Общ. для содействия русск. торг. мореходству, вып. 10. М., 1882, прилож. стр. 1—24.


А. М. Сибиряков совершил плавание на пароходе „Север“ из г. Березова на р. Обь к устью р. Таза, для выяснения условий судоходства в этой части южного берега Карского моря. А. М. жертвовал в разное время большие суммы Восточно-Сибирскому отделению Русского Географического общества на издание трудов по истории Сибири и на снаряжение различных экспедиций. Он же способствовал открытию Томского Университета и пожертвовал капитал в 10 000 рублей, для выдачи Академией наук премий за оригинальные труды на русском языке о Сибири. Именем А. М. Сибирякова назван ледокол „Сибиряков“, совершивший в 1932 г. первое сквозное плавание в одну навигацию Северовосточным морским путем из Архангельска через Берингов пролив.
Из литературных трудов А. М., кроме упомянутых статей, следует отметить: 1) Очерк из забайкальской жизни. СПб., 1878 (два издания) и Иркутск, 1879. 2) К вопросу о внешних рынках Сибири. О важности водяного сообщения между Тобольском и Енисейском и о водяных путях сообщения Сибири вообще, в связи с волоками, к ним примыкающими. СПб., 1883. 3) С Печоры на Обь через северный Урал. Из путевых заметок.— Русск. вестн., 1905, № 11, (82—101). 4) О путях сообщения Сибири и морских сношениях ее с другими странами. СПб., 1907 (IX+199), а также ряд статей в немецких журналах: 5) Die Fahrt des Dampfers „Oskar Dickson“ zu den M?ndungen des Jenissei im Jahre 1880. — Peterm. Mitteil., 1881, H. 3, (104—106). 6) Wasserstrassen-Verbindungen in Sibirien nach den Projekten von A. Sibirjakoff. — Peterm. Mitteil., 1895, 16 Taf., 1 Karte (1:7 000 000). 7) Der Weg von Jakutsk zum Ochotskischen Meere, Ajan — ein Seehafen fur das Gebiet Jakutsk. — Peterm. Mitteil., 1902, H. 4, (78—83), 1 Karte. 08) Nordenskjold und der Seeweg nach Sibirien. — Peterm. Mitteil., 1903, H. 8, (190—191). 9) Von Beresow zu Schiff zur Miindung des Tas. — Peterm. Mitteil., 1904, H. 6, (222—224). 10) Der Weg vom Flusse Kolyma zum Ochotskischen Meere und Ola als Seehafen fur das Kolyma Gebiet. — Peterm. Mitteil., 1907, H. 7, (154—158). 11) Der erste Dampfer auf dem Turuchan. — Peterm. Mitteil., 1909, H. O, (228—229). 12) ?ber die Fahrten der Novgoroden durchs Karische Meer und uber den Weg durch Halbinsel Jalmal zum Ob. — Deutsche Geogr. Blatter, XXXIII, 1910. 13) Zur Frage von den ausseren Verbindungen Sibiriens mit Europa. Z?rich, 1910, (75).
А. Ш-ИЙ
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4795
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Сибиряковы

Сообщение fisch1 » 27 Август 2017 15:02

Сибиряков А.К вопросу о внешних сношениях Западной Сибири с Европой//Сибирская жизнь №148 1905

 Сибиряков А..К вопрсу о внешних сношениях Западной Сибири с Европой.Сибирская жизнь №148 1905 .jpg
fisch1
 
Сообщения: 1554
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения