Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Константин-55 » 08 Октябрь 2015 18:59

В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ ОРГАНИЗОВАНО ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ ПО ФАКТУ ОБНАРУЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОСТАНКОВ И ЧАСТЕЙ ВОЗДУШНОГО СУДНА, ПОТЕРПЕВШЕГО КРУШЕНИЕ В 1935 ГОДУ

Следственными органами Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации проводится доследственная проверка по факту обнаружения в труднодоступной местности в 60 км севернее поселка Лазарева Николаевского района Хабаровского края фрагментов биологического происхождения, похожих на человеческие останки, а также частей воздушного судна – предположительно самолета «Савойя Маркетти С.55», который потерпел крушение в данном районе 26 июня 1935 года.

В начале сентября 2015 года в следственные органы поступило обращение председателя Общественного совета по изучению исторического наследия Хабаровского краевого отделения Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры. Из текста следовало, что 26 июня 1935 года в Николаевском муниципальном районе Хабаровского края потерпел крушение пассажирский самолет «Савойя Маркетти С.55», выполнявший рейс по маршруту «Александровск-Сахалинский – Хабаровск», в результате которого 3 члена экипажа и 9 пассажиров (в том числе один ребенок), погибли.

К месту авиакатастрофы за 80 лет совершено несколько экспедиций. В августе 2015 года на месте крушения самолета в ходе поисковых работ членами Приморской региональной молодежной общественной организации «Поисковое объединение «АвиаПоиск» были обнаружены фрагменты человеческих останков.

В целях выяснения обстоятельств, изложенных заявителем, в Николаевский район выехала оперативно-следственная группа в составе следователей и следователей-криминалистов следственного управления на транспорте, а также члены хабаровского общественного совета по изучению исторического наследия при ВООПИиК.

На территории обнаружения останков и фрагментов воздушного судна следователями произведен осмотр места происшествия.

Произведен осмотр места хранения обнаруженных в 2006 году останков, в ходе которого изъяты объекты биологического происхождения, фрагменты личных вещей членов экипажа и пассажиров.

Кроме того, произведен осмотр места хранения ранее обнаруженных (в 2006 году) биологических останков, хранящихся на окраине поселка Лазарева, в ходе которого также изъяты личные вещи и биологические объекты.

В настоящий момент по обстоятельствам, имеющим отношение к данному событию, следователями опрошены местные жители, представители администрации и полиции поселка Лазарева.

В дальнейшем в целях идентификации погибших по обнаруженным на месте происшествия биологическим останкам планируется назначить и провести ряд судебных экспертиз (генотипоскопическая, медицинская и др.). Для установления возможных причин крушения воздушного судна будут произведены осмотры изъятых фрагментов воздушного судна с участием специалистов, а также запрошена и проанализирована хранящаяся в государственных архивах информация о погодных условиях в день катастрофы, данные о техническом устройстве и исправности воздушного судна.

По результатам проверки будет вынесено процессуальное решение.


http://sledcom.ru/news/item/973963/
Константин-55
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 07 Июль 2015 17:11

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Константин-55 » 09 Октябрь 2015 17:12

Гидросамолетом «Савоя C.55X» управлял не Светогоров?

Восемьдесят лет не могут разгадать тайгу авиакатастрофы пассажирского гидросамолета (катамаран) «Савоя C.55X», который 26 июня 1935 года вылетел из Александровск-Сахалинского в Хабаровск и бесследно пропал.

На борту было 12 человек, 9 пассажиров и 3 члена экипажа, командир корабля - спасатель челюскинцев - Александр Светогоров. Разбившийся в тайге самолет нашли через несколько месяцев охотники, потом к месту катастрофы было еще несколько экспедиций, но почему-то общественности об этом стало известно только в наше время*.

И вот совсем только недавно останки экипажа и пассажиров были собраны в лесу и переданы на экспертизу в КГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Хабаровска. Но что же произошло с самолетом?

Известно, что на борту «Савоя C.55X» были не обычные пассажиры. В Хабаровск летел директор Тымовской машинно-тракторной станции (МТС) на Сахалине Антон Васильевич Шереметьев. При нем был наградной пистолет Коровина (ПК), он вез под миллион рублей - выручка МТС - в Хабаровск вместе с главбухом Степаном Щетининым.

Самолет вылетел утром 26 июня 1935 года и должен был лететь по установленному маршруту: от Александровск-Сахалинского через Татарский пролив с заходом на материк (ворота материка) в районе оз. Большие Кизи, и далее, оставляя слева п. Де-Кастри, поворачивая курсом к п. Софийск, с выходом на Амур. И по реке, как по путеводной нити, в Хабаровск.

В тот день был туман, плохая видимость. Самолет пролетел заход в «ворота на материк» у п. Де-Кастри и полетел еще 87 км, далее на север, оказавшись за п. Лазарев, где зайдя по р. Тыми в долину Чертова хребта, попал в «каменную ловушку». Там его и нашли разбившимся. Можно предположить, что самолет задел сначала одной лодкой, а потом и кабиной пилота вековые лиственницы... Но мог ли командир корабля Светогоров так «ошибиться» с заходом на материк?

Зная биографию летчика Александра Светогорова, нельзя пройти мимо его подвига в 1934 году, когда будучи командиром звена 11-го авиаотряда войск ОГПУ СССР 2-й отдельной Камчатской морской авиаэскадрильи, он участвовал в спасении челюскинцев. Взлетев на самолете «Савоя С.62bis» со льда на лыжах в районе мыса Олюторского, он перебросил группу челюскинцев от с. Уэлена до п. Провидения - точки сбора зимовщиков**. И был представлен командованием погранвойск Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны (УКПВО) к ордену Красной Звезды.

Так вот, летал он на севере в условиях высшей категории трудности, где сплошной лед и нет никаких визуальных ориентиров, а все полеты проходят только по компасу. Как же он мог пролетел заход на материк 26 июня 1935 года? А если и был туман, то почему он не дождался погоды?

Известно, что вынужденные посадки обычно делались в затоне у села Виахту в Александровск-Сахалинском районе Сахалинской области, в 77 км от районного центра - Александровск-Сахалинского (тогдашнего областного центра). Этот затон как раз напротив «ворот на материк» - оз. Большие Кизи у п. Де-Кастри.

Водный путь с острова на материк напрямую составляем 70 км. Здесь ждали погоды, при полете в Хабаровск и обратно - до Александровск-Сахалинского.

Именно здесь и приводнился (называется «сидел на трассе») рано утром 25 июня 1935 года на «Савоя C.55X» Александр Светогоров, когда летел на Сахалин. Отправляясь в обратный, и как оказалось, в последний путь, Светогоров не сел в затоне у Виахту при плохой погоде, а пролетел дальше.

Загадка «пролета» гидросамолета в тот день, похоже, лежит на поверхности. Если внимательно читать протокол №121 от 31 августа 1935 года на заседании бюро Далькрайкома ВКП(б), где озвучено Заключение комиссии дальневосточного краевого комитета ВКП(б) по материалам обследования дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, то там приведен пример, как «Светогоров уже оставлял управление самолетом во время полета на Сахалин». Машину вел бортмеханик/бортинженер, который ответственный за состояние и работу двигателей, аппаратуры и оборудования и мог разбираться в управлении самолетом (на «Савоя C.55X» был двойной штурвал - командир за левым, бортмеханик - за правым).

С чем связаны такие действия, в протоколе не указано. Можно только предположить, что вымотавшийся от бесконечных полетов (путь до Хабаровска и обратно до Сахалина занимал в одну сторону 5 ч. 20 мин., а в июне 1935 года за 15 дней Светогоров налетал 75 часов, выполнив всю месячную норму) с отдыхом в 2-3 часа, Светогоров поднимал и садил самолет, а уже в полете его вел бортмеханик.

Если учесть все эти факты, и опять же, лишь предполагая, по одной из версии, - самолет «Савоя C.55X» 26 июня 1935 года вел бортмеханик Стыченко. Он запросто мог пролететь «ворота на материк» и пролетев по прямой на север, до п. Лазарев, забеспокоившись, что местность какая-то другая, передал управление Светогорову. А Светогоров, считая, что они у Де-Кастри, стал заходить по утвержденному маршруту (трассе), попал в гору Медвежью Чертова хребта в Николаевском районе Хабаровского края...

Начальник Александровск-Сахалинского гидропорта Моничев за выпуск самолета 26 июня 1935 года в нелетную погоду отдан под суд и расстрелян.

Константин Пронякин.

*С. Глухов. «Второе исчезновение «Савойи»» // «Воздушный транспорт», 24.08.1985 г. (первая публикация по катастрофе).

**Самолет Светогорова совершил успешную посадку в п. Провидения около 18 часов 30 апреля 1934 г. Через день пограничный летчик вылетел в Уэлен, откуда привез 8 челюскинцев и среди них трехмесячную девочку, родившуюся на льдине. Всего Светогоров доставил в п. Провидения - основную точку сбора зимовщиков - 29 пассажиров и членов экипажа затонувшего парохода «Челюскин».
С врачом Старокадомским пограничный летчик в начале мая совершил полет на мыс Шмидта, откуда эвакуировал 6 больных цингой моряков с парохода «Хабаровск», так же зимовавшего во льдах Чукотского моря. Челюскинскую летную эпопею Александр Светогоров завершит без единой поломки.
http://debri-dv.com/article/12448/gidro ... svetogorov
Константин-55
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 07 Июль 2015 17:11

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Константин-55 » 10 Октябрь 2015 17:05

Справка
Александр Павлович Светогоров, 1902 года рождения, уроженец д. Ширяево Клинского района Московской области,
в 1923 г. - закончил военную школу морских летчиков в Севастополе (ВШМЛ им. Троцкого), там же работал инструктором;
с 1924 по 1930 гг. служил в бригаде ВВС РККА на Центральном аэродроме г. Москвы им. Л.Д. Троцкого (им. М.Ф. Фрунзе) также Ходынский аэродром - Научно-испытательный институт ВВС РККА;
в 1930 г. - переведен в г. Хабаровск, в гидроотряд Амурской Краснознаменной военной флотилии (ВВС);
в 1931 г. - уволен со службы;
с 1931 по 1933 гг. работал инструктором в Хабаровской краевой школе гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима1 (школа сформирована 25.02.1931 г., ликвидирована 26.04.1934 г., с 01.05.1934 г. организован Хабаровский аэроклуб им. Героев Летчиков-Челюскинцев, ныне Хабаровский краевой аэроклуб им. Летчиков-Героев спасания челюскинцев2); Осоавиахим с 1927-1948 гг., далее ДОСААФ;
с 1933 по 1935 гг., при создании авиации войск ОГПУ - летчик, командир звена 11-го авиаотряда войск ОГПУ СССР 2-й отдельной Камчатской морской авиаэскадрильи (авиаполк) погранвойск Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны (УКПВО) полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края;
в 1934 году - участник спасения челюскинцев:
- 23 февраля 1934 года о командировании летчика Светогорова из Владивостока в распоряжение уполномоченного Главного управления Северного морского пути Пожидаева Г.А. для участия в снаряжаемой экспедиции для оказания помощи экспедиции и команде «Челюскина»;
- будучи командиром авиазвена Камчатского погранотряда, совершил перелет на самолете «Савоя S.62bis» (летающая лодка с закрытой кабиной для экипажа из 3 чел. (штурман Святогоров, летчик-наблюдатель Тесаков, техник Лукичёв и стрелок-моторист Жук, вместо Тесакова полетел врач Старокадомский) и четырех пассажиров, далее выпускалась по лицензии в СССР, как МБР-4 - морской бомбардировщик-разведчик - в Таганроге, вып. 29 машин по лицензии, куплено 24 в Италии) с парохода «Сталинград» (капитан В.А. Каргальсков, в Петропавловске принял командование Василий Петрович Сиднев - капитан парохода «Совет»),
- 4 мая 1934 года взлетел на самолете «Савоя S.62bis» со льда на лыжах в районе мыса Олюторского с врачом Леонидом Михайловичем Старокадомским, перебросил группу челюскинцев от с. Уэлена до п. Провидения - точка сбора зимовщиков, транспортировка горючего;

Самолет Светогорова совершил успешную посадку в п. Провидения около 18 часов 30 апреля 1934 г. Через день пограничный летчик вылетел в Уэлен, откуда привез 8 челюскинцев и среди них трехмесячную девочку, родившуюся на льдине. Всего Светогоров доставил в п. Провидения - основную точку сбора зимовщиков - 29 пассажиров и членов экипажа затонувшего парохода «Челюскин».
С врачом Старокадомским пограничный летчик в начале мая совершил полет на мыс Шмидта, откуда эвакуировал 6 больных цингой моряков с парохода «Хабаровск», так же зимовавшего во льдах Чукотского моря. Челюскинскую летную эпопею Александр Светогоров завершит без единой поломки.
в прессе его называли «полярный (лучший) летчик Союза» (первым назвал так член ЦК ВКП(б) Валериан Владимирович Куйбышев, возглавлял спецкомиссию по спасению челюскинцев);

в 1934 году по представлению руководства 60-го Виленско-Курильского пограничного отряда (дисл. в г. Петропавловск-Камчатский, с 1 мая 2015 году относится к Пограничному управлению по Восточному Арктическому району) представлен к ордену Красной Звезды по решению полномочного представителя ОГПУ на ДВК Дерибаса Т.Д.
«...особо отмечаю: ...командира авиазвена погранотряда Светогорова Александра Павловича. Светогоров один из лучших наших летчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода «Сталинград» в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до Провидения и обратно для транспортировки горючего. Безусловно заслуживает быть отмеченным за эту работу и награжденным орденом Красной Звезды. Полномочный представитель ОГПУ по Дальневосточному краю Дерибас», из Донесения полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев 10 мая 1934 г.
- не вручили,
«За участие в спасении челюскинцев» 07.07.1934 г. удостоен награды: звание «Почетный чекист» и награжден знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» к 15-летию ВЧК-ГПУ,
ранее, награжден «за выдающееся летное мастерство» орденом Красного Знамени, в 1930 г.;
5 февраля 1935 года - летно-врачебной комиссией уволен;
с 13 февраля 1935 года зачислен на службу в ДВТУ ГВФ (Дальневосточное территориальное управление гражданского воздушного флота, Гражданвоздухофлот - «Аэрофлот») 13-го гидроотряда дальневосточного управления ГВФ (база в Хабаровске);
- командир пассажирского «рамного» гидросамолета (двухкорпусная летающая лодка - катамаран) «Савоя С.55» («С-55», «S.55X» - Savoia Marchetti SIAI («Общество гидросамолетов верхней Италии») - S.55X, произв. Италия, гл. конструктор Алессандро Маркетти), бортовой номер «СССР Л-840»3;

26 июня 1935 года погиб в авиакатастрофе на самолете «Савоя S.55X»:
самолет разбился 26.06.1935 г., ориентировочно, после 12 ч. дня (последний радиосеанс был в 11 ч. 58 мин., не вышел на связь через 1 ч. 10-15 мин.),
маршрут: Александровск-Сахалинский (административный центр Сахалинской области) - Хабаровск (полетное время в пути 5 ч. 20 мин., протяженность 1200 км, через п. Де-Кастри), вылетел с Сахалина в 10 ч. 40 мин.,
из Хабаровска обычно летели над Амуром, от Софийска поворачивали курсом на оз. Кизи и, оставляя справа Де-Кастри, выходили на Татарский пролив (обратно - так же);
на борту: 9 пассажиров (1 ребенок) и 3 члена экипажа - всего 12 чел.,
груз: 1 млн руб.,
экипаж: командир Светогоров, радист Ефремов, бортмеханик Стыченко,
пассажиры: директор Тымовской (Рыковской) МТС (машинно-тракторная станция в селе Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области - колхоз им. И.В. Сталина) Антон Васильевич Шереметьев, бухгалтер МТС Степан Щетинин, механик МТС Бараксин, его жена Ильинская с ребенком, бухгалтер «Сахлестреста» Грановский, супруга сотрудника областного земельного управления Мария Александровна Докучаева, инструкторы отдела Объединенного государственного политического управление (АУР ОГПУ-НКВД) СССР Корнышен и Меднис;
район падения: гора Медвежья Чертова хребта, в 60 км от нп. Лазарево Нижнеамурского района в составе Нижнеамурской области (областной центр - г. Николаевск-на-Амуре) Дальневосточного края - ныне рп. Лазарев Николаевского района Хабаровского края;

сообщения: «Тихоокеанская звезда» за 02.07.1935 г., 03.07.1935 г., 04.07.1935 г., 11.07.1935 г.;
книги:
Хват Л.Б. Три путешествия к Берингову проливу. Записки журналиста. - М.; - Л.: Главсевморпути, 1949. - 280 с., стр. 52;
Пограничные войска СССР. 1929-1938: Сборник документов и материалов. Сост.: П.А. Иванчишин, А.И. Чугунов. - М.: Наука, 1972. - 775 с., №381 стр. 410; №387 стр. 414, №390 стр. 415-416;
Дальневосточное морское пароходство: 1880-1980. К 100-летию. Науч. ред. чл.-корр. АН СССР А.И. Крушанов. - Владивосток: Дальневосточное кн. изд., 1980. - 590 с., ил., стр. 156-157;
Глухов С.А. Тревожные широты. Документальное повествование о челюскинской эпопее. - Хабаровск: Кн. изд., 1985. - 160 с.;
Новиков В.С. Крылья границы: Историко-документальный очерк. - М.: Граница, 2008. - 455 с., ил., стр. 43, 101;
Музалевский М.В. Почетные чекисты: 1932-1939. Кн. 3. М-С. - М.: РИЦ Кавалеръ, 2010. - 148 с. (Историческая библиотека Кавалеръ, вып. №25), стр. 138;
Буяков А.М. Ведомственные награды ОГПУ-НКВД (1922-1940): 1932-1940 гг. Ч.2. Знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)». - Владивосток: Русский остров, 2008. - 504 с., стр. 228;
Лебедев А. А., Мазурук И. П. Над Арктикой и Антарктикой. - М.: Мысль, 1991. - 317 с., ил., стр. 10-11;
Героический поход. «Правда» о полярной экспедиции «Челюскина». - М.: Правда, Изогиз, 1934. - 52 с. (Специальный выпуск газеты «Правда»);
- Сводка (№381) Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск полномочного представительства ОГПУ Дальневосточного края об обстановке в районе аварии «Челюскина» и мерах, принимаемых по спасению его экипажа 23 февраля 1934 г., 12 час. за подписью начальника Управления Краснознаменной погранохраны и войск ОГПУ Дальневосточного края Чернышева В.В.;
- Донесение (№387) Управления Краснознаменной пограничной охраны и войск ОГПУ Дальневосточного края заместителю председателя Совнаркома В.В. Куйбышеву о месте нахождения и состоянии здоровья спасенных челюскинцев 6 мая 1934 г. за подписью начальника Управления Краснознаменной погранохраны и войск ОГПУ Дальневосточного края Чернышева В.В.;
- Донесение (№390) полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев 10 мая 1934 г. за подписью полномочного представителя ОГПУ по Дальневосточному краю Дерибаса Т.Д.,
комиссия Гражданвоздухофлота: С.А. Барминский - особый отдел (контрразведка) ОКДВА и УГБ УНКВД по ДВК, П. Листовский - крайком комсомола (секретарь Далькрайкома ВЛКСМ), Хорин - ОВС ОКДВАрмии, Мильвид - ОВС ОКДВАрмии,
причина аварии: нелетная погода4;
в сентябре 1935 г. на разбившийся самолет набрели охотники,
15.09.1935 г. - борт «СССР Л-840» исключен из реестра;
найдены останки: 27.10.1936 г., предположительно, 5 погибших на месте;
свидетельство о смерти за №2984 от 03.11.1936 г., выдано Хабаровским городским бюро ЗАГСа на имя А.П. Светогорова, 32 года, погибшего «по причине воздушной катастрофы», захоронен в Хабаровске (место не известно).

свидетель:
- летчик Матвей Леонтьевич Шемяков, в 1945 г. у побережья Татарского пролива, недалеко от мыса Лазарева, у охотника в жилище нашел кожаную сумку-планшет с документами, карту полета Александра Светогорова. Сам охотник признался, что убил вышедших на берег людей в 1935 г., подумав, что это бандиты - рассказ записан в 1984 г. (газета «Зеркало недели», №5 за 1999 г., ст. В. Логинова «На поиски «Савойи»).

К месту катастрофы совершено несколько экспедиций:
- первая: в 1936 г.
комиссия по розыску самолета в составе т.т. Остапенко, Лапина и Семена Израилевича Западного5 [с 08.1934-08.1937 гг. нач. УНКВД по Хабаровской области],
- вторая: в 1971 г.
в составе: бортмеханик Владимир Павлович Мороков (лично знал Светогорова), прокурор-криминалист Хабаровской краевой прокуратуры Леонид Поликарпович Скрыпкин, начальник аварийно-спасательной службы Дальневосточного управления гражданской авиации (ДВУ ГА) Виктор Сергеевич Нуждин. Николаевский-на-Амуре авиаотряд, Ил-14, вертолет Ми-1 (газета «Воздушный транспорт» от 24.08.1985 г., ст. С. Глухова «Второе исчезновение «Савойи»»; книга: Глухов С.А. Взлет. Страницы героизма и славы дальневосточных авиаторов. - Хабаровск: Кн. изд., 1983. - 176 с.) - найдены планшет пилота, принадлежавший Светогорову (это опровергает версию Шемякова), детские сандалии, дамская сумка, чемоданы;
- третья: в 1974 г.
в составе: работники краевой прокуратуры;
- четвертая, пятая: в 2006 г.,
в составе четвертой (июль): главы администрации п. Лазарев Владимир Викторович Сергеев, начальник территориального пункта милиции п. Лазарев Тимур Владимирович Васельков и нескольких милиционеров, сообщил глава Николаевского района Валерий Павлович Долматов - найдены останки, изъяты кости для экспертизы,
в составе пятой (август): журналисты «Первого канала» (Андрей Бердников, оператор Сергей Шульга) и старший научный сотрудник отдела современной истории Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова Алексей Вячеславович Шестаков - найдены бортовой компас, серебряные швейцарские часы (стрелки на 12 ч.), советские монеты,
(газета «Тихоокеанская звезда» - «ТОЗ» (расследование, семь публикаций)
«ТОЗ» от 05.07.2006 г. ст. О. Омельчук «Тайну авиакатастрофы разгадают через 70 лет?» (№1);
«ТОЗ» от 07.07.2006 г. «О пропавшем самолете «Тихоокеанская звезда» писала в 1935 году» (№2);
«ТОЗ» от 13.07.2006 г., ст. О. Омельчук «Найден самолет Святогорова?» (№3);
«ТОЗ» от 21.07.2006 г., ст. О. Омельчук «Пассажиры «Савойи-55» стали жертвой преступления?» (№4);
«ТОЗ» от 29.07.2006 г., ст. О. Омельчук «Разбор полетов» летчика Святогорова» (№5);
«ТОЗ» от 08.08.2006 г., ст. О. Омельчук «Самолет «Савойя-55» открыл еще не все свои тайны» (№6);
«ТОЗ» от 07.10.2006 г., ст. О. Аносовой «Летчик Владимир Мороков опознал самолет Святогорова 35 лет назад» (№7);
«Советский Сахалин» от 10.11.2006 г., ст. О. Атачкиной «Тайна «Савойи-55»»;
«Хабаровский экспресс» №29 от 19.07.2006 г., ст. С. Глухова «На поиски «Савойи»: Хроника забытой катастрофы»;
«Пограничник Северо-Востока» (с 2011 г. «Граница России - Северо-Восток») от 29.04.2009 г., ст. В. Чусовского «Часы остановились в полдень или Последний полет Александра Святогорова»;
«ТОЗ» от 19.07.2011 г., ст. А. Савченко «С высоты героических лет...»;
Записки Гродековского музея: Вып. 30. - Хабаровск: Хабаровский краевой краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2014. - 212 с., ст. А. Шестакова «Об экспедиции к месту падения гидросамолета Савойя S.55», стр. 198-206.),
- шестая, седьмая: декабрь 2007 г., август 2008 г.,
в составе и под руководством энтузиаста Ивана Федоровича Шило, сыновей Дмитрия и Сергея, из с. Аннинские Минеральные Воды Ульчского района Хабаровского края («Приамурские ведомости» от 20.05.2009 г., ст. Ю. Ковалева «Таежная одиссея команды Шило»; «Приамурские ведомости» от 01.07.2015 г., ст. М. Карпача «Дальневосточный Чкалов») - вывезены два двигателя самолета в Николаевск-на-Амуре, затем в Комсомольск-на-Амуре.
Останки с места аварии, как безымянные, прихоронены в 2009 г. на местном кладбище в п. Лазарев Николаевского района частным лицом - Александром Павловичем Лещина (приемный отец теперь уже бывшего главы п. Лазарев В.В. Сергеева).
- восьмая: 25 августа-1 сентября 2015 г.,
Приморская региональная молодежная общественная организация «Поисковое объединение «АвиаПоиск», которая входит в Общероссийское поисковое движение России (Ярослав Ливанский, Александр Панасенко);
найдены останки 4 человек, Грамота Светогорова на знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)», именная табличка краснофлотцу А. Шереметьеву от личного состава Мор-авиа-парка.
- девятая: 28 сентября - 5 октября 2015 г.,
следственная бригада Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР, Комсомольский отдел.

воспоминания:
- командир 13-го гидроотряда дальневосточного управления ГВФ, полярный летчик, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Илья Павлович Мазурук;
- летчик, Герой Советского Союза Алексей Николаевич Грацианский;
- один из первых хабаровских пилотов Михаил Евгеньевич Сахаров;
- воспитанница хабаровской краевой школы гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима, ученица Светогорова - Анна Федоровна Кирюхина (19.12.1912 г. - 21.12.2010 г.) - жена друга Светогорова - летчика Петра Игнатьевича Московдова (в краевой школе пилотов младшим инструктором летчиком работал с 14 июля 1931 г. по 25 апреля 1932 г., ум. в 1967 г.), племянница Наталья Григорьевна;
- жительница села Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области Мария Ивановна Черненинова.
- сын члена экспедиции, летчика Владимира Павловича Морокова - Владимир Владимирович Мороков;
- заместитель председателя регионального отделения ДОСААФ России Хабаровского края - начальник отдела авиации РО ДОСААФ России края Хабаровского Анатолий Георгиевич Дудаков.

родственники:
(всего в семье Светогоровых было пятеро детей: четыре брата - Василий, Александр, Константин, Борис и сестра Зина);
жена Александра Светогорова - Валентина Великанова;
дочь бухгалтера Тымовской МТС Щетинина - Щетинина Татьяна Степановна, Благовещенск.

Летно-технические характеристики самолета «Савоя S.55X»:
экипаж - 5-6 чел. (3 чел. - в гражданской версии)
длина - 16,75 м
размах крыльев - 24 м
высота - 5 м
крыло площадь - 93 кв.м
пустой - 5 750 кг
максимальная взлетная - 8 260 кг
силовая установка - «Изотта-Фраскини Ассо» - «Isotta-Fraschini Asso 750» - 750 v, 656 кВт (880 л.с.) - 2 ед.
максимальная скорость - 279 км/ч
дальность - 3 500 км
практический потолок - 5 000 м
пассажиры - 8 чел.
СССР в 1933 г. в Италии «Аэрофлотом» были закуплены 6 летающих лодок «Савоя S.55X» (всего в Италии построено - 243), 5 из них предназначались для Дальневосточного управления ГВФ, а головная, с полным зимним капотированием двигателей - для управления воздушной службы Главсевморпути (УВС ГУСМП).

Источники:
Государственный архив Хабаровского края (ГАХК):
Аэроклуб г. Хабаровска. Ф. Р-1423, 45 ед. хр., 1931-1951 гг. Оп. 1,
ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1 (приказы по личному составу с 25.02.1931 г. - 20.05.1933 г.), Л. 1, 10, Л. 11-обор., Л. 12-обор., Л. 16, Л. 18-обор., Л. 23-обор., Л. 24, Л. 35, Л. 51-обор., Л. 55-обор., Л. 109, Л. 112,
ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 2, Л. 62-64,
ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 3, Л. 1.
Дальневосточный краевой комитет (Далькрайком) ВКП(б). Ф. П-2, 14510 ед. хр., 1925-1938 гг. Оп. 1,
ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 662, Л. 169,
ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 677, Л. 11, 12, 15-16, 18, 24-24, 32-36.

Подготовил К. Пронякин.

примечания:
1приказ №17 от 13 июня 1931 г. §1 по Дальневосточной краевой школе пилотов г. Хабаровска: зачислить в постоянный состав школы тов. Светогорова А.П. на должность инструктора летчика с окладом 275 руб. в мес. с 25 мая 1931 г. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1, Л. 10; приказ №160 от 25 декабря 1932 г. по ДВ краевой школе гражданских пилотов им. тов. Уншлихта ДВ Совета Осоавиахима (О.А.Х.) г. Хабаровска: старшего инструктора летчика Светогорова А.П. с 25 декабря с./г. считать в декреториальном [по направлению. - Авт.] 2-х месячном отпуске с предоставлением проезда по железной дороге со ст. Хабаровска до ст. Москва. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 1, Л. 109, Л. 112.
2приказ №46 от 30 апреля 1934 г. по ДВ краевой школе гражданских пилотов им. тов. Уншлихта ДВ Совета О.А.Х. г. Хабаровска: расформировать школу им. тов. Уншлихта, согласно постановления президиума К.С. О.А.Х. от 26 апреля 1934 г. протокола №6/21 о ликвидации краевой школы им. тов. Уншлихта. С 10 мая 1934 г. перевести имущество в Хабаровский аэроклуб им. Гер. Летчиков-Челюскинцев. ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 2, Л. 62-64; ГАХК. Ф. Р-1423, Оп. 1, Д. 3, Л. 1. Школа гражданских пилотов работала с 25 февраля 1931 года.
3заводской №10531, с красными лентами на хвостовом оперении. На этом самолете «Савоя S.55X», пилотируемый летчиками Демченко и Конкиным, 8 июля 1933 г. совершили сверхдальний перелет из г. Сесто Календо (Италия) во Владивосток (начало августа), с остановкой с 14.07.1933 г. по 28.07.1933 г. на испытания в Севастополе, и, далее, в конце сентября - в оперативно-войсковой отдел (о-ВО) Камчатский (22 000 км).
4протокол №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31.08.1935 г. - Заключение комиссии Д/В краевого комитета ВКП(б) по материалам обследования Д/В территориального управления Гражданвоздухофлота в составе комиссии: Барминский - особый отдел ОКДВА и УГБ, Листовский - крайком комсомола, Хорин - ОВС ОКДВАрмии, Мильвид - ОВС ОКДВАрмии. ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 677, Л. 32-36 (в частности, гл. VIII Катастрофа Светогорова. ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 677, Л. 33).
5протокол №107 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 01.07.1935 г.. организация по розыску самолета комиссии. ГАХК. Ф. П-2, Оп. 1, Д. 662, Л. 169.
Константин-55
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 07 Июль 2015 17:11

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Константин-55 » 11 Октябрь 2015 16:17

Всероссийское общество по охране памятников истории и культуры (ВООПИиК)
Хабаровское краевое отделение
Общественный Совет по изучению и сохранению исторического наследия,
пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий,
связанных с обороной Тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока

680000, Хабаровск, ул. Запарина, 87-61, тел.: 8(4212) 31-47-73, 8914 817-48-02



Пресс-конференция совместной экспедиции ДВСУТ и ВООПИиК
понедельник, 12 октября 2015 г., в 11.00
Хабаровск
здание «Русского географического общества» (РГО) по ул. Шевченко, 9.


На месте крушения самолета «Савоя C.55X», летевшего 26 июня 1935 г. по маршруту «Александровск-Сахалинский - Хабаровск», в 67 км от п. Лазарев (гора Медвежья Чертова хребта) Николаевского района Хабаровского края, с 28 сентября по 5 октября 2015 г. работала бригада следователей Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР (Комсомольский-на-Амуре отдел на транспорте ДВСУТ), а также группа от Хабаровского краевого отделения ВООПИиК (Общественный совет по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока).
Это была завершающая экспедиция, которая призвана не только попытаться раскрыть тайну гибели самолета через 80 лет, которым управлял спасатель челюскинцев, летчик Александр Светогоров, но и после всех экспертиз, в том числе судебно-медицинской генетической идентификации, захоронить пассажиров и экипаж (всего 12 чел.) в братской могиле в Хабаровске. Их останки все эти годы лежали на земле на месте аварии на горе, и только часть из них, по инициативе местных жителей, набредших на самолет, несколько лет назад была прихоронена на краю местного кладбища в п. Лазарев.
Сейчас костные останки (193 ед., в том числе и 5 черепов), изъятые в п. Лазарев Николаевского района доставлены в Хабаровск. В КГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Хабаровска назначена первая судебно-медицинская экспертиза.
Удалось спасти два самолетных двигателя (силовые установки «Изотта-Фраскини Ассо» - «Isotta-Fraschini Asso 750») от «металлистов». Это сделал местный житель из. п. Аннинские Минеральные Воды Ульчского района - энтузиаст Иван Федорович Шило. В августе 2008 года он с сыновьями проделал целую операцию по поднятию с горы движков. Они к слову, в отличном состоянии и один из них можно хоть теперь запускать. Двигатели «Савои» теперь находятся в Комсомольске-на-Амуре и по материалам доследственной проверки ДВСУТ, переданы на ответственное хранение Ивану Шило.
Кроме того, 2006 году работники местного леспромхоза, пробивая просеку в тех местах, где разбился самолет, нашли серебряные часы Буре (№518750) с дарственной подписью: «тов. Свя[е]тогорову А.П. за успешный перелет Хабаровск-Камчатка 31[0].VI-29.VII.33 г. ПП ОГПУ ДВК» (теперь эти часы в запаснике Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова).
Там же, на месте аварии, был найдет кожаный чехол - Грамота на знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)». Именно этим знаком «За участие в спасении челюскинцев» 7 июля 1934 г. был удостоен Александр Светогоров. Ему присвоено звание «Почетный чекист», также он награжден знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» к 15-летию ВЧК-ГПУ. В самолете больше никто такой награды не имел!
И уже в последней экспедиции, на горе, на месте аварии, был найден фрагмент манжеты рукава с галуном (тремя лентами) командира корабля. Это рукав Светогорова!
Таким образом, все эти вещи подтверждают, найден самолет Светогорова.
Сейчас по факту найденных человеческих останков на месте катастрофы самолета «Савоя C.55X» комсомольский отдел на транспорте ДВСУТ СКР проводит доследственную проверку.
Как пояснил председатель Общественного совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока (штаб-квартира в Хабаровске) Геннадий Басюк, пассажиры и экипаж самолета «Савоя C.55X», по желанию родственников будет захоронен в братской могиле на центральном кладбище в Хабаровске. Для разрешения на захоронение Совет готовит письма мэру Хабаровска Александру Соколову и губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту.

Справка
экипаж «Савоя C.55X»: командир Александр Павлович Светогоров, радист Ефремов, бортмеханик Стыченко;

пассажиры: директор Тымовской МТС (машинно-тракторная станция в селе Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области) Антон Васильевич Шереметьев, бухгалтер МТС Степан Щетинин, механик МТС Бараксин, его жена Ильинская с ребенком, бухгалтер «Сахлестреста» Грановский, супруга сотрудника областного земельного управления Мария Александровна Докучаева, инструкторы отдела Объединенного государственного политического управление (АУР ОГПУ-НКВД) СССР Корнышен и Меднис.
Константин-55
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 07 Июль 2015 17:11

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Константин-55 » 12 Октябрь 2015 17:37

12 октября, в Хабаровске состоялась конференция* по вопросам обнаружения в Николаевском районе Хабаровского края человеческих останков, а также частей самолета «Савоя С.55», потерпевшего крушение 80 лет назад - 26 июня 1935 года. Дальневосточное следственное управление на транспорте (ДВСУТ) СКР выступило в качестве эксперта на встрече поисковиков.

В начале сентября с.г. в Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР поступило обращение председателя Общественного совета по изучению исторического наследия Хабаровского краевого отделения Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры Геннадия Басюка, в котором он описал место катастрофы, найденной местными жителями. Кроме обломков самолета, были найдены человеческие останки.

«Из его текста следовало (цитируем заявление ДВСУТ. - Ред.), что 26 июня 1935 года в Николаевском районе Хабаровского края потерпел крушение пассажирский самолет «Савоя С.55», выполнявший рейс по маршруту «Александровск-Сахалинский - Хабаровск», в результате которого 3 члена экипажа и 9 пассажиров (в том числе один ребенок), погибли. За 80 лет к месту авиакатастрофы совершено несколько экспедиций. В августе 2015 года на месте крушения в ходе поисковых работ членами Приморской региональной молодежной общественной организации «АвиаПоиск» обнаружены и переданы на хранение в пункт полиции п. Лазарев фрагменты человеческих останков».

- В целях выяснения обстоятельств, изложенных заявителем, в Николаевский район Хабаровского края выехала следственно-оперативная группа в составе следователей и следователей-криминалистов следственного управления на транспорте, а также члены хабаровского общественного совета по изучению исторического наследия при ВООПИиК, - говорит старший помощник руководителя (по взаимодействию со СМИ) ДВСУТ Оксана Полшакова.

В 67 км от п. Лазарев, в тайге, на территории обнаружения останков и фрагментов воздушного судна следователями произведен осмотр места происшествия. Произведен осмотр места хранения обнаруженных в 2006 году останков, в ходе которого изъяты объекты биологического происхождения, фрагменты личных вещей членов экипажа и пассажиров. Кроме того, в пункте полиции п. Лазарев следователями изъяты фрагменты костей, обнаруженные активистами «Авиапоиска».

По обнаруженным на месте происшествия костным останкам назначена судебно-медицинская экспертиза на вопрос их принадлежности человеку.

Кроме того, следствием опрошены представители администрации, полиции, местные жители поселка Лазарев, а также лица, состоявшие в экспедициях; проведены осмотры элементов вещей, обнаруженных и изъятых с места происшествия; проведены первоначальные действия, направленные на установление родственников погибших.

Следствие планирует изъять у них образцы ДНК для производства судебной генотипоскопической экспертизы. Уже проведены осмотры двух двигателей самолета, вывезенных с места происшествия местным жителем - Иваном Шило с сыновьями в 2007 году. Запрошена информация о крушении самолета в архивах ФСБ, прокуратуры и государственных архивах.

Также запрошена информация в авиакомпании «Аэрофлот» и Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на предмет наличия у них сохранившейся технической документации по самолету «Савоя С-55». Истребована информация из гидрометеорологии.

В настоящее время процессуальная проверка продолжается. По ее результатам будет вынесено процессуальное решение.

*В конференции приняли участие представители общественного совета по сохранению исторического наследия Дальнего Востока Хабаровского краевого отделения Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры, участники поисковых экспедиций, члены поискового отряда «Хабаровец» ООД «Поисковое движение России», сотрудники Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации.

http://debri-dv.com/article/12456/sleds ... vskom_krae
Константин-55
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 07 Июль 2015 17:11

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Константин-55 » 05 Декабрь 2015 18:04

Итальянскому самолету «Савоя С.55» дальневосточники предлагают поставить памятник
«Савоя С.55» - первый пассажирский гидросамолет, связавший города и веси Дальневосточного края в XX веке. Именно на нем из Хабаровска в село Пермское прилетела госкомиссия, которая окончательно определила место для строительства Комсомольска-на-Амуре. Почему же итальянский самолет с легендарной судьбой оказался никому не нужен?

Находку в российской тайге итальянского гидросамолета «Savoia-Marchetti S.55X» («Савоя С.55X») уже сравнили с мамонтенком Димой - первым и когда-то единственным в мире полностью сохранившимся ископаемым животным из четвертичного периода. Если мамонта нашли на Колыме, то самолет из прошлого, родом из начала XX века - чуть южнее - в Хабаровском крае, в распадке Чертова хребта, в 67 км от поселка Лазарев Николаевского района, на берегу Татарского пролива.

К итальянской летающей лодке, а точнее летающему катамарану, который разбился в тайге 26 июня 1935 года, за это время было совершено девять экспедиций. И с каждым походом почти целый (!) самолет, сохранившийся при падении, так как летел он на бреющем полете и задел макушку вековой лиственницы на малой скорости, превращался в груду металла, перкали и фанеры.

За восемьдесят лет самолет почти весь растащили. Удалось спасти лишь итальянское сердце самолета - две силовые установки «Isotta-Fraschini Asso 750» («Изотта-Фраскини Ассо»), каждая по полтонны веса. Это сделал местный житель Иван Шило с сыновьями. Он проделал целую операцию по эвакуации с горы из глухой тайги этих двигателей.

Он сохранил и сейчас хранит их на огороде, в одном из частных домов в авиационном центре Дальнего Востока России - Комсомольске-на-Амуре. Именно в этом городе, где стоит и работает Комсомольский авиационный завод им. Ю.А. Гагарина (КнААЗ) - филиал холдинга компании «Сухой» - Иван Шило обратился к авиационным специалистам - узнать, что за двигатели и с какого они самолета?

Посмотрев двигатели и увидев «итальянский язык» на кожухе, Ивана Шило отправили к итальянским производителям авиационной техники, благо которые трудились на Комсомольском авиазаводе. Представителем в России был Carlo Bassani (Карло Бассани) - в то время вице-президент АО «Гражданские самолеты Сухого» («ГСС») - акционерами которой являются ПАО «Компания «Сухой» и стратегический партнер - «World’s Wing SA» (дочерняя компания итальянской «Alenia Aermacchi», группа Finmeccanica). Карло Бассани регулярно посещал комсомольский авиазавод и заинтересовался находкой.

Он попросил у Ивана Шило номер двигателя, сказав, что по нему в Италии расскажут все про самолет и подтвердят его подлинность. Оказывается, все эти годы, никакого официального подтверждения о найденном самолете в тайге не было - в том месте были лишь свидетели, который помнили еще, что СССР закупал в Италии самолеты, и они работали на пассажирских линиях в 30-х годах XX века на Дальнем Востоке России.

Номер был 10531 (I-V AAB). Его передали в «Association of Seniores SIAI employed people» («Общество гидросамолетов Верхней, т.е. Северной Италии») то самое, которое строило гидросамолеты, начиная с 20-х годах в Италии. И выяснилось, что это действительно «Савоя С.55Х», 1933 года постройки, самый первый самолет, купленный СССР за золото!

На этом самолете, пилотируемом советскими летчиками: командир самолета А.С. Демченко (за этот сверхдальний, «ответственный перелет» он награжден орденом Красной Звезды), второй пилот Конкин, штурман Петров и бортмеханик Эренпрейс, 8 июля 1933 года был совершен сверхдальний перелет из Сесто-Календе (Sesto Calende, Италия) во Владивосток, через Стамбул (Турция), Одессу, с остановкой на технические испытания в Севастополе (проверяли устойчивость машины в турбулентных потоках). И, далее, в конце сентября 1933 года - самолет прилетел в оперативно-войсковой отдел на Камчатку - это ровно 22 тыс. км.

Самолет этот вообще был военный - дальний морской бомбардировщик или торпедоносец - и мог на борт брать настоящую торпеду! Но вооружения на «Савое С.55» самой современной тогда модификации «X» не предусматривалось, хотя в то время об этом знали лишь разработчики. Именно этот самолет, при пересечении госграницы в Одессе в 1933 году, не зная, что он уже советский, обстреляли зенитчики Украинского военного округа, но промахнулись!

В 1935 году самолет получив бортовой номер «СССР Л 840», его перегнали в гидропорт - аэростанцию Хабаровска, и стал он работать на пассажирской авиалинии «Хабаровск - Александровск-Сахалинский (тогдашняя столица Сахалина, половина которого была занята японцами)», а принадлежал Дальневосточному территориальному управлению Гражданского воздушного флота (ГВФ, Гражданвоздухофлот) - это было тогда полное название «Аэрофлота».

Летал на нем легендарный полярный летчик СССР, участник спасения челюскинцев на Чукотке в 1934 году Александр Павлович Светогоров. Именно его отправили в непогоду 26 июня 1935 года из Александровска-Сахалинска в Хабаровск с 9 пассажирами на борту. Самолет попал в туман, сбился с курса и залетел в горы, и как предполагают специалисты, ему не хватило каких-то 30 метров высоты, чтобы пролететь над макушками вековых лиственниц в распадке.

Машина упала, все 12 человек - 9 пассажиров и 3 члена экипажа погибли. Дело это засекретили, ведь отказывается с Сахалина на борту везли большую сумму денег (до 1 млн рублей), а первыми после охотников пришли туда спецслужбы НКВД. Начальника аэропорта расстреляли, но на месте катастрофы больше полувека было запрещено что-либо трогать. Это уже в нынешнее время, самолет стали разбирать по частям, а останки пассажиров и экипажа обходили стороной, они до сих пор так и не захоронены...

Между тем, вице-президент АО «Гражданские самолеты Сухого» Карло Бассани заявил, что двигатели с итальянского самолета «Савоя С.55» - уникальны. Они не сохранились ни в одном музее мира, даже в авиационным музеем «Воландия» (Volandia Aviation Museum) в Милане (Milano) - макет. И объявил эту находку в России, в Хабаровском крае сенсационной!

Причем, как заверяет сам Иван Шило - тот, которых спас и вывез двигатели, а также говорят и авиаторы - установки в полном порядке, и одну можно хоть сейчас заводить!

Здесь же выяснилось, что СССР в 1933 году в Италии купил 6 летающих лодок «Савоя S.55X» (всего в Италии их построено - 243), пять из них - для Дальневосточного управления Гражданвоздухофлота (одна разбилась при перелете, командир Б.Л. Бухгольц погиб), а головная, с полным зимним капотированием двигателей - для управления воздушной службы Главсевморпути (УВС ГУСМП).

В авиационным музеем «Воландия» сообщили: один самолет «Савоя С.55» в 1933 году стоил 477 тыс. лир, что по тогдашнему курсу равнялось 1 млн рублей золотом, а по нынешнему курсу - это примерно 1 млрд лир, 530 тыс. евро или 37,3 млн рублей.

Все «Савои С.55» Дальневосточного управления Гражданвоздухофлота, впрочем и по всему миру, списали к концу 30-40-х годов и разобрали на дрова, деревянная конструкция требовала ангарного хранения, не всегда возможного в тогдашних условиях.

Авиационный инженер Франко Бугада (Franco Bugada) из Италии, сотрудничающий с авиационным музеем «Воландия» собирает информацию об итальянских самолетах «Савоя С.55» по всему миру. Он недавно прислал в Хабаровск письмо, в Общественный Совет по изучению и сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной Тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока.

Франко Бугада ссылается на своих коллег - представителя Общества гидросамолетов Верхней Италии «SIAI» Филиппа Майни (Filippo Meani) и председатель технического комитета музея «Воландия» Клаудио Товаглейри (Claudio Tovaglieri), которые в курсе истории, произошедшей с итальянским пассажирским самолетом в Хабаровском крае.

В Италии следят и за судьбой расследования причин катастрофы самолета С.55, ведь общественный Совет добился, чтобы по этому факту началось следствие (его ведет Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета России).

Франко Бугада заявил о готовности купить спасенные двигатели! Ведь местное хабаровское правительство заявило, что эти уникальные итальянские агрегаты «Isotta-Fraschini Asso» 82-летней давности «не несут экспозиционной привлекательности и информативности, что делает невозможным их использование в музейных экспозициях и выставках, а также нецелесообразным хранение в фондах Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова».

Появилось предложение, если и отдать итальянским авиаторам двигатели - то один, а второй оставить для потомков в России. А еще, увековечить «Савою С.55» - первый пассажирский гидросамолет, связавший города и веси Дальнего Востока, - поставить памятник. Ведь тогда, на востоке страны, не было ни одного сухопутного аэродрома.

Из героической хроники итальянского самолета известно, что именно на нем командир 13-го гидроотряда ГВФ Илья Мазурук доставил из Хабаровска в село Пермское госкомиссию, которая окончательно определила место для строительства Комсомольска-на-Амуре. И в свете послания президента России Владимира Путина, что «еще одним динамичным центром Дальнего Востока должен стать Комсомольск-на-Амуре», где как не в этом городе должен стоять памятник «Савое С.55».

Почему же итальянский самолет с легендарной судьбой оказался никому не нужен в России?

Константин Пронякин,
участник девятой экспедиции.
Хабаровск.
http://debri-dv.com/article/12870/italy ... _pamyatnik
Константин-55
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 07 Июль 2015 17:11

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Константин-55 » 05 Декабрь 2015 18:22

Настоящие биографические данные Светогорова Александра Павловича (1904-1935)

Светогоров Александр Павлович (1904-1935) -
старший летчик сухопутной авиации,
5-й категории (1-й класс),
участник спасения челюскинцев,
налет 1200 ч. (типы самолетов: Р-1, Р-3, Р-5, У-2, Ш-2, ФД-11, Ю-21, ФС-4, С-62, С-55).
Родился 10 апреля 1904 г., уроженец д. Ширяево Клинского района (Воронинский сельсовет) Московской области, в Хабаровске проживал с 1930 г.,
с 1912 по 1916 гг. учился в сельской школе при бумаго-прядильной фабрике «Товарищества Высоковской мануфактуры» в д. Некрасино Клинского уезда Петровской волости,
с 1920 г. уехал в Москву, вступил в ряды РККА, работал водителем в Морском штабе Республики (Штаб Коморси), возил командующего Э.М. Панцержанского,
в 1923 г. поступил в Егорьевскую военную школу (Московская обл.) Красного Воздушного флота, в 1924 г. перевелся в Военную школу морских летчиков (ВШМЛ им. Троцкого) в Севастополе, работал там же инструктором,
в 1925 г. закончил Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове,
с 1925 г. служил в Московском военном округе (МВО), в 8-й эскадрильи ВВС РККА,
с 1927 года участвовал в борьбе с басмачеством, был прикомандирован к РВС САВО - Среднеазиатского военного округа - старшим летчиком из 8-й отдельной разведывательной авиаэскадрильи, переименованная затем в 30-ю авиаэскадрилью 10 авиабригады МВО (далее носила номер 13-й авиаэскадрильи/часть №1085),
в 1929 г. «за оперативную работу» представлен к ордену Красного Знамени (награжден/лишен?),
01.12.1930 г. уволен из рядов РККА, из 30-й авиаэскадрильи (приказ РВС СССР по л/с №920/278-30 г.),
с 1930 г. переведен в Хабаровск, на службу в гидроотряд Амурской флотилии ВВС,
с 1931 по 1933 гг. работал инструктором в Хабаровской краевой школы гражданских пилотов (ШГП) им. И.С. Уншлихта Далькрайсовета Осоавиахима (является учителем прославленной фронтовой летчицы, Героя СССР - Нины Максимовны Распоповой, как инструктор, Светогоров выпустил ее в первый самостоятельный полет в Хабаровске),
с 14.08.1933 г. по 20.02.1935 г. - служба в погранвойсках, летчик, командир звена 11-го авиаотряда войск ОГПУ СССР 2-й отдельной Камчатской морской авиаэскадрильи (авиаполк) погранвойск Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны (УКПВО), база в Петропавловск-Камчатском,
с 19.03.1934 г. убыл в командировку «По спасению экспедиции т. Шмидта» (приказ командира погранотряда от 19.03.1934 г., №34),
председатель спецкомиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышев, в интервью иностранным журналистам назвал Светогорова «лучшим полярным летчиком СССР»,
«за спасение челюскинцев» был представлен к ордену Красной Звезды* (донесение ПП ОГПУ ДВК от 10.05.1934 г.)/не награжден - документы вернулись, как «неправильно оформленные»,
присвоено звание «Почетный чекист» и награжден знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» «За участие в спасении челюскинцев» (постановление коллегии ГПУ от 07.07.1934 г., приказ ОГПУ СССР №131),
с 13.03.1935 г. зачислен на службу в ДВТУ ГВФ (Дальневосточное территориальное управление гражданского воздушного флота, Гражданвоздухофлот - «Аэрофлот») 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ (база в Хабаровске),
26.06.1935 г. погиб в авиакатастрофе**, управляя пассажирским самолетом «Савоя С.55X» (борт СССР Л840) в Дальневосточном крае,
летел по маршруту «Александровск-Сахалинский - Хабаровск», самолет нашли в распадке между гор Медвежьей и Полосатой Чертова хребта, в 67 км от нп. Лазарево Нижнеамурского района в составе Нижнеамурской области (областной центр - г. Николаевск-на-Амуре) Дальневосточного края - ныне рп. Лазарев Николаевского района Хабаровского края,
до сих пор не захоронен.

Подготовил Константин Пронякин.

*По представлению руководства 60-го Виленско-Курильского пограничного отряда (дисл. в г. Петропавловск-Камчатский, с 1 мая 2015 году относится к Пограничному управлению по Восточному Арктическому району, в то время, Приморский пограничный округ) Светогоров представлен к ордену Красной Звезды по решению полномочного представителя ОГПУ на ДВК Дерибаса Т.Д.
«...особо отмечаю: ...командира авиазвена погранотряда Светогорова Александра Павловича. Светогоров один из лучших наших летчиков, знакомый с условиями полярных полетов, энергичный, настойчивый, сделал перелет с парохода «Сталинград» в бухту Лаврентия и перебросил группу челюскинцев от Уэлена до Провидения и обратно для транспортировки горючего. Безусловно заслуживает быть отмеченным за эту работу и награжденным орденом Красной Звезды. Полномочный представитель ОГПУ по Дальневосточному краю Дерибас», из Донесения полномочного представителя ОГПУ Дальневосточного края о награждении пограничников, отличившихся при спасении челюскинцев 10 мая 1934 г.


Справка №170 от 23.09.1934 г. начальника авиационного отделения УПВО - Управления пограничной и внутренней охраны УНКВД ДВК Э.М. Лухта:
«4 мая 1934 года Светогоров прибыв на пароходе «Сталинград» в район Чукотки, взлетел на самолете «Савоя С.62бис» со льда на лыжах в районе мыса Олюторский с врачом Леонидом Михайловичем Старокадомским, перебросил группу челюскинцев от с. Уэлена до п. Провидения - точки сбора зимовщиков, также транспортировал горючее.
Всего Светогоров доставил в п. Провидения - основную точку сбора зимовщиков - 29 пассажиров и членов экипажа затонувшего парохода «Челюскин». С врачом Старокадомским Светогоров в начале мая совершил полет на мыс Шмидта, откуда эвакуировал 6 больных цингой моряков с парохода «Хабаровск», так же зимовавшего во льдах Чукотского моря. Челюскинскую летную эпопею Александр Светогоров завершит без единой поломки».

**В Государственном архиве Хабаровского края имеется протокол №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31.08.1935 г. по материалам обследования Дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, в чьем ведомстве и была «Савоя С.55Х», где записано: «основной и главной причиной гибели самолета является вылет в нелетную погоду».
С Сахалина самолет Светогорова был вызван срочной «диспетчерской телеграммой о возвращении в Хабаровск» диспетчером Бураго (Государственный архив Хабаровского края - ГАХК, фонд П-2, опись 1, дело №677, л.л. 33-36, гл. VIII Катастрофа Светогорова). Начальник Александровск-Сахалинского гидропорта Моничев за выпуск самолета 26 июня 1935 года в нелетную погоду отдан под суд и расстрелян.
Исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко сообщил в письме за 15.10.15 г. №03-291, что МАК «не видит оснований сомневаться в выводах о причинах катастрофы самолета «Савоя С.55Х» 26 июня 1935 года, сделанных комиссией Гражданвоздухофлота».
Константин-55
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 07 Июль 2015 17:11

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Константин-55 » 05 Декабрь 2015 18:27

В Хабаровске найдено личное дело участника спасения челюскинцев Светогорова

В Хабаровске Общественный Совет по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Восток совместно с редакцией «Дебри-ДВ» обнаружили пропавшее личное дело на легендарного летчика - участника спасения челюскинцев - Александра Светогорова, трагически погибшего через год (разбился на пассажирском самолете «Савоя С.55», 26 июня 1935 года в Хабаровском крае, все 80 лет не захоронен, по нашему заявлению сейчас проходят необходимые экспертизы останков, работает следствие - ДВСУТ).

Личное дело Александра Светогорова сохранено полностью и не было уничтожено только по случаю, так как прямо на обложке стоит запись - «хранить 75 лет». Это время истекло в 2010 году. Хотя от руки написано - хранить до 1979 года.

Как пояснили хранители, несколько лет назад была рекомендация, дела ранее 40-х годов прошлого века не уничтожать! Но теперь, из-за большого объема документации, дела, которые вышли запредельный срок - 75 лет, могут списываться. Однако дело Светогорова теперь будет храниться, если можно так сказать, вечно.

Личное дело открывает почти все тайны, которые ходили вокруг летчика Александра Светогорова все эти 80 лет. Куда только не писали журналисты запросы, где только не искали документы на легендарного пилота, писали в КГБ (летчик Светогоров служил в 1933-1935 гг. в пограничных войсках - ведомства ОГПУ), затем в ФСБ, но оттуда приходили лаконичные ответы даже нам: «личного дела на Светогорова не значится». Нет его и в госархиве Хабаровского края.

В личном деле 30-х годов на Светогорова есть и учетный листок и военный билет и характеристики, как написанные собственноручно, так и данные вышестоящим начальством, есть и послужной список, а также запись об участии в секретной операции, в борьбе с басмачами 1927 года, о представлении в 1929 году к высшей награде страны - ордену Красного Знамени, о награждении именным пистолетом Коровина и разрешении для его ношения, о подвиге в челюскинской эпопее 1934 года и о присвоении звания «Почетный чекист».

И самое главное - Александру Светогорову во время операции по спасению челюскинцев было всего 29 лет. Родился он 10 апреля 1904 года (ранее писали год рождения - 1902, без даты).

Также в личном деле есть последняя прижизненная фотография Светогорова, которая ни разу не публиковалась.

Редакция готовит публикацию. И не называет источника лишь по причине отдельных организаций, которые по-прежнему нашему материалу подготовили свою публикацию, заявив, что «год сидели в архивах и библиотеках».

К.П.
http://debri-dv.com/article/12643/v_hab ... vetogorova
Константин-55
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 07 Июль 2015 17:11

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение Константин-55 » 05 Декабрь 2015 18:29

МАК не сомневается в причине катастрофы самолета «Савоя С.55» в Хабаровском крае 80 лет назад

Исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко сообщил, что МАК «не видит оснований сомневаться в выводах о причинах катастрофы самолета «Савоя С.55» в Хабаровском крае* 26 июня 1935 года, сделанных комиссией Гражданвоздухофлота».

Напомним, 80 лет назад на Дальнем Востоке разбился пассажирский гидросамолет (катамаран) «Савоя С.55» с бортовым номером «СССР Л 840» (заводской №10531), выполнявший рейс по маршруту Александровск-Сахалинский - Хабаровск, которым управлял участник спасения челюскинцев - лучший полярный летчик СССР Александр Павлович Светогоров. Сам самолет принадлежал 13-му гидроотряду Дальневосточного территориального управления Гражданского воздушного флота ГВФ - Гражданвоздухофлоту («Аэрофлот»), базировавшемуся в Хабаровске, в гидропорте. Погибло 12 человек.

Все это время общественность не знала о причинах катастрофы.

В Государственном архиве Хабаровского края нами найден протокол №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31.08.1935 г. по материалам обследования Дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, в чьем ведомстве и была «Савоя С.55», где записано: «основной и главной причиной гибели самолета является вылет в нелетную погоду».

Известно, что с Сахалина самолет Светогорова был вызван срочной «диспетчерской телеграммой о возвращении в Хабаровск» диспетчером Бураго (Государственный архив Хабаровского края - ГАХК, фонд П-2, опись 1, дело №677, листы 11-36, гл. VIII Катастрофа Светогорова). Начальник Александровск-Сахалинского гидропорта Моничев за выпуск самолета 26 июня 1935 года в нелетную погоду отдан под суд и расстрелян.

Как указал исполнительный директор МАК Виктор Сороченко, «происшествия по такой причине [нелетная погода] происходили со времен зарождение авиации». Также он написал, что «пути предотвращения подобного типа происшествий носят организационный характер и хорошо теперь известны».

Напомним, в сентябре с.г. мы обратились с заявлением по факту обнаружения обломков самолета «Савоя С.55» и человеческих останков в Дальневосточное следственное управление на транспорте (ДВСУТ) СКР.

Результатом стала совместная экспедиция следователей-криминалистов ДВСУТ (Комсомольский-на-Амуре отдел на транспорте) с группой от Хабаровского краевого отделения ВООПИиК (Общественный совет по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока).

И вот теперь, в КГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» в Хабаровске, куда были доставлены останки, назначена первая судебно-медицинская экспертиза. Потом предстоит долгая (в течение полугода) судебно-медицинская генетическая идентификация на ДНК.

Как пояснил председатель Общественного совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока (штаб-квартира в Хабаровске) Геннадий Басюк, пассажиры и экипаж самолета «Савоя C.55», по желанию родственников будут захоронены в братской могиле на центральном кладбище в Хабаровске. Для разрешение на захоронение Совет подготовил и вручил письма мэру Хабаровска Александру Соколову и губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту.

К.П.

*в 67 км от нп. Лазарево Нижнеамурского района в составе Нижнеамурской области (областной центр - г. Николаевск-на-Амуре) Дальневосточного края, ныне рп. Лазарев Николаевского района Хабаровского края.

http://debri-dv.com/article/12659/mak_n ... _let_nazad
Константин-55
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 07 Июль 2015 17:11

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1904-1935)

Сообщение Константин-55 » 17 Январь 2016 09:02

В Википедии появилась статья о забытом участнике спасения челюскинцев Светогорове

Изображение
В канун 15-летия «Википедии», в Интернете, появилась полная биографическая статья о забытом участнике спасения челюскинцев, «лучшем полярном летчике СССР» Александре Светогорове (1904-1935), служившем с 1930 года в Хабаровске, в ВВС ОКДВА (Амурские ВВС), затем в погранвойсках, а в последнее время, в Гражданвоздухофлоте.

Статья написана на основе впервые вводимых в научный оборот новых источников МКУ «Хабаровский городской центр хранения документов», Государственного архива Хабаровского края (ГАХК), а также Центрального пограничного архива ФСБ РФ (ЦПА) и найденного личного дела А.П. Светогова.

Как пояснил председатель общественного Совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока Геннадий Басюк, организация собрала большой исторический материал, в том числе, многочисленные письма родственников Светогоровых, которые позволяют говорить о летчике Светогорове - как о несправедливо забытом герое, его подвиги до сих пор не получили высокой оценки.

Александр Светогоров был представлен в 1929 году «за оперативную работу» к ордену Красного Знамени, в 1934 году «за спасение челюскинцев» к ордену Красной Звезды, но наград так и не получил.

- Он ведь не только участвовал в спасении челюскинцев в 1934 году, о чем во всех книгах той поры, рассказывающих о спасательной операции, в схемах и на картах, полет Светогорова отмечен отдельной линией. Он вывез с Чукотки новорожденного сына руководителя экспедиции на ледоколе «Челюскин» Отто Шмидта - Сашу, - говорит Геннадий Басюк. - А до службы на Дальнем Востоке, значился в отдельной разведывательной авиаэскадрильи, участвовал в борьбе с басмачеством, где был ранен, затем испытывал новые самолеты на Центральном аэродроме Москвы, в Научно-испытательном институте (НИИ) ВВС РККА.

Начальник отдела организации плановой, военно-патриотической и спортивной работы регионального отделения ДОСААФ России Хабаровского края Анатолий Дудаков вспомнил, как побывал в Подмосковье, в гостях у Героя Советского Союза Нины Распоповой - легендарной летчицы, знаменитой «ночной ведьмы», как называли ее фашисты, выпускницы Хабаровского аэроклуба, и та ему поведала, кто благословил ее в первый полет - это был летчик-инструктор Александр Светогоров.

Вот что записал Анатолий Дудаков со слов Нины Распоповой:

«- Я стала летчицей благодаря опыту и вниманию ко мне старшего инструктора-летчика Александра Светоторова, - вспоминала Нина Максимовна, цитирует ее Анатолий Дудуков. - Я была маленького роста и едва дотягивалась ногами до педалей управления, приходилось сдвигаться почти на край сидения.

- Ноги то до педалей достают? - спрашивал Нину инструктор Петр Лебедев.
- Достают, - лукавила Нина.

От боялась что ее из-за малого роста могут отчислить от обучения.

...Подходила к концу вывозная программа, а с полетами что-то не ладилось. А тут, как на грех, ее вызывает на проверку техники пилотирования, для принятия решения о целесообразности дальнейшего обучения, Александр Светогоров.

- Теперь точно отчислят, - подумала Нина.

Благодаря опыту, Светогоров быстро определил причину ошибок Нины, которая крылась в неправильной координации движения органами управления самолетом. Светогоров показал правильный ввод и вывод из разворота, поясняя свои действия. И попросил Нину самостоятельно выполнить показанное. Нина успокоилась и у нее стало получаться.

Светогоров похвалил Нину и сказал: «Вот видишь, все получилось».

После заруливания самолета, Светогоров провел короткий межполетный разбор, и вдруг Нина видит, как Светогоров в переднюю кабину загружает мешок с песком, а это означало, что ее выпускают в полет. Первый самостоятельный полет был выполнен отлично...
»

Александр Светогоров трагически погиб 26 июня 1935 года в 67 км от п. Лазарев Николаевского района Хабаровского края (тогда ДВК), управляя пассажирским самолетом «Савоя С.55П» по маршруту «Александровск-Сахалинский - Хабаровск».

Все восемьдесят лет - экипаж - 3 человека и пассажиры - 9 человек, - так и не были захоронены.

По заявлению общественного Совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока, Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР (Комсомольский-на-Амуре отдел) сейчас заканчивает проверку по факту обнаружения останков экипажа и пассажиров, а также фрагментов разбившегося самолета на месте падения.

Захоронение, по согласованию с мэрией Хабаровска, решено сделать на Матвеевском кладбище. Сейчас Хабаровское краевое отделение ВООПИиК собирает денежные средства.

Константин Пронякин.
Константин-55
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 07 Июль 2015 17:11

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение slava_zz » 19 Январь 2016 14:02

//найдены планшет пилота, принадлежавший Светогорову (это опровергает версию Шемякова), //

это опровергает не Шемякова, а очередную сказку Логинова, со ссылкой на Шемякова.
Логинов (по его же сказкам) нашел и череп Волобуева на Амгуэме, и самолет Леваневского...
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение ББК-10 » 20 Январь 2016 07:37

3хмес.jpg

:shoked: подпольные роды в лагере Шмидта!
Последний раз редактировалось ББК-10 20 Январь 2016 09:03, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение slava_zz » 20 Январь 2016 08:19

ИМХО была девочка Карина, родившаяся на Челюскине
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение ББК-10 » 20 Январь 2016 09:01

Была разумеется и не одна :)
И не 3-х месячная... и родилась не на льдине...
Изображение
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Светогоров (Святогоров) Александр Павлович (1902-1935)

Сообщение slava_zz » 20 Январь 2016 09:32

Он вывез с Чукотки новорожденного сына руководителя экспедиции на ледоколе «Челюскин» Отто Шмидта - Сашу, - говорит Геннадий Басюк. -
Ну вот где они это берут?
председатель общественного Совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока Геннадий Басюк
эти насохраняют
slava_zz
 
Сообщения: 679
Зарегистрирован: 07 Декабрь 2008 03:50
Откуда: Чукотка

Пред.След.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения