Белоусов Михаил Прокофьевич (1904—1946)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Белоусов Михаил Прокофьевич (1904—1946)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 15 Ноябрь 2008 02:02

Изображение
Белоусов Михаил Прокофьевич. 1904—1946.
Капитан комсомольского ледокола «Красин» во времена освоения Арктики. Звезда Героя и имя на линейном ледоколе — итог его короткой, но славной жизни.
Каждый заблуждается в меру своих возможностей.
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Re: Белоусов Михаил Прокофьевич (1904—1946)

Сообщение Иван Кукушкин » 20 Октябрь 2009 13:27

 Капитан М. П. Белоусов.jpg
Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp

Белоусов Михаил Прокофьевич
12.11.1904 - 19.5.1946
Герой Советского Союза (03.02.1940 медаль № 391)


Белоусов Михаил Прокофьевич - капитан флагманского ледокола «Иосиф Сталин» Главсевморпути.

Родился 12 ноября 1904 года в Ростове-на-Дону, ныне областном центре Ростовской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б). Образование неполное среднее. Работал матросом на частных рыбацких судах на Азовском море. В 1925 году окончил морское отделение Ростовского политехникума путей сообщения. Работал в Дальневосточном пароходстве, был капитаном ледокола «Красин».

В Красной Армии в 1927-30 годах. Участник боёв на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) в 1929 году.

С весны 1939 года Михаил Белоусов - капитан флагманского ледокола «Иосиф Сталин» Главсевморпути. В том же году «Иосиф Сталин» впервые в истории совершил двойной сквозной рейс в одну навигацию из Мурманска (с 1985 года – город-герой) через Северный Ледовитый океан и Берингов пролив в залив Провидения Анадырского залива (у юго-восточного берега Чукотского полуострова) и обратно тем же путём.

Зимой 1939-40 годов ледокол «Иосиф Сталин» под командованием М.П. Белоусова вывел изо льда в Гренландском море на 80 градусов 30 минут северной широты и 1 градус 50 минут восточной долготы, к северо-западу от Шпицбергена, дрейфовавший в течение 812-и дней из моря Лаптевых ледокольный пароход «Георгий Седов»; при этом в начале января ледокол «Иосиф Сталин» достиг рекордной широты (80 градусов 42 минуты северной широты) для свободного плавания полярной ночью. В сложных арктических условиях под угрозой сжатия льдами 13 января 1940 года ледокол «Иосиф Сталин» подошёл к «Георгию Седову», передал на его борт топливо, воду, продукты и вывел его из ледового плена.

За образцовое выполнение правительственного задания и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года капитану ледокола «Иосиф Сталин» Белоусову Михаилу Прокофьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 391).

Ледокол «Иосиф Сталин» был награждён орденом Ленина.

В годы Великой Отечественной войны выдающийся советский ледовый капитан работал заместителем начальника Главсевморпути при Совете Народных Комиссаров СССР, затем командиром ледокольного отряда, оказывавшего помощь кораблям Северного флота в проводке судов союзных держав с грузами для Красной Армии.

После войны капитан 1-го ранга Белоусов М.П. служил в Военно-Морском Флоте. Скончался 19 мая 1946 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы.

Награждён орденом Ленина, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Именем Героя названы два ледокола, мыс на острове Циглера в Баренцевом море и мыс в Антарктиде.



Источники
Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем
  1. Герои огненных лет. Книга 7. М.: Московский рабочий, 1984
  2. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. М.: Воениз., 1987
  3. Они прославили Родину. Книга 1. Ростов-на-Дону, 1974
  4. Освобождение Венгрии от фашизма. М., 1965
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11076
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Белоусов Михаил Прокофьевич (30.10(12.11).1904–19.05.1946)

Сообщение Георгий Паруирович » 20 Июнь 2014 11:02

Адрес статьи о Белоусове на сайте "Арктическая топонимика. Г.П. Аветисов" http://www.gpavet.narod.ru/Names/belousov.htm
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 215
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Белоусов Михаил Прокофьевич (1904—1946)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 22 Август 2014 13:04

ВСП 1940 № 005 (6 января.)

 ВСП 1940 № 005 (6 янв.) Фото. Белоусов М.П. капитан лк И.СТАЛИН.jpg
15 декабря флагман арктического флага линейный ледокол «И. Сталин» по заданию партии и правительства отправился из Мурманска в полярный поход, чтобы вывести из льдов ледокол «Седов» с его героическим экипажам. НА СНИМКЕ: капитан ледокола «Иосиф Сталин» тов. Белоусов на борту ледокола перед отходом в почетный рейс. Фото Д. Дебабова (Фото-клише ТАСС).
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Белоусов Михаил Прокофьевич (1904—1946)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 28 Август 2014 10:24

Орден Отечественной войны I степени
Белоусов Михаил Прокофьевич 1904г.р.
Звание: капитан 1 ранга
в РККА с 20.11.1926 года
 1.jpg
 2.jpg
 152.jpg
№ записи: 50631321
Указ Президиума Верховного Совета от: 08.07.1945
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 769
№ записи: 50631317

Представление на награждение от: 08.07.1945
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 1262
№ записи: 50407908
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 10685
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Белоусов Михаил Прокофьевич (1904—1946)

Сообщение ББК-10 » 04 Июнь 2017 10:51

Морской флот, 1974, №11, с. 15-16

 Морской флот, 1974, №11, с. 15-16 Белоусов - 0001.jpg
К 70-летию со дня рождения М. П. Белоусова

ЛЕДОВЫЙ КАПИТАН
К. БАДИГИН, напитан дальнего плавания. Герои Советского Союза

Имя капитана Михаила Прокопьевича Белоусова у моряков связано с представлением о благородном подвиге, о жизни, отданной морю, об освоении Арктики.
В то же время люди, лично знавшие Михаила Прокопьевича, помнят его как простого, доступного всем человека и хорошего товарища.
Наши пути сходились с Белоусовым не раз. Но по-настоящему мы узнали друг друга на ледоколе «Красин» в 1935—1936 годах. По решению ЦК BЛKCM ледокол был укомплектован в основном комсомольцами. Коммунист Михаил Прокопьевич Белоусов возглавил комсомольский экипаж.
На всю жизнь мне запомнилась дорога из Москвы во Владивосток весной 1935 года. Нас, пока ещё ничего не сделавших для Родины комсомольцев, на каждой станции встречали как героев Арктики. Гремели духовые оркестры. В станционных буфетах нас ждали бесплатные обеды и ужины, приготовленные заботливыми руками. Произносились пламенные речи. На перронах комсомольское племя с красноречивыми транспарантами. Мы тоже выступали на митингах, в чем-то заверяли, что-то обещали...
Подъезжая к Владивостоку, все мы горели желанием как можно скорее сразиться с арктическими льдами. Кстати сказать, о льдах большинство из нас имело представление весьма и весьма туманное.
К всеобщему огорчению оказалось, что ледокол «Красин» в эти дни работал на севере Охотского моря. Он пробивал канал для транспортных судов в сплошном льду бухты Нагаева. Опять дорога, только теперь по Японскому и Охотскому морям...
Наконец мы на своем ледоколе. На палубу мы вступили с волнением. Мы знали, что ледокол «Красин» успел вписать славную страницу в историю советского мореплавания. За ним числилось несколько героических походов по ледовитым морям. Особенно наш ледокол прославился в 1928 году спасением экипажа дирижабля «Италия», потерпевшего крушение в Арктике.
Во льдах Охотского моря мы получили первое боевое крещение. Каждый из нас старался привыкнуть к ледоколу, освоить свое рабочее место. Не все комсомольцы-кочегары сразу справились с тяжелыми красинскими котлами. Ледоколу пришлось останавливаться — не хватало пару.
Для меня, третьего помощника капитана, тоже много было необычного. Вести за собой пароходы, гудками регулируя движение, окалывать суда, если они застряли, а ведь сначала надо самому научиться маневрировать во льду — на ледоколе три машины.
Мне запомнились ревнивые взгляды тех, кто до нашего прихода работал на «Красине» — «ишь, приехали варяги», некоторые прямо говорили, что комсомольцы не справятся.
Нет, не просто дались нам эти первые дни и мили плавания на ледоколе.
Михаил Прокопьевич Белоусов попал в весьма сложное положение. Дело в том, что плавание в Охотском море на ледоколе «Красин» было его первым плаванием во льдах.
Вот здесь и проявились его отличные морские качества. Он быстро освоил технику работы во льдах. В этом ему помогали острый ум, морской глаз, способность к логическому мышлению. Было еще одно тяжелое обстоятельство: Михаилу Прокопьевичу приходилось противоборствовать недоброжелательному отношению старых специалистов, оставшихся на ледоколе, ревниво относящихся к своей профессии.
К чести нашего капитана надо сказать, что он сумел не только быстро освоить ледокольную технику, но и найти правильный путь к единению сил старых и молодых красинцев. К приходу во Владивосток он завоевал уважение и непререкаемый авторитет всего экипажа.
Надо сказать, что в то время Белоусову только что исполнилось тридцать лет и он был совсем молодым капитаном.
Лето прошло в напряженной работе: готовились к арктическому плаванию. И вот митинг и торжественные проводы на причале Владивостокского порта, Прощальные гудки стоящих в порту судов, наш «Красин» берет курс на Арктику. И пошла работа в торосистых полярных льдах, вахты соревнова-
[15]
 Морской флот, 1974, №11, с. 15-16 Белоусов - 0002.jpg
В Москве на Суворовском бульваре состоялся митинг по случаю открытия мемориальной доски на доме, где жил известный полярный капитан М. П. Белоусов
Фото М. КУРНОСОВА


лись с вахтами, матросы с матросами, кочегары с кочегарами...
Понемногу я стал работать увереннее, но по-прежнему сжималось сердце, когда приходилось окалывать застрявший пароход: стоит чуть промахнуться — и авария. Я очень гордился, когда Михаил Прокопьевич доверял мне, третьему помощнику, эту тяжелую работу.
Немало досталось забот нашему капитану и здесь в Арктике. Ему приходилось многому учиться и учиться почти на голом месте. Достаточно сказать, что плавали мы по далеко не точной и единственной карте Чукотского моря. Остров Геральд, например, был нанесен на карту с ошибкой в 30 миль. Некоторые мысы Чукотского моря и остров Врангеля показаны далеко не на своем месте. Лоции Охотского моря совсем не было: вместо нее в распоряжении капитана находилась маленькая брошюрка — «Материалы к лоции». О глубинах я не говорю — они указаны на карте не густо и тоже не всегда точно. По Чаунской губе мы шли, выслав вперед шлюпку с промером. Почти как во времена Чирикова или братьев Лаптевых...
Здесь следует помянуть добрым словом дублера капитана Дмитрия Никоноровича Сергиевского, всегда помогавшего добрым советом.
Прошло пять лет после красинских плаваний, и наши пути с Михаилом Прокопьевичем снова скрестились.
Дрейф на ледокольном пароходе «Георгий Седов», где я был капитаном, подходил к концу. Утром 24 декабря мы находились на широте 82°02', долготе 4°51'. Ледокол «И. Сталии» под командованием капитана Белоусова достиг широты 80°27'. Дальше ледокол продвигался с огромным трудом — его окружал сплоченный десятибалльный лед. Круглые сутки было темно, стояла полярная ночь, озаряемая лишь полярным сиянием. Плавание во льдах в темное время раньше не практиковалось, и Михаил Прокопьевич в этом смысле был первым.
Я помню первый разговор по радиотелефону, состоявшийся с капитаном Белоусовым.
«Двигаюсь со скоростью около мили в час, — сообщил Михаил Прокопьевич, — обстановка трудная. Задание правительства — действовать только наверняка, чтобы не попасть с ледоколом в неприятное положение и не оставить тебя без помощи, так как других ледоколов поблизости нет. Происходит борьба двух чувств: хочется идти на пролом, чтобы скорее добраться и обнять тебя и твоих товарищей, и в то же время разум требует хладнокровия и обдуманности
[16]
 Морской флот, 1974, №11, с. 15-16 Белоусов - 0003.jpg
каждого шага. Буду ежедневно информировать о нашем продвижении. Привет Ефремову, он, наверное, бороду отрастил?.. »
Но не так просто двигаться ночью среди льдов в Арктике. Летом, в светлое время, когда видимость хорошая, безопасную дорогу по разводью отыскать нетрудно. Днем опытному судоводителю много скажет цвет льда и цвет неба над горизонтом. Другое дело ночью. Самый сильный прожектор ледокола «И. Сталии» не мог осветить льды впереди больше чем на полмили. Выбрать правильный путь при таких обстоятельствах практически невозможно. Не следует забывать, что вместе с ледокольным пароходом «Георгий Седов» из центральной части Ледовитого океана дрейфовали огромные поля торосистого тяжелого льда, недоступные ледоколу.
Работая вслепую, Белоусов попал в разводье, не имеющее свободного выхода. При изменении ветра разводье закрылось и зажало ледокол. Понадобилось большое мастерство капитана, чтобы во мраке полярной ночи найти правильное решение и благополучно выбраться из ледяной ловушки. Михаил Прокопьевич Белоусов справился со сложной задачей. За пять лет, проработанных на ледоколе «Красин», он стал первоклассным ледовым капитаном. Поборов все препятствия, ледокол «И. Сталин» подошел к ледокольному пароходу. На обширной палубе ледокола, у подъемной стрелы собрались моряки обоих судов — крохотный коллектив «Георгия Седова» и многолюдный экипаж ледокола «И. Сталин». Над притихшими льдами раздались приветственные возгласы. В это время радисты передали в Москву подписанный нами рапорт об окончании дрейфа.
Было далеко за полночь, когда мне удалось забраться в каюту Белоусова. Он обещал мне полную безопасность от непрерывных корреспондентских атак, не прекращавшихся с минуты нашей встречи.
— Ни о чем не спрашиваю, ничего не требую, ничем пока не интересуюсь, никого сюда не пускаю, — заявил он улыбаясь, — вот тебе мыло, полотенце, вот тут ванна, а это твоя койка... Одним словом, будь как у себя в каюте.
Попыхивая папироской, он уселся за стол и углубился в чтение книги, словно меня и не было в каюте...
За образцовое выполнение правительственного задания в тяжелейших условиях Михаил Прокопьевич Белоусов был удостоен звания Героя Советского Союза.
Во время Великой Отечественной войны мы часто встречались с капитаном Белоусовым в Москве, Архангельске и Владивостоке. Михаил Прокопьевич неизменно оказывался на самых трудных участках. С 1941 года он был назначен заместителем начальника Главсевморпути. В этой должности капитан Белоусов находился до последних дней своей жизни, оставаясь всегда хорошим товарищем и отзывчивым человеком.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Белоусов Михаил Прокофьевич (1904—1946)

Сообщение SVF » 18 Октябрь 2017 14:39

"Комсомолец Заполярья", 28 ноября 1939 г. №164:
 1939-11-28-01.jpg
SVF
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 4400
Зарегистрирован: 23 Июль 2008 20:20

Белоусов Михаил Прокофьевич (1904—1946)

Сообщение ББК-10 » 13 Декабрь 2019 20:47

Орден Ленина
 1.jpg
 103.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Белоусов Михаил Прокофьевич (1904—1946)

Сообщение ББК-10 » 13 Декабрь 2019 21:32

Смена, №269, Май 1935
 Наш Красин-8-5-1935 Белоусов.jpg
 Наш Красин-7-5-1935.jpg
 Наш Красин-8-5-1935.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 10072
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 16

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения