Титлов Михаил Алексеевич (1913-1998)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Титлов Михаил Алексеевич (1913-1998)

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Октябрь 2009 13:41

Titlov_MihailAlekseev.jpg
Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp

Титлов Михаил Алексеевич
21.2.1913—27.07.1998
Герой Советского Союза (29.08.1955, медаль № 10784)


Титлов Михаил Алексеевич - командир авиационного отряда полярной авиации, младший лейтенант запаса.

Родился 21 февраля 1913 года в городе Моршанске ныне Тамбовской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 8 классов и 2 курса механического техникума в городе Москве. В 1936 году окончил Балашовскую авиационную школу Гражданского Воздушного Флота. Работал пилотом в Хабаровском авиационном предприятии.

В Красной Армии с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года. После войны продолжал службу в полярной авиации.

За успешное выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и отвагу командиру авиационного отряда полярной авиации младшему лейтенанту запаса Титлов Михаил Алексеевич Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1955 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10784).

За двадцать лет арктических полётов М.А. Титлов провёл в небе десять тысяч часов, пролетев три миллиона километров. Живёт в городе-герое Москве.

Награждён тремя орденами Ленина, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, медалями.

Почётный полярник. Экспозиция, посвящённая его жизни и деятельности, размещена в краеведческом музее в городе Моршанске Тамбовской области.



Источники
Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем
  1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 2. М.: Воениз., 1988
  2. Золотые Звёзды курганцев. Челябинск, 1975.
  3. Золотые Звезды Приморья. Владивосток, 1983

Дополнительно
Аккуратов В., Ночной полёт
Полярная авиация: Си-47 Н-331
Полярная авиация: Си-47 Н-368
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Re: Титлов Михаил Алексеевич (р.1913)

Сообщение Иван Кукушкин » 18 Октябрь 2009 13:52

Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11596
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Титлов Михаил Алексеевич (р.1913)

Сообщение Александр Кот » 02 Январь 2010 16:28

Хранилась без дела (до лучших времен) следующая информация из архива по М.А. Титлову. Выкладываю как первоначальный взнос...

 Михаил Титлов 1.jpg
123057, Москва, ул.Алабяна, д.5
Ленинградский РВК
16 апреля 1992г. 1.4.23-197
3/2037 03.12.91. № 3/622 ОТ 07.04.92

Направляем две архивные справки о службе ТИТЛОВА Михаила Алексеевича в 1941-1943,1947гг.
Сообщаем, что документы Дальневосточного управления ГВФ, Особой неотдельной авиагруппы № 12 ГВФ, 12 особой авиагруппы ГВФ на хранение в Центральный архив не поступали, документы Управления полярной авиации Главсевморпути за военные годы хранятся в быв.архиве Министерства морского флота СССР (Москва, ул. Обручева, д.27а, т.209-7928 поэтому подтвердить полностью службу Титлова М.А. приказами о назначении, перемещении и увольнении в 1941-1945гг. не представляется
возможным.
В документах Авиагруппы особого назначения ГВФ (она же Московская авиагруппа особого назначения ГВФ) за 1941г. сведение о службе Титлова М.А. не обнаружено.
Для сведения сообщаем, что в августе 1941г. для осуществления особых заданий командования Красной Армии по перегонке матчасти в составе Авиагруппы особого назначения ГВФ была создана Особая неотдельная авиагруппа № 12 ГВФ (группа т.Новикова Н.И.) с оперативным подчинением Эксплуатационному управлению Главного управления ГВФ, которая в октябре 1941г. была исключена из состава Авиагруппы особого назначения ГВФ.
В марте 1942г. для выполнения возложенной на ГУГВФ задачи по доставке воздушным путем боевых самолетов с заводов в части ВВС действующей армии была сформирована 12 неотдельная особая авиагруппа При Управлении воздушной магистрали ГВФ Москва-Иркутск в составе 62 экипажей (командир Руднев М.А.) и местом базирования в г. Новосибирске, в мае 1942г. указанная авиагруппа была подчинена ГУГВФ.
В апреле 1943г. 12 особая авиагруппа ГВФ была передана в ведение Авиации дальнего действия.
Одновременно сообщаем, что Центральный архив МГА подтверждает по своим документам только прохождение службы в подразделениях и

См. на обороте


 Титлов 2.jpg

авиачастях ГВФ сведениями о назначении, перемещении и увольнении.
Порядок засчета прохождения службы в подразделениях и авиачастях ГВФ за период Великой Отечественной войны в составе действующей армии определен нормами Министерства обороны СССР, согласно которым Дальневосточное управление ГВФ и его подразделения, Особая авиагруппа № 12 ГВФ, 12 особая авиагруппа ГВФ, Красноярская воздушная трасса ВВС КА к составу действующей армии не отнесены; подтверждение пребывания личного состава 10 гвардейской авиатранспортной -дивизии ГВФ ( быв. Авиагруппа особого назначения ГВФ, она же Московская авиагруппа особого назначения ГВФ, 1 авиатранспортная дивизия ГВФ ) в действующей армии производится летно-подъемному, инженерно-техническому составу, принимавших участие в боевых действиях в период с 27 июня 1941г. по 9 мая 1945г. ( см. соответствующий Перечень, директиву Генштаба ВС СССР от 19 октября 1987г. ).
Приложение: на 2л.
Зав. Центральным архивом А. Г. Ябрикова


 Титлов 3.jpg
16 апреля 1992 г. 1. 4. 23-198
АРХИВНАЯ СПРАВКА
В документах архивного фонда Главного управления гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР (ГУГВФ) имеются следующие сведения о службе ТИТЛОВА Михаила Алексеевича в 1941-1942гг:

в списке личного состава Дальневосточного управления ГВФ, дополнительно откомандированных в группу т. Новикова Н. И. (Особая неотдельная авиагруппа № 12 ГВФ), вылетевшего 13 сентября 1941 г. в г. Комсомольск для изучения матчасти и перехода в непосредственное распоряжение т. Новикова Н. И., от 16 сентября 1941 г., присланном для сведения в ГУГВФ, значится Титлов М. А. (имя, отчество полностью не указаны), пилот 3 класса 21 авиаотряда ДВУ ГВФ;

в копии приказа Особой неотдельной авиагруппы № 12 ГВФ (г. Новосибирск) № 1
от 27 ноября 1941 г. "Об укомплектовании отрядов" значится Титлов М. А. (имя, отчество полностью не указаны), пилот отряда № 7;

в списке летно-подъемного состава Дальневосточного управления ГВФ, направленного в группу особого назначения ГУГВФ, от 19 декабря 1941 г., присланном для сведения в ГУГВФ, значится Титлов М. А. (имя, отчество полностью не указаны); пилот 3 класса;

приказом ГУГВФ (по личному составу) № 26 от 3 феврале 1942 г. Титлову Михаилу Алексеевичу, пилоту 3 класса Дальневосточного управления ГВФ, присвоен 2 класс за высокую производительность труда и образцовое выполнение спецзаданий командования по обслуживанию частей действующий Красной Армии;

в списке летного состава 13 гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ по состоянию на 20 февраля 1942 г., присланном для сведения в ГУГВФ, значится Титлов Михаил Алексеевич, пилот; в графе "Сведения о налете за 2-е полугодие 1941 г. " указано: " 23914 км, 119ч. 15м. ";

в отчете о работе 12 особой авиагруппы ГВФ за апрель 1942 г., направленном в ГУГВФ 15 мая 1942 г., о доукомплектовании с 15 марта по 7 апреля 1942 г. отрядов указано: "комиссар 4 отряда Титлов";

См. на обороте


 Титлов 4.jpg
в списках личного состава 12 особой авиагруппы ГВФ по состоянию на 20 апреля, 15 мая 1942г., присланных для сведения в ГУГВФ значится Титлов Михаил Алексеевич, пилот, комиссар эскадрильи № 6, в графе " Из какого управления прибыл" указано: "ДВУ";

в сводной ведомости аварийных происшествий 12 особой авиагруппы ГВФ за апрель 1942г. значится катастрофа самолета Ил-4 30 апреля 1942г. при разрушении самолета в воздухе, пилот Титлов (имя, отчество не указаны) спасся на парашюте;

в сводной ведомости аварийных происшествий 12 особой авиагруппы ГВФ за июль 1942г. значится авария самолета Ил-4 12 июля 1942г. (пилот Титлов) из-за заклинивания мотора;

в списке личного состава 12 особой авиагруппы ГВФ по состоянию на 1 июля 1942г., присланном для сведения в ГУГВФ, значится мл. лейтенант Титлов Михаил Алексеевич, пилот 2 класса, в графах "Налет часов", "Когда прибыл в авиагруппу и откуда" соответственно указано: "Общ. налет -2700. 10час. ночной, налет часов на фронт - ", " 1/IV-42г. ДВУ"

в списке личного состава 12 особой авиагруппы ГВФ по состоянию на 29 июля 1942г., присланном для сведения в ГУГВФ, значится Титлов Михаил Алексеевич, комиссар эскадрильи №3;

приказом ГУГВФ (по личному составу) № 347 от 25 ноября 1942г. Титлов М. А. (имя, отчество полностью не указаны), пилот 12 особой авиагруппн ГВФ, переведен на работу на Красноярскую воздушную трассу ВВС КА.

Основание:
ф.1,оп.1л/c,д.1060,л.7;
ф.1,оп.1л/c,д.1164,л.1об;
ф.1,оп.1л/c,д.1027,л.72;
ф.1,оп.1л/c,д.1012,л.41;
ф.1,оп.1л/c,д.1027,л.65;
ф.1,оп.1л/c,д.1189,лл.16,2,6;
ф.1,оп.1л/c,д.1189,лл.73об,76об;
ф.1,оп.1л/c,д.1188,л.25;
ф.1,оп.1л/c,д.1189,л.9;
ф.1,оп.1л/c,д.1013,л.282.

Зав. Центральным архивом А.Г. Ябрикова

 Титлов 5.jpg
 Титлов 6.jpg
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 597
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Титлов Михаил Алексеевич (р.1913)

Сообщение Александр Андреев » 06 Декабрь 2010 23:49

 titlov.jpg
М. А. Титлов, 1954 г. Кадр из фильма "В центре Арктики", ЦСДФ, 1955.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 3076
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Титлов Михаил Алексеевич (р.1913)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Май 2014 21:25

Орден Отечественной войны II степени

Титлов Михаил Алексеевич 1913г.р.
Звание: летчик
№ записи: 50171325
 1.jpg
 5.jpg
 6.jpg
 7.jpg
Представление на награждение №: 24 от: 20.06.1944 БВФл
Архив: ЦВМА фонд: 3 опись: 1 ед.хранения: 1075
№ записи: 50372141
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11088
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Титлов Михаил Алексеевич (р.1913)

Сообщение ЧАЙКА СВ » 25 Март 2015 14:01

ВО ЛЬДАХ АРКТИКИ
Герой — это человек, который в решительный
момент делает то, что нужно делать
в инте¬ресах человеческого общества.
Ю л и у с Фучик
«В центре Арктики» — так называется красочно оформленный альбом, выпущенный издательством «Правда» в 1955 году, В альбоме множество фотографий, рассказывающих о покорении Арктики советскими людьми. На одной из них — широкоплечий человек высокого роста, в шапке-ушанке, в рабочей куртке пилота. Он стоит у самолета на льдине. Под снимком подпись: «Заслуженный полярный пилот Михаил Алексеевич Титлов — непременный участник всех экспедиций в высокие широты».
Он родился в 1913 году в Моршанске. Окончив среднюю школу, работал токарем, строил московское метро, учился в Балашовской авиационной школе Гражданского Воздушного Флота и, став пилотом, летал на санитарных и пассажирских самолетах на Дальнем Востоке.
В годы Великой Отечественной войны Михаил Алексеевич выполнял ответственные задания — перегонял но воздушным трассам нашей страны боевые самолеты с востока к линии фронта, а также из Соединенных Штатов Америки в Советский Союз.
В 1942—1943 годах Титлов воевал в Заполярье. Он хорошо изучил капризы полярной природы, особенности полетов в этом районе и успешно выполнял самые различные боевые задания командования Северного флота: бомбил фашистские рейдеры и подводные лодки, пытавшиеся блокировать Северный морской путь, разведывал ледовую обстановку, помогал зимовщикам полярных станций. За участие в боях против немецко-фашистских захватчиков Титлов был награжден орденом Отечественной войны II степени.
В 1943 году Михаила Алексеевича перевели в поляр¬ную авиацию, и с тех пор вся его жизнь неразрывно связана с Арктикой.
О Михаиле Алексеевиче Титлове все знающие его говорят как о человеке, обладающем огромной выдержкой, не теряющемся в минуты опасности, говорят как о мастере сложных воздушных операций.
Известный полярный летчик М. Водопьянов так от¬зывается о нем: «Его мужество — в спокойствии, в выдержке». Титлов никогда не рисуется, ему совершенно чужды мелкое тщеславие, зазнайство, эгоизм, стремление показать свое превосходство, он никогда не выпячивает себя и, делая большое и важное, всегда скромен. В октябре 1945 года Титлов совершил выдающийся полет: на обычном двухмоторном транспортном самолете Н-331 он достиг Северного полюса. Взяв старт в Москве, самолет прошел по маршруту Москва — Архангельск — Амдерма — Дудинка — мыс Косистый — мыс Челюскина. Отсюда 2 октября нагруженная до отказа машина Титлова поднялась в воздух и взяла курс на север. Экипажу предстояло провести осеннюю после-навигационную ледовую разведку, обследовать состояние льда в Центральном полярном бассейне по маршруту Северная земля — Северный полюс — Новосибирские острова.
Погода была неблагоприятной: дул сильный встречный ветер, облачность была низкой. Для того чтобы выполнить задачу — вести наблюдение за состоянием льдов, Титлову приходилось переводить перегруженную машину на бреющий полет над ледяными торосами. Не раз путь преграждали полосы сильного снегопада, тогда приходилось лететь вслепую, несколько раз начиналось обледенение, но пилот твердо держал в руках штурвал и вел самолет по маршруту. В 6 часов 56 минут самолет был над Северным полюсом. Обследовав ледовую обстановку в районе полюса, Титлов взял курс на мыс Анисий (остров Котельный). Предстояло пройти по совершенно неразведанной трассе. Вскоре самолет стал опять покрываться льдом, и Титлов был вынужден подняться на высоту пять тысяч метров. Обледенение не прекратилось, и пришлось подняться еще выше. В течение часа без кислородного оборудования Титлов вел самолет на большой высоте.
Через 15 часов 30 минут после начала полета, пройдя путь в 4360 километров, самолет Титлова приземлился в Чокурдахе на нижнем течении реки Индигирки.
Вскоре Титлов совершил еще несколько глубоких ледовых разведок, участвовал в экспедициях, организовавших переброску и обслуживание станций «Северный полюс-2», «Северный полюс-3», «Северный полюс-4» и других.
Во тьме полярной ночи летчик не раз садился на дрейфующий лед, взлетал с расколовшихся льдин, вывозил зимовщиков, перевозил грузы.
<«Но попробуйте расспрашивать Михаила Алексеевича Титлова об этих временах, — писал журналист Г. Кублнцкий в газете «Водный транспорт» в 1955 году, — и в ответ вы услышите:
— Да ничего такого... в общем, как все. Летали, конечно, много. А чтобы особенное что-нибудь — не припомню...
И начнет сосредоточенно потирать ладонью высокий лысеющий лоб.
— А вот, говорят, вы сопровождали какой-то караван чуть не через весь Северный морской путь...
— Ну, уж и через весь! Преувеличивают. Тут все дело было в том, что караван шел напрямик, без захода в порты. И, понимаете, молчал. Ни одного радиосигнала, чтобы его не могли обнаружить. Вот мы и заменяли ему поводыря, сбрасывали каждый день вымпелы с картами ледовой обстановки.
— Подождите, но как же вы находили караван?
— Что же, иной раз, когда туман, долго искали. Кружили без малого по суткам. Но обязательно находили, иначе было нельзя. Вот, собственно, и все.
— А случай с зимовщиками на острове?
— Это с подводной лодкой? Да, их лодка действовала тогда довольно-таки нахально. Не смело, а именно нахально, в расчете на слабонервных. Всплыла такая лодка у одного островка и открыла огонь: вот, мол, куда мы забрались, «рус, сдавайся!» Как же, черта с два. Отбились наши полярники, ушли в глубь острова. Тогда пираты сожгли станцию — пусть, мол, умрут с голоду. Вот нашему экипажу и поручили выручить зимовщиков.
— И что же?
— Ну, мы выполнили задание. Тут, собственно, ничего такого не было...
— А ваш экипаж попадал в переделки?
— Так и другие попадали, не только мы. На то и Арктика. Сегодня мы товарищей выручили, завтра — они нас.
— А такое бывало?
— Бывало. Да вот, чтобы долго не рассказывать, взгляните...
И Михаил Алексеевич достает из бумажника фотографию: ледяное поле, огромная полуразбитая машина с искореженным винтом.
— Трофейная. Доверия у нас к ней не было, но все же решили испробовать. В полете отказал один мотор, потом второй, за ним третий. А летели мы над морем. Стали падать. Вижу — молодой рыхлый лед. Я попровал все же сесть, не выпуская шасси, — машина-то была колесная. Посадил, как видите, на «брюхо». Люди остались целы. Подключили рацию, дали о себе знать. Дело было в декабре, полярной ночью. Вот и получился «лагерь Титлова». Ну потом прилетели товарищи и выручили нас.
— А долго существовал лагерь?
— Нет, не очень. Шестнадцать суток.
— Ого! Хлебнули горюшка?
— Нет, ничего. Только вот подвижки льда. Могло раздавить. А так хорошо жили, дружно».
В марте 1962 года М. А. Титлов руководил сложной операцией по эвакуации станции «Северный полюс-8». Совершая дрейф в Ледовитом океане, станция в это время находилась в двух тысячах километров от побережья. Здесь почти год трудился коллектив отважных полярников, и предполагалось произвести замену зимовщиков и продолжать работы. На дрейфующем льду советские летчики создали несколько аэродромов, завезли сюда много различного снаряжения и оборудования. Однако коварная природа Арктики ненадежна. Она перепутала все расчеты полярников. В ночь на 12 марта льдина, на которой располагалась станция и посадочная площадка,, раскололась. На осколках льдины, разделенных широкими разводьями, стояли домики и палатки станции. На одном из обломков льдины размером 60 на 120 метров остались радиостанция и кают-компания, на другом — остальные сооружения. Посадочная площадка была также расколота.
Оставаться в лагере зимовщикам стало опасно. Перебраться же на соседние льдины не было возможности. Положение становилось тяжелым. Поэтому было решено зимовщиков вывезти из лагеря, а станцию закрыть.
Эту работу предстояло проделать летчикам под командованием М. А. Титлова. Разработали план операции. Он исходил из того, что сесть на станции на тяжелом самолете было невозможно. Это можно было сделать на легком одномоторном самолете «АН-2». Но такой самолет не мог добраться от базы до станции без посадок и заправки горючим. Поэтому решили создать две промежуточные станции. Летчики Масленников и Каш на двухмоторных тяжелых самолетах «ЛИ-2» вылетели в глубь Полярного бассейна и примерно в тысяче километров от берега выбрали льдину и совершили посадку. Летчики Мироненко и Андреев подвезли сюда горючее. Затем в 80 километрах от станции «Северный полюс-8» выбрали вторую льдину и снова перебросили сюда горючее. И уже с этой базы на одномоторном легком самолете летчик Бабаков сделал 9 рейсов и вывез в безопасное место всех зимовщиков и ценное оборудование. А вскоре М. А. Титлов доставил отважных полярпиков на Большую землю.
Десятки тысяч километров пролетел над полярными широтами Михаил Алексеевич Титлов. Благодаря его самоотверженному труду с карты Арктики исчезло не одно «белое пятно» и было сделано немало научных открытий.
Боевой и мирный труд нашего земляка оценен высоко - три ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден Отечественной войны II степени, медали и знак «Почетному полярнику» на груди у нашего земляка А в августе 1955 года Михаилу Алексеевичу Титлову за выдающиеся заслуги в изучении и освоении Арктики присвоено звание Героя Советского Союза.


Источник
• Дьячков Л.Г Герои Советского Союза-ТАМБОВЦЫ. Центрально-Черноземное изд. Воронеж, 1974 г.
ЧАЙКА СВ
 
Сообщения: 1433
Зарегистрирован: 03 Ноябрь 2011 14:29

Титлов Михаил Алексеевич (р.1913)

Сообщение Георгий Паруирович » 12 Октябрь 2015 12:40

Титлов умер 27 июля 1998 года. Похоронен в Москве на кладбище "Горбрус".
Георгий Паруирович
 
Сообщения: 142
Зарегистрирован: 09 Июнь 2014 21:58

Титлов Михаил Алексеевич (р.1913)

Сообщение Историк » 14 Октябрь 2017 13:45

в сводной ведомости аварийных происшествий 12 особой авиагруппы ГВФ за апрель 1942г. значится катастрофа самолета Ил-4 30 апреля 1942г. при разрушении самолета в воздухе, пилот Титлов (имя, отчество не указаны) спасся на парашюте


В РГАЭ я нашел подробности:
http://airdisaster.ru/database.php?id=3130
Историк
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 16 Январь 2013 09:57


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения