Теплыми летними вечерами, белыми ночами, кажется, вся Соломбала выходит прогуляться на набережную Георгия Седова. Праздному люду, чинно шествующему вдоль Двины просто невозможно пройти мимо и не увидеть недавно появившийся у здешнего причала большой теплоход с названием "Петр Котцов". Любопытства ради компаниями и поодиночке соломбальцы подходят к трапу. И сыплются вопросы экипажу: "Кто такой Котцов? За какие дела ему оказана такая честь?". Такое внимание, к слову сказать, доставляет немалое удовольствие морякам. По нескольку раз на день обстоятельно и подробно (ведь речь идет о коллеге и земляке) они рассказывают о человеке, чье имя носит их судно.
Котцовы - фамилия наша, северная. Петр Иванович всю свою жизнь занимался одним делом - гидрографическими работами в арктических морях. Насколько она героическая, поймет тот, кто бывал в Арктике. И не пассажиром атомного ледокола, выполняющего круизный рейс Мурманск - Северный полюс - Мурманск, а членом экипажа судна, месяцами ведущего ледовую разведку или перевозящего здесь грузы.
Добрую славу о капитане русского гидрографического бота "Мурманец" Котцове по всем морям, по всем флотам разнесли ровно 60 лет назад моряки союзных конвоев. Они, штатские фронтовики, безоружные или со старой трехлинейкой, тоже совершали подвиги.
Петр Котцов родился в конце позапрошлого столетия в деревне Залахотье, что на берегу Северной Двины напротив Соломбалы. И деды его, и прадеды имели профессию нужную и уважаемую - работали лоцманами. В том, что внук выбрал для себя морскую судьбу, поступил учиться в мореходное училище, не было ничего необычного. Заканчивал он свою учебу в революционном 1917 году. Неразбериха смутного времени бросала молодого штурмана на Кольский полуостров, то на Балтику, а потом снова в Мурманск. Через два года вернувшись в Архангельск, Петр попал "из огня да в полымя" - был демобилизован в Белую армию. К тому времени он был членом ревкома Мурманской флотилии и знал, на чьей стороне правда. Встретившись на реке Онеге с частями РККА, перешел на сторону большевиков.
Советская власть не нашла признаков классового врага в его "белогвардейском прошлом" и направила морского специалиста на службу в военную гидрографию. На вспомогательных судах Беломорской флотилии Петр Иванович ходил по Белому и Баренцеву морям. А незадолго до Великой Отечественной войны стал гражданским человеком, хотя род его занятий остался прежним - ходил на судах Архангельской гидробазы, "стирал белые пятна на картах" полярных морей, по трассе Северного морского пути.
В начале войны Котцов был назначен капитаном бота "Мурманец". Эта деревянная тихоходная "скорлупка" не была мобилизована для нужд Северного флота, не участвовала в морских сражениях. Но и здесь установили "вооружение" - два пулемета и шесть винтовок. Гидрографическое судно в июле 1942 года вышло из Архангельска в обычный рейс. Перед сокращенным до минимума экипажем стояла простая задача - промеры глубин, изучение грунта, ремонт маяков, по которым часто стреляли немецкие летчики.
Начались рабочие будни. "Мурманец" курсировал вблизи западных берегов Новой Земли. Моряки стояли вахты, гидрографы наносили на планшеты фарватеры и мели. Но однажды на одном из островков архипелага обнаружили спасательный плот с американского транспорта "Олопана". После гибели судна одиннадцать членов экипажа спаслись чудом, пробыв более двух суток в холодной воде Баренцева моря. От них на гидрографическом боте узнали о страшной трагедии союзного конвоя RQ-17.
Капитан Котцов принял решение: доставить потерпевших бедствие в ближайший населенный пункт - Белушью губу. Сдав американцев в госпиталь, "Мурманец" вышел в море. И снова пришлось помогать теперь уже английскому транспорту "Эмпайр Тайд". Груженное военной техникой судно, оставшись без охраны и опасаясь атак подлодок, зашло в неизвестную бухту и оказалось на грунте. "Мурманец" помог ему сняться с мели, а русский капитан порекомендовал капитану-британцу безопасный маршрут, ведущий в селение Малые Кармакулы. Вскоре англичане вскоре благополучно дошли до порта назначения - Архангельска.
В этот тяжелый для моряков разгромленного конвоя период капитан П. И. Котцов определил задачу для своего судна так - вести поиск и оказывать всемерную помощь всем, кто еще оставался на воде. Спасательные вельботы, шлюпки, плоты, на которых из последних сил держались уцелевшие в страшной бойне, за несколько дней непогоды разбросало на десятки миль. "Мурманец" кабельтов за кабельтовым обследовал предполагаемое место гибели транспортов. Впередсмотрящие напряженно вглядывались в серый горизонт, и нередко на боте звучали сигнальные звонки - "Человек за бортом". За короткое время русскому экипажу удалось спасти от верной смерти почти сто пятьдесят человек - голландцев, норвежцев, англичан - раненых, истощенных, обмороженных.
Закончилась спасательная операция, и по приказу из Диксона "Мурманец" продолжил гидрографические работы, перешел в Карское море. Одновременно занимался ледовой разведкой, доставлял продовольствие и людей на островные полярные станции. Моряки и не подозревали, что очень скоро окажутся в центре военных событий. В конце лета, для того чтобы уничтожить караваны судов, перевозящие грузы с Востока по Северному морскому пути, в рейд по Карскому морю в сопровождении подводных лодок вышел германский линкор "Адмирал Шеер".
23 августа вахтенные бота "Мурманец" сумели обнаружить перископ подводной лодки на траверзе мыса Желания, в 15 милях от северной оконечности Новой Земли. Военному руководству было передано сообщение о появлении врага в советских полярных водах. Радиограмма об угрозе нападения была направлена также зимовщикам полярных станций. То есть за два дня до обстрела острова Диксон и гибели пароходов "Сибиряков" и "Дежнев" в штабе морских операций знали - фашистские корабли рядом. Но с Диксона в адрес капитана "Мурманца" был отправлен успокоительный ответ - работать по плану. К каким последствиям привело такое спокойствие, мы знаем.
Бот нес вахту на кромке льдов. С риском быть обнаруженным, а значит, и уничтоженным, он передавал в эфир сведения особо ценные для транспортных судов: информацию о состоянии ледовых полей, точки рекомендованных курсов. Гитлеровские флотоводцы не направляли свои корабли в лед, значит, этот путь был наименее опасен.
Арктическая навигация для гидрографического бота закончилась в октябре. Сняв полярников с уничтоженных фашистами метеостанций, "Мурманец" под командованием капитана Котцова вернулся в Архангельск. ВВ следующие вленные годы были зимовки в Арктике, борьба с обледенением и пробоинами - следами налетов фашистских самолетов и ледовыми сжатиями. Для экипажа бота "Мурманец" испытания, связанные с войной, закончились поздней осенью 1944-го - израненное судно вернулось в родной порт.
До 1958 года Петр Иванович Котцов работал в Архангельской гидробазе. Но до сих пор на судах и в гидрографическом предприятии о нем вспоминают. Когда десять лет назад со стапелей финской верфи "Раума-Репола" сошел новый теплоход, построенный специально для российского гидрографического флота, ему дали имя "Петр Котцов".
Котцовы - фамилия наша, северная. Петр Иванович всю свою жизнь занимался одним делом - гидрографическими работами в арктических морях. Насколько она героическая, поймет тот, кто бывал в Арктике. И не пассажиром атомного ледокола, выполняющего круизный рейс Мурманск - Северный полюс - Мурманск, а членом экипажа судна, месяцами ведущего ледовую разведку или перевозящего здесь грузы.
Добрую славу о капитане русского гидрографического бота "Мурманец" Котцове по всем морям, по всем флотам разнесли ровно 60 лет назад моряки союзных конвоев. Они, штатские фронтовики, безоружные или со старой трехлинейкой, тоже совершали подвиги.
Петр Котцов родился в конце позапрошлого столетия в деревне Залахотье, что на берегу Северной Двины напротив Соломбалы. И деды его, и прадеды имели профессию нужную и уважаемую - работали лоцманами. В том, что внук выбрал для себя морскую судьбу, поступил учиться в мореходное училище, не было ничего необычного. Заканчивал он свою учебу в революционном 1917 году. Неразбериха смутного времени бросала молодого штурмана на Кольский полуостров, то на Балтику, а потом снова в Мурманск. Через два года вернувшись в Архангельск, Петр попал "из огня да в полымя" - был демобилизован в Белую армию. К тому времени он был членом ревкома Мурманской флотилии и знал, на чьей стороне правда. Встретившись на реке Онеге с частями РККА, перешел на сторону большевиков.
Советская власть не нашла признаков классового врага в его "белогвардейском прошлом" и направила морского специалиста на службу в военную гидрографию. На вспомогательных судах Беломорской флотилии Петр Иванович ходил по Белому и Баренцеву морям. А незадолго до Великой Отечественной войны стал гражданским человеком, хотя род его занятий остался прежним - ходил на судах Архангельской гидробазы, "стирал белые пятна на картах" полярных морей, по трассе Северного морского пути.
В начале войны Котцов был назначен капитаном бота "Мурманец". Эта деревянная тихоходная "скорлупка" не была мобилизована для нужд Северного флота, не участвовала в морских сражениях. Но и здесь установили "вооружение" - два пулемета и шесть винтовок. Гидрографическое судно в июле 1942 года вышло из Архангельска в обычный рейс. Перед сокращенным до минимума экипажем стояла простая задача - промеры глубин, изучение грунта, ремонт маяков, по которым часто стреляли немецкие летчики.
Начались рабочие будни. "Мурманец" курсировал вблизи западных берегов Новой Земли. Моряки стояли вахты, гидрографы наносили на планшеты фарватеры и мели. Но однажды на одном из островков архипелага обнаружили спасательный плот с американского транспорта "Олопана". После гибели судна одиннадцать членов экипажа спаслись чудом, пробыв более двух суток в холодной воде Баренцева моря. От них на гидрографическом боте узнали о страшной трагедии союзного конвоя RQ-17.
Капитан Котцов принял решение: доставить потерпевших бедствие в ближайший населенный пункт - Белушью губу. Сдав американцев в госпиталь, "Мурманец" вышел в море. И снова пришлось помогать теперь уже английскому транспорту "Эмпайр Тайд". Груженное военной техникой судно, оставшись без охраны и опасаясь атак подлодок, зашло в неизвестную бухту и оказалось на грунте. "Мурманец" помог ему сняться с мели, а русский капитан порекомендовал капитану-британцу безопасный маршрут, ведущий в селение Малые Кармакулы. Вскоре англичане вскоре благополучно дошли до порта назначения - Архангельска.
В этот тяжелый для моряков разгромленного конвоя период капитан П. И. Котцов определил задачу для своего судна так - вести поиск и оказывать всемерную помощь всем, кто еще оставался на воде. Спасательные вельботы, шлюпки, плоты, на которых из последних сил держались уцелевшие в страшной бойне, за несколько дней непогоды разбросало на десятки миль. "Мурманец" кабельтов за кабельтовым обследовал предполагаемое место гибели транспортов. Впередсмотрящие напряженно вглядывались в серый горизонт, и нередко на боте звучали сигнальные звонки - "Человек за бортом". За короткое время русскому экипажу удалось спасти от верной смерти почти сто пятьдесят человек - голландцев, норвежцев, англичан - раненых, истощенных, обмороженных.
Закончилась спасательная операция, и по приказу из Диксона "Мурманец" продолжил гидрографические работы, перешел в Карское море. Одновременно занимался ледовой разведкой, доставлял продовольствие и людей на островные полярные станции. Моряки и не подозревали, что очень скоро окажутся в центре военных событий. В конце лета, для того чтобы уничтожить караваны судов, перевозящие грузы с Востока по Северному морскому пути, в рейд по Карскому морю в сопровождении подводных лодок вышел германский линкор "Адмирал Шеер".
23 августа вахтенные бота "Мурманец" сумели обнаружить перископ подводной лодки на траверзе мыса Желания, в 15 милях от северной оконечности Новой Земли. Военному руководству было передано сообщение о появлении врага в советских полярных водах. Радиограмма об угрозе нападения была направлена также зимовщикам полярных станций. То есть за два дня до обстрела острова Диксон и гибели пароходов "Сибиряков" и "Дежнев" в штабе морских операций знали - фашистские корабли рядом. Но с Диксона в адрес капитана "Мурманца" был отправлен успокоительный ответ - работать по плану. К каким последствиям привело такое спокойствие, мы знаем.
Бот нес вахту на кромке льдов. С риском быть обнаруженным, а значит, и уничтоженным, он передавал в эфир сведения особо ценные для транспортных судов: информацию о состоянии ледовых полей, точки рекомендованных курсов. Гитлеровские флотоводцы не направляли свои корабли в лед, значит, этот путь был наименее опасен.
Арктическая навигация для гидрографического бота закончилась в октябре. Сняв полярников с уничтоженных фашистами метеостанций, "Мурманец" под командованием капитана Котцова вернулся в Архангельск. ВВ следующие вленные годы были зимовки в Арктике, борьба с обледенением и пробоинами - следами налетов фашистских самолетов и ледовыми сжатиями. Для экипажа бота "Мурманец" испытания, связанные с войной, закончились поздней осенью 1944-го - израненное судно вернулось в родной порт.
До 1958 года Петр Иванович Котцов работал в Архангельской гидробазе. Но до сих пор на судах и в гидрографическом предприятии о нем вспоминают. Когда десять лет назад со стапелей финской верфи "Раума-Репола" сошел новый теплоход, построенный специально для российского гидрографического флота, ему дали имя "Петр Котцов".
© Владимир СОКОЛОВ.
Архангельск
15 июня 2002 (№ 102)