Страница 1 из 1

Франклин Джон (1786—1847)

СообщениеДобавлено: 25 Июнь 2009 17:28
Иван Кукушкин
 arcfranklin.jpg
Библиотека «Вехи» http://www.vehi.net/brokgauz/index.html
Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами, С.-Петербургъ, 1890—1907

Франклин (Franklin) Джон, англ. мореплаватель, 1786—1847; 1818 участвовал в сев. полярн. экспедиции Бухана, 1819—20 и 1825—29 исследовал сев. берега Америки, 1845 предпринял полярн. путешествие на двух судах и погиб во время этого путешествия; для отыскания Ф. было предпринято много экспедиций, кот. выяснили 1859, что суда были затерты льдом в сентябре 1846, Ф. умер в июне 1847, экипаж в апреля 1848 покинул суда и направился к устью р. Рыбной, но погиб на дороге. Ср. Brandes (1854), Skewes (1889), Markham (1891), Traill (1896).


БСЭ

Франклин (Franklin) Джон (16.4.1786, Спилеби, Линкольншир, – 11.6.1847, о. Кинг-Уильям), английский полярный исследователь, моркой офицер. В 1818 командовал судном "Трент" – одним из двух судов экспедиции Д. Бьюкена, целью которой было пройти к Берингову проливу северо-восточным путём, через Северный полюс. Однако, достигнув к С. от Шпицбергена 80° 34' с. ш. и встретив тяжёлые льды, суда повернули назад. В 1819–22 возглавил экспедицию, которая пересекла канадскую территорию от Йорк-Фактори на Гудзоновом заливе до залива Коронейшен, исследовала участок сев. побережья американского материка близ устья р. Коппермайн и после тяжёлого обратного перехода прибыла к Гудзонову заливу. В 1825–27 Ф. на четырёх парусных шлюпках спустился до устья р. Макензи; оттуда Ф. на двух шлюпках направился вдоль побережья на З., а отряд под командованием Дж. Ричардсона на двух других двинулся на В., затем по рр. Коппермайн, Дис к Большому Медвежьему озеру и оттуда к Ю. снова по р. Макензи. Обеими группами были обследованы сев. берега Америки от 148° 52' до 109° 25' з. д. и значительные территории у Большого Медвежьего и Большого Невольничьего озёр.

В 1845 Ф. возглавил экспедицию на судах "Эребус" и "Террор" для отыскания Северо-западного прохода, экспедиция кончилась гибелью всех её участников; остатки её были обнаружены на берегу о. Кинг-Уильям Ф. Л. Мак-Клинтоком во время плавания в 1857–59. В честь Ф. названы на Аляске и в Канаде мыс, горы, залив и пролив.

Соч.: Narrative of a journey to the shores of the Polar sea, in the years 1819–22. [t. 1–2], L., 1823; Narrative of a second expedition to the shores of the Polar sea in the years 1825–1827, L., 1829.

Лит.: Арктические походы Джона Франклина, Л., 1937; Магидович И. П., История открытия и исследования Северной Америки, М., 1962; Давыдов Ю. В., Джон Франклин, 2 изд., М., 1974.

С. Н. Кумкес.


 Beechy Island, 15.008.jpg
University of Southern Maine http://usm.maine.edu/maps/exhibit15/15-02.htm

After a drawing by James Hamilton, USA, b. Ireland, 1819-1878
Elisha Kent Kane (author), USA, 1820-1857
Harper & Brothers (publisher), USA, est. 1833
Beechy Island: Franklin's First Winter Quarters
from The U.S. Grinnell Expedition in Search of Sir John Franklin: A Personal Narrative, 1854
mezzotint with etching in bound volume
Courtesy of Michael Robinson
Image: 15.008
 The Yatch Fox 15.009.jpg
George C. Leighton (publisher)
The Yacht "Fox" Wintering in the Pack
from The Illustrated London News, October 15, 1859
wood engraving
Courtesy of the Osher Map Library and Smith Center for Cartographic Education at the University of Southern Maine, OML-1859-16
Image: 15.009

and: http://www.mccord-museum.qc.ca/scripts/ ... 8.2&Lang=1

Print: The Expedition in search of Sir John Franklin. The Yacht "Fox" Wintering in the Pack
Anonyme
October 15th 1859, 19th century
Ink on paper - Wood engraving
40 x 27.5 cm
M993X.5.1348.2
© McCord Museum

  1. Keys to History: In the 19th century, as soon as the end of the Arctic summer arrived, the explorers hurried to get to a good anchorage (a bay, river mouth or other sheltered area) where they could spend the long winter. There, the vessel would be transformed into a fortress: the deck and sides were covered with snow and ice as insulation against the wind and cold, the rigging was taken down, a canvas roof was put up over the upper deck (to provide a sheltered area where the men could exercise), and the rudder blade and propeller were removed to prevent damage to them. To fight boredom during the long months of the cold, dark polar night (October to March) and to avoid sinking into depression, the men organized various activities, such as plays, concerts or hunting parties. Some read, kept journals, or took navigation or science courses given by the officers.
  2. What: The Fox was a 177-tonne private steam yacht purchased by Lady Franklin (1791-1875) and modified to sail Arctic waters.
  3. Where: The engraving shows the Fox wintering in Davis Strait, an arm of the sea between Greenland and Baffin Island.
  4. When: The Fox became stuck in the ice at the end of August 1857. Forced to winter on an ice floe, it was not able to get free until April of the following year.
  5. Who: The Fox was built by Hall & Co. of Aberdeen, Scotland. Lady Franklin engaged veteran Arctic explorer Francis Leopold McClintock (1819-1907) to command the vessel.

Re: Франклин Джон (1786—1847)

СообщениеДобавлено: 30 Июнь 2009 19:34
Иван Кукушкин
 The American Franklin 15.021.jpg
University of Southern Maine http://usm.maine.edu/maps/exhibit15/15-04.htm

H.W. Klutschak (artist)
The Illustrated London News (publisher)
The American Franklin Search Expedition: Graves of the Comrades of Sir John Franklin from The Illustrated London News, June 25, 1881
engraving
Courtesy of the Osher Map Library and Smith Center for Cartographic Education at the University of Southern Maine, OML-1881-24
Image: 15.021

Франклин Джон (1786—1847)

СообщениеДобавлено: 08 Август 2010 09:54
[ Леспромхоз ]
Найден «Investigator» Мак-Клура

Канадские археологи обнаружили в Арктике британское судно «Investigator», исчезнувшее без вести во льдах более 150 лет назад. Судно было послано на поиски другой экспедиции – британского путешественника Джона Франклина и разделило участь последнего.

Франклин отправился на поиски северо-западного прохода в Канадской Арктике в мае 1845 года, но его экспедиция на двух судах исчезла. «Investigator» вышел на поиски людей в 1850-м под руководством Роберта Мак-Клура, но был затерт льдами в районе бухты Мерси. Команда оставила судно, и дальнейшая судьба его неизвестна. Теперь загадку начинают разгадывать. В ходе экспедиции ученые сканировали радаром дно бухты Мерси и вскоре обнаружили характерное изображение корпуса судна, которое стоит на ровном киле на глубине 11 метров. Корпус его находится в хорошем состоянии, и за это нужно благодарить холодные воды, в которых не водятся подводные древоточцы. Одновременно на берегу бухты археологи обнаружили следы стоянки – остатки склада с припасами, обломки лодки, а также несколько могил участников плавания, которые скончались от цинги.

Руководитель канадской службы подводной археологии Марк-Анри Бернье заявил, что поднимать на поверхность судно не планируется. Исследовать его будут с помощью подводных роботов.


Ярослав ВОЗНЕСЕНСКИЙ
http://www.vdvsn.ru/papers/ks/2010/08/05/81357/

Пропавшая экспедиция Франклина

СообщениеДобавлено: 10 Сентябрь 2014 07:14
Юрий Клименко
http://www.baltinfo.ru/2014/09/10/Uchen ... ina-448646

Ученые нашли легендарный корабль арктической экспедиции Франклина



Оттава, 10 сентября. Один из двух британских кораблей экспедиции Франклина, пропавших в Арктике более 160 лет назад, найден, передает «Би-би-си».

Пока неясно, какой именно из двух кораблей был найден, но фотографии находки подтверждают, что он один из них.Экспедиция, проходившая под руководством сэра Джона Франклина в 1845 году известна как «пропавшая экспедиция Франклина».

Целью экспедиции были исследование неизвестной части Северо-Западного прохода, однако оба судна со 129 членами экипажа, включая самого Франклина, пропали.

Исчезновение экспедиции стало одной из тайн века исследований Викторианской эпохи.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%F1 ... %971847%29
«Мне приятно объявить, что экспедиция к проливу Виктория раскрыла одну из величайших загадок Канады, обнаружив один из кораблей экспедиции Франклина, - заявил премьер-министр Канады Стивен Харпер. – Обнаружение первого корабля безусловно послужит сильным стимулом для нахождения второго судна и выяснения судьбы команды экспедиции Франклина».

В общей сложности на поиски кораблей отправлялись 50 экспедиций. В ходе поисков команды Франклина был открыт Северо-Западный проход, который соединяет Атлантический и Тихий океаны.

1935: Первый коммерческий рейс по СМП с востока на запад

СообщениеДобавлено: 12 Сентябрь 2014 02:47
Василий Гоголев
Юрий Клименко пишет:Ученые нашли легендарный корабль арктической экспедиции Франклина

Очень надеюсь, что когда-нибудь, вот такой вот обычный день появиться сообщение, о том что на дне Ледовитого океана обнаружили пропавший самолет экипажа Леваневского...

Франклин Джон (1786—1847)

СообщениеДобавлено: 20 Апрель 2015 21:59
ББК-10
Власть труда 1926 № 269(2074), 24 ноября.

 Власть труда 1926 № 269(2074) (24 нояб.) Следы эксп. Франклина.jpg
Следы погибшей экспедиции

Геологическая экспедиция, работавшая на полуострове Аделаида (Америка), наткнулась на большое количество замерзших трупов, одетых в одежду прошлого столетия и хорошо сохранившихся, так как они находились в слое вечного льда. Оказалось, что это останки членов экспедиции Франклина, погибшей и 1848 г. и состоявший из 120 человек. Франклин предполагал добраться к северному полюсу. Вся экспедиция погибла.

Франклин Джон (1786—1847)

СообщениеДобавлено: 28 Ноябрь 2015 15:59
ББК-10
Всемирнвй следопыт, 1931, №3, с. 15-16

 ВС-1931-03 Франклин - 0001.jpg
ПИСЬМО, КОТОРОЕ ШЛО 83 года
Очерк Н. Б—о

Не так давно весь мир всколыхнула находка пропавшей экспедиции Андрэ, пионера полярного воздухоплавания. Вслед за этой сенсацией последовала вторая — записка, написанная 83 года назад другой неудачной полярной экспедицией, возглавляемой известным английским путешественником Джоном Франклином.
Семнадцатилетним юношей Франклин сопровождал экспедицию в Австралию. Но мечтой пылкого юноши был таинственный северный полюс.
26 мая 1845 г. Франклин отплыл из Англии на двух бригах «Террор» и «Эребус» с экипажем в 128 человек в полярную экспедицию.
Первую и последнюю весть об экспедиции доставил два месяца спустя капитан китобойного судна Даннер. Он встретил экспедицию в заливе Мельвиля (у берегов Гренландии), затертую льдами.
Несмотря на временное вынужденное бездействие, настроение экспедиции было бодрое, и Франклин оптимистически смотрел на будущее.
Прошло два года. От экспедиции не было никаких вестей. Стало ясно, что ее постигло несчастье. Были посланы спасательные экспедиции, не давшие результатов. И только в 1850 г. нашли следы лагерной стоянки на острове Бичи: пустую бочку, несколько кусков железа и могилы трех матросов.
Семь лет спустя вдова Джона Франклина снарядила на свои средства не большую экспедицию под начальством капитана Леопольда Мак-Клинтока.
Мак-Клинток отыскал на Земле Вильгельма эскимосов, которые рассказали ему о двух больших кораблях. Одно из этих судов затонуло, другое было затерто льдами. Белые люди забрали с собой лодки и ушли к Рыбной реке, где и умерли. Эскимосы нашли их тела.
Мак-Клинток показал эскимосам книжку и спросил, не находили ли они подобных вещей на судне.
— Теперь нет, — отвечали эскимосы, — а прежде много, много...
Найден был человеческий скелет в лохмотьях; недалеко от скелета лежала записная книжка и несколько писем, но сырость окончательно уничтожила то, что в них было написано.
Помощник Мак-Клинтока сделал другое открытие. Он нашел остатки трех палаток. Здесь лежала жестяная коробка, внутри которой обнаружили исписанный лист бумаги.
На основании этой записки было установлено, что Франклин оставил остров Бичи, взял курс на север к проходу Веллингтона, потом резко повернул на юг. Вскоре оба корабля были затерты льдами недалеко от Земли Вильгельма. Два года спустя умер Франклин, а оставшиеся в живых 105 человек под начальством Крозье покинули корабль в надежде спастись сухопутным путем. Снежные штормы, холод и голод сломили их волю, и суровый север принял их в ледяные объятия.
Теперь, 85 лет спустя, когда с каждым днем завоевывает положение новый вид сообщения — воздушный, когда авиация вытесняет остальные виды передвижения, многое недоступное тогда стало возможным теперь.
 ВС-1931-03 Франклин - 0002.jpg
25 августа 1930 г. из бухты Копперман (Сев. Канада) вылетела воздушная экспедиция Бурваша. Экспедиция поставила себе целью сделать аэрофотосъемку северного магнитного полюса, нанести на карту неисследованные области и установить подробности гибели экспедиции Франклина.
Аэроплан был нагружен до отказа научным снаряжением, включая коротковолновую радиостанцию и приспособления для аэрофотосъемок.
Курс был взят на Землю Виктории.
Небо было не совсем ясным. Клочья тумана изорванными кусками грязной завесы прикрывали кое-где пейзаж, но косые лучи арктического солнца дали все же возможность рассмотреть ясно и четко пустынную Землю Виктории.
Это огромнейший остров, испещренный озерами, холмами. Здесь царство песка, гравия и мха. Большие реки своим медленным течением оттеняют мрачный колорит острова. Жутким контрастом голым серым скалам отливают аквамариновые воды озер.
У устья большой реки, вытекающей из неизвестного озера, не нанесенного на карту, стоят несколько игло: лагерь эскимосов-рыболовов. Они запасаются на зиму семгой, которая водится в этом районе в большом количестве.
Дальше на протяжении многих сотен километров никаких признаков жизни, — унылая оледенелая местность.
Наконец показались белые пятна, вскоре принявшие облик строений. Это гавань Кэмбриджа, цивилизованный центр малоизвестного континента.
В гавани стоят две шхуны, которые раз в году привозят транспорт продовольствия и снабжения для обитателей острова.
Отсюда экспедиция направилась на Землю Вильгельма. Снизилась на северо-западной оконечности острова. Без особого труда нашли надгробные камни — молчаливые свидетели стоянки экспедиции Франклина. Огромные льдины, из года в год громоздившиеся на берег, штормы и дикие звери почти совсем уничтожили следы стоянки. Лишь в одном месте удалось найти груду костей — остатки погибшей экспедиции, и в другом — снасти с погибших кораблей.
Вскоре после опубликования в газетах отчета о воздушной экспедиции и о найденных остатках экспедиции Франклина нью-йоркская Историческая библиотека получила интереснейший документ, написанный 83 года назад. Это — весточка, посланная Франклином в бутылке в 1847 г.
Бутылка была найдена несколько лет назад моряком на северной оконечности Канады (река Ойстер). Бумага была изорвана и частью истлела. Несколько лет она валялась в сундуке. Прочитав отчет экспедиции, жена моряка вынула бумагу, склеила ее (восстановлено почти все, за исключением двух углов) и послала на экспертизу в Историческую библиотеку, где точно была установлена ее подлинность.
Это был обычный «формуляр», какие заготовляли заранее на случай несчастья; написан печатными буквами на нескольких языках: английском, французском, испанском, голландском, норвежском и немецком, На формуляре — сводка, датированная тремя разными числами. Первое сообщение гла-
сит о зимовке экспедиции во льдах второе — об оставлении судна и последнее — о смерти Франклина и 23 других членов экспедиции. Экспедиция обращалась с просьбой к нашедшему бумагу доставить ее ближайшему британскому консулу с пометкой, когда и где найдена.
Вот ее содержание:

«Г. М. С. «Эребус», зимующий на 70° 5' с. ш. и 98° 23'... долготы 28 мая 1847 г.
Перезимовали 1846/47 на острове Бичи на 74° 43' с. ш. и 91° 31' з. д.; пройдя проход Веллингтона до 77°... широты, возвратились с западной стороны Корнваллиса.
Нач. экспедиции Джон Франклин.
Все идет хорошо».
Внизу — инструкция для передачи бумаги в случае ее нахождения, а еще ниже следующее:
«Группа из 2 офицеров и 6 матросов оставила корабль в понедельник 24 мая 1847 г. Лент: Гор. Ф. Де Вэ — юнга».
На полях левой стороны бумаги частью стерто следующее сообщение: «1848 г. корабли «Терроре» и «Эребус» были оставлены 22 апреля ССВ этого... будучи осажденными льдами с 12 сентября 1846 г. 105 человек офицеров и команды под начальством Крозье высадились на берег под 69° 37' 42" широты и 98° 41'... долготы. Сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года». Вверху листа частью стертая надпись:
«До настоящего времени погибло 9 офицеров и 15 матросов.
Джемс Фитцджемс, капитан «Эребуса».

*

Так срываются покровы с полярных тайн благодаря науке и технике, которые гигантскими шагами движутся вперед. Огромные стальные птицы нарушают покой вечных льдов и делают реальным и возможным то, что казалось неосуществимым еще так недавно.

Франклин Джон (1786—1847)

СообщениеДобавлено: 07 Август 2019 15:27
ББК-10
Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1931, с.24

 Бюллетень Арктического института СССР. № 1-2.-Л., 1931, с.24 эксп Франклин.jpg
СЛЕДЫ ЭКСПЕДИЦИИ ФРАНКЛИНА найдены, согласно кратким сообщениям в печати, в 1930 г. канадским летчиком Беруэш (Burwash), возвращавшимся на самолете с северного магнитного полюса. Беруэш обнаружил на Земле короля Вильгельма (King-William Land) два лагеря экспедиции Франклина, при чем ему удалось найти несколько человеческих скелетов и документы. Как известно, экспедиция Франклина покинула Англию в 1845 г. на двух кораблях в составе 129 человек, имея целью пройти северозападным проходом из Атлантического океана в Тихий. Так как экспедиция пропала бесследно, то в свое время был снаряжен целый ряд поисковых экспедиций, в результате которых в 1859 г. на Земле короля Вильгельма были найдены документы экспедиции Франклина, из которых следовало, что суда экспедиции были затерты во льдах у берегов этой земли и что уже после смерти Франклина оставшиеся в живых 105 человек предприняли попытку добраться до материка пешком. Однако, никому из них спастись не удалось. Возможно, что находка Беруэш прольет некоторый свет на участь этой полярной экспедиции, одной из самых трагичных.
(Geogr. Zeitschr., 1930, 9).

Франклин Джон (1786—1847)

СообщениеДобавлено: 28 Август 2019 15:14
ББК-10
Бюллетень Арктического института СССР. № 6.-Л., 1932, с.131-133

 Бюллетень Арктического института СССР. № 6.-Л., 1932, с.131-133 следы эксп.Франклина - 0001.jpg
НОВЫЕ СЛЕДЫ ЭКСПЕДИЦИИ ФРАНКЛИНА

Управлением Канадских Северных колоний (Department of Interior North-West Territories and Yukon Branch) был получен документ, касающийся судьбы экспедиции Франклина, в виде записок

 Бюллетень Арктического института СССР. № 6.-Л., 1932, с.131-133 следы эксп.Франклина - 0002.jpg
— 132 —
Д. Джемма, составленных со слов капитана Бэйна, участника поисковой экспедиции Халла (Hall) 1864—1869 гг. Некоторые факты, изложенные в упомянутом документе, давали указания на возможность находки останков экспедиции Франклина на земле Уильяма (о-в Вильгельма). На основании этих сведений Управлением Канадскими колониями были даны задания майору Бэруэш (L. Т. Burwash), отправлявшемуся в 1928 г., для исследовательских работ, в район Канадского архипелага, проверить сведения, изложенные в документе. Во время зимовки в 1928/29 г. Бэруэш получил от эскимосов некоторые дополнительные сведения об экспедиции Франклина, которые дают основание думать, что судьба экипажа судов „Эребус" и „Террор", возможно, несколько отличается от общепринятого варианта, в частности о месте оставления судов экипажем и гибели их. Для уточнения этих сведений и для дальнейшего разъяснения судьбы экспедиции Франклина, во время экспедиции, предпринятой в 1930 г. на аэроплане, Бэруэш посетил некоторые местности на о-ве Вильгельма, где с наибольшим вероятием возможно было сделать находки, относящиеся к походу экипажа судов „Эребус“ и „Террор" к югу. Бэруэшу удалось найти часть лагеря членов экспедиции Франклина на о-ве Вильгельма, на берегу пролива Виктории, и привезти некоторые реликвии. Упомянутые выше записки Бэйна в выдержках, отчет о сведениях, полученных Бэруэшем, и фотографии реликвий помещены в отчете об экспедициях Бэруэш а за 1925/26, 1928/29 и 1930 гг., под названием „Canadas Western Arctic", в Трудах Department of Interior, Ottawa, 1931.
Дальнейшие поиски были произведены летом 1931 г. В. Гибсоном (W. Gibson) и В. Скиннером (W. Skinner). Поиски были начаты в гавани Йоа (Gjoa Havn), где в 1903/04 г. зимовал Р. Амундсен и где в настоящее время находится фактория Компании Гудзонова залива. Гибсон и Скиннер обследовали южный берег о-ва Вильгельма и прилежащие небольшие острова, где в 1866 г. Галль (Ch. F. Hall) нашел несколько человеческих скелетов, несомненно принадлежавших участникам франклинской экспедиции. Гибсон и Скиннер обнаружили в этом районе еще несколько человеческих скелетов, а именно: на о-вах Тодд (у восточного входа в пролив Симпсона) один целый скелет и части другого, с остатками одежды моряка, у устья р. Пиффер несколько человеческих костей и на небольшом островке в заливе Дугласа части семи скелетов, которые, по всем признакам, принадлежали европейцам. Здесь же были найдены жалкие остатки лодки.
Повидимому, Гибсон обнаружил на островке в заливе Дугласа место последней стоянки одной из партий экспедиции Франклина.

 Бюллетень Арктического института СССР. № 6.-Л., 1932, с.131-133 следы эксп.Франклина - 0003.jpg
— 133 —
Это тем более вероятно, что в 1866 г. Галль нашел недалеко от этого островка (в устьи р. Пиффер) труп лейт. Ле-Весконта (Le Vеsсоntе), одного из участников экспедиции Франклина. Никаких документов или других предметов Гибсону и Скиннеру найти не удалось.
(The Geographical Journal, 1932, № 5).

Франклин Джон (1786—1847)

СообщениеДобавлено: 09 Декабрь 2019 14:50
Георгий Паруирович
Статья о Франклине на сайте "Арктическая топонимика" http://www.gpavet.narod.ru/Names4/franklinJohn.htm

Франклин Джон (1786—1847)

СообщениеДобавлено: 27 Сентябрь 2020 18:38
fisch1
Неожиданные вести о Франклине// Вестник знания 1926 №2 с.158-160

 1-89..png
 2-90.jpg

Неожиданные вести о Франклине.
Вот уже за короткое время второй случай, когда эскимосы, эти самые северные обитатели земного шара, совершенна неожиданно приподымают завесу над тайнами некоторых полярных плаваний.
Так, недавно, как уже сообщалось в № 11 «Вестника Знания», Мак Милан, при помощи своего проводника—эскимоса выяснил, что Кук никогда не был на северном полюсе.
Вернувшемуся осенью 1925 г. из экспедиции в северные полярные страны известному полярному путешественнику Кнуду Расмуссену удалось от тех же эксимосов узнать кое что о трагической судьбе знаменитого Джона Франклина, погибшего со всем экипажем в 129 человек в 1845 г. при попытке достичь пролива Беринга.
Несмотря на целый ряд экспедиций, снаряженных в поиски следов франклиновой экспедиции, распавшейся на несколько партий, установить что либо о причинах катастрофы и найти трупы участников не удавалось, несмотря на все усилия. Кроме скудных остатков снаряжения и инструментов, а также дневников в установления факта гибели самого Франклина
у северных берегов земли короля Вильгельма, ничего узнать не удалось.
Встреченный Расмуссеном эскимос, со слов своего отца, очевидца гибели части экипажа Франклина, поведал ему печальные подробности полярной трагедии. Охотясь на тюленей в земле Вильгельма, группа эскимосов, во главе с его отцом, набрела на белых людей. Люди были настолько истощены, что походили на тени. Когда эскимосы обогрели и накормили
их, они кое-как знаками, указывая на юг, объяснили, что там много их товарищей, но значительная часть их уже умерла. Спустя некоторое время эскимосы набрели и на корабль, заваленный трупами. Эскимос объяснил, что экипаж погиб отнюдь не от голода, а от какой то болезни, очевидно цынги, так как на корабле было много продовольствия.
В подтверждение своих слов, эскимос указал Расмуссену на несколько могил экспедиции Франклина. Могилы эти Расмуссен отыскал на земле Вильгельма и на полуострове Аделаиды. Разрыв могилы, по остаткам суконных одежд, Расмуссен убедился, что эскимос был прав.
Б.О.

Франклин Джон (1786—1847)

СообщениеДобавлено: 27 Сентябрь 2020 20:23
fisch1
 01.jpg
О. Битти, Д. Гейгер Загадка пропавшей экспедиции. М.: Paulsen, 2015. — 232 с., 56 илл.

Гибель экспедиции сэра Джона Франклина — одна из самых загадочных страниц в истории освоения Арктики. Два корабля Ее Величества, снаряженные по последнему слову прогресса, навсегда исчезли в белом безмолвии. После долгих поисков останки некоторых членов их команд удалось обнаружить на пустынных островах Канадского архипелага. Эти кости наводили на страшные догадки, но все же не давали ответа на главный вопрос: почему блестяще подготовленное предприятие потерпело столь сокрушительную неудачу?
В середине 80-х годов XX века канадский судебный антрополог Оуэн Битти и его товарищи высадились на острове Бичи, чтобы вскрыть могилы трех моряков Франклина и выяснить, что за проклятие легло на британскую экспедицию.





Эта третья книга в серии «Великие британские экспедиции» заметно отличается от двух предыдущих. Возможно, некоторым она покажется шокирующей, особенно в части иллюстраций — однако не будем забывать, что в данном случае фото эксгумированных тел приведены не с целью пощекотать нервы читателю, но как научный материал, сопровождающий рассказ о серьезных исследованиях.
Дело в том, что книга, которую вы держите в руках, рассказывает не только о походе сэра Джона Франклина и поисках его пропавшей экспедиции, но и — в этом ее главная интрига — о современном расследовании причин гибели английских полярников. В свое время исчезновение кораблей Франклина нанесло тяжелый удар самолюбию британцев — да и прогрессивному человечеству в целом. Природа для цивилизованного человека XIX века была если не врагом, то как минимум соперником; не случайно в полярные экспедиции Великобритания отправляла военные корабли. Арктику нужно было покорять, побеждать. И вот — не просто неудача, а сокрушительное, унизительное поражение в прекрасно подготовленной «кампании».
Впрочем, этот провал дал весомые плоды: в основном благодаря настойчивости леди Франклин, не пожелавшей смириться с неизвестностью. Десятки экспедиций, отправившихся на поиски сэра Джона и его людей, постепенно закартировали почти всю канадскую Арктику. Это позволяет нам как минимум сказать, что Франклин и его моряки умерли не напрасно.
Версии о причинах их гибели называли разные, в том числе совершенно фантастические; однако до некоторого момента их объединяло одно: умозрительность. В отличие от них версия Оуэна Битти базируется на полевых работах и лабораторных анализах и содержит минимум допущений. Битти, получив все необходимые разрешения, вскрыл три могилы моряков Франклина на арктическом острове Бичи, эксгумировал прекрасно сохранившиеся тела, взял образцы тканей и отдал их на исследования. Результаты его работы, приведенные на страницах этой книги, не просто впечатляют — похоже, они действительно раскрывают секрет величайшей из пропавших экспедиций.
Фредерик Паулсен, издатель


Уважаемые читатели!
Перед вами — третья и последняя книга серии, посвященной легендарным британским первопроходцам-полярникам, которую совместно выпускают концерн «Шелл» и издательство «Паулсен».
«Загадка пропавшей экспедиции. Судмедэксперт идет по следам Джона Франклина» — так называется новая книга. Один из ее авторов — Оуэн Битти, современный канадский антрополог — провел уникальное исследование причин гибели знаменитой британской экспедиции по освоению Арктики, проходившей под руководством офицера Королевского военно-морского флота сэра Джона Франклина в 1845 году. Вы найдете правдивые и откровенные описания исследований одной из самых известных загадок в истории мировых путешествий.
Уже не одно столетие исследователи и ученые пытаются понять, что же произошло с экспедицией Франклина, которая считалась одной из самых оснащенных и подготовленных для своего времени. В дискуссии о причинах гибели экспедиции принимали участие известнейшие умы Британии, включая Чарльза Диккенса.
И сегодня, когда Арктика все еще остается одним из немногочисленных неосвоенных регионов, ответ на этот вопрос может иметь не только историческое, но и прикладное значение. Более глубокое понимание существующих угроз будет способствовать в том числе и обеспечению выживания и безопасности людей, которые будут работать в этом суровом краю.
Исследования продолжаются. Один из пропавших кораблей Франклина был обнаружен в 2014 г. Канадским королевским географическим обществом. Примечательно, что партнером Канадского королевского географического общества в этом мероприятии стал концерн «Шелл», отметив таким образом важность путешествия Франклина для исследования Арктики.
Нельзя не отметить и то влияние, которое загадочная экспедиция оказала на культуру Великобритании и других стран. По следам путешествия сняты многочисленные научно-популярные фильмы, написана не одна книга, оно послужило вдохновением даже для написания музыкальных произведений. Теперь возможность узнать об окутанной тайнами экспедиции есть и у русскоязычных читателей.
Оливье Лазар, Председатель концерна «Шелл» в России