Гуженко Тимофей Борисович (1918-2008)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Гуженко Тимофей Борисович (1918-2008)

Сообщение Иван Кукушкин » 14 Июнь 2009 15:43

Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/index.asp

Гуженко Тимофей Борисович
15. 2. 1918 - 10. 8. 2008
Герой Соц.Труда
Даты указов
1. 14.09.1977

Гуженко Тимофей Борисович - Министр морского флота Союза Советских Социалистических Республик.

Тимофей Борисович Гуженко родился родился 15 февраля 1918 года в деревне Татариново ныне Колпнянского района Орловской области. Из семьи сельского кузнеца. Русский.

Окончил с отличием среднюю школу в посёлке на станции Ханженково в 1937 году, эксплуатационный факультет Одесского института инженеров водного транспорта в 1942 году.

В годы Великой Отечественной войны после окончания института Гуженко был направлен на работу в самый воюющий порт страны - в Мурманский морской торговый порт. Работал сменным механиком и начальником группы механизации. Вместе с всеми работниками Мурманского торгового порта обеспечивал выгрузку судов северных конвоев. Противник стремился всеми силами парализовать работу единственного незамерзающего советского порта на Севере, лишить воюющую страну наиболее короткого пути доставки вооружения, продовольствия и стратегических грузов. Порт всю войну подвергался непрерывным бомбардировкам вражеской авиации. Практически ежедневно бомбы разрушали сооружения и механизмы портового хозяйства, убивали и калечили докеров. В этих боевых условиях отдел механизации порта отвечал за скорейшее восстановления разрушенных и поврежденных портовых механизмов. Большой вклад в эту работу внёс Тимофей Гуженко.

В 1943 году он был переведён преподавателем во Владивостокский морской техникум, но через несколько месяцев вновь вернулся во фронтовой Мурманск. С 1944 года был там уже начальником отдела механизации порта, с 1945 года - секретарем партийного бюро порта, с 1946 по 1949 годы - исполнял обязанности главного инженера порта.

В 1951 году окончил Академию морского флота в Ленинграде. Почти 10 лет проработал на Дальнем Востоке: с 1951 года начальник Холмского морского порта, с 1953 года - начальник Корсаковского морского порта (оба в Сахалинской области). С 1955 года - начальник Сахалинского морского пароходства (самый молодой в СССР начальник морского пароходства).

С 1960 года работал в Москве в центральном аппарате Министерства морского флота СССР. С 1962 года - заместитель заведующего отделом транспорта ЦК КПСС.

В 1966 году вернулся в министерство на должность первого заместителя Министра морского флота СССР. С января 1970 по сентябрь 1986 года - Министр морского флота СССР.

По единодушным отзывам коллег, Гуженко был человеком неукротимой энергии. На пост министра он пришел, уже имея разработанную программу развития морского флота страны и добился претворения её в жизнь. В достаточно короткий срок морской флот СССР из дотационной отрасли превратился в одного из ведущих доноров народного хозяйства (в 1980-х годах Министерство морского флота поднялось на пятое место среди почти 80 отраслевых министерств по объему валютных поступлений). Гуженко произвел техническое переоснащение как флота, так и портовой инфраструктуры страны, широко применял в производстве лучшие достижения в области науки и техники. На основе применения новых подходов была полностью перестроена организация управления морским транспортом. Торговый флот СССР полностью удовлетворял потребности страны во внутренних и внешнеторговых перевозках, занимал пятое место по тоннажу в мировом торговом флоте.

Особое внимание Тимофей Борисович Гуженко уделял развитию экономики Арктики и арктического судоходства. Его заслугой стало создание мощного атомного ледокольного флота СССР. К моменту назначения его министром СССР имел один опытный атомный ледокол "Ленин", к моменту ухода Гуженко на пенсию флот имел 4 действующих атомохода и ещё 4 строились на верфях. В целях демонстрации политическому руководству страны возможностей атомного флота и экспериментального подтверждения возможности расширения судоходства по Северному морскому пути, Гуженко организовал первую в мире экспедицию надводного судна на Северный Полюс. Сознавая, что это достаточно рискованное меропритие, министр лично возглавил эту экспедицию, приняв таким образом на себя всю ответственность за её возможный провал.

Однако поход окончился полным триумфом: 17 августа 1977 года советская морская экспедиция на атомном ледоколе «Арктика» впервые в мировой истории достигла Северного полюса на надводном корабле. Поход на "верхушку планеты" и возвращение были произведены разными маршрутами без поломок и аварий в минимальные сроки. Успех этого похода способствовал ускоренному строительству атомного ледокольного флота, применение которого расширило период навигации в Северном Ледовитом океане почти на 100 суток ежегодно, а в ряде районов Арктики позволило опять-таки впервые в мире открыть круглогодичную арктическую навигацию (например, в такие важнейшие арктические порты, как Дудинка, Игарка, Анадырь).

За выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1977 года Тимофею Борисовичу Гуженко было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот". Согласно тому же указу Героями Социалистического Труда стали капитан атомного ледокола "Арктика" Юрий Кучиев, главный инженер корабля Олег Паншин, старший мастер атомной паропроизводительной установки корабля Фидус Асхадуллин, многие члены экипажа награждены орденами и медалями СССР.

В сентябре 1986 года Тимофей Гуженко был освобожден с поста министра. Официально - в связи с уходом на пенсию по состоянию здоровья, хотя здоровье всегда имел отменное и по меркам тогдашнего руководства был не очень стар (68 лет). Подлинной причиной его снятия с должности была катастрофа пассажирского лайнера "Адмирал Нахимов" на рейде Новороссийска в августе 1986 года, повлекшая гибель судна и большого числа людей на борту (погибло 423 человека из 1243 пассажиров и членов экипажа). С сентября 1986 года - персональный пенсионер союзного значения.

Член КПСС с 1941 года. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1971 - 1976 г., член ЦК КПСС в 1976 - 1989 г. Депутат Верховного Совета СССР 8 — 11 созывов (1970 - 1986).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 10 августа 2008 года. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы.

Награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, "Знак Почета", российским орденом "За морские заслуги" (7.02.2003), медалями, несколькими орденами и медалями зарубежных стран. Удостоен званий "Почётный работник морского флота", "Почётный полярник".

Биография предоставлена Антоном Бочаровым
Аватара пользователя
Иван Кукушкин
 
Сообщения: 11077
Зарегистрирован: 17 Июнь 2007 05:52
Откуда: Нижний Новгород

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения