Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Ольга Самоцветова » 22 Декабрь 2016 15:22

Адольф, спасибо большое!
Я Вам ответила тоже личным сообщением.
Ольга Самоцветова
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2016 15:24

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Адольф Милованов » 25 Март 2017 16:51

Глава из книги Е.М. Рубиной и Э.М. Телятниковой "Через моря и океаны" о М.Н. Чибисове. Глава посвящена командировке Мазурука в США за самолётами Каталина. С большой долей вероятности это были самолёты Н-341, 342, 343 и 344. В приведённой выдержке из книги, где цитируются дневниковые записи, есть разночтения по датам из выше размещённых мемуаров.
 img255.jpg
 img256.jpg
 img257.jpg
Аватара пользователя
Адольф Милованов
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 1163
Зарегистрирован: 10 Март 2012 20:29
Откуда: Москва

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение fisch1 » 29 Октябрь 2017 17:06

Блестящий полет Мазурука//Советская Сибирь. N 182. 1937

 Блестящий полет Мазурука.Советская Сибирь. N 182. 1937_1.jpg
fisch1
 
Сообщения: 1880
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Кара » 09 Январь 2018 22:01

[ Леспромхоз ] пишет:20 Июля 2011 года, 17:05В 1930 году работал пилотом гражданского воздушного флота (ГВФ) в Казахстане

Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение ББК-10 » 09 Январь 2018 22:16

Кара, не передергивай :censored:
Это написал мурманский B-port. http://www.b-port.com/history/item/64585.html
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4812
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Кара » 09 Январь 2018 22:20

Кто фтыкнул в свою мессагу, того и процитировал. Ничего личного
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение ББК-10 » 10 Январь 2018 19:53

Кара, читай тему!
А Азиатскую хронику с престарелым героем... :censored:
Адольф Милованов пишет: viewtopic.php?f=8&t=1564&start=30#p50808

В 1926г. в 20 лет, как он сам пишет: «добровольцем ушёл в армию». В Ленинградской Военно-теоретической школе ВВС РККА учился 1 год - 1927/28г. Затем за 2 года 1928-29гг заканчивает 2-ю Лётную Школу ВВС в Борисоглебске. После её окончания должно быть распределение. Но! Не знаю, что произошло, но «по болезни был демобилизован».
Приведу практически без комментариев выписки из нескольких документов. Обращается на Биржу труда, в Общество «Добролёт».
«В Правление общества «Добролёт». Мазурук Илья Павлович. Авиатехник запаса. Заявление. Имея огромное тяготение к авиационной работе прошу использовать меня на должности (техника зачёркнуто) механика. Подготовку имею достаточную. 15.12.29 г. подпись Мазурук.»
Внизу виза. «Желательно принять в качестве авиамеханика с откомандированием в Ср. Азию или Сибирь для подготовки в бортмеханики».
Следующий документ (реакция на Заявление) уже из ВО «Добролёт»:
«Начальнику Средне-Азиатских Воздушных линий г. Ташкент. Одновременно с сим следует в Ваше распоряжение, прибывший из Биржи Труда тов. Мазурук И.П., назначенный приказом по ДОБРОЛЁТУ на должность авиационного механика по III категории с окладом содержания 130 руб. в месяц с 13.1.30 г.
Приказ будет выслан дополнительно. (внизу приписка: пр. 4, s5)
По сдаче установленного Гр. Инспекцией экзамена, т. Мазурук перевести на должность бортмеханика.
Директор-распорядитель Погодин.
Завед. общим отделом Яцкевич».
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4812
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Кара » 14 Январь 2018 01:23

ББК, чёт я не догоняю твоей экспрессии. Я дал ссылку на д/ф с Мазуруком. Что не так? Скажи конкретно
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Кара » 25 Январь 2018 01:20

НА КРЫЛЬЯХ МЕЧТЫ
23 июля 1931 года под заголовком «Перелёт Харьков – Алма-Ата на советском самолёте с мотором воздушного охлаждения» - газета «Правда» писала:»21 июля утром с московского аэродрома вылетел в Алма Ату восьмиместный пассажирский самолёт конструкции советского инженера Калинина, оборудованный первым мощным мотором воздушного охлаждения.. Самолет ведут летчик-краснознаменец тов. Суонио и бортмеханик тов. Мазурук».
27 июля 1931 года самолет К-5 совершил посадку в Алма-Ате. Об этом событии газета «Советская степь» (с января 1932 года – «Казахстанская правда») 31 июля 1931 года писала: «Перелет Харьков – Алма-Ата советском самолете с советским мотором воздушного охлаждения открывает новую страницу в развитии гражданской авиации СССР… Весь маршрут – свыше 5.000 километров был покрыт за 33-34 часа – минимальный срок для такой тяжелой авиалинии, как Казахстанская воздушная магистраль. Летчик Суонио – лучший пилот Казахстана».
О встрече самолета К-5, пилотируемого Теодором Вильгельмовичем Суонио и Ильей Павловичем Мазуруком, рассказал бывший моторист Алма-Атинского аэропорта Андрей Васильевич Клевенцов:
- Был жаркий июльский день. На строительстве аэродрома (в Бурундае) методом народной стройки работали более сотни алма-атинских комсомольцев.
В ожидании прилета самолета со стороны Семипалатинска на взлетно-посадочной полосе горели костры. Легкий западный ветер гнал черный дым костров на восток, показывая направление ветра для посадки самолета. И вот самолет показался в небе, через несколько минут совершил посадку между дымящих костров…
Руководители управления Казахской воздушной линии, летно-технический состав и комсомольцы, работающие на строительстве аэродрома, с криками «Ура!» подбежали к самолету, стали крепко обнимать героев Суонио и Мазурука.
На следующий день в городе состоялся многолюдный митинг, на котором выступили Сони (так ласково звали летчики любимца Суонио – сына финского народа) и Мазурук. Они рассказали о трудном перелете, призвали алма-атинцев активно участвовать в декаднике помощи Казахстанскому аэрофлоту.

Карагандинский областной архив, ф.1487 оп. 1 д. 126. Название газеты и дата - неизвестны
https://vse.kz/topic/660536-stroim-vern ... ij/page-86
Вложения
 НА КРЫЛЬЯХ МЕЧТЫ. Караганд.Гор. Арх., ф.1487j,оп.1, д.126pg.jpg
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН


Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение fisch1 » 10 Сентябрь 2018 19:51

 Над А и А.jpg
Лебедев А.А., Мазурук И.П. Над Арктикой и Антарктикой.М.: Мысль, 1990. — 320 с.
Книга известных советских лётчиков — Героя Советского Союза генерал-майора И.П. Мазурука и А.А. Лебедева рассказывает о славных страницах истории отечественной авиации: о её первых шагах, о дерзких сверхдальних перелётах, об участии полярных лётчиков в освоении околополюсных пространств, о боевой работе советских авиаторов в суровые годы войны


fisch1
 
Сообщения: 1880
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение fisch1 » 10 Сентябрь 2018 20:25

Филлипов В.Илья Мазурук.Человек из легенды//Сегодняшняя газета 21-06-17



В этом году отмечается 75-летие Красноярской воздушной трассы. Напомню, что в годы Великой Отечественной через Берингов пролив, Чукотку, Якутию, полюс холода, тундру и сибирскую тайгу на фронт доставили более 8000 (!!!) боевых и транспортных самолётов, поступавших из США по ленд-лизу. Шесть с половиной тысяч километров от Фэрбанкса на Аляске до Красноярска – таков был маршрут лётчиков-перегонщиков. И, как известно, далеко не всем из них удавалось добраться из аэропорта вылета до аэропорта назначения…


ИМЕННОЙ «МАУЗЕР»

О легендарной Красноярской воздушной трассе, засекреченной во времена СССР, сегодня многие жители краевого центра знают. Работа трёхтысячного коллектива лётчиков и штурманов, инженеров и техников, связистов и метеорологов, изыскателей и строителей, снабженцев и аэродромщиков наконец-то оценена по достоинству. И конечно, много зависело от того, кто руководил этим огромным коллективом.

Начальником Красноярской воздушной трассы в августе 1942-го Государственный комитет обороны назначил Героя Советского Союза полковника Илью Мазурука. Именно ему довелось практически с нуля формировать коллектив, отвечая вообще ЗА ВСЁ – за строительство аэродромов, переброску в недоступные ранее места огромных запасов стройматериалов, продовольствия, оборудования, за создание и поддержание нормальных бытовых условий для жизни и работы людей там, где порой на много километров вокруг не то что городов и посёлков, а даже охотничьих стойбищ не было.

С назначением ГКО не ошибся. Мазурук справился, да и не впервой было Илье Павловичу оказываться в первопроходцах. На трассу он пришёл с должности начальника Управления полярной авиации Главсевморпути, а звание Героя Советского Союза ему присвоили ещё в 1937-м за героизм и мужество, проявленные при доставке на Северный полюс знаменитой научной экспедиции Ивана ПАПАНИНА. Родился Илья МАЗУРУК в 1906 году в Брест-Литовске Брестского уезда Гродненской губернии (ныне город Брест, Республика Беларусь). Учился, работал чернорабочим на железнодорожной станции, вступил в комсомол. Был секретарём волостного комитета комсомола в селе Кузьминские Отвержки и Липецкого уездного комитета комсомола, заведующим школьным отделом Орловского губернского комитета комсомола, а в 20 лет стал заместителем заведующего агитационно-пропагандистским отделом Орловского горкома партии.

Разворот в сторону авиации у Ильи Мазурука произошёл, когда в октябре 1927-го его призвали в армию. Вначале бывший партработник окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, затем – Борисоглебскую военную авиашколу лётчиков. На «гражданке» устроился на Казахские воздушные линии, где вначале летал бортмехаником. Принимал участие в борьбе с басмачами. Однажды те напали на военный гарнизон Кзыл-Агач. Пилоты, прилетев на выручку, увидели два белых полотнища, на которых глиной было написано: «Нет патронов». Мазурук написал записку: «Держитесь». Затем быстро вытащил патроны из пулемётной ленты, завернул в снятую гимнастёрку и сбросил защитникам крепости. Отважные лётчики потом сбросили ещё несколько таких посылок, одновременно с этим закидывая басмачей гранатами. За этот полёт И. Мазурук, как и лётчик В. Каминский, получил именной «Маузер» с надписью «За успешную борьбу с контрреволюцией от коллегии ОГПУ». Это была его первая награда…

ЭКСПЕДИЦИЯ НА СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

В феврале 1932-го Мазурука уже в качестве пилота перевели на Дальний Восток – на единственную воздушную линию, связывающую Хабаровск с низовьями Амура и островом Сахалин. Началом его работы там стали полёты с геодезистами на место будущего Комсомольска-на-Амуре. Мазурук спасал людей во время затопления весной 1932-го, не обходилось и без аварий и вынужденных посадок среди тайги и сопок. Был случай, когда в глухой тайге пришлось взлетать на вытесанной из лиственницы деревянной «ноге», которая заменила повреждённую стойку шасси. Мазурук не только благополучно взлетел, но и добрался до аэропорта Зея, а оттуда до Хабаровска.

В 1935-м его наградили орденом Красной Звезды, а вскоре назначили командиром 13-го гидроотряда Дальневосточного управления ГВФ (на линии Хабаровск – Сахалин). В этом же году лётчик в одиночку (без штурмана, радиста и механика) на самолёте П-5 совершил перелёт Москва – Омск – Красноярск – Чита – Хабаровск – Сахалин, преодолев 8600 км за 41 час лётного времени. Но самое интересное было ещё впереди. Уже после перевода на работу в Управление полярной авиации Главсевморпути его включили в состав воздушной экспедиции на Северный полюс, где предполагалось высадить на лёд группу зимовщиков. Четыре специально подготовленных тяжёлых самолёта АНТ-6 основной экспедиции и самолёт-разведчик Р-6 стартовали из Москвы 22 марта 1937 года. Командирами АНТ-6 были уже всемирно известные спасители челюскинцев, первые Герои Советского Союза Михаил ВОДОПЬЯНОВ, Василий МОЛОКОВ, один из первых полярных пилотов Анатолий АЛЕКСЕЕВ и Илья Мазурук. Причём сам лётчик позже напишет: «...от Рудольфа до полюса я летел с костылём» (на о. Рудольфа он получил сильную травму правой ноги). Операция по высадке на полюсе зимовщиков Папанина была проведена успешно, и, после того как самолёты экспедиции вернулись в Москву, экипаж Мазурука ещё в течение года дежурил на о. Рудольфа – на случай помощи зимовщикам дрейфующей станции «СП-1».

После экспедиции на Северный полюс 32-летнего Героя Советского Союза вначале назначили замначальника Управления полярной авиации, а затем замначальника Главсевморпути – начальником Управления полярной авиации. Страна любила своих первых героев. Кроме того, Илья Петрович избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го и 2-го созывов.

Напряжённость вблизи границ СССР заставила одного из самых известных отечественных авиаторов надеть погоны. Вначале ему присвоили звание полковника, а затем пришлось окончить курсы усовершенствования командного состава при ВВА имени Н.Е. Жуковского. В качестве командира отдельной эскадрильи ночных бомбардировщиков при командующем ВВС 8-й армии (не оставляя должности начальника УПА ГУ СМП), Мазурук участвовал в Финской войне. Выполнил несколько боевых вылетов на бомбардировщике ТБ-3. В итоге в мае 1940-го получил сразу две правительственные награды: за участие в боевых действиях орден Красного Знамени, а за ледовые разведки и проводку судов по Севморпути – орден Трудового Красного Знамени…

НА ПЕРЕДОВОЙ И В ТЫЛУ

С самого начала Великой Отечественной войны Илья Павлович снова на фронте. С июля по декабрь 1941 года он – организатор и командир 2-й особой авиагруппы ВВС Северного флота, созданной для атак на нацистские объекты на территории Норвегии, воздушной разведки и охраны северного побережья. База – аэродром Ягодник под Архангельском…

Мазурук совершил несколько боевых вылетов на дальнем бомбардировщике ДБ-3Ф, возглавлял первый массированный удар советских ВВС по базам германского флота в Варангер-фьорде в Норвегии 1 июля. Менее чем через три недели во время налёта на норвежский порт Киркинес его самолёт был сбит, а экипаж, покинувший горящее судно над Баренцевым морем, спасли моряки.

В декабре 1941 – августе 1942 гг. он снова на основной работе – заместитель начальника Главсевморпути и одновременно начальник Управления полярной авиации.

В июле 1942 года Мазуруку пришлось спасать груз и экипаж иностранного корабля из состава полярного конвоя. Увидев с борта летающей лодки – гидросамолёта «Каталина», выброшенный на каменистую отмель крупный американский транспорт, Илья Павлович совершил посадку в заливе Литке на Новой Земле. В сопках советские лётчики обнаружили целый лагерь команды американского сухогруза, а на борту корабля и в трюмах – паровозы, тяжёлые танки и т.д. Этот корабль из союзного конвоя РQ-17 должен был доставить груз в Архангельск, но капитан, напуганный большими потерями конвоя, рейс прекратил. Мало того, потребовал, чтобы ему предоставили для переговоров как минимум члена Советского правительства для приёма груза и переправы моряков в Штаты.

Каково же было удивление капитана «Уинстон-Сейлема», когда Мазурук снял с себя лётную куртку и остался в кителе, на котором был значок депутата Верховного Совета СССР! Вопросы отпали... С помощью советского тральщика транспорт сняли с мели и довели до конечного пункта назначения. И только почти через три года полковник Мазурук был награждён за это вторым орденом Красного Знамени…

Но вернёмся к тому, с чего начали. В августе 1942 года полковник Мазурук был назначен начальником Красноярской воздушной трассы. Надо сказать, что он прекрасно знал не только советские самолёты, но и очень быстро освоил американские…

Вспоминает его правая рука – комиссар Константин ОРЛОВ: «Как-то в Якутске мы с Мазуруком поехали на аэродром. Мороз градусов пятьдесят. Видим: у американского транспортного самолёта С-47 собрались люди, о чём-то спорят. Подходим. Здесь инженер 4-го перегоночного авиаполка, техники, лётчики. Оказывается, в маслосистеме машины обнаружилась неисправность, и инженер вылет не разрешает. А командир корабля доказывает, что лететь можно, ничего страшного, мол, не случилось. Илья Павлович всех внимательно выслушал, и вот вижу – снимает реглан, натягивает на себя технический комбинезон и скрывается в самолёте. Через некоторое время выглядывает и говорит инженеру: «Сейчас мы его опробуем в воздухе». Зовёт с собой командира корабля, и они уходят в кабину пилотов. И вот уже запущены моторы, долго греют, а дальше, взметая вихри жёсткого снега, самолёт рулит на стартовую площадку и взлетает. Мазурук делает два круга над аэродромом и уходит сквозь разрыв в кучевых облаках куда-то туда – в лютый морозный простор».

О другом эпизоде повествуют архивные документы. Знаменитый лётчик лидировал очередную группу самолётов по маршруту Уэлькаль – Сеймчан, причём шёл на бомбардировщике Б-25 «Митчелл». Угодили в тяжелейшую метеорологическую обстановку – при подходе к Сеймчану выяснилось, что он закрыт туманом и не принимает. Уходить на запасной аэродром в Оймяконе поздно – не хватит горючего. Повернуть на Магадан – огромный риск, неизвестно, какая погода там. Ведомая Мазуруком девятка истребителей оказалась в критической ситуации. Оставался выход настолько ужасный, что о нём не хотелось даже думать: найти подходящую снежную поляну и попробовать сесть с убранными шасси. Вот здесь и сказался весь его колоссальный опыт полярного лётчика. Мазурук знал все закоулки на маршруте трассы, знал и то место, где они теперь находились. Он уверенно повернул группу на север, к посёлку Зырянка, что на реке Колыме. Там имелись большие песчаные отмели, которые в данный момент были скованы лютыми морозами до состояния асфальта или даже бетона. Вот на это покрытие и совершили вынужденную посадку все девять истребителей. Сел и бомбардировщик лидера, хотя мог уйти на тот или иной аэродром, – у него горючее ещё было.

Но чтобы добраться до Сеймчана, на следующий день надо было взлететь. Никаких обогревателей, понятно, не было. Мороз за ночь просто разорвал бы двигатели. И тут опять выручила смекалка лётчиков и их лидера Мазурука. Призвали на помощь жителей Зырянки. Нашли брезенты и накрыли ими самолёты. Под руководством механика всю ночь топили дровами железные печурки под этими брезентами, а утром вся группа благополучно взлетела и добралась на аэродром назначения Сеймчан.

Дорогого стоит и свидетельство о профессиональных и личных качествах командира из уст одного из многих его рядовых подчинённых – бывшего командира эскадрильи Виктора Михайловича ПЕРОВА: «После аварии и ранения под Старой Руссой я служил лётчиком-инструктором в 27-м запасном авиаполку на американской матчасти, прибывающей по Южной трассе. Рвался на фронт, а отправили на Красноярскую трассу. Что нам предстоит делать, объяснял сам Мазурук. В его речах было столько оптимизма, что и мы прониклись. Если бы не этот оптимизм Мазурука, не его абсолютная уверенность, что трасса будет работать несмотря ни на что, не его умение заставить людей поверить в то, что ты можешь намного больше, чем сам о себе думаешь, трасса отняла бы у нас и больше крови, и больше машин».

Полковник летал на всех типах самолётов, но особенно любил свой лидерский Б-25 (с нарисованным белым медведем у кабины) и истребитель «Аэрокобру». Причём на двухмоторном бомбардировщике летал, как на истребителе, владел техникой пилотирования настолько безупречно, как будто самолёт был его продолжением. Техники ценили Мазурука за то, что он был из их среды, начинал с низов, летал бортмехаником, знал в самолётах каждую гаечку, не чурался сам залезть под капот мотора и взяться за гаечные ключи, если была в том необходимость. Все без исключения – за заботу о людях, в том числе за то, что никогда не забывал похвалить отличившегося. Ведь это благодаря Илье Павловичу вылет на перегон стал приравниваться к боевому, и личный состав дивизии стали награждать боевыми орденами и медалями. Хотя самого командира вышестоящее руководство по непонятным причинам отметить забывало.

При реорганизации трассы летом 1943 года и передаче её под руководство Гражданского воздушного флота функции управления разделили, и начальником трассы был назначен не летчик, а политработник: начальник Политуправления ГВФ генерал-майор авиации И.С. Семёнов. А первый начальник трассы полковник Мазурук был назначен командиром исключительно лётного подразделения. С одной стороны, работу знаменитому лётчику облегчили, но фактически это было понижением…

Занимая генеральскую должность, он так и остался полковником, а за работу по перегонке самолётов получил один-единственный орден Отечественной войны 1-й степени. И то не по представлению непосредственного начальника – генерал-майора Семёнова (самого его за работу на этом месте наградили орденом Ленина), а как бы «через голову» – по представлению вышестоящего руководителя – генерал-лейтенанта Авсеевича.


Из наградного листа от 13.12.1943 г.:
«Полковник Мазурук с августа 1942-го по июнь 1943 года работал начальником Красноярской воздушной трассы ВВС Красной Армии. С июня 1943-го командует 1-й Перегоночной авиадивизией ГВФ по перегонке импортных самолётов из США в СССР. Проделал большую работу по освоению и техническому оснащению трассы Красноярск – Уэлькаль протяжённостью 4800 км и по перегонке импортных боевых самолётов в СССР. В сравнительно короткий срок сумел организовать лётную работу на трассе, ввод в строй сотни лётчиков и обеспечил нормальную перегонку самолётов. Лично перегнал на участке в 1300 км 36 самолётов и провёл в качестве лидера 142 самолёта. Достоин награждения орденом Отечественной войны 1-й степени.

Начальник Воздушной магистрали Москва – Уэлькаль генерал-майор Авсеевич.13.12.1943».



Из аттестации полковника Мазурука за 1944 год:
«...Отлично организовал перегонку боевых самолётов в больших масштабах из США в СССР. В кратчайшие сроки при очень больших трудностях в условиях Чукотки и Сибири под руководством Мазурука создана величайшая в мире и труднейшая военная воздушная трасса для доставки самолётов фронту. Лично перегнал 50 истребителей «Аэрокобра».

При всём при том Илье Павловичу вменили в вину высокую аварийность в начале работы трассы (а это, к сожалению, было неизбежным: «конвейер» только отлаживался, а лётный состав лишь привыкал к весьма жёстким условиям работы на перегоне и к импортной технике, во многом отличающейся от советской). В июне 1944 года он был вынужден передать командование дивизией своему заместителю – полковнику Мельникову – и вернуться на прежнюю «доАЛСИБовскую» должность заместителя начальника ГУ СМП – начальника Управления полярной авиации, чему посодействовал прекрасно его знающий и уважающий начальник ГУ СМП дважды Герой Советского Союза контр-адмирал И.Д. Папанин.

БОЙ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ

И снова – организация воздушной обороны Севморпути, ледовая разведка, проводка конвоев с импортными грузами, борьба с германскими подводными лодками, продолжающими пиратские рейды вплоть до Карского моря. Из наградного листа от 13.06.1945 г.:

«Полковник Мазурук активно участвовал в боевых операциях против белофиннов в 1939, в Отечественной войне на Северном Флоте, в 1942-1943 – командир 1-й перегоночной авиадивизии. Энергичный, инициативный офицер-лётчик и руководитель. Личным примером и требовательностью к подчинённым способствовал выполнению заданий, поставленных перед Главсевморпути. Достоин награждения орденом Отечественной войны 1-й степени.

Начальник Главсевморпути контр-адмирал Папанин.13.06.1945».



В июле 1946 года Илье Павловичу наконец-то присвоили воинское звание генерал-майора авиации. В 1947-1949 гг. он – заместитель начальника Научно-исследовательского института ГВФ. Лично испытывал новую авиатехнику начала 50-х. С ноября 1949 года – начальник лётной инспекции – заместитель начальника Управления полярной авиации. Участвовал в высокоширотной воздушной экспедиции «Север-5» (в 1950 году) и эвакуации дрейфующей полярной станции «Северный полюс – 2» (в 1951-м). С февраля 1953 года генерал-майор авиации Илья Мазурук официально считался в запасе, но участвовал в высокоширотных воздушных экспедициях «Север-6», «Север-7», «Север-1», «Север-12» и «Север-13» (с 1954 по 1961 год). Позже в качестве командира лётного отряда Первой и Второй комплексной Антарктической экспедиции обеспечивал работу полярной станции Мирный на самолёте ИЛ-12. Его авиаотряд базировался на дизель-электроходе «Ленин», который обследовал берег материка на запад от Мирного до моря Уэдделла. На самолёте Ан-2 50-летний полярный ас первым в мире осуществил посадку на вершину айсберга в Антарктиде. Всего на счету Ильи Павловича Мазурука 254 полёта с посадками на дрейфующие льды. Этот своеобразный рекорд так никем и не побит. Летал Мазурук до 57 лет – пока не запретили врачи.

«Кабинетным руководителем он никогда не был, – вспоминает лётчик-испытатель А. Лебедев. – Думаю, что он знал на Севере каждого лётчика – его технику пилотирования, опыт, производственные возможности. Молодым, к числу которых относился и я, всегда имел возможность подсказать. Или показать своим примером, если требовала обстановка».

Надо ли упоминать, что все годы генерал Мазурук оставался любимым КОМАНДИРОМ для своих перегонщиков: со многими дружил, добивался признания ветеранов Красноярской воздушной трассы участниками Великой Отечественной войны. Вот такой юридический казус: офицеры, имеющие по три-четыре боевых ордена за перегон, но не успевшие до назначения на трассу повоевать с немцами, не считались участниками войны и были лишены соответствующих этому статусу льгот. Именно воспоминания Ильи Павловича, написанные им книги и статьи открыли завесу секретности о работе трассы несмотря на неблагоприятную политическую ситуацию и другие «сдерживающие» факторы.

Умер легендарный пилот в 1989-м в Москве.

***
Было бы здорово увековечить память первого руководителя знаменитой Красноярской воздушной трассы – трассы Аляска – Сибирь в городе на Енисее. Есть на правобережье, на ул. Вавилова, 35, всем известный и очень красивый дом-памятник, который до сих пор так и называют в народе – «Авиадом», или «Дом Мазурука». В нём в 1930-1940-е жили семьи лётчиков Енисейской авиагруппы полярной авиации, работников авиаремонтного завода имени Побежимова и во время войны находилось общежитие-гостиница для лётчиков-перегонщиков Красноярской воздушной трассы. Жил там во время прилётов в краевой центр и начальник трассы полковник Илья Мазурук. В честь 75-летнего юбилея Красноярской воздушной трассы инициативная группа уже направила ходатайство в администрацию города об установке на «Авиадоме» мемориальной доски в честь Героя Советского Союза Ильи Павловича Мазурука. Будем надеяться, что это обязательно произойдёт…


http://sgzt.com

mazukur.pdf [485.47 КБ Скачиваний: 29]
fisch1
 
Сообщения: 1880
Зарегистрирован: 13 Ноябрь 2014 19:59

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Historik » 11 Октябрь 2018 15:54

Ещё фото из архива Устинова Александра Васильевича (1909-1995), предоставленного его дочерью Нинель Александровной Устиновой, из серии "Встреча экипажей Н-169 И.П.Мазурука и Н-213 Ф.Б.Фариха в Москве 3 апреля 1938 г.":
 j7snxuxtfucxqg2i_1024.jpg

С женой Викторией.
 j7snxuxtfucxqg2i_1024.jpg

 ltqsaf5x3z4eydci_1024.jpg

 avslb2g8vc5hjx8p_1024.jpg

 bdct4prmx6o9xfsg_1024.jpg

С членом Комиссии партийного контроля ЦК ВКП(б) Е.М.Ярославским.
 wavr2bho6cumx3td_1024.jpg

 qavx73dapraukani_1024.jpg

 hm8f9oxaicemp5vh_1024.jpg

 mrmtp84wnkstisnp_1024.jpg

https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... =3&index=1
https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... 2&index=10
https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... 1%83%D0%BA
https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... =2&index=8
https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... =5&index=7
https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... =3&index=4
https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... =2&index=7
https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... =2&index=4
https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... 1%83%D0%BA
https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... =2&index=3
Вложения
 noyqelg91jrcey5u_1024.jpg
Historik
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Мазурук Илья Павлович (1906-1989)

Сообщение Historik » 22 Октябрь 2018 16:04

Экипаж АНТ-6 (Г-2) "Авиаарктика" Н-169 И.П.Мазурука в период ВВЭ "Север" (22 марта-25 июня) 1937 г.: командир - И.П.Мазурук, второй пилот - Л.Г.Крузе (долетел до о.Рудольфа, по другим данным, вторым на Н-169 до о.Рудольфа был Я.Д.Машковский), М.И.Козлов (летал на "СП-1" и обратно до о.Рудольфа-Москвы), штурман - В.И.Аккуратов, бортрадист - Н.Н.Стромилов (до Нарьян-Мара, затем - совмещал В.И.Аккуратов), 1-й бортмеханик - Д.П.Шекуров,
2-й бортмеханик - инженер авиазавода - изготовителя № 22 им. С.П.Горбунова Д.А.Тимофеев, 3-й бортмеханик - Я.В.Брезин (до о. Рудольфа). Экипаж вернулся в столицу после "СП-1" и дежурства на о. Рудольфа только 3 апреля 1938 г. Через месяц, 10 мая 1938 г. И.П.Мазурук был назначен начальником УПА ГУСМП.
 2.jpg

Экипаж Н-169. Москва, 3 апреля 1938 г. Рискну предположить: Д.П.Шекуров (1-й слева), В.И.Аккуратов (3-й слева), И.П.Мазурук (2-й справа).
Снимок из архива фотокора Устинова Александра Васильевича (1909-1995), предоставленного его дочерью Нинель Александровной Устиновой -
https://russiainphoto.ru/search/photo/y ... ate_page=3
Historik
 
Сообщения: 437
Зарегистрирован: 05 Сентябрь 2014 15:02

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения