Белоусов Михаил Прокофьевич

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Белоусов Михаил Прокофьевич

Сообщение Александр Андреев » 02 Июнь 2009 14:26

"Моряк Севера", 6 июня 2000 г.

КАПИТАНЫ НАВЕЧНО

МИХАИЛ ПРОКОФЬЕВИЧ БЕЛОУСОВ

В середине 50-х вступили в строй три однотипных ледокола, построенных в Финляндии для нашей страны,- «Капитан Белоусов», «Капитан Воронин», «Капитан Мелехов». Они предназначались для обслуживания замерзающих портов Балтийского и Белого морей.

Наш рассказ о жизненном пути капитанов, чьими именами названы эти ледоколы.

Михаил Прокофьевич Белоусов родился в городе Ростове-на-Дону 7 ноября 1904 года. После окончания реального училища он в 1922 году поступил в Ростовский морской техникум на судоводительское отделение. До этого с 16 лет плавал юнгой на парусном судне и матросом на шхуне «Агитатор».

Весной 1924 года, закончив морской техникум, с дипломом штурмана дальнего плавания получил назначение на Дальний Восток, а через год уже был помощником капитана на пароходе «Память Ленина», а затем на пароходах «Приморье» и «Шатурстрой». Будучи призванным на службу в Красную Армию, он участвовал в боях с японскими самураями в период вооруженного конфликта 1929 года на КВЖД. Демобилизовавшись, возвратился на флот и в 1932 году получил назначение капитаном на пароход «Волховстрой».
В 1935 году на ледоколе «Красин», участнике знаменитого похода в Арктику на выручку экспедиции У. Нобиле, был создан молодежный экипаж. Капитана экипаж выбрал молодого. Им оказался М.П. Белоусов. «... Свое назначение рассматриваю как огромнейшее доверие, - говорил М. Белоусов. - Труженики Севера работают над овладением арктических богатств, борются с суровой стихией. Я не сомневаюсь, что наш молодежный экипаж с честью оправдает высокое доверие».

Первый рейс на ледоколе во льдах Охотского моря для М. Белоусова продолжался 105 дней. В 1936 году «Красин» работал в восточном секторе Арктики, обследуя острова Врангеля и Геральда, пролив Де Лонга. В 1937 году ледокол был занят поисками самолета С.А. Леваневского и спасательными работами по освобождению вмерзших в лед около Тикси транспортных судов. При этом ледокол сам обезуглился и зазимовал в 12 км. от берега в бухте Кожевникова на Таймыре. На берегу оказались открытые залежи каменного угля, и всю зиму моряки занимались его заготовкой для ледокола. Работали и шахтерами и транспортниками. В 50-градусные морозы поддерживали от забоя до судна ледовую дорогу, по которой на самодельных санях возили трактором по нескольку сот килограммов угля. Однажды трактор провалился под лед. С помощью водолазов его подняли, отремонтировали и| снова подготовили к работе. Было заготовлено 6 тысяч тонн угля: полный бункер.

Капитан М.П. Белоусов пользовался уважением и любовью экипажа. При среднем росте, он выглядел крупным и сильным человеком. Открытое лицо, густые русые волосы, внимательный взгляд располагали. Был он скуп в жестах, двигался неторопливо, говорил мало и солидно. Тому, что говорил — верили. На мостике был он решителен и хладнокровен. Иногда ходил обедать в столовую команды, это было как прием по личным вопросам. За обедом шел нужный разговор, а капитан принимал решение.
Команде это нравилось.

Из того состава красинцев вышло много известных полярников. Герои дрейфа ледокольного парохода «Г. Седов» К.С. Бадигин, А. Ефремов, ледокольные капитаны М. Готский, А. Дерюгин, А. Ветров, Л. Ляшко, старшие механики В. Исай, И. Томилин, И. Га-нов.
Плавают по морям суда, носящие имена красинцев - ледокол «Капитан Белоусов», дизель-электроход «Капитан Готский», теплоходы «Механик Бондик», «Капитан Сергиевский».

За успешные действия при выполнении заданий в Арктике М.П. Белоусов был награжден орденом Красной Звезды. В 1939 году он принял командование ледоколом «И. Сталин» и впервые в истории арктического мореплавания выполнил двойной сквозной рейс в одну навигацию от Мурманска до Берингова пролива и обратно. В декабре новый ледокол пошел на выручку «Г. Седову», проведшему в приполярном дрейфе 812 дней.

С 15 декабря 1939 года по 13 января 1940 г. Белоусов не сходил с мостика ледокола, пока не подошел вплотную к борту легендарного парохода. Не менее сложной была и вторая часть операции по спасению се-довцев. Надо было снять с корпуса «Г. Седова» многотонный ледовый нарост, комбинируя подогрев корпуса со взрывными работами. Спасатели справились и с этой задачей. За этот подвиг капитан Белоусов был удостоен звания Героя Советского Союза.

В начале 1941 года М.П. Белоусова назначили заместителем начальника Главного Управления Северного морского пути. В этой должности провел он всю войну. За заслуги был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны первой степени и многими медалями.

Умер М. П. Белосуов 19мая 1946 года в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска и бюст героя.

К. СМИРНОВ


Сильно, конечно, сказано про "бои с самурями на КВЖД в 1929" г. Это был советско-ктиайский конфликт, самураев в Китае в 1929 г. еще не было.
Александр Андреев
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 2591
Зарегистрирован: 03 Март 2008 06:23
Откуда: Санкт-Петербург

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения