Шестаков Семён Александрович (1898-1943)

История высоких широт в биографиях и судьбах.
Изображение
31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол «Арктика».
Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей.
Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей:
потратить эти деньги не на распиливание «Арктики», а на её сохранение в качестве музея.

Мы собираем подписи тех, кто знает «Арктику» и гордится ею.
Мы собираем голоса тех, кто не знает «Арктику», но хочет на ней побывать.
Мы собираем Ваши голоса:
http://arktika.polarpost.ru

Изображение Livejournal
Изображение Twitter
Изображение Facebook
Изображение группа "В контакте"
Изображение "Одноклассники"

Шестаков Семён Александрович (1898-1943)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 18 Май 2009 18:31

 shestakov.jpg
ШЕСТАКОВ СЕМЁН АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1898–1943)
Советский лётчик-испытатель,
Заслуженный лётчик РСФСР (1929), полковник

Родился 21 февраля 1898 года в городе Бендеры Бессарабской губернии в многодетной семье фельдшера Александра Александровича Шестакова. В августе 1912 года поступил в Реальное училище А. Георги (ныне Республиканская русско-молдавская школа-гимназия №1 им. А. В. Суворова). В мае 1916 года переезжает к старшему брату Николаю в Севастополь где, наблюдая за полётами учащихся Качинской авиационной школы, загорается небом.

В августе 1917 – призывается в армию. Сблизившись с большевиками принимал участие в октябрьском перевороте 1917 года в Петрограде, устанавливал телефонную связь в Смольном. 23 февраля 1918 года вступает в ряды только что созданной Красной Армии и отправляется слесарем в воздухоплавательный парк Северного флота. После окончания в 1920 году Егорьевской лётной школы получает звание «Красный военный лётчик» и направляется лётчиком-инструктором тренировочной эскадрильи в Москву.

В 1922–1923 годах совершил более 100 боевых вылетов на фронтах Гражданской войны. Участвовал в борьбе с басмачеством в Средней Азии (в Узбекистане и Таджикистане). С 1926 года – военный лётчик Управления ВВС РККА, личный пилот начальника УВВС. Весной 1927 года был членом комиссии, принимавшей в Ленинграде бомбардировщики Юнкерс C-30 (Юг-1), изготовленные для ВВС РККА в Германии.

Участвовал в ряде дальних перелетов. С 20 августа по 1 сентября 1927 года лётчик С. А. Шестаков и механик Д. В. Фуфаев совершили перелет на АНТ-3 (Р-3) «Наш ответ» по маршруту Москва – Сарапул – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) – Чита – Нерчинск – Благовещенск – Спасск (ныне Спасск-Дальний) – Наньян – Окаяма – Токио и обратно (10–22 сентября), пролетев всего 21 700 км за 153 лётных часа.

В 1928 году Шестаков обратился к А. Н. Туполеву и П. И. Баранову (начальнику ВВС РККА) с предложением осуществить межконтинентальный полёт. Штурманом был приглашён ведущий специалист НИИ ВВС Борис Стерлигов. В экипаж привлекли «морского» лётчика, командира подразделения морской авиации Филиппа Болотова. 6 августа был первый неудачный старт полёта ТБ-1 (АНТ-4) «Страна Советов». В районе Читы остановились двигатели (из-за нехватки горючего) и при посадке в тайге самолет был разбит. Возвратились в Москву полетели заново 23 августа на дублёре.


Экипаж самолёта «Страна Советов»<br />слева направо: Шестаков, Болотов, Фуфаев, Стерлигов : bendery-biogr-shestakov2.jpg
Командир корабля С. А. Шестаков, второй пилот Ф. Е. Болотов, штурман Б. В. Стерлигов и бортмеханик Д. В. Фуфаев пролетели по маршруту Москва – Челябинск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Благовещенск – Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Петропавловск-Камчатский – Атту – Уналакша – Сьюярд – Ситка – Ватерфолл – Сиэтл – Окленд – Сан-Франциско – Чикаго – Детройт – Нью-Йорк. Расстояние в 21 242 км было преодолено при крайне неблагоприятных погодных условиях (туманы на маршруте чередовались с бурями и штормами) за 141 ч. 53 мин. лётного времени. В Хабаровске была произведена смена колёсного шасси на поплавки, а в Сиэтле – смена поплавков на колёса. 8 000 км над океаном были пройдены за 50 ч. 30 мин. Встреча в США 30 октября 1929 года была триумфальной.

После учебы в Академии им. Н. Е. Жуковского работает лётчиком-испытателем в НИИ авиационной промышленности. Командовал авиационным соединением бомбардировщиков ТБ-1 на Дальнем Востоке. В 1933 году эта часть была перевооружена на ТБ-3. 16 октября 1941 года поднял в небо бомбардировщик Пе-2М с двумя М-105ТК и с ведущим инженером А. А. Розенфельдом перегнали самолёт из Москвы в Казань.

Участник Великой Отечественной войны. В октябре 1942 года возглавил 146-й истребительный авиационный полк, который действовал в составе 3-й ударной армейской группировки на Юго-Западном фронте. Летом 1943 года принимал участие в боях на Орловско-Курской дуге.

Награждён орденом Боевого Красного Знамени (1927, за перелёт Москва – Токио – Москва), орденом Трудового Красного Знамени (1929, за перелёт Москва – Нью-Йорк), медалями.

По официальной версии погиб 1 августа 1943 года в ходе воздушного боя, по другой версии раненым покинул подбитый самолёт, был схвачен фашистами и погиб в плену. Именем С. А. Шестакова названа одна из центральных улиц города Бендеры (1957), а на здании бывшего Реального училища установлена мемориальная доска.

http://www.bendery-600.ru/Personalii/shestakov.html
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Шестаков Семён Александрович (1898-1943)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 19 Май 2009 18:56

Как бендерчанин трижды облетел вокруг статуи свободы
110 лет назад, 21 февраля 1898-го, в Бендерах родился знаменитый летчик Семен Шестаков. Он трижды облетел вокруг статуи Свободы в Нью-Йорке и беседовал с гейшами в Токио. Кстати, он вступил в Красную Армию в день ее создания - 23 февраля 1918 года.

Первый полет комом

- Вот я вас! - церковный сторож с трудом взобрался на колокольню. Стайкой испуганных воробьев вниз по лестнице прыснули мальчишки. Задержался только Сенька. Он возился с неуклюжим сооружением, напоминающим планер. Рассерженный старик, не слушая уговоров фельдшерского сына, столкнул летательный аппарат вниз. Так был сорван первый полет будущего воздушного аса.
Он появился на свет в семье бендерского фельдшера Александра Александровича Шестакова. В городе многие знали и любили этого любознательного и непоседливого мальчишку. Каждую весну отец обходил три Бендерских училища - приходское, городское и реальное. У него подрастало девять детей. Пристроить всех учиться на казенный счет было нелегко. Но восьмой сын Семен отличался особыми талантами. Наконец в 1912-м директор реального училища Антон Георги решил рискнуть.
- Посмотрим, что это за самородок, - сказал он.
И в августе четырнадцатилетний Семен блестяще сдал вступительные экзамены.
А мир тогда бредил аэропланами и авиаторами. Докатилась эта страсть и до Бессарабии. В Кишиневе демонстрировал свое мастерство пилот Уточкин. Говорили о пятом океане и бендерские мальчишки. Семен больше не строил планеры. Он мечтал подняться в небо на настоящей машине. И шаг за шагом шел к своей мечте.

"Я тебя рюбрю"

Летом 1916-го Семен живет в Севастополе у старшего брата Николая. Он часами пропадает за городом. Высоко в ослепительной синеве тренируются питомцы Качинской школы. "Бочка", "петля", "штопор", "иммельман"…Шестаков-младший так и сыплет новыми терминами.
23 февраля 1918-го в Петрограде он вступает в только что созданную Красную армию и просится в летчики. Так он попал в воздухоплавательный парк Северного флота. Пока начинающий слесарь Шестаков лишь готовил машины к полетам, а в небо поднимались другие. Но пришел и черед Семена.
Он закончил Егорьевскую летную школу и в 1920 году получил звание "Красный военный летчик".
Он наводил ужас на басмачей в Узбекистане и Таджикистане, проносясь над ними в "Эльфауге", "Юнкерсе-13", "Юнкерсе-21".
Весну 1926-го Семен встретил в Москве. Он - военный летчик Управления военно-Воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
А 20 августа 1927-го стартовал межконтинентальный перелет Москва-Токио-Москва. На борту самолета "Наш ответ" летчики Семен Шестаков и Дмитрий Фуфаев. Свое имя машина получила не зря. Это был ответ на ультиматум лорда Керзона, предъявленный непризнанному тогда еще государству Советский Союз. Самолет преодолел 11 тысяч километров за 11 дней. Мировой рекорд по тем временам.
Остановки в пути были неизбежны: плохая погода, необходимость отдохнуть и заправиться. В Чите у советских летчиков появился конкурент - чех Скала. Он вылетел раньше, с более высокой скоростью, взял больше горючего, но "Наш ответ" догнал его и оставил позади.
В Маньчжурии, где Скала приземлился из-за плохой погоды, ему особенно не повезло. Чеха арестовали, потому что приняли за Шестакова из Советского Союза. Чтобы недоразумений больше не было, Скала надел свой мундир подполковника с орденами и не снимал до самого Токио.
Но туда советские летчики добрались первыми. Японцы встречали их торжественно. В воздухе ждал эскорт из 12 самолетов. Шестакова и Фу-Айфу (так окрестили здесь Фуфаева) вынесли из машины. Их путь усыпали лепестками роз.
В Токио гости не высыпались так же, как и во время перелета. Их дни были заполнены встречами, банкетами, экскурсиями. Они побывали на приеме у премьер-министра и у главы военного ведомства. На собраниях различных партий им пытались рассказать о тяжелой жизни простых рабочих. Но бдительные полицейские кричали: "Чуен!" ("Заткни глотку").
Шестаков научил токийскую девушку говорить: "Я тебя люблю". "Рюбрю", - повторяла японка. А вообще к местным представительницам слабого пола у Семена сложное отношение. Вот что он рассказал на встрече с читателями "Комсомольской правды": "Хотя рожи у них отвратительные, но они настолько вежливо, что это скрашивается. После японских гейш все иркутские девушки показались мне красавицами".
11 сентября пять японских самолетов провожали "Наш ответ", взявший курс на Москву. Этот полет преследовал не только политические, но и технические цели. Так, мотор М-5, работавший на шестаковском АНТ-3, вдвое превысил норму летных часов. Семен Александрович вспоминал: "Я отказался от сменного мотора и мысленно попросил его: "Будь добр, дотащи до нашей территории!" И что вы думаете, он дотащил. А надо вам сказать, что у меня был запасной мотор. Но мотор, с которым я беседовал, наверное, об этом не знал. Потому и поднапрягся".
В Москве Шестакова наградили орденом Красного Знамени, присвоили звание заслуженного летчика СССР...

Вокруг статуи Свободы

А впереди был следующий межконтинентальный перелет в Нью-Йорк в августе 1929-го. На этот раз отправились вчетвером: во главе экипажа сам Шестаков, второй пилот Филипп Болотов, механик Дмитрий Фуфаев, навигатор Борис Стерлингов. И задачу поставили сложнее: преодолеть 20 тысяч километров. Правда, и самолет был другой: АНТ-4 с моторами мощностью 1200 лошадиных сил. При необходимости он мог даже приводниться. Его назвали "Страна Советов". Путь лежал в Америку, хотя в то время дипломатических отношений между США и СССР еще не было.
Путешествие началось неудачно: с вынужденной посадки в тайге Забайкалья. Три дня пробирались сквозь чащу. Но плохая примета не сработала.
Через две недели стартовала "Страна Советов-2" и благополучно добралась до Нью-Йорка. И все-таки не обошлось без приключений. В бортовом журнале Шестаков записал: "У левого мотора стали падать обороты. Я выключил мотор. Все левое крыло стало черным от загоревшегося масла…С одним мотором мы летели дальше. На наше счастье ветер дул в спину. Но, несмотря на это, скорость значительно упала, и мы были вынуждены выбросить из самолета все то, без чего можно как-то обойтись: запасные части и приспособления, большую часть продуктов и питьевой воды. Выбросили и запасной бензин, пытаясь все же долететь. После трех часов полета с одним мотором перед нами появились берега Аляски…". Самолет отремонтировали, взлетели. Но впереди оказалась гора, которую вовремя не заметил в темноте второй пилот Болотов. К счастью, Шестаков успел перехватить у него управление.
Так "то взлет, то посадка" добрались до Нью-Йорка. Трижды облетели вокруг статуи Свободы. А на аэродроме их уже ждали восторженные почитатели. Летчик Линдберг, гордость Америки, расписался на фюзеляже "Страны Советов".
В Москву возвращались пароходом. Везли назад самолет и подарок: документы на 25 тракторов от американских рабочих. На Родине их ждали награды. Весь экипаж получил ордена Трудового Красного Знамени.

Без вести пропавший

В июне 1941-го Семен Шестаков командовал дальнебомбардировочным авиаполком, потом истребительным.
Трагедия произошла летом 1943-го. Его жена Валентина Николаевна получила письмо: "За смерть любимого командира мы отомстили фашистским гадам - 90 стервятников нашли себе могилу от метких выстрелов воспитанников Семена Александровича".
Что же произошло? В разгаре была битва на Орловско-Курской дуге. Советские танки пошли в атаку. Истребители Шестакова получили приказ прикрыть их с воздуха. У одного из молодых летчиков не оказалось ведущего. И Семен Александрович занял место за штурвалом. Так еще два истребителя поднялись в воздух. Назад они не вернулись.
Бендерский литератор Виктор Худяков считал, что вокруг смерти Шестакова немало загадок. В письме его сослуживцев идет речь о гибели воздушного аса. Между тем, официально он считался пропавшим без вести. Где же истина?
Худяков ссылался на заметку в газете "Советская Молдавия" от 9 мая 1960 года: "В части считали летчиков погибшими, но впоследствии выяснилось, что они выбросились из горящих самолетов на парашютах, причем у Шестакова были перебиты ноги. Летчики приземлились на территории противника и были схвачены гитлеровцами. Семен Александрович героически вел себя в плену, не уронил достоинства советского патриота. Там же, в плену, он погиб". Автор публикации ссылался на генерал-майора Героя Советского Союза В.М.Забалуева.
Виктор Худяков считал, что мог сработать сталинский принцип: советские люди в плен не сдаются. С "нелегкой руки" вождя их считали предателями, хотя многие оставались патриотами и в концлагере. А уж, заслуженный летчик СССР, с точки зрения такой политики, просто не имел права оказаться в плену.
- Это мои предположения, не лишенные, впрочем, логики, - признавался Виктор Худяков. - Поэтому и была изобретена формулировка о пропавшем без вести.
В Бендерах о Шестакове помнят. Его именем названы улица и школа, где он когда-то учился. И ребятам рассказывают о воздушном асе, покорившем пятый океан.


Наталия Барбиер
http://novaiagazeta.org.ru/engine/print ... ews_page=1
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Шестаков Семён Александрович (1898-1943)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Июнь 2009 22:13

 Обложка журнала.jpg
Шестаков-против Кара.jpg
Сообщение Бабай viewtopic.php?f=8&t=1231#p10539
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Шестаков Семён Александрович (1898-1943)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 02 Июнь 2009 22:20

Сообщение от Кара: http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic ... 190#p12177
Сальников Ю.П. "Хороший бомбовоз" - "Америка", 2005, № 1, сс.74-77.
 KARA-1.jpg
 KARA-2.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Шестаков Семён Александрович (1898-1943)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 20 Май 2010 21:51

Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Шестаков Семён Александрович (1898-1943)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 30 Сентябрь 2010 19:34

 111-рис.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Шестаков Семён Александрович (1898-1943)

Сообщение Александр Кот » 19 Ноябрь 2010 20:56

 Экипаж Шестакова на Аляске.jpg
Экипаж С.А. Шестакова где-то в США. Возможно в Сиэтле, т.к. поплавки на самолете уже заменены на колеса.
Александр Кот
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 597
Зарегистрирован: 01 Январь 1970 03:00

Шестаков Семён Александрович (1898-1943)

Сообщение [ Леспромхоз ] » 09 Январь 2011 21:02

Журнал "Смена" №1 10 января 1930 года.
 01_1930-10.jpg
 01_1930-11.jpg
Аватара пользователя
[ Леспромхоз ]
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 11087
Зарегистрирован: 02 Июль 2007 00:17
Откуда: Петрозаводск

Шестаков Семён Александрович (1898-1943)

Сообщение Кара » 19 Ноябрь 2018 16:19

ПРИКАЗ
по
ЕГОРЬЕВСКОЙ ШКОЛЕ АВИАЦИИ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАГО
КРАСНАГО ВОЕННАГО ВОЗДУШНАГО ФЛОТА
Р.С.Ф.С.Р.
No 1
1-го Января 1920 г.
гор. Егорьевск

по административно-строевой части
При сем об’являю состав всей школы по состоянию к 1-му Января согласно списка ниже сего.

483 ШЕСТАКОВ Семен Ученик-моторист На лицо

Начальник Школы
Красный Военный Летчик Л.Попов

РГВА. Ф. 24731. Оп. 1. Д.13. Л. 4 об.

P.S.: В том же приказе упомянут ученик-летчик Болотов, его будущий второй пилот
Не мешай летать железу!
Аватара пользователя
Кара
Редактор
Редактор
 
Сообщения: 589
Зарегистрирован: 19 Декабрь 2008 16:15
Откуда: ЬУМН

Шестаков Семён Александрович (1898-1943)

Сообщение ББК-10 » 09 Декабрь 2018 19:53

Поддержим тему.
Отсюда
 1928-3том.jpg
 1928-3том-0.jpg
 1928-3том-1.jpg
 1943.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 4835
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53


Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения