Путь на Север – дорога к признанию
Газета «Нарьяна-Вындер», Выпуск № 34 (20379) от 7 апреля 2016 г.
История не терпит бреши: люди и их дела навсегда остаются в памяти человеческой. Не так давно Ивану Папанину исполнилось бы 120 лет. Его, дважды Героя Советского Союза, прославленного полярника, обладателя девяти орденов Ленина, нет рядом с нами уже более 30 лет.
Папанин ушел из жизни в январе 1986-го, но память об этом удивительном человеке и его времени живы в народе до сих пор. А вспомнила я о герое-полярнике в связи с тем, что в последнее время в НАО много спорят о том, какие названия надо присваивать новым улицам окружной столицы.
Судьба связала Ивана Папанина с Ненецким округом 26 ноября 1937 года. Восхищенные мальчишки бежали толпами на Лесозаводскую курью, чтобы своими глазами увидеть смелых, красивых, уверенных в себе полярных исследователей.
В Нарьян-Мар тогда прилетели участники экспедиции на Северный полюс, им предстояло организовать первую в мире полярную дрейфующую станцию СП-1. Из-за непогоды остановка затянулась на две недели, низовая метель и сильный боковой ветер не позволили членам экспедиции в назначенное время вылететь дальше по маршруту. Но сам момент приземления экспедиции, о которой знала вся страна, стал для жителей тогдашнего Нарьян-Мара ярким событием. Многим нарьянмарцам посчастливилось познакомиться с легендарными героями-папанинцами и пожать руку лучшим полярным летчикам, Героям Советского Союза.
Начальником экспедиции был Отто Шмидт, а коллектив дрейфующей станции состоял из четырех опытных полярников: Ивана Папанина, Евгения Фёдорова, Петра Ширшова и Эрнста Кренкеля.
Одним из опорных пунктов на пути к полюсу стал Нарьян-Мар. Выбор был не случаен, поскольку уже в эти годы существовала, разведанная летчиками Фарихом и Сущинским авиатрасса Архангельск – Нарьян-Мар. А лед на Печоре мог выдержать тяжелые самолеты советской авиации.
Крылатые машины, окрашенные в красный цвет, одна за другой шли на посадку. Шум мощных моторов нарушил привычную для нарьянмарцев тишину. Увидеть и поприветствовать героев спешили многие горожане. В школах по этому поводу даже отменили занятия.
Здесь был готов и стол, и дом
В маленьком городке не было в то время гостиниц. Но, как писал позднее штурман экспедиции Иван Спирин, северяне сумели передать гостям тепло своих сердец.
Для летчиков и полярников подготовили комнаты в здании по улице Выучейского: оленсовхозуча (сейчас здесь расположено здание полиции), а также в доме, где позднее расположился детский сад. В этом деревянном здании напротив ТЦ «Автобум» сейчас находится магазин «Атлант». Прилетевших поселили также в одной из школ, часть гостей нарьянмарцы разместили в своих квартирах.
Удивительные это были люди. Как позднее вспоминала жительница Калюша Татьяна Семёновна Дуркина (Просвирнина), в жизни своей никого проще этих начальников она не видала.
Когда Отто Шмидт и Иван Папанин были в Нарьян-Маре, ей было 23 года. Конечно, главных героев в ее дом не поселили, но судьба трех членов экипажа, тоже героев, очень тесно переплелась с ее судьбой.
Интервью у нее было взято корреспондентами молодого ненецкого радио в 1967 году, когда Татьяне Семёновне уже исполнилось 83 года.
«Всяки начальники у нас здесь были, – звучит голос пожилой женщины из архивных записей ненецкого окружного радио, – но таких простых людей в жизни своей не видала! Мы же понимам (сохранена речь Дуркиной – Ред.), что они и тогда были людьми великими, известными по всему миру, но с нами они на равных общались. Ели то, что я сама готовила и им, и детям: хорошо ли, плохо ли, не знаю. Мужик у меня был строгой, не нравилось ему, как я готовлю. А они ничего – кушали и другого не просили! Помню, дня два они у нас прожили, кажное утро уходили к своим самолетам, а до этого связывалися по радио: все про погоду спрашивали. Как нам все это слышать было смешно-то. Такие непонятные слова говорили. Я в школе не училась, но кажное непонятное слово мне в сердце тогда врезалось. Жалко, что их фамилии и имена не остались в памяти, говорят, там много было еще помощников. Видать, они к нам и попали. Но, сразу видно, хорошие это были люди, достойные».
Время счет ведет вековым пером: все, что происходит в судьбе каждого из нас, имеет огромное значение и в нашей сегодняшней, и завтрашней, и послезавтрашней жизни. Если бы кто-то из близких родственников той же Татьяны Дуркиной (Просвирниной) после этого интервью заинтересовался историей, которую рассказала их бабушка, нам не пришлось бы по крупицам воссоздавать имена тех людей, кто видел и слышал героев полярников. Время тогда было бурное и удивительное!
Кто бы мог в свое время поверить в то, что прославится сельский парень не своими опытами по выращиванию картофеля и клубники в условиях Крайнего Севера, а войдет в историю страны как исследователь Арктических просторов.
Арктика – земля сильных
Удивительное и совершенно неповторимое время – 30-е годы! Кругом все только новое и неизведанное: новые открытия, новые высоты, новые заводы, новые города, новые взаимоотношения. Главным критерием 30-х становится риск, но не просто риск, а риск ради идеи.
Идеи 30-х годов – это совершенно отдельная история. Умные, удивительно смелые и самоотверженные люди рисковали жизнью ради светлого будущего. Но, пожалуй, ни одно событие тех лет не привлекало такого внимания, как дрейф папанинской четверки в Арктике.
Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Евгений Фёдоров и Пётр Ширшов превратились в национальных героев, ставших символом всего героического и прогрессивного. Если посмотреть кадры кинохроники того времени, как встречала их Москва, становится понятно, что значили эти имена для жителей нашей страны, что значил для нее Север.
В 1937 году Папанин получает вторую звезду Героя Советского Союза. Север, как он сам говорил в то время, для него стал не только откровением и знакомством с удивительными людьми, но и территорией, которая помогла ему познать самого себя.
После дрейфа в Арктике он становится первым заместителем, а затем и начальником Главсевморпути. На его плечи ложатся задачи огромной государственной важности. С началом войны он занимается строительством нового порта в Архангельске, который был просто необходим для приема судов, привозящих грузы. Подобными проблемами он занимается и в Мурманске, и на Дальнем Востоке.
После войны Иван Дмитриевич вновь работает в Главсевморпути, а затем создает научный флот АН СССР. В 1951 году его назначают руководителем отдела морских экспедиционных работ при аппарате президиума АН СССР.
Заслуги Папанина были по достоинству оценены. Такого «иконостаса» наград и званий как у него – не только советских, но и зарубежных – в те годы вообще никто не имел. А позднее ему были присвоены воинское звание контр-адмирала и ученое – доктора географических наук.
Наверное, выдающийся человек в любую историческую эпоху и при любых жизненных обстоятельствах способен реализовать потенциальные возможности. Внешняя канва событий, обрамление судьбы возможны различные, но внутренняя, решающая сторона, остается постоянной. Это касается основных целевых установок и способности оставаться человеком высоких нравственных принципов при любых исторических условиях. Жизнь Папанина яркое тому подтверждение.
Умер Иван Дмитриевич Папанин в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Его имя увековечено на географической карте мира и носят мыс на полуострове Таймыр, остров в заливе Сиваш на Азовском море, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане.
Кроме того, именем Ивана Папанина названы многие учреждения. Ему установлены памятники в Севастополе и Мурманске.
Но не лишней, мне кажется, будет и улица в Нарьян-Маре, носящая имя человека-легенды, одного из тех, кто перевернул представления о Севере, стал примером для тысяч мальчишек и девчонок, проложил со своими друзьями и соратниками первый маршрут на полюс и принес славу своей стране.
Автор: Ирина Ханзерова