Пономарев Павел Акимович (1896-1970)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Пономарев Павел Акимович (1896-1970)

Сообщение ББК-10 » 02 Апрель 2025 18:04

Скромно, без "развесистой клюквы"...
 J-Zld80IMno.jpg
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пономарев Павел Акимович (1896-1970)

Сообщение ББК-10 » 09 Июнь 2025 15:14

 Сквозь льды и штормы.jpg
 Сквозь льды и штормы-263.jpg
Капитан первого атомохода // Сквозь льды и штормы / А.Г. Николаева, М.С. Хромцова ; Арханг. литер. музей. - Архангельск, 2004. - С. 248-263.

Он скончался в Ленинграде 9 августа 1973 года в возрасте 74 лет.

Не избежали ошибки и авторы этого издания. Хотя очевидно простое математическое действие: 1896+74=1970.

И второе:
Присвоение имен государственных и общественных деятелей улицам, площадям и другим составным частям населенных пунктов РСФСР должно производиться в соответствии с принципами, содержащимися в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1957 года "Об упорядочении дела присвоения имен государственных и общественных деятелей краям, областям, районам, а также городам и другим населенным пунктам, предприятиям, колхозам, учреждениям и организациям" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1957, N 19).

1. Признать необходимым прекратить в дальнейшем присвоение краям, областям, районам, а также городам и районам в городах, поселкам и другим населенным пунктам, предприятиям, железнодорожным станциям, колхозам, учреждениям, учебным заведениям и организациям имен государственных, общественно - политических деятелей, деятелей науки и культуры при их жизни. (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 13.08.1980)
2. Установить, что впредь присвоение имен в соответствии со статьей первой настоящего Указа может производиться только посмертно в целях увековечения памяти особо выдающихся государственных, общественно-политических деятелей, защитников Родины, героев труда, деятелей науки и культуры и лишь в исключительных случаях по ходатайствам государственных и общественных организаций, трудовых коллективов и граждан в следующем порядке:
...

Улице в г. Мурманске имя Пономарева было присвоено решением Мурманского облисполкома № 559 от 11 августа 1971 г., т.е. спустя год после его смерти.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пономарев Павел Акимович (1896-1970)

Сообщение ББК-10 » 09 Июнь 2025 16:48

Известия, 1972, № 129 (17057), 3 июня.

 Известия 1972-129 (17057)_03.06.1972 моск.веч.вып ДЭ ПАВЕЛ ПОНОМАРЕВ.jpg
ИМЕНЕМ
ЗНАМЕНИТОГО
ПОМОРА


На борту нового дизельэлектрохода Мурманского арктического пароходства написано известное всем северянам имя — «Павел Пономарев».

В династии Пономаревых было три брата капитана. Старший из них — кавалер трех орденов Ленина, Павел Акимович Пономарев проплавал пятьдесят лет. Он был первым капитаном атомохода «Ленин».
В гости к морякам нового дизельэлектрохода пришел известный капитан Герой Социалистического Труда Иван Акимович Пономарев вместе с сыном Виктором — судовым электромехаником. Иван Акимович рассказал экипажу дизельэлектрохода «Павел Пономарев» о своих братьях Павле и Алексее, которые отдали морю всю свою жизнь.
Р. ГИНЗБУРГ,
редактор газеты «Моряк Севера».
АРХАНГЕЛЬСК. (По телеф.).
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пономарев Павел Акимович (1896-1970)

Сообщение ББК-10 » 09 Июнь 2025 18:15

Известия, 1960, № 283 (13519), 28 ноября.
 Известия 1960-283 (13519)_28.11.1960 моск.веч.вып МОРОЗОВ-КАПИТАН ПОНОМАРЕНКО.jpg
КАПИТАН АТОМОХОДА

ДРУЖЕСКИ, тепло, словно о живых людях, говорят порой моряки о кораблях:
- Полюбуйтесь «Красиным», вот помолодел-то, вот похорошел. Прямо не узнать... А старичок «Ермачок» чем плох: хоть и седьмой десяток ему, а все еще на покой не просится, — замечает Павел Акимович Пономарев, поглядывая из иллюминатора на оживленный мурманский рейд. Поудобнее усевшись в кресло, капитан атомохода включает электрический камин.
Корабли, о которых говорит Пономарев, стоят по соседству с флагманом — атомным ледоколом «Ленин».
— Вся артель в сборе, все домой вернулись в добром здравии, — продолжает Павел Акимович в раздумье. — однако самых старых друзей моих не хватает тут: «Владимира Ильича», «Анны» - красавицы...
И, поймав вопросительный взгляд собеседника, поясняет:
— Тоже знаменитые корабли: «Владимир Ильич»—линейный ледокол. его раньше «Лениным» называли, пока не построили этот новый, атомный. В Одессе. теперь службу несет «Владимир Ильич»... А про «Анну» во многих книгах написано.
Глаза капитана, прищуренные, чуть усталые, засветились юношеским огоньком:
— Первая любовь хоть и несчастливой иногда бывает, но долго помнится. Так и у меня с «Анной», — три дня всего матросом на ней числился, полвека без малого прошло с той поры, а всякий раз, как иду Кольским заливом, она перед глазами будто живая: беленькая, стройная... Птица, не корабль!
Шхуна «Святая Анна», столь памятная Павлу Акимовичу, летом 1912 года грузилась в Кольском заливе для полярного плавания во Владивосток. О владельце и командире шхуны лейтенанте Г. Л. Брусилове бывалые северные шкиперы говорили скептически: «Удал его благородие, куда как удал, а сломает он себе буйну голову».
Шестнадцатилетнему Паше Пономареву предприятие лейтенанта не казалось таким уж отчаянным. Сызмальства бурлачил Павел с отцом на порожистых реках, второй уж год ходил матросом на паруснике, мечтал выучиться на штурмана.
Но хозяин парусника наотрез отказался отпустить Павла на шхуну Брусилова:
— Не отдам метрику... Молокосос.
Уплыла «Святая Анна» из Кольского залива, чтобы никогда больше не пристать к родному берегу. Два года тащил ее на север ледовый дрейф, пока не исчез в пучине раздавленный торосами деревянный корпус. Из четырнадцати моряков, покинувших шхуну на втором году зимовки, только двое достигли твердой земли: штурман Альбанов и матрос Конрад.
Дневники Альбанова, опубликованные в журналах, Павел читал уже взрослым парнем, плавая между Архангельском и Норвегией. Случалось заходить и в Кольский залив. Здоровенные сосновые бревна буксировали матросы на шлюпках к пустынному берегу. Говорили, что построят тут новый порт — Мурманск, что ведут сюда от Петрозаводска железную дорогу.

ВОЙНА сменила полушубок Павла на форменный бушлат, шапку-ушанку — на бескозырку с ленточками. На Балтике молодой помор впервые услышал слова большевистской правды: «Долой войну! », «Мир народам! ». Вместе с революционными вестями из Питера на палубы и в кубрики пришло неведомое прежде имя, сразу полюбившееся матросам, — имя Ленина!
В архиве Павла Акимовича особенно бережно хранится бледный, выцветший снимок. На палубе под флагом выстроились моряки. На флаге серп и молот. На борту корабля имя «Ленин». Четвертый в строю от капитана — штурман Пономарев.
Давно сделан этот снимок и далеко от Родины. Юной Республике Советов шел всего пятый год. В Лондоне нарком внешней торговли Л. Б. Красин сидел за одним столом с прижимистыми британскими негоциантами. А в Нью-Кастле капитан М. В. Николаев готовил торговую экспедицию в Сибирь. Новому ледоколу-флагману моряки присвоили имя любимого вождя.
Недаром исстари звалось Карское море «ледяным погребом», неспроста судовладельцы заламывали высокие фрахты: «Не спра-
вятся, оскандалятся неугомонные большевики... ». Но большевики справились. До самого острова Белого шел во льдах караваи вслед за флагманом «Лениным». Дальше в устье Оби транспорты отправились по чистой воде. Много нужных товаров и машин получила тогда из-за границы Сибирь, много сибирского хлеба и леса было отправлено в порты Европы.
Шли годы... Карские экспедиции стали регулярными коммерческими рейсами. Новый маршрут проложила история для нашего ледокольного флота, для Павла Акимовича Пономарева.
Летом 1928 года он уже старший помощник капитана на «Красине». К северу от Шпицбергена идет мощный ледокол, посланный нашим правительством на спасение бедствующей экспедиции итальянца Нобиле. Сплоченные льды вздыблены торосами. Их не возьмешь ни тяжестью стального корпуса, ни тысячами лошадиных сил машин. И вот с палубы «Красина» на ровное Ледяное поле лебедки выносят стальную птицу. В хмурое небо взмывает пилот. Б. Г. Чухновский летит на разведку.
«Краспицы — спасители итальянцев»... «Помощь советских моряков бедствующему туристскому пароходу «Монте Сервантес»... «Поиски группы Амундсена»... Такими сенсационными заголовками пестрела мировая пресса в те дни.
Поход «Красина» начал новую главу в летописях Арктики. Новая страница открылась и в биографии Пономарева. В тридцать два года он — капитан «Ермака». Когда небывалые морозы сковали льдом всю Балтику, по просьбе европейских судоходных фирм на помощь им послали Пономарева на «Ермаке». Суда многих стран послушно выстраивались в кильватер советскому флагману.
... Близ острова Вайгач зазимовал ледокол «Ленин». «Уголь на исходе. Нс хватает продуктов», — шлет тревожные телеграммы капитан К. II. Эгге. Из Ленинграда в разгар зимы выходит на север «Красин» под командованием Павла Акимовича. До предела забиты бункера, горы угля высятся на палубе. Но как быстро тают эти горы на пути к Вайгаче, как мало остается в бункерах «Красина» после того, как он по-братски поделился с «Лениным». И, что поделаешь, пришлось обоим кораблям ждать весны в дрейфующих льдах. Спокойствие, выдержка — не меньшие добродетели для моряка, чем храбрость, напористость.

ОДНАКО случается в жизни и так, что промедление нетерпимо. В таких случаях полярный капитан может вдруг получить приказ вести ледокол через тропики на другой конец планеты. Много любопытных подробностей запомнил Павел Акимович о походе «Красина» на помощь челюскинцам и к острову Врангеля — с Балтики через Панамский канал.
Но самым дорогим воспоминанием осталось для капитана не плавание, а подготовка к нему. В горячую пору, когда балтийцы-судостроители днем и ночью ремонтировали «Красина», Пономарева пригласил к себе в Смольный Сергей Миронович Киров. Разговор был не долгий, но обстоятельный, деловой. Как подобрана команда, всем ли обеспечен корабль для долгого и необычного плавания? Как вообще живут ледокольщики и чем им надо помочь? Хватает ли флота для плавания в Арктике? Не пора ли всерьез взяться за строительство новых ледоколов на ленинградских и других наших верфях?
Сергей Миронович то прохаживался по кабинету, то, глянув на собеседника в упор, подходил к столу, что-то записывая в блокнот. А Павел Акимович диву давался. Вот ведь как глубоко. осведомлен о морских делах этот коренастый, плотный человек с искрометной улыбкой и железным рукопожатием.
Давно нет в живых пламенного трибуна, верного ленинца, любимого вождя ленинградских большевиков. Но воплощены в жизнь его слова о помощи арктическому флоту. Множество новых кораблей, оснащенных по последнему слову техники, дали советские судостроители полярным морякам. И для скольких таких судов стал «крестным отцом» капитан Пономарев.
На линейном ледоколе «Сталин» встретил он Отечественную войну у причалов Мурманска, под огнем фашистской авиации проводил транспорты с военными грузами сквозь зимние льды Белого моря.
На «Адмирале Лазареве» и «Адмирале Макарове» избороздил полярную судоходную трассу между бассейнами Атлантики и Тихого океана — Северный морской путь.
Как изменился Советский Север за эти годы! На опушке тайги, в дикой тундре и заснеженных горах, где недавно еще была пустыня, сегодня дымят заводы, устремлены в недра стволы шахт, квартал за кварталом растут города. Трудом народа, волей и разумом Коммунистической партии по гениальным предначертаниям Ленина преображаются суровые заполярные края.
С именем вождя и учителя пришла в Арктику новейшая техника — мирный атом. Первый в мире атомоход построили ленинцы.
... Павлу Акимовичу есть что рассказать о нынешней навигации в Арктике, о первом полярном плавании атомохода. Много нового в тактику борьбы со льдами внес корабль, движимый исполинской мощью ядерной энергии. Будет о чем подумать и конструкторам, и судостроителям, и молодым капитанам. ученикам — питомцам Пономарева.
А сегодня приятно отдохнуть в кресле у камина. За стеклом иллюминатора, на темнеющем небе вспыхнули первые всполохи полярного сияния. Но куда ярче, торжественнее светят электрические огни Мурманска — большого многоэтажного каменного города. Родной город! В кварталах его сохранились кое-где и приземистые избы, почерневшие от времени и непогоды. Для тех первых мурманских изб давным-давно на пустынном берегу матрос Пономарев выгружал бревна. Добрый строевой лес! Крепкий поморский корень!
С. МОРОЗОВ,
спец. корр. «Известий».
г. МУРМАНСК.
Аватара пользователя
ББК-10
 
Сообщения: 11483
Зарегистрирован: 05 Ноябрь 2014 17:53

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения