Я так и не добрался до архивов, зато Яндекс запустил новый сервис максимально простого поиска по архивам. В сервисе "Яндекс.Поиск по Архивам" выложили записи о рождении двух младших сестер лётчика Кастанаева (Нины и Натальи). Благодаря этим записям можно узнать точное имя отца лётчика. Перевод отсканированных записей в текстовый вид не совсем точный, я редко читаю дореволюционные рукописные записи. Но скан на Яндексе очень хороший, поэтому предварительные выводы сделать можно.
Сестра Нина 1907 года рождения
https://ya.ru/archive/search?text=Костанаев&dateFrom=1900&docType=sheet&is_digitized=0
МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ МОСКВА ЦЕРКВИ НИКИТСКОГО СОРОКА ПИМЕНОВСКАЯ, В СТАРЫХ ВОРОТНИКАХ. ПАРАСКИЕВСКАЯ, В ОХОТНОМ РЯДУ. СОФИЙСКАЯ, В ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЕ. СПИРИДОНОВСКАЯ, НА СПИРИДОНОВКЕ, ЗА НИКИТСКИМИ ВОРОТАМ...
Архив ГБУ "ЦГА Москвы"
Фонд МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ КОНСИСТОРИЯ ВЕДОМСТВА СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА, Г. МОСКВА.
Опись МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ ЦЕРКВЕЙ Г. МОСКВЫ.
МЕТРИЧЕСКОЙ КНИГИ НА 1907 ГОДЪ, ЧАСТЬ ПЕРВАѦ, ѡ РОДИВШИХСѦ.
Счетъ родившихсѧ.
Мужеска пола. -
Женска пола. 14
Мѣсѧцъ и день
рожденіѧ. 22
крещеніѧ. 4 (Февраля написано вверху столбца)
Имена родившихсѧ. Нина
Званіе, имѧ, отчество и фамиліѧ родителей, и какого вѣроисповѣданіѧ.
Города Нахичевани мѣщанинъ Кеваркъ Хачатуровъ Костанаевъ Армяно-Григорианскаго исповѣданія, и законная жена его Клавдия Степанова, Православнаго исповѣданія.
Выданъ ??????? Спасской церкви
Священникъ Николай ??????? Дiакон Владимир ???????
Званіе, имѧ, отчество и фамиліѧ воспріемниковъ.
Московскій 2й гильдии купеческий сынъ Алексѣй Кирилловъ Волковъ и Коломенскаго уѣзда, Непецинской волости, села Анастасьина, крестьянка Елена Степанова Трунакова.
Сестра Наталья 1911 года рождения
https://ya.ru/archive/search?text=Кастанаев&docType=sheet&specType=Все&is_digitized=0
Метрические книги Москва Никитский сорок Церковь Казанская в Сущеве
Архив ГБУ "ЦГА Москвы"
Фонд ЦЕРКВИ НИКИТСКОГО СОРОКА Г. МОСКВЫ ВЕДОМСТВА МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ КОНСИСТОРИИ.
Опись МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ ЦЕРКВЕЙ
МЕТРИЧЕСКОЙ КНИГИ НА 1911 ГОДЪ, ЧАСТЬ ПЕРВАѦ, ѡ РОДИВШИХСѦ.
Счетъ родившихсѧ.
Мужеска пола. -
Женска пола. 40
Мѣсѧцъ и день
рожденіѧ. 16 [29 написано позднее]
крещеніѧ. 29 [11/IX написано позднее]
Имена родившихсѧ.
Наталiя
Званіе, имѧ, отчество и фамиліѧ родителей, и какого вѣроисповѣданіѧ.
Мѣщанинъ города Нахичеваня на Дону Донской области Кеваркъ Хачатуровъ - Кастанаевъ, Армяно-Григорианского вѣроисповѣданiя, и законная жена Клавдия Степанова, православнаго вѣроисповѣданiя, из дома Курникова. ??. ??.
1649-1911 г. 3 уч. Сущ. ч.
Священник Василий Марков Псаломщикъ Василий Добронравов
Званіе, имѧ, отчество и фамиліѧ воспріемниковъ.
Личный почетный гражданинъ Михаилъ Адольфовичъ Iогансонъ и крестьянская жена Дмитровскаго уѣзда, села Рогачева Елена Степанова Мошкина.
Кто совершалъ таинство крещеніѧ.
Приходскій священникъ Марковъ съ причтомъ.
Мои комментарии к этим метрическим записям такие.
1. Хорошее совпадение с генеалогическим исследованием родственников Кастанаева. Информация из метрических записей хорошо подтверждает генеалогическое исследование "Семейные хроники одного среднерусского рода". Подтверждаются не только имена, но и детали событий. Например, Михаил Иогансон смог стать крёстным отцом Натальи, так как ранее сам принял православие. Для иллюстрации я приведу большую цитату из генеалогической работы с выделенными совпадающими местами.
Семейные хроники одного среднерусского рода3. Иогансоны-Трунаковы
Отец Надежды Михайловны, наш прадед по бабушке, Михаил Адольфович Иогансон, происходил из прибалтийских немцев. Он был образованные человеком, заведовал книжным магазином издательства Вольф на Кузнецком мосту. Вторым браком он женился на Софье Степановне Трунаковой. Лютеранин по вероисповеданию, он принял православие, чтобы обвенчаться с прабабушкой.
Семья имела квартиру в Москве на углу Кузнецкого моста и Петровки. Бабушка Надя рассказывала, что квартиру эту разгромили во время первой мировой войны, когда в Москве начались немецкие погромы. Бабушке запомнился момент, когда с балкона их квартиры был сброшен на улицу рояль. Бросив все, семья перебралась в подмосковный поселок Баковку.
Михаил Адольфович пользовался, однако, большим авторитетом в писательских кругах и продолжал работать в книжном магазине. Там же он трудился и после революции вплоть до своей смерти в 1939 г. Его библиотеку вторично постигло несчастье. Уже во время Великой отечественной войны в доме прадеда и прабабушки поселилась эвакуированная из Белоруссии семья. За неимением других возможностей печку стали топить книгами, многие из которых были подарены прадеду их авторами и имели дарственные надписи. Прах прадеда покоится в колумбарии Донского монастыря.
Софья Степановна происходила из многодетной семьи Трунаковых, жившей в Боровичах Новгородской области. У Степана Степановича и Аграфены Исаковны Трунаковых было четыре дочери (Мария, Клавдия, Елена, Софья) и два сына (Степан и Григорий). Мария была замужем, но детей не имела. Елена Степановна (в замужестве Мошкина) имела дочь Веру и сыновей Григория и Николая. У Веры Владимировны, вышедшей замуж за Михаила Никитича Сорокина, остались две дочери - Татьяна и Ольга, у Николая - дочь Евгения, у Григория, занимавшего ответственную партийную должность в Хабаровске, - шестеро детей, двое из которых, Тамара и Владимир живут во Владивостоке.
Клавдия Степановна вышла замуж за армянина Георгия Христофоровича Кастанаева. У них родились два сына (Николай и Христофор) и две дочери (Нина и Наталья). Николай стал известным летчиком-испытателем. В экипаже Сигизмунда Леваневского, совершавшего на транспортном самолете конструкции Болховитинова Н-209 перелет через Северный полюс в Америку, он был вторым пилотом. Самолет, как известно, пропал или погиб. Именем Николая Кастанаева в Москве названа улица - Кастанаевская в Кунцевском районе столицы.
2. Новая информация об имени и отчестве отца лётчика. Самая важная новая информацию из метрических записей это официальная информация об отце лётчика. Записи утверждают, что отец лётчика не принимал православие, а сохранил Армяно-Григорианское вероисповедание (как и большинство "русских армян"). Запись о рождении Натальи относится к 1911 году. А по косвенной информации можно считать, что отец лётчика умер не позднее 1913 года. Скорее всего, он до самой смерти официально сохранял армянское имя и отчество.
То есть "Георгий Христофорович" это неофициальный вариант для общения с русскими. А по документам он был "Кеваркъ Хачатуровъ" (в дореволюционном написании). То есть в советском написании отца лётчика звали "Геворк Хачатурович". А летчик Кастанаев в советском написании должен был стать "Николаем Геворковичем" (у "русских армян" такое имя отчество реально встречается). Но в семье лётчика использовали дореволюционную традицию русификации иноязычных имён и лётчик во всех документах был "Николаем Георгиевичем". Судя по генеалогическому исследованию "Семейные хроники одного среднерусского рода", даже относительно близкие родственники не знали настоящего имени отца лётчика Кастанаева.
Можно отметить, что имя Геворк действительно является армянским вариантом известного имени Георгий. А вот имя Христофор не является точным переводом имени Хачатур. Имя Христофор происходит от имени Христа Спасителя, а армянское слово хач означает Святой Крест. Но значение имен Христофор и Хачатур действительно похожее.
3. Возможная путаница с буквами О/А в фамилии лётчика. Интересная история связана с фамилией отца летчика. Если я правильно разобрал рукописные записи, то в книге 1907 года указана фамилия "Костанаевъ", а в книге 1911 года указана фамилия "Кастанаевъ". Есть достаточно большая вероятность, что фамилию изменилась под влиянием московского Аканья. Наиболее вероятно, что фамилия Кастанаев произошла от какой-то формы имени Константин. На разных языках есть множество вариантов этого имени, но на Кавказе очень известен вариант "Коста" (одна из главных улиц Владикавказа - "проспект Коста" в честь Коста Хетагурова). Поэтому есть вероятность, что первоначально фамилия была Костанаев, а Кастанаев это уже русифицированный вариант фамилии.
В воспоминаниях Александра Николаевича Пономарева
"Покорители неба" есть очень интересные воспоминания
о лётчике Кастанаеве в 20-е годы.
Через год меня все-таки назначили старшим механиком летного отделения школы. Комсомольцы тогда же избрали секретарем комсомольского бюро.
...
Всеобщий интерес к авиации мы ощущали и на себе. Член нашего комсомольского бюро учлет Костя Кастанаев, отвечавший за шефскую работу, жаловался мне:
— Проходу не стало в городе. Не успеваю выступать на комсомольских собраниях. Давай помощников.
Наши комсомольцы стали чаще бывать на заводах, фабриках, ездили по деревням, рассказывая об авиации, о красных летчиках. Всюду их встречали с радостью и почетом. А в праздники аэродром заполнялся толпами народа. Константин Кастанаев, Иван Белозеров, Владимир Чекарев, другие наши лучшие летчики поднимали в воздух самолеты, показывали искусство высшего пилотажа, потом приглашали желающих совершить воздушную прогулку. У взлетной полосы выстраивалась очередь, и люди терпеливо ждали — ведь каждый наш самолет мог взять тогда лишь одного пассажира.
После полетов выступала «синяя блуза» — коллектив нашей художественной самодеятельности. Репертуар был большим, разнообразным — и веселые частушки, и огневые пляски, и даже театральные спектакли, поставленные самими же учлетами. «Синеблузниками» руководил неистощимый на выдумку учлет Павел Гроховский.
Красочно проходили такие авиационные праздники в казачьих станицах. Самолеты приземлялись на лужайке, где казаки выезжали лошадей и устраивали скачки. Сбегались все станичники — нарядно одетые казачки, лихие казаки с чубами, свисающими из-под форменных картузов, в шароварах с широкими алыми лампасами. Они первыми вызывались прокатиться, хотя и заметно бледнели, усаживаясь в кабине. Взлетать с маленьких площадок было трудно, тем более что их обязательно обрамляли высокие тополя. Но наши летчики справлялись. Праздники проходили успешно. Осенью ворота школы осаждали толпы молодых казаков, загоревшихся жаждой оседлать «воздушного коня».
— Парень у вас тут есть. Костей зовут,— не раз приходилось мне слышать. — Хотим, как он...
Костя Кастанаев. Отличный из него получился летчик. Это он стал одним из первых наших летчиков-испытателей, многим самолетам дал путевку в жизнь. Человек выдающегося мужества, Кастанаев, как и Чкалов, заслужил право на полет через Северный полюс в Америку. Экипаж В. П. Чкалова блестяще выполнил задание. Самолет С. А. Леваневского, в экипаж которого входил Кастанаев, не долетел. Всякий раз, проходя по улице Кастанаева в Москве, я вижу перед собой Костю — веселого парня в летном шлеме, кумира борисоглебской комсомолии.
Точно известно, что лётчика Кастанаева звали Николай и он никогда не менял имя. Но "старший механик" Пономарев запомнил "учлёта" Кастанаева как "
Костю", он много раз повторяет это имя. На мой взгляд, это доказывает происхождение фамилии лётчика от имени Константин.
Появление буквы А в фамилии лётчика Кастанаева явно напоминает историю лётчика Леваневского (фамилию которого в Польше всегда пишут через О). Но в истории с фамилией лётчика Кастанаева есть одна любопытная особенность. Фамилию Леваневского сейчас почти всегда на русском языке пишут через А, на польском языке через О. А вот в случае с фамилией лётчика Кастанаева в русском языке сохранились оба варианта написания. В городе Владикавказ улица Кастанаева (между улицей Леваневского и проспектом Коста) вроде бы пишется через А. Но поисковые сервисы предлагают много случаев написания этой улицы через О. А в онлайн-карте на сервисе 2ГИС название улицы указано через О.
Кроме городе Владикавказ, есть ещё два возможных случая написания улицы (переулка) Кастанаева через О. Это город Няндома Архангельской области и город Днепропетровск на Украине. В обоих случаях улица явно названа в честь лётчика, так как рядом есть улица (переулок) Побежимова.
4. Информация о социальном статусе родителей лётчика. Из этих метрических записей можно узнать официальную информацию о социальном статусе родителей лётчика.
Отец лётчика был мещанином из города Нахичевань-на-Дону. Сейчас этот город утратил самостоятельность и стал районом Ростова-на-Дону. Но до революции Нахичевань-на-Дону была самостоятельным городом, причём это был один из важнейших центров "русских армян". В целом можно сказать, что отец лётчика был типичным "русским армянином": мещанин, армяно-григорианского вероисповедования, из Нахичевани-на-Дону, с типичным армянским ФИО.
Мать лётчика была из крестьянского сословия. Это видно из того, что её младшая сестра до замужества записана как крестьянка. Но родное село матери из этих записей нельзя определить. Авторы генеалогического исследования считают, что семья Трунаковых происходила из Новгородской губернии. А по метрической записи младшая сестра до замужества жила уже в Московской губернии. Можно сказать, что сестры Трунаковы были связаны с Подмосковьем и не разрывали связи с деревней. Летчик Кастанаев перед последним перелётом ездил прощаться с матерью в подмосковную деревню. Да и самая младшая сестра Софья с мужем в 1914 перебрались в подмосковный посёлок Баковка.
В целом можно сказать, что родители лётчика Кастанаева точно не принадлежали к "привилегированным сословиям". Но "простыми крестьянами" они также не были. Отец лётчика был "мещанином", то есть явно городским жителем. А у матери младшая сестра вышла замуж за образованного немца, управляющего известным книжным магазином в Москве. Интересно отметить, что крестным отцом дочери Нины стал некий сын купца второй гильдии. Конечно, для столичной Москвы вторая гильдия это немного. Но всё равно можно предположить, что Геворк Кастанаев не был простым ремесленником. Однако богатым человеком Геворк Кастанаев никогда не был. Богатый человек мог бы без проблем стать постоянным жителем столичной Москвы. А Геворк Хачатурович до конца жизни оставался мещанином провинциального города Нахичевань-на-Дону.
5. Место жительство семьи Кастанаевых. Из метрических записей можно кое-что узнать о месте жительства семьи. Очевидно, что крещение детей чаще всего проходило по месту проживания родителей. Церквей в дореволюционной Москве было очень много. Поэтому можно предположить, что родители проживали недалеко от церкви. Так как записи о рождении двух дочерей попали в метрические книги разных церквей, это указывает на смену места жительства родителей.
В метрической записи 1911 года есть даже точные указания о месте проживания родителей. "
3 уч. Сущ. ч." это почти наверняка третий участок сущевской полицейской части. А "
из дома Курникова" это указание на хозяина доходного дома (который сдавал квартиры в аренду). Сейчас понять подобные записи относительно сложно, надо хорошо знать краеведение Москвы. Крупные предприниматели могли владеть множеством доходных домов в разных районах города. Да и оценить престижность доходного дома начала двадцатого века сейчас тоже тяжело.
На мой взгляд, можно сказать, что семья Кастанаевых жила на дешёвой окраине. "
3 уч. Сущ. ч." был за пределами Садового кольца, то есть по любым меркам этот район не был центральным. Однако этот район был ближе к центру города, чем Савёловский вокзал. Поэтому далёкой окраиной этот район тоже нельзя назвать. На мой взгляд, район проживания семьи Кастанаевых в Москве можно сравнить с районом проживания семьи Левоневских в Петербурге. Левоневские тоже жили на окраине города, но всё-таки ближе самого удалённого Варшавского вокзала.
Выводы. Информация из метрических книг очень интересная, теперь известно полное ФИО и социальное состояние отца лётчика. Это открывает много новых возможностей краеведческих поисков. Можно попробовать выяснить стоимость аренды квартиры в том самом доходном доме. А можно попробовать поискать предков лётчика в Нахичевани-на-Дону. А ещё эти записи в очередной раз напоминают о многочисленных совпадениях в судьбах Леваневского и Кастанаева.
Их отцы происходили с национальных окраин огромной империи, но принадлежали к русскому миру. Поэтому дети выросли в столицах империи и принадлежали к русской культуре. При жизни отцов семьи Левоневского и Кастанаева жили относительно благополучно, могли снимать квартиры в доходных домах на окраинах столиц. Но после смерти отцов жизнь семей Левоневского и Кастанаева стала тяжёлой. Скорее всего, будущие лётчики Левоневский и Кастанаев были вынуждены начать подрабатывать уже в школьные годы. Самым простым вариантом решения проблемы для семей Левоневского и Кастанаева стал бы отъезд из города к родственникам "в деревню". Но в обоих случаях матери решили проявить упорство и бороться за новую жизнь детей в большом городе.
Ещё интересно отметить, что обе фамилии скорее всего происходили от хорошо известных в русской культуре христианских имён. Скорее всего, фамилия Левоневский происходила от имени Левонтий, белорусского варианта имени Леонтий. То есть Леваневский и Кастанаев это "Леонтьев" и "Константинов" в национальном произношении с учётом московского аканья.