Линдель Мауно Янович (1897-1937)

История высоких широт в биографиях и судьбах.

Линдель Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение pilpav » 01 Август 2022 11:19

В сообщении «Годовой отчёт УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ СЛУЖБЫ за 1933 год» история появления Линделя на мысе Челюскина изложена довольно понятно.
Лётно-технические кадры Воздушной Службы обеспечили выход на работу всех машин:
Н-7 п. Молоков, б/м Сугробов (зимой); п. Линдель, б/м Костромитин и Игнатьев (летом).


3. Экспедиции по обследованию новых районов.
а) Лено-Хатангская экспедиция.
5 июля на Н-7 лётчик Линдель М.Я. с б/м Митиным А.Г. и мотористом Игнатьевым прилетел в б. Тикси и сел на только вскрывшуюся ото льда часть реки Копчик размером 150х300. (работал для Лено-Хатангской экспедиции и вылетел 1 июля из Красноярска через Иркутск, Якутск). Для взлёта места было мало и 6-7 июля площадку расширяли с помощью аммонала.


То есть Линдель прилетел в Тикси из Красноярска на „Р-5" в начале июля. Линдель базировался на Тикси примерно два с половиной месяца. В начале сентября Линдель встретился в Тикси с Леваневским. Леваневский вылетел из Тики в Иркутск примерно 11 сентября, Линдель остался в Тикси.

4. Полёты по обслуживанию зимовок.
б). Полёты на зимовке на м. Челюскин. Самолёт Н-7 по прибытии в у. Лены горючего, перелетел 13.9 к п/х «Володарский» и отправился на нём в Архангельск. После того, как п/х затёрло льдами около о. Самуила был снова собран и 4.10 перелетел на м. Челюскин с т. Лавровым, где и остался для зимней работы.
Направленный на зимовку на м. Челюскин лётный состав (тт Карп и др) не прибыли и т. Линдель остался там с 3-мя самолётами и одним механиком Игнатьевым.
2 самолёта У-2 (Н-12 и Н-13) были доставлены на м. Челюскин 1.9 и 3.9 – выгружены.
22.10 был собран самолёт У-2 (СССР Н-12) и на нём было сделано 6 полётов по разведке льдов и по связи с п/х «Володарский»

То есть Линдель покинул Тикси примерно 13 сентября, погрузил самолёт на пароход и отправился вместе с ленской экспедицией в Архангельск. Но экспедиция зазимовала на островах Самуила, недалеко от мыса Челюскин.

На полярной станции мыса Челюскин в это время было два самолёта „У-2", которые успешно привезли на «Сибирякове» в начале сентября. Но по непонятным причинам на мыс Челюскина не попал не только пилот Карп, но и механик Камразе. И Линдель вместе со своим механиком Игнатьевым остались зимовать на мысе Челюскина. Фактически Линдель обслуживал обе зимовки (и мыс Челюскина, и ленскую экспедицию у островов Самуила). Вероятно, Лавров считал себя начальником Линделя и часто летал с Линделем во время зимовки.
8-12. У-2 – 5 самолётов заказаны на заводе №23 и получены в начале мая месяца.
Н-12 и Н-13 – доставлены на зимовку на м. Челюскин.
Часть самолётов была переброшена к месту работы по ж/д, пароходами, а часть лётом, как указано в таблице. (из таблицы: самолёты не летали Н-18, Н-13, Н-14; больше всех налетали: Н-2=136ч, Н-4=128ч, Н-7=118ч).
Кроме того был подготовлен лётсостав для зимовок:
На м. Челюскин мех. Камразе.
pilpav
 
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 15 Февраль 2022 14:59

Линдель Мауно Янович (1897-1937)

Сообщение veligzhanin » 04 Июнь 2025 15:53

 Линдель.jpg
Журнал "Советская Арктика", №12 1937 год, стр 108 Некролог на смерть М. Линделя

30 июля в Дудинке от кровоизлияния в мозг скончался известный полярный пилот Мауно Янович Линдель. Это тяжелая утрата для семьи полярных пилотов. Мауно Янович является одним из пионеров освоения Арктики. Родился т. Линдель в городе Гельсингфорсе (Финляндия) в 1897 году в семье рабочего. Детство было безрадостное и тяжелое. С самых ранних лет—борьба за существование. В то время сыну рабочего нечего было мечтать о профессии летчика, да и не было такой профессии. Отдельные смельчаки только еще начинали подниматься на первых, неусовершенствованных самолетах. Мауно Янович зорко следил за первыми успехами авиаторов. Он пошел по дороге отца. С юных лет испытал тяжесть мастеровщины. Был учеником, затем стал слесарем.
Годы революции застают Мауно Яновича полным сил и энергии. Он вступает в Красную гвардию и здесь, после учебы, становится летчиком. На „летающих гробах" он бомбит белогвардейщину, постепенно выковывая в себе все те качества, которые необходимы советскому летчику. С 1919 года т. Линдель—летчик первого воздушного морского дивизиона, затем летчик-инструктор.
С 1923 года Мауно Янович начинает ра ботать в Арктике. Наши старые полярные пилоты хорошо помнят, как приходилось тогда летать в Арктике. Всюду были не освоенные пустые пространства, куда само лет проникал впервые. Без метеосводок, без твердой уверенности в существовании посадочных площадок в конечных пунктах, летали на неприспособленных, неиспытанных в Арктике машинах. Каждый такой рейс являлся целым событием. Полеты летчика Отто Кальвица (впоследствии разбившегося на застругах Лены у рудников Сангар-хая) вызывали всеобщее восхищение. Никогда никто не слышал, чтобы Мауно Янович жаловался на трудности. Он сознавал, что своим почетным трудом завоевывает честь родины. Он ясно представлял себе будущее Арктики, освоенной большевиками.
С 1923 года Мауно Янович работает в Арктике беспрерывно. Он один из активных участников целого ряда арктических перелетов. Будучи скромным по натуре, он считал себя рядовым линейным полярным летчиком, хотя его полеты считались и оценивались как выдающиеся. Один из таких полетов Мауно Янович совершил в 1935 году по маршруту Москва — мыс Шмидта.
Испытывая затруднения, Мауно Янович не поддавался растерянности или панике. Таймырцы хорошо помнят случай, происшедший в конце зимы 1936 года. Возвращаясь с мыса Шмидта, где в ту зиму было проделано не мало отличных ночных полетов, Мауно Янович между островом Диксона и Гольчихой попал в пургу и сделал вынужденную посадку в тундре. Самолет при посадке поломался. Отсутствие всяких ориентиров и точных приборов не давало возможности экипажу определиться. По сохранившейся самолетной рации т. Линдель сообщил острову Диксона свои приблизительные координаты. Были предприняты немедленные розыски. Из Игарки и Дудинки вылетел ряд самолетов, в числе их „Сталь-2“— машина Головина, летавшая в то время из Дудинки на Хатангу. Поиски были длительные. И несмотря на это экипаж ни разу не проявил нетерпеливости или нервозности. Он методически каждый день сообщал о себе, будучи твердо уверенным, что его разыщут и снимут. Под конец с острова Диксона двинулся трактор с радиопеленгом, и эго предрешило успех поисков: летчик Головин не медленно нашел и снял экипаж т. Линделя целым и невредимым.
В последнее время т. Линдель работал в Енисейской авиагруппе. В разгар полярной зимы он выполнял срочное и весьма ответственное задание по переброске продовольственных грузов в Хатангскую тундру. Прошлой зимой этот вопрос, как известно, стоял очень остро, и Мауно Янович с честью его выполнил. К длинному списку смелых и самоотверженных дел летчика Линделя нужно от нести и прекрасно выполненную операцию по вывозу тяжело больных с Нордвикстроя зимой 1937 года. Смерть застала Мауно Яновича на посту. Базируясь в Дудинке, он выполнял ответственное задание по переброске грузов Норильстрою и Нордвикстрою. Здесь в Дудинке оборвалась его замечательная жизнь полярного летчика. Дудинцы хорошо знали и любили т. Линделя. Масса венков из полярных цветов украшала гроб с телом летчика. Многолюд ная демонстрация пришла провожать его в последний рейс. Раздался ружейный салют, и самолет с прахом летчика Мауно Яновича Линделя поднялся с Енисея, взяв курс на Красноярск.
veligzhanin
 
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 30 Июнь 2023 15:26

Пред.

Вернуться в Персоналии



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 13

Керамическая плитка Нижний НовгородПластиковые ПВХ панели Нижний НовгородБиотуалеты Нижний НовгородМинеральные удобрения